Последние публикации

18 Сен 2020
«Это депутаты, грех сказать, «Единой России»…»
18 Сен 2020
Импорт дандженесского краба в США увеличился по стоимости и объему
18 Сен 2020
Рыбопромышленники заявили об увеличении спроса на минтай
18 Сен 2020
В Мурманском рыбном порту на 5% сократился грузооборот рыбопродукции
18 Сен 2020
Банда браконьеров в Ростовской области занималась уничтожением краснокнижной рыбы
18 Сен 2020
В Иркутской области проведут паспортизацию и сформируют кадастр водных объектов
18 Сен 2020
Рыба уплывает от россиян на экспорт
18 Сен 2020
Рыбаки Северо-Запада переходят на электронную отчетность
18 Сен 2020
Состоялись мероприятия Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов
18 Сен 2020
Экспедиционные исследования на северных озерах Красноярского края
18 Сен 2020
Дорожная карта для рыбаков
18 Сен 2020
Субсидию на повышение квалификации 156 специалистов получат четыре предприятия Приморья
18 Сен 2020
В Ростовской области пограничники изъяли у браконьеров улов на 1 млн рублей
18 Сен 2020
Три логистических проекта реализованы на площадке индустриального парка «Авангард» на ТОР «Хабаровск»
18 Сен 2020
Правительство планирует создать инструментарий поддержки экспорта
18 Сен 2020
Ученые займутся вопросами лососеводства на Южных Курилах
18 Сен 2020
11 работников колхоза им. В. И. Ленина попали в обсерватор
18 Сен 2020
У «Магнита» будет собственный сервис доставки продуктов
18 Сен 2020
Заработал "Сервис для экономного покупателя"
18 Сен 2020
Кулинарный онлайн-конкурс «Русская рыба»
18 Сен 2020
За вылов маломерного судака в Калининградском заливе браконьер должен возместить ущерб в 36 тыс. рублей
17 Сен 2020
Минтаевая война
17 Сен 2020
Экспорт мороженого филе форели из Норвегии превышает прошлогодний уровень на 23 % на фоне роста цены
17 Сен 2020
Норвегия увеличила объём экспорта охлажденной фермерской форели на 52 % на фоне снижения цены экспорта
17 Сен 2020
Эквадор увеличивает меры биобезопасности при производстве креветок
17 Сен 2020
Выращивание рыбы на заводах предпочтительнее выпуску ее в водоемы Таймыра
17 Сен 2020
В алтайских озерах растут запасы артемии
17 Сен 2020
В Озерновском выявлено уже 79 заболевших
17 Сен 2020
Итоги полицейской операции "Путина 2020"
17 Сен 2020
40 тысяч тонн лососей уже добыто в Сахалинской области
17 Сен 2020
В заливе Анива на третий год запрета промысла появилась горбуша
17 Сен 2020
Коронавирус сразил российский ВВП
17 Сен 2020
Министры сельского хозяйства и водных ресурсов стран G20 обсудили вопросы глобальной продбезопасности
17 Сен 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина экспортировано 296 партии рыбной продукции
17 Сен 2020
Россельхознадзор рассмотрел дела о правонарушениях ООО «Поларис»
17 Сен 2020
В Мурманской области открылся рыбоперерабатывающий завод мирового уровня
17 Сен 2020
Корпус малого сейнера-траулера «Всеслав» спущен на воду в Калининграде
17 Сен 2020
На 14 сентября российские рыбаки добыли 3,7 млн тонн водных биоресурсов
17 Сен 2020
Рыбаки ДВ объявили Русскую рыбопромышленную компанию Глеба Франка персоной нон-грата
17 Сен 2020
«Русская рыбопромышленная компания» Глеба Франка минтайщикам больше не товарищ
17 Сен 2020
Государственный визит
17 Сен 2020
Ответ России о Курильских островах дан и закреплен в Конституции РФ
17 Сен 2020
В Керчи открылся магазин-склад рыбной продукции от производителя
17 Сен 2020
Морская аквакультура ДВ продолжает находиться в поле зрения Госдумы
17 Сен 2020
Ученые уверены: сохранить каланов Северных Курил можно, создав заповедные акватории
17 Сен 2020
Письмо раздора
16 Сен 2020
Импорт кижуча в США растет три последних месяца
16 Сен 2020
Непростые времена для китайской аквакультуры
16 Сен 2020
Tesco угрожает прекратить закупку желтоперого тунца из Индийского океана
16 Сен 2020
Чилийские производители лосося готовятся к новой атаке на китайский рынок

Подписка на новости

Всем сестрам по судам

921
Россия

Новостной фон российского судостроения в уходящем году оказался на удивление смешанным. Вместе с привычными сообщениями о пожарах и срывах сроков читатели узнали о закладке, спусках на воду и высоких темпах строительства большого числа новых гражданских судов: принесла плоды политика государства, не оставившего рыбакам и нефтяникам выбора, где строить флот. Судя по всему, власти намерены усиливать давление и на другие отрасли, чтобы помочь судостроению. Основной вопрос теперь в том, готовы ли они хотя бы отчасти взять на себя финансовую ответственность за этот эксперимент, или нагрузка полностью ляжет на бизнес.

В этом году стало окончательно ясно, что политика государства по привлечению гражданских заказчиков на российские верфи приносит результаты. Помимо контрактов на сухогрузы и танкеры, суда-спасатели и ледоколы, стали появляться сообщения о закладке первого в постсоветское время пассажирского лайнера и масштабном строительстве не только рыбопромысловых судов, но даже танкеров Aframax и арктических газовозов. И подавляющее большинство заказов появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Еще в 2017 году власти, нарушив исторический принцип распределения квот на вылов рыбы, выставили 20% квот на аукцион под обязательства построить новые суда. В результате судостроители получили беспрецедентный заказ на 43 судна. В уходящем году эксперимент был признан успешным и повторен для квот на вылов краба, благодаря чему верфи должны выпустить еще 41 судно. То же происходило с флотом для Севморпути и освоения шельфа. Возник неформальный запрет на заказ подобной техники за рубежом, который распространяется даже на суда, никогда не строившиеся не только в России, но и в СССР. НОВАТЭК вынужден просить разрешения президента РФ для заказа части ледовых газовозов в Южной Корее. А вскоре эти правила хорошего тона могут стать законом, проект которого уже лежит в Госдуме.

Прижав к российскому стапелю рыбаков и нефтяников, правительство может распространить успешную практику и на другие отрасли. Уже несложно представить, как обязанность грузить продукцию на отечественные суда вводят для производителей удобрений, металлов или, например, зерна.

Ключевой вопрос — кто за это заплатит? Не только судостроители, но и большинство представителей экспортных отраслей согласны, что, учитывая санкции и внешнее давление, было бы неплохо иметь возможность построить суда в России. Но с этим связаны серьезные издержки: российские верфи строят медленно, дорого, а нередко и криво. А государство готово помогать лишь весьма избирательно.

Подавляющее большинство заказов в судостроении появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Так, получателем самой масштабной в истории российского судостроения поддержки стала верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка). Пока о ее возможностях остается только гадать, но верфи уже достались контракты на почти 40 судов, в том числе 15 газовозов для НОВАТЭКа. Поскольку такие суда никогда не строились в России, государство решило компенсировать заказчику разницу в стоимости техники на «Звезде» и эталонных для рынка азиатских верфях.

Но неясно, почему аналогичную помощь не получают другие компании, которые также фактически принудительно приведены на российские верфи. Рыбаки вынуждены строить флот гораздо дороже, чем за границей, лавируя между политикой импортозамещения, санкциями и возможностями верфей. Они уже столкнулись с проблемой увеличения цены готового судна и отклонения от сроков контрактов, но государство не спешит на помощь. Неясно и то, почему государство бюджетными деньгами гарантирует безубыточность «Звезды», тогда как остальные верфи вынуждены жестко конкурировать, зачастую снижая стоимость строительства до минимума, а иногда и работая в убыток, чтобы только получить заказ и загрузить мощности.

Судостроение на фоне углубляющейся экономической изоляции явно претендует на роль нового масштабного реципиента перекрестного субсидирования. Возможно, в чем-то это оправданно. Но если система не станет более адекватной рыночной ситуации, то резко ухудшится прибыльность компаний—заказчиков судов, а в отрасли может остаться одна лишь «Звезда», мощностей которой уже не хватает даже на текущие заказы.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
 <  Апрель  >     <  2019 г.  >