Последние публикации

3 Апр 2020
Время петь – до 30 апреля
3 Апр 2020
Как экологические инициативы государства изменят пищевую индустрию
3 Апр 2020
ЦСМС обеспечивает работу ОСМ в штатном режиме
3 Апр 2020
Влияние пандемии Covid-19 на норвежский экспорт морепродуктов (состояние на 20.03.2020 г.)
3 Апр 2020
Открытие ресторанов в Китае привело к росту спроса на морепродукты
3 Апр 2020
Сезон коммерческого палтуса на Аляске в 2020 году начинается с ограничений на вылов
3 Апр 2020
Шотландская индустрия ракообразных столкнулась с потенциальным разорением на фоне пандемии коронавируса
3 Апр 2020
Испанская наземная ферма по выращиванию тюрбо поставила рекорд продаж в 2019 году
3 Апр 2020
Рыбакам Приморья выдают документы в особом режиме
3 Апр 2020
С начала этого года камчатские рыбаки выловили более 322 тысяч тонн минтая
3 Апр 2020
Дан старт Большой Амурской научной экспедиции
3 Апр 2020
"Атлантида" завершила комплексные работы по исследованию запасов криля в Антарктической части Атлантического океана
3 Апр 2020
Владимир Илюхин подал заявление об отставке по собственному желанию в связи с переходом на новую должность
3 Апр 2020
Меры поддержки для модернизации портовых холодильных установок и рыбопромышленной портовой инфраструктуры предлагает внедрить АНО АПИ
3 Апр 2020
До 2025 года для Дальнего Востока могут быть построены около 40 малотоннажных и среднетоннажных судов
3 Апр 2020
Доктрина от семечка
3 Апр 2020
ВАРПЭ: рыбная отрасль – крупнейший налогоплательщик в продовольственном секторе
3 Апр 2020
Новости кругосветки: «Паллада» отметила пять месяцев в кругосветной экспедиции
3 Апр 2020
Ученые ВНИРО изучат запасы минтая и крабов в Японском море и Татарском проливе
3 Апр 2020
Рыбаки России запустили флешмоб #рыбакиработают
2 Апр 2020
Активность американского экспорта минтая с начала года снизилась на 30 %
2 Апр 2020
На фоне снижения цен экспорт ставриды из Норвегии в этом году идет намного активней, чем в прошлом
2 Апр 2020
В структуре минтаевого импорта США доля филе минтая из КНР составила 65 % в январе
2 Апр 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 13.03.2020 – 19.03.2020
2 Апр 2020
С борта российского СТМ К-1704 «Атлантида» впервые проведена инспекция судна
2 Апр 2020
Морские бекасы, как возможный промысловый объект при пелагической добыче в Центрально-Восточной Атлантике
2 Апр 2020
Как российские ретейл-сети перестраивают работу из-за пандемии
2 Апр 2020
На пленарном заседании СФ инвестиционный проект ПАО «НОВАТЭК» на Камчатке не рассматривался
2 Апр 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 453 партии рыбной продукции
2 Апр 2020
Амурская петля: лососевых в реке становится все меньше
2 Апр 2020
Пожар на РС-300 «Юбилейный» потушен
2 Апр 2020
Кабмин одобрил в основном проект транспортной стратегии России до 2035 года
2 Апр 2020
Глава Мурманской области ввел дополнительные меры по предупреждению распространения коронавируса
2 Апр 2020
Около 474 тонн наваги добыли компании Сахалинской области в Северо-Охотоморской подзоне
2 Апр 2020
В России предлагают запретить употреблять в пищу экзотических животных и рептилий
2 Апр 2020
Рефрижераторы просят о вирусных скидках
2 Апр 2020
Вылов краба у берегов Камчатки выше прошлогоднего на 215 тонн
2 Апр 2020
ГК «Золото Камчатки» выделила на воспроизводство рыбных ресурсов края более 12 миллионов рублей
2 Апр 2020
На Камчатке КМНС «Милют» оштрафовали за прилов полутора тонн лосося
2 Апр 2020
Курс доллара на Мосбирже превысил 80 рублей. Евро - 89 рублей
2 Апр 2020
Завершилась российско-норвежская тралово-акустическая съемка в Баренцевом море
2 Апр 2020
Дан старт Большой Амурской научной экспедиции
2 Апр 2020
В Росрыболовстве 31 марта состоялся аукцион по продаже долей квот добычи сельди тихоокеанской в Западно-Камчатской подзоне
2 Апр 2020
Региональные власти поддержали позицию РСПП о «незаходных» судах
2 Апр 2020
Флаг Советского Союза на аукцион? Забытые страницы рыболовной дипломатии
2 Апр 2020
К 1 апреля российские рыбаки добыли около 1,4 млн тонн – на 6,7% больше уровня 2019 года
1 Апр 2020
Это должен знать каждый
1 Апр 2020
1 апреля – день рождения «Океанрыбфлота»
1 Апр 2020
«ВНИИР-Прогресс» поставил оборудование для строительства рыболовецкого траулера Русской рыбопромышленной компании
1 Апр 2020
После вмешательства прокуратуры устранены нарушения при эксплуатации рыболовного траулера «Островной-11»

Подписка на новости

Это перешло все границы

1804
Камчатский край

После рейса экипаж возвращается на берег, не ожидая беды. И тут рыбакам сообщают, что они – злостные нарушители, неоднократно создавшие угрозу безопасности российских границ. Рыбаки – ни сном ни духом, а штраф огромный. За последние годы таких дел были десятки. И вот опять…

16 протоколов – за один рейс

Судно компании «Интеррыбфлот» отправлялось на промысел. Так как ему предстояло неоднократно пересечь границу, капитан был обязан уведомить об этом пограничную службу до выхода судна.

Постановление правительства № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами Государственной границы РФ на море» предусматривает две формы, по которым подаются такие уведомления. Форма № 1 – без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. Форма № 2 – с прохождением контроля. В нашем случае капитан должен подать уведомление по форме № 2, но он по «запарке» использовал форму № 1 (хотя эти формы не имеют серьезных отличий).

После выхода судна из порта погранслужба уведомила капитана о его ошибке. Капитан направил повторное уведомление по форме № 1, будучи уверенным в том, что ошибка исправлена. В ходе рейса он своевременно сообщал о каждом пересечении границы пограничным властям, считая, что с их стороны претензий больше нет. Но, оказалось, претензии были.

Дело в том, что уведомление о намерении неоднократно пересечь границу необходимо направить за 4 часа до выхода судна в море. По логике пограничников, капитан, узнав о своей ошибке, должен был вернуть судно в порт, подать правильное уведомление, выждать 4 часа, а потом снова выйти в рейс. Поскольку он этого не сделал, дальнейшие его действия рассматривались как нарушение правил. Однако пограничники не известили об этом капитана, а просто начали считать, сколько раз судно пересекло границу.

Пересечений было 16. Соответственно, появились 16 протоколов о нарушениях и 16 постановлений в отношении судовладельца, по каждому из которых был назначен административный штраф в размере 400 тысяч рублей. При этом погранслужба ссылается на то, что нарушена – ни много ни мало – безопасность государственной границы!

«Если после первого пересечения границы пограничный орган не стал сообщать о серьезных последствиях, наступивших в результате этого пересечения, можно прийти к выводу, что таких последствий не было, – говорит адвокат Игорь Копытов, который представляет «Интеррыбфлот» в суде. – А если последствия наступили, тогда почему должностные лица пограничного органа продолжали молчаливо наблюдать за происходящим? Неужели все это время они халатно относились к исполнению своих обязанностей, видя серьезные нарушения и не принимая никаких мер к их устранению?»

Суд: мнения разделились

Жалобы «Интеррыбфлота» рассматривали четыре судьи Петропавловск-Камчатского городского суда. Из рассмотренных 12 дел по 10 делам судьи пришли к выводу о малозначительности деяния. Так, в одном из постановлений указано, что в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, причинение вреда либо угрозы его причинения. Как итог, постановления погранслужбы отменены, наказание судовладельца свелось к устному замечанию.

Но по двум другим делам другая судья пришла к иному выводу: «Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в невыполнении ООО «Интеррыбфлот» своих обязанностей по соблюдению режима прохода через Государственную границу РФ».

По мнению защиты, просто заявить о наличии угрозы недостаточно, угрозу надо подтвердить доказательствами. Если доказательств нет, одна лишь ссылка на то, что закон принимался для обеспечения безопасности границы, – не аргумент. Поэтому защита намерена продолжить этот спор в Камчатском краевом суде.

Конвейерное производство дел

Это далеко не первое дело такого рода. За последние годы их были десятки. Можно, например, вспомнить дело 2011 года в отношении капитана траулера «Данко». Это судно занималось приемкой и переработкой лосося у берегов Камчатки во время путины. Тогда приемщикам разрешили пересекать границу в упрощенном порядке, но только тем, кто принимал красную рыбу. Когда «Данко» помимо лосося принял белорыбицу, упрощенный порядок для него перестал действовать. Но капитана об этом не уведомили.

Чтобы избавиться от рыбных отходов, «Данко» неоднократно выходил в экономзону, затем возвращался работать в терморе. Каждый раз его капитан извещал об этом пограничные власти, думая, что действует законно, но ошибался. По завершении рейса ему предъявили 30 нарушений («Данко» 15 раз вышел из терморя и, соответственно, 15 раз вернулся).

С тех пор законодательство смягчалось, порядок неоднократного пересечения границы упрощался. Но сценарий таких дел оставался прежним. Капитану (который имеет право на ошибку, если она не угрожает жизни экипажа и безопасности государства) позволяют неумышленно нарушить правила пересечения границы. При этом он сам добровольно сообщает на берег о каждом пересечении границы, но никто не пытается его остановить и объяснить ему его ошибку, что выглядит как провокация и подталкивание к нарушению закона. Только спустя недели капитан узнает, что он и его фирма должны заплатить огромные штрафы, хотя государство не понесло какого-либо ущерба. Спрашивается, чего пограничники выжидают, пока судно раз за разом нарушает правила? Ждут, когда штраф достигнет миллионной суммы?

В 2017 году в Союзе рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки состоялась встреча представителей рыбацкого сообщества и погранслужбы. Когда речь зашла об этих делах, начальник координационного отдела пограничного управления сказал следующее: «Мы не «копим» нарушения. В нашей зоне ответственности одновременно находится порядка 560 судов. Установить факт нарушения по каждому судну – не сиюминутное дело».

Да, через пограничное управление идет вал информации. Возможно, оно действительно не успевает реагировать на такие нарушения сразу. Это считалось бы простительным, если бы не обходилось так дорого рыбакам. Ведь их недочеты редко признают простительными и в большинстве случаев снимают с них стружку по полной программе.

Сергей НИКОЛАЕВ

Рыбак Камчатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 <  Апрель   <  2020 г.