Последние публикации

20 Сен 2018
Вылов лососевых на Дальнем Востоке продолжает расти – добыто 635 тыс. тонн
20 Сен 2018
Пелагическая путина: вылов иваси и скумбрии в 3,5 раза превышает прошлогодний показатель
20 Сен 2018
Правительством России одобрен проект Соглашения с Аргентиной о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и аквакультуры
20 Сен 2018
Городской праздник «Русская рыба» в Санкт-Петербурге посетили около 20 тыс. человек
20 Сен 2018
МРФ-2018: Глава Росрыболовства провел встречи с замминистра рыболовства Республики Корея и министром рыбного хозяйства КНДР
20 Сен 2018
МРФ-2018: Россия и Иран отметили потенциал для расширения сотрудничества в сфере науки и ликвидации ННН-промысла на Каспии
19 Сен 2018
Не так ловили
19 Сен 2018
Рыба молчит, рыбаки говорят. День первый
19 Сен 2018
Экологи дали оценку рекордной лососевой путине
19 Сен 2018
РСПП: будущее дальневосточной промышленности зависит от стабильности законодательства о рыболовстве
19 Сен 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 07.09.2018-`13.09.2018
19 Сен 2018
Цены на бонито на японском рынке взлетели более чем вдвое
19 Сен 2018
Экспорт норвежского лосося 03.09.18-09.09.18
19 Сен 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 37-я неделя 2018 г
19 Сен 2018
МРФ-2018: Россия является важным стратегическим партнером Марокко
19 Сен 2018
«Седов» провел несколько дней в Варнемюнде
19 Сен 2018
МРФ-2018: для решения глобальных вопросов мирового рыболовства предлагается создать международную группу ученых и экспертов
19 Сен 2018
МРФ-2018: Россия и Республика Панама подписали меморандум по сотрудничеству в области рыболовства и аквакультуры
19 Сен 2018
Герман Зверев: «Нам дали вторую попытку взять вес»
19 Сен 2018
Научиться не выбрасывать рыбу: эксперты МРФ о проблеме пищевых отходов
19 Сен 2018
На полях МРФ-2018 обсудили национальную стратегию продвижения российской рыбной продукции
19 Сен 2018
Подведены итоги II Международного рыбопромышленного форума
19 Сен 2018
Как подтолкнуть отрасль изучать интересы потребителей: мировой опыт и первые шаги в России
19 Сен 2018
МРФ-2018: Международный год лосося открыт!
19 Сен 2018
Прокуратурой Олюторского района Камчатского края во исполнение поручения прокуратуры Камчатского края проводится проверка исполнения законодательства субъектами рыбохозяйственного комплекса при осуществлении ими хозяйственной деятельности в 2017-2018 г.г.
18 Сен 2018
«Корфский рыбокомбинат» заподозрили в нарушении правил пожарной безопасности
18 Сен 2018
«Жуть, что творится»
18 Сен 2018
Норвежский экспорт королевского краба в августе увеличился при значительном росте стоимости
18 Сен 2018
Спад цен на чилийского лосося в Бразилии продолжается
18 Сен 2018
Норвегия в августе увеличила экспорт сельди, но сократила продажи скумбрии
18 Сен 2018
Цены на норвежского лосося на 36-й неделе продолжили рост
18 Сен 2018
Почти четыре центнера икры пытался вывезти житель Камчатки из районов промысла
18 Сен 2018
Конец лососевой эпохи
18 Сен 2018
МРФ-2018: Награждены победители конкурса «Лучший рыбный продукт»
18 Сен 2018
О чем рассказала рыба
18 Сен 2018
Перспективы рыбной индустрии: второй день Международного рыбопромышленного форума
18 Сен 2018
Рост производства без ущерба качеству и экологии: на МРФ определили задачи аквакультуры
17 Сен 2018
На рынках Петропавловска снизились цены на красную икру
17 Сен 2018
Круглый стол «Ресурсы» прошел в рамках МРФ-2018
17 Сен 2018
Международное сотрудничество откроет новые возможности для устойчивого рыболовства
17 Сен 2018
Северная верфь начала строительство ярусолова-процессора для архангельских рыбаков
17 Сен 2018
«Седов» в Ростоке!
17 Сен 2018
Россия и Гвинейская Республика заключили соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и аквакультуры на полях Международного рыбопромышленного форума
17 Сен 2018
В Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия Международного рыбопромышленного форума
17 Сен 2018
Участникам и гостям II Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий
17 Сен 2018
Илья Шестаков: в этом году мы перешагнем порог 5 млн тонн вылова
17 Сен 2018
Главы рыбных ведомств России и Фарер обменяются мнениями о будущем мирового рыболовства к 2050 год
17 Сен 2018
Глава Росрыболовства Илья Шестаков: «В этом году – рекорд по добыче красной рыбы за всю историю наблюдений»
17 Сен 2018
Историческая беспринципность, или пир на помойке
17 Сен 2018
В Петербурге прошел первый день работы II Международного рыбопромышленного форума

Подписка на новости

Строительство флота снова начнут с Петербурга

687
Россия

Заказы на первые суда в рамках инвестиционных квот сконцентрировались на судостроительных заводах Северо-Запада России: дальневосточным верфям не досталось ни одного заказа.

Причина на поверхности: гражданского судостроения на Дальнем Востоке никогда не было, а на Западе отрасль существует несколько веков. Конкурировать с западными верфями за заказы в регионе пока некому. Но, учитывая тот факт, что подавляющая часть российской рыбы вылавливается в Дальневосточном бассейне, встает актуальный вопрос создания в регионе мощных судостроительных центров, способных обеспечить потребности рыбохозяйственного бизнеса в современных судах.

Выходом мог бы стать приход на Дальний Восток западных верфей с большим опытом и готовыми проектами. Намерения сделать такой шаг уже проявляла петербургская «Пелла», она собиралась инвестировать 2 млрд. рублей в строительство новой верфи в Приморье.

На полях Третьего Восточного экономического форума во Владивостоке руководство компании подписало с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций, ООО «Антей» и Ассоциацией добытчиков краба Дальнего Востока (АДК) соглашение о сотрудничестве по этому проекту. Компания планировала создать в рамках свободного порта Владивосток компакт-верфь для строительства рыбопромысловых судов длиной до 80 метров, а также краболовов, траулеров и других рыбопромысловых судов до конца 2019 года.

Пока проект приостановлен в связи с неопределенностью в отрасли, порожденной атаками на «исторический принцип» распределения квот на вылов краба и угрозой их будущего перераспределения через аукционы. Как следствие - рыбаки взяли паузу на размещение заказов на строительство судов до прояснения ситуации, паузу в этой ситуации пришлось брать и судостроителям.

Проявляла публичный интерес к строительству рыбопромыслового флота под инвестквоты приморская «Восточная верфь», однако не нашла партнера, готового сделать крупный заказ. Дело в том, что экономически выгодным для предприятия может быть только серийное производство траулеров. Для этого нужен крупный заказчик, а его пока нет. Готовы работать в этом направлении и другие судостроительные предприятия региона - ДЦСС, Дальзавод, но опыта проектирования и строительства «под ключ» таких судов у них пока нет.

Второе направление квотного стимулирования - предоставление квот под строительство береговых рыбоперерабытывающих предприятий - на Дальнем Востоке востребовано не меньше, чем на Северо-Западе: 11 из 23 заявок на инвестквоты под береговую переработку - дальневосточные. Проблема в другом: доля квоты, предусмотренная на эти цели, всего 5% от общего объема (чуть больше 90 тысяч тонн рыбы), что не покрывает существующую востребованность. Только в Приморье собираются строить три крупных завода по производству филе минтая, которые будут способны перерабатывать огромные объемы рыбопродукции.

По оценке замглавы Росрыболовства Петра Савчука, квот на береговые объекты хватит на полную загрузку всего двух больших заводов и одного небольшого, тогда как желающих строить береговую инфраструктуру на Дальнем Востоке значительно больше - помимо Приморья, заявки подавали предприятия Камчатки и Сахалина. Среди претендентов - крупнейшие рыбохозяйственные компании региона: НБАМР, «Доброфлот», Рыбколхоз имени Ленина, Преображенская база тралового флота (ПБТФ).

На Северо-Западе за инвестквоты ведут борьбу «Кольский рыбзавод», «Русская треска», «Мурманский рыбокомбинат», группа «Баренц» и многие другие рыбохозяйственные компании.

Очевидно, что запланированный объем инвестквот не удовлетворяет текущего спроса, - на всех точно не хватит. Поэтому будут проводить аукцион на понижение. Эта процедура добровольная и предусматривает согласие участников на строительство за меньшую долю квот. К слову, 1 марта стартует вторая заявочная кампания на предоставление инвестквот. Она продлится до конца июня.

Что нам стоит флот построить

По поручению Президента России пятая часть всех квот на добычу рыбы в стране отдана под инвестиционные цели. Уже весной 2018 года 600 тысяч тонн рыбы будут распределены между теми, кто в течение пяти лет построит на российских верфях траулеры или предприятия по береговой переработке рыбы в приоритетных для страны регионах, таких как Дальний Восток и Северо-Запад.

Решение остро назрело: рыболовный флот в нашей стране не обновлялся 30 лет, и дальнейшее бездействие государства грозило утратой лидирующих позиций страны в мировом рыболовстве и, как следствие, серьезными экономическими потерями.

На 40% обновится рыбопромысловый флот благодаря инвестиционным квотам.

Кто и где строит новые суда

Все суда, заявленные под инвестиционные квоты, будут строиться на отечественных верфях - такой порядок прописан в законодательстве. То есть ряд российских гражданских верфей, в том числе и частных, благодаря государству получили крупные заказы и инвестиции.

Отвечая на вопрос премьер-министра о том, где будут строиться суда, Шестаков сообщил: основная часть заказов размещена на верфях, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Рыбопромышленники уже заключили контракты с Выборгским судостроительным заводом и Адмиралтейскими верфями (Ленинградская область) и заводом «Янтарь» (Калининградская область). Ряд заказов размещен на частных верфях, в частности, на судоверфи «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область).

Семь судов уже в процессе постройки.

Наибольшее число заказов по инвестквотам размещено на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ). Целую серию судов на предприятии заказали предприятия, входящие в Архангельский траловый флот и НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум».

«Инвестквоты стали для нас долгожданным механизмом поддержки государством отечественного гражданского судостроения и уже дали положительные результаты. В настоящее время портфель заказов нашей верфи уже насчитывает восемь рыболовных судов и шесть краболовов», - рассказал «КП» заместитель генерального директора ВСЗ Андрей Попов.

Калининградский завод «Янтарь» строит сразу три траулера-сейнера для Рыболовецкого колхоза имени Ленина (Камчатка). Первое судно уже передано камчатским рыбакам, второй траулер-сейнер «Командор» встанет на воду в марте 2018 года, третий - «Ударник» - выйдет на швартовные испытания в конце года.

В декабре 2017 года «Янтарь» заключил контракт с Преображенской базой тралового флота (Приморский край) на строительство большого морозильного траулера. Он станет самым крупным из всех законтрактованных на сегодня в России рыболовных судов.

По мнению генерального директора «Янтаря» Эдуарда Ефремова, дальневосточные рыбаки выбрали для строительства судов прибалтийский завод по нескольким причинам.

«Первая и самая главная, конечно же, «квоты под киль». Вторая причина - мы предложили камчатским партнерам не только построить нужные им суда, но и выполнить все остальные работы в рамках проекта, начиная с участия в разработке технической документации, выборе проектной организации и так далее. Третья причина - выигрышные сроки строительства судов на нашем предприятии. Благодаря тому, что мы базируемся в незамерзающей части Балтийского моря, у нас есть возможность проводить испытания судов круглый год, что сокращает сроки строительства», - отметил Ефремов. Второй заказчик, Преображенская база тралового флота, помимо указанных причин, принял решение о работе с нами, исходя из положительного опыта сотрудничества с Рыболовецким колхозом им. Ленина», - сказал генеральный директор ПСЗ «Янтарь».

Частная судостроительная верфь «Пелла», расположенная в Отрадном (Ленинградская область), строит два краболовных судна для владивостокского ООО «Антей». В среднесрочной перспективе компания рассматривает строительство на стапелях «Пеллы» еще 15 - 20 таких судов. Однако с оговоркой, что эти планы могут быть реализованы только в случае, если компании удастся сохранить за собой закрепленные квоты на добычу краба в 2018 году.

Кроме того, на «Пелле» строятся четыре траулера для компании «Мурмансельдь-2», законтрактованные еще в середине 2017 года. В конце года на верфи заложили еще два судна - средние траулеры для компаний АО «Эридан» и АО «Стрелец». Траулеры предназначены для донного и пелагического промысла и переработки рыбы на борту.

Успехи других верфей в привлечении рыболовных заказов пока скромнее, но это лучше, чем ничего, - несколько лет назад о каких-нибудь заказах от рыбаков для отечественного судостроения не шло и речи.

К СВЕДЕНИЮ

Согласно новым правилам 20% от всех предоставляемых федеральными властями инвестиционных квот (они дают компаниям право на вылов морских биоресурсов) изымается у всех рыболовных компаний, после чего будет перераспределена между теми рыболовами, которые обязуются построить новые корабли на российских верфях или перерабатывающие заводы в прибрежной зоне. Механизм позволил привлечь в судостроение деньги частных рыболовецких компаний, которые раньше предпочитали строить суда за рубежом или покупать их на вторичном рынке.

Заявки от желающих побороться за инвестиционные квоты принимались в течение 2017 года. На недавней встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым глава «Росрыболовства» Илья Шестаков доложил об итогах этой работы. В ходе встречи он отметил, что всего на получение инвестиционных квот подано 68 заявок. Отбор прошли 56 из них.

«Будет построено 33 новых судна на отечественных верфях: 6 больших и крупных судов для Дальнего Востока и 27 средних и малых судов - для Северного бассейна. Причем если для Дальнего Востока это крупные суда более ста метров, то в Северном бассейне другая специфика - тут суда до 85 метров. На всех этих кораблях предусмотрена высокотехнологичная переработка», - отметил Шестаков.

Также, по его словам, построят 23 береговых завода. По информации главы Росрыболовства, общий объем инвестиций в рамках механизма инвестиционных квот составит 140 млрд. рублей в течение пяти лет.

ЦИФРЫ

  • 4,9 млн. тонн - вылов водных биоресурсов в России за 2017 год (54% вылова - крупнотоннажные суда, 46% - средние и малотоннажные суда).
  • 56 заявок отобрано для участия в распределении инвестиционных квот.
  • 25 - 30 лет - средний возраст рыбопромысловых судов в России.
  • 80 - 90 млн. долларов - средняя стоимость строительства крупнотоннажного траулера на российских верфях.
  • 33 судна будет построено на российских верфях в рамках механизма инвестиционных квот (6 - для дальневосточных предприятий, 27 - для рыбаков Северного бассейна).
  • 140 млрд. рублей за пять лет вложат рыбаки в обновление флота под инвестиционные квоты.
  • 6 - 8 лет - средний срок окупаемости нового рыбопромыслового судна.

Ленинградская область

  •  Cудостроительный завод (Выборг)
  •  Адмиралтейская верфь
  •  Судоверфь «Пелла» (Отрадное)

Архангельская область

  •  Архангельский траловый флот и НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум».

Мурманская область

  •  «Кольский рыбзавод»
  •  «Русская треска»
  •  «Мурманский рыбокомбинат»
  •  группа «Баренц»

Калининградская область

  •  «Янтарь»

Камчатка и Сахалин

  •  Рыболовецкий колхоз им. Ленина
  •  НБАМР
  •  «Доброфлот»
  •  Преображенская база тралового флота

Приморский край

  •  Планируется построить 3 крупных завода
  • 15% от общего объема квот - инвестиции на обновление флота.

spb.kp.ru

Строительство флота снова начнут с Петербурга
Строительство флота снова начнут с Петербурга

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Сентябрь   <  2018 г.