Последние публикации

13 Май 2021
Российские ученые примут участие в международной экспедиции по изучению лососей
13 Май 2021
Илья Раковский : Мои приоритеты инвестквоты,аквакультура,любительское рыболовство
13 Май 2021
Рыбопромышленник Владимир Смирнов: нельзя запрещать лов
13 Май 2021
Более 40 тысяч тонн сельди добыли рыбаки Приморья
13 Май 2021
WWF представляет ArcNet – новый инструмент для сохранения природы арктических морей
13 Май 2021
Полный крах: известная в Приморье рыбодобывающая компания стала банкротом
13 Май 2021
На берег Сахалина выбросился косяк сельди длиной 4 км
13 Май 2021
Катастрофа?
13 Май 2021
Свыше 900 кг незаконно добытой корюшки обнаружили на берегу реки инспекторы рыбоохраны
13 Май 2021
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
13 Май 2021
Рыбинспекторы пресекли вывоз незаконно добытой рыбы в Усть-Большерецком районе
13 Май 2021
Из икры возродится эндемик.
13 Май 2021
Ярославская область присоединилась к «Всероссийскому дню без сетей»
13 Май 2021
За майские праздники инспекторы рыбоохраны провели более 2 тысяч рейдов
12 Май 2021
Памяти Виктора Бугаева
12 Май 2021
Управлением Россельхознадзора приостановлен ввоз в Приморье более 22 тонн мороженой форели из Китая
12 Май 2021
Минтай готовят к взвешиванию
12 Май 2021
Китайцы опустошают рыбные запасы Африки – для производства норвежского лосося
12 Май 2021
Когда не в радость проливная рыба
12 Май 2021
В российских водах будут работать 75 южнокорейских рыболовных судовм
12 Май 2021
Рыбаки мешками вытаскивают мойву в Углегорском районе
12 Май 2021
Учёные ВНИРО продолжают океанографическую съемку в Черном море на НИС «Профессор Водяницкий»
12 Май 2021
Попавшие в ледовый плен в бухте на Чукотке белухи пережили зиму
12 Май 2021
Париж предупредил о санкциях в случае невыполнения Лондоном договоренностей по рыболовству
12 Май 2021
Французский министр обвинил Великобританию в несоблюдении соглашения по выходу из ЕС
12 Май 2021
Прогноз вылова водных биоресурсов в океанических районах на 2022 год
12 Май 2021
Реку Комиссаровку в Корсаковском районе перекрыли сетями
12 Май 2021
Росрыболовство приглашает поддержать экологическую акцию «Всероссийский день без сетей»
12 Май 2021
Аквакульутра стала неотъемлемой частью Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia
11 Май 2021
Лососевая путина на Камчатке стартует с 1 июня 2021 года
11 Май 2021
Франция призвала Великобританию пересмотреть ограничения на рыбную ловлю
11 Май 2021
Рыбаки Мурманской области обратились в Государственную Думу к Алексею Гордееву
11 Май 2021
ФАС начал проверку «Ассоциации добытчиков минтая»
11 Май 2021
На Камчатке пожарные потушили рыболовецкое судно
11 Май 2021
Согласится ли РРПК на «рыб-баттл»?
11 Май 2021
Вылов растет, но прибыль – падает
11 Май 2021
Коренные малочисленные банкроты
11 Май 2021
Камчатцы спасли владивостокских рыбаков
11 Май 2021
Промысел горбуши предлагают не открывать на юго-западе Сахалина и на Кунашире
11 Май 2021
Золотые соседи – как страны Азии решают проблему охраны рек от золотодобычи. Золотые реки Монголии
11 Май 2021
Клуб рыболовов Китая приобрел выловленного у берегов Хайнаня редкого тунца массой 350 кг
11 Май 2021
Краткий пообъектный перечень основных факторов воздействия горной промышленности на лососевые экосистемы в Камчатском крае на 2020 год
11 Май 2021
Сахалинские рыбаки за год «наловили» штрафов на 2,5 млн рублей
11 Май 2021
Росрыболовство усилит меры по обеспечению безопасности мореплавания на промысле
11 Май 2021
Ученые ВНИРО исследуют причины гибели каспийских тюленей
11 Май 2021
Война: Камчатский край 1941–1945 гг
11 Май 2021
Вячеслав Зиланов: «Кремлёвская ложка дегтя к Параду Победы»
11 Май 2021
Катастрофа на Камчатке. Что же случилось на самом деле ? Кто обманул всю страну?
10 Май 2021
Золотые соседи – как страны Азии решают проблему охраны рек от золотодобычи. Китайский путь
9 Май 2021
Памяти Андрея Пятко

Подписка на новости

Всем сестрам по судам

1273
Россия

Новостной фон российского судостроения в уходящем году оказался на удивление смешанным. Вместе с привычными сообщениями о пожарах и срывах сроков читатели узнали о закладке, спусках на воду и высоких темпах строительства большого числа новых гражданских судов: принесла плоды политика государства, не оставившего рыбакам и нефтяникам выбора, где строить флот. Судя по всему, власти намерены усиливать давление и на другие отрасли, чтобы помочь судостроению. Основной вопрос теперь в том, готовы ли они хотя бы отчасти взять на себя финансовую ответственность за этот эксперимент, или нагрузка полностью ляжет на бизнес.

В этом году стало окончательно ясно, что политика государства по привлечению гражданских заказчиков на российские верфи приносит результаты. Помимо контрактов на сухогрузы и танкеры, суда-спасатели и ледоколы, стали появляться сообщения о закладке первого в постсоветское время пассажирского лайнера и масштабном строительстве не только рыбопромысловых судов, но даже танкеров Aframax и арктических газовозов. И подавляющее большинство заказов появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Еще в 2017 году власти, нарушив исторический принцип распределения квот на вылов рыбы, выставили 20% квот на аукцион под обязательства построить новые суда. В результате судостроители получили беспрецедентный заказ на 43 судна. В уходящем году эксперимент был признан успешным и повторен для квот на вылов краба, благодаря чему верфи должны выпустить еще 41 судно. То же происходило с флотом для Севморпути и освоения шельфа. Возник неформальный запрет на заказ подобной техники за рубежом, который распространяется даже на суда, никогда не строившиеся не только в России, но и в СССР. НОВАТЭК вынужден просить разрешения президента РФ для заказа части ледовых газовозов в Южной Корее. А вскоре эти правила хорошего тона могут стать законом, проект которого уже лежит в Госдуме.

Прижав к российскому стапелю рыбаков и нефтяников, правительство может распространить успешную практику и на другие отрасли. Уже несложно представить, как обязанность грузить продукцию на отечественные суда вводят для производителей удобрений, металлов или, например, зерна.

Ключевой вопрос — кто за это заплатит? Не только судостроители, но и большинство представителей экспортных отраслей согласны, что, учитывая санкции и внешнее давление, было бы неплохо иметь возможность построить суда в России. Но с этим связаны серьезные издержки: российские верфи строят медленно, дорого, а нередко и криво. А государство готово помогать лишь весьма избирательно.

Подавляющее большинство заказов в судостроении появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Так, получателем самой масштабной в истории российского судостроения поддержки стала верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка). Пока о ее возможностях остается только гадать, но верфи уже достались контракты на почти 40 судов, в том числе 15 газовозов для НОВАТЭКа. Поскольку такие суда никогда не строились в России, государство решило компенсировать заказчику разницу в стоимости техники на «Звезде» и эталонных для рынка азиатских верфях.

Но неясно, почему аналогичную помощь не получают другие компании, которые также фактически принудительно приведены на российские верфи. Рыбаки вынуждены строить флот гораздо дороже, чем за границей, лавируя между политикой импортозамещения, санкциями и возможностями верфей. Они уже столкнулись с проблемой увеличения цены готового судна и отклонения от сроков контрактов, но государство не спешит на помощь. Неясно и то, почему государство бюджетными деньгами гарантирует безубыточность «Звезды», тогда как остальные верфи вынуждены жестко конкурировать, зачастую снижая стоимость строительства до минимума, а иногда и работая в убыток, чтобы только получить заказ и загрузить мощности.

Судостроение на фоне углубляющейся экономической изоляции явно претендует на роль нового масштабного реципиента перекрестного субсидирования. Возможно, в чем-то это оправданно. Но если система не станет более адекватной рыночной ситуации, то резко ухудшится прибыльность компаний—заказчиков судов, а в отрасли может остаться одна лишь «Звезда», мощностей которой уже не хватает даже на текущие заказы.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Май   <  2021 г.