Последние публикации

24 Окт 2019
Правительство будет иметь достаточно полномочий для регулирования спасения на море
24 Окт 2019
Информация для пользователей ВБР об указании в паспортах орудий лова конструктивных допусков
24 Окт 2019
Глава Росрыболовства провел рабочую встречу с исполняющим обязанности президента Маврикия на полях саммита «Россия-Африка»
24 Окт 2019
В БГАРФ проходит семинар для руководителей практики кругосветки
24 Окт 2019
Саммит «Россия-Африка»: Россия и Коморы договорились развивать сотрудничество в области рыбного хозяйства
24 Окт 2019
В Сочи открылась первая сессия Российско-Гвинейской смешанной комиссии по рыбному хозяйству
24 Окт 2019
ВНИРО: еще 11 белух выпустили из бухты Средняя в Охотское море
24 Окт 2019
Анекдот от Глеба Франка
23 Окт 2019
АзНИИРХ нашел возможность получения ценных пищевых продуктов при переработке дрейссены
23 Окт 2019
Семь квот под килем. Новая площадка судостроительного завода «Пелла» появится в Отрадном
23 Окт 2019
Ярусный промысел тихоокеанской трески и палтуса получил MSC сертификат
23 Окт 2019
Жителей Тынды накормят свежей тилапией
23 Окт 2019
Прибрежку скоро "перережут"
23 Окт 2019
Перспективы информатизации рыбной отрасли
23 Окт 2019
«Это издевательство» — акция по раздаче рыбы превратилась в унижение
23 Окт 2019
В Мурманске презентуют книгу «Тралфлот»
23 Окт 2019
Экскурсия по строящемуся траулеру «Баренцево море»
23 Окт 2019
В Севастополе снижается производство рыбы
23 Окт 2019
После вмешательства прокуратуры суд обязал Территориальное управление Росимущества принять к уничтожению вещественные доказательства
23 Окт 2019
Томская область с 2020 года будет экспортировать стерлядь и черную икру в регионы Сибири
23 Окт 2019
В Рыбном порту крупный пожар
23 Окт 2019
Нижегородская область увеличила производство рыбы на 16%
23 Окт 2019
В Минсельхозе России обсудили готовность к старту кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства
23 Окт 2019
Рыбаки освоили в этом году в два раза больше сардины иваси – более 113 тыс. тонн
23 Окт 2019
Вылов тихоокеанских лососей на 40% превысил уровень 2017 года и достиг 492 тыс. тонн
23 Окт 2019
Азово-Черноморский филиал ВНИРО: чем больше река, тем разнообразнее видовой состав рыб
23 Окт 2019
Росрыболовство организует рыбный фестиваль в Нижнем Новгороде в День народного единства
23 Окт 2019
Председатель профильного комитета Госдумы Владимир Кашин встал на защиту рыбаков
23 Окт 2019
Несмотря на протесты Крыма, маховик экоэкспертизы против аквакультуры раскручивается на ДВ
23 Окт 2019
Произведен осмотр ТХ «Гритан»
22 Окт 2019
Намибия увеличивает поставки мяса и рыбы в Россию
22 Окт 2019
Более 400 тонн рыбы поставят в этом году стране и на экспорт форелевые хозяйства Могилевской области
22 Окт 2019
У жителя Киевской области зарегистрировали заболевание ботулизмом после употребления рыбной консервы.
22 Окт 2019
ЕС сокращает возможности Прибалтики для ловли рыбы
22 Окт 2019
На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в КНР экспортировано 240 партий рыбной продукции
22 Окт 2019
Провинция Хайнань инвестирует более $7 млн в защиту биологического разнообразия Хайкоу
22 Окт 2019
В Дальневосточной транспортной прокуратуре завершена проверка по факту возгорания на плавзаводе «Петр Житников»
22 Окт 2019
В реки Приморья выпустят миллионы мальков кеты
22 Окт 2019
«Ленинец» продолжает путь к порту приписки
22 Окт 2019
На Сахалине ученые ВНИРО завершили работы по изучению среды обитания тихоокеанских лососей
22 Окт 2019
Уголовное дело и штраф в 170 млн рублей грозят предприятию за «удобрение» полей рыбным бульоном у поселка Чапаевка на Камчатке
22 Окт 2019
Поймавшие крабов на $3,6 млн браконьеры задержаны полицией Украины
22 Окт 2019
В Зональном возобновил работу рыбный цех
22 Окт 2019
«Золотая осень - 2019»: самый крупный смотр достижений сельского хозяйства подводит итоги
22 Окт 2019
Минсельхоз России планирует в 2021 году начать опытную эксплуатацию информационной системы АПК
22 Окт 2019
О нарушениях при продаже икры лососевой зернистой
22 Окт 2019
Петербургский производитель морепродуктов заплатит 12 млн рублей за ущерб
22 Окт 2019
Уничтожено 42 кг некачественной и опасной икры лососевых рыб из Приморского края
22 Окт 2019
Арбитражный суд Магаданской области подтвердил законность привлечения к ответственности производителя продукции из дальневосточной нерпы (ларги), нарушившего ветеринарное законодательство РФ
22 Окт 2019
Пакетное сокращение: Роспотребнадзор хочет запретить пластиковые мешки

Подписка на новости

«О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса»

1114
Россия

Переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» – «О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса».

Коллеги, предлагается традиционный порядок проведения «правительственного часа»: выступление министра сельского хозяйства Дмитрия Николаевича Патрушева – до 15 минут, далее ответы докладчика, приглашенных на вопросы, выступления, выступление аудитора Счетной палаты – до пяти минут и выступления членов Совета Федерации.

Нет возражений против предложенного порядка? Нет. Принимается.

По данному вопросу на заседании присутствуют: Илья Васильевич Шестаков, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству; Иван Вячеславович Лебедев, статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации; Агапцов Сергей Анатольевич, аудитор Счетной палаты; Данкверт Сергей Алексеевич, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Коллеги, слово предоставляется Министру сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Патрушеву.

Дмитрий Николаевич, пожалуйста, Вам слово.

Д.Н. Патрушев. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, уважаемые коллеги! Я вас благодарю за приглашение. Я впервые выступаю на «правительственном часе» в Совете Федерации в качестве министра. Спасибо за возможность обсудить вопросы развития рыбной отрасли и агропромышленного комплекса в целом. Особо подчеркну, что для нас это очень важно.

Уважаемые коллеги! В последние годы российским аграриям оказывается колоссальная поддержка со стороны президента, правительства и, разумеется, Федерального Собрания Российской Федерации. Увеличиваются объемы средств, направляемых в отрасль. Мы признательны членам Совета Федерации за то, что наши инициативы традиционно находят у вас поддержку.

Мой сегодняшний доклад посвящен вопросам долгосрочного стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. И начну я с итогов 2018 года.

Главное – отрасль демонстрирует положительную динамику по всем ключевым экономическим показателям. Вылов водных биоресурсов в прошлом году увеличился и превысил 5 млн тонн. Это рекорд за последние 26 лет. Отдельно отмечу уловы дальневосточных лососей, которые составили в прошлом году 676 тыс. тонн, превысив уровень 2016 года почти на 240 тыс. тонн.

Что касается текущего года, то, согласно прогнозам, мы также ожидаем улов лососей на высоком уровне, достаточном для обеспечения внутреннего и внешнего спроса.

Далее. Производство объектов товарной аквакультуры в 2018 году увеличилось на 9 процентов, составив почти 240 тыс. тонн. Выручка организаций рыбной отрасли выросла на 10 процентов – до 341 млрд рублей. Прибыль организаций за прошедший год увеличилась на 22,7 процента, превысив 104 млрд рублей. Инвестиции в отрасль превысили 38 млрд рублей, увеличившись на 33 процента. Показатели по данному направлению продолжают расти и в 2019 году. Так, за первый квартал инвестиции выросли в два раза и достигли 4,6 млрд рублей. Объемы экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2018 году превысили 2,2 млн тонн, что на 105 тыс. тонн больше, чем годом ранее. В минувшем году мы произвели 4 164 тыс. тонн рыбной продукции.

Между тем структура производства на судах рыбопромыслового флота все еще остается неудовлетворительной. По-прежнему около 75 процентов составляет продукция с относительно низкой добавленной стоимостью. Мы ожидаем существенного изменения ситуации после ввода в эксплуатацию новых судов и перерабатывающих заводов. В 2018 году состоялся спуск на воду четырех судов, построены два перерабатывающих завода.

Необходимое влияние на ускорение строительства новых судов и предприятий отрасли окажет новая нефинансовая мера поддержки – уже действующая сегодня программа предоставления инвестиционных квот для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Подчеркну, что в соответствии с установленными процедурами проводится контроль за использованием квоты по целевому назначению. По итогам реализации трех этапов кампании по распределению долей инвестквот в ближайшие пять лет будут построены 43 новых судна и 26 рыбоперерабатывающих заводов. Общий объем дополнительных инвестиций достигнет 188 млрд рублей.

В части инвестквот хочу сказать еще о нескольких направлениях нашей работы.

Первое. В 2018 году мы осуществили комплекс мероприятий по закреплению долей квот на 15 лет, а также по установлению единого морского пространства для промышленного и прибрежного рыболовства. С 1 января 2019 года новые нормы вступили в силу. Важно отметить, что вопрос переоформления договоров о закреплении рыбопромысловых участков законодательно урегулирован. Приказ по переоформлению участков для промысла будет утвержден в ближайшее время и направлен в Минюст для госрегистрации.

Второе. Чтобы повысить привлекательность инвестквот по отдельным видам водных биоресурсов, которые, хочу особо отметить, до сих не были востребованными, мы подготовили к внесению в правительство проект постановления, предусматривающий увеличение размера долей квот добычи донно-пищевых видов рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

Третье. Мы прорабатываем с бизнес-сообществом целесообразность расширения механизма инвестквот на иные объекты водных биоресурсов, а также определение таких объектов.

И еще одно стратегическое изменение в распределении квот касается крабов. С целью повышения экономической эффективности от предоставления в пользование прав на их добычу 1 мая текущего года принят федеральный закон № 86. Он предусматривает распределение 50 процентов квот путем проведения аукциона, а не по историческому принципу, как это было ранее. При этом согласно условиям заключаемого договора по новым правилам на победителя аукциона возлагается обязанность по строительству на территории России промысловых судов. Сумма необходимых инвестиций в строительство судов оценивается в 50 млрд рублей и предусматривает строительство до 36 среднетоннажных судов-краболовов.

Добавлю, что, исполняя поручение президента, Минсельхоз совместно с Минпромторгом и Минфином прорабатывает вопрос предоставления субсидий на возмещение части затрат на строительство маломерных, среднетоннажных и транспортных судов на отечественных верфях. Средства будут предоставляться заказчику по факту ввода судна в эксплуатацию. Мера планируется в рамках госпрограммы Минпромторга России. Это позволит привлечь в отрасль еще около 48 млрд рублей дополнительных инвестиций.

И, переходя к теме господдержки, отмечу, что все озвученные мной результаты – это в том числе результат того, что государством ежегодно увеличиваются объемы выделяемых средств на развитие отрасли.

Напомню, что в целях развития рыбного хозяйства реализуется отдельная госпрограмма. В 2018 году на ее мероприятия было выделено 12,3 млрд рублей. В 2019 году предусмотрено на 2 миллиарда больше. Приоритетными направлениями госпрограммы являются расширение ресурсных исследований, обеспечение безопасности мореплавания и рыболовства, развитие инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, а также развитие рыбопереработки. В связи с этим хочу обратить ваше внимание на то, что значительная часть средств направляется на поддержку и развитие отраслевой науки. В 2018 году на это было выделено 33 процента средств госпрограммы.

Уважаемые участники заседания, как вы знаете, в соответствии с распоряжением правительства период реализации госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса продлен до 2024 года. Это означает, что государство продолжит всестороннюю поддержку рыбной отрасли. Это особенно важно в свете майского указа президента об увеличении экспорта продукции агропромышленного комплекса. Тем более что водные биологические ресурсы являются одной из ключевых позиций: к 2024 году их экспорт должен достичь почти 8,5 млрд долларов в денежном эквиваленте.

Уважаемые участники заседания, завершая тему поддержки отрасли в целом, отмечу, что для развития рыбохозяйственного комплекса Минсельхоз совместно с Росрыболовством принял решение о распространении государственной поддержки в виде льготного кредитования на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры, а также объектов по переработке и хранению продукции аквакультуры. В том числе это будет реализовано в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Указанные направления господдержки предусмотрены постановлением правительства № 512.

Также проработали вопрос распространения льготного кредитования для инвестпроектов по переработке, хранению и реализации продукции из водных биоресурсов, включая приобретение холодильного и морозильного оборудования. Эта мера поддержки очень востребована. Как вы понимаете, современных портовых холодильников для хранения наших рекордных уловов пока не хватает. В настоящее время идет подготовка проекта соответствующего акта правительства о внесении изменений в постановление № 512.

Кроме прочего, по оценкам экспертов, льготное кредитование позволит дополнительно привлечь порядка 130 млрд рублей инвестиций в основной капитал отрасли.

Таким образом, реализуемые и планируемые меры будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности рыбохозяйственного комплекса в целом и созданию основы для дополнительного привлечения в период до 2024 года около 4–16 млрд рублей. Разумеется, реализация инвестпроектов с привлечением этого объема инвестиций будет продолжена и после 2024 года.

Уважаемые члены Совета Федерации, отдельно должен остановиться на стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Проект документа разработан Минсельхозом совместно с Росрыболовством. Пользуясь случаем, благодарю вас, уважаемые сенаторы, за то, что рассмотрели и поддержали данный проект документа, а также внесли свои рекомендации.

Как вы знаете, целью стратегии является увеличение совокупного вклада отрасли в валовой внутренний продукт Российской Федерации. Помимо этого стратегия призвана усилить лидирующие позиции отечественной рыбной продукции на мировых рынках при условии обеспечения национальной продовольственной безопасности, развития человеческого капитала и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Для достижения цели предусмотрены комплексные меры по привлечению инвестиций в развитие добычи, рыбопереработки, аквакультуры, логистической инфраструктуры. Комплекс мер включает в себя мероприятия, которые я уже обозначил ранее.

Также предусмотрены иные направления развития и меры их реализации. В частности, первое – это расширение добычи водных биоресурсов и организация промысла новых видов в районах Мирового океана, находящихся под управлением международных конвенций в области рыболовства. Второе – развитие марикультуры и пастбищной аквакультуры. Третье – строительство новых научно-исследовательских судов. Четвертое – это разработка и внедрение системы стандартов рыбохозяйственного образования. И наконец, пятое – создание единой цифровой образовательной платформы, открытое рыбохозяйственное образование.

Реализация всего комплекса перечисленных мер позволит достичь ключевых показателей развития отрасли, определенных стратегией.

Долгосрочные финансовые вложения нарастающим итогом составят 613 млрд рублей, что почти в четыре раза больше, чем в 2018 году.

Оборот организаций отрасли в 2030 году, по прогнозам, вырастет на 160 процентов – почти до 900 млрд рублей.

Объем добычи достигнет 5,4 млн тонн, на 6 процентов превысив рекордный показатель прошлого года.

Объем производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал, прирастет в 2,5 раза к уровню прошлого года и составит 618 тыс. тонн.

На новые суда, построенные на территории России, в общей структуре рыбопромыслового флота, будет приходиться не менее 80 процентов всего нового построенного флота. В 2018 году показатель составил 15 процентов.

Доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме произведенной рыбной продукции составит 65 процентов. В прошлом году (для сравнения) было 30 процентов.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые участники заседания! Очень важно, что реализация вышеуказанных мер стратегии к 2030 году позволит повысить среднедушевое потребление рыбы в стране почти на 3,5 килограмма – до 25 килограммов.

Еще один ключевой момент – утверждение стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года послужит основой для актуализации госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», а также для разработки изменений госпрограммы развития судостроения для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы, госпрограмм субъектов Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством документов стратегического планирования, регулирующих отрасль.

Уважаемые члены Совета Федерации! Стремясь к высоким показателям, мы не забываем о вопросах безопасности мореплавания и рыболовства, о повышении уровня жизни людей, работающих в рыбном хозяйстве и агропромышленном комплексе в целом.

Отмечу, что растет зарплата рыболовов и рыбоводов. В 2018 году среднемесячный показатель достиг 76 тыс. рублей, превысив показатели 2017 года почти на 8 тыс. рублей. На 9 тыс. рублей выросла зарплата в перерабатывающем секторе, составив порядка 49 тыс. рублей.

В завершение своего выступления хочу еще раз подчеркнуть особую важность совместной работы Минсельхоза и Росрыболовства с Федеральным Собранием Российской Федерации, в том числе в деле совершенствования действующего нормативно-правового регулирования. Мы на самом деле очень ценим ваше внимание к вопросам всей нашей отрасли. Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы.

Председательствующий. Спасибо большое, Дмитрий Николаевич, за содержательный и такой убедительный доклад.

Переходим к вопросам. Коллеги, как всегда просьба: максимально краткий вопрос и, по возможности, краткий ответ, для того чтобы побольше сенаторов смогли принять участие в обсуждении.

Максим Геннадьевич Кавджарадзе, пожалуйста.

М.Г. Кавджарадзе, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Дмитрий Николаевич, спасибо за хорошее выступление, такое плотное, надежное. Мы верим, что действительно это произойдет.

У меня вопрос следующего плана. Сегодня около 2 тысяч предприятий находятся в банкротстве. Кто-то у вас занимается вопросами малого и среднего бизнеса, поддержки этого бизнеса? Потому что это рабочие места, налоги, люди теряют их, никто не занимается санацией, люди не знают, куда идти.

Я хочу сказать, что крупные монополии поглощают российские предприятия. Приведу пример не из рыбохозяйственного комплекса. Вот Danone – эта западная компания уже поглотила больше 30 молочных заводов в России и так далее.

Хотел бы задать вопрос. Как Вы считаете, назрела ли такая структура? Может быть, нужен закон, которым будет регулироваться санация бизнеса в аграрном секторе? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Вы знаете, если Вы говорите в целом об аграрном бизнесе, такая работа в министерстве ведется, и отдельно такая работа ведется и в Росрыболовстве. Мы непосредственно контачим со всеми структурами бизнеса (это как крупные компании, так и средние компании), а также с фермерами постоянно ведем соответствующие беседы. У нас и заместители абсолютно доступны для общения. Но тем не менее, когда наступает процесс банкротства, нужно совершенно четко понимать, по каким причинам он наступает. Если это не очень качественное ведение бизнеса, то мы, к сожалению, не можем повлиять на соответствующее проведение этих необходимых процедур. Но если это какое-то недружественное поглощение, то, конечно, при обращении в министерство можно найти отклик.

И в принципе министерство старается вмешиваться таким образом, чтобы крупные компании, в случае если им нравится какое-то малое или среднее предприятие, не отбирали у достаточно прогрессивных, нормальных фермеров эти предприятия. Этим занимаются как на уровне организации работы в Росрыболовстве, также и на уровне организации в целом – в Минсельхозе.

Председательствующий. Спасибо.

Ольга Федоровна Ковитиди.

О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.

Спасибо.

Спасибо за доклад. Для Крыма, который со всех сторон, Дмитрий Николаевич, омывается морем, развитие аквакультуры очень перспективно и для нас это интересно.

Зарегулированность вопроса. Сегодня бизнесу, наверное, нужно не столько помогать, сколько не мешать. И скажите, пожалуйста, какие меры планируется принять по снижению административной нагрузки на бизнес?

Рыбоводные хозяйства, которым предоставляется рыбоводный участок в пользование для осуществления аквакультуры по результатам аукциона, нередко сталкиваются с конкретными проблемами – в частности, с проблемой получения земельного участка для размещения необходимой рыбоводной инфраструктуры. Скажите, пожалуйста, каким образом планируется снизить административную нагрузку на бизнес сегодня? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Вы знаете, на самом деле это абсолютно логичный и понятный вопрос. При предоставлении водоема для ведения рыбоводства у нас возникает проблема в том, что близлежащие территории мы не можем использовать для возведения каких-то сооружений, для организации инфраструктуры для ведения этого бизнеса.

Соответствующая тема и Росрыболовству, и Минсельхозу известна. Подготовлены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. И на сегодняшний день, если мне память не изменяет, по-моему, приказ уже соответствующий нами подготовлен и направлен в Минюст на регистрацию, для того чтобы земля, которая прилегает к водным ресурсам, могла спокойно использоваться бизнесом для постройки какой-то необходимой инфраструктуры. Будем стараться минимизировать зарегулированность этого направления деятельности, отдельно еще посмотрим, и, конечно же, примем меры, для того чтобы эту работу упростить для наших бизнесменов. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Елена Владимировна Афанасьева, пожалуйста.

Е.В. Афанасьева, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.

Спасибо большое, Валентина Ивановна.

Дмитрий Николаевич, в 2018 году были внесены изменения в правила расчета и взимания платы за пользование рыболовными участками, что привело к увеличению начальной цены предмета аукциона в 25 раз, в связи с чем участие в аукционах представителей малого бизнеса стало невозможным. Как министерство планирует исправить данную ситуацию? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Понимаете, действительно была проведена работа по увеличению начальной цены предмета аукциона исходя из максимального срока, он составляет 25 лет. При этом для решения данной проблемы и Минсельхозом, и Росрыболовством совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями уже проводится разработка предложений по установлению дифференцированного подхода при расчете начальной цены при участии в аукционе, что, на наш взгляд, должно отразить определенную специфику регионов. Ну и по итогам данной работы будет, конечно, сформирован соответствующий нормативно-правовой акт, который после согласования со всеми заинтересованными ФОИВ будет направлен для его утверждения.

Соответственно, он, на мой взгляд, должен быть и вами рассмотрен. Поддержите нас здесь, и мы, я думаю, совместно это решим. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста.

Е.Б. Мизулина. Уважаемый Дмитрий Николаевич, очень важным направлением в рамках государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса в рамках государственной программы соответствующей является возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры, рыбоводства, осетроводства. Но в подавляющем большинстве случаев хозяйствующие субъекты являются субъектами малого предпринимательства, у которых нет залоговых возможностей, для того чтобы взять даже минимальные кредиты. Поэтому для них фактически вот эта форма государственной поддержки (очень важная – за счет федерального бюджета) остается недоступной.

Конечно, во многих регионах, и в Омской области тоже, существуют региональные программы поддержки рыбохозяйственного комплекса, которые формируются за счет областных бюджетов, но этих средств явно недостаточно.

Дмитрий Николаевич, как Вы относитесь, к тому, чтобы внести изменения в государственную программу в части осуществления софинансирования… (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Включите микрофон.

Завершайте, Елена Борисовна.

Е.Б. Мизулина. …в части осуществления софинансирования, направления господдержки на возмещение части процентов по кредитам рыбохозяйственного комплекса, когда хозяйствующие субъекты являются субъектами малого предпринимательства? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Знаете, я крайне позитивно отношусь к тому, чтобы малые предприятия, в том числе в сфере рыбопромышленного комплекса, могли получать льготные, субсидируемые кредиты. Но тем не менее нам важно еще не забыть о том, что те кредиты, которые выдаются, выдаются на условиях срочности, платности и возвратности. И нам, конечно, необходимо, чтобы эти деньги были возвращены в срок и с процентами.

Я вопрос понял. Мы обязательно продумаем, как нам помочь здесь малым формам хозяйствования. На самом деле в рамках госпрограммы АПК достаточно большая доля господдержки направляется именно малым формам хозяйствования. Но с точки зрения получения кредитов эта тема есть. Они достаточно сложно получают кредиты, хотя есть специальные программы. Насколько мне известно, и в Россельхозбанке разработана программа для фермеров, для малых форм хозяйствования, Сбербанк их поддерживает. Но тем не менее тема понятна. Будем думать, как ее решать. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Александр Давыдович Башкин, пожалуйста.

А.Д. Башкин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Астраханской области.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Каспийское море и расположенные на его берегах субъекты Российской Федерации издавна славились рыболовецкими традициями и достижениями. Говорю об этом уверенно, как представитель Астраханской области в Совете Федерации. Однако в последнее время говорить о достижениях рыболовной промышленности на этих территориях, к сожалению, не приходится.

Какие, на Ваш взгляд, есть перспективы развития рыболовецкой и рыбообрабатывающей промышленности на Каспийском море? И чем федеральный центр может помочь в этом субъектам Российской Федерации? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Спасибо за вопрос.

Тема важная. Действительно, Каспий в части рыбохозяйственного комплекса не осваивается у нас так, как мы бы хотели. В принципе добыча в Каспийском море в 2018 году составила не многим более 40 тыс. тонн, из них 1 тыс. тонн – это килька, это основное, что можно там вылавливать. Остальное, порядка 30 тыс. тонн, – это сельдь, это жерех, это сазан, это чехонь. При этом рекомендованный объем вылова в этом бассейне составляет почти 120 тыс. тонн.

Надо отметить, что на Каспии практически не осталось рыбопромыслового флота. Очень надеюсь, что та мера поддержки, которую я озвучил в своем докладе, а именно компенсация 30 процентов понесенных затрат при строительстве судов, сможет определенную позитивную роль сыграть в реанимировании, скажем так, флота на Каспии. Но параллельно, я знаю, ведется модернизация рыбного торгового терминала в рамках обязательств арендатора в Махачкале, что тоже позволит увеличить инфраструктуру хранения и переработки тех уловов, которые будут на Каспии.

Вот таким образом… Но будем работать над этой темой.

Председательствующий. Спасибо.

Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста.

В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Интенсивное промышленное рыболовство на большинстве внутренних водоемов в Российской Федерации, в частности в Томской области, ориентированное на преимущественное изъятие видов водных биоресурсов, обладающих высокой рыночной стоимостью (сиговые, лососевые, осетровые), привело к замещению в биологических системах наиболее ценных видов малоценными или видами, не имеющими значения для промышленного рыболовства. В результате требуется наращивать искусственное воспроизводство ценных видов водных биоресурсов.

Вопрос: планируется ли во внутренних водоемах увеличение, пополнение запасов водных биоресурсов, наиболее востребованных промыслом, за счет роста искусственного воспроизводства, а также проведения работ по рыбохозяйственной мелиорации, технической и биологической, в целях создания условий для естественного воспроизводства водных биоресурсов? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Вы знаете, планируется, да. И совершенно понятный вопрос Вы задали. Проще в принципе зарыбить водоемы более дешевыми видами рыбы. Но при этом мы с Шестаковым Ильей Васильевичем обсуждали, что эта тема должна быть на контроле у Росрыболовства. И нужно проводить зарыбливание теми видами рыб, которые будут востребованы в том или ином регионе при ведении того или иного бизнеса.

Если позволите, я бы Илью Васильевича попросил прокомментировать эту тему.

Председательствующий. Да, очень правильно. Илья Васильевич присутствует, это вопрос к нему.

Пожалуйста, отвечайте.

И.В. Шестаков, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству.

С точки зрения воспроизводства достаточно большая работа ведется. Вы знаете, что мы объединили 100 разрозненных рыбоводных государственных заводов в единый холдинг. За счет этого мы очень сильно нарастили воспроизводство не только за счет федерального бюджета, но и за счет средств компенсации, то есть тех предприятий, которые наносят ущерб водным биологическим ресурсам.

Сейчас создан рейтинговый список, и основные виды рыб, которыми будут зарыбляться, как раз находятся вверху этого списка, это как раз сиговые виды рыб, самые востребованные и которые действительно подвержены прессу как браконьерскому, так и промышленному. Поэтому увеличивается объем воспроизводства как за счет федерального бюджета, так и за счет компенсационных мероприятий. В дальнейшем эта работа будет также продолжена.

Председательствующий. Спасибо.

Екатерина Филипповна Лахова, пожалуйста.

Е.Ф. Лахова, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Брянской области.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Рекордная добыча рыбы в советское время в основном формировалась за счет вылова в Мировом океане. Одновременно решались задачи экономические и геополитические. Какова сегодня перспектива российского рыболовства по использованию Мирового океана?

Д.Н. Патрушев. Вы знаете, действительно, это абсолютно так. За последние 10 лет российский вылов водных биоресурсов в районах промысла, находящихся за пределами юрисдикции Российской Федерации, увеличился на 18 процентов, за три года – до 800 тыс. тонн. Конечно, мы понимаем, что этого недостаточно, и мы над этими направлениями будем работать. Но, конечно, перспективными являются, на наш взгляд, Антарктика – это криль, это клыкачи, это кальмары, ну и также северная и южная части Тихого океана.

В 2020 году запланировано возобновление полномасштабных рыбохозяйственных исследований и обеспечение присутствия в тех зонах, которые я назвал, в первую очередь, конечно, в Антарктической зоне.

Председательствующий. Спасибо.

Алексей Иванович Александров, пожалуйста.

А.И. Александров, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области.

Спасибо, Валентина Ивановна

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Для всех совершенно очевидно, что вопросы, которые сегодня обсуждаются в Совете Федерации, имеют для нашей страны особое стратегическое значение.

Такой вопрос. Какие перспективы Вы видите в развитии глубоководного промысла рыбных биоресурсов? По оценке ряда экспертов, такие биоресурсы в два раза превышают объемы, добывающиеся в общем порядке. Насколько это важно? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Алексей Иванович, Вы абсолютно правы. Глубоководные начинаются (меня Илья Васильевич поправит), по-моему, с 1,5 тыс. метров. Но у нас, к сожалению, нет соответствующего оборудования на сегодняшний день и исследования не проведены. Хотя, по первым прикидкам, это, конечно, тема, которая может серьезно нарастить объемы нашего улова в среднесрочной перспективе. Поэтому мы этим активно занимаемся, проводим исследования. Но, самое важное, нам необходимо оборудование, которое позволит нам с такой глубины добывать наши водные биологические ресурсы.

Председательствующий. Спасибо.

Сергей Федорович Лисовский, пожалуйста.

С.Ф. Лисовский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Уважаемый Дмитрий Николаевич, прежде всего хотел бы Вас поблагодарить за поддержку Курганской сельскохозяйственной академии имени Терентия Семеновича Мальцева. Для нас это очень важно. Спасибо Вам большое.

Вопрос у меня такой. Одной из основных проблем волго-каспийского рыбного хозяйства является снижение рыбопродуктивности Нижней Волги. Хотелось бы узнать, какие меры принимаются для решения этой проблемы в рамках федеральной программы.

Д.Н. Патрушев. Тема понятная. В рамках национального проекта Минприроды, по-моему, проводится соответствующая работа совместно с Росрыболовством. Будет очищено, если мне не изменяет память, 180 километров водных территорий именно в рамках Волги. И, соответственно, будут проведены дноуглубительные работы, которые позволят возобновить там промысел в том объеме, который мы все с вами желаем видеть.

Соответственно, Росрыболовство принимает активное участие в реализации нацпроекта Минприроды, который называется, по-моему, «Экология».

Председательствующий. Спасибо.

Юрий Викторович Фёдоров, пожалуйста.

Ю.В. Фёдоров. Спасибо, Валентина Ивановна.

Дмитрий Николаевич, я представляю Удмуртскую Республику, нас нередко называют «Родниковый край», потому что у нас более 7 тысяч рек, более 600 прудов.

В этой связи вопрос: какие первоочередные меры принимает министерство для охраны водных биоресурсов именно во внутренних водах? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Вы имеете в виду борьбу с браконьерством?

Ю.В. Фёдоров. Совершенно верно.

Д.Н. Патрушев. Знаете, действительно, эта тема крайне важна. Соответствующие изменения и наделение соответствующими правами и, если мне память не изменяет, инспекторов лесной охраны, и инспекторов охотнадзора в рамках подготовленного законопроекта будут осуществлены.

Также увеличена такса для исчисления размера ущерба, который нанесли те или иные нехорошие люди в рамках своей не очень правильной деятельности.

Соответственно, проводится работа по улучшению материально-технической базы тех людей, которые борются с браконьерами.

Ну и также это у нас на контроле. Спасибо за вопрос.

Председательствующий. Спасибо.

Александр Юрьевич Пронюшкин, пожалуйста.

А.Ю. Пронюшкин, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Владимирской области.

Спасибо, Валентина Ивановна.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! В 2007 году на промысле сайры работало 60 российских судов, и они поймали около 120 тыс. тонн рыбы. С этого времени количество специализированного флота России упало до пяти единиц. За прошлый год российские компании добыли всего около 7,5 тыс. тонн сайры, в то время как японские, китайские и тайваньские рыбаки взяли от 90 до 175 тыс. тонн на страну. Мы даже не приблизились к освоению половины рекомендованного объема добычи этой рыбы в исключительной экономической зоне России, который составлял 130 тыс. тонн.

Сейчас большинство российских заводов для выпуска консервов покупает сайру в Китае и Японии, а переработчики европейской части страны целиком живут на этом импортном сырье.

При этом все мы знаем, что сайра – это доступный продукт для наименее социально защищенных слоев населения. Притом это дикая океаническая рыба, богатая белками и важными аминокислотами.

Вопрос: какие меры государственной поддержки планирует принять Минсельхоз России для поддержки этого социально значимого вида рыбного промысла? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Спасибо за вопрос.

Валентина Ивановна, можно Илью Васильевича попросить прокомментировать по сайре?

Председательствующий. Да-да, конечно.

Илья Васильевич, Вы не ждите приглашения, проявляйте инициативу. Когда вопрос Ваш – отвечайте. Пожалуйста.

И.В. Шестаков. Спасибо, Валентина Ивановна. Без указания министра не могу, субординация есть.

Председательствующий. У вас, по-моему, не Министерство обороны, а все-таки Министерство сельского хозяйства. Отвечайте за свой участок. Давайте.

И.В. Шестаков. Спасибо.

Что касается сайры, действительно этот объект когда-то добывался в бо́льших объемах, чем сейчас. Но, к сожалению, у нас есть биология: сайра смещается в японскую зону, и поэтому добыча ее сокращается. Но взамен этого приходят другие ресурсы в нашу зону – это скумбрия и сардина иваси. И здесь как раз объем добычи мы увеличиваем из года в год. В прошлом году выловили порядка 60 тыс. тонн. В этом году мы надеемся еще больше нарастить объемы добычи этих важных биоресурсов.

А с точки зрения поддержки – безусловно, все равно флота нам не хватает. Мы видим, что там ближайшая перспектива по этим пелагическим видам рыб составляет порядка 200–250 тыс. тонн. Поэтому в этой связи ввод в эксплуатацию новых судов, которые будут работать в том числе и на этих водных объектах, водных биологических ресурсах… мы считаем, что это в том числе позволит как раз нарастить действительно добычу и увеличить промысел.

Ну и плюс, конечно, нельзя забывать, что мы ограничены здесь необходимостью скорейшей переработки, потому что ресурс очень ценный и нежный. И здесь, конечно, строительство более 18 рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке позволит принимать этот ценный ресурс. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.

С.П. Горячева. Большое спасибо.

Уважаемый Дмитрий Николаевич, действительно нужно поблагодарить Вас за Ваш доклад. Видно, что он серьезный и перспективный. Но в нем не нашла отражения одна вещь, которая интересует каждого жителя России, – это цена на рыбу на самом деле. Она достаточно высокая. На Дальнем Востоке, который я представляю, в частности, живя в Приморском крае, сейчас кальмар стоит в пределах 600 рублей за килограмм, морской гребешок – около 2 тыс. рублей за килограмм, хотя там это выращивается и все. А мясо там – 400–500 рублей за килограмм. Понимаете? И купить невозможно такую рыбу.

Если посмотреть, что происходит в Москве в супермаркетах, – там дешевая гнилая замороженная рыба из Китая, из Вьетнама и так далее.

Вот как вы собираетесь все же стабилизировать цену на рыбу и сделать ее приемлемой для того, чтобы большинство граждан России могли потреблять нашу, отечественную рыбу? Спасибо.

Д.Н. Патрушев. Спасибо большое за вопрос.

Абсолютно понятно, что мы с этим будем работать. Что важно отметить, отвечая на Ваш вопрос? Что все-таки цена формируется у нас с учетом рыночных механизмов. Но тем не менее все те наши усилия, которые я озвучил в своем докладе, позволят, скажем так, снизить себестоимость вылова водных биологических ресурсов. С учетом компенсации прямых затрат при строительстве судов, с учетом компенсации при строительстве рыбоперерабатывающих заводов это даст возможность нашим производителям рыбы снизить стоимость. И я очень надеюсь на то, что это отразиться и на цене конечного продукта. Я имею в виду, снизить себестоимость вылова и переработки рыбы. При этом, конечно же, на цену будут влиять мировые цены на наши водные биоресурсы. Но тем не менее будем регулировать внутренние цены с учетом того, что мы очень серьезно и в рамках госпрограммы, и стратегии развития предоставляем преференции нашим производителям рыбной продукции. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Коллеги, к сожалению, нам надо оставить время на выступление. Если позволите, слово возьмет Валерий Андреевич Пономарёв, и на этом вопросы завершим. Нет возражений? Договорились.

Нет-нет, еще не всё. Два вопроса Вам будет.

Валерий Андреевич Пономарёв, пожалуйста.

В.А. Пономарёв, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатского края.

Спасибо, Валентина Ивановна.

У меня два вопроса. Один вопрос будет, наверное, к министру, а второй – к Илье Васильевичу.

Первый вопрос. В постановлении вчера в комитете отразили переименование рыбопромысловых участков в рыболовные. Но там размазано сказано: до конца года. А участков у нас по стране 12 500. Поэтому хотелось бы от министра услышать, когда будет приказ, в каком месяце конкретно – в августе, в сентябре? Потому что людей очень много. И это должно быть в уведомительном порядке без каких-либо дополнительных документов. Это первый вопрос.

И второй вопрос. Когда принимали закон по второй части краба, 50 процентам, Илья Васильевич на вопрос Валентины Ивановны подтвердил, что они останутся по историческому принципу на срок действия договора, который есть, на 15 лет. Хотелось бы еще раз услышать это четко, ясно и понятно. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Пожалуйста, Дмитрий Николаевич, а потом Илья Васильевич. Или Илья Васильевич сначала?

Д.Н. Патрушев. Вот мы с Ильей Васильевичем переглянулись. Приказ в сентябре или в августе?

Председательствующий. Илья Васильевич, пожалуйста.

И.В. Шестаков. Если позволите, приказ уже в высокой степени готовности. Он будет направлен в Минюст на этой…

Председательствующий. Илья Васильевич, стоп! Подготовлен, направлен… Вам задали конкретный вопрос. Речь идет о приказе о порядке переоформления договора о пользовании рыбопромысловым участком, об этом. К нам обратилась всероссийская ассоциация рыбопромышленников – сказали, что задержка приведет к остановке промысла, участия предприятий. Ситуация ставит под угрозу добычу более 700 тыс. тонн продукции стоимостью до 80 миллиардов, как пишет ассоциация. Какая проблема приказ издать? Назовите дату, когда приказ будет издан и, как правильно сказали, в уведомительном порядке.

И.В. Шестаков. Приказ будет издан в течение трех дней, зарегистрирован в течение месяца в Минюсте. И мы всё прекрасно успеваем, переоформить участки, потому что срок подачи заявлений на переоформление там установлен 15 октября. Вся работа в территориальных управлениях…

Председательствующий. Придется все-таки в Минобороны Вас отправить. Четкий ответ, дата: когда приказ вступит в силу? Назовите дату.

И.В. Шестаков. 25 августа.

Председательствующий. Вступит в силу?

И.В. Шестаков. Да.

Председательствующий. А Вы говорите, еще месяц регистрация. А, с учетом регистрации.

И.В. Шестаков. С учетом регистрации.

Председательствующий. 25 августа. Зафиксировали.

Попрошу председателя комитета ответить руководителю ассоциации рыбопромышленников, который нам прислал письмо, что до 25 августа приказ будет издан и вступит в силу. Принимается. На контроль комитету.

Дальше. Следующий вопрос.

Д.Н. Патрушев. По крабам, Илья Васильевич, прокомментируйте.

И.В. Шестаков. Что касается крабов, здесь действительно обсуждение шло, и 50 процентов, как я и заявлял (сейчас все нормативно-правовые акты готовятся), 50 процентов долей крабов будет выставлено на аукцион. Остальные 50 процентов сейчас не рассматриваются.

Председательствующий. Уже более аккуратный ответ.

Д.Н. Патрушев. Там задавали вопрос по поводу 15 лет. Я так полагаю, что 15 лет, которые были закреплены ранее, они так и останутся. Правильно?

И.В. Шестаков. То, что было закреплено ранее на 15 лет, и останется. Единственное, за исключением тех видов крабов, которые были проданы на аукционах в 2016–2017 годах и не попадут сейчас вот в это распределение на аукционах.

Председательствующий. Спасибо.

И у меня один вопрос к Вам, один к министру.

Путина прошлого года. Мы рады тому, что в том числе благодаря закону, который так настойчиво продвигал Совет Федерации, о запрете дрифтерного лова, другим причинам объемы прибрежного вылова рыбы существенно растут (и в прошлом году выросли). Какие проблемы – Вы знаете не хуже меня. Ошиблись ученые, прогноз дали неправильный, в итоге могли выловить гораздо больше рыбы, так скажем, потому что не были готовы к таким объемам вылова рыбы рыбаки и рыбодобывающие предприятия.

В Советском Союзе был хороший опыт. Накануне путины министерством создавался штаб, куда входили ученые, руководители регионов, специалисты. И этот штаб управлял процессом, предвидел, готовил, помогал поддерживать. Я не призываю, у нас не плановая экономика, конечно, а рыночная, но это не означает, что вы должны быть вне процесса. В итоге очень много замечаний было высказано рыбаками.

Вы скажите, пожалуйста, когда Вы в последний раз лично встречались с рыбаками или с представителями рыбодобывающих предприятий? Вот лично Вы, когда Вы их собирали?

И.В. Шестаков. Штаб лососевой путины есть, мы проводили его открытие две с половиной недели назад, я лично его открывал. Так у нас еженедельно работает штаб лососевой путины, проводит мой заместитель со всеми регионами Дальнего Востока.

Председательствующий. То есть вы в этом году создали? В прошлом году такого штаба не было?

И.В. Шестаков. Этот штаб существует у нас уже пять лет. В этом году мы создали федеральный штаб…

Председательствующий. Ну, тогда его не заметили в регионах в прошлом году на путине. Может, он и существует, как Вы сказали, но почему-то в регионах его работу не заметили. Поэтому просьба к Вам на будущее, чтобы все-таки такого рода организационные форматы по подготовке к путине, по организации путины работали.

Тогда ответьте еще на один вопрос, я хотела задать. Светлана Петровна его задала, я тогда сформулирую короче. Такой вылов рыбы – а цена такая же, потому что рыбу не довозят до центральных регионов России, потому что у нас не хватает рефрижераторов, потому что у нас железная дорога, а точнее, частные компании от железной дороги, на время путины, этого активного периода, завышают так тарифы, что цена на рыбу становится золотой. Вот за это кто-нибудь отвечает в стране? Или это будет такая же стихия?

Ведь много сказано, и министром сказано, и многое делается. Но люди должны ощущать результаты этой работы, понимаете? Люди должны ощущать результаты государственной поддержки в виде ассортимента рыбы на полках и снижения цены. Путина большая, рыбы много выловили – цена должна сразу упасть, а она не падает. Где здесь слабые звенья? И что надо сделать Вам, как руководителю всей рыбохозяйственной отрасли страны, для того чтобы все-таки на людей эти меры работали?

И.В. Шестаков. Валентина Ивановна, если позволите… Три составляющих здесь есть. Первая – это инфраструктура, над которой мы сейчас активно работаем. И я могу сказать, что два года уже существуют у нас маршрутные поезда, которые достаточно быстро привозят рыбу в центральные регионы России. Не хватает, действительно, есть проблема с холодильными мощностями на Дальнем Востоке, портовыми именно, над этим мы активно работаем.

Вторая составляющая – это, конечно же, то, что для рыбаков гораздо более выгодно вывезти рыбу на экспорт. В этой связи мы подготовили поправки в Налоговый кодекс, которые будут давать преференции по уплате ставки сбора за пользование ВБР тем предприятиям, которые будут поставлять рыбную продукцию в том числе на внутренний рынок, а мы будем это отслеживать за счет системы электронной ветеринарной сертификации.

Ну а третий вопрос, который, к сожалению, нам не удается решить никак… Рыба на Дальнем Востоке, если даже брать сегодня… Минтай, например, стоит 85 рублей. Транспортные расходы там даже с учетом сезонности все равно достигают не более 10–15 процентов, а, к сожалению, реализация здесь идет уже с наценкой в 200–220 процентов. И, к сожалению, действительно, с торговыми сетями нам не удается до конца решить этот вопрос.

Председательствующий. Коллеги, командными методами цену не установить. Надо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование – не командами, а экономическими, мотивационными, финансовыми и иными мерами. Действительно, Дмитрий Николаевич сказал о большой государственной поддержке.

Но если государство оказывает такую поддержку рыбохозяйственной отрасли, то оно вправе определять какие-то правила. Вы говорите – выгодно за рубеж... Ну, давайте мы сначала свой рынок закроем в достаточном объеме и подумаем, как это сделать, как мотивировать эти предприятия, а не так – к нам из Вьетнама, Китая выгодно везти такую уже совсем перемороженную, замороженную рыбу, а свою рыбу мы будем отправлять куда-то. Люди не видят рыбы нормальной.

Коллеги, иначе… Оценка эффективности вашей работы будет зависеть от того, доступна ли рыба нашим гражданам, есть ли полный ассортимент на полках и какова ее цена. Если этого не будет, все ваши усилия ничего не стоят. Поэтому проанализируйте всю эту ситуацию.

Еще раз… Я не призываю к командным методам, я не призываю… но влиять государство на это должно. Продумайте, за счет каких мер и как людей накормить хорошей, вкусной рыбой, которой так много вылавливается у нас в стране. (Аплодисменты.)

Спасибо, Илья Васильевич.

К Вам, Дмитрий Николаевич, вопрос. Вы говорили об инвестиционных квотах. Очень хорошая история, правильно. Но мы лет 15 слышим: у нас инвестиционные квоты, у нас будут строиться суда на наших верфях, рыболовецкие, перерабатывающие заводы. Вы сказали, что 43 судна в ближайшем будущем появятся, и 24, по-моему, если я не ошибаюсь, завода. Вы сами верите в эти цифры? Если Вы верите в эти цифры, скажите, где уже заложены эти суда, на каких верфях? Сколько их заложено? Или это опять «обещалки» под получение инвестиционных квот, отсутствие должного контроля и, соответственно, свои суда не производим?

Д.Н. Патрушев. Валентина Ивановна, действительно свои суда производятся. Буквально недавно…

Председательствующий. Ну, два судна. Или сколько?

Д.Н. Патрушев. Нет-нет, больше.

Председательствующий. Ну, сколько?

Д.Н. Патрушев. Сколько сейчас заложено, Илья Васильевич?

И.В. Шестаков. Заложено уже более 20 судов, и на все есть финансовая гарантия: в случае если их не построят, будет компенсация из федерального бюджета.

Д.Н. Патрушев. Мы буквально две недели назад были на спуске судна «Скорпион»...

Председательствующий. Да я знаю, но это единичный случай. Нам надо обновить флот. Коллеги, изношенность нашего рыболовецкого флота колоссальная! И 20 судов, которые, Вы сказали, заложены (если можно, дайте мне справку, на каких верфях, где заложены), – это капля в море. Должен быть системный план обновления всего нашего рыболовецкого флота. Покажите, сколько судов, каких судов должно быть, кто будет вкладывать эти инвестиции, на каких заводах? Ну, рывок нужен, понимаете?! Президент поставил задачу: везде должен быть рывок. А мы вот такими маленькими, маленькими шажками для галочки… Ну, сделайте рывок!

Скажите, пожалуйста, через сколько лет все суда будут обновлены и старые списаны? Вот как Вы это видите, Илья Васильевич?

И.В. Шестаков. Валентина Ивановна, задачи у нас такой – полностью весь флот списать и построить новый – не стоит, потому что все-таки у нас есть действующий флот.

Председательствующий. Да весь не надо – вышедший, изношенный флот. Сколько процентов на сегодня изношенного флота?

И.В. Шестаков. Валентина Ивановна, по тем соглашениям, которые у нас уже твердо с рыбаками подписаны на строительство, мы обновим флот по мощности (потому что это совершенно новый тип судов) на 65 процентов на Северном бассейне и на 25 процентов на Дальневосточном бассейне только за счет механизма инвестиционных квот. Мы сейчас не берем вторую программу, связанную с компенсацией 30 процентов затрат для строительства крупнотоннажных…

Председательствующий. Хорошо. Давайте мы так договоримся. Я попрошу комитет по аграрно-продовольственной политике.

Алексей Петрович Майоров, отдельно просьба: подготовьте этот вопрос, расскажите нам подробно, сколько у нас отечественного рыболовецкого флота, какой процент износа, где, в каком объеме, и представьте график ваших действий, мер, которые позволят, условно, через пять – максимум через 10 лет обновить вышедший из строя, уже полностью отработанный отечественный флот. Покажите… Вот по Минобороны у нас есть полная ясность – что в таких-то войсках заменено полностью на новое вооружение на 70 процентов, через два года будет 85, суда, самолеты и так далее. Вот сделайте такой план и покажите, что вы управляете этим делом, что вы сотрудничаете с бизнесом, что вы раздаете квоты не направо, налево, не пойми как, а под развитие отрасли. Алексей Петрович, пожалуйста, проведите отдельное расширенное заседание комитета осенью с рассмотрением этого вопроса и доложите потом на пленарном заседании. Спасибо.

И, Дмитрий Николаевич, Вас прошу тоже взять на контроль эту тему, связанную с обновлением нашего флота. Такие «корыта» ходят по морям и океанам, что я не знаю, как они вообще… А условия работы рыбаков посмотрите.

Что мешает?! Деньжищ заработали за это время рыболовецкие компании много! Пусть инвестируют, пусть не ситуативно «снимают сливки», а смотрят в будущее. А вы им создайте условия, чтобы они понимали, что условия будут стабильными, что они вложат инвестиции и никто у них завтра ничего не отнимет, не пересмотрит правила.

Коллеги, давайте поглубже (ладно?) рыбу ловить и поглубже проблемы решать. Спасибо.

Дмитрий Николаевич, спасибо Вам большое на самом деле за очень хороший доклад и за те меры, которые предполагается принять. Благодарю Вас.

Теперь давайте послушаем аудитора Счетной палаты Сергея Анатольевича Агапцова.

Пожалуйста, Сергей Анатольевич, Вам слово.

С.А. Агапцов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, уважаемый Дмитрий Николаевич, уважаемые коллеги! Вопросы анализа результативности мер господдержки рыбохозяйственного комплекса являются предметом пристального внимания Счетной палаты.

Проверки осуществлялись в рамках формирования и исполнения федерального бюджета, аудита госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» и ряда тематических мероприятий. В установленном порядке все материалы были направлены в Совет Федерации, а представления и письма – прежнему руководству министерства.

Дмитрий Николаевич в своем выступлении отметил положительные моменты, связанные с развитием отрасли. Это увеличение добычи водных биоресурсов, увеличение объемов производства рыбной продукции и другие позитивные моменты. Для нас в Счетной плате особо отрадно, что прибыль предприятий отрасли (а это ключевой показатель жизнеспособности отрасли) в 2018 году выросла почти на 23 процента. Идет рост инвестиций в отрасль. Все это свидетельствует о попытках выхода на траекторию устойчивого роста. Однако стратегическую цель, обозначенную в прежней стратегии еще в 2009 году, а именно осуществить переход от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития рыбохозяйственного комплекса, реализовать пока не удалось. Мы надеемся, что новая стратегия, предлагаемая сегодня министром, как раз и направлена на ее окончательное решение.

Наши проверки выявили ряд факторов, сдерживающих динамичное развитие отрасли, на которые министерству, на наш взгляд, необходимо обратить особое внимание.

Первое (об этом уже здесь говорилось, но я повторю) – это высокая степень износа основных фондов. По данным Росрыболовства, средний возраст рыбопромысловых судов составляет более 30 лет. За девять лет за счет федерального бюджета было построено и модернизировано всего шесть судов. Как мы понимаем, частный бизнес здесь также не проявляет активного интереса.

В 2009–2018 годах на указанные цели было предусмотрено из бюджета 1,2 млрд рублей (небольшие, казалось бы, средства), однако использовано их всего на сумму более 500 млн рублей. Данная мера господдержки не была востребована в том числе и в силу высоких процентных ставок по кредитам.

Второе – проверками выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств. Так, Росрыболовством не решен вопрос о дальнейшем использовании шести судов морского класса. Их строительство было начато в 2002–2010 годах. Техническая готовность на сегодняшний день составляет от 50 до 90 процентов. Из-за отсутствия надлежащей консервации суда и оборудование пришли в негодность и утратили свою рыночную стоимость. В результате неэффективные расходы федерального бюджета на строительство этих судов составили более 500 млн рублей.

Третье – критическое состояние портовой инфраструктуры. В большинстве случаев гидротехнические сооружения не используются для обслуживания судов рыбопромыслового флота, а используются для перевалки непрофильных грузов, таких как уголь, лес, металлолом, удобрения. В результате текущее состояние гидросооружений не позволяет обеспечить их безопасную и эффективную эксплуатацию, поэтому судовладельцы стремятся получить эти услуги в иностранных портах.

И последнее – это сокращение научно-исследовательских и поисковых работ по оценке состояния сырьевой базы. Количество научных экспедиций сокращается, объемы финансирования из бюджета мизерные. Происходит старение научно-исследовательских судов. Суда больше ремонтируются и стоят в порту, чем используются по назначению.

Несмотря на предусмотренные в 2016, 2017 годах в федеральном бюджете средства, Росрыболовством на эти средства реконструкция проведена не была, деньги были перераспределены на иные цели (завершаю).

Мы надеемся, что новая стратегия развития отрасли до 2030 года позволит минимизировать негативное влияние озвученных факторов и будет способствовать выпуску качественной, экономически обоснованной по цене, конкурентоспособной продукции, что, в свою очередь, обеспечит насыщение внутреннего рынка и усилит позиции России на мировых рынках рыбной продукции. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Анатольевич. Благодарю Вас за конкретное выступление.

Коллеги, просьба к выступающим: по минуте. Давайте попробуем оперативно. Основные моменты называйте.

Игорь Николаевич Каграманян, пожалуйста.

И.Н. Каграманян, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ярославской области.

Спасибо большое, Валентина Ивановна.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Развитие товарного рыбоводства имеет важнейшее значение для регионов Центральной России – в частности, для моей родной Ярославской области.

Я хотел бы поблагодарить Вас и коллектив Росрыболовства за то, что при подготовке «правительственного часа» и проекта постановления нашли отражение и сформулированные нашим регионом и закрепленные в постановлении Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Ярославской области» меры господдержки товарного рыбоводства и товарной аквакультуры – в частности, рассмотрение возможности субсидирования части прямых затрат. И хотелось бы выразить надежду и уверенность, что эти конкретные меры могут быть реализованы уже в ближайшем плановом бюджетном цикле. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич. Четко, конкретно.

Виктор Мельхиорович Кресс, пожалуйста.

В.М. Кресс, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Томской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Те вопросы, которые я хотел в своем выступлении поднять, уже здесь были подняты.

Первое. Для нас, для многих регионов, расположенных вдали от океанов и морей, актуальным является развитие рыболовства на внутренних водоемах. И здесь, мне кажется, в стратегии шире надо этот вопрос прописать, с тем чтобы было понятно, что нам, регионам, вместе с федеральным центром делать, в том числе и по разведению рыбы.

И вторая часть – по ценам. Я просто приведу…

Валентина Ивановна, Вы уже поднимали этот вопрос, и Светлана Петровна. Это действительно главный вопрос. И, наверное, в нашем постановлении именно на это должен быть сделан упор.

Я приведу пример. В Томске цена на простую морскую рыбу, ледяную, составляет 900–1000 рублей за 1 килограмм. На пакетике иероглифы написаны. Когда чистишь эту рыбу, то поедаемая часть становится в два раза меньше. Таким образом, цена – около 2 тыс. рублей за 1 килограмм.

Скажите, какой пенсионер или человек с низкими доходами может купить такую рыбу?

Мы можем красивые стратегии, все, что угодно здесь рассказывать, но вот… И такой порядок цифр на всю остальную морскую рыбу в нашем регионе. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Виктор Мельхиорович. Поддерживаю полностью.

Николай Васильевич Фёдоров, пожалуйста.

Н.В. Фёдоров, первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики.

Спасибо.

Уважаемая Валентина Ивановна, у меня, скорее всего, просто пожелания такие, я надеюсь, добрые Дмитрию Николаевичу в адрес моего родного Минсельхоза.

Расчеты Минсельхоза показывают, что среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции населением в 2017 году составляло 19,6 килограмма на человека в год, в 2018 году – 19,8 килограмма. Но все это, как говорят наши эксперты, все эти показатели рассчитываются в сырце. Эксперты оценивают уровень потребления населением рыбы и рыбной продукции с учетом разъяснений Минздрава о том, что в потреблении учитывается только рыба потрошеная и обезглавленная, в размере 15 килограммов на человека. Рекомендуемая Минздравом минимальная норма потребления для здорового человека – 22 килограмма. Поэтому сейчас, разрабатывая и окончательно принимая стратегию до 2030 года, я бы, очень переживая за эту тему, просил бы еще раз уточнить все параметры по объективной оценке того, какими темпам мы двигаемся к достижению порогового значения медицинской безопасности для здоровья населения.

И второй момент, Дмитрий Николаевич, по поводу развития товарной аквакультуры. Они слишком скромные. Вы сказали, к 2030 году по проекту стратегии, который вы внесли в правительство, предполагается увеличение существенное (почти в два раза) – 618 тыс. тонн продукции аквакультуры. Вы хорошо знаете, в Китае более 40 млн тонн производят, во Вьетнаме порядка 4 млн тонн в год продукции аквакультуры.

Мы претендуем к 2030 году на 618 тыс. тонн. Это очень скромно, и я думаю, что надо в рамках возможной корректировки госпрограммы развития сельского хозяйства все-таки прибавить дополнительные меры господдержки, для того чтобы… Ну, на 1 млн тонн мы можем выйти в нашей огромной стране с такими водными ресурсами? Конечно, можем, надо просто более амбициозные задачи ставить, мне кажется.

И по поводу любительского рыболовства. Ничего об этом не было сказано. С 1 января 2020 года этот многострадальный закон начинает действовать. Должно быть принято семь подзаконных актов.

Валентина Ивановна, пока один подзаконный акт принят (до 1 января остается несколько месяцев), а когда будут приняты шесть подзаконных актов – нам, комитету по аграрно-продовольственной политике пока неизвестно. Если они не будут приняты, закон не заработает должным образом снова. Поэтому просьба обратить внимание на эти обстоятельства.

И последнее. Пользуясь случаем, Валентина Ивановна, поскольку есть Ваше поручение нам отработать завтра на парламентских слушаниях тему «О комплексе первоочередных мер, направленных на обеспечение ускоренного развития отечественных селекции и семеноводства» в связи с неудовлетворительным, по Вашей оценке, состоянием дел по выполнению поручения председателя правительства по итогам встречи членов Совета палаты с премьер-министром, мы вынуждены констатировать, что надо принять, Дмитрий Николаевич, дополнительные меры. Мы к Вашим услугам.

Дело в том, Валентина Ивановна, что дело селекции и семеноводства при мне еще было в ведении Россельхозакадемии, потом это было передано в ФАНО, сейчас институт селекции и семеноводства находится не в ведении Минсельхоза, а в ведении министерства науки. Кураторы там – Котюков, Голикова, а Алексей Васильевич Гордеев формально не имеет отношения к институту селекции и семеноводства. То есть там очень много вопросов.

В том числе сокращение численности агрономов, Дмитрий Николаевич, в аграрных вузах. Вот у меня есть цифры по подготовке агрономов. В 2017 году в аграрных вузах училось 16 тысяч студентов-агрономов, а в 2018 – уже 13 600. Идет сокращение бюджетных мест на подготовку агрономов. Селекционеров у нас осталось… В растениеводстве в 2014 году было 1,5 тысячи, в 2018 году 1,2 тысячи осталось. В животноводстве в 2014 году было 300 специалистов по селекции, а в 2018 году – 240. В общем, очень плохие показатели. Кадры решают все, особенно в этом деле.

Поэтому, Дмитрий Николаевич, просьба завтра максимально нам навалиться на эту проблему с Вашими заместителями, курирующими эту тему.

И, может быть, нам придется, Валентина Ивановна, по моему убеждению, вносить предложения в правительство, поскольку (я привел примеры) в министерстве науки – селекция и семеноводство, а Минсельхоз как бы в стороне от этого дела. Это не здорово. Все-таки от Министерства сельского хозяйства ожидают достижений в общественном мнении. И это требует обстоятельного обсуждения и принятия соответствующих рекомендаций от Совета Федерации. Спасибо.

Председательствующий. Задача парламентских слушаний и состоит в том, чтобы вместе с министерством, со специалистами, экспертами выработать предложения, которые затем должны реализовываться под нашим контролем. Так что готовьте. Тема действительно очень важная.

Алексей Петрович Майоров, председатель комитета. Пожалуйста.

А.П. Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Во-первых, мне хотелось бы поблагодарить министра Дмитрия Николаевича Патрушева, его команду, наших коллег-сенаторов за активную работу по подготовке сегодняшнего «правительственного часа».

Наш комитет подготовил проект постановления палаты по обсуждаемому сегодня вопросу. Мы постарались максимально учесть все замечания и предложения, которые были высказаны при подготовке сегодняшнего мероприятия. Также мы обязательно учтем все те…

Валентина Ивановна, и все Ваши поручения мы обязательно учтем в итоговом документе, и предложения наших коллег-сенаторов, высказанные в ходе сегодняшнего заседания. От тех, кто не успел, мы до конца сегодняшнего дня ждем еще предложения в итоговый проект документа, который мы будем сегодня предлагать принять за основу, а 26 июля на заключительном заседании будем предлагать принять в целом.

Комитет предлагает принять сегодняшнее постановление за основу. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Алексей Петрович.

Мне кажется, состоялось очень хорошее обсуждение.

Дмитрий Николаевич, еще раз спасибо Вам. Вы действительно погружены в проблему. Чувствуется, что Вы готовились, Вы владеете материалом, Вы владеете стратегией. Но вместе с тем есть неудовлетворенность от главного – рыба дорожает, и она недоступна людям, и ассортимент рыбы в такой стране, как Россия, с ее потенциалом, к сожалению, не соответствует запросам людей.

Любая стратегия, которую вы будете писать к 2030 году, уточнять ее, дорабатывать, должна ориентироваться на конечный результат. И утверждение, что цена формируется рыночными механизмами, правильное (это классическая формулировка), но оно некорректно с государственной точки зрения.

Действительно, в докладе было озвучено, что государственная поддержка отрасли из года в год нарастает, государство выделяет больше средств на поддержку. Но мы же выделяем средства не просто ради развития отрасли. Это важно, но мы выделяем для того, чтобы людям стало лучше. Вся наша деятельность на это должна быть рассчитана. А вот конечного результата-то ни в докладе, ни у Вас, Илья Васильевич, и не почувствовалось – на что вы нацелены. Надо насытить свой собственный рынок рыбой, доступной для людей – вот главная задача, и на нее ориентируйтесь. А отсюда – сколько судов построить, какие правила и все остальное.

И второе. Я бы просила, Дмитрий Николаевич (много средств выделяется): проанализируйте эффективность этих мер поддержки рыбохозяйственного комплекса, рыбохозяйственной отрасли. Возможно, где-то надо уйти от государственной поддержки, где-то, наоборот, ее увеличить, сделать более адресной – чтобы любой государственный рубль давал максимальную отдачу. Мне кажется, уже пришло время проанализировать эффективность господдержки, проанализировать существующие правила, сделать их стабильными, внятными, понятными для рынка. И думать о том, чтобы мы могли с вами вместе все в стране, в любом городе, в любом поселке… чтобы наши запасы огромные, нашей страны, были доступны для людей, а не просто тупо вывозились, потому что там больше платят. Надо через наши меры сделать доступной рыбу в стране. Это в пятый, в десятый раз повторяю, но это главная задача.

Люди жалуются. Вот Кресс приводил пример. Разве для пенсионера доступна рыба по цене 1 тыс. рублей за килограмм? Даже трудно себе представить. Я думаю, что на Западе дешевле, там, куда вывозят. Наверное, китайская, вьетнамская рыба проходит у нас все виды контроля, но у нас есть своя вкусная рыба, своя, к которой люди привыкли, – где треска, где другие виды рыбы, которые доступны по цене и по качеству.

Давайте предложения. Если надо, мы готовы любые меры поддержки со стороны Совета Федерации вам оказать, и в плане законодательства, и в ином. И, конечно, надо сделать выводы из выступления аудитора Счетной палаты (в первую очередь, Илья Васильевич, Вам). Я надеюсь, что эти выводы объективные, и цифры некоторые там тоже прозвучали тревожные. Разберитесь и сделайте выводы.

Коллеги, по постановлению. Поступило предложение принять постановление за основу.

Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации «О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса» (документ № 351) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.

Результаты голосования (12 час. 17 мин. 53 сек.)

За                                                            151 чел.                     88,8%

Против                                                    0 чел.                         0,0%

Воздержалось                                        1 чел.                         0,6%

Голосовало                                             152 чел.

Не голосовало                                        18 чел.

Решение:                                                                                   принято

Поименные списки с результатами открытых голосований

Решение принято.

Еще раз спасибо всем, всей Вашей команде, Дмитрий Николаевич.

И прошу доработать существенно постановление с учетом состоявшегося обсуждения, Алексей Петрович. Договорились.

Благодарю вас за участие. Всего доброго! До свидания.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Октябрь   <  2019 г.