Последние публикации

28 Май 2020
Рыбный голод: Цифры
28 Май 2020
В Нижегородской области увеличилось производство рыбы
28 Май 2020
В Ленинградской области заложены два новых краболова по программе инвестквот
28 Май 2020
ЦСМС снизил вероятность ошибок при подаче ССД через ЭПЖ до нуля
28 Май 2020
К 27 мая российские рыбаки добыли около 2,1 млн тонн – на 6,3% больше уровня 2019 года
28 Май 2020
«Доброфлот» выполнил ремонт судна для сахалинского погрануправления ФСБ
28 Май 2020
Сообщение от ПУ ФСБ России по восточному арктическому району
27 Май 2020
Объем экспорта чавычи из США вырос при значительном снижении экспортной цены
27 Май 2020
Экспорт норвежского лосося 11.05.20 – 17.05.20
27 Май 2020
Экспорт креветок из Эквадора в Китай резко вырос
27 Май 2020
Индия обнародовала финансовый план поддержки рыбохозяйственного сектора
27 Май 2020
Ученые АтлантНИРО рассказали "НОРЕБО" о перспективах промысла криля
27 Май 2020
Как COVID-19 повлияет на продовольственную безопасность России
27 Май 2020
12 минут видео о том, как инвесторам хорошо на Сахалине, обойдутся бюджету в 14 миллионов
27 Май 2020
Накануне старта лососевой путины в СахНИРО сменился директор
27 Май 2020
Мойва подошла к восточному берегу Сахалина
27 Май 2020
Более 9 тысяч тонн лосося смогут выловить рыбаки Магаданской области в 2020 году
27 Май 2020
Ученые предложили использовать морских ежей для терапии после COVID-19
27 Май 2020
Почти в 10 раз увеличили вылов кальмара рыбаки Приморья
27 Май 2020
По протесту Генпрокуратуры Минсельхозом изменен нормативный правовой акт в сфере рыболовства
27 Май 2020
Увеличение объёмов грузооборота по Северному морскому пути придаст дополнительный импульс развитию Камчатки по ряду направлений
27 Май 2020
Более 20 килограмм икры осетровых пород инкубировали в новом цеху
27 Май 2020
Завершилось строительство нового малькового цеха для стерляди и форели
27 Май 2020
Внесение изменений в порядок предоставления отчетности при осуществлении товарной аквакультуры
27 Май 2020
Мониторинговые исследования на гипергалинных озерах Алтайского края
27 Май 2020
"Салехардский комбинат" планирует экспорт продукции в Казахстан и Белоруссию
27 Май 2020
"Находкинский морской рыбный порт" увеличил чистую прибыль на фоне роста перевалки
27 Май 2020
Публикация о ММРП признана недостоверной
27 Май 2020
Приморский филиал Главрыбвода выпустил в реки 13,5 млн штук мальков и молоди кеты в рамках компенсационных мероприятий
26 Май 2020
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 19.05.2020
26 Май 2020
В Норвегии реализуется масштабный наземный проект по выращиванию лосося
26 Май 2020
Скептическое мнение норвежцев о мерах по развитию аквакультуры в США
26 Май 2020
Цена камбалы в Корее восстанавливается
26 Май 2020
Среднестатистический сахалинец съедает за месяц 2,2 кг рыбы
26 Май 2020
Свыше 276 тысяч тонн рыбы и морепродуктов добыли предприятия Сахалинской области
26 Май 2020
Мурманская область ищет грузоотправителей для обратного "рыбного" рейса на Камчатку
26 Май 2020
Приморские водоросли помогут человечеству справиться со стрессом и алкоголем
26 Май 2020
Путин: кабмин должен рассмотреть вопрос о снижении стоимости электроэнергии для фермеров
26 Май 2020
В Приморье на десять дней приостановили движение грузовиков к пунктам пропуска в Китай
26 Май 2020
Минсельхоз сохраняет прогноз по экспорту продукции АПК в 2020 году в размере $25 млрд
26 Май 2020
Эксперт: обсервация для вахтовиков во время путины в ДФО обойдется в 2,2 млрд рублей
26 Май 2020
Первые успехи промысла бычковых рыб в Каспийском море
26 Май 2020
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
26 Май 2020
АНОНС: Заседание Общественного совета при Росрыболовстве состоится 28 мая в режиме онлайн
26 Май 2020
Севастопольские рыбаки лидируют по уловам шпрота, опережая прошлогодние объемы
26 Май 2020
Более 650 млн руб. поступят в бюджет по итогам продажи нераспределенных в 2018 году квот водных биоресурсов
26 Май 2020
Рыбные ряды: в оптовом звене подешевели дальневосточная нерка и другая популярная мороженая рыба
26 Май 2020
Росрыболовство подведет итоги Всероссийского дня без сетей
26 Май 2020
Публицист В.К. Зиланов: «75-летие Победы над Японией в ожидании своего признания Кремлем»
25 Май 2020
Выявлено нарушение температурного режима при транспортировке почти 47 тонн мороженой наваги

Подписка на новости

Илья Шестаков: "Рыба будет доступнее и качественнее"

1135
Россия

Интервью с заместителем министра сельского хозяйства России – руководителем Федерального агентства по рыболовству на Петербургском международном экономическом форуме.

- Илья Васильевич, как прошлогодний рекордный улов повлиял на цены в магазинах?

- На розничные цены не так значительно, как на оптовые. Стоимость лососевых, главным образом на горбушу, в некоторых регионах снизилась до 50%. В прошлом году был рекордный вылов за всю историю наблюдений и осуществления промысла – 676 тысяч тонн. И мы столкнулись с определенными трудностями. Ценовая политика в ритейле не зависит от цен у рыбаков. Если цена у рыбаков может увеличиваться, снижаться, то в ритейле она практически растет на уровень инфляции последние три-четыре года.

- В чем причина на ваш взгляд?

- Основная причина банальна, и пока мы никак не можем до конца к ней подступиться – это цепочка посредников и ритейл как узкое горлышко доступа продукции для реализации потребителю.

- Проблема рыбной отрасли заключается в рознице?

- Проблем глобальных в рыбной отрасли нет. Рыбы много, и рыбаки ее продают по нормальной цене. А вот до потребителя она уже доезжает по высокой цене. Сейчас на Дальнем Востоке можно купить минтай за 80 рублей, довезти его до Москвы или Санкт-Петербурга – еще 20 рублей. Зайдете в магазин и увидите, что этот минтай будет стоить 180-200. Нам нужно выстраивать товаропроводящую цепочку и современную инфраструктуру в целом. Прежде всего, есть необходимость в дальнейшей модернизации флота. Мы уже начали это делать за счет инвестиционных квот. К настоящему времени заключены договоры на строительство 33 судов, на отечественных верфях уже заложено 23 судна, их проекты предусматривают наличие перерабатывающей фабрики на борту. Это другое качество выпуска продукции, другая добавленная стоимость. Мы планируем заключить еще 11 дополнительных контрактов на строительство судов. В рамках нового закона о крабовых инвестиционных квотах на отечественных верфях будут построены еще 36 новых краболовов. Плюс с помощью инвестиционных квот идет строительство 22 береговых рыбоперерабатывающих фабрик.

- Каково соотношение рыбы, которая идет на переработку на российских предприятиях и уходит на переработку за границей?

- Мы в программе инвестиционных квот предусмотрели строительство не просто судна, а обязательно с перерабатывающими фабриками. У рыбаков заложено обязательство эти квоты перерабатывать, причем по принципу безотходного производства. Даже то, что раньше выбрасывалось за борт, будут перерабатывать. Предполагается использовать рыбомучные установки для выпуска муки и жира. Сейчас мы экспортируем в основном сырье, и наши стимулирующие меры направлены как раз на то, чтобы эту ситуацию кардинального поменять. Небольшая динамика есть уже сейчас.

- На рынки азиатских стран, в основном в Китай, поставляется российская рыба на переработку. Почему нельзя перерабатывать у нас, оставляя добавочную стоимость на территории нашей страны?

- Мы много думали, как к этому подойти в рамках тех ограничений, которые у нас существуют по экспортным пошлинам. Есть вопросы, связанные с возможностью внутреннего потребления. Сейчас мы планируем через налоговый кодекс, через ставки сбора за водные биоресурсы стимулировать переработку внутри. Те предприятия, которые будут перерабатывать уловы, получат льготу в 85%.

- То есть пока мы развиваем переработку в Китае?

- Есть заблуждение, что только мы. США также поставляют в Китай большие объемы рыбы для переработки. Практически весь выловленный американскими компаниями минтай не перерабатывается на территории страны. Структурные изменения даже в одной отрасли экономики занимают определенное время, сначала нужно создать производственную базу. Китайцы пришли далеко не сразу к созданию перерабатывающей промышленности, в том числе на нашей рыбе. Я думаю, что у нас тоже должно все получиться.

- Какая часть рыболовецкого флота в России российская?

- Вся. У нас законом предусмотрено, что разрешения выдаются только для судов, работающих под российским флагом. Другой вопрос, что средний возраст их порядка 30 лет, это сказывается не только на эффективности вылова, а отражается негативно на безопасности мореплавания, на условиях труда на промысле. Поэтому мы и запустили инвестиционную программу, стимулирующую создание современного флота.

- Сколько судов планируется построить в ближайшие 10 лет?

- Срок четко обозначен – 5 лет. 2023 год – окончание строительства в рамках именно этой программы. На сегодня планируется построить не менее 44 судов.

- В процентном соотношении к действующему флоту?

- Здесь сложно сказать. Если брать в целом зарегистрированные единицы флота, то это выглядит, конечно, несущественно. Но и сравнение будет не совсем репрезентативно. Поэтому мы считаем по мощности. Например, один крупнотоннажный траулер свыше 100 метров заменит три судна за счет эффективности новых технологий и оборудования. Одно судно сможет ловить 50 тысяч тонн, таких траулеров в мире просто нет. В целом на Дальнем Востоке сейчас работает в путину около 420 судов. По мощности мы обновим 25-30% флота на Дальнем Востоке и до 65% – на Северном бассейне.

По нашим расчетам, после того, как все наши инвестиционные программы, заложенные в актуализированной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса, будут реализованы, и проекты начнут работать, отрасль увеличит вклад в ВВП страны вдвое. На такой показатель мы должны выйти уже через 3-4 года.

- А какое сейчас потребление рыбы?

- Потребление рыбы не зависит только от объемов вылова. Оно зависит от покупательной способности населения. В последнее время мы наблюдали некоторое снижение. Если мы достигли рекомендованной нормы, которая записана в доктрине о продовольственной безопасности, в 2014 году – 22,3 кг на душу населения, то сейчас у нас идет снижение – около 21,5 кг по последним данным Росстата. Если сравнивать с общемировым потреблением, то, по расчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО), объем глобального потребления рыбы и морепродуктов составил в 2017 году 20,5 кг.

При этом доля российской рыбной продукции в общем объеме потребления рыбы в России превышает 80%.

- Есть программа строительства рыболовецких судов. Что мешает создать программу строительства логистических инструментов?

- Когда мы говорим о рыболовных судах, мы четко понимаем, что мы за эту отрасль полностью отвечаем и полностью понимаем стратегию ее развития. Логистика все же смежная отрасль. Рыбаки – не специалисты в логистике и не смогут никогда ими стать. На федеральном уровне идет разработка стратегии регулирования рынка перевозки скоропортящихся продуктов. Очевидно, что мы должны уходить от перевозок рефрижераторными вагонами, так как это прошлый век, и транспортировать скоропортящуюся продукцию в рефрижераторных контейнерах. Росрыболовство, в свою очередь, также не стоит в стороне при решении логистических задач: в 2017 году разработана и утверждена Минсельхозом России стратегия развития морских рыбных терминалов для комплексного обслуживания рыбопромысловых судов. В рыбных портах, где в управлении у «Нацрыбресурса» (подведомственный Росрыболовству – прим.ред.) есть причальные стенки, в договорах аренды причалов владельцами портов мы предусматриваем обязательства по модернизации портовой инфраструктуры, в том числе создание рефконтейнерных площадок, подъездных путей для перегрузки, холодильники.

Надо создавать распределительные оптовые центры, организовать современные каналы сбыта, в том числе аукционные биржевые площадки. Это все звенья одной цепи. Когда она выстроится, тогда и рыба будет доступнее и качественнее.

КП 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Май   <  2020 г.