Последние публикации

14 Окт 2019
Золотая медаль «Продукт года-2019» вручена Океанрыбфлоту за производство высококачественных рыбопродуктов
14 Окт 2019
Китай и Южная Корея все больше интересуются норвежскими морепродуктами
14 Окт 2019
Норвегия значительно увеличила объем экспорта лосося
14 Окт 2019
Норвежский экспорт морепродуктов в сентябре 2019 года
14 Окт 2019
Глубоководные крабы не доползли до аукционов
14 Окт 2019
Компания «Дорада» внесла заведомо ложные данные в «Меркурий»
14 Окт 2019
Грузооборот ММРП по рыбе в сентябре вырос на 75 процентов
14 Окт 2019
Круглый стол по вопросам регулирования в сфере оборота водных биоресурсов прошел в Россельхознадзоре
14 Окт 2019
На Сахалине в икре местного производителя выявлено нарушение
14 Окт 2019
Причины возврата партии икры осетровых рыб, поступившей из Республики Армения
14 Окт 2019
В партии свежемороженой северной креветки выявлены бактерии кишечной палочки и превышение уровня бактериальной обсемененности
14 Окт 2019
Управлением Россельхознадзора по Мурманской области оформлено на экспорт более 123 тысяч тонн рыбы и морепродукции
14 Окт 2019
В Совфеде изучат соглашение с США о разграничении в море, которое невыгодно России
14 Окт 2019
Севастопольским рыбакам-прибрежникам расширят перечень мест выгрузки улова
14 Окт 2019
Челябинские общественники против жаберных сетей
14 Окт 2019
Дрозденко: в 2019 году экспорт продукции АПК Ленобласти вырос на 35%
14 Окт 2019
Ленобласть будет выращивать королевские креветки
14 Окт 2019
Россия и Сербия укрепляют сотрудничество в сфере АПК
14 Окт 2019
В Россельхознадзоре заявили о снижении качества чёрной икры в РФ
14 Окт 2019
В Калининградской области растет производство рыбной продукции
14 Окт 2019
В Калининграде может появиться комплекс по выращиванию рыбы
14 Окт 2019
Дальневосточные таможенники и бизнес о перспективах внешнеэкономической деятельности
14 Окт 2019
Рыболовецкая компания перевела в Китай более 4 миллионов рублей за непоставленный товар
14 Окт 2019
Ученые ВНИРО и РАН исследуют биоразнообразие реки Волга
14 Окт 2019
ВНИРО: очередной этап выпуска белух начнется на следующей неделе
14 Окт 2019
Минсельхоз утвердил порядок получения участков для воспроизводства анадромных видов рыб
11 Окт 2019
Экспорт снежного краба (опилио) живого из Норвегии за 9 месяцев 2019 года
11 Окт 2019
Учёные рассказали о научной базе развития аквакультуре на Дальнем Востоке
11 Окт 2019
Из рыбы вычищают льготы
11 Окт 2019
В Минэкономразвития создали департамент по «регуляторной гильотине»
11 Окт 2019
Частицы микропластика зафиксировали на всем протяжении Северного морского пути
11 Окт 2019
Производство сига в ЯНАО просубсидируют на 75 миллионов рублей
11 Окт 2019
Минсельхоз России проведет I Международный агропромышленный форум
11 Окт 2019
Очереди за рыбой – это позор
11 Окт 2019
Производство рыбы в Нижегородской области к концу 2021 года может выйти на уровень 729 тонн
11 Окт 2019
«Рыбный край»: власти Петропавловска попытаются не допустить беспорядков при раздаче бесплатной рыбы
11 Окт 2019
В Роскачестве объяснили, как не купить испорченную рыбу и икру
11 Окт 2019
Китайцы распробовали хабаровскую селёдку
11 Окт 2019
Уголовное дело по факту браконьерства в особо крупном размере направлено в суд
11 Окт 2019
Россия наращивает экспорт
11 Окт 2019
Южно-Курильский рыбокомбинат анонсирует в Китае продукцию будущего завода на Кунашире
11 Окт 2019
Росрыболовство подготовит изменения в техрегламент ЕАЭС о безопасности рыбопродукции
11 Окт 2019
АНОНС: Заседание Общественного совета при Росрыболовстве состоится 24 октября
11 Окт 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
11 Окт 2019
Вячеслав Зиланов: «Линия предательства» – как СССР сдавал США акваторию Берингова моря
11 Окт 2019
Экспорт норвежской форели вырос
11 Окт 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 27.09.2019 – 03.10.2019
11 Окт 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 04.10.2019
11 Окт 2019
Экспорт королевского (камчатского) краба живого из Норвегии за 9 месяцев 2019 года
10 Окт 2019
Экспорт королевского (камчатского) краба мороженого из Норвегии за 9 месяцев 2019 года

Подписка на новости

Сказка о рыбаке и верфи

367
Россия

Российские верфи, 40 лет почти не строившие рыбопромысловые суда, получили массовый приток заказов. Рыбопромышленники теперь обязаны покупать новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов, и законтрактовали 43 судна в целом на 160 млрд руб. Но, соблюдать сроки строительства не удается почти никому из-за нехватки опыта, необходимости адаптировать иностранную документацию под российские требования и санкций. Уже затянулись проекты как минимум у «Янтаря», Выборгского судостроительного завода и «Вымпела». Источники “Ъ” ждут повторения ситуации и с краболовами, которые придется заказать победителям назначенных на октябрь аукционов.

«Мы без копейки бюджетного финансирования простимулировали строительство рыбопромыслового флота, — торжествовал в августе глава Росрыболовства Илья Шестаков. — Ни в России, ни в СССР последние 40 лет ничего подобного для рыбохозяйственной отрасли не строилось».

Действительно, рыбопромышленники уже заключили соглашения по постройке 43 судов и 25 перерабатывающих заводов на общую сумму около 180 млрд руб., из которых львиная доля — 160,5 млрд руб.— приходится именно на флот. По данным Росрыболовства, это позволит обновить около 65% профильных судов в Северном бассейне и около 25% — на Дальнем Востоке (по мощности, но не по количеству).

Компании пошли на такие инвестиции, чтобы получить квоты на вылов: согласно заработавшему в 2017 году постановлению правительства, 20% квот отобрано у прежних владельцев, получивших их по историческому принципу, и будет распределено между компаниями, обязавшимися за пять лет построить в РФ новые суда или фабрики.

Сроки поплыли

Однако программа строительства флота сдвигается — как минимум по головным судам. Первый контракт в рамках инвестквот был заключен в январе 2016 года Рыболовецким колхозом имени Ленина с калининградским судостроительным завод «Янтарь» (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Верфь должна была построить три средних траулера-сейнера общей стоимостью 3,5 млрд руб. и сдать их в 2018–2019 годах. Но, как рассказывают собеседники “Ъ”, у завода возникли серьезные проблемы из-за санкций. Так, норвежский партнер, поставив оборудование на верфь, отказался выполнять его пусконаладку. Подрядчика удалось найти в Испании, но было потрачено время. В итоге головное судно было сдано только 3 сентября, и, по словам собеседников “Ъ”, себестоимость его строительства для верфи увеличилась почти вдвое. Второе судно должно быть сдано в конце текущего, а третье — в начале 2020 года, но источники “Ъ” не исключают сдвиг сроков еще минимум на полгода. На «Янтаре» проект не комментируют.

Также входящий в ОСК Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) в рамках контракта от сентября 2016 года должен был построить для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК) четыре средних морозильных траулера со сдачей первого в июле 2019 года. Но, по данным “Ъ”, компании подписали дополнительное соглашение о переносе срока на год, на июль 2020 года. ВСЗ готовит такие же соглашения и с двумя другими заказчиками — «Норд Пилигримом» и УК ФОР (см. инфографику и интервью).

«Вымпел» (входит в ГК «Калашников») может подписать допсоглашение по переносу сроков сдачи малого рыболовного рефрижераторного траулера для «Карелрыбы» по контракту от июля 2017 года. Судно должно быть передано заказчику в сентябре, но, как пояснили “Ъ” в «Калашникове», теперь передача запланирована на май 2020 года. Срок был перенесен в связи с работами по модернизации проекта, поясняют в «Калашникове». В ходе модернизации были увеличены длина и ширина корпуса, что позволило значительно увеличить объем рефрижераторного трюма, а также была установлена система подачи в трюм жидкого льда.

Гладко было на бумаге

Все участники процесса — как заказчики, так и верфи и курирующие ведомства в лице Минпромторга и Росрыболовства — отмечают общие причины, приведшие к срыву сроков. Главная из них — отсутствие проектов судов, соответствующих требованиям Российского морского регистра судоходства (РМРС).

В Минпромторге поясняют, что инвесторы в большинстве случаев вступили в заявочную кампанию, имея на руках только концептуальные проекты судов.

Как уточняют в отрасли, они были разработаны иностранными компаниями, в основном норвежскими, мировыми лидерами рынка. Проекты пришлось дорабатывать под требования РМРС, но времени для этого не было: строительство судов законодательно привязано к срокам получения квот на вылов, и рыбопромысловые компании хотели начать его как можно раньше.

Дорабатывать документацию пришлось параллельно строительству, говорят на «Северной верфи» (входит в ОСК), еще не отработав все нюансы строительства на головном судне, верфи вынуждены закладывать новые по проекту, в который неизбежно будут вноситься изменения.

Вторая существенная проблема — эффект санкций, которые проявились в сложности поставок как общесудовых систем, так и рыбопромыслового оборудования, которое в России не производится (см. интервью). Именно этот момент называют ключевым в Росрыболовстве. Верфи вынуждены искать обходные пути при заказе некоторого оборудования, что привело к дополнительным издержкам, подтверждают в Минпромторге.

Наконец, чиновники и судостроители признают, что на темпах строительства отразился и почти тридцатилетний перерыв в проектировании и создании высокотехнологичных рыбопромысловых судов, понадобилось время на восстановление компетенций. На «Северной верфи» указывают на дефицит квалифицированных рабочих судовых специальностей, добавляя, что это «структурная беда отрасли». Если в советские времена действовала государственная программа подготовки кадров посредством профильных училищ, техникумов, то сейчас от них остались единицы. Исчезают целые специальности, так как молодежь не хочет заниматься судостроением из-за сложных условий работы, считают на верфи.

Квоты есть, а судна нет

Остальные судостроители, кроме «Янтаря», ВСЗ и «Вымпела», серьезных задержек пока официально не признают. «Необходимость корректировки графиков исполнения контрактов в текущем моменте не просматривается», — утверждают на "Северной верфи". — У нас, и не только у нас, есть отставание от первоначального графика строительства, но оно вызвано объективными причинами — сложностями с проектной документацией». При этом у верфи до сих пор нет полного пакета документации. По ярусоловам одобрено более 90% проектной документации судна в постройке, по траулерам — почти 100%, уточняют на верфи.

Заместитель директора УК «Норебо», которая строит на «Северной верфи» десять траулеров, Сергей Сенников говорит, что пока компания не планирует вносить изменения в график строительства, окончательное решение будет принято ближе к концу года. По головному судну были небольшие проблемы с внутренним графиком, технологически с нуля верфи было непросто реализовывать новый проект и строить траулер со столь сложной конфигурацией корпуса, отмечает топ-менеджер. Но исходно на головное судно было заложено два года, уточняет он, и график ключевых событий сейчас соблюдается.

На «Адмиралтейских верфях», которые строят десять супертраулеров для Русской рыбопромышленной компании (РРПК), также заверили, что суда будут сданы в соответствии с контрактными сроками. В РРПК утверждают, что проектирование, поставка оборудования и строительство идут в соответствии с графиками. Гендиректор РРПК Федор Кирсанов отметил, что новые траулеры значительно превосходят существующие промысловые суда по мощности, и для того, чтобы обеспечить их загрузку и эффективную работу, необходимо дальнейшее увеличение объемов квот, выделяемых «под киль».

Но источники “Ъ” в отрасли утверждают, что у большинства судостроителей идет отставание по внутренним графикам. Они полагают, что основная часть головных заказов будет выполнена с задержкой, которая на сегодня оценивается от полугода до полутора лет. В правительстве уже готовятся к тому, что перенос сроков сдачи судов станет массовым. Как отметили в Росрыболовстве и Минпромторге, проработаны изменения в постановление правительства, которые разрешают переносить сроки сдачи на год (но в пределах шести лет с начала работ). Такой перенос потребует согласования с межведомственной комиссией, при этом сдвиг сроков в пределах полугода может быть осуществлен заказчиком даже без согласования.

В самом худшем случае срыв сроков строительства судов грозит рыбопромышленным компаниям утратой квоты и потерей банковской гарантии (от 10 млн до 1 млрд руб. в зависимости от типа судна). Компании также могут не получить квоты, если построенное судно не соответствует требованиям по локализации.

Между тем сейчас отрасль готовится к октябрьским крабовым аукционам, по результатам которых в РФ должно быть заложено и построено еще около 40 судов. Как собеседники “Ъ”, так и участники отрасли не исключают, что сценарий со сдвигом сроков по головным заказам также повторится и в случае с краболовами. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что в случае с краболовами ситуация с соблюдением сроков и отклонениями по стоимости судов будет менее острой, чем по крупным рыболовным траулерам: их стоимость ниже, а технологическое оборудование менее сложное и дорогостоящее. Тем не менее он допускает, что по головным заказам «цены поползут вверх, а сроки — вправо». По мнению аналитика, освоение серийного строительства рыбопромысловых судов объективно является сложнейшей задачей, и сдвиг сроков — это неизбежное следствие локализации этих судов в России.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Октябрь   <  2019 г.