Последние публикации

27 Фев 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлено на экспорт 358 партий рыбной продукции
27 Фев 2020
На побережье Байдарацкой губы сотрудники ФСБ изъяли браконьерский улов на 13 млн рублей
27 Фев 2020
«Ни рыбы, ни мяса»: рынок у Дома торговли в Южно-Сахалинске внезапно опустел
27 Фев 2020
На Сахалине за неделю упали цены на замороженную рыбу
27 Фев 2020
ФАС уполномочен заявить
27 Фев 2020
Рыбаки Сахалина пожаловались Илье Шестакову на чужие сети
27 Фев 2020
С начала года на Ямале добыто около 400 тонн рыбы
27 Фев 2020
В Хабаровске задержали браконьеров за вылов и продажу осетровых на 80 млн рублей
27 Фев 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 07.02.2020 – 13.02.2020
27 Фев 2020
Экспорт консервированного лосося из США снизился на 15 % в объеме, но вырос в цене
27 Фев 2020
США в 2019 году экспортировали 50 тысяч тонн нерки
27 Фев 2020
Производство тунца в Перу за последние 12 лет выросло на 5600%
27 Фев 2020
Индия стремится стать ведущим мировым экспортером морепродуктов
27 Фев 2020
Российские инженеры запатентовали систему "умной" водоочистки для сточных вод
27 Фев 2020
Специалисты ТИНРО создают новые технологии кормов из макрофитов для марикультуры
27 Фев 2020
В Твери за 15 миллионов рублей продают богатое рыбой озеро
27 Фев 2020
Капуста не для всех
27 Фев 2020
Рынок добычи рыбы могут снова переделать под интересы одной компании
27 Фев 2020
Илья Шестаков присоединится к кругосветной экспедиции «Паруса мира»
27 Фев 2020
Росрыболовство и РАН утвердили программу совместных исследований на 2020 год
27 Фев 2020
Комитет СФ по экономической политике рекомендовал одобрить закон об отмене плановых проверок флота
27 Фев 2020
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 16% - до 436 тыс. тонн
27 Фев 2020
Чья в России рыба? Главные воротилы морского промысла сами моря не нюхали
27 Фев 2020
Рыбные ряды: в центральных регионах сохранилась тенденция к снижению оптовых цен на кету и минтай
26 Фев 2020
В Норильске задержан грузовик с 34 мешками муксуна и нельмы
26 Фев 2020
Как изменятся цены на рыбу из-за коронавируса и аномальной зимы
26 Фев 2020
Корсаковцам напомнили о местах продажи свежевыловленной наваги
26 Фев 2020
7748 тонн наваги добыли рыбаки Сахалинской области с начала года
26 Фев 2020
Госдума приняла в третьем чтении законопроект о проверках рыболовных судов
26 Фев 2020
Вспышка коронавируса в Китае представляет угрозу для мировой индустрии креветок
26 Фев 2020
Объем экспорта горбуши из США в 2019 году вырос на 83 %, превысив 70 тыс. тонн
26 Фев 2020
На Канаду, Германию и Францию в 2019 году пришлось свыше 80 % экспорта американского кижуча
26 Фев 2020
Экспорт норвежского лосося 03.02.20 – 09.02.20
26 Фев 2020
Китай стал крупнейшим в мире импортером креветок в 2019 году
26 Фев 2020
Контрабанду в Китай стратегически важных ресурсов стоимостью около 2 млн рублей предотвратила Дальневосточная оперативная таможня
26 Фев 2020
Краб и другие
26 Фев 2020
Илья Шестаков дал старт соревнованиям по подлёдной рыбалке «Сахалинский лёд»
26 Фев 2020
Меры поддержки нижегородских рыбхозов будут расширены
26 Фев 2020
В трёх озёрах Псковской области приостановили вылов судака
26 Фев 2020
Глава Росрыболовства осмотрел портовое хозяйство г. Невельска и посетил Сокольниковский лососевый рыбоводный завод
26 Фев 2020
К столетию гибели Колчака А.В.
26 Фев 2020
Повышение престижа рыболовной профессии - залог повышения качества профессионального образования
26 Фев 2020
Инвестиционным проектам на Сахалине нужна поддержка и региона, и государства
26 Фев 2020
К 19 февраля российские рыбаки добыли 645,8 тыс. тонн – почти на 12% больше уровня 2019 года
26 Фев 2020
Илья Шестаков провел рабочую встречу с замминистра морских дел и рыболовства Кореи О Ун Ёлом
26 Фев 2020
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
26 Фев 2020
Взаимодействие госинспекторов рыбоохраны и ПУ ФСБ России по Республике Крым
26 Фев 2020
Контрольно-надзорная деятельность на водных объектах Керченского полуострова
25 Фев 2020
Тонны форели: в Татарстане появится ферма по выращиванию красной рыбы
25 Фев 2020
Более 430 тысяч тонн рыбы и морепродуктов переработано в Сахалинской области

Подписка на новости

Хождения за три моря Петра Фесько

367
Камчатский край

О боцмане ходит гораздо больше пословиц, чем о представителях других профессий на судне. Скажем, «Каков боцман, таков и корабль», «Если боцмана бросает в жар, значит матросы работают с прохладцей», «У плохого боцмана и хорошие снасти плохи». Поверьте, у боцмана, ветерана ПАО «Океанрыбфлот» Петра Фесько за 49 лет работы в море снасти всегда были отменные. Иначе не стать ему Знатным рыбаком Камчатки. А он стал. Случилось это накануне Нового 2020 года.

– Продолжают радовать наши рыбаки! – с этими словами награду Петру Васильевичу вручил губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Почетное звание с подачи регионального правительства возродили спустя 28 лет

Какой же он, новый Знатный рыбак Камчатки?

Веселый и скромный. Потому что о заслугах Пётр Васильевич умолчал, и вот эти строки трудовой биографии пришлось искать на сайте ПАО «Океанрыбфлот»: «Пётр Фесько приобрел большой опыт промысловика в различных районах и условиях промысла. Обладает отличными организаторскими способностями, хорошо ориентируется в сложном судовом оборудовании, успешно и грамотно выполняет обязанности боцмана, обеспечивает безаварийную работу судов в районах промысла, на переходах, стоянках в порту.

Большой его личной заслугой является безаварийная, грамотная эксплуатация судовых грузовых и швартовных устройств, что позволяет избегать производственного травматизма и потерю трудоспособности членов экипажа промыслового судна.

Как опытный специалист он привлекается к управлению работой палубных вспомогательных механизмов и спасательных устройств. Он грамотно руководит размещением и крепежом экспортно-импортных, каботажных грузов и багажа в трюмах и на палубе судов.

При его участии в 2018 году была разработана и внедрена программа по успешной погрузке и выгрузке тяжеловесных и длинномерных грузов на рыболовных судах. Как опытнейший боцман, руководя всеми палубными работами и имея огромный опыт работы стропальщиком, Пётр Фесько внес весомый вклад в разработку регламента данной программы. В 1987 году ему было присвоено почетное звание «Ветеран Петропавловской базы океанического рыболовства».

Читателям «Рыбака Камчатки» Пётр Васильевич предпочел рассказать о дальних странствиях в погоне за косяками рыбы.

Из лесу, вестимо

Будущий рыбак в свои 19 и не думал связывать жизнь с морем. Родился и вырос в Хабаровске. Там же окончил лесотехнический техникум. На Камчатку приехал механиком лесозавода.

– Первое впечатление о полуострове – высокие туннели от аэропорта до самого города. Такие огромные тогда были сугробы, – рассказывает Пётр Фесько. – Приехал я для работы в лесу. Когда сошел снег, походили мы с друзьями по сопкам и поняли, что леса здесь как такового и нет – одни карликовые березы. Зачем нас сюда прислали, думаю. Но вскоре получил распределение в Ключи. О, это уже интересно, обрадовался, увидев стройные 6–8-метровые стволы деревьев. Было это примерно в 1964 году. В Ключах отработал 7 месяцев и ушел в армию. Послужил в Петропавловске, в Спасске-Дальнем, вернулся на Камчатку. После армии молодой специалист надеялся остаться работать в п. Ключи, но жилье не давали, а в гостинице жить надоело. Отправьте куда-нибудь диспетчером, просил Пётр. Не отправили.

Боевое крещение

– Ну, думаю, схожу пока в рейс, заработаю на билет до Хабаровска. Взяли слесарем в БОР на БМРТ «Ительмен». Пошли мы тогда за ворота испытывать трал. Меня сразу жутко укачало. Когда заправлялись в бухте Русской, я даже подошел к капитану Михаилу Емельяновичу Шептухину с просьбой. «Отпусти меня, – говорю, – пешком дойду». Три дня болел по-страшному. А потом надо было в румпельной что-то срочно починить. И о чудо! «Жрать хочу, мужики, – говорю, – три дня не ел». Быстро подняли сонного повара, накормили меня. Так я и познакомился с морем. С тех пор морскую болезнь как рукой сняло.

Канадские зарисовки

Потом Пётр Васильевич отправился ловить рыбу к канадским островам с капитаном Шептухиным. Михаил Емельянович стал первым наставником, о котором боцман вспоминает с особой теплотой.

– Эхолотов в те времена еще не было, – рассказывает Фесько. – Все «баночки» (впадины, мысы, в общем, рыбные места) записывали сами в свои тетрадки. Ходили в группе. Тралим, тралим, а рыбы практически нет. Тогда пошли на хитрость. На ночь отрываемся на свою «баночку», два кармана забили – на сутки хватает. Однажды приходим на свое тайное место, а там аж четыре судна пасутся. Всё, остались без рыбы… Капитан чуть не плачет. Оказывается, это третий штурман прокололся – запросил сюда перегрузчик. «Как вернемся, – убивался Шептухин, – сразу его спишу!»

Иногда заходили в Ванкувер на пару суток. Река метров 30 в ширину, а наш пароход – 16. Шли на полном ходу между скал. Такой вот лоцман был крутой. Гулять ходили на несколько часов по три человека. Заглядывали в бары, не без того, но тратить особо нечего было, нам давали по 70 долларов на нос. Канада удивляла. И вот чем. Едут рыбаки на автобусе. Видят – строится поселок: сначала дорогу прокладывают, коммуникации, асфальт. А потом уж принимаются за дома – двухэтажные особнячки. Кто здесь жить будет? – интересуются рыбаки. «Вот тут комбайнер, – отвечают им. – А здесь механизатор». Ну что ж, неплохо. Вздохнули, получили короба и снова в рейс.

Русские Вани в стране будущего

Помимо Канады пароходы Океанрыбфлота ходили в Америку, Новую Зеландию, к Кергелену, на Маврикий, где рыбаки отдыхали, собирая кораллы. Несколько рейсов у нашего боцмана было в Антарктиду. Месяца по четыре болтались в море. После заходили в Сингапур. Постоят два – три дня и пошли дальше. Только раз зависли дней на 20 с ремонтом.

Наших встречали радушно: «Русский Ваня, заходи!» Это сейчас Сингапур – страна будущего, а в 70-х здесь еще не было никакого производства. Одна фабрика на весь остров. Там поселение индусов, тут деревушка китайцев.

– У нас на глазах намыли берег, здания выросли как грибы после дождя, – рассказывает Пётр Васильевич. – Русский Ваня развивал тамошнюю экономику. Первые рейсы мы покупали что-то интересненькое для себя, родных-друзей. Но практичные одесситы научили торговле. Смотрим, приобрели рулон клеенки. «Зачем вам? А вы знаете, сколько у нас клеенка стоит?!» – отвечают предприимчивые ребята. Фотообои возили, гипюр, плащи. У нас в стране ничего подобного не было.

Антарктида

Иначе, но не менее интересно было в Антарктиде. Судно в сравнении с айсбергами казалось спичечным коробком. А вот плывет маленькая льдинка, но под ней может скрываться огромная глыба. Акустики старались. Мимо проходили киты. Огромные, в половину БМРТ. Однажды на «Советских профсоюзах» рыбаки подняли на борт китовую акулу, метров 8 длиной. Толстую, со страшной, зубастой мордой. Но гораздо чаще встречались им пингвины. Килограммов по 40 каждый. Интересно было за ними наблюдать. Выскакивает из воды один. Встал. За ним второй, третий и вот уже по стойке смирно вытянулось целое стадо. А вокруг красота...

– Здесь мы ловили криль (мелких морских планктонных ракообразных), – рассказывает Пётр Васильевич. – Обрабатывали, морозили, выбирали пинцетиками, делали полезное крилевое масло. Этим в свободное время занимался весь экипаж. Я тогда уже рефмашинистом был. Получал образование прямо на судне во время рейса, а когда возвращался домой, сдавал экзамены на учебном комбинате. Постепенно к слесарю добавилась корочка механика, электрика, рефа. Ходил и боцманом. Такой вот универсальный солдат.

Необычный улов

Было у Петра Фесько одно увлечение – фотография. Помимо снимков парохода, природы и друзей, в его коллекции встречались весьма неожиданные кадры. Однажды по пути Сингапур удалось запечатлеть поход американского авианосца, который под покровом ночи в темноте шел с охраной из пяти кораблей.

– Таких фотографий до меня точно никто не делал, – уверяет Пётр Васильевич. – На Сахалине в Холмске пришлось отдать эту пленку. А возле Сан-Франциско мы однажды поймали за рубку чью-то подлодку! Подтянули под себя ваером (стальным тросом, за который траулер буксирует трал) к слипу. И снова получился неплохой кадр. Они ход врубили и ушли. За нами ведь постоянно следили! В Канаде американцы летали над нашим пароходом, прямо над флагом. Да так низко, что можно было увидеть, как летчики смеются и корчат рожи. Но однажды рядом с судном поднялись две наши подводные лодки. Самолеты как ветром сдуло.

Главное – люди

– Народ был у нас чудесный, – вспоминает боцман Фесько. – Держались друг за друга. Пришли с рейса, а кому-то ехать в отпуск. Шапку пустим по кругу, каждый по стольнику кинет – полетел! Ребята, с которыми работали бок о бок, с кем дружим и по сей день – профорг наших баз Павел Козлов, вместе начинали; моторист Масюк; матрос, механик Василий Шахворостов (он и сейчас трудится на буксире). Нормальный такой мужик – капитан-директор траулера «Штурман Елагин» Георгий Николаевич Авшаров, в Новую Зеландию с ним ходили. Всегда был за железную дисциплину на судне, за сплочение экипажа еще в порту. Грамотный подход к работе был у капитана Соколова: сделала бригада 8 выкатов, он дает людей в помощь. Не сделали – сами работайте, подмогу на подвахту не вызывают.

Случались и курьезные ситуации, куда ж без них.

– Однажды, когда ходил рефом на «Советских профсоюзах», – рассказывает Пётр Васильевич, – прорвало аммиак в кислородных аппаратах. Такое бывает иногда. Раза три за всю мою морскую историю случалось. Наш гидроакустик, спасаясь от вредного газа, залез на мачту. Но ветер сыграл с ним злую шутку, сменив направление. В общем, весь аммиак понесло на него. Его кровью тошнит, а слезть боится. К счастью, все обошлось. Это сейчас смешно, а тогда было не очень. Но мой сосед рассказывал вещи посерьезнее утечки аммиака. Он в 1978-м тонул на БМРТ «Борис Горинский». Пришлось ему выйти на льдину в Беринговом море в 28-градусный мороз в одном сапоге. Кэп принял тогда единственно правильное решение – немедленно покинуть судно, получившее пробоину. В считанные минуты пароход ушел на глубину. Никто из экипажа не пострадал. У меня, к счастью, таких громких случаев не было, работали себе и работали.

Иногда на сутки подходил «Корчагинец», комсомольское агитационное судно. Тогда трудовые будни заполнялись походами к артистам, свежими разговорами, играми в волейбол или на автоматах. Такое общение ни один современный ноутбук не заменит.

Океанрыбфлот – это звучит гордо

– Сейчас и не верится, что директор лесозавода в Ключах предлагал сделать мне совсем другую карьеру, – вспоминает Знатный рыбак Камчатки. – Давай отправим тебя в Ленинград в лесотехническую академию, говорил он. Окончишь, вернешься, меня сменишь. Но я не жалею, что стал рыбаком. А что? 2–3 года отработал – в отпуск отправился. Мы с женой Софией Александровной почти весь Союз объездили, ни в чем себе не отказывали. Труд рыбака тяжелый, но и ждать на берегу не легче. Супруга работала в торговом порту, двоих детей растила. Оба, кстати, окончили мореходку. Но старшая дочь сделала юридическую карьеру, а «малыш», которому уже 34 года, стал электромехаником на берегу. Во Владивостоке третий год учится внук – нахимовец, будущий военный. Только пока не может определиться, пойти ему в ракетные части или все-таки стать врачом.

Сейчас Пётр Васильевич трудится в порту старшим матросом на буксире «Ковшовый» – принимает суда, ставит их к причалу, разгружает и возит грузы.

«Пап, ты приходишь на суда, и с тобой все здороваются», – удивлялся сын. А что удивительного? Ведь судьбу свою почти на полвека Пётр Фесько связал с одной-единственной компанией, которая носит гордое название Океанрыбфлот. И карьерой своей рыбацкой вполне доволен.

Дарья КОЖЕМЯКА

Рыбак Камчатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
 <  Февраль   <  2020 г.