Последние публикации

18 Янв 2021
Аукционы на вылов рыбы хотят проводить в электронной форме
18 Янв 2021
Ученые ВНИРО обнаружили нового представителя ихтиофауны
18 Янв 2021
За транспортировку партии мороженой кеты с нарушением ветеринарного законодательства юридическому лицу вынесено предупреждение
18 Янв 2021
ФАС возбудила дело в отношении крупнейших добытчиков минтая
18 Янв 2021
Западно-Балтийское теруправление провело учения по борьбе экипажа рыбопромыслового судна с обледенением
18 Янв 2021
В Мурманске у причала опрокинулось рыболовное судно
18 Янв 2021
Сахалинцы купили уже 15 тонн рыбы с начала наважьей путины
18 Янв 2021
Более полумиллиона тонн тихоокеанских морепродуктов перевезло ОАО "РЖД" в 2020 году
18 Янв 2021
При одном важном уловии
18 Янв 2021
Для перераспределения уловов в условиях пандемии нужно задействовать возможности новых перерабатывающих мощностей
18 Янв 2021
Озеро Паланское вернёт утраченный статус
18 Янв 2021
Успехи в импортозамещении: вылов кильки на Волго-Каспии увеличился в 4,7 раз – до 13,6 тыс. тонн
18 Янв 2021
ФГБУ «НЦБРП» направило участникам хозяйственной деятельности подготовленный китайской стороной Техническое руководство по дезинфекции для контроля и профилактики COVID-19
18 Янв 2021
Рыбаки Сахалина и Курил в 2020 году добыли более 705 тысяч тонн биоресурсов
15 Янв 2021
Станет ли Сергей Дарькин рыбным фельдмаршалом?
15 Янв 2021
С 28 декабря 2020 года по 10 января 2021 года основным видом импортируемой продукции в Российскую Федерацию стала готовая пищевая продукция
15 Янв 2021
В 2020 году вырос экспорт водорослей из Приморского края в КНР
15 Янв 2021
В заливе Терпения 15 судов ловят навагу
15 Янв 2021
Калининградский филиал Главрыбвода на инкубацию заложил более 3 млн икры сига
15 Янв 2021
На Сахалине принимают обращения на вылов зубастой корюшки и гольцов
15 Янв 2021
Митин предложил закрепить преимущественное переоформление участков под рыболовство
15 Янв 2021
Гастрономический фестиваль корюшки открылся в ресторанах Приморья
15 Янв 2021
Промысел наваги начался в Южно-Курильской зоне
15 Янв 2021
От рыбацких компаний ждут заявок на льготное кредитование
15 Янв 2021
Добыча (вылов) минтая, сельди и трески в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в сезон «А»
15 Янв 2021
Представителям КМНС предлагают ознакомиться с квотами на вылов рыбы
15 Янв 2021
Сахалинцев просят подписать петицию для помощи сивучам
15 Янв 2021
Экспорт вьетнамского пангасиуса показывает тенденции к росту
15 Янв 2021
В Астраханской области Управлением Россельхознадзора не допущена к реализации рыбная продукция без ветеринарных сопроводительных документов
15 Янв 2021
В целях профилактики COVID-19 Китай разработал руководство для экспортёров рыбной продукции
15 Янв 2021
Док по размеру
15 Янв 2021
В Астраханской области Управлением Россельхознадзора не допущен ввоз рыбной продукции из Казахстана
15 Янв 2021
На реке Камчатка задержан браконьер добывавший лосося
15 Янв 2021
В Южно-Сахалинск привезли свежий минтай и треску по доступной цене
15 Янв 2021
В Александровск-Сахалинском районе оторвало льдину с рыбаками
15 Янв 2021
В Росрыболовстве обсудили порядок выдачи заключений на экспорт водных биоресурсов в живом виде
15 Янв 2021
Одну тонну камчатского краба разрешено добыть в Восточно-Сахалинской подзоне
15 Янв 2021
На Сахалине осудят браконьера, который дал взятку за икру
15 Янв 2021
"Цифра" для горбуши
15 Янв 2021
В КГТУ подвели итоги конкурса по разработке новых рыбных продуктов
15 Янв 2021
Инспекторы рыбоохраны Росрыболовства провели свыше 2 тысяч рейдов в новогодние праздники
14 Янв 2021
ФГБУ «Главрыбвод» перевыполнил план по госзаданию за 2020 год
14 Янв 2021
ФГБУ «Главрыбвод» в 2020 году выпустил более 4,8 млн водных биоресурсов в рамках выполнения компенсационных мероприятий
14 Янв 2021
Разъяснение Россельхознадзора правил указания масс нетто подконтрольных товаров в ИС «Меркурий»
14 Янв 2021
Компании Мурманской области экспортировали рыбу, одежду и сувениры в 19 стран
14 Янв 2021
В Тамбовской области ожидается увеличение производства товарной рыбы
14 Янв 2021
Более 20 тыс. тонн рыбы выловлено в Дагестане за 2020 год
14 Янв 2021
В Ярославской области будут выращивать форель и белугу
14 Янв 2021
Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в 2020 году обследовано 137 предприятий на право экспортных поставок
14 Янв 2021
Итоги выполнения компенсационных мероприятий в 2020 году

Подписка на новости

Всем сестрам по судам

1100
Россия

Новостной фон российского судостроения в уходящем году оказался на удивление смешанным. Вместе с привычными сообщениями о пожарах и срывах сроков читатели узнали о закладке, спусках на воду и высоких темпах строительства большого числа новых гражданских судов: принесла плоды политика государства, не оставившего рыбакам и нефтяникам выбора, где строить флот. Судя по всему, власти намерены усиливать давление и на другие отрасли, чтобы помочь судостроению. Основной вопрос теперь в том, готовы ли они хотя бы отчасти взять на себя финансовую ответственность за этот эксперимент, или нагрузка полностью ляжет на бизнес.

В этом году стало окончательно ясно, что политика государства по привлечению гражданских заказчиков на российские верфи приносит результаты. Помимо контрактов на сухогрузы и танкеры, суда-спасатели и ледоколы, стали появляться сообщения о закладке первого в постсоветское время пассажирского лайнера и масштабном строительстве не только рыбопромысловых судов, но даже танкеров Aframax и арктических газовозов. И подавляющее большинство заказов появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Еще в 2017 году власти, нарушив исторический принцип распределения квот на вылов рыбы, выставили 20% квот на аукцион под обязательства построить новые суда. В результате судостроители получили беспрецедентный заказ на 43 судна. В уходящем году эксперимент был признан успешным и повторен для квот на вылов краба, благодаря чему верфи должны выпустить еще 41 судно. То же происходило с флотом для Севморпути и освоения шельфа. Возник неформальный запрет на заказ подобной техники за рубежом, который распространяется даже на суда, никогда не строившиеся не только в России, но и в СССР. НОВАТЭК вынужден просить разрешения президента РФ для заказа части ледовых газовозов в Южной Корее. А вскоре эти правила хорошего тона могут стать законом, проект которого уже лежит в Госдуме.

Прижав к российскому стапелю рыбаков и нефтяников, правительство может распространить успешную практику и на другие отрасли. Уже несложно представить, как обязанность грузить продукцию на отечественные суда вводят для производителей удобрений, металлов или, например, зерна.

Ключевой вопрос — кто за это заплатит? Не только судостроители, но и большинство представителей экспортных отраслей согласны, что, учитывая санкции и внешнее давление, было бы неплохо иметь возможность построить суда в России. Но с этим связаны серьезные издержки: российские верфи строят медленно, дорого, а нередко и криво. А государство готово помогать лишь весьма избирательно.

Подавляющее большинство заказов в судостроении появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Так, получателем самой масштабной в истории российского судостроения поддержки стала верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка). Пока о ее возможностях остается только гадать, но верфи уже достались контракты на почти 40 судов, в том числе 15 газовозов для НОВАТЭКа. Поскольку такие суда никогда не строились в России, государство решило компенсировать заказчику разницу в стоимости техники на «Звезде» и эталонных для рынка азиатских верфях.

Но неясно, почему аналогичную помощь не получают другие компании, которые также фактически принудительно приведены на российские верфи. Рыбаки вынуждены строить флот гораздо дороже, чем за границей, лавируя между политикой импортозамещения, санкциями и возможностями верфей. Они уже столкнулись с проблемой увеличения цены готового судна и отклонения от сроков контрактов, но государство не спешит на помощь. Неясно и то, почему государство бюджетными деньгами гарантирует безубыточность «Звезды», тогда как остальные верфи вынуждены жестко конкурировать, зачастую снижая стоимость строительства до минимума, а иногда и работая в убыток, чтобы только получить заказ и загрузить мощности.

Судостроение на фоне углубляющейся экономической изоляции явно претендует на роль нового масштабного реципиента перекрестного субсидирования. Возможно, в чем-то это оправданно. Но если система не станет более адекватной рыночной ситуации, то резко ухудшится прибыльность компаний—заказчиков судов, а в отрасли может остаться одна лишь «Звезда», мощностей которой уже не хватает даже на текущие заказы.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Октябрь  >     <  2020 г.  >