Последние публикации

16 Окт 2019
США пытаются лишить Россию Северного морского пути
16 Окт 2019
Токио выразил протест Пхеньяну из-за требования компенсации за затопленную шхуну
16 Окт 2019
Во ВНИРО создается русско-английский рыбохозяйственный словарь для пользователей АСФА
16 Окт 2019
ССК "Звезда" может получить 29 млрд руб. субсидий за 11 лет
16 Окт 2019
Попали под раздачу
16 Окт 2019
Росрыболовство считает нецелесообразным передачу своего спасательного флота в ведение Морспасслужбы
16 Окт 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2019 г. № 327
16 Окт 2019
Объявление о внесении изменения в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
16 Окт 2019
Вылов иваси, скумбрии и сайры вырос на 48% к прошлому году – до 110 тыс. тонн
16 Окт 2019
Лосось мутирует: в Ванкувере обнаружен редкий гибрид красной рыбы
16 Окт 2019
Вылов тихоокеанских лососей на 39% превысил уровень 2017 года и достиг 488 тыс. тонн
16 Окт 2019
Нацрыбресурс запускает проект по производству и переработке товарной рыбы в Саратовской области
16 Окт 2019
На Итурупе ловить горбушу будут до конца октября
15 Окт 2019
Жил был поп…
15 Окт 2019
Экспорт снежного краба из США за 8 месяцев 2019 года
15 Окт 2019
Экспорт королевского краба из США за 8 месяцев 2019 года
15 Окт 2019
В этом году Норвегия экспортировала 2815 тонн цельной вяленой рыбы
15 Окт 2019
Стоимость экспорта сушеной рыбы из Норвегии значительно выросла
15 Окт 2019
Норвежский экспорт свежей трески падает
15 Окт 2019
Минсельхоз и Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве
15 Окт 2019
Продукцию аграриев Севастополя представили на Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень»
15 Окт 2019
Во Владивостоке изъяты из реализации морепродукты без документов
15 Окт 2019
За перевозку более 20 тонн мороженой икры горбуши юрлицо заплатит крупный штраф
15 Окт 2019
Парламентарии Северо-Запада предложили снизить налогообложение для сельхозпредприятий
15 Окт 2019
«Россия может столкнуться с коллапсом крабодобывающей отрасли». Чем обернутся для экономики крабовые аукционы
15 Окт 2019
Управлением Россельхознадзора по Мурманской области оформлено на экспорт более 123 тысяч тонн рыбы и морепродукции
15 Окт 2019
Минсельхоз создает зеленый бренд для товаров с улучшенными экологическими характеристиками
15 Окт 2019
Делегация Камчатского края принимает участие в XXI Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2019»
15 Окт 2019
Сахалинец получил срок и штраф в 7 млн за взятку, пытаясь вернуть икру
15 Окт 2019
Красная икра подорожала на Камчатке
15 Окт 2019
Общественники подвели итоги летней лососевой путины на Амуре
15 Окт 2019
РСПП предлагает провести совещание по обсуждению налогового климата в рыбной отрасли
15 Окт 2019
11 октября — Всемирный день борьбы с ожирением
15 Окт 2019
Роспотребнадзор создаст приложение с данными о качестве продуктов питания
15 Окт 2019
Рыбаки захотели выйти за «линию Шеварднадзе — Бейкера» Потери из-за морской границы с США отрасль оценила в 150 млрд руб.
15 Окт 2019
НИС Росрыболовства в ноябре выйдет в экспедицию для изучения ресурсов Антарктики
15 Окт 2019
Правительство одобрило отмену плановых проверок при осуществлении рыбоохранных мероприятий
15 Окт 2019
В Петрозаводске начала работу Российско-Норвежская комиссия по рыболовству
15 Окт 2019
Рыбные ряды: в оптовом звене продолжают дешеветь лососевые
14 Окт 2019
Золотая медаль «Продукт года-2019» вручена Океанрыбфлоту за производство высококачественных рыбопродуктов
14 Окт 2019
Китай и Южная Корея все больше интересуются норвежскими морепродуктами
14 Окт 2019
Норвегия значительно увеличила объем экспорта лосося
14 Окт 2019
Норвежский экспорт морепродуктов в сентябре 2019 года
14 Окт 2019
Глубоководные крабы не доползли до аукционов
14 Окт 2019
Компания «Дорада» внесла заведомо ложные данные в «Меркурий»
14 Окт 2019
Грузооборот ММРП по рыбе в сентябре вырос на 75 процентов
14 Окт 2019
Круглый стол по вопросам регулирования в сфере оборота водных биоресурсов прошел в Россельхознадзоре
14 Окт 2019
На Сахалине в икре местного производителя выявлено нарушение
14 Окт 2019
Причины возврата партии икры осетровых рыб, поступившей из Республики Армения
14 Окт 2019
В партии свежемороженой северной креветки выявлены бактерии кишечной палочки и превышение уровня бактериальной обсемененности

Подписка на новости

«Икротрафик»: далеко ли до победы?

1585
Камчатский край

С началом каждой очередной лососевой путины встает непраздный вопрос: как победить или хотя бы обуздать незаконный вылов рыбы? В этом году было решено пойти по нетрадиционному пути: а именно, найти возможность ограничить вывоз икры из региона в ручной клади и багаже авиапассажиров. Таким образом, как считают некоторые, браконьеры лишатся экономической мотивации.

Вопрос о декриминализации рыбной отрасли и мерах по недопущению вывоза значительных объемов незаконно добытой икры рыб лососевых пород в багаже пассажиров под видом продукции, транспортируемой для личного потребления, обсуждался на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Камчатском крае 3 июня.

Ни для кого не секрет, что в местном аэропорту издавна прописались несколько групп «икрокурьеров», которые предлагают авиапассажирам с малым количеством багажа «прихватить» до Москвы 25-килограммовые куботейнеры или коробки с икрой, которую в столице нужно передать адресатам. Отправители груза обычно берут на себя оплату дополнительного места багажа отзывчивых граждан и не скупятся на вознаграждение. Из-за активной «работы» отправителей икры в отдельные месяцы в аэропорту у стоек регистрации обычно скапливаются большие очереди.

Сегодня законодательно не установлены ограничения на перевозку этой продукции для личного потребления. С авиапассажиров не требуют каких-либо документов, подтверждающих законное происхождение деликатеса. Существуют лишь ограничения для иностранцев, которым за пределы РФ можно вывозить не более 5 кг икры на человека.

Изменить закон на благо большинства

Сколько нелегальной икры таким способом вывозится с полуострова? Когда, в каких объемах и в рамках каких законов региональные власти планируют ограничить авиапассажирам нормы вывоза красной икры?

Свои информацию и предложения на этот счет в краевое правительство адресовало управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.

По оценке ведомства, «икротрафик» может исчисляться несколькими сотнями тонн за год. Так, в летне-осенний период за пределы Камчатского края по различным направлениям вылетает 32 рейса в неделю, а статистика показывает увеличение количества перевозимого багажа в период с июля по декабрь не менее чем в два раза.

Подсчитано, что по направлению Петропавловск-Камчатский — Москва отмечаются следующие объемы перевозки багажа: с февраля по июнь — около 6800 кг; с июля по август — около 8000 кг; с сентября по январь — около 11000 кг. То есть в период лососевой путины объемы вывоза резко возрастают.

Согласно тарифам авиакомпании «Аэрофлот», которая летом с территории Камчатского края осуществляет 14 рейсов в неделю, стоимость перевозки сверхнормативного багажа составляет 2500 рублей за каждое второе место весом 23 кг и 7500 рублей за каждое третье и последующее место весом 23 кг. А это существенно ниже, чем при отправке грузов транспортными компаниями через грузовой терминал.

Речь при этом идет о вывозе икры не только авиапассажирами. В 2018 году отмечались значительные отправки лососевой соленой икры посредством EMS-отправлений (около 500-700 кг) в Москву, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск. С учетом низкой стоимости EMS-отправления (200 рублей за 1 кг) и низкой цены контрафактной рыбопродукции данный вид отправки весьма популярен.

«Приказом № 589 Министерства сельского хозяйства определено, что все промышленные партии продукции животного происхождения, предназначенной для реализации, должны сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность, — комментирует ситуацию Константин Кудзин, заместитель руководителя управления Росссельхознадзора по Камчатскому краю и ЧАО. — Но этот же приказ говорит о том, что продукция, перевозимая для личного потребления, не сопровождается никакими документами. Таким образом, в законодательстве образовалась брешь, позволяющая наладить отлаженный трафик по вывозу с Камчатки в другие регионы больших объемов икорной продукции сомнительного происхождения и качества. Правила авиаперевозок также устанавливают, что гражданин может заранее подать заявку на перевозку большого объема груза».

Мало у кого вызывает сомнение тот факт, что продукция вывозится именно с целью реализации. Абсурдно утверждать, что один человек везет на материк 200 кг икры с целью угостить родственников. Эксперты настаивают и на том, что это — путь вывоза браконьерской продукции. Ведь если икра идет через коммерческий склад, инспекторы проверяют наличие необходимых документов, и незаконно произведенная продукция таким способом не проходит.

Служба авиационной безопасности все видит и тоже негативно относится к данному явлению, но ничего не может сделать в рамках своих полномочий. Такие объемы багажа – это большой износ контрольной аппаратуры и транспортеров, постоянные поломки. Задерживаются рейсы, потому что на досмотр таких объемов багажа уходит больше времени, чем предполагается нормативом. Плюс к тому, граждане, везущие сверхнормативный багаж, становятся в длинную очередь на доплату, а остальные пассажиры сидят и ждут, когда «барыжный» груз будет досмотрен и оплачен. Сами же авиаперевозчики, имея колоссальную прибыль от оплаты сверхнормативного багажа, ничего против такой ситуации не имеют.

Между тем, под вопросом оказывается жизнь и здоровье потенциальных потребителей икры, неизвестно как произведенной, перевозимой ведрами и куботейнерами, в то время, как температура в багажном отделении — 20 градусов С. Но все вновь упирается в то, что предназначена она якобы для личного потребления.

Как считают в Россельхознадзоре, пути решения проблемы — в изменении законодательства, в частности, необходимо внести изменения в правила перевозки грузов авиатранспортом. «Законодательство необходимо совершенствовать на благо большинства, а не отдельно взятых личностей. Из региона в регион продукция животного происхождения должна перемещаться с подтвержденными качеством и безопасностью, и ее объем должен быть разумным, — говорит К. Кудзин. — Можно ориентироваться на нормы потребления, определенные Минздравом, а это около 22 кг на человека, но решение, конечно, за законодателем».

Прося правительство Камчатского края выйти с соответствующей законодательной инициативой, Россельхознадзор пока ведет речь только об икорной продукции, поскольку возможность неограниченного вывоза стимулирует браконьерство.

А как быть с ЕМС-отправлениями — ситуация пока непонятная. В отделениях «Почты России» висят объявления о том, что скоропортящиеся грузы к пересылке не принимаются. Но досматривать отравления у почтовиков полномочий нет, как нет и желания, ведь это статья немалой прибыли.

Впрочем, по словам министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрея Здетоветского, сейчас готовится обращение к руководителям организаций, осуществляющих ЕМС-отправления. «Этим организациям будет вполне по силам не допустить оборота незаконно добытой продукции через их инфраструктуру», — считает министр.

Министр рыбного хозяйства: лишить браконьеров мотивации

Со времени проведения координационного совещания прошло более месяца. Как продвигается инициатива, какие рассматриваются варианты относительно норм вывоза икорной продукции на одного человека? В чем выиграет край с точки зрения экономического эффекта? Да и обыватель задается вопросом: быть может, икра на рынке подешевеет?

Как сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский, предложения по внесению изменений в нормативные акты в настоящее время готовятся.

«Мы предварительно проработали и предложили вариант по норме вывоза объемом 32 кг на одного человека», — сказал министр.

«Необходимо искоренить браконьерство, как явление, в целом. Тогда и показатели состояния запасов улучшатся. Это и есть экономическая цель, о которой в данном случае уместно говорить, — отметил А. Здетоветский. — А увеличение объемов законно добываемой рыбы всегда благотворно отражается и на ценообразовании. Но, в основном, мы говорим именно о необходимости пресечения браконьерства как явления, негативным образом влияющего на состояние общества и создающего экономическую базу для преступников».

Почему необходимость изменить законодательство возникла именно сегодня? По словам министра, назрела она давно, и, как минимум, в течение двух лет предметно обсуждалась и прорабатывалась в правительстве Камчатского края. Кстати, именно два года прошло с тех пор, как по инициативе Росрыболовства икра ценных пород рыб была внесена как товарная номенклатура для прослеживания в рамках национальной системы оборота товаров в государственную комиссию по борьбе с контрафактом.

«Таким образом, мы усиленно переходим к тому, чтобы борьба с браконьерством велась не только на реке, но и на других участках, где необходимо подключить государственный контроль, — отметил министр. — В частности, на этапе перевозки. Ведь именно реализация формирует экономическую базу для следующих преступлений. Если их ликвидировать, то и мотивации у браконьеров не будет. Это последовательное и поступательное эволюционное развитие системы контроля и надзора, поиск новых эффективных механизмов».

Сколько времени необходимо правительству края для внесения актуальной законодательной инициативы? «Некоторые документы уже направлены в Минпромторг, пока вне рамок законодательной инициативы, — сообщил А. Здетоветский. — Сейчас анализируется, какие поправки и в какие нормативные акты следует вносить. Для формирования окончательного варианта предложений губернатор обозначил срок – до сентября текущего года».

Всё закончится поборами

Сергей ТИМОШЕНКО, председатель «Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки»:

— Мы неуклюже наступаем на одни и те же грабли, и собираемся сделать это уже в третий раз. Впервые в начале 1990-х годов местные законодатели решили, что вывозить с Камчатки через аэропорт грузы можно только в обмен на ввоз какого-либо продовольствия. Тогда это было продиктовано продуктовым дефицитом. Просуществовало такое требование в течение года, пока не вышли нормативные документы о том, что это незаконное ограничение. И в течение этого года, и еще полугода после отмены нововведения в аэропорту требовали соблюдать незаконное решение. А на деле брали взятки за отправку грузов. Это была кормушка, а икра продолжала вывозиться. Мзду перестали требовать только после вмешательства правоохранительных органов.

Второй неудачный опыт – когда в России вступили ограничения на перевозку черной икры. В Москве, в аэропорту Шереметьево, поборы стали совершенно открытыми. Проход с икрой стоил 100 евро. Все это было и может повториться.


В 2019 году значительно увеличился размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам. Теперь за один экземпляр нелегально добытой нерки, независимо от размера и веса, придется заплатить 11575 рублей, чавычи и кижуча – 10635 рублей, кеты – 2009 рублей, горбуши – 961 рубль. Такса для расчета ущерба за 1 кг красной икры составляет 27455 рублей.

В связи с этим браконьеры попадают под уголовную ответственность, если при них будет обнаружено 9 экземпляров нерки, 10 экземпляров чавычи и кижуча или 3,7 кг икры лососевых видов рыб.

Мария ВЛАДИМИРОВА

«Икротрафик»: далеко ли до победы?

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Октябрь   <  2019 г.