Последние публикации

22 Фев 2018
Размышления к Съезду: совпадут ли ожидания властей и рыбаков на Съезде?
21 Фев 2018
О возврате инспекторами Управления Россельхознадзора 28 тонн сардинеллы в Мавританию
21 Фев 2018
О попытке ввоза в Свердловскую область 112 кг красной икры с грубым нарушением ветзаконодательства
21 Фев 2018
СахНИРО изучает уловы рыбаков-любителей
21 Фев 2018
Сахалинская программа стимулирования жилстроя показала низкую эффективность
21 Фев 2018
С начала года сахалинские браконьеры получили штрафы на сумму 267 тысяч рублей
21 Фев 2018
Лосось на Сахалине и Курилах стал на 40% недоступнее
21 Фев 2018
Более 1100 тонн наваги добыли подледными ловушками компании западного Сахалина
21 Фев 2018
В 2017 году сахалинские рыбопромышленники добыли на 676 тонн кукумарии больше, чем в 2016
21 Фев 2018
Охотоморская путина: рыбаки добыли более 343 тыс. тонн минтая
21 Фев 2018
На парусниках «Седов» и «Крузенштерн» идут плановые ремонтные работы
21 Фев 2018
В Томской области создано собственное генетически чистое маточное стадо сибирского осетра
21 Фев 2018
В Мурманске пройдет семинар по внедрению Портала Отраслевой системы мониторинга
21 Фев 2018
Росрыболовство предлагает жителям Бурятии вместо добычи и переработки омуля заняться восстановлением его запасов
21 Фев 2018
В Подмосковье реализуют проект по строительству кластера индустриальной аквакультуры
21 Фев 2018
О мужестве отчаянных парней
21 Фев 2018
Проректор АГТУ Сергей Бастрыкин стал финалистом конкурса «Лидеры России» и получил образовательный грант
21 Фев 2018
К борьбе с браконьерством на Амуре активно подключается общественность
21 Фев 2018
Ученые предлагают осваивать новые ценные объекты промысла – глубоко зарывающиеся моллюски
21 Фев 2018
Дальневосточный совет по промысловому прогнозированию: в 2019 году вылов на Дальнем Востоке может составить 4 млн тонн
21 Фев 2018
Точка невозврата
21 Фев 2018
В 2018 году впервые с 1989 года будут выполнены съемки глубоководной части Охотского моря
21 Фев 2018
Как «чиновники-коммерсанты» агропромышленного комплекса России совмещают приятное с полезным. Часть 2
21 Фев 2018
На Шикотане появится современный рыбоперерабатывающий завод
21 Фев 2018
В Москве открылась XVIII сессия Смешанной Российско-Исландской комиссии по рыбному хозяйству
21 Фев 2018
О понятиях «рыбное хозяйство» и «рыбохозяйственный комплекс»
21 Фев 2018
Уточняется возможный ущерб водным биоресурсам при разливе нефтепродуктов в Ангару
21 Фев 2018
Михаил Иваник провел совещание по итогам работы отрасли в Азово-Черноморском бассейне в 2017 году
21 Фев 2018
Более половины жителей Владивостока считают, что рост цен ра рыбу вызван накрутками посредников
20 Фев 2018
Приморские СМИ спекулируют на теме пропавшего судна «Восток»
20 Фев 2018
Теперь мы знаем их в лицо
20 Фев 2018
Перспективы дальневосточного промысла обсудили в ТИНРО-Центре на совете по промысловому прогнозированию
20 Фев 2018
ВС РФ: глазированную мороженую рыбу вразвес нужно продавать без учета веса ледяной глазури
20 Фев 2018
Более 2000 тонн трубача добыли рыбаки Сахалинской области в ушедшем году
20 Фев 2018
Узбекистан: На развитие рыбной отрасли в Бухарской области выделят 100 млрд сумов
20 Фев 2018
В банке с морской капустой южносахалинец обнаружил куски железа
20 Фев 2018
Сахалинская прокуратура отчиталась о защите бизнеса
20 Фев 2018
Договоры на право добычи рыбы и морепродуктов пристально проверяют в сахалинском правительстве
20 Фев 2018
Большинство жителей Владивостока предпочитают покупать свежую рыбу и готовить её дома
20 Фев 2018
На "Сахалинский лед" зарегистрировались уже более 40 команд
20 Фев 2018
США увеличили импорт креветок
20 Фев 2018
Объем рыбного промысла Исландии в январе составил 108 тысяч тонн
20 Фев 2018
Рост поставок вызвал снижение цен на ставриду, скумбрию и сардины на японском рынке
20 Фев 2018
Экспорт норвежского лосося 05.02.18-11.02.18
20 Фев 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 7-я неделя 2018 г
19 Фев 2018
Более 8 тонн рыбной продукции арестовано на оптово-розничной базе во Владивостоке
19 Фев 2018
Министерство потребительского рынка рассчитало стоимость блинов с красной рыбой и икрой
19 Фев 2018
ФАО: умное рыбное хозяйство в Гвинее-Бисау
19 Фев 2018
Рыболовный траулер загорелся в порту Находки
19 Фев 2018
Более 2000 тонн трубача добыли рыбаки Сахалинской области в ушедшем году

Подписка на новости

«Нацрыбресурс» представил свое видение существующих проблем в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений рыбных портов

412
Россия

Начальник отдела эксплуатации гидротехнических сооружений ФГУП "Нацрыбресурс" Александр Марков представил на форуме доклад, посвященный вопросам эксплуатации и восстановления портовой инфраструктуры рыбных терминалов морских портов.

Приводим его текст:

—   Приветствую, уважаемые коллеги! В своем выступлении я бы хотел коснуться общих проблем эксплуатации портовой инфраструктуры, некогда входившей в состав Министерства рыбной промышленности. Начиная с 2008 года, в свете ликвидации морских рыбных портов на базе существовавшего на тот момент ФГУП "Нацрыбресурс" Федеральным агентством по рыболовству было сформировано отраслевое инфраструктурное предприятие, призванное развивать в интересах отрасли вверенное государственное имущество, причальные сооружения. С 2008 по 2013 годы предприятию в хозяйственное ведение передано 129 гидротехнических сооружений общей длиной причального фронта 21 км. За прошедшее с того момента время предприятием накоплен богатый опыт проблем эксплуатационного характера.

Главное отличие рыбных терминалов морских портов от универсальных грузовых терминалов состоит в самом принципе оценки эффективности их работы. Эффективность работы морского порта универсального терминала оценивается объемом грузооборота, это предопределяет приоритеты в управлении его деятельностью — в частности, обеспечение сокращения времени обработки судна и оперативное освобождение причала от судов и грузов для приема последующих судов. Рыбные терминалы морских портов работают по иному принципу и с другими целями. Они являются важным звеном производственной цепочки по добыче водных биоресурсов, предоставляя рыбакам не только перегрузочные мощности, но и место базирования и комплексного обслуживания.

Промысел по добыче водных биоресурсов — это та же охота, он имеет ограниченные возможности планирования. В отличие от четко отлаженной логистики торгового флота, прибытие рыболовецкого судна под разгрузку заранее запланировать невозможно. Рыба — это груз скоропортящийся, и поддержание его качества в трюмах судов в ожидании разгрузки — процесс дорогостоящий. Разгружать надо быстро, без проволочек и простоев. Это, а так же необходимость стоянки и технической подготовки судна у причальной стенки в межпутинный период, определяет необходимость значительного запаса свободного причального фронта, а значит, его низкий коэффициент использования. С точки зрения структуры Минтранса, судящего по меркам торгового флота, — это полная бесхозяйственность и неэффективность использования. С точки зрения рыбной отрасли, это жизненная необходимость.

Низкий коэффициент использования причала в сочетании с высоким коэффициентом неравномерности грузооборота в отрасли приводит к низкому экономическому эффекту от использования и эксплуатации причального фронта, и перегрузочных мощностей, что для частного бизнеса является невыгодным. Это ведет к тому, что при попадании в частные руки причал мгновенно теряет рыбную специализацию, рыбопромышленная инфраструктура сносится, а на месте исправно функционировавшего рыбного порта возникает универсальный терминал, чаще всего для перевалки сыпучих грузов, при этом совершенно неэффективный с точки зрения торгового флота. Заявляя о том, что выгрузке рыбных грузов не отказывают, а просто рыбы нет, такой бизнес лукавит. Выгрузка — это лишь часть процесса.

Теряя возможность базирования или же рейсового ремонта и обслуживания, рыбопромысловые компании уходят туда, где это есть, — порты Норвегии, Кореи и Китая. А куда уходит базирование, туда уходит и грузооборот, оставляя отечественных переработчиков без сырьевой базы и уничтожая отрасль. Строительство и содержание специализированных комплексов причальных сооружений для рыбной отрасли могут позволить себе лишь государство и очень крупные рыбодобывающие компании, имеющие значительные доли квот. Однако такие компании неохотно работают с малыми рыбопромысловыми компаниями и прибрежным рыболовством, используя дискриминационные тарифы на услуги.

Данную ситуацию в портах России позволяет решить деятельность ФГУП "Нацрыбресурс", направленная на сохранение специализированных рыбных причалов и предоставление услуг по обслуживанию рыбопромыслового флота на государственных причалах. ФГУП "Нацрыбресурс" имеет свои рыбодобывающие суда, квоты на вылов и занимается поставкой квотируемых и неквотируемых водных биоресурсов на внутренний рынок Российской Федерации, что позволяет иметь полное представление о ситуации в отрасли, о нуждах рыбаков и определяет направление развития отраслевой инфраструктуры.

В части арендной политики "Нацрыбресурс" взаимодействует с бизнес-структурами, владеющими инфраструктурой складских комплексов и грузовых фронтов. Осуществляется привлечение данных структур в хозяйственной деятельности на причальных сооружениях в качестве арендаторов на условиях договора, отвечающих интересам рыбной отрасли. В соответствии с такими договорами арендаторы получают сооружения в аренду на длительный срок в обмен на обязательство своевременной выплаты арендной платы, проведения капитального ремонта объекта. Также на арендатора возлагается обязанность обеспечения требуемой пропускной способности по перегрузке рыбной продукции и оборудования, необходимого для этой инфраструктуры, в частности, строительство холодильников.

Совместно с решением транспортно-логистических проблем это в среднесрочной перспективе позволит восстановить схемы поставки рыбопродукции в Российскую Федерацию для последующей обработки, минуя третьи страны. Необходимо отметить, что проводимая предприятием работа по данному направлению станет частью стратегии по развитию портово-логистической инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, которую на данный момент разрабатывает Росрыболовство в соответствии с поручением правительства Российской Федерации. Для модернизации и развития такой инфраструктуры будут применяться кроме аренды и другие инструменты государственно-частного партнерства, в том числе концессии.

Главным направлением деятельности предприятий является самостоятельная эксплуатация и восстановление портовой инфраструктуры причальных сооружений. Восстановление производится в формате текущих и капитальных ремонтов, а также реконструкций. После принятия причалов на баланс было выявлено, что более чем на 70% сооружений в период с 1990 по 2008 годы текущие ремонтные работы не выполнялись хозяйствующими объектами вообще. На остальных сооружениях ремонтные работы выполнялись в том объеме, который поддерживал хозяйственную деятельность арендатора. Продлением срока службы и восстановлением конструктивных элементов для передачи на баланс предприятия из хозяйствующих субъектов не занимался никто.

С 2008 по 2016 годы в результате системной работы под контролем и под непосредственным участием предприятия проведены комплексные капитальные ремонты на 23 сооружениях общей длиной около 3 километров, что составляет пока только 14% от общего количества инфраструктуры. При этом надо отметить, что только на строительный сезон 2017 года и только средствами «Нацрыбресурса» запланированы ремонты 10 причальных сооружений совокупной длиной более километра, запланировано начало реконструкции трех причалов длиной более полукилометра. Кроме этого, за 2017 год запланировано исполнение инвестиционных обязательств некоторых арендаторов.

На данный момент отрасль не испытывает недостатка технологий проведения ремонтных работ. Проблема нахождения достаточных денежных средств на последовательное восстановление инфраструктуры решаема. Как и проблема подготовки соответствующих кадров. Основной, но системной и трудно решаемой проблемой, препятствующей нормальной эксплуатации, является бессистемность, бессодержательность и не профессиональность составления законодательной и нормативной базы, которая регулирует процессы эксплуатации портовых и гидротехнических сооружений. Мало того, что ее постоянно пытаются дополнять, причем еще более низкокачественными документами. Отнесение всех портовых сооружений к особо опасным, технически сложным объектам несет за собой все тяготы прохождения государственных экспертиз при проектировании и реконструкции: устаревшая нормативная база, привязка проведения капремонта к косвенному показателю физического износа, жесткое экологическое законодательство.

Требование по обязательной разработке проектной документации на капитальный ремонт и многочисленные согласовательные процессы значительно удорожают технические решения и сами по себе являются крупными накладными расходами, при этом не улучшая ситуацию в сфере безопасности эксплуатации и обеспечение экологической чистоты. Отсутствие внятного административного регламента по оформлению дноуглубительных работ, а также длительные сроки прохождения изыскания, согласования экспертиз уже привели к катастрофическому снижению фактических глубин акваторий, причем это проблема всех портов России.

Проблемой также являются необоснованные попытки включения причалов в сферу применения федерального закона о безопасности гидротехнических сооружений (117ФЗ), предназначенного для напорных сооружений. Что, во-первых, значительно увеличивает требования к ним, а во-вторых, может разрушить испытываемую годами систему традиционного технического контроля и повлечь за собой отказ от инженерных методик оценки технического состояния сооружений в пользу дорогостоящих бюрократических процедур.

Несмотря на наличие указанных выше проблем ФГУП «Нацрыбресурс» останется надежной пристанью для всех рыбаков, исполняя поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, и внося свой вклад в процесс импортозамещения, в решение задачи по развитию инфраструктуры для улучшения доступности поставки отечественной рыбной продукции потребителю. С этой целью ФГУП «Нацрыбресурс» видит приоритеты своей деятельности по ряду направлений, целью которых является: развитие транспортно-логистической системы поставки рыбы и рыбопродукции на территорию России; восстановление и поддержание причалов, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия, в работоспособном состоянии; воссоздание портовой инфраструктуры в рыбных терминалах морских портов для организации своевременного и качественного обслуживания рыбопромыслового флота.

Источник: http://www.nfr.ru


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
 <  Февраль   <  2018 г.