Последние публикации

10 Июл 2020
Звезда рыбака
10 Июл 2020
Продажи морепродуктов на центральном рынке в Сендае в мае 2020 года
10 Июл 2020
Масштабные скидки на китайские морепродукты в ходе Фестиваля лодок-драконов
10 Июл 2020
Банкротства компаний сектора морепродуктов Японии
10 Июл 2020
Ученые ВНИРО провели исследования для оценки состояния запаса рыб
10 Июл 2020
"Салехардский комбинат" за полгода нарастил выпуск консервов на 20%, несмотря на пандемию
10 Июл 2020
Моряки судна из РФ в Пусане возвращаются на борт после отрицательных тестов на коронавирус
10 Июл 2020
Рост вылова минтая в Беринговом море увеличит общероссийскую добычу на 10%
10 Июл 2020
Торги по сибирским гольцам возобновили
10 Июл 2020
Почти четверть выловленной на Дальнем Востоке рыбы приходится на Приморье
10 Июл 2020
"НБАМР": Курс на модернизацию
10 Июл 2020
Экспедиция ученых обследовала состояние и распределение промысловых рыб в российской части Черного моря
10 Июл 2020
РЖД готовы перевозить дальневосточную рыбу из Мурманска, Архангельска и Петербурга по выгодным ставкам
10 Июл 2020
Михаил Иваник представил коллективу Енисейского ТУ нового руководителя
10 Июл 2020
Очередное заседание Общественного совета при Росрыболовстве состоится 16 июля
10 Июл 2020
Аукционы по продаже рыбы переезжают в Россию
10 Июл 2020
Поздравляем наших ветеранов!
10 Июл 2020
Так кто же отмечает 100-летие тралового лова: АТФ или МТФ?
9 Июл 2020
В Чили планируется расширение работы сервиса по утилизации погибшего лосося
9 Июл 2020
Цена на кальмар в Корее падает с ростом вылова
9 Июл 2020
Экспорт свежего лосося в Китай упал на 97 процентов
9 Июл 2020
Сахалинские рыбаки взяли первую тысячу тонн лососевых
9 Июл 2020
По предписанию Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской прекращено действие декларации о соответствии рыбной продукции
9 Июл 2020
РФ в январе - июне сократила импорт товаров из дальнего зарубежья на 6%
9 Июл 2020
Вопросы развития рыбной отрасли обсуждены в ходе совещания в режиме ВКС
9 Июл 2020
Мы ее потеряли. Ученые из Австралии сообщили о вымирании редкого вида рыб
9 Июл 2020
«Доступная рыба» - полёт нормальный!
9 Июл 2020
Юрий Трутнев будет контролировать ход разработки Нацпрограммы развития Дальнего Востока
9 Июл 2020
18,5 млн рублей субсидий получат нижегородские рыбхозы
9 Июл 2020
АНО АПИ поддерживает проекты в области марикультуры
9 Июл 2020
Ученые ВНИРО исследуют Балтийское море
9 Июл 2020
Новые горизонты Севморпути
9 Июл 2020
В приморском центре марикультуры проведен нерест трепанга
9 Июл 2020
О ходе лососевой путины на 06.07.2020
9 Июл 2020
Компания в Приморье в течение двух лет планирует собрать около 100 тонн гребешка
9 Июл 2020
Поставщики продуктов не поддались на промоакцию
9 Июл 2020
Патрушев анонсировал спрос на продукцию АПК из России за рубежом из-за коронавируса
9 Июл 2020
Реконструкция рыбного хозяйства началась в городском округе Лотошино
9 Июл 2020
Распределительный центр в Салехарде принимает первые уловы летней путины
9 Июл 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 279 партий рыбной продукции
9 Июл 2020
Добычу рыбы в Дагестане в 2020 году планируют увеличить в 2,5 раза
9 Июл 2020
На гранты в сфере сельского хозяйства претендуют 16 ямальских предприятий
8 Июл 2020
COVID-19 продолжает оказывать негативное воздействие на экспорт пангасиуса из Вьетнама
8 Июл 2020
Продажи кальмаров и каракатиц в Токио в мае 2020 года
8 Июл 2020
В Китае к запуску готова огромная офшорная рыбная ферма
8 Июл 2020
Экспорт мороженого филе форели из Норвегии в 2020 году увеличился 12 %
8 Июл 2020
На Ямале продолжается заявочная кампания по традиционному рыболовству
8 Июл 2020
Любительский лов краба в Мурманской области могут открыть с августа 2021 года
8 Июл 2020
Сергей Данкверт провел переговоры с Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Александром Субботиным
8 Июл 2020
На озере Ниджили созданы искусственные нерестилища для карася

Подписка на новости

Хождения за три моря Петра Фесько

1378
Камчатский край

О боцмане ходит гораздо больше пословиц, чем о представителях других профессий на судне. Скажем, «Каков боцман, таков и корабль», «Если боцмана бросает в жар, значит матросы работают с прохладцей», «У плохого боцмана и хорошие снасти плохи». Поверьте, у боцмана, ветерана ПАО «Океанрыбфлот» Петра Фесько за 49 лет работы в море снасти всегда были отменные. Иначе не стать ему Знатным рыбаком Камчатки. А он стал. Случилось это накануне Нового 2020 года.

– Продолжают радовать наши рыбаки! – с этими словами награду Петру Васильевичу вручил губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Почетное звание с подачи регионального правительства возродили спустя 28 лет

Какой же он, новый Знатный рыбак Камчатки?

Веселый и скромный. Потому что о заслугах Пётр Васильевич умолчал, и вот эти строки трудовой биографии пришлось искать на сайте ПАО «Океанрыбфлот»: «Пётр Фесько приобрел большой опыт промысловика в различных районах и условиях промысла. Обладает отличными организаторскими способностями, хорошо ориентируется в сложном судовом оборудовании, успешно и грамотно выполняет обязанности боцмана, обеспечивает безаварийную работу судов в районах промысла, на переходах, стоянках в порту.

Большой его личной заслугой является безаварийная, грамотная эксплуатация судовых грузовых и швартовных устройств, что позволяет избегать производственного травматизма и потерю трудоспособности членов экипажа промыслового судна.

Как опытный специалист он привлекается к управлению работой палубных вспомогательных механизмов и спасательных устройств. Он грамотно руководит размещением и крепежом экспортно-импортных, каботажных грузов и багажа в трюмах и на палубе судов.

При его участии в 2018 году была разработана и внедрена программа по успешной погрузке и выгрузке тяжеловесных и длинномерных грузов на рыболовных судах. Как опытнейший боцман, руководя всеми палубными работами и имея огромный опыт работы стропальщиком, Пётр Фесько внес весомый вклад в разработку регламента данной программы. В 1987 году ему было присвоено почетное звание «Ветеран Петропавловской базы океанического рыболовства».

Читателям «Рыбака Камчатки» Пётр Васильевич предпочел рассказать о дальних странствиях в погоне за косяками рыбы.

Из лесу, вестимо

Будущий рыбак в свои 19 и не думал связывать жизнь с морем. Родился и вырос в Хабаровске. Там же окончил лесотехнический техникум. На Камчатку приехал механиком лесозавода.

– Первое впечатление о полуострове – высокие туннели от аэропорта до самого города. Такие огромные тогда были сугробы, – рассказывает Пётр Фесько. – Приехал я для работы в лесу. Когда сошел снег, походили мы с друзьями по сопкам и поняли, что леса здесь как такового и нет – одни карликовые березы. Зачем нас сюда прислали, думаю. Но вскоре получил распределение в Ключи. О, это уже интересно, обрадовался, увидев стройные 6–8-метровые стволы деревьев. Было это примерно в 1964 году. В Ключах отработал 7 месяцев и ушел в армию. Послужил в Петропавловске, в Спасске-Дальнем, вернулся на Камчатку. После армии молодой специалист надеялся остаться работать в п. Ключи, но жилье не давали, а в гостинице жить надоело. Отправьте куда-нибудь диспетчером, просил Пётр. Не отправили.

Боевое крещение

– Ну, думаю, схожу пока в рейс, заработаю на билет до Хабаровска. Взяли слесарем в БОР на БМРТ «Ительмен». Пошли мы тогда за ворота испытывать трал. Меня сразу жутко укачало. Когда заправлялись в бухте Русской, я даже подошел к капитану Михаилу Емельяновичу Шептухину с просьбой. «Отпусти меня, – говорю, – пешком дойду». Три дня болел по-страшному. А потом надо было в румпельной что-то срочно починить. И о чудо! «Жрать хочу, мужики, – говорю, – три дня не ел». Быстро подняли сонного повара, накормили меня. Так я и познакомился с морем. С тех пор морскую болезнь как рукой сняло.

Канадские зарисовки

Потом Пётр Васильевич отправился ловить рыбу к канадским островам с капитаном Шептухиным. Михаил Емельянович стал первым наставником, о котором боцман вспоминает с особой теплотой.

– Эхолотов в те времена еще не было, – рассказывает Фесько. – Все «баночки» (впадины, мысы, в общем, рыбные места) записывали сами в свои тетрадки. Ходили в группе. Тралим, тралим, а рыбы практически нет. Тогда пошли на хитрость. На ночь отрываемся на свою «баночку», два кармана забили – на сутки хватает. Однажды приходим на свое тайное место, а там аж четыре судна пасутся. Всё, остались без рыбы… Капитан чуть не плачет. Оказывается, это третий штурман прокололся – запросил сюда перегрузчик. «Как вернемся, – убивался Шептухин, – сразу его спишу!»

Иногда заходили в Ванкувер на пару суток. Река метров 30 в ширину, а наш пароход – 16. Шли на полном ходу между скал. Такой вот лоцман был крутой. Гулять ходили на несколько часов по три человека. Заглядывали в бары, не без того, но тратить особо нечего было, нам давали по 70 долларов на нос. Канада удивляла. И вот чем. Едут рыбаки на автобусе. Видят – строится поселок: сначала дорогу прокладывают, коммуникации, асфальт. А потом уж принимаются за дома – двухэтажные особнячки. Кто здесь жить будет? – интересуются рыбаки. «Вот тут комбайнер, – отвечают им. – А здесь механизатор». Ну что ж, неплохо. Вздохнули, получили короба и снова в рейс.

Русские Вани в стране будущего

Помимо Канады пароходы Океанрыбфлота ходили в Америку, Новую Зеландию, к Кергелену, на Маврикий, где рыбаки отдыхали, собирая кораллы. Несколько рейсов у нашего боцмана было в Антарктиду. Месяца по четыре болтались в море. После заходили в Сингапур. Постоят два – три дня и пошли дальше. Только раз зависли дней на 20 с ремонтом.

Наших встречали радушно: «Русский Ваня, заходи!» Это сейчас Сингапур – страна будущего, а в 70-х здесь еще не было никакого производства. Одна фабрика на весь остров. Там поселение индусов, тут деревушка китайцев.

– У нас на глазах намыли берег, здания выросли как грибы после дождя, – рассказывает Пётр Васильевич. – Русский Ваня развивал тамошнюю экономику. Первые рейсы мы покупали что-то интересненькое для себя, родных-друзей. Но практичные одесситы научили торговле. Смотрим, приобрели рулон клеенки. «Зачем вам? А вы знаете, сколько у нас клеенка стоит?!» – отвечают предприимчивые ребята. Фотообои возили, гипюр, плащи. У нас в стране ничего подобного не было.

Антарктида

Иначе, но не менее интересно было в Антарктиде. Судно в сравнении с айсбергами казалось спичечным коробком. А вот плывет маленькая льдинка, но под ней может скрываться огромная глыба. Акустики старались. Мимо проходили киты. Огромные, в половину БМРТ. Однажды на «Советских профсоюзах» рыбаки подняли на борт китовую акулу, метров 8 длиной. Толстую, со страшной, зубастой мордой. Но гораздо чаще встречались им пингвины. Килограммов по 40 каждый. Интересно было за ними наблюдать. Выскакивает из воды один. Встал. За ним второй, третий и вот уже по стойке смирно вытянулось целое стадо. А вокруг красота...

– Здесь мы ловили криль (мелких морских планктонных ракообразных), – рассказывает Пётр Васильевич. – Обрабатывали, морозили, выбирали пинцетиками, делали полезное крилевое масло. Этим в свободное время занимался весь экипаж. Я тогда уже рефмашинистом был. Получал образование прямо на судне во время рейса, а когда возвращался домой, сдавал экзамены на учебном комбинате. Постепенно к слесарю добавилась корочка механика, электрика, рефа. Ходил и боцманом. Такой вот универсальный солдат.

Необычный улов

Было у Петра Фесько одно увлечение – фотография. Помимо снимков парохода, природы и друзей, в его коллекции встречались весьма неожиданные кадры. Однажды по пути Сингапур удалось запечатлеть поход американского авианосца, который под покровом ночи в темноте шел с охраной из пяти кораблей.

– Таких фотографий до меня точно никто не делал, – уверяет Пётр Васильевич. – На Сахалине в Холмске пришлось отдать эту пленку. А возле Сан-Франциско мы однажды поймали за рубку чью-то подлодку! Подтянули под себя ваером (стальным тросом, за который траулер буксирует трал) к слипу. И снова получился неплохой кадр. Они ход врубили и ушли. За нами ведь постоянно следили! В Канаде американцы летали над нашим пароходом, прямо над флагом. Да так низко, что можно было увидеть, как летчики смеются и корчат рожи. Но однажды рядом с судном поднялись две наши подводные лодки. Самолеты как ветром сдуло.

Главное – люди

– Народ был у нас чудесный, – вспоминает боцман Фесько. – Держались друг за друга. Пришли с рейса, а кому-то ехать в отпуск. Шапку пустим по кругу, каждый по стольнику кинет – полетел! Ребята, с которыми работали бок о бок, с кем дружим и по сей день – профорг наших баз Павел Козлов, вместе начинали; моторист Масюк; матрос, механик Василий Шахворостов (он и сейчас трудится на буксире). Нормальный такой мужик – капитан-директор траулера «Штурман Елагин» Георгий Николаевич Авшаров, в Новую Зеландию с ним ходили. Всегда был за железную дисциплину на судне, за сплочение экипажа еще в порту. Грамотный подход к работе был у капитана Соколова: сделала бригада 8 выкатов, он дает людей в помощь. Не сделали – сами работайте, подмогу на подвахту не вызывают.

Случались и курьезные ситуации, куда ж без них.

– Однажды, когда ходил рефом на «Советских профсоюзах», – рассказывает Пётр Васильевич, – прорвало аммиак в кислородных аппаратах. Такое бывает иногда. Раза три за всю мою морскую историю случалось. Наш гидроакустик, спасаясь от вредного газа, залез на мачту. Но ветер сыграл с ним злую шутку, сменив направление. В общем, весь аммиак понесло на него. Его кровью тошнит, а слезть боится. К счастью, все обошлось. Это сейчас смешно, а тогда было не очень. Но мой сосед рассказывал вещи посерьезнее утечки аммиака. Он в 1978-м тонул на БМРТ «Борис Горинский». Пришлось ему выйти на льдину в Беринговом море в 28-градусный мороз в одном сапоге. Кэп принял тогда единственно правильное решение – немедленно покинуть судно, получившее пробоину. В считанные минуты пароход ушел на глубину. Никто из экипажа не пострадал. У меня, к счастью, таких громких случаев не было, работали себе и работали.

Иногда на сутки подходил «Корчагинец», комсомольское агитационное судно. Тогда трудовые будни заполнялись походами к артистам, свежими разговорами, играми в волейбол или на автоматах. Такое общение ни один современный ноутбук не заменит.

Океанрыбфлот – это звучит гордо

– Сейчас и не верится, что директор лесозавода в Ключах предлагал сделать мне совсем другую карьеру, – вспоминает Знатный рыбак Камчатки. – Давай отправим тебя в Ленинград в лесотехническую академию, говорил он. Окончишь, вернешься, меня сменишь. Но я не жалею, что стал рыбаком. А что? 2–3 года отработал – в отпуск отправился. Мы с женой Софией Александровной почти весь Союз объездили, ни в чем себе не отказывали. Труд рыбака тяжелый, но и ждать на берегу не легче. Супруга работала в торговом порту, двоих детей растила. Оба, кстати, окончили мореходку. Но старшая дочь сделала юридическую карьеру, а «малыш», которому уже 34 года, стал электромехаником на берегу. Во Владивостоке третий год учится внук – нахимовец, будущий военный. Только пока не может определиться, пойти ему в ракетные части или все-таки стать врачом.

Сейчас Пётр Васильевич трудится в порту старшим матросом на буксире «Ковшовый» – принимает суда, ставит их к причалу, разгружает и возит грузы.

«Пап, ты приходишь на суда, и с тобой все здороваются», – удивлялся сын. А что удивительного? Ведь судьбу свою почти на полвека Пётр Фесько связал с одной-единственной компанией, которая носит гордое название Океанрыбфлот. И карьерой своей рыбацкой вполне доволен.

Дарья КОЖЕМЯКА

Рыбак Камчатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Июль   <  2020 г.