Последние публикации

23 Июн 2017
Рыба!
23 Июн 2017
Рыба уже давно ничего не ждет. Рекордный улов с трудом попадает на прилавки
23 Июн 2017
Всем миром против браконьеров
23 Июн 2017
В 2017 году рыбопромышленники выловили из Ильменя 578 тонн рыбы
23 Июн 2017
Шерсть, мёд и черноморская рыба — плоды торговой евроинтеграции Грузии
23 Июн 2017
Граждане не смогли объяснить пограничникам происхождение рыбопродукции на Чукотке
23 Июн 2017
Волгодонским рыбакам решили запретить ловить более 5 килограммов рыбы
23 Июн 2017
У Курил начался промысел тихоокеанской сардины
23 Июн 2017
Бакылдыдяк отметили на Колыме эвенскими обрядами, ухой и многоборьем
23 Июн 2017
Инспекторы рыбоохраны Колымы и силовики договорились о взаимодействии
23 Июн 2017
Российские вагоностроители разработают отечественный вагон для рыбы
23 Июн 2017
Арбитражный суд Камчатского края расторг договор заключенный между ФАР и Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина
23 Июн 2017
Граждане смогут арендовать водоёмы в лесу для рыболовства
23 Июн 2017
Генеральный директор предприятия «Корфский рыбокомбинат» подозревается в частичной невыплате заработной платы
23 Июн 2017
В Пушкине состоялось заседание Российско-Эстонской рабочей группы по комплексному управлению водными ресурсами
23 Июн 2017
Что смогут узнать ученые в следующем году?
23 Июн 2017
Директорат рыболовства возглавит проект Clean Nordic Oceans
23 Июн 2017
Как мужики за «Тунайчей» ходили
23 Июн 2017
Банкиры на промысле. Как московские финансисты завладели крупнейшей рыбопромышленной компанией Сахалина
22 Июн 2017
Судно с приморским экипажем попало в беду в Южной Корее
22 Июн 2017
Закон обеспечит дополнительные гарантии для развития рыбоводного предпринимательства
22 Июн 2017
В Коми в реку выпустили 3,7 млн мальков сиговых
22 Июн 2017
В Таджикистане с начала года "поймали" 6 тонн контрабандной рыбы
22 Июн 2017
В Приморье лаборатория Россельхознадзора забраковала парную баранину, рыбу, вяленую камбалу и мясо птицы
22 Июн 2017
Более 8 кг осетровых и 5 кг черной икры изъято рыбоохраной в Астраханской области
22 Июн 2017
Российские рыбаки добыли более 2,26 млн тонн – на 3,7% выше уровня 2016 года
22 Июн 2017
Не отходы, а чистое золото
22 Июн 2017
Военным закон не писан? Тот, который Ньютона
22 Июн 2017
Руководитель Росрыболовства проведет Всероссийское совещание по товарной аквакультуре в Ростове-на-Дону
22 Июн 2017
Заместитель руководителя Росрыболовства проверил работу рыбоохраны на Камчатке
22 Июн 2017
«Запрет дрифтерного промысла уменьшил число российских флагов над морем на 16 единиц»
22 Июн 2017
Любовь к морю начинается с искры
22 Июн 2017
Экологический десант на берег Охотского моря
22 Июн 2017
Установлены суточные нормы добычи водных биоресурсов для любительского рыболовства
22 Июн 2017
«Профессор Кагановский» передал обнадеживающую информацию для рыбаков
22 Июн 2017
Призрак дрифтера бродит по Камчатке
22 Июн 2017
Остаться в живых
21 Июн 2017
Представитель WWF России вошел в состав Общественного совета при камчатском Минприроды
21 Июн 2017
Мировой вылов в Тихом океане в 2015 году (без учета Антарктического района)
21 Июн 2017
Цены на рыбу во Владивостоке шокируют покупателей
21 Июн 2017
ВНИРО принял участие в работе Северного научно-промыслового совета
21 Июн 2017
Когда рачок свистнет
21 Июн 2017
Польша готова покупать всю иранскую форель
21 Июн 2017
Завод по воспроизводству гребешка и трепанга стоимостью 110 млн руб введут в Хабаровском крае к осени
21 Июн 2017
Глава Росрыболовства пообещал выделить рыбинспекторам Татарстана спецтехнику для рейдов
21 Июн 2017
Специалисты КамчатНИРО провели авиаучетные исследования по корфо-карагинской сельди
21 Июн 2017
В Тюменской области планируют восстанавливать популяцию осетра
21 Июн 2017
Японцы обнаружили новый вид рыбы фугу
21 Июн 2017
В реке рыба Друг!
21 Июн 2017
На Дальнем Востоке, в Сибири и западе России может произойти вброс в реализацию залежалых лососёвых

Подписка на новости

«Нацрыбресурс» представил свое видение существующих проблем в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений рыбных портов

260
Россия

Начальник отдела эксплуатации гидротехнических сооружений ФГУП "Нацрыбресурс" Александр Марков представил на форуме доклад, посвященный вопросам эксплуатации и восстановления портовой инфраструктуры рыбных терминалов морских портов.

Приводим его текст:

—   Приветствую, уважаемые коллеги! В своем выступлении я бы хотел коснуться общих проблем эксплуатации портовой инфраструктуры, некогда входившей в состав Министерства рыбной промышленности. Начиная с 2008 года, в свете ликвидации морских рыбных портов на базе существовавшего на тот момент ФГУП "Нацрыбресурс" Федеральным агентством по рыболовству было сформировано отраслевое инфраструктурное предприятие, призванное развивать в интересах отрасли вверенное государственное имущество, причальные сооружения. С 2008 по 2013 годы предприятию в хозяйственное ведение передано 129 гидротехнических сооружений общей длиной причального фронта 21 км. За прошедшее с того момента время предприятием накоплен богатый опыт проблем эксплуатационного характера.

Главное отличие рыбных терминалов морских портов от универсальных грузовых терминалов состоит в самом принципе оценки эффективности их работы. Эффективность работы морского порта универсального терминала оценивается объемом грузооборота, это предопределяет приоритеты в управлении его деятельностью — в частности, обеспечение сокращения времени обработки судна и оперативное освобождение причала от судов и грузов для приема последующих судов. Рыбные терминалы морских портов работают по иному принципу и с другими целями. Они являются важным звеном производственной цепочки по добыче водных биоресурсов, предоставляя рыбакам не только перегрузочные мощности, но и место базирования и комплексного обслуживания.

Промысел по добыче водных биоресурсов — это та же охота, он имеет ограниченные возможности планирования. В отличие от четко отлаженной логистики торгового флота, прибытие рыболовецкого судна под разгрузку заранее запланировать невозможно. Рыба — это груз скоропортящийся, и поддержание его качества в трюмах судов в ожидании разгрузки — процесс дорогостоящий. Разгружать надо быстро, без проволочек и простоев. Это, а так же необходимость стоянки и технической подготовки судна у причальной стенки в межпутинный период, определяет необходимость значительного запаса свободного причального фронта, а значит, его низкий коэффициент использования. С точки зрения структуры Минтранса, судящего по меркам торгового флота, — это полная бесхозяйственность и неэффективность использования. С точки зрения рыбной отрасли, это жизненная необходимость.

Низкий коэффициент использования причала в сочетании с высоким коэффициентом неравномерности грузооборота в отрасли приводит к низкому экономическому эффекту от использования и эксплуатации причального фронта, и перегрузочных мощностей, что для частного бизнеса является невыгодным. Это ведет к тому, что при попадании в частные руки причал мгновенно теряет рыбную специализацию, рыбопромышленная инфраструктура сносится, а на месте исправно функционировавшего рыбного порта возникает универсальный терминал, чаще всего для перевалки сыпучих грузов, при этом совершенно неэффективный с точки зрения торгового флота. Заявляя о том, что выгрузке рыбных грузов не отказывают, а просто рыбы нет, такой бизнес лукавит. Выгрузка — это лишь часть процесса.

Теряя возможность базирования или же рейсового ремонта и обслуживания, рыбопромысловые компании уходят туда, где это есть, — порты Норвегии, Кореи и Китая. А куда уходит базирование, туда уходит и грузооборот, оставляя отечественных переработчиков без сырьевой базы и уничтожая отрасль. Строительство и содержание специализированных комплексов причальных сооружений для рыбной отрасли могут позволить себе лишь государство и очень крупные рыбодобывающие компании, имеющие значительные доли квот. Однако такие компании неохотно работают с малыми рыбопромысловыми компаниями и прибрежным рыболовством, используя дискриминационные тарифы на услуги.

Данную ситуацию в портах России позволяет решить деятельность ФГУП "Нацрыбресурс", направленная на сохранение специализированных рыбных причалов и предоставление услуг по обслуживанию рыбопромыслового флота на государственных причалах. ФГУП "Нацрыбресурс" имеет свои рыбодобывающие суда, квоты на вылов и занимается поставкой квотируемых и неквотируемых водных биоресурсов на внутренний рынок Российской Федерации, что позволяет иметь полное представление о ситуации в отрасли, о нуждах рыбаков и определяет направление развития отраслевой инфраструктуры.

В части арендной политики "Нацрыбресурс" взаимодействует с бизнес-структурами, владеющими инфраструктурой складских комплексов и грузовых фронтов. Осуществляется привлечение данных структур в хозяйственной деятельности на причальных сооружениях в качестве арендаторов на условиях договора, отвечающих интересам рыбной отрасли. В соответствии с такими договорами арендаторы получают сооружения в аренду на длительный срок в обмен на обязательство своевременной выплаты арендной платы, проведения капитального ремонта объекта. Также на арендатора возлагается обязанность обеспечения требуемой пропускной способности по перегрузке рыбной продукции и оборудования, необходимого для этой инфраструктуры, в частности, строительство холодильников.

Совместно с решением транспортно-логистических проблем это в среднесрочной перспективе позволит восстановить схемы поставки рыбопродукции в Российскую Федерацию для последующей обработки, минуя третьи страны. Необходимо отметить, что проводимая предприятием работа по данному направлению станет частью стратегии по развитию портово-логистической инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, которую на данный момент разрабатывает Росрыболовство в соответствии с поручением правительства Российской Федерации. Для модернизации и развития такой инфраструктуры будут применяться кроме аренды и другие инструменты государственно-частного партнерства, в том числе концессии.

Главным направлением деятельности предприятий является самостоятельная эксплуатация и восстановление портовой инфраструктуры причальных сооружений. Восстановление производится в формате текущих и капитальных ремонтов, а также реконструкций. После принятия причалов на баланс было выявлено, что более чем на 70% сооружений в период с 1990 по 2008 годы текущие ремонтные работы не выполнялись хозяйствующими объектами вообще. На остальных сооружениях ремонтные работы выполнялись в том объеме, который поддерживал хозяйственную деятельность арендатора. Продлением срока службы и восстановлением конструктивных элементов для передачи на баланс предприятия из хозяйствующих субъектов не занимался никто.

С 2008 по 2016 годы в результате системной работы под контролем и под непосредственным участием предприятия проведены комплексные капитальные ремонты на 23 сооружениях общей длиной около 3 километров, что составляет пока только 14% от общего количества инфраструктуры. При этом надо отметить, что только на строительный сезон 2017 года и только средствами «Нацрыбресурса» запланированы ремонты 10 причальных сооружений совокупной длиной более километра, запланировано начало реконструкции трех причалов длиной более полукилометра. Кроме этого, за 2017 год запланировано исполнение инвестиционных обязательств некоторых арендаторов.

На данный момент отрасль не испытывает недостатка технологий проведения ремонтных работ. Проблема нахождения достаточных денежных средств на последовательное восстановление инфраструктуры решаема. Как и проблема подготовки соответствующих кадров. Основной, но системной и трудно решаемой проблемой, препятствующей нормальной эксплуатации, является бессистемность, бессодержательность и не профессиональность составления законодательной и нормативной базы, которая регулирует процессы эксплуатации портовых и гидротехнических сооружений. Мало того, что ее постоянно пытаются дополнять, причем еще более низкокачественными документами. Отнесение всех портовых сооружений к особо опасным, технически сложным объектам несет за собой все тяготы прохождения государственных экспертиз при проектировании и реконструкции: устаревшая нормативная база, привязка проведения капремонта к косвенному показателю физического износа, жесткое экологическое законодательство.

Требование по обязательной разработке проектной документации на капитальный ремонт и многочисленные согласовательные процессы значительно удорожают технические решения и сами по себе являются крупными накладными расходами, при этом не улучшая ситуацию в сфере безопасности эксплуатации и обеспечение экологической чистоты. Отсутствие внятного административного регламента по оформлению дноуглубительных работ, а также длительные сроки прохождения изыскания, согласования экспертиз уже привели к катастрофическому снижению фактических глубин акваторий, причем это проблема всех портов России.

Проблемой также являются необоснованные попытки включения причалов в сферу применения федерального закона о безопасности гидротехнических сооружений (117ФЗ), предназначенного для напорных сооружений. Что, во-первых, значительно увеличивает требования к ним, а во-вторых, может разрушить испытываемую годами систему традиционного технического контроля и повлечь за собой отказ от инженерных методик оценки технического состояния сооружений в пользу дорогостоящих бюрократических процедур.

Несмотря на наличие указанных выше проблем ФГУП «Нацрыбресурс» останется надежной пристанью для всех рыбаков, исполняя поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, и внося свой вклад в процесс импортозамещения, в решение задачи по развитию инфраструктуры для улучшения доступности поставки отечественной рыбной продукции потребителю. С этой целью ФГУП «Нацрыбресурс» видит приоритеты своей деятельности по ряду направлений, целью которых является: развитие транспортно-логистической системы поставки рыбы и рыбопродукции на территорию России; восстановление и поддержание причалов, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия, в работоспособном состоянии; воссоздание портовой инфраструктуры в рыбных терминалах морских портов для организации своевременного и качественного обслуживания рыбопромыслового флота.

Источник: http://www.nfr.ru


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Июнь   <  2017 г.