Последние публикации

27 Мар 2020
Плюсы и минусы коронавируса для экспорта морепродуктов из Вьетнама в Китай
27 Мар 2020
Экспорт норвежского лосося 09.03.20 – 15.03.20
27 Мар 2020
Вьетнамские экспорт головоногих моллюсков в Южную Корею в 2019 году
27 Мар 2020
Американский импорт горбуши в январе снизился более чем в 3 раза по объему и стоимости
27 Мар 2020
Экспорт США желтоперой камбалы в Китай
27 Мар 2020
Экспорт тихоокеанской трески из США в Японию, Китай и Южную Корею
27 Мар 2020
«Владморрыбпорт»: тяжеловесные инвестиции
27 Мар 2020
Сахалинские рыбаки готовятся к промыслу кукумарии в заливе Терпения
27 Мар 2020
АНО АПИ поддерживает проекты по строительству мало- и среднетоннажного флота в ДФО
27 Мар 2020
Для представителей КМНС установлены квоты на вылов рыбы в 2020 году
27 Мар 2020
На Дальнем Востоке появится первый трансграничный центр
27 Мар 2020
Кто стучится в рыбные ворота
27 Мар 2020
Забайкальцы стали больше покупать рыбы на фоне информации о коронавирусе
27 Мар 2020
ФАС России усилила контроль за ценами на социально значимые продукты
27 Мар 2020
Небольшие поставщики получили шанс попасть в крупные сети из-за повышенного спроса
27 Мар 2020
Коронавирус подложил свинью сахалинским добытчикам минтая
27 Мар 2020
Для траулера «Капитан Геллер» пришел главный судовой двигатель
27 Мар 2020
ЦТСС ищет подрядчиков на разработку рабочей документации для траулера-сейнера
27 Мар 2020
17 396 тонн минтая добыли рыбаки Сахалинской области в марте
27 Мар 2020
Владморрыбпорт в рамках путины 2020г. готов принять на хранение около 3 тыс. тонн рыбопродукции
27 Мар 2020
Россельхознадзором выявлено нарушение температурного режима при транспортировке более 24 тонн мороженой скумбрии
27 Мар 2020
ВАРПЭ вновь встала на защиту всех участников рыбного рынка
27 Мар 2020
Начался прием заявок на аукцион по продаже нераспределенных квот на Дальнем Востоке
27 Мар 2020
НИС «Профессор Кагановский» открыло сезон морских экспедиционных работ на Дальнем Востоке
26 Мар 2020
Новая Зеландия является лидером по поставкам чавычи в США
26 Мар 2020
Импорт кеты в США в январе сократился более чем на 70 процентов
26 Мар 2020
Объем импорта кижуча в США в январе увеличился на 12 %, но снизился по стоимости
26 Мар 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.03.2020 – 12.03.2020
26 Мар 2020
Экспорт минтая и хека из США в январе 2020 года
26 Мар 2020
Более 2 тысяч тонн ликод рекомендовано добыть у берегов Сахалина и Курил
26 Мар 2020
Корсаковским предпринимателям рассказали о субсидиях
26 Мар 2020
Россельхознадзор упрощает порядок оформления ввозимых в Россию партий продукции животного и растительного происхождения
26 Мар 2020
Морская рыба повышает настроение
26 Мар 2020
Рыбаки Мурманской области в лидерах по зарплатам в России
26 Мар 2020
Находкинский рыбпорт в 2019 году увеличил чистую прибыль в 2,7 раза на фоне роста перевалки
26 Мар 2020
АзНИИРХ разработал методы оценки пополнения промыслового запаса объектов искусственного воспроизводства на примере белого толстолобика
26 Мар 2020
Кабмин одобрил стратегию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года
26 Мар 2020
Для охраны рыбных ресурсов в период нереста задействуют беспилотники
26 Мар 2020
Власти формируют пул поставщиков продуктов на случай срывов поставок
26 Мар 2020
Мишустин: Россия занимает 7-е место в мире по притоку иностранных инвестиций в аграрную отрасль
26 Мар 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлена на экспорт 401 партия рыбной продукции
26 Мар 2020
Минтай проплывает вирус
26 Мар 2020
Создана рабочая группа по внесению изменений в Правила рыболовства при Северо-Западном территориальном управлении Росрыболовства
26 Мар 2020
15 миллионов мальков кеты выпустит к осени 2022 года сахалинский частный ЛРЗ
26 Мар 2020
Общественный совет при Росрыболовстве выступил против ограничений для судов старше 30 лет
26 Мар 2020
Вниманию рыболовов-любителей
26 Мар 2020
Новости кругосветки: образовательный центр «Морская практика» проведет вебинар по итогам участия в экспедиции парусников Росрыболовства
26 Мар 2020
Каких изменений ожидает рыбопромысловая сфера области из-за коронавируса
26 Мар 2020
В погоне за минтаем
26 Мар 2020
К 25 марта российские рыбаки добыли более 1,27 млн тонн – на 6% больше уровня 2019 года

Подписка на новости

Морской Волков

732
Камчатский край

История ПАО «Океанрыбфлот», одного из самых успешных предприятий не только Камчатки, Дальнего Востока, но и России, – это тысячи историй о его людях – смелых, рисковых, высококлассных специалистах

Начальник внешнеэкономического отдела Александр Волков в интернете не засвечен, вряд ли вы найдете о нем больше пары скупых строчек.

– Появился на свет на Волге-матушке, вырос на Северном Кавказе в городе Апшеронске, служил в Германии, в 1973 году попал на Камчатку, – на этом герой сегодняшнего рассказа с удовольствием бы и закончил. Но нам ведь интересно! Пришлось продолжать…

Первым зарубежьем человека, объехавшего с рабочими визитами полмира, стала Германская Демократическая Республика. В составе группы советских войск Александр Волков стоял на защите западных рубежей СССР.

– Мое подразделение обеспечивало безопасность движения наших колонн по дорогам Германии, поэтому на автомобиле исколесил страну от севера до юга. Интересно было все – и люди, и места. И пиво вкусное! – смеется Александр Петрович. – В то время в общие войска набирали интернационал со всего Союза. Было важно, чтобы в подразделении присутствовали представители всех национальностей. Служили, дружили, с кем-то и сейчас общаемся. В субботу-воскресенье нас всегда поднимали по тревоге, загружали по полной проверками, забегами. Будни, напротив, были размеренными – зарядка, завтрак, полигон, стрельбы, дневные и ночные учения. Местные дети с удовольствием общались с нашими солдатами. Взрослые не всегда. Кто-то из них прошел войну, побывал в русском плену. Эти наблюдали за нами со стороны, не вмешивались. Некоторые охотно вступали в ряды коммунистической партии, верили в это чудо. А вообще, отношения с людьми были нормальные. По крайней мере, у меня. В магазин зашел что-нибудь купить – проблем нет. Только поставки удивляли – снабжение здесь было как в лучшие времена на Камчатке. Вот как помогал немцам Советский Союз.

Почему же все-таки Камчатка?

– Старший брат уже трудился в Океанрыбфлоте, предложил приехать после службы и мне. Я согласился. Он сделал вызов...

Впервые Александр Волков вышел в море в 1977 году в должности четвертого механика, после чего уверенно сказал самому себе: «Это в первый и последний раз». Так на новичка подействовала болтанка в Беринговом море. Состояние было ужасное, ровным счетом ничего не хотелось. И не видать бы Океанрыбфлоту прекрасного начальника внешнеэкономических связей с тридцатилетним стажем, если бы не простые слова бригадира: «Надо поработать. И да, не забывай иногда кушать». Следуя этим простым правилам, молодой организм за 5 месяцев адаптировался. Второй рейс прошел на ура. Еще год Волков отходил третьим механиком, пять – в должности второго. Незаметно за работой в море пролетело 20 с лишним лет. За плечами были Канада, Япония, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и райский остров Фиджи, куда экипаж заходил на трое суток, чтобы отдохнуть от тяжелой работы. Особенно Александру Петровичу запомнились походы в Новую Зеландию через экватор: «Капитан останавливал судно, мы купались в кристально чистой морской воде, где порой даже появлялись акулы. В советские времена 3–4 парохода ходили и в Антарктиду – на криля. Но я туда не попал. Был молод, а сюда отправляли более заслуженных рыбаков. Такие рейсы привлекали возможностью по пути следования зайти в Сингапур, познакомиться с местными людьми, необычной страной и, конечно, здешними колониальными товарами, которые в те времена были в СССР в диковинку». В дальних рейсах Александр Волков, питавший слабость к иностранным языкам, не терял времени даром – учил английский. Отточить знания помогли 3-годичные заочные курсы в Москве.

И тут самое время вспомнить о человеке, который оставил в жизни Александра Петровича особый след. Отличный наставник, капитан дальнего плавания Виктор Иванович Бекетов избороздил Мировой океан. Именно он организовал и возглавил отдел внешнеэкономических связей Океанрыбфлота в годы перестройки. В 91 году Виктор Иванович, зная Александра Волкова по совместной работе в море, отмечая его интерес к иностранным языкам и умение свободно общаться на английском, пригласил в свой отдел. В январе 1992-го Бекетов стал представителем внешних связей компании за рубежом и находился отныне в странах, куда на ремонт приходили суда Океанрыбфлота. А отдел, отвечающий за работу с иностранными партнерами, перешел в руки Волкова. Новоиспеченный начальник тут же улетел в Новую Зеландию, где ловили путассу (рыбу семейства тресковых) 5–6 наших судов и сразу продавали на местный рынок.

Прежде реализацией продукции занимался отдел добычи Камчатрыбпрома. Но некогда мощное предприятие, как и страна, дало трещину, распалось на самостоятельные фирмы – с крупно-, средне- и малотоннажным флотом. Теперь Базе океанического рыболовства, ставшей акционерным обществом, пришлось самостоятельно зарабатывать деньги, сбывать продукцию, закупать ГСМ, осуществлять материально-техническое снабжение, платить заработную плату сотрудникам.

– В этом я как раз и участвовал. Таможенный орган тогда находился на морвокзале. Вся документация набиралась на печатных машинках, компьютеров не было, – вспоминает Александр Петрович. – Сначала рыбную муку продали по хорошей цене (деньги получили сразу), потом минтая. Так Океанрыбфлот в лице нашего отдела начал заключать контракты на реализацию продукции, которая шла на рынок Кореи, Вьетнама, Китая (на ура брали минтая без головы), в Америку, с которой в то время вплоть до введения санкций было налажено весьма теплое сотрудничество. США и Европа покупали филе, икру охотно скупала Япония.

«Среди зарубежных партнеров, с которыми АО имеет тесные деловые контакты, – читаем в книге Александра Смышляева «Рыбаки океана», – фирмы «Маруха корпорейшн», «Ниппорос корпорейшн», «Прогресс К0 ЛТД» (Япония), «Баадер», «Артинтерн» (Германия), «Харбин Саншайн», «Далянь Шипьярд», «Саншайн Трейдинг», «Андес» (Китай), «Пилстик» (Финляндия), «Марин Бизнес Интернейшнл» (США) и многие другие».

– Задачи сменяли друг друга. Помимо реализации продукции нужно было правильно делать закупки материально-технического снабжения, тщательно выбирать товары, необходимые для флота, место для ремонта наших судов. Скажем, когда-то экономически выгодно было ремонтироваться в Сингапуре: 15 дней перехода туда-обратно, грамотные специалисты, отличные судоверфи и снабжение. Лет через 10 здесь изменились расценки, да и переход теперь казался слишком долгим. Пошли в Китай, пару лет работали в Даляне. Затем ремонт освоила Корея – перешли в Пусан. Сейчас суда на промысле до конца апреля, но, когда придет время ремонта, снова отправятся в Далянь. Если, конечно, коронавирус не помешает.

В наследство от СССР у Океанрыбфлота осталось 70 с лишним пароходов.

– В годы перестройки от судов старше 25 лет потихонечку стали отказываться, – говорит Александр Волков. – Ремонтировать их было затратно. Что-то разобрали на запчасти, что-то ушло на металлолом. Чтобы не подгонять пароходы под класс, регистр, продавали на ходу во Вьетнам, Китай, Индию, пока не осталось 13 БАТМов. Было больно, жалко, но это помогло предприятию удержаться на плаву.

Вскоре Волков летит в Сиэтл договариваться о покупке парохода.

«В 1994 году было решено приобрести в одной из совместных российско-американских компаний краболовный процессор «Сивинд», который на долевом участии вылавливал крабовую квоту Океанрыбфлота, – пишет в книге «Рыбаки океана», изданной к 40-летию ОАО «Океанрыбфлот» (1968–2008) Александр Смышляев. – В августе 1994 года вылетели в Сиэтл смотреть и принимать судно капитан Михаил Владимирович Дигель, старший механик Александр Петрович Коровин; начальник радиостанции Сергей Юрьевич Сысоев, электромеханик Игорь Витальевич Бутин, рефмеханик Сергей Николаевич Сайпушев. К тому времени в Сиэтле уже находились генеральный директор ОАО «Океанрыбфлот» В.В. Топчий и начальник внешнеэкономического отдела А.П. Волков, которые работали по заключению контракта. По прошествии нескольких дней туда же был вызван капитан-директор А.Н. Галдус. Договор сначала заключался на бербоут-чартер с последующим выкупом, но в конце концов решили его просто купить и поставить на ремонт и частичное переоборудование.

В апреле 1996 года в Сиэтл отправился перегоночный экипаж Океанрыбфлота под командованием капитана-директора Анатолия Николаевича Галдуса. В состав экипажа вошли: старший механик Анатолий Владимирович Тихонов, старший помощник капитана Максим Моисеевич Таран, второй помощник капитана Геннадий Станиславович Мацкевич, рефмеханик Сергей Николаевич Сайпушев, электромеханик Владимир Иванович Илюхин, третий механик Андрей Владимирович Колупаев, боцман Николай Александрович Афанасьев и другие.

Краболов «Сивинд» работал поначалу с двумя капитанами на борту – российским и американским. Как рассказывал начальник внешнеэкономического отдела Александр Петрович Волков, у американского капитана было чутье на краба, иначе не скажешь, и большой опыт, которым он делился с российским экипажем, в первую очередь с капитан-директором А.Н. Галдусом.

«У него и чутье, и карты миграции краба были, – рассказывал А.П. Волков. – У них считалось, что улов в 10–12 тонн в сутки уже дает положительный экономический эффект, а ловили по 15–16 тонн. Причем на судне минимальное количество экипажа – 25 человек. Как оказалось, Галдус тоже обладал чутьем, да и смог карты взять у американского капитана. И у него неплохо получалось».

Дела шли в гору. Уже в 1996 году ОАО «Океанрыбфлот» было включено в состав 5 тысяч ведущих предприятий РФ, которым присвоен официальный статус «Лидер российской экономики».

– Мы с честью прошли это непростое время, – с гордостью отмечает Александр Петрович. – Океанрыбфлот сохранил почетное народное звание – кузница кадров. Пройдя здесь школу от рядового до капитана, кто-то создал свои крупные компании. В начале нулевых предприятие возглавило новое руководство, люди вложили огромные средства в модернизацию флота, переоборудование под современные стандарты, выпуск новой продукции, востребованной за рубежом. Сейчас увеличили площадь стоянки пароходов, хорошо поддерживается техническое состояние судов, открыли собственную ремонтную базу – есть свои спецы, не надо бегать искать. Делаем все, что можно сделать своими руками. А еще строим современные пароходы, чтобы молодежь работала с удовольствием. По плану в апреле 2021 года из Турции придет свеженькое, более мощное судно для работы на основных видах (кальмаре, селедке, минтае) в Беринговом, Охотском морях, на Курилах. Многое зависит от руководителя и от каждого из нас.

Новые веяния не миновали и отдел внешнеэкономических связей.

– Работа специалистов теперь в основном проходит за компьютером. Не надо ходить на таможенный пост – декларация нынче подается в электронном виде. Создаются центры электронного декларирования. Сейчас Россия планирует открыть 16 пунктов для декларирования ГСМ, рыбопродукции и всего того, что нужно на флоте. Создается необходимое программное обеспечение. Молодые люди с ним на ты, – рассказывает Александр Петрович. И хотя опытный начальник отдела приветствует новшества, кажется, что в нынешней оцифрованной текучке ему немного не хватает азарта лихого перестроечного времени. – Мы работаем над оформлением материально-технического снабжения, проводимого на территории РФ, занимаемся оформлением деклараций на экспорт. Декларанты растаможивают рыбопродукцию, которая вылавливается и продается за рубеж. Объемы вылова большие, поэтому без работы никто не сидит, все при деле. К тому же надо оформлять продукты питания, запасные части, необходимые в море, – все, что положено по законодательству.

По долгу службы Волков повидал множество стран – все не перечесть. Ремонт, международные выставки продукции, покупка судов и оборудования, продажа продукции и даже судебные дела. Скажем, в Норвегии приходилось отстаивать качество нашей рыбки и доброе имя Океанрыбфлота. К слову, всегда успешно. Наверное, поэтому отдыху за границей Александр Петрович предпочитает домашний, камчатский – с рыбалочкой, охотой на уток на озере Большом в п. Октябрьском. Вместе с женой Татьяной Васильевной (бухгалтером-экономистом) очень любит, когда дома гостят дети. Их пятеро. И, конечно, внучата. Их восемь (от 20 лет до 1 месяца). И пускай дети не пошли вслед за отцом «по морям, по волнам», но стали классными специалистами, окончив престижные учебные заведения не только в России, но и за рубежом. Главное – работать с душой на благо предприятия, уметь налаживать честные, порядочные отношения. За сорок с лишним лет в ПАО «Океанрыбфлот» Александр Волков это прекрасно доказал.

Дарья КОЖЕМЯКА

Рыбак Камчатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Март   <  2020 г.