Последние публикации

5 Мар 2021
Арест Пашова: под ударом все дальневосточные рыбаки?
5 Мар 2021
Подмена наименований – одно из наиболее встречающихся нарушений
5 Мар 2021
Российские ученые открыли пять ранее неизвестных видов евразийских водорослей
5 Мар 2021
Рыболовные кульбиты
5 Мар 2021
На Сахалине оторвало льдину с 12 рыболовами
5 Мар 2021
На должность генерального директора ФГУП «Росморпорт» назначен Александр Смирнов
5 Мар 2021
Новозеландская чавыча весом более 15 кг продана по рекордной цене
5 Мар 2021
Японская энергетическая компания занялась разведением креветок
5 Мар 2021
Филиппинских свиноводов призвали переходить на аквакультуру
5 Мар 2021
В секторе пелагического дрифтерного промысла Индийского океана назрели проблемы
5 Мар 2021
Брексит обескровил шотландских рыбоводов на 15,2 млн долларов
5 Мар 2021
Кета возвращается к рыбозаводам на юго-востоке Сахалина
5 Мар 2021
Программа совместных научных исследований Росрыболовства и РАН
5 Мар 2021
Более 30% сельдевых квот освоили рыбаки Приморья
5 Мар 2021
Приморские производители рыбных консервов получат поддержку по нацпроекту
5 Мар 2021
Объем вылова в России за январь-февраль снизился на 12,7%
5 Мар 2021
Глава Карелии предложил разрешить регионам самим устанавливать нормы любительской рыбалки
5 Мар 2021
Эксперты рассказали, как охранять морских млекопитающих без ущерба освоению морей
5 Мар 2021
О работе отдела госконтроля по Пермскому краю
5 Мар 2021
В Псковской области Управлением Россельхознадзора запрещён ввоз почти 4,5 тонн «красной» рыбы из Республики Беларусь
5 Мар 2021
«Октябрьский зубарь-2021» ждёт участников и гостей
5 Мар 2021
За розничную торговлю морепродуктами и рыбой без документов в Черниговском районе нарушитель привлечен к административной ответственности
5 Мар 2021
На Кубани усилили охрану водоемов на время нереста
5 Мар 2021
Минсельхоз предложил субсидировать перевозки рыбы с Дальнего Востока
5 Мар 2021
Корабли вблизи Сахалина признали опасными для серых китов
4 Мар 2021
Таежная форель
4 Мар 2021
С 22 по 28 февраля основным видом импортируемой продукции в Российскую Федерацию стала готовая пищевая продукция
4 Мар 2021
Генетическое разнообразие ветвистоусых рачков оказалось шире, чем считалось ранее
4 Мар 2021
В Совете Федерации обсудили законодательное обеспечение вахтового метода для освоения труднодоступных территорий в Арктической зоне
4 Мар 2021
Восьмиэтажная RAS ферма откроется в Сингапуре
4 Мар 2021
В Росрыболовстве заявили, что Россия сокращает отставание по вылову минтая
4 Мар 2021
Браконьеры из Брянской области выплатят более миллиона рублей за незаконный вылов рыбы
4 Мар 2021
В Музее Мирового океана открылась выставка к 100-летию барка «Седов»
4 Мар 2021
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 25 июня 2020 г. № 321
4 Мар 2021
Карская губа будет включена в состав Северного рыбохозяйственного бассейна
4 Мар 2021
Переработчиков рыбы на Ямале включили в реестр
4 Мар 2021
Проведены исследования образцов икры зернистой дальневосточных лососевых рыб
4 Мар 2021
Осетры и белуги «Азов-Дон-Рыбы» будут выставлены на торги как залоговое имущество компании
4 Мар 2021
Береговая охрана Японии разыскивает моряков с затонувшего китайского судна
4 Мар 2021
Рыба плывет на полки
4 Мар 2021
С несанкционированных прилавков Тюмени зимой изъяли более 300 кг рыбы
4 Мар 2021
Следователи ищут двоих мужчин по делу о пропаже рыбака на Лазовой
4 Мар 2021
THAI UNION активно сотрудничает с прибрежными сообществами Таиланда
4 Мар 2021
Вьетнамские экспортеры прогнозируют полное восстановление спроса на морепродукты в 2021 году
4 Мар 2021
Рыбакам подкинут на топливо
4 Мар 2021
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев прокомментировал «Рыбе России» появление на Камчатке крупного инвестора
4 Мар 2021
На 1 марта российские рыбаки добыли свыше 767 тыс. тонн водных биоресурсов
4 Мар 2021
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков встретился с послом Народной Республики Бангладеш Камрулом Ахсаном
4 Мар 2021
В Южной Корее планируют на треть нарастить рыбный экспорт к 2025 году
4 Мар 2021
АФК «Система» заинтересовалась рыбалкой на Камчатке

Подписка на новости

«Аметист», незаживающая рана

547
Камчатский край

11 февраля навсегда останется черной датой в истории нашего края и российского рыболовства. В этот день 10 лет назад погиб экипаж камчатского СТР «Аметист»

Краболов «Аметист» вышел в рейс в Охотоморье из Петропавловска 15 января 2011 года. На его борту находились 23 члена экипажа. Судно работало в заливе Шелихова.

В начале февраля на «Аметисте» стало заканчиваться топливо, что делало судно очень уязвимым в жестких погодных и ледовых условиях. Капитан Сергей Каменщик в радиотелефонных переговорах напоминал руководству о необходимости пополнить запасы горючего, но заправщик не шел.

10 февраля около 23 часов камчатского времени Сергей Каменщик направил сообщение на СРТМ «Николай Солодчук» (расстояние между судами было порядка 12 миль). В нем говорилось, что СТР кладет на бок и тащит по течению. Опасаясь, что не дотянет до подхода танкера, капитан просил поделиться горючим. В море уже основательно штормило. На чистой воде флот быстро обледеневал от заливания забортной водой. Суда заходили в лед, чтобы избежать забрызгивания. Для «Аметиста» складывалась угрожающая обстановка.

11 февраля примерно в 10 часов «Николай Солодчук» ответил, что готов дать топливо. «Аметист» уже не выходил на связь. Однако на берегу не спешили бить тревогу. За факт была принята ошибочная информация о том, что связь с «Аметистом» якобы есть у других судов. Если бы должностные лица проявили больше ответственности, поисковая операция началась бы в тот же день. Надо ли говорить, как важен каждый час, когда речь идет о поиске людей: тем более в зимнем море, которое оставляет выжившим мало времени и шансов. Но сутки были потеряны.

12 февраля в 17:40, когда уже не оставалось сомнений в том, что «Аметист» пропал, был объявлен его поиск.

Давно канули в прошлое годы, когда в каждом районе промысла несли дежурство два – три спасательных судна. От спасфлота остались слезы. Когда исчез «Аметист», ближайшее спасательное судно находилось в Беринговом море, в четырех днях пути от места ЧП. К поисковой операции был привлечен пограничный корабль «Анадырь», который прибыл в район предполагаемой гибели судна 12 февраля в 23:15. Поскольку спасательной морской авиации в России нет, начались переговоры об использовании авиации военных и МЧС.

13 февраля на место ЧП вылетели вертолет Камчатских авиалиний и самолет Войск и Сил на Северо-Востоке России. Но это были уже запоздавшие меры. Основная работа по поиску легла на экипажи рыболовецких судов, которые находились в районе залива Шелихова. Именно они нашли буи с «Аметиста», плоты, другие предметы. Однако людей найти не удалось.

«Аметист» был обнаружен только 11 мая 2012 года с помощью подводного аппарата на дне залива Шелихова. Он лежал на глубине 245 метров, в 11 километрах от его последних известных координат.

Установлено, что гибель судна произошла в результате потери остойчивости, опрокидывания и затопления. Шторм смыл с палубы орудия лова, хребтина крабового порядка намоталась на винт, в результате судно потеряло ход и возможность бороться за живучесть.

Было еще одно обстоятельство, которое могло сыграть роковую роль и сократить шансы на спасение экипажа: «Аметист» не подал сигнала бедствия. По версии следствия, события развивались так быстро, что экипаж судна не успел оповестить о ЧП. Аварийный буй, который должен был активироваться автоматически, не сработал по неизвестной причине.

На судне в обязательном порядке находилось техническое средство контроля за промыслом и местонахождением судна (ТСК). В качестве ТСК на «Аметисте» был радиомаяк спутниковой системы «Аргос». Он безупречно функционировал до 11 февраля. Затем поступление данных от него прекратилось. Если бы судовые ТСК использовались не только для контрольных задач, но и как дублирующее оборудование для безопасности мореплавания, то уже 11 февраля в момент, когда замолчал «Аргос», можно было активно заняться выяснением судьбы «Аметиста». Но эта возможность была упущена.

14 февраля 2011 года, когда поиск «Аметиста» обсуждался на заседании региональной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий обратил внимание на проволочки и несогласованность действий спасательных служб и ведомств. Участники заседания признали, что надо менять систему поиска и спасения на море: повышать дисциплину судовладельцев, корректировать инструкции о взаимодействии, начинать поисковые операции в более короткие сроки.

Однако с тех пор мало что изменилось. Это показали крушения буровой платформы «Кольская» в Охотском море в декабре 2011 года, краболова «Шанс-101» в Японском море в январе 2013 года, БАТМ «Дальний Восток» в Охотском море в апреле 2015-го и другие ЧП.

Очередная трагедия произошла 28 декабря 2020 года в Баренцевом море: там затонуло рыбопромысловое судно «Онега». Из 19 членов экипажа выжили только двое. И вновь официальные лица констатируют низкий уровень безопасности мореплавания.

«Единой системы спасения людей на море в России сегодня не существует», – говорит председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов.

«Нужно пересмотреть всю систему управления безопасностью. Очевидно, что сейчас она действует формально и не дает практического результата», – заявляет Пётр Савчук, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству (ФАР).

Кстати, «Аметист» принадлежал институту КамчатНИРО, который подчиняется ФАР. Фактически именно это государственное агентство являлось владельцем судна. После крушения «Аметиста» ФАР и по своим прямым обязанностям, и в силу моральной ответственности должно было горы свернуть, чтобы такое не повторилось. Но в этом ведомстве по-настоящему озабочены совсем иными вопросами.

Работа в море – одна из самых опасных в мире. Но есть риск допустимый, продуманный, а есть напрасный, который вызван небрежным отношением к людям. И такое отношение пока остается одной из главных угроз для российских рыбаков.

Кирилл МАРЕНИН

Рыбак Камчатки




Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Март   <  2021 г.