Последние публикации

24 Янв 2020
ФСБ предложила расширить ответственность за незаконную добычу рыбы и краба
24 Янв 2020
Мурманские рыбаки получат 10 новых траулеров
24 Янв 2020
У восточного побережья Сахалина началась зимняя путина
24 Янв 2020
53 тонны наваги добыто в Татарском проливе
24 Янв 2020
Задержанное пограничниками РФ японское рыболовецкое судно отпустили
24 Янв 2020
Россия должна реализовывать потенциал экспорта АПК, не только зерна - Мишустин
24 Янв 2020
Берингов пролив раздора
24 Янв 2020
Россельхозбанк назвал приоритетные экспортные направления на ближайшие 4 года
24 Янв 2020
Минсельхоз РФ предварительно оценил экспорт продукции АПК в 2019 г. в более чем $25 млрд
24 Янв 2020
Экспорт мороженого камчатского краба из Норвегии за год вырос по объему и стоимости практически на 40 %
24 Янв 2020
Рыбаки Перу требуют временно закрыть промысел анчоуса
24 Янв 2020
Крупнейшая в Европе аквапоническая ферма откроется в 2022 году
24 Янв 2020
Стоимость экспорта горбуши из США увеличилась на $ 65 млн, достигнув $ 205 млн
24 Янв 2020
На траулере «Ударник» начались швартовные испытания
24 Янв 2020
Темпы роста стоимости экспорта кижуча из США отстают от его объемов
24 Янв 2020
Новости кругосветки: на «Седове» прошла спартакиада
24 Янв 2020
Глава Росрыболовства в голубом!
24 Янв 2020
Рыбоохрана эффективно отработала на Байкале в 2019 году
24 Янв 2020
Новости кругосветки: «Крузенштерн» зашёл в Рио-де-Жанейро
24 Янв 2020
Путин и Медведев боятся Мавзолея Ленина
23 Янв 2020
На Сахалине и Курилах подорожала мороженая рыба, соленая сельдь
23 Янв 2020
Поставки рыбы на отечественный берег по-прежнему сокращаются
23 Янв 2020
Стало известно, где будут реализовывать навагу в Южно-Сахалинске
23 Янв 2020
В Астраханской области уничтожена опасная рыбная продукция
23 Янв 2020
Рыба с мышьяком продолжает поступать из Архангельска и Мурманска в Коми
23 Янв 2020
Стоимость экспорта кеты из США упала на 30 % на фоне небольшого снижения объемов
23 Янв 2020
Комитет Госдумы рекомендовал принять в первом чтении поправки в закон о рыболовстве об отмене плановых проверок
23 Янв 2020
Президент утвердил Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации
23 Янв 2020
Новости кругосветки: «Паллада» готовится к заходу в Вальпараисо
23 Янв 2020
К 22 января российские рыбаки добыли более 244 тыс. тонн – на 18% больше уровня 2019 года
23 Янв 2020
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 12% - до 138 тыс. тонн
23 Янв 2020
«Доброфлот» пришел на помощь рыболовному траулеру «Энигма Астралис»
23 Янв 2020
Вспоминая День Победы над Японией
23 Янв 2020
Морская знать
23 Янв 2020
Методом щупа
23 Янв 2020
Вернётся ли «Портовый»?
23 Янв 2020
Открытый ответ на открытое письмо независимого эксперта ... Булатова С.А.
22 Янв 2020
Более 167 тонн продуктов не пропустили на границе РФ в Псковской области за прошлый месяц
22 Янв 2020
Россия оштрафует японское рыболовное судно за незадекларированный улов
22 Янв 2020
Ученые предложили универсальный способ остановить вымирание кеты и горбуши в Хабаровском крае
22 Янв 2020
Корюшку для гастрономического фестиваля собирали со всего Дальнего Востока
22 Янв 2020
Южно-сахалинские торговцы пытаются продать прошлогоднюю корюшку и навагу под видом свежей
22 Янв 2020
1330 тонн наваги добыто на Сахалине
22 Янв 2020
Жители Южно-Сахалинска мешками уносят с рынка навагу за 80 рублей
22 Янв 2020
Дальневосточная прокуратура приняла меры реагирования по устранению нарушений законодательства в связи с пожаром на плавзаводе
22 Янв 2020
"Единороссы" отметили заслуги Голиковой, Козака, Гордеева и Патрушева
22 Янв 2020
Рыбу делят по науке
22 Янв 2020
Экспорт норвежского лосося 06.01.20 – 12.01.20
22 Янв 2020
Азия становится главным рынком сбыта гондурасских креветок
22 Янв 2020
Почти половину мороженого ската Южная Корея импортирует из Аргентины

Подписка на новости

Всем сестрам по судам

511
Россия

Новостной фон российского судостроения в уходящем году оказался на удивление смешанным. Вместе с привычными сообщениями о пожарах и срывах сроков читатели узнали о закладке, спусках на воду и высоких темпах строительства большого числа новых гражданских судов: принесла плоды политика государства, не оставившего рыбакам и нефтяникам выбора, где строить флот. Судя по всему, власти намерены усиливать давление и на другие отрасли, чтобы помочь судостроению. Основной вопрос теперь в том, готовы ли они хотя бы отчасти взять на себя финансовую ответственность за этот эксперимент, или нагрузка полностью ляжет на бизнес.

В этом году стало окончательно ясно, что политика государства по привлечению гражданских заказчиков на российские верфи приносит результаты. Помимо контрактов на сухогрузы и танкеры, суда-спасатели и ледоколы, стали появляться сообщения о закладке первого в постсоветское время пассажирского лайнера и масштабном строительстве не только рыбопромысловых судов, но даже танкеров Aframax и арктических газовозов. И подавляющее большинство заказов появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Еще в 2017 году власти, нарушив исторический принцип распределения квот на вылов рыбы, выставили 20% квот на аукцион под обязательства построить новые суда. В результате судостроители получили беспрецедентный заказ на 43 судна. В уходящем году эксперимент был признан успешным и повторен для квот на вылов краба, благодаря чему верфи должны выпустить еще 41 судно. То же происходило с флотом для Севморпути и освоения шельфа. Возник неформальный запрет на заказ подобной техники за рубежом, который распространяется даже на суда, никогда не строившиеся не только в России, но и в СССР. НОВАТЭК вынужден просить разрешения президента РФ для заказа части ледовых газовозов в Южной Корее. А вскоре эти правила хорошего тона могут стать законом, проект которого уже лежит в Госдуме.

Прижав к российскому стапелю рыбаков и нефтяников, правительство может распространить успешную практику и на другие отрасли. Уже несложно представить, как обязанность грузить продукцию на отечественные суда вводят для производителей удобрений, металлов или, например, зерна.

Ключевой вопрос — кто за это заплатит? Не только судостроители, но и большинство представителей экспортных отраслей согласны, что, учитывая санкции и внешнее давление, было бы неплохо иметь возможность построить суда в России. Но с этим связаны серьезные издержки: российские верфи строят медленно, дорого, а нередко и криво. А государство готово помогать лишь весьма избирательно.

Подавляющее большинство заказов в судостроении появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Так, получателем самой масштабной в истории российского судостроения поддержки стала верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка). Пока о ее возможностях остается только гадать, но верфи уже достались контракты на почти 40 судов, в том числе 15 газовозов для НОВАТЭКа. Поскольку такие суда никогда не строились в России, государство решило компенсировать заказчику разницу в стоимости техники на «Звезде» и эталонных для рынка азиатских верфях.

Но неясно, почему аналогичную помощь не получают другие компании, которые также фактически принудительно приведены на российские верфи. Рыбаки вынуждены строить флот гораздо дороже, чем за границей, лавируя между политикой импортозамещения, санкциями и возможностями верфей. Они уже столкнулись с проблемой увеличения цены готового судна и отклонения от сроков контрактов, но государство не спешит на помощь. Неясно и то, почему государство бюджетными деньгами гарантирует безубыточность «Звезды», тогда как остальные верфи вынуждены жестко конкурировать, зачастую снижая стоимость строительства до минимума, а иногда и работая в убыток, чтобы только получить заказ и загрузить мощности.

Судостроение на фоне углубляющейся экономической изоляции явно претендует на роль нового масштабного реципиента перекрестного субсидирования. Возможно, в чем-то это оправданно. Но если система не станет более адекватной рыночной ситуации, то резко ухудшится прибыльность компаний—заказчиков судов, а в отрасли может остаться одна лишь «Звезда», мощностей которой уже не хватает даже на текущие заказы.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Январь   <  2020 г.