Последние публикации

1 Апр 2020
Руководители филиалов ВНИРО получили награды Росрыболовства
31 Мар 2020
Крупные японские супермаркеты устраивают распродажи дорогостоящих морепродуктов
31 Мар 2020
Китайский рынок лосося вновь открывается, но расходы на авиаперевозки в США бьют по карманам норвежских экспортеров
31 Мар 2020
В январе более 70 % американского экспорта кижуча ушло в Канаду
31 Мар 2020
Экспорт кеты из США в январе снизился на 12 процентов
31 Мар 2020
Спрос на продукты в России за минувшую неделю вернулся к прошлогоднему уровню
31 Мар 2020
Владимир Путин предложил ввести временный мораторий на санкции
31 Мар 2020
Сахалинские рыбаки выдвигаются на мойву
31 Мар 2020
Рыбу приманивают из-за границы
31 Мар 2020
Минсельхоз и Минпромторг продолжают вести работу по сохранению цен при высоком спросе
31 Мар 2020
На Камчатке возбуждено уголовное дело по факту гибели трех моряков на борту судна
31 Мар 2020
Олег Креславский: «Несмотря на давление, порт продолжает работать, как и все 85 лет своей истории!»
31 Мар 2020
Импорту выйдет скидка
31 Мар 2020
Владелец «Меги» отказал сети ресторанов «Мясо и рыба» в льготах по аренде из-за вируса
31 Мар 2020
«Рыбколхоз Вешенский» снова не смогли продать с торгов
31 Мар 2020
В защищенном режиме
31 Мар 2020
Приостановлена работа в системе «Меркурий» 27 уполномоченных лиц хозяйствующих субъектов Псковской области
31 Мар 2020
НИС «Профессор Кагановский» открыл сезон морских экспедиционных работ на Дальнем Востоке
31 Мар 2020
Вирус не помеха
31 Мар 2020
Экс-замглавы Росрыболовства объявлен в международный розыск по делу о мошенничестве
31 Мар 2020
Ритейл и общепит предупредили о риске коллапса в отрасли
31 Мар 2020
Сотрудники ФСБ снова пришли с обысками в Мурманский рыбный порт
31 Мар 2020
Рыбные ряды: в оптовом звене подешевели камбала, сельдь и скумбрия
31 Мар 2020
Вышел новый номер журнала «Русская рыба»
30 Мар 2020
Вьетнамский экспорт морепродуктов сталкивается с дополнительными препятствиями из- за COVID-19
30 Мар 2020
Объем экспорта чавычи из США в январе увеличился более чем в 4 раза
30 Мар 2020
Экспорт угольной рыбы из США в Японию, Китай и Гонконг
30 Мар 2020
Импорт атлантического лосося в США вырос более чем на 10 % в январе
30 Мар 2020
Импорт консервированного лосося в США снизился на 30 % в январе
30 Мар 2020
«Владморрыбпорт» приобрел новый контейнерный кран RTG грузоподъемностью 45 тонн
30 Мар 2020
Благодаря ФГИС «Меркурий» в Псковской области выявлено более 20 предприятий, допускающих нарушения законодательства при вылове рыбы
30 Мар 2020
Более 132 тысяч тонн минтая, трески и сельди добыли сахалинские рыбаки на охотоморской путине
30 Мар 2020
Минсельхоз допустил обнуление пошлин на импортные продукты
30 Мар 2020
Сахалинские компании прекратили добычу палевого морского ежа в подзоне Приморье
30 Мар 2020
Развитие сети распредцентров в РФ поможет упростить поставки продуктов
30 Мар 2020
Рыба в России может подорожать вслед за долларом
30 Мар 2020
Какими будут цены на продукты в период коронавируса
30 Мар 2020
Студенты Дальневосточного судостроительного колледжа пройдут практику на заводе в Находке
30 Мар 2020
Старейший рыбколхоз Сахалина на своем примере доказывает важность «исторического принципа» в рыболовстве
30 Мар 2020
Рыбная отрасль Приморья уже подсчитывает финансовые потери
30 Мар 2020
Рыбопродукцию на 166,8 млн долларов отправили с Камчатки на экспорт в этом году
30 Мар 2020
В Салехарде открыли первый в регионе распределительный центр по хранению рыбы
30 Мар 2020
Две тысячи тонн медуз могут выловить рыбопромышленники Сахалинской области
30 Мар 2020
Крабодобытчики потирают руки
30 Мар 2020
В Охотском море на рыболовецком судне "Восток-2" произошел пожар
30 Мар 2020
На Крымском полуострове вводится нерестовый запрет на лов пресноводной рыбы
30 Мар 2020
Новости кругосветки: на траверзе Мадагаскара «Паллада» поймала попутный ветер и пятибалльную качку
30 Мар 2020
Севастопольские ученые помогут спасти моллюсков от гипоксии
30 Мар 2020
Зараза
30 Мар 2020
ЦСМС проведет видеоконференции для рыбаков Камчатки и Владивостока по передаче данных в ОСМ

Подписка на новости

Всем сестрам по судам

717
Россия

Новостной фон российского судостроения в уходящем году оказался на удивление смешанным. Вместе с привычными сообщениями о пожарах и срывах сроков читатели узнали о закладке, спусках на воду и высоких темпах строительства большого числа новых гражданских судов: принесла плоды политика государства, не оставившего рыбакам и нефтяникам выбора, где строить флот. Судя по всему, власти намерены усиливать давление и на другие отрасли, чтобы помочь судостроению. Основной вопрос теперь в том, готовы ли они хотя бы отчасти взять на себя финансовую ответственность за этот эксперимент, или нагрузка полностью ляжет на бизнес.

В этом году стало окончательно ясно, что политика государства по привлечению гражданских заказчиков на российские верфи приносит результаты. Помимо контрактов на сухогрузы и танкеры, суда-спасатели и ледоколы, стали появляться сообщения о закладке первого в постсоветское время пассажирского лайнера и масштабном строительстве не только рыбопромысловых судов, но даже танкеров Aframax и арктических газовозов. И подавляющее большинство заказов появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Еще в 2017 году власти, нарушив исторический принцип распределения квот на вылов рыбы, выставили 20% квот на аукцион под обязательства построить новые суда. В результате судостроители получили беспрецедентный заказ на 43 судна. В уходящем году эксперимент был признан успешным и повторен для квот на вылов краба, благодаря чему верфи должны выпустить еще 41 судно. То же происходило с флотом для Севморпути и освоения шельфа. Возник неформальный запрет на заказ подобной техники за рубежом, который распространяется даже на суда, никогда не строившиеся не только в России, но и в СССР. НОВАТЭК вынужден просить разрешения президента РФ для заказа части ледовых газовозов в Южной Корее. А вскоре эти правила хорошего тона могут стать законом, проект которого уже лежит в Госдуме.

Прижав к российскому стапелю рыбаков и нефтяников, правительство может распространить успешную практику и на другие отрасли. Уже несложно представить, как обязанность грузить продукцию на отечественные суда вводят для производителей удобрений, металлов или, например, зерна.

Ключевой вопрос — кто за это заплатит? Не только судостроители, но и большинство представителей экспортных отраслей согласны, что, учитывая санкции и внешнее давление, было бы неплохо иметь возможность построить суда в России. Но с этим связаны серьезные издержки: российские верфи строят медленно, дорого, а нередко и криво. А государство готово помогать лишь весьма избирательно.

Подавляющее большинство заказов в судостроении появилось не от хорошей жизни, а из-за обязательств, навязанных бизнесу государством.

Так, получателем самой масштабной в истории российского судостроения поддержки стала верфь «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти» и Газпромбанка). Пока о ее возможностях остается только гадать, но верфи уже достались контракты на почти 40 судов, в том числе 15 газовозов для НОВАТЭКа. Поскольку такие суда никогда не строились в России, государство решило компенсировать заказчику разницу в стоимости техники на «Звезде» и эталонных для рынка азиатских верфях.

Но неясно, почему аналогичную помощь не получают другие компании, которые также фактически принудительно приведены на российские верфи. Рыбаки вынуждены строить флот гораздо дороже, чем за границей, лавируя между политикой импортозамещения, санкциями и возможностями верфей. Они уже столкнулись с проблемой увеличения цены готового судна и отклонения от сроков контрактов, но государство не спешит на помощь. Неясно и то, почему государство бюджетными деньгами гарантирует безубыточность «Звезды», тогда как остальные верфи вынуждены жестко конкурировать, зачастую снижая стоимость строительства до минимума, а иногда и работая в убыток, чтобы только получить заказ и загрузить мощности.

Судостроение на фоне углубляющейся экономической изоляции явно претендует на роль нового масштабного реципиента перекрестного субсидирования. Возможно, в чем-то это оправданно. Но если система не станет более адекватной рыночной ситуации, то резко ухудшится прибыльность компаний—заказчиков судов, а в отрасли может остаться одна лишь «Звезда», мощностей которой уже не хватает даже на текущие заказы.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 <  Апрель   <  2020 г.