Последние публикации

22 Авг 2019
Владморрыбпорт развивает международное сотрудничество
22 Авг 2019
Кладбище из рыбьих голов нашел сахалинец недалеко от Найбы
22 Авг 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 09.08.2019 – 15.08.2019
22 Авг 2019
Норвегия борется с фейковыми новостями о лососе
22 Авг 2019
Британские экспортеры морепродуктов готовятся к введению новых правил импорта в США
22 Авг 2019
Урожай лосося в Чили вырос на 10% в годовом исчислении
22 Авг 2019
Вьетнамский экспорт креветок, как ожидается, восстановится во второй половине 2019 года
22 Авг 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 12.08.2019
22 Авг 2019
Столичное браконьерство
22 Авг 2019
Рыбаки не могут ловить рыбу на Амуре /
22 Авг 2019
Почему руководство РФ не поздравляет народ России с Победой над Японией?
22 Авг 2019
Экспорт норвежского лосося 05.08.19 – 11.08.19
22 Авг 2019
«Ограничения нужны в том числе на жареную рыбу»
21 Авг 2019
MAN выпустил грузовик для перевозки живой рыбы
21 Авг 2019
Ветспециалист «продлил» срок годности более 400 тонн рыбопродукции курганского предприятия
21 Авг 2019
Почему в Черном море хотят запретить промышленный вылов диких мидий
21 Авг 2019
В Крыму зафиксировано резкое снижение популяции диких мидий
21 Авг 2019
Ученые Азово-Черноморского филиала ВНИРО отправятся на поиски золотого карася в азовских лиманах
21 Авг 2019
Развитие рыбопромышленных компаний Сахалина поддержано областной программой
21 Авг 2019
Бороться с несанкционированными сбросами рыбных отходов на Камчатке будут межведомственные оперативные группы
21 Авг 2019
1400 тонн горбуши добыто в Охинском районе Сахалина
21 Авг 2019
Японский импорт замороженного голубого тунца в июне 2019 года
21 Авг 2019
США исключили лосось и треску из списка китайский товаров, подлежащих повышению пошлин
21 Авг 2019
Шотландские производители лосося озадачены резким спадом китайских продаж
21 Авг 2019
Новый завод по переработке голубого тунца в Канаде откроет новые рынки
21 Авг 2019
В Чили активизировался вулкан в районе, где активно выращивают лосось
21 Авг 2019
Экспорт морепродуктов из Вьетнам в Китай удвоится во втором квартале 2019 года
21 Авг 2019
Исландский экспорт мойвы снизился в 1 полугодии 2019 года
21 Авг 2019
На юго-востоке Сахалина отменен период пропуска производителей горбуши
21 Авг 2019
Российский посол в КНДР заявил о нарушении корейскими рыбаками правил лова
21 Авг 2019
Погрануправление сообщило об уходе иностранных шхун
21 Авг 2019
Урок для японских врагов России: 80 лет победы на Халхин-Голе
21 Авг 2019
Роспотребнадзор рассказал, из чего должны состоять школьные завтраки и обеды
21 Авг 2019
Зять Геннадия Тимченко собрался забрать под себя всю рыбную отрасль в России…
21 Авг 2019
Проект «Наша рыба» реализуется в полном соответствии с Планом 100 шагов правительства Мурманской области
21 Авг 2019
Ученые ТИНРО рекомендуют к вылову больше сельди в Беринговом море
21 Авг 2019
Социальная защита сотрудников ОАО «Владморрыбпорт»
21 Авг 2019
СВТУ ФАР: на Камчатке рыбоохрана продолжает вылавливать браконьеров
21 Авг 2019
По Северному морскому пути доставлена первая в этом году партия тихоокеанских лососей
21 Авг 2019
Стон Днепра
20 Авг 2019
Чилийская рыба для московской компании возвращена белорусскому отправителю
20 Авг 2019
Рыба занимает 7,2% расходов россиян на еду
20 Авг 2019
Власти Дагестана планируют восстановить промышленный лов кильки
20 Авг 2019
Экспорт рыбы и морепродуктов из Приморья увеличился на 20%
20 Авг 2019
Краба двигают к президенту
20 Авг 2019
ФАС предложила новую методику расчета начальных цен на крабовых аукционах
20 Авг 2019
Утвержден порядок переоформления рыбопромысловых участков
20 Авг 2019
На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в КНР экспортировано 237 партий рыбной продукции
20 Авг 2019
Спад численности лосося в водах Сахалина и Курил восполнят искусственным воспроизводством
20 Авг 2019
На базе рыбоводного хозяйства «Кала я марьяпоят» прошло заседание совета по вопросам развития аквакультуры

Подписка на новости

«Икротрафик»: далеко ли до победы?

904
Камчатский край

С началом каждой очередной лососевой путины встает непраздный вопрос: как победить или хотя бы обуздать незаконный вылов рыбы? В этом году было решено пойти по нетрадиционному пути: а именно, найти возможность ограничить вывоз икры из региона в ручной клади и багаже авиапассажиров. Таким образом, как считают некоторые, браконьеры лишатся экономической мотивации.

Вопрос о декриминализации рыбной отрасли и мерах по недопущению вывоза значительных объемов незаконно добытой икры рыб лососевых пород в багаже пассажиров под видом продукции, транспортируемой для личного потребления, обсуждался на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Камчатском крае 3 июня.

Ни для кого не секрет, что в местном аэропорту издавна прописались несколько групп «икрокурьеров», которые предлагают авиапассажирам с малым количеством багажа «прихватить» до Москвы 25-килограммовые куботейнеры или коробки с икрой, которую в столице нужно передать адресатам. Отправители груза обычно берут на себя оплату дополнительного места багажа отзывчивых граждан и не скупятся на вознаграждение. Из-за активной «работы» отправителей икры в отдельные месяцы в аэропорту у стоек регистрации обычно скапливаются большие очереди.

Сегодня законодательно не установлены ограничения на перевозку этой продукции для личного потребления. С авиапассажиров не требуют каких-либо документов, подтверждающих законное происхождение деликатеса. Существуют лишь ограничения для иностранцев, которым за пределы РФ можно вывозить не более 5 кг икры на человека.

Изменить закон на благо большинства

Сколько нелегальной икры таким способом вывозится с полуострова? Когда, в каких объемах и в рамках каких законов региональные власти планируют ограничить авиапассажирам нормы вывоза красной икры?

Свои информацию и предложения на этот счет в краевое правительство адресовало управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.

По оценке ведомства, «икротрафик» может исчисляться несколькими сотнями тонн за год. Так, в летне-осенний период за пределы Камчатского края по различным направлениям вылетает 32 рейса в неделю, а статистика показывает увеличение количества перевозимого багажа в период с июля по декабрь не менее чем в два раза.

Подсчитано, что по направлению Петропавловск-Камчатский — Москва отмечаются следующие объемы перевозки багажа: с февраля по июнь — около 6800 кг; с июля по август — около 8000 кг; с сентября по январь — около 11000 кг. То есть в период лососевой путины объемы вывоза резко возрастают.

Согласно тарифам авиакомпании «Аэрофлот», которая летом с территории Камчатского края осуществляет 14 рейсов в неделю, стоимость перевозки сверхнормативного багажа составляет 2500 рублей за каждое второе место весом 23 кг и 7500 рублей за каждое третье и последующее место весом 23 кг. А это существенно ниже, чем при отправке грузов транспортными компаниями через грузовой терминал.

Речь при этом идет о вывозе икры не только авиапассажирами. В 2018 году отмечались значительные отправки лососевой соленой икры посредством EMS-отправлений (около 500-700 кг) в Москву, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск. С учетом низкой стоимости EMS-отправления (200 рублей за 1 кг) и низкой цены контрафактной рыбопродукции данный вид отправки весьма популярен.

«Приказом № 589 Министерства сельского хозяйства определено, что все промышленные партии продукции животного происхождения, предназначенной для реализации, должны сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность, — комментирует ситуацию Константин Кудзин, заместитель руководителя управления Росссельхознадзора по Камчатскому краю и ЧАО. — Но этот же приказ говорит о том, что продукция, перевозимая для личного потребления, не сопровождается никакими документами. Таким образом, в законодательстве образовалась брешь, позволяющая наладить отлаженный трафик по вывозу с Камчатки в другие регионы больших объемов икорной продукции сомнительного происхождения и качества. Правила авиаперевозок также устанавливают, что гражданин может заранее подать заявку на перевозку большого объема груза».

Мало у кого вызывает сомнение тот факт, что продукция вывозится именно с целью реализации. Абсурдно утверждать, что один человек везет на материк 200 кг икры с целью угостить родственников. Эксперты настаивают и на том, что это — путь вывоза браконьерской продукции. Ведь если икра идет через коммерческий склад, инспекторы проверяют наличие необходимых документов, и незаконно произведенная продукция таким способом не проходит.

Служба авиационной безопасности все видит и тоже негативно относится к данному явлению, но ничего не может сделать в рамках своих полномочий. Такие объемы багажа – это большой износ контрольной аппаратуры и транспортеров, постоянные поломки. Задерживаются рейсы, потому что на досмотр таких объемов багажа уходит больше времени, чем предполагается нормативом. Плюс к тому, граждане, везущие сверхнормативный багаж, становятся в длинную очередь на доплату, а остальные пассажиры сидят и ждут, когда «барыжный» груз будет досмотрен и оплачен. Сами же авиаперевозчики, имея колоссальную прибыль от оплаты сверхнормативного багажа, ничего против такой ситуации не имеют.

Между тем, под вопросом оказывается жизнь и здоровье потенциальных потребителей икры, неизвестно как произведенной, перевозимой ведрами и куботейнерами, в то время, как температура в багажном отделении — 20 градусов С. Но все вновь упирается в то, что предназначена она якобы для личного потребления.

Как считают в Россельхознадзоре, пути решения проблемы — в изменении законодательства, в частности, необходимо внести изменения в правила перевозки грузов авиатранспортом. «Законодательство необходимо совершенствовать на благо большинства, а не отдельно взятых личностей. Из региона в регион продукция животного происхождения должна перемещаться с подтвержденными качеством и безопасностью, и ее объем должен быть разумным, — говорит К. Кудзин. — Можно ориентироваться на нормы потребления, определенные Минздравом, а это около 22 кг на человека, но решение, конечно, за законодателем».

Прося правительство Камчатского края выйти с соответствующей законодательной инициативой, Россельхознадзор пока ведет речь только об икорной продукции, поскольку возможность неограниченного вывоза стимулирует браконьерство.

А как быть с ЕМС-отправлениями — ситуация пока непонятная. В отделениях «Почты России» висят объявления о том, что скоропортящиеся грузы к пересылке не принимаются. Но досматривать отравления у почтовиков полномочий нет, как нет и желания, ведь это статья немалой прибыли.

Впрочем, по словам министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрея Здетоветского, сейчас готовится обращение к руководителям организаций, осуществляющих ЕМС-отправления. «Этим организациям будет вполне по силам не допустить оборота незаконно добытой продукции через их инфраструктуру», — считает министр.

Министр рыбного хозяйства: лишить браконьеров мотивации

Со времени проведения координационного совещания прошло более месяца. Как продвигается инициатива, какие рассматриваются варианты относительно норм вывоза икорной продукции на одного человека? В чем выиграет край с точки зрения экономического эффекта? Да и обыватель задается вопросом: быть может, икра на рынке подешевеет?

Как сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский, предложения по внесению изменений в нормативные акты в настоящее время готовятся.

«Мы предварительно проработали и предложили вариант по норме вывоза объемом 32 кг на одного человека», — сказал министр.

«Необходимо искоренить браконьерство, как явление, в целом. Тогда и показатели состояния запасов улучшатся. Это и есть экономическая цель, о которой в данном случае уместно говорить, — отметил А. Здетоветский. — А увеличение объемов законно добываемой рыбы всегда благотворно отражается и на ценообразовании. Но, в основном, мы говорим именно о необходимости пресечения браконьерства как явления, негативным образом влияющего на состояние общества и создающего экономическую базу для преступников».

Почему необходимость изменить законодательство возникла именно сегодня? По словам министра, назрела она давно, и, как минимум, в течение двух лет предметно обсуждалась и прорабатывалась в правительстве Камчатского края. Кстати, именно два года прошло с тех пор, как по инициативе Росрыболовства икра ценных пород рыб была внесена как товарная номенклатура для прослеживания в рамках национальной системы оборота товаров в государственную комиссию по борьбе с контрафактом.

«Таким образом, мы усиленно переходим к тому, чтобы борьба с браконьерством велась не только на реке, но и на других участках, где необходимо подключить государственный контроль, — отметил министр. — В частности, на этапе перевозки. Ведь именно реализация формирует экономическую базу для следующих преступлений. Если их ликвидировать, то и мотивации у браконьеров не будет. Это последовательное и поступательное эволюционное развитие системы контроля и надзора, поиск новых эффективных механизмов».

Сколько времени необходимо правительству края для внесения актуальной законодательной инициативы? «Некоторые документы уже направлены в Минпромторг, пока вне рамок законодательной инициативы, — сообщил А. Здетоветский. — Сейчас анализируется, какие поправки и в какие нормативные акты следует вносить. Для формирования окончательного варианта предложений губернатор обозначил срок – до сентября текущего года».

Всё закончится поборами

Сергей ТИМОШЕНКО, председатель «Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки»:

— Мы неуклюже наступаем на одни и те же грабли, и собираемся сделать это уже в третий раз. Впервые в начале 1990-х годов местные законодатели решили, что вывозить с Камчатки через аэропорт грузы можно только в обмен на ввоз какого-либо продовольствия. Тогда это было продиктовано продуктовым дефицитом. Просуществовало такое требование в течение года, пока не вышли нормативные документы о том, что это незаконное ограничение. И в течение этого года, и еще полугода после отмены нововведения в аэропорту требовали соблюдать незаконное решение. А на деле брали взятки за отправку грузов. Это была кормушка, а икра продолжала вывозиться. Мзду перестали требовать только после вмешательства правоохранительных органов.

Второй неудачный опыт – когда в России вступили ограничения на перевозку черной икры. В Москве, в аэропорту Шереметьево, поборы стали совершенно открытыми. Проход с икрой стоил 100 евро. Все это было и может повториться.


В 2019 году значительно увеличился размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам. Теперь за один экземпляр нелегально добытой нерки, независимо от размера и веса, придется заплатить 11575 рублей, чавычи и кижуча – 10635 рублей, кеты – 2009 рублей, горбуши – 961 рубль. Такса для расчета ущерба за 1 кг красной икры составляет 27455 рублей.

В связи с этим браконьеры попадают под уголовную ответственность, если при них будет обнаружено 9 экземпляров нерки, 10 экземпляров чавычи и кижуча или 3,7 кг икры лососевых видов рыб.

Мария ВЛАДИМИРОВА

«Икротрафик»: далеко ли до победы?

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Август   <  2019 г.