Последние публикации

25 Мар 2019
На Крымском полуострове отпраздновали пятилетие Крымской весны
22 Мар 2019
Крабовое лобби штурмует Госдуму
22 Мар 2019
Решение по незаконному пересечению Госграницы РФ
22 Мар 2019
Решение по браконьеру
22 Мар 2019
WWF и Гринпис: с 1 июля Россия начнет терять защитные леса и рыбные ресурсы
22 Мар 2019
Росрыболовство добивается первоочередного оформления на таможне судовых запчастей
22 Мар 2019
Корюшковая путина на Амуре может быть сорвана
22 Мар 2019
«Рыбная конференция обошла самые злободневные темы»
22 Мар 2019
Современный комплекс по добыче и переработке водных биоресурсов создается в Советско-Гаванском районе
22 Мар 2019
Суда на выбор
22 Мар 2019
Экспорт против импорта: экономическая реальность ДФО за 20 лет
22 Мар 2019
54 тонны китайской скумбрии прибыли в Санкт-Петербург с нарушением ветеринарно-санитарных правил
22 Мар 2019
Чукотка за год увеличила экспорт морепродуктов более чем в два раза
22 Мар 2019
На головной траулер проекта КМТ02 для «Норд Пилигрим» закупается оборудование
22 Мар 2019
Минтруд предложит новую потребкорзину весной 2020 года
22 Мар 2019
Путин провел встречу с врио главы Мурманской области Андреем Чибисом
22 Мар 2019
Андрей Чибис назначен врио губернатора Мурманской области
22 Мар 2019
Россельхознадзор уже с 2020 года может в полном объеме получить полномочия по ветнадзору
22 Мар 2019
В Республике Карелия образован экспертный общественный совет по вопросам развития аквакультуры
22 Мар 2019
Исландские компании готовы инвестировать в судостроение, судоремонт и рыбопереработку в России
22 Мар 2019
Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года
22 Мар 2019
Юрий Трутнев дал старт научной экспедиции «Трансарктика-2019»
21 Мар 2019
Крупная партия наваги задержана в Приморье
21 Мар 2019
Во Владивостоке выявлена реализация небезопасных морепродуктов в одном из торговых павильонов
21 Мар 2019
Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка распределения квот добычи крабов
21 Мар 2019
В Москве рассмотрят вопрос о выделении допфинансирования для судостроительных заводов Хабаровского края
21 Мар 2019
В Приморье откроют два крупных рыбоперерабатывающих завода
21 Мар 2019
Губернатор Мурманской области Ковтун подала в отставку?
21 Мар 2019
«Аукционный» законопроект повлияет на выборы в сентябре
21 Мар 2019
В апреле во Владивостоке приступят к строительству нового холодильного комплекса для перевалки рыбы
21 Мар 2019
Программу инвестквот для строительства судов на Дальнем Востоке планируется расширить
21 Мар 2019
Эксперты проверяют здоровье и условия содержания животных в Центре адаптации морских млекопитающих
21 Мар 2019
В порту Мурманска будет создан современный рыбный терминал
21 Мар 2019
Обращение к Ассоциациям и рыбопромышленным компаниям Дальнего Востока
21 Мар 2019
На Дальнем Востоке в 2020 году вдвое увеличится количество судов-спасателей на промысле
21 Мар 2019
Объем добычи рыбы и морепродуктов с начала года превысил 1 млн тонн
21 Мар 2019
Состоялось заседание подкомиссии по развитию рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока
21 Мар 2019
Модный подарок от лосося
21 Мар 2019
Правовые рифы «прибрежки»
21 Мар 2019
Морская судьба Юрия Дьякова
21 Мар 2019
Герои все те же – рак, лебедь и щука… Почему «телега» с инвестквотами так и не двигается с места?
21 Мар 2019
Связи нет, но вы держитесь!
21 Мар 2019
Суд постановил обвинительный приговор в отношении капитана судна
21 Мар 2019
Барьеры для аквакультуры помогут устранить изменения в Водный кодекс
20 Мар 2019
Партия солено-сушеной щуки из КНР не допущена к ввозу в Приморье
20 Мар 2019
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 346 партий рыбной продукции
20 Мар 2019
В Приморье выявлено почти 115 тонн камбалы, которая перевозилась с нарушением температурного режима
20 Мар 2019
"Красная икра" пожалуется на проверки ФСБ и ФНС
20 Мар 2019
Крабу дали срок
20 Мар 2019
ГОСТ плывет

Подписка на новости

Строительство флота снова начнут с Петербурга

939
Россия

Заказы на первые суда в рамках инвестиционных квот сконцентрировались на судостроительных заводах Северо-Запада России: дальневосточным верфям не досталось ни одного заказа.

Причина на поверхности: гражданского судостроения на Дальнем Востоке никогда не было, а на Западе отрасль существует несколько веков. Конкурировать с западными верфями за заказы в регионе пока некому. Но, учитывая тот факт, что подавляющая часть российской рыбы вылавливается в Дальневосточном бассейне, встает актуальный вопрос создания в регионе мощных судостроительных центров, способных обеспечить потребности рыбохозяйственного бизнеса в современных судах.

Выходом мог бы стать приход на Дальний Восток западных верфей с большим опытом и готовыми проектами. Намерения сделать такой шаг уже проявляла петербургская «Пелла», она собиралась инвестировать 2 млрд. рублей в строительство новой верфи в Приморье.

На полях Третьего Восточного экономического форума во Владивостоке руководство компании подписало с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций, ООО «Антей» и Ассоциацией добытчиков краба Дальнего Востока (АДК) соглашение о сотрудничестве по этому проекту. Компания планировала создать в рамках свободного порта Владивосток компакт-верфь для строительства рыбопромысловых судов длиной до 80 метров, а также краболовов, траулеров и других рыбопромысловых судов до конца 2019 года.

Пока проект приостановлен в связи с неопределенностью в отрасли, порожденной атаками на «исторический принцип» распределения квот на вылов краба и угрозой их будущего перераспределения через аукционы. Как следствие - рыбаки взяли паузу на размещение заказов на строительство судов до прояснения ситуации, паузу в этой ситуации пришлось брать и судостроителям.

Проявляла публичный интерес к строительству рыбопромыслового флота под инвестквоты приморская «Восточная верфь», однако не нашла партнера, готового сделать крупный заказ. Дело в том, что экономически выгодным для предприятия может быть только серийное производство траулеров. Для этого нужен крупный заказчик, а его пока нет. Готовы работать в этом направлении и другие судостроительные предприятия региона - ДЦСС, Дальзавод, но опыта проектирования и строительства «под ключ» таких судов у них пока нет.

Второе направление квотного стимулирования - предоставление квот под строительство береговых рыбоперерабытывающих предприятий - на Дальнем Востоке востребовано не меньше, чем на Северо-Западе: 11 из 23 заявок на инвестквоты под береговую переработку - дальневосточные. Проблема в другом: доля квоты, предусмотренная на эти цели, всего 5% от общего объема (чуть больше 90 тысяч тонн рыбы), что не покрывает существующую востребованность. Только в Приморье собираются строить три крупных завода по производству филе минтая, которые будут способны перерабатывать огромные объемы рыбопродукции.

По оценке замглавы Росрыболовства Петра Савчука, квот на береговые объекты хватит на полную загрузку всего двух больших заводов и одного небольшого, тогда как желающих строить береговую инфраструктуру на Дальнем Востоке значительно больше - помимо Приморья, заявки подавали предприятия Камчатки и Сахалина. Среди претендентов - крупнейшие рыбохозяйственные компании региона: НБАМР, «Доброфлот», Рыбколхоз имени Ленина, Преображенская база тралового флота (ПБТФ).

На Северо-Западе за инвестквоты ведут борьбу «Кольский рыбзавод», «Русская треска», «Мурманский рыбокомбинат», группа «Баренц» и многие другие рыбохозяйственные компании.

Очевидно, что запланированный объем инвестквот не удовлетворяет текущего спроса, - на всех точно не хватит. Поэтому будут проводить аукцион на понижение. Эта процедура добровольная и предусматривает согласие участников на строительство за меньшую долю квот. К слову, 1 марта стартует вторая заявочная кампания на предоставление инвестквот. Она продлится до конца июня.

Что нам стоит флот построить

По поручению Президента России пятая часть всех квот на добычу рыбы в стране отдана под инвестиционные цели. Уже весной 2018 года 600 тысяч тонн рыбы будут распределены между теми, кто в течение пяти лет построит на российских верфях траулеры или предприятия по береговой переработке рыбы в приоритетных для страны регионах, таких как Дальний Восток и Северо-Запад.

Решение остро назрело: рыболовный флот в нашей стране не обновлялся 30 лет, и дальнейшее бездействие государства грозило утратой лидирующих позиций страны в мировом рыболовстве и, как следствие, серьезными экономическими потерями.

На 40% обновится рыбопромысловый флот благодаря инвестиционным квотам.

Кто и где строит новые суда

Все суда, заявленные под инвестиционные квоты, будут строиться на отечественных верфях - такой порядок прописан в законодательстве. То есть ряд российских гражданских верфей, в том числе и частных, благодаря государству получили крупные заказы и инвестиции.

Отвечая на вопрос премьер-министра о том, где будут строиться суда, Шестаков сообщил: основная часть заказов размещена на верфях, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Рыбопромышленники уже заключили контракты с Выборгским судостроительным заводом и Адмиралтейскими верфями (Ленинградская область) и заводом «Янтарь» (Калининградская область). Ряд заказов размещен на частных верфях, в частности, на судоверфи «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область).

Семь судов уже в процессе постройки.

Наибольшее число заказов по инвестквотам размещено на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ). Целую серию судов на предприятии заказали предприятия, входящие в Архангельский траловый флот и НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум».

«Инвестквоты стали для нас долгожданным механизмом поддержки государством отечественного гражданского судостроения и уже дали положительные результаты. В настоящее время портфель заказов нашей верфи уже насчитывает восемь рыболовных судов и шесть краболовов», - рассказал «КП» заместитель генерального директора ВСЗ Андрей Попов.

Калининградский завод «Янтарь» строит сразу три траулера-сейнера для Рыболовецкого колхоза имени Ленина (Камчатка). Первое судно уже передано камчатским рыбакам, второй траулер-сейнер «Командор» встанет на воду в марте 2018 года, третий - «Ударник» - выйдет на швартовные испытания в конце года.

В декабре 2017 года «Янтарь» заключил контракт с Преображенской базой тралового флота (Приморский край) на строительство большого морозильного траулера. Он станет самым крупным из всех законтрактованных на сегодня в России рыболовных судов.

По мнению генерального директора «Янтаря» Эдуарда Ефремова, дальневосточные рыбаки выбрали для строительства судов прибалтийский завод по нескольким причинам.

«Первая и самая главная, конечно же, «квоты под киль». Вторая причина - мы предложили камчатским партнерам не только построить нужные им суда, но и выполнить все остальные работы в рамках проекта, начиная с участия в разработке технической документации, выборе проектной организации и так далее. Третья причина - выигрышные сроки строительства судов на нашем предприятии. Благодаря тому, что мы базируемся в незамерзающей части Балтийского моря, у нас есть возможность проводить испытания судов круглый год, что сокращает сроки строительства», - отметил Ефремов. Второй заказчик, Преображенская база тралового флота, помимо указанных причин, принял решение о работе с нами, исходя из положительного опыта сотрудничества с Рыболовецким колхозом им. Ленина», - сказал генеральный директор ПСЗ «Янтарь».

Частная судостроительная верфь «Пелла», расположенная в Отрадном (Ленинградская область), строит два краболовных судна для владивостокского ООО «Антей». В среднесрочной перспективе компания рассматривает строительство на стапелях «Пеллы» еще 15 - 20 таких судов. Однако с оговоркой, что эти планы могут быть реализованы только в случае, если компании удастся сохранить за собой закрепленные квоты на добычу краба в 2018 году.

Кроме того, на «Пелле» строятся четыре траулера для компании «Мурмансельдь-2», законтрактованные еще в середине 2017 года. В конце года на верфи заложили еще два судна - средние траулеры для компаний АО «Эридан» и АО «Стрелец». Траулеры предназначены для донного и пелагического промысла и переработки рыбы на борту.

Успехи других верфей в привлечении рыболовных заказов пока скромнее, но это лучше, чем ничего, - несколько лет назад о каких-нибудь заказах от рыбаков для отечественного судостроения не шло и речи.

К СВЕДЕНИЮ

Согласно новым правилам 20% от всех предоставляемых федеральными властями инвестиционных квот (они дают компаниям право на вылов морских биоресурсов) изымается у всех рыболовных компаний, после чего будет перераспределена между теми рыболовами, которые обязуются построить новые корабли на российских верфях или перерабатывающие заводы в прибрежной зоне. Механизм позволил привлечь в судостроение деньги частных рыболовецких компаний, которые раньше предпочитали строить суда за рубежом или покупать их на вторичном рынке.

Заявки от желающих побороться за инвестиционные квоты принимались в течение 2017 года. На недавней встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава «Росрыболовства» Илья Шестаков доложил об итогах этой работы. В ходе встречи он отметил, что всего на получение инвестиционных квот подано 68 заявок. Отбор прошли 56 из них.

«Будет построено 33 новых судна на отечественных верфях: 6 больших и крупных судов для Дальнего Востока и 27 средних и малых судов - для Северного бассейна. Причем если для Дальнего Востока это крупные суда более ста метров, то в Северном бассейне другая специфика - тут суда до 85 метров. На всех этих кораблях предусмотрена высокотехнологичная переработка», - отметил Шестаков.

Также, по его словам, построят 23 береговых завода. По информации главы Росрыболовства, общий объем инвестиций в рамках механизма инвестиционных квот составит 140 млрд. рублей в течение пяти лет.

ЦИФРЫ

  • 4,9 млн. тонн - вылов водных биоресурсов в России за 2017 год (54% вылова - крупнотоннажные суда, 46% - средние и малотоннажные суда).
  • 56 заявок отобрано для участия в распределении инвестиционных квот.
  • 25 - 30 лет - средний возраст рыбопромысловых судов в России.
  • 80 - 90 млн. долларов - средняя стоимость строительства крупнотоннажного траулера на российских верфях.
  • 33 судна будет построено на российских верфях в рамках механизма инвестиционных квот (6 - для дальневосточных предприятий, 27 - для рыбаков Северного бассейна).
  • 140 млрд. рублей за пять лет вложат рыбаки в обновление флота под инвестиционные квоты.
  • 6 - 8 лет - средний срок окупаемости нового рыбопромыслового судна.

Ленинградская область

  •  Cудостроительный завод (Выборг)
  •  Адмиралтейская верфь
  •  Судоверфь «Пелла» (Отрадное)

Архангельская область

  •  Архангельский траловый флот и НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум».

Мурманская область

  •  «Кольский рыбзавод»
  •  «Русская треска»
  •  «Мурманский рыбокомбинат»
  •  группа «Баренц»

Калининградская область

  •  «Янтарь»

Камчатка и Сахалин

  •  Рыболовецкий колхоз им. Ленина
  •  НБАМР
  •  «Доброфлот»
  •  Преображенская база тралового флота

Приморский край

  •  Планируется построить 3 крупных завода
  • 15% от общего объема квот - инвестиции на обновление флота.

spb.kp.ru

Строительство флота снова начнут с Петербурга
Строительство флота снова начнут с Петербурга

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Март   <  2019 г.