Последние публикации

22 Июн 2018
Рыбаков подводят под статью
22 Июн 2018
Сахалинские пограничники провели встречу с корейскими рыбопромысловыми компаниями
22 Июн 2018
На Сахалине за неделю браконьеров оштрафовали на 139 тысяч рублей
22 Июн 2018
Добыт рекомендованный объем мойвы в Восточно-Сахалинской подзоне
22 Июн 2018
Около 406 тонн зубастой корюшки добыли предприятия Сахалинской области
22 Июн 2018
Предпринимателям Ногликского района рассказали о системе "Меркурий"
22 Июн 2018
Более 500 тыс. личинок сига выпущено в реки Печорского бассейна в компенсационных целях
22 Июн 2018
«Лососевая путина-2018»: рыбоохрана Камчатки ежедневно докладывает о результатах рейдов
22 Июн 2018
Утверждены перечни заявителей для расчета и закрепления долей квот водных биоресурсов в Северном бассейне
22 Июн 2018
Совет Федерации поддержал меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей водных биоресурсов и диких животных
22 Июн 2018
Внесены изменения в Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»
22 Июн 2018
На Дальнем Востоке вышла в свет книга о дальневосточном трепанге
21 Июн 2018
В Курильском районе подвели итоги малой путины
21 Июн 2018
Троих сахалинцев поймали на незаконной добыче тайменя в заливе Набиль
21 Июн 2018
Крупнейший рыбопромышленник Томаринского района продает "доступную горбушу" по 150 рублей за килограмм
21 Июн 2018
Более 16 тыс. посетителей побывало на борту «Крузенштерна» во время стоянки в Бордо
21 Июн 2018
Cектор рыболовства в Восточной Европе стремится получить доступ к высокодоходному международному рынку
21 Июн 2018
Российские пользователи к 20 июня добыли 2,2 млн тонн водных биоресурсов
21 Июн 2018
Фрегат «Паллада» примет участие в Дальневосточной регате учебных парусников
21 Июн 2018
Внимание: водоохранная зона
21 Июн 2018
Главрыбвод провел самый масштабный выпуск миноги за всю историю ее воспроизводства
21 Июн 2018
Законопроект о сохранении экосистем Ладоги и Онеги приобретает все большую актуальность
20 Июн 2018
«Не теряю веры в справедливость»
20 Июн 2018
Американский импорт морепродуктов в январе-апреле 2018 г
20 Июн 2018
Частная охрана может поставить крест на широкомасштабном марикультурном пиратстве
20 Июн 2018
21 июня состоится заседание Общественного совета при Росрыболовстве
20 Июн 2018
Промысел лососевых на Амуре под пристальным вниманием всех контролирующих и силовых структур
20 Июн 2018
Сахалин, будь нам добрым соседом!
20 Июн 2018
Побочный эффект рекордного улова
20 Июн 2018
Каньяма-сан: «В Японии, как и в России, краб – дорогой деликатес»
20 Июн 2018
«Мы шли и делали»
20 Июн 2018
Живая вода
20 Июн 2018
Глава ВАРПЭ Герман Зверев: «Непродуманное внедрение электронной ветсертификации вынудит рыбаков нарушать закон»
20 Июн 2018
Более 160 тонн тихоокеанских лососей добыли предприятия Сахалинской области с начала путины
20 Июн 2018
Поронайский муниципалитет присвоил статус участников проекта "Региональный продукт" 11 торговым точкам
20 Июн 2018
В устье холмской реки Чеховки выпустили 700 тысяч мальков кеты
20 Июн 2018
Туристические организации Дальнего Востока получили право обнулить налоговую ставку
20 Июн 2018
На пост рыбоохраны на Камчатке напали браконьеры
20 Июн 2018
Росрыболовство предлагает установить ответственность субъектов России за нарушения при осуществлении переданных им полномочий в сфере рыболовства и аквакультуры
19 Июн 2018
Более 1 млрд личинок пеляди, муксуна и чира выпущены в водоемы Югры для подращивания
19 Июн 2018
Продолжается снижение розничных цен на мороженую рыбу
19 Июн 2018
Определены сроки и места добычи тихоокеанских лососей в Сахалинской области
19 Июн 2018
С начала года в Сахалинской области выявлено 666 нарушений законодательства в области рыболовства
19 Июн 2018
Утверждены правила определения границ рыболовных участков
19 Июн 2018
Барк «Седов» отправился в регатный рейс
19 Июн 2018
Замор сельди в заливе Пильтун на Сахалине может быть вызван нехваткой кислорода из-за ледовой обстановки
19 Июн 2018
Единый стенд рыбохозяйственной науки будет представлен на II Международном рыбопромышленном форуме
19 Июн 2018
Власти Китая ликвидировали очередной канал контрабанды морепродуктов
19 Июн 2018
ICES рекомендует значительно увеличить квоты на вылов исландской пикши и сайды
19 Июн 2018
Аквакультура будет драйвером новозеландского экспорта морепродуктов

Подписка на новости

Рыбаков прикормят льготами

352
Россия

Рыбаки, которые будут перерабатывать свой улов в России и только потом отправлять товар на экспорт, получат просто фантастические льготы. А борьба за качество рыбы на наших прилавках начнется уже на железной дороге.

О законодательных инициативах, которые должны изменить меню россиян и сбить цены на внутреннем рыбном рынке, «Российской газете» рассказал глава Росрыболовства Илья Шестаков.

- Илья Васильевич, то, что наши рыбаки предпочитают отправлять российскую рыбу за рубеж, увы, суровая реальность. Хотелось бы понять, за счет каких механизмов Росрыболовство рассчитывает добиваться их согласия работать на внутренний рынок? Может, это будут какие-то административные ограничения?

- Для развития поставок вводим экономические стимулы. Например, мы могли бы ввести запрет на экспорт рыбы. Действительно, в этот момент рыбаки завалили бы дешевой рыбой, но она бы испортилась на складах, так как это очень большие объемы. И уже на следующий год суда просто не выйдут в море, потому что это экономически невыгодно.

К тому же надо учитывать, в каком виде мы хотим, чтобы рыба приходила на внутренний рынок. Просто как сырье? Нет, этого недостаточно. Поэтому надо стимулировать развитие переработки. Мы подготовили соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Речь идет о дифференциации ставки сбора, которую платят рыбаки за вылов тех или иных водных биоресурсов. При поставке рыбы на внутренний рынок и при отправке на экспорт продукции из рыбы высокой степени переработки будет предоставляться льгота в 85 процентов от общей ставки. При экспорте просто сырья рыболовецкая компания будет платить 100 процентов. Законопроект уже подготовлен, приступили к его согласованию с другими министерствами. И следующий, самый важный вопрос - это создание инфраструктуры именно при доставке рыбной продукции через всю территорию Российской Федерации.

- Да, это больной вопрос для игроков рынка - доставка грузов. Пока он не решится, у наших рыбаков не будет интереса идти на внутренний рынок?

- Вопросы с логистикой решаются. Во-первых, в рамках рабочей группы с Российскими железными дорогами мы смогли сократить сроки поставки рыбной продукции, организовать специальные маршрутные ускоренные поезда. Если раньше с Дальнего Востока в Москву рыба ехала 25 дней, то сейчас всего 7-10 дней. Если говорить о стоимости доставки, то тариф не сильно влияет на конечную цену - это менее 10 процентов в структуре розничной цены.

На совещании в Мурманске под председательством Дмитрия Медведева приняты решения, связанные с осуществлением температурного контроля при поставке рыбной продукции. Надо отслеживать температурный режим, чтобы продукция не теряла качество в пути.

Железнодорожные перевозчики должны будут в обязательном порядке устанавливать температурные датчики, а отслеживать ситуацию будет Россельхознадзор. Такой законопроект уже готовит минтранс.

Если говорить об административных барьерах, то здесь на самом деле достаточно много вопросов решено. Говорить о том, что судно из-за контролирующих органов стоит трое суток на рейде, уже не приходится. Да, есть проволочки, но они связаны с выгрузкой в порту. Во время путины, массового вылова, не все порты готовы принять приходящие грузы. Поэтому и нужно создание дополнительных мощностей по перевалке и складированию.

- А одного центра хватит? Я так понимаю, что они нужны во всех точках страны?

- Порт Владивосток - это точка, куда стекаются все рыбные грузы Дальнего Востока. Поэтому речь о нем - в первую очередь.

Если говорить о портовых мощностях, то здесь мы ведем работу по всем приморским регионам в рамках принятой стратегии развития рыбных морских терминалов. Сейчас начали реализовываться проекты с помощью возможностей нашего подведомственного учреждения «Нацрыбресурс», в его управлении находятся причальные стенки портов - федеральная собственность. С владельцами портов заключены договоры аренды причальных стенок, в которых прописаны обязательства по модернизации существующей инфраструктуры и приоритетность обслуживания рыболовецких судов. Есть даже определенные показатели по каждому терминалу в отдельности, какой объем перевалки рыбных грузов они должны обеспечить ежегодно. Невыполнение условий договоров повлечет штрафные санкции и увеличение стоимости арендной ставки.

- Когда-то российские производители пообещали завалить рынок курятиной собственного производства. Им это удалось. А когда нам ждать появления на прилавках в большом количестве дешевой отечественной рыбы? Проще говоря, когда рыба станет курицей?

- Сравнивать дикую, выловленную в естественной среде рыбу, по сути дела, экопродукцию, с выращенной в огромных индустриальных агрокомплексах курицей уже просто некорректно. Возможно, сопоставим по цене будет аквакультурный карп. Карповые - основной вид, который производят отечественные рыбоводы, он, в принципе, с курицей в одном ценовом сегменте. А при развитии аквакультуры, к чему мы прикладываем достаточно большие усилия, увеличится ассортимент свежей, живой и охлажденной рыбной продукции в отдаленных от морского побережья регионах.

- Но мы же добываем в таких объемах? По вашим же данным, в 2017 году объем вылова - рекорд за последние 25 лет! Рыбы много, но?

- Надо учитывать расстояния между основными зонами добычи и районами потребления. Это ставит комплексные задачи по развитию инфраструктуры и для ведомств, и для бизнеса. Мы работаем над тем, чтобы сократить наценку и повысить качество и доступность российской рыбы на внутреннем рынке. На это уйдет примерно 4-5 лет. Именно столько нужно, чтобы создать в России развитую логистическую инфраструктуру, товаропроводящую цепь. Уже определены точки роста. Прежде всего, это технологическое перевооружение рыболовецких и перерабатывающих мощностей, возможность приемки рыбы в регионах, замена устаревшего парка железнодорожного состава. Сейчас в рамках принятой стратегии развития портовой инфраструктуры уже модернизируются рыбные терминалы в портах Камчатки, Сахалина. Но центром внимания все же является Приморский край - отсюда по стране расходятся основные рыбные потоки. Поэтому запланировано создание специализированного рыбного терминала во Владивостоке, что позволит, во-первых, устранить нехватку холодильных мощностей и увеличить скорость обработки грузов, во-вторых, организовать специальную инфраструктуру для осуществления аукционной торговли при поставке валютоемких видов водных биоресурсов за рубеж.

И параллельно необходимо заниматься вопросами, связанными с организацией оптовой торговли. Это звено очень слабое во всей цепочке. Большое количество посредников сказывается на конечной цене и качестве. Рыбакам нужно предложить такие условия для сбыта, которые смогли бы конкурировать с условиями поставок на экспорт.

- Есть мнение, что именно из-за обилия экспорта растут цены на российских прилавках. Если произойдет переориентация рыбаков на внутренний рынок, можно ожидать, что вслед за этим снизятся и цены?

- Любой рынок зависит от мировых цен. Когда доллар растет, понятно, что продавать за рубеж становится выгоднее. Почему мы и предлагаем экономический стимул рыбакам для поставок на внутренний рынок льготной налоговой ставкой.

Создается небольшая разница между экспортной ценой и ценой поставки на российский берег. Это ценовая «вилка» в оптовом звене. Розница - уже другая история. Мы уже неоднократно говорили, что цена рыбака составляет 30-40 процентов, иногда 50 процентов от стоимости рыбы на прилавке. При этом доля логистических затрат - менее 10 процентов. Очевидно, что остальная маржа остается либо в торговых сетях, либо в руках перекупщиков. В оптово-розничном звене тоже необходимо принимать меры, но эта работа уже за пределами компетенций Росрыболовства.

- Налоговики недавно заявили, что существующая система товарооборота рыбной продукции, в частности цепочка посредников, приводит к потерям бюджета в десятки миллиардов рублей ежегодно. Вы поддерживаете такую позицию ФНС?

- Я объясню, почему у ФНС возникли вопросы. Дело в том, что большинство предприятий рыбной отрасли находится на едином сельскохозяйственном налоге.

Поэтому при реализации рыбной продукции у предприятий возникает вопрос, что делать с уплатой НДС. Налоговая служба как раз занимается тем, чтобы убрать «серые» схемы по уходу от уплаты НДС. Но это не повлияет на количество посредников. Может быть три-четыре посредника до входа в торговую сеть. Нельзя исключить, что кто-то из них занимается уходом от налогообложения.

- То есть многоступенчатая схема поступления рыбы на прилавки все-таки не оправдана?

- Да, абсолютно. Мы всячески содействуем тому, чтобы рыбопромышленники как можно больше напрямую сотрудничали с торговыми сетями и переработчиками.

В том числе и на это направлена наша программа продвижения «Русская рыба», мы начали ее реализовывать с 2015 года. Проводим гастрономические фестивали, организовываем «круглые столы», где рыбаки и другие участники рынка могут общаться, налаживать контакты. У розницы очень сложные запросы, и, конечно, рыбакам не всегда выгодно и комфортно работать с ретейлом. Сети платят за продукцию только после реализации, а рыбакам нужны деньги сразу, чтобы готовиться к следующему промысловому сезону.

Сети также требуют регулярные круглогодичные поставки, причем постоянного ассортимента продукции. По сути дела, обеспечивать поставки в сети на конкретных условиях - задача не рыбаков, а оптового звена. Поэтому мы за то, чтобы в России появлялись крупные «рыбные» оптовики, отвечающие требованиям современного рынка.

Тем не менее все больше рыболовецких компаний работают с сетями напрямую. Многие предприятия, которые ранее занимались только выловом, начали производить продукцию сами. И это уже готовый продукт для розницы, для конечного потребителя. Это порционное филе, фарш, пресервы, стейки.

- Насколько я знаю, у нас очень небольшой процент рыбы в стране перерабатывается.

- Рыбаки, действительно, привыкли сдавать рыбу в основном на экспорт, развивая таким образом перерабатывающую промышленность других стран. Но и здесь происходит разворот в сторону внутреннего рынка.

Например, в 2017 году впервые за многие годы произведено более 50 тысяч тонн филе, из которых более трети поступило на российские прилавки. Для наращивания объемов выпуска мы запустили программу технического перевооружения: мы в этом году начали выделять дополнительные квоты тем компаниям, которые строят высокотехнологичные суда на отечественных верфях и рыбоперерабатывающие заводы. Инвесторы должны будут ввести в эксплуатацию новые мощности в течение ближайших 4-5 лет. После модернизации на Дальнем Востоке должно перерабатываться ориентировочно до 40 процентов вылова, на Северном бассейне - до 60-80 процентов.

- Я за переработку. Но мне, как потребителю, хочется, чтобы рыбу разделывали там, где ее поймали. Однако большинство консервов, та же красная икра, у нас производится, как ни странно, в Подмосковье. И качество ее довольно низкое. Присутствует большое количество консервантов и соли.

- Тут сложно сказать однозначно, кто виноват. Надо смотреть по всей цепочке. Либо сеть, либо поставщики. В том, что красная икра дорабатывается в другом регионе, нет ничего плохого. Самое главное - соблюдать технологию хранения на всем пути следования и условия производства, тогда качество продукта не пострадает.

- Мне кажется, у нас есть проблемы не только с качеством рыбной продукции, но и с ассортиментом. Основу рыбного рациона большинства россиян составляют селедка и минтай… Я, например, не хочу есть минтай.

- Зря вы так говорите. Разнообразие на самом деле большое. Если не нравится минтай, можно всегда перейти на другие виды той же белой рыбы - трески, пикши, зубатки…

- Возможно, не всем это разнообразие по карману.

- Конечно, минтай как абсолютный лидер российского вылова доступнее по цене. А те виды, которые добывают в меньших объемах и на которые есть высокий спрос, стоят дороже.

- Как обывателю, мне все равно непонятно, почему выловленная в океане треска, которую специально не кормили, электричество на нее не тратили, стоит в разы дороже выращенной на ферме курицы.

- Во-первых, не в разы. Во-вторых, затратная часть у рыбаков тоже немалая. Она связана с амортизацией судна, его обслуживанием, с оплатой труда. Труд рыбаков связан с рисками, определенными тяготами и лишениями.

Рыбаки могут уйти в море на шесть-девять месяцев, жить вдали от родных берегов, семей. Соответственно, и оплата труда выше, чем в сельском хозяйстве. На промысле высокие топливные затраты: за рыбой надо перемещаться, искать, тралить. Погодные условия порой вообще не позволяют вести промысел, и рыбакам приходится пережидать шторма, теряя промысловое время и деньги. Надо учитывать и расходы на транспортные суда - они снабжают промысловый флот провизией, дозаправкой, забирают для доставки в порты улов.

- Хорошо. Тогда какую цену рыбы, если учесть, что сейчас большую роль играет маржа всех игроков рынка, можно назвать честной?

- Для каждого вида - своя цена. Здесь надо говорить о рентабельности бизнеса. Например, у рыбаков по минтаю она составляет 30-40 процентов. Это много или мало? Если будет мало - ловить станет невыгодно, на промысел никто не выйдет. Но опять же минтай на Дальнем Востоке стоит 60 рублей, а в центре страны 180 рублей за килограмм. То есть основные претензии вовсе не к рыбакам.

- Ученые прогнозируют, что к 2035 году Россию ждет снижение вылова лосося. Процесс связан с изменением климата. То есть есть шанс, что уже через несколько лет россияне почувствуют дефицит красной рыбы и икры. Возможно ли возместить «потери» с помощью аквакультуры?

- Состояние популяции лососей, равно как и других видов рыбы, циклично. Так заложено природой. С учетом тех объемов тихоокеанских лососей, которые в настоящее время добывают на Дальнем Востоке, предстоящий спад мы пройдем на достаточно высоком уровне вылова. В том числе и за счет аквакультуры.

В первую очередь, имею в виду лососевые рыборазводные заводы на Дальнем Востоке, которые выпускают молодь рыбы для нагула в море, и она потом возвращается в родные реки, где ее и вылавливают. Свой вклад вносят рыбоводы, которые выращивают атлантического лосося, семгу в садках в Мурманской области. Но климатические условия не позволяют выращивать в России семгу в тех же объемах, как в Норвегии. Значительный потенциал есть в области производства форели - ее культивируют в разных регионах нашей страны.

Кроме того, произойдет частичное замещение другими видами. Спустя 25 лет к нашим берегам вернулись дальневосточная сардина, ее еще называют иваси, и японская скумбрия. Мы возобновили промысел этих видов в 2016 году, и сейчас их вылов на подъеме.

Российская газета


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
 <  Июнь   <  2018 г.