Последние публикации

20 Авг 2019
Чилийская рыба для московской компании возвращена белорусскому отправителю
20 Авг 2019
Рыба занимает 7,2% расходов россиян на еду
20 Авг 2019
Власти Дагестана планируют восстановить промышленный лов кильки
20 Авг 2019
Экспорт рыбы и морепродуктов из Приморья увеличился на 20%
20 Авг 2019
Краба двигают к президенту
20 Авг 2019
ФАС предложила новую методику расчета начальных цен на крабовых аукционах
20 Авг 2019
Утвержден порядок переоформления рыбопромысловых участков
20 Авг 2019
На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в КНР экспортировано 237 партий рыбной продукции
20 Авг 2019
Спад численности лосося в водах Сахалина и Курил восполнят искусственным воспроизводством
20 Авг 2019
На базе рыбоводного хозяйства «Кала я марьяпоят» прошло заседание совета по вопросам развития аквакультуры
20 Авг 2019
К северо-западу Сахалина подходят все новые косяки горбуши
20 Авг 2019
Лимит вылова нерки для рыбаков Итурупа увеличили почти вдвое
20 Авг 2019
Рыбный Союз и Рыбная ассоциация готовы к взаимодействию для решения отраслевых проблем
20 Авг 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
20 Авг 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
20 Авг 2019
Добыча лососевых видов рыб без разрешительных документов с помощью ставной сети
20 Авг 2019
Ученые ТИНРО рекомендовали увеличить вылов сельди в Беринговом море на 55%, до 66,7 тыс. тонн
20 Авг 2019
Рыбные ряды: в оптовом звене продолжают дешеветь сельдь и скумбрия
20 Авг 2019
Росстат рассказал, как за 40 лет изменился рацион россиян
20 Авг 2019
Ямальские прокуроры инициировали блокировку 32 сайтов с запрещённой информацией
20 Авг 2019
Рыбопромышленный комплекс Сахалинской области получил особую поддержку властей
20 Авг 2019
Дальневосточный привет от «Доброфлота» и «Амурского тигра»
20 Авг 2019
…но кое-кто ровнее!
19 Авг 2019
Владимир Лабинов обсудил с рыбоводными хозяйствами вопросы увеличения мощностей по переработке рыбы и импортозамещения рыбопосадочного материала
19 Авг 2019
Объявлен аукцион по рыбоводным участкам
19 Авг 2019
Китай и Россия договорились об ускорении обновления списка рыбных поставщиков
19 Авг 2019
Андрей Чибис: Мурманская область будет лоббистом и защитником интересов ПИНРО
19 Авг 2019
Сотрудники ФСБ изъяли 3 тонны краба в Приморье
19 Авг 2019
Почему балтийской трески стало меньше, и она заметно похудела
19 Авг 2019
Спрос клюнул
19 Авг 2019
Росрыболовство объяснило формирование цены на иваси для аукционов
19 Авг 2019
Впервые магаданские рыбаки подали заявки на обследование рыбоперерабатывающих производств
19 Авг 2019
В Приморье оформлено более 10 млн электронных ветсертификатов и более 3,5 млн на Сахалине
19 Авг 2019
Сотрудника Росрыболовства задержали в Удмуртии за взятку
19 Авг 2019
Специалисты провели ряд экспериментов, используя клеточный материал рыб
19 Авг 2019
Популяцию байкальского омуля изучат с помощью гидроакустических аппаратов
19 Авг 2019
Трутнев считает эффективной реализацию участков для аквакультуры через электронные торги
19 Авг 2019
Благодаря субсидии Минэка Карелии кондопожские форелеводы продолжат расширять производство
19 Авг 2019
О возможности заблаговременного перехода на новую технологию подачи данных о промысловой деятельности
19 Авг 2019
Обнаружен дрифтерный порядок общей длиной более 600 м
19 Авг 2019
Дальний Восток. Праздники победы, дружбы и освобождения
19 Авг 2019
Нет мирному договору с Японией ценой сдачи Курил!
19 Авг 2019
В Азовском море у крымских берегов добыто более двух тысяч тонн рапаны
19 Авг 2019
У берегов Крымского полуострова вводится нерестовый запрет на лов черноморских кефалей
19 Авг 2019
Первое построенное по программе инвестквот судно передадут камчатским рыбакам
19 Авг 2019
Крымские рыбаки опережают показатели прошлого года: освоено уже 28 тыс. тонн
19 Авг 2019
На Камчатке обсудили результаты межведомственного взаимодействия во время лососевой путины
19 Авг 2019
Булатов Станислав: Росрыболовство признало неофициальными свои данные по вылову тихоокеанских лососей?
19 Авг 2019
Медвежье безумие-2
19 Авг 2019
Обращение к Ассоциациям и рыбопромышленным компаниям Дальнего Востока

Подписка на новости

Крабы выходят боком

1464
Россия

Прошедшее во Владивостоке совещание по развитию судостроения, на котором представители Росрыболовства и Минпромторга прорабатывали вопросы господдержки строительства мало- и среднетоннажного флота, несмотря на актуальность темы особого ажиотажа у представителей отрасли не вызвало. Многие компании, чья доля краба после введения аукционной системы уменьшится наполовину, понимали, что обещанные при строительстве судов субсидии не выведут экономику промысла дешевых объектов прибрежки в зону рентабельности, позволяющую покрыть стоимость затрат на строительство траулера в ближайшие 10 лет. Понимали это и чиновники, но акцентировать на этом внимание не стали.

В преддверии захода в Государственную Думу законопроекта о крабовых квотах объективные процессы, тормозящие развитие отрасли, представители регулятора пока предпочитают не замечать.

Еще в декабре замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ озвучил, что субсидирование готовится для тех видов водных биоресурсов и тех бассейнов, по которым невозможно применение механизма инвестиционных квот, поскольку ресурсы мало востребованы. Но для того, чтобы программа заработала, необходимо было определиться с объемами финансирования из госбюджета, нужно понять потребности рыбопромышленных предприятий. Такую работу решили проводить по регионам. Дальневосточников спросили в начале весны.

Правила игры из кабинетов

Как рассказал заместитель главы Росрыболовства Петр САВЧУК, правовая база по субсидиям прорабатывается. Но уже видны контуры этого механизма. Для получения господдержки судно нужно будет строить в России, на отечественном судостроительном заводе.

«К судам будут предъявлены определенные минимальные требования, исходя из концепции развития рыболовства на конкретном бассейне. Это может быть длина, валовая вместимость, мощность главного двигателя, производительность и т.д.», – рассказал Петр Савчук. Есть у государства планы по обеспечению серийности. Министерство промышленности может приобрести или разработать несколько типовых проектов флота, которые будут предоставлены в пользование заказчиком, сообщил замглавы Росрыболовства. Сейчас речь идет о субсидировании до 30% от объема инвестиций в постройку судна. Власти собираются предоставлять компенсацию в денежной форме, по факту ввода судна в эксплуатацию и успешного завершения промысловых испытаний.

«До конца 2019 года федеральные органы исполнительной власти должны подготовить и согласовать соответствующую нормативно-правовую базу, при благоприятных условиях соблюдения плана нашей работы мы считаем, что необходимо уже начинать процедуру приема заявок на участие, и до конца года ее завершить», – определил сроки регулятор Петр Савчук.

Есть свое видение и у представителей Минпромторга. По словам Василия НЕЦВЕТАЕВА, уже есть меры поддержки судостроения. Есть субсидии, позволяющие возмещать часть затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение судов, судовой утилизационный грант, льготный лизинг. Правда, субсидии и лизинг у рыбаков особым успехом не пользуются, признают в ведомствах.

Субсидии на строительство мало- и среднетоннажного флота должны стать новым стимулом. Министерство промышленности и торговли, Росрыболовство и другие ведомства сейчас готовят проект постановления о субсидировании, сообщил представитель Минпромторга. По оценкам ведомства, мера поддержки простимулирует строительство 120 малых рыбопромысловых судов прибрежного плавания. На это потребуется примерно 2,5–3 млрд рублей в год. В госпрограмме развития судостроения этих денег пока нет, но обновлять флот надо, поэтому власти продолжат разрабатывать меры господдержки и изыскивать финансирование, пообещал чиновник.

Незавидный расклад

Денег нет, но вы держитесь. А точнее - заказывайте суда, чтобы вам, возможно, потом субсидировали около 30% затрат. Эта предложенная владельцам компаний схема поддержки только на бумаге выглядит перспективно, а по факту нынешнее положение дел компаний, нуждающихся в таком флоте, - весьма незавидное.

Прежде всего, для принятия решения о строительстве флота предприятиям нужно понимать, на какие объекты его можно поставить. Самый перспективный - это краб и донно-пищевые объекты, облавливающиеся с помощью ярусов. Стоимость таких судов - около 15 млн евро.

26 декабря компания «Антей» спускала на воду новый краболов «Русь». Яркое и важнейшее событие не привлекло особого внимания. Его спуск был политически невыгодным. Так как уже в конце прошлого года представители регулятора знали, что потенциальные заказчики среднетоннажного флота могут быть лишены части объемов своих квот, а значит, потянуть такое строительство не смогут десятки компаний.

Как рассказывал на открытии владелец компании Александр МИХНОВ, стоимость краболова «Русь» составляет 15 млн евро. Он подчеркнул, что это значительно дешевле, чем будущие проекты краболовных судов, которые сейчас разрабатываются.

Флот, который позволит ловить дорогую рыбу, - это дорогие траулеры. И компании безусловно в нем нуждаются, однако, еще до крабовой тематики, регулятор лишил компании другого важного объекта инвестиций – минтая и сельди.

Еще два года назад рыбаки также пытались доказать регулятору, что введение среднетоннажного флота в список объектов инвестиций, под которые выделяли квоты на минтай и сельдь, позволит многим компаниям за два года вложиться в строительство флота. Регулятор этот очевидный факт отрицал и настаивал на том, что квоты нужно давать только тем, кто готов построить суда более 100 метров. В итоге постановление правительства было написано фактически всего под несколько компаний, которые и получат все инвестквотные бонусы. А тем предприятиям, кто хотел обновить свой флот, остались стимулирующие квоты в виде малоценных и неодуемых объектов.

Как закономерный итог, бума заказа судов нет. Отрасль, как и прежде, делает декларативные заявления о необходимости менять флот, но рыбаки - без судов, а отечественные верфи - без заказов.

На Дальневосточном бассейне только одних малотоннажных судов типа МРС необходимо около 150 единиц. Но камбалой, навагой, бычком и прочей разнорыбицей их не «отобьешь» даже за 25 лет. Забрав краба у тех компаний, кто тащит на себе прибрежку, глупо рассчитывать на ее развитие. Еще один бурно развивающийся промысел - это добыча сардины и скумбрии. Но здесь экономика объекта не покрывает затрат на строительство, так как нужны еще суда-процессоры.

Туманный 2033-й

Выведение краба на аукционы только ухудшит ситуацию. Весь прибрежный промысел Дальнего Востока не является монодеятельностью предприятий. Прибрежный промысел развивается и базируется, а порой и дотируется, исключительно за счет прибыльности промыслов краба, минтая, сельди. Отняв у компаний 50% объемов крабов, регулятор сам себя загоняет в ситуацию, когда за сегодняшнее желание переделить ресурс отрасль будет отвечать в ближайшие 15 лет. Но, эту главную тему на совещании не затрагивали. Представитель регулятора сосредоточился на технических моментах. Петр Савчук предостерег рыбаков: «Посыл должен быть четкий, и вы должны понять, кто строит за рубежом: не факт, что с 2033 года на этих судах можно будет работать в РФ, исключительной экономической зоне». Заместитель руководителя Росрыболовства напомнил об ограничениях, которые установлены в Америке, чтобы использовался только флот, построенный на верфях США. «Точно так же и в России есть уже предложения принять такие нормативные акты», – сказал Петр Савчук.

Посыл к далекому 2033 году необъясним. Смещая на десятилетия оценку результатов тех или иных нормативных актов и решений, чиновники подстраховывают себя, на весь свой срок исполнения служебных обязанностей. Ведь с 2016 года обещанного судостроительного бума не случилось. В общей сложности, сейчас портфель заказов судостроительных верфей - всего 30 судов.

Между тем, игнорировать отсутствие реальных стимулов для судостроения все сложней. Поэтому частично мотивацию для инвестиций в строительство флота участники совещания затронули. В правовой базе по инвестиционным квотам предусмотрен особый механизм: в случае, когда постройка судна планируется на верфи в ДФО, при расчете размера доли квоты используется повышающий коэффициент 1,2. Однако эта мера не сработала, признают власти. Выработка стимулов продолжится, обещают в Росрыболовстве.

Пока же Росрыболовство рассчитывает, что ситуацию спасет принятие законопроекта по крабам – об аукционных квотах с инвестиционными обязательствами. По словам Петра Савчука, предполагается строительство порядка 40 судов.

Получается, потенциальный участник аукциона за свое крабовое судно получит и квоты на краба, и еще 30% субсидию. Если бы подобное новаторство было ко всем биоресурсам, то, наверное, потребительский рынок России был бы лучшим в мире в сегменте рыбо- и морепродуктов. Но пока все наоборот. Дефицит свежей рыбы в прибрежных регионах и нормальной качественной рыбы по всей стране объясним тем, что ловить рыбу на народный стол уже нечем. Не спасут ситуацию шесть супертраулеров, которые будут ловить и производить филе для китайского рынка. Нужен массовый флот тем, кто хочет работать на российский рынок.

Золотой Рог 

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Август   <  2019 г.