Последние публикации

20 Фев 2020
ФАС предлагает ввести электронные аукционы на право добычи рыбы в России
20 Фев 2020
Выявлены бактерии группы кишечной палочки в партии краба
20 Фев 2020
«Командор» уже в Тихом океане
20 Фев 2020
ФАС вернулась к идее заменить аукционами принцип распределения квот на вылов рыбы
20 Фев 2020
Рыбаки просят депутатов легализовать торговлю корюшкой с колес в проходных местах
20 Фев 2020
Кубенский рыбзавод заплатит 350 тысяч рублей за опасное для здоровья филе трески
20 Фев 2020
Новый рыбоперерабатывающий завод «Белое море» выйдет на полную мощность летом этого года
20 Фев 2020
Экспорт аквакультурного ДВ трепанга в АТР в 2019 году вырос
20 Фев 2020
Начнём с минтая!
20 Фев 2020
Рабочая поездка на Сахалин заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова
20 Фев 2020
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 18% - до 392 тыс. тонн
19 Фев 2020
Выявлены серьезные нарушения в рыбных котлетах приморского производителя
19 Фев 2020
ЦСМС запустил пилотный проект по передаче отчетности через ЭПЖ при прибрежном вылове
19 Фев 2020
Более 74 тысяч тонн сайры рекомендовано выловить у берегов Курил
19 Фев 2020
Ситуация с коронавирусом не сказалась на рыбохозяйственной отрасли Приморья
19 Фев 2020
В «Экспоцентре» вручили награды лучшим производителям и образцам пищевой продукции
19 Фев 2020
Южно-Курильский рыбокомбинат планирует приобрести флот для прибрежного лова
19 Фев 2020
Фонд развития промышленности предоставит займ Выборгскому судостроительному заводу
19 Фев 2020
На Ямале тазовские рыбодобытчики празднуют большой отраслевой юбилей
19 Фев 2020
Сенатор посетил производственные площадки Выборгской судоверфи
19 Фев 2020
Минсельхоз и Россельхознадзор обсудят с Китаем поставки продуктов
19 Фев 2020
Суд в Крыму арестовал на 10 суток четверых украинских браконьеров
19 Фев 2020
Российские крабодобывающие компании готовы строить флот на родине при поддержке властей
19 Фев 2020
Герман Зверев: обсуждение принципов доступа к водным биоресурсом должно происходить открыто
19 Фев 2020
Сахалинские рыбаки могут выйти на второе место по Дальнему Востоку с уловом лосося
19 Фев 2020
Сахалинским кунгасам и прорезям упростили выход в море
18 Фев 2020
Украина резко увеличила закупки форели из Норвегии
18 Фев 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 31.01.2020 – 06.02.2020
18 Фев 2020
Норвегия увеличила экспорт лосося в январе 2020 года
18 Фев 2020
По импорту чавычи в США в 2019 году преобладали поставки из Новой Зеландии
18 Фев 2020
Более 50 рабочих мест создаст новый логистический комплекс в Одинцове
18 Фев 2020
Житель Земли выбрасывает в мусор еды на полтысячи калорий ежедневно
18 Фев 2020
Разин: сельхозпроизводителям необходимо обратить внимание на интернет-торговлю продукцией
18 Фев 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина экспортировано 329 партий рыбной продукции
18 Фев 2020
На «Продэкспо-2020» прошла бизнес-сессия по продовольственному экспорту и импорту
18 Фев 2020
В Москве состоялась V Международная конференция «Рыба 2020»
18 Фев 2020
В Южно-Сахалинске продолжает работу проект "Доступная рыба"
18 Фев 2020
Лосось не по расписанию: рыбаки Сахалина готовы пропускать горбушу в реки по факту, а не прогнозам
18 Фев 2020
Валерий Лимаренко: Сахалинская область должна стать лидером в рыбной отрасли
18 Фев 2020
Важно!!! О пресс-конференции Президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья
18 Фев 2020
В Ашхабаде прошли экспертные консультации по научным исследованиям на Каспийском море
18 Фев 2020
Отмена налогов на раздачу продуктов малоимущим позволит обеспечить едой более 18 млн человек
18 Фев 2020
Активисты создали петицию в защиту байкальской нерпы от промышленного забоя
18 Фев 2020
Ростовская область с 2021 года планирует дополнительно получать 2 тыс тонн рыбы в год
18 Фев 2020
Новый образ рыбной отрасли: открытость и вовлеченность в нужды потребителя
18 Фев 2020
Капитанов штрафуют за производство печени трески на судах в Баренцевом море
18 Фев 2020
Сайра не прошла таможню
18 Фев 2020
Рыбные ряды: в центральных регионах снизились оптовые цены на кету и горбушу
18 Фев 2020
Россия при Медведеве сдала Норвегии до 170 тысяч км² территории и права на Шпицберген
17 Фев 2020
Росрыболовство не ожидает большого числа заявок на участие в повторных крабовых аукционах

Подписка на новости

Сказка о рыбаке и верфи

564
Россия

Российские верфи, 40 лет почти не строившие рыбопромысловые суда, получили массовый приток заказов. Рыбопромышленники теперь обязаны покупать новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов, и законтрактовали 43 судна в целом на 160 млрд руб. Но, соблюдать сроки строительства не удается почти никому из-за нехватки опыта, необходимости адаптировать иностранную документацию под российские требования и санкций. Уже затянулись проекты как минимум у «Янтаря», Выборгского судостроительного завода и «Вымпела». Источники “Ъ” ждут повторения ситуации и с краболовами, которые придется заказать победителям назначенных на октябрь аукционов.

«Мы без копейки бюджетного финансирования простимулировали строительство рыбопромыслового флота, — торжествовал в августе глава Росрыболовства Илья Шестаков. — Ни в России, ни в СССР последние 40 лет ничего подобного для рыбохозяйственной отрасли не строилось».

Действительно, рыбопромышленники уже заключили соглашения по постройке 43 судов и 25 перерабатывающих заводов на общую сумму около 180 млрд руб., из которых львиная доля — 160,5 млрд руб.— приходится именно на флот. По данным Росрыболовства, это позволит обновить около 65% профильных судов в Северном бассейне и около 25% — на Дальнем Востоке (по мощности, но не по количеству).

Компании пошли на такие инвестиции, чтобы получить квоты на вылов: согласно заработавшему в 2017 году постановлению правительства, 20% квот отобрано у прежних владельцев, получивших их по историческому принципу, и будет распределено между компаниями, обязавшимися за пять лет построить в РФ новые суда или фабрики.

Сроки поплыли

Однако программа строительства флота сдвигается — как минимум по головным судам. Первый контракт в рамках инвестквот был заключен в январе 2016 года Рыболовецким колхозом имени Ленина с калининградским судостроительным завод «Янтарь» (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Верфь должна была построить три средних траулера-сейнера общей стоимостью 3,5 млрд руб. и сдать их в 2018–2019 годах. Но, как рассказывают собеседники “Ъ”, у завода возникли серьезные проблемы из-за санкций. Так, норвежский партнер, поставив оборудование на верфь, отказался выполнять его пусконаладку. Подрядчика удалось найти в Испании, но было потрачено время. В итоге головное судно было сдано только 3 сентября, и, по словам собеседников “Ъ”, себестоимость его строительства для верфи увеличилась почти вдвое. Второе судно должно быть сдано в конце текущего, а третье — в начале 2020 года, но источники “Ъ” не исключают сдвиг сроков еще минимум на полгода. На «Янтаре» проект не комментируют.

Также входящий в ОСК Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) в рамках контракта от сентября 2016 года должен был построить для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК) четыре средних морозильных траулера со сдачей первого в июле 2019 года. Но, по данным “Ъ”, компании подписали дополнительное соглашение о переносе срока на год, на июль 2020 года. ВСЗ готовит такие же соглашения и с двумя другими заказчиками — «Норд Пилигримом» и УК ФОР (см. инфографику и интервью).

«Вымпел» (входит в ГК «Калашников») может подписать допсоглашение по переносу сроков сдачи малого рыболовного рефрижераторного траулера для «Карелрыбы» по контракту от июля 2017 года. Судно должно быть передано заказчику в сентябре, но, как пояснили “Ъ” в «Калашникове», теперь передача запланирована на май 2020 года. Срок был перенесен в связи с работами по модернизации проекта, поясняют в «Калашникове». В ходе модернизации были увеличены длина и ширина корпуса, что позволило значительно увеличить объем рефрижераторного трюма, а также была установлена система подачи в трюм жидкого льда.

Гладко было на бумаге

Все участники процесса — как заказчики, так и верфи и курирующие ведомства в лице Минпромторга и Росрыболовства — отмечают общие причины, приведшие к срыву сроков. Главная из них — отсутствие проектов судов, соответствующих требованиям Российского морского регистра судоходства (РМРС).

В Минпромторге поясняют, что инвесторы в большинстве случаев вступили в заявочную кампанию, имея на руках только концептуальные проекты судов.

Как уточняют в отрасли, они были разработаны иностранными компаниями, в основном норвежскими, мировыми лидерами рынка. Проекты пришлось дорабатывать под требования РМРС, но времени для этого не было: строительство судов законодательно привязано к срокам получения квот на вылов, и рыбопромысловые компании хотели начать его как можно раньше.

Дорабатывать документацию пришлось параллельно строительству, говорят на «Северной верфи» (входит в ОСК), еще не отработав все нюансы строительства на головном судне, верфи вынуждены закладывать новые по проекту, в который неизбежно будут вноситься изменения.

Вторая существенная проблема — эффект санкций, которые проявились в сложности поставок как общесудовых систем, так и рыбопромыслового оборудования, которое в России не производится (см. интервью). Именно этот момент называют ключевым в Росрыболовстве. Верфи вынуждены искать обходные пути при заказе некоторого оборудования, что привело к дополнительным издержкам, подтверждают в Минпромторге.

Наконец, чиновники и судостроители признают, что на темпах строительства отразился и почти тридцатилетний перерыв в проектировании и создании высокотехнологичных рыбопромысловых судов, понадобилось время на восстановление компетенций. На «Северной верфи» указывают на дефицит квалифицированных рабочих судовых специальностей, добавляя, что это «структурная беда отрасли». Если в советские времена действовала государственная программа подготовки кадров посредством профильных училищ, техникумов, то сейчас от них остались единицы. Исчезают целые специальности, так как молодежь не хочет заниматься судостроением из-за сложных условий работы, считают на верфи.

Квоты есть, а судна нет

Остальные судостроители, кроме «Янтаря», ВСЗ и «Вымпела», серьезных задержек пока официально не признают. «Необходимость корректировки графиков исполнения контрактов в текущем моменте не просматривается», — утверждают на "Северной верфи". — У нас, и не только у нас, есть отставание от первоначального графика строительства, но оно вызвано объективными причинами — сложностями с проектной документацией». При этом у верфи до сих пор нет полного пакета документации. По ярусоловам одобрено более 90% проектной документации судна в постройке, по траулерам — почти 100%, уточняют на верфи.

Заместитель директора УК «Норебо», которая строит на «Северной верфи» десять траулеров, Сергей Сенников говорит, что пока компания не планирует вносить изменения в график строительства, окончательное решение будет принято ближе к концу года. По головному судну были небольшие проблемы с внутренним графиком, технологически с нуля верфи было непросто реализовывать новый проект и строить траулер со столь сложной конфигурацией корпуса, отмечает топ-менеджер. Но исходно на головное судно было заложено два года, уточняет он, и график ключевых событий сейчас соблюдается.

На «Адмиралтейских верфях», которые строят десять супертраулеров для Русской рыбопромышленной компании (РРПК), также заверили, что суда будут сданы в соответствии с контрактными сроками. В РРПК утверждают, что проектирование, поставка оборудования и строительство идут в соответствии с графиками. Гендиректор РРПК Федор Кирсанов отметил, что новые траулеры значительно превосходят существующие промысловые суда по мощности, и для того, чтобы обеспечить их загрузку и эффективную работу, необходимо дальнейшее увеличение объемов квот, выделяемых «под киль».

Но источники “Ъ” в отрасли утверждают, что у большинства судостроителей идет отставание по внутренним графикам. Они полагают, что основная часть головных заказов будет выполнена с задержкой, которая на сегодня оценивается от полугода до полутора лет. В правительстве уже готовятся к тому, что перенос сроков сдачи судов станет массовым. Как отметили в Росрыболовстве и Минпромторге, проработаны изменения в постановление правительства, которые разрешают переносить сроки сдачи на год (но в пределах шести лет с начала работ). Такой перенос потребует согласования с межведомственной комиссией, при этом сдвиг сроков в пределах полугода может быть осуществлен заказчиком даже без согласования.

В самом худшем случае срыв сроков строительства судов грозит рыбопромышленным компаниям утратой квоты и потерей банковской гарантии (от 10 млн до 1 млрд руб. в зависимости от типа судна). Компании также могут не получить квоты, если построенное судно не соответствует требованиям по локализации.

Между тем сейчас отрасль готовится к октябрьским крабовым аукционам, по результатам которых в РФ должно быть заложено и построено еще около 40 судов. Как собеседники “Ъ”, так и участники отрасли не исключают, что сценарий со сдвигом сроков по головным заказам также повторится и в случае с краболовами. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что в случае с краболовами ситуация с соблюдением сроков и отклонениями по стоимости судов будет менее острой, чем по крупным рыболовным траулерам: их стоимость ниже, а технологическое оборудование менее сложное и дорогостоящее. Тем не менее он допускает, что по головным заказам «цены поползут вверх, а сроки — вправо». По мнению аналитика, освоение серийного строительства рыбопромысловых судов объективно является сложнейшей задачей, и сдвиг сроков — это неизбежное следствие локализации этих судов в России.

КоммерсантЪ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
 <  Февраль   <  2020 г.