Последние публикации

20 Фев 2020
Незаконно выловленная рыбопродукция передана на реализацию для нужд населения Красноярского края
20 Фев 2020
В Рыбном союзе спрогнозировали отток рыбы за рубеж
20 Фев 2020
Аукционы на рыбу, госконкурент и неработающие соглашения: рыбопромышленники озвучили проблемы отрасли
20 Фев 2020
В Приморье прошли публичные обсуждения контрольно-надзорной деятельности Росрыболовства
20 Фев 2020
Ростовская область сохраняет лидирующие позиции по производству товарной рыбы на юге России
20 Фев 2020
В Мурманске состоится VII международная конференция «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы»
20 Фев 2020
На Дону вблизи крупных городов планируют построить базы с живой рыбой
20 Фев 2020
В Вологодской области выращено более 600 тонн продукции аквакультуры за 2019 год
20 Фев 2020
Корюшка в сетях капитализма. Почему рыбный символ Петербурга опять будут продавать по завышенным ценам
20 Фев 2020
ФАС предлагает ввести электронные аукционы на право добычи рыбы в России
20 Фев 2020
Выявлены бактерии группы кишечной палочки в партии краба
20 Фев 2020
«Командор» уже в Тихом океане
20 Фев 2020
ФАС вернулась к идее заменить аукционами принцип распределения квот на вылов рыбы
20 Фев 2020
Рыбаки просят депутатов легализовать торговлю корюшкой с колес в проходных местах
20 Фев 2020
Кубенский рыбзавод заплатит 350 тысяч рублей за опасное для здоровья филе трески
20 Фев 2020
Новый рыбоперерабатывающий завод «Белое море» выйдет на полную мощность летом этого года
20 Фев 2020
Экспорт аквакультурного ДВ трепанга в АТР в 2019 году вырос
20 Фев 2020
Начнём с минтая!
20 Фев 2020
Рабочая поездка на Сахалин заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова
20 Фев 2020
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 18% - до 392 тыс. тонн
19 Фев 2020
Выявлены серьезные нарушения в рыбных котлетах приморского производителя
19 Фев 2020
ЦСМС запустил пилотный проект по передаче отчетности через ЭПЖ при прибрежном вылове
19 Фев 2020
Более 74 тысяч тонн сайры рекомендовано выловить у берегов Курил
19 Фев 2020
Ситуация с коронавирусом не сказалась на рыбохозяйственной отрасли Приморья
19 Фев 2020
В «Экспоцентре» вручили награды лучшим производителям и образцам пищевой продукции
19 Фев 2020
Южно-Курильский рыбокомбинат планирует приобрести флот для прибрежного лова
19 Фев 2020
Фонд развития промышленности предоставит займ Выборгскому судостроительному заводу
19 Фев 2020
На Ямале тазовские рыбодобытчики празднуют большой отраслевой юбилей
19 Фев 2020
Сенатор посетил производственные площадки Выборгской судоверфи
19 Фев 2020
Минсельхоз и Россельхознадзор обсудят с Китаем поставки продуктов
19 Фев 2020
Суд в Крыму арестовал на 10 суток четверых украинских браконьеров
19 Фев 2020
Российские крабодобывающие компании готовы строить флот на родине при поддержке властей
19 Фев 2020
Герман Зверев: обсуждение принципов доступа к водным биоресурсом должно происходить открыто
19 Фев 2020
Сахалинские рыбаки могут выйти на второе место по Дальнему Востоку с уловом лосося
19 Фев 2020
Сахалинским кунгасам и прорезям упростили выход в море
18 Фев 2020
Украина резко увеличила закупки форели из Норвегии
18 Фев 2020
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 31.01.2020 – 06.02.2020
18 Фев 2020
Норвегия увеличила экспорт лосося в январе 2020 года
18 Фев 2020
По импорту чавычи в США в 2019 году преобладали поставки из Новой Зеландии
18 Фев 2020
Более 50 рабочих мест создаст новый логистический комплекс в Одинцове
18 Фев 2020
Житель Земли выбрасывает в мусор еды на полтысячи калорий ежедневно
18 Фев 2020
Разин: сельхозпроизводителям необходимо обратить внимание на интернет-торговлю продукцией
18 Фев 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина экспортировано 329 партий рыбной продукции
18 Фев 2020
На «Продэкспо-2020» прошла бизнес-сессия по продовольственному экспорту и импорту
18 Фев 2020
В Москве состоялась V Международная конференция «Рыба 2020»
18 Фев 2020
В Южно-Сахалинске продолжает работу проект "Доступная рыба"
18 Фев 2020
Лосось не по расписанию: рыбаки Сахалина готовы пропускать горбушу в реки по факту, а не прогнозам
18 Фев 2020
Валерий Лимаренко: Сахалинская область должна стать лидером в рыбной отрасли
18 Фев 2020
Важно!!! О пресс-конференции Президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья
18 Фев 2020
В Ашхабаде прошли экспертные консультации по научным исследованиям на Каспийском море

Подписка на новости

Самый обычный год

3380
Камчатский край

Когда суда Океанрыбфлота ровной шеренгой выстроены у причальной стенки, на их фоне с удовольствием фотографируются туристы. Но увидеть их на пирсе можно только один раз в год, после завершения зимней промысловой экспедиции. Остальное время они трудятся в традиционных районах промысла, добывают минтая, кальмара и сельдь, осваивая выделенные государством квоты.

Сейчас все 14 единиц промыслового флота в Беринговом и Охотском морях, а также в районе тихих, пустынных и туманных Северных Курил. Там рыболовные суда «Московская Олимпиада», «Бакланово» и «Борисов» ловят кальмаров, и это – самый непредсказуемый и глубоководный объект промысла.

«Мы вышли в рейс после ремонта и в пути настраивали новое оборудование, – говорит капитан-директор «Московской Олимпиады» Александр Николаевич Пенкин. – Вначале было трудно, экипаж еще не сработался, но дней через 10 мы уже вышли на хороший уровень, подъемы были по 30–40 тонн и больше. В отличие от минтая или сельди трал с кальмарами и не должен быть сильно «набит»: выловленный моллюск быстро белеет и теряет товарный вид, нужно успеть его в короткие сроки обработать, чтобы сохранить полезные свойства и качество продукта. Потому у нас принцип рыбалки немного иной: небольшие подъемы, но быстрая переработка. С кальмаром работать довольно сложно: еще не придумали в мире такую машину, чтобы положить тушку на линию и в конце конвейера получить готовое филе, как при обработке минтая и сельди. Здесь много ручного труда, зато на выходе получаем свежий и высококачественный деликатесный продукт, выловленный и произведенный прямо в море».

«Хорошая продукция, отвечает современным требованиям, ничего не скажешь, всё – согласно технологии. Мы спокойны за свой товар», – подтверждает помощник капитана по производству Иван Иванович Косов. В Океанрыбфлоте он работает 44 года – с первой практики. Правда, и не думал тогда, что на всю жизнь свяжет себя с морем.

«Многих знаю: уезжали из Москвы, Ленинграда, устраивались на работу, думали 2–3 года поработать и вернуться… Но вдали остались и Москва, и Ленинград, так и работают на Камчатке, и я так же», – смеется Иван Иванович.

В работе он крайне требователен, бывает жестким, что объясняется просто: завод не может простаивать, это – круглосуточный безостановочный конвейер. Времени на обучение новичков очень мало, а невыполнение плана ударит рублем по карманам всего коллектива. Потому и нервничает завпроизводством. Летом этого года по давно устоявшейся традиции на всех судах компании проходили практику курсанты мореходных училищ из разных городов России. К их чести – никто не списался, несмотря на то, что для многих из них тяжелый рыбацкий труд в суровых северных широтах оказался в новинку. Трудно предсказать, сколько ребят вернется в компанию после окончания учебных заведений. Для работы в море требуются характер, стальной стержень, сила, выносливость, целеустремленность и трудолюбие. К сожалению, далеко не все обладают такими свойствами. Но тех, кто прошел испытание морем, ждет неплохая и довольно стремительная карьера.

На рефрижераторе «Канариан Рифер» третьим помощником капитана трудится Илья Куликов. Недавно он окончил специализированный колледж в Санкт-Петербурге, девять месяцев проходил практику на рыболовном судне Океанрыбфлота «XX Съезд ВЛКСМ», затем ушел в армию, а после вернулся на Камчатку: «Меня пригласили в Океанрыбфлот, и я очень рад. На транспортных судах работать интересно: заходишь в иностранные порты, видишь мир, к тому же учишься уже на деле штурманскому мастерству, занимаешься оформлением документов. Я считаю, это самая лучшая практика для начинающего штурмана. Тем более если ты работаешь на предприятии, где нормально платят и работа стабильная. Компания и в самом деле хорошая, правда».

Еще один недавний выпускник Санкт-Петербургского рыбопромышленного колледжа Илья Леонов сегодня работает четвертым помощником капитана на рыболовном судне «Хотин». Он тоже не жалеет, что выбрал профессию моряка. На «Хотине» экипаж сплоченный, дружный, и юному штурману всегда помогут.

«Хочется продолжить карьеру в Океанрыбфлоте, – делится Илья. – В Санкт-Петербурге меня ждет девушка, но что делать, такая у меня работа, придется ждать. Я здесь, видимо, задержусь. Ведь и опыт хороший, и зарплата достойная, и возможность карьерного роста».

Настрой у ребят серьезный, но впереди долгая и невероятно суровая зима, которая и покажет, хватит ли у них сил на дальнейшие испытания. Штормы могут хозяйничать несколько суток подряд, срывая работу флота, а могут постоянно сменять друг друга, не давая морю успокоиться, и таких дней в рейсе будет немало. Экипажам рефрижераторных судов легче: они в постоянном движении, их жизнь более разнообразна. Алексей Петрович Малеев, капитан «Канариан Рифера», еще на заре своей карьеры предпочел транспортный флот промысловому. В высшем ранге капитана он всего второй год, но готов поделиться впечатлениями и первым опытом.

«Плох тот матрос, который не мечтает стать капитаном, – смеется Алексей Петрович. – Конечно, это новая работа, новые обязанности. Нужно, как в любой профессии, набить руку, а порой и шишки, пока не появится уверенность. Конечно, поначалу я опасался, был слишком осторожен, но со временем это исправляется».

Осенний рейс «Канариан Рифера» не обошелся без приключений: пережили несколько тайфунов и обошли весь северо-восток, собирая с судов готовую рыбопродукцию. Сначала у берегов Японии перегрузили в свои трюмы дальневосточную скумбрию и тихоокеанскую сардину. Рыболовное судно «Министр Ишков» впервые с советских времен вышло на этот полузабытый вид промысла и уже несколько месяцев успешно трудится в теплых водах вблизи Японии. Капитан-директор рыболовного судна «Министр Ишков» Михаил Васильевич Стычкевич говорит, что это для него новый вид промысла, потому особенно интересен, ведь смена деятельности – лучший отдых.

«Для нас год был стабильным, «Министр Ишков» добывал и минтая, и сельдь. За 56 дней рейса мы освоили 3 400 тонн минтая и 400 тонн филе сельди. Потом ушли на лососевую путину, сначала на восток, где рыбалка была нестабильной, затем на западное побережье, где были большие подходы лосося и мы огромными темпами круглосуточно принимали красную рыбу на переработку по 100–150 тонн в сутки. Рыба шла хорошо, но нас ждала основная работа: мы должны были осваивать свои квоты на минтая, сельдь и кальмара. А главное – ждал новый промысел. Наши суда «Министр Ишков» и «Владимир Бабич» были направлены осваивать скумбрию», – рассказывает Михаил Васильевич.

«Новый старый» вид промысла уже себя оправдал. Несмотря на то, что большинство членов экипажа не застало вылов скумбрии в СССР, азарт охватил всех. Эта рыбка любит теплые воды и обитает в поверхностных течениях. Она подвижна и ловится при скорости судна не менее шести узлов, нужно ее догнать, чтобы добыть. Старые рыбаки говорят, что это самая красивая рыбалка: трал почти на поверхности, виден издалека. Накануне ухода на промысел Михаил Васильевич сообщил, что его любимый объект добычи – сельдь: она очень быстрая, за ней нужно гоняться, а минтай – рыба скучная и неподвижная. Любопытно, изменится ли мнение капитана после освоения скумбрии – тоже быстрой, да еще и предпочитающей теплые воды? Узнаем позже, а пока промысловая экспедиция в разгаре.

В далеком Беринговом море, куда далее отправился «Канариан Рифер», рыбалка тоже идет полным ходом. Тайфун задержал рефрижератор на несколько дней, и теперь главная задача – наверстать потерянное время. Траулеры «Иртышск», «Мыс Олюторский», «XX Съезд ВЛКСМ», «Анатолий Пономарёв», «Хотин» и «Матвей Кузьмин» должны быть срочно разгружены: рыбалка не может быть остановлена и перегруз идет круглосуточно. 4 трюма «Канариан Рифера» стремительно заполняются. Работа не прекращается и ночью. Мороженый минтай и филе минтая, сельдь мороженая и филе, тушка и филе кальмара, икра, консервы, мука кормовая – весь этот груз равномерно распределяется в трюмах с помощью матросов-тальманов под руководством грузового помощника капитана Максима Владимировича Сычева. «Груз надо доставить в целости и сохранности, – подчеркивает он. – Мы немного задержались, потому сейчас интенсивность большая, пароходы подходят один за другим, перегружаем сразу с двух бортов, спать не приходится, сейчас самые напряженные трудовые будни».

Грузовая вместимость «Канариан Рифера» – 5 тысяч тонн. Чтобы заполнить его трюмы, экипажу транспортного судна потребовались несколько дней перехода и неделя перегруза. Далее его путь лежит в порт, а рыболовные суда вновь отправляются в районы промысла.

В Олюторском заливе ловят самую вкусную в мире сельдь с одноименным названием – олюторская. Крупная, жирная, вкусная, а главное – качественная и свежая, эта рыбка часто украшает праздничные столы россиян. Капитан-директор «Хотина» – Владимир Александрович Наумов. Опытный моряк, из числа тех, кто дома скучает по морю, а в море мечтает скорее вернуться домой.

«У меня окна квартиры выходят на бухту, – с улыбкой говорит капитан, – так я смотрю на суда, которые уходят или возвращаются, и сразу определяю тип судна, его загруженность, наш или не наш. Работа в море интересная, а работа капитана – это ответственность вдвойне. У тебя за плечами 90 человек, всех надо привезти живыми и здоровыми, да еще и обеспечить экипажу заработок: мы ведь все идем в море, чтобы заработать. Коллектив большой и очень разный: и по возрасту, и по характеру, и по национальности, и все должны найти общий язык и спокойно работать. У меня много помощников, и мы действительно одна семья в работе и в личной жизни вместе. Знаете, иногда такие телеграммы приходят… и свадьбы, и разводы, и рождение детей… мы переживаем такие новости все вместе. Иначе в рыбацком коллективе нельзя».

Промысел олюторской сельди по правилам рыболовства начинается 1 ноября, чуть больше месяца интенсивной рыбалки – и снова в порт. Подготовка к главной, зимней минтаевой экспедиции не занимает много времени: получить снабжение, укомплектовать экипаж – и в путь, теперь надолго. До мая следующего года. Трудиться в штормовых условиях, любоваться редкими закатами в короткий перерыв на отдых, скучать по дому и по семье – наверное, не каждый сможет это выдержать. А если прибавить сюда ледяной и шквалистый ветер, постоянную нудную качку и однообразный серый горизонт, так отпадут последние сомнения в том, что камчатские рыбаки – самые мужественные и выносливые люди, настоящие мужчины. Все без исключения – от матроса до капитана.

Георгий Юрьевич Перегудов – капитан-флагман ПАО «Океанрыбфлот». 19 лет назад он пришел в компанию на практику и за 12 лет преодолел путь от матроса обработки до капитан-директора. Еще через 6 лет стал начальником промысловой экспедиции.

«Что хорошо в Океанрыбфлоте: работай ответственно и тебя заметят, доверят все более ответственные должности, – говорит он. – Простой работы в море не бывает. Не думаю, что матросу обработки легко. У каждого своя специфика. Когда ты капитан, отвечаешь за свое судно и свой экипаж. Когда ты флагман – за все 14 промысловых и 4 транспортных судна плюс танкеры. Ты должен иметь капитанский опыт, знать район промысла, особенности рыбалки, обладать интуицией. Ответственность мобилизует. Все члены экипажа выполняют свою работу, простого в нашей работе я ничего не вижу. Каждый вид промысла по-своему интересен. При добыче кальмара всегда экспериментируешь, ставишь трал по течению, против течения, учитываешь фазы Луны, температурный режим, особенности грунта. Минтай проще: увидел его – поставил трал, перемещаешься за ним. Сельдь – рыба пугливая и быстрая, вроде уже заходит в трал, но чуть ход судна падает – она уходит в сторону, и все заново. Мне лично интереснее добывать минтая, но в принципе суть промысла всегда одна – нашел, поставил, поймал».

За время экспедиции встречаешься с сотнями людей. У каждого – своя судьба, свои причины выбрать море. Кто-то идет по стопам отца, кто-то с детства мечтает о море, а кто-то попал случайно и остался навсегда. Пароход для них – второй дом, и сухопутному человеку трудно объяснить, чем завораживает море, почему рыбака тянет в рейс. Моряки и сами этого объяснить не могут.

«Самый обычный год», – говорят капитаны о 2018-м. Да, по темпам освоения квот и производству рыбопродукции он самый обычный. И все-таки он особенный, потому что юбилейный. 50 лет исполнилось Океанрыбфлоту, и впереди много планов по развитию компании – от строительства судов до расширения ассортимента выпускаемой продукции.

«В этом году мы значительно увеличили поставки на внутренний рынок продукции глубокой переработки – филе кальмара и филе минтая, – рассказывает генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Аликович Новоселов. – Мы ежегодно улучшаем свои результаты: по сравнению с прошлым годом на российские прилавки поступило на 20% больше продукции, произведенной нашей компанией. Могу с уверенностью заявить, что она пользуется спросом и полностью реализуется в торговых сетях. Для удобства покупателей мы также в этом году выпустили новую упаковку – филе минтая и филе кальмара в 600-граммовой расфасовке. Самым большим для нас достижением, как и для остальных рыбопромышленных компаний, стало распределение рыбных квот по историческому принципу еще на 15 лет, это даст нам возможность инвестировать в будущее. Вызывает тревогу тот факт, что вновь замаячила перспектива рыбных аукционов. Очевидно, что это шаг назад: если рыбаки будут тратить деньги на приобретение ресурсов, они не смогут вкладывать средства в строительство. Надеюсь все же, что мнение рыбаков, ученых и рыбопромышленных ассоциаций будет учтено: не хотелось бы возвращаться в дикие 90-е и вновь покупать квоты на аукционах. Мы приступили к строительству флота, отвечающего современным требованиям, новые суда будут готовы к освоению и обработке всех видов промысла. Первый корабль мы ждем уже в 2021 году и постепенно заменим весь флот. Потому нам нужна уверенность, что время аукционов не наступит, что мы сможем и в будущем спокойно работать, обеспечивая россиян высококачественной продукцией из чистых тихоокеанских морей».

«Ноябрь и декабрь – самое лютое, штормовое время», – говорят одни. «Вот уж нет, самая сложная обстановка в январе и феврале: штормы и ледовые заторы», – спорят другие. Зима в Беринговом и Охотском морях – испытание не для слабонервных, но, к счастью, для большинства моряков она делится на две части. К Новому году суда Океанрыбфлота возвращаются к причалам, новый промысловый период начинается 1 января, и у рыбаков есть возможность отметить этот волшебный праздник в кругу семьи. А после Нового года – новые трудовые будни. Чтобы на новогодних столах россиян была вкусная, нежная и свежая рыбка, труженики моря сейчас ставят и выбирают тралы, 8 часов посменно перерабатывают улов и везут на берег готовую рыбопродукцию, которая не нуждается в рекламе. Филе минтая, кальмара и сельди, консервы «Печень минтая» – это отличный набор для праздничного ужина. Рыбаки Океанрыбфлота гарантируют качество.

Валентина БОКОВИКОВА

Рыбак Камчатки

Самый обычный год
Самый обычный год
Самый обычный год

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
 <  Февраль  >     <  2019 г.  >