Последние публикации

19 Апр 2019
Всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса стала площадкой для диалога между бизнесом и государством
19 Апр 2019
Рыбаки — депутатам: не приходите к нам за поддержкой на выборах
19 Апр 2019
«Официальная ложь стала нормой»: Крабовые аукционы обсудили рыбопромышленники в Москве
19 Апр 2019
Всероссийская конференция рыбопромышленников состоялась в Москве
19 Апр 2019
Потеря рабочих мест и разрушение отрасли: Путин должен отвергнуть аукционные торги на вылов краба
19 Апр 2019
Ртуть в рыбе
19 Апр 2019
За контрабанду рыбьего корма осудят на 12 лет
19 Апр 2019
Глава ОСК: локализация судостроительного производства потребует переходного периода
19 Апр 2019
Медведев заявил, что закон о крабовых аукционах направлен на сохранение отрасли
19 Апр 2019
В Артеме пресечено хранение небезопасной рыбной продукции
19 Апр 2019
Медведев призвал включить и рыбу в питание школьников
19 Апр 2019
Предприятие по выращиванию осетровых планируют ввести в эксплуатацию в мае текущего года в Кизлярском районе Дагестана
19 Апр 2019
Доля отечественной рыбной продукции на рынке РФ превысила 80%
19 Апр 2019
Вячеслав Битаров: Мы готовы создавать для инвесторов все необходимые условия
19 Апр 2019
163,5 тысячи тонн водных биоресурсов добыли компании Сахалина и Курил с начала года
19 Апр 2019
Приморская база на сахалинский лад
19 Апр 2019
Не в те сети уловы
19 Апр 2019
Герман Зверев: Отраслевое соглашение ждет трудная судьба
19 Апр 2019
Письмо рыбаков в Совет Федерации
19 Апр 2019
Росрыболовство и РАН проведут комплексные исследования морей в ходе трансарктической экспедиции
19 Апр 2019
Кувырколлегия
18 Апр 2019
Рыбоводы Северной Осетии смогут получить до 3 млн руб. господдержки на развитие хозяйства
18 Апр 2019
Всероссийская конференция рыбаков станет ежегодной – ВАРПЭ и Росрыболовство
18 Апр 2019
Потеря рабочих мест и разрушение отрасли: Путин должен отвергнуть аукционные торги на вылов краба
18 Апр 2019
В Москве открылась 28-я сессия Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству
18 Апр 2019
На Дальнем Востоке власти неэффективно исполняют функции по охране водных биоресурсов
18 Апр 2019
Эксперты: новые лоты на крабовых аукционах вызывают обеспокоенность участников рынка
18 Апр 2019
Андрей Копылов предложил ввести рыбацкие объединения в комиссии по регулированию промысла лосося
18 Апр 2019
В Совете Федерации признали, что запрет дрифтерного промысла послужил одной из причин рекордной путины–2018
18 Апр 2019
Камчатка предлагает пересмотреть новые требования к переподготовке рыбаков
18 Апр 2019
Обзор промысла по состоянию на 15 апреля 2019 года
18 Апр 2019
Рыбопромышленники Сахалина готовятся к путине, не получив ответа на многие вопросы
18 Апр 2019
У берегов Камчатки началась комплексная съемка по оценке нерестового запаса восточно-камчатского минтая
18 Апр 2019
Росатом локализует турецкое судовое оборудование
18 Апр 2019
Перспективы в аквакультуре
18 Апр 2019
Ученые ВНИРО выступают экспертами в популярных телевизионных программах
18 Апр 2019
Президент РФ подписал закон о повышении штрафов за нарушение правил охраны водных объектов
18 Апр 2019
Новые методы для оценки запасов
18 Апр 2019
Камчатские депутаты поддержали инициативу разрешить представителям КМНС передавать право добычи рыбы родственникам
18 Апр 2019
Резиновый лебедь
18 Апр 2019
Пластик убийца
18 Апр 2019
Российские рыбаки наращивают вылов на Дальнем Востоке, Волго-Каспии и Балтике
17 Апр 2019
В России предложили разработать единую стратегию агроэкспорта
17 Апр 2019
Поставщики тянут логистику на себя
17 Апр 2019
Патрушев: Россия может войти в десятку крупнейших мировых экспортеров сельхозпродукции
17 Апр 2019
В 2018 году продолжился рост основных показателей рыбной отрасли России
17 Апр 2019
Потеря рабочих мест и разрушение отрасли: Путин должен отвергнуть аукционные торги на вылов краба
17 Апр 2019
К середине апреля вылов минтая увеличился на 3,8%, до 909 тыс. тонн
17 Апр 2019
Китайский инвестор ищет на Камчатке площадку для строительства судоремонтного завода
17 Апр 2019
Японский импорт тунца в феврале 2019 года остался на январском уровне

Подписка на новости

Связи нет, но вы держитесь!

843
Камчатский край

На дворе XXI век. Технический прогресс дошел до того, что мы можем услышать шум ветра на Марсе. А в это время многие российские рыбаки, уходя в море, не могут услышать своих родных и близких, теряют связь с миром и цивилизацией

Письмо в редакцию

Долгие морские рейсы – испытание не только физическое, но и эмоциональное. Разлука с семьей, информационный голод порой изнуряют человека не меньше, чем тяжелый труд. Скрасить суровые рыбацкие будни помогают приветы и новости с берега, возможность услышать родной голос. А бывает, что обмен сообщениями жизненно важен: например, если дома, не дай бог, случилась беда. Но, оказывается, многие российские рыбаки лишены этой услуги. Как мореходы древних лет, они уходят в рейс, надолго лишаясь связи с домом.

Вот какое письмо пришло в редакцию «Рыбака Камчатки» от одного из наших читателей: «Сегодня многие суда не имеют полного комплекта спутникового оборудования. Например, имеют «Инмарсат», через который могут подавать только радиограммы. Но это теперь нельзя (ни исходящие, ни входящие). Другие не имеют и такого оборудования. Раньше могли связаться через радиоцентр по телефону. Теперь нельзя. Давным-давно ликвидировали коротковолновые передатчики. Не работает для экипажей широковещательная трансляция. УКВ-диапазон работает на ограниченное расстояние, и станций мало. Представим ситуацию. Я в море. На берегу что-то случилось с женой, дети остались одни. Мне никто даже радиограмму не сможет дать».

Действительно ли дело обстоит так плохо? Если да, то в чем причина?

Абонент временно недоступен

В советское время получить услугу связи между берегом и морем можно было в радиоцентрах и в отделениях почты.

«Когда член экипажа хотел связаться со своими родными, он приходил ко мне, оставлял заявку. Я соединялся с оператором радиоцентра, называл ему номер домашнего телефона, меня коммутировали с квартирой. Если телефона в квартире не было, пообщаться можно было в переговорных комнатах. Стоило это копейки», – вспоминает Игорь Александрович, в прошлом флагманский радист.

Правда, приходилось порой ждать день, а то и больше, прежде чем людей соединяли. Для срочных сообщений 24 часа в сутки работал телетайп. Сегодня эта система кому-то покажется допотопной, но она гарантировала экипажам постоянный контакт с берегом.

В постсоветское время судьба радиоцентров рыболовного и транспортного флота сложилась по-разному. На базе камчатского рыбрадиоцентра в 1999 году было создано ФГУП «Камчатский центр связи и мониторинга», первое предприятие новой федеральной структуры, ныне известной как Центр системы мониторинга рыболовства и связи.

Получив новую вывеску, камчатский радиоцентр продолжал оказывать услуги радиотелефонной связи и телеграфии населению, но постепенно терял интерес к этой деятельности. Может быть, она приносила не так много денег.

Закончилось тем, что функции морской связи перешли в Росморпорт, который по своим причинам отказался от предоставления услуг связи частным лицам. Почта подобных услуг давно не оказывает, а бизнес альтернативу предложить не смог: слишком хлопотно.

«Чтобы оказывать эти услуги на коммерческой основе, надо пройти огонь и воду: получить государственную лицензию, оформить частоту (для этого нужно решение Госкомиссии по радиочастотам), построить радиоцентр вдали от жилых домов. Вся техника должна быть лицензирована, сертифицирована. Есть риск, что эти усилия не оправдают себя», – говорит Владимир Головин, гендиректор компании, которая занимается судовым оборудованием связи.

Свою роль сыграл и технический прогресс. Радиосвязь теряет свое прежнее значение. Если она останется на флоте, то только на случаи бедствия или на «особый период». Как же сегодня обеспечить контакт между рыбаками и их семьями?

Ну здравствуй, это я!

До флота, который работает рядом с берегом, сотовая связь может достать, хоть не всегда и не везде. Для контакта с судами, которые ведут промысел вдали от побережья в Беринговом море, в центральной части Охотоморья, без спутниковой связи не обойтись. Но кто ее предоставит для частного разговора?

«На многих судах сейчас имеются спутниковые телефоны. По согласованию с судовладельцем возможно использование телефона в личных целях, в этом случае на членов экипажа отводится отдельная статья расходов на личные разговоры по исходящим звонкам», – говорит руководитель управления Роскомнадзора по Камчатскому краю Максим Логанов.

Некоторые компании обеспечили свои суда общими спутниковыми телефонами, по которым могут звонить все члены экипажа (хотя такие разговоры очень недешевы). В противном случае надо просить у капитана его служебный телефон. Нормальный «кэп» пойдет навстречу. Но он не может работать в режиме «телефонного оператора» круглые сутки, у него других забот хватает.

Иногда рыбаки сами покупают вскладчину или берут в аренду спутниковый телефон – один на всех. Но, как правило, его включают, только когда возникает необходимость позвонить. В остальное время он отключен. Поэтому связь односторонняя.

Теперь возьмем обратную ситуацию, когда семье рыбака надо связаться с ним. Конечно, ни одна компания не откажет родным своего работника в просьбе передать ему срочное сообщение. Но здесь – свои нюансы. Например, если семья живет в Калининграде или в Крыму, а ее кормилец трудится на камчатском судне, им будет непросто связаться друг с другом через судовладельца, который находится в Петропавловске и работает по камчатскому времени.

Да, на спутниковый телефон можно позвонить и с любого мобильного, набрав особую комбинацию цифр, а у судна обычно есть свой электронный адрес. Но номера спутниковых телефонов капитанов и судовые «электронки» судовладелец так просто не раздает всем желающим.

Все варианты со спутниковым телефоном, как правило, рассчитаны на форс-мажорные ситуации. Это пока мало похоже на ту связь, которая в советское время обеспечивала рыбакам простое человеческое общение с домом. Возможна ли такая связь сегодня?

Большие надежды связаны с VSAT. Это малые спутниковые земные станции. Они обеспечивают высокий трафик по весьма демократичным ценам. Если судовладелец предоставляет членам экипажа ПИН-коды для интернета и телефонии через VSAT, они всегда на связи с помощью собственных смартфонов.

Таких технических новинок становится все больше. Но то, что мы с вами обсуждаем, – вопрос не техники, а отношения работодателя к работникам.

До связи

Согласно федеральному закону о связи, никому из нас не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования на территории России. Но кто должен обеспечить такой доступ экипажам в море? Центр связи и мониторинга рыболовства «перевел стрелки» на судовладельцев, но закон не обязывает их выполнять эту функцию. Их никто не накажет за отказ обеспечить флот связью для личного общения. Почему они могут отказаться?

Во-первых, компании нередко экономят на покупке современного оборудования связи, которое стоит недешево. Во-вторых, некоторые фирмы боятся прослушки и утечки информации, поэтому запрещают любые переговоры, не связанные с производственной необходимостью. Так они берегут коммерческую тайну либо пытаются предотвратить слив в Сеть «рыбацких откровений», которые могут нанести вред их репутации. К слову, в советское время на рыбацком флоте работала своя цензура, начальник радиостанции контролировал частные переговоры.

Здесь многое зависит от самих рыбаков, от их выбора. Устраиваясь на рыбацкое предприятие, люди все чаще спрашивают, будет ли им обеспечена связь для личных целей. Если нет, ищут другого работодателя. В условиях дефицита морских кадров судовладельцы вынуждены подстраиваться под этот запрос. Сегодня отдельные фирмы даже дарят экипажам «безлимит», позволяют вести блоги с борта судна, чтобы привлечь на флот и опытных профессионалов, и молодежь. Но рыбацкая отрасль пока еще в начале этого пути. Может, Илон Маск поможет ускорить процесс: его «космический интернет» обещает скоро обеспечить связь всему человечеству в любой точке мира.

Ну а пока многие российские экипажи уходят в рейс, как диверсанты – за линию фронта, надолго теряя контакт со своими родными и близкими.

Кирилл МАРЕНИН

Комментарий зарубежного эксперта

В прошлом году в Петропавловске побывала группа представителей зарубежных компаний, которые занимаются морской связью. Они провели здесь семинар, рассказав о своих разработках. Среди них был Рагнар Хардарсон, коммерческий директор компании AKOR (Исландия), человек с большим капитанским стажем. Я попросил Рагнара рассказать о том, как в его стране организована связь для членов экипажей.

– Какие виды коммуникационных систем (для связи между рыбаками и их семьями) используются на ваших судах?

– В большей или меньшей степени все суда оснащены оборудованиемVSAT, используется мобильная связь третьего поколения 3G, на борту есть вайфай для обеспечения телефонной связью экипажей. Это дает полную возможность пользоваться телефонами напрямую, а также приложениями Viber, WhatsApp и т. д. Кроме того, все суда должны иметь на борту полнофункциональные радиостанции.

– Кто должен обеспечивать связь между рыбаками и их семьями? Это обязанность судовладельца?

– Законодательно эта обязанность не возлагается на компании. Она просто считается нормой на флоте.

– Допустим, у члена экипажа случилась дома беда. Как семья сможет передать ему срочное сообщение?

– Обычно такое сообщение передается напрямую через судовладельца или по телефону. Судовладелец поможет члену экипажа добраться до берега в таких критических ситуациях.

Рыбак Камчатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
 <  Апрель   <  2019 г.