Последние публикации

23 Апр 2019
Россельхознадзор проконтролировал более 20 тысяч тонн рыбы и морепродукции при поставках за рубеж
23 Апр 2019
Совет федерации одобрил закон о крабовых аукционах
23 Апр 2019
«Приморскую рыбу» можно купить в 300 магазинах края
23 Апр 2019
На земле, в небесах и на море: Олег Кожемяко указал, где в крае будет бум инвестиций
23 Апр 2019
Государственная сеть рыбных магазинов "Портовый" пришла на Сахалин
23 Апр 2019
Итоги минтаевого промысла в сезоне «А» 2019 года
23 Апр 2019
Почти 1000 тонн «Приморской рыбы» реализовали жителям края
23 Апр 2019
Сергей Дарькин хорошо "порыбачил"
23 Апр 2019
Опасения губернаторов о последствиях крабовых аукционов назвали фейковыми
23 Апр 2019
Произведен осмотр СРТМ «Александра»
23 Апр 2019
Михаил Котов: «Не сдаемся без боя»
23 Апр 2019
Вьетнамский экспорт тунца в Китай стремительно растет
23 Апр 2019
Более 340 тонн ценных пород рыбы прогнозируется к добыче на водоемах Нижегородской области в 2020 году
23 Апр 2019
Чрезмерный вылов рыбы снижает экспорт морепродуктов из Пакистана
23 Апр 2019
Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу выявило факты фальсификации икры лососевых видов рыб
23 Апр 2019
Управлением Россельхознадзора пресечены попытки незаконного ввоза вяленой рыбы
23 Апр 2019
Приморские регионы готовятся затянуть пояса
23 Апр 2019
Рыбные ряды: обзор оптовых цен на основной ассортимент с 15 по 21 апреля
23 Апр 2019
Потеря рабочих мест и разрушение отрасли: Путин должен отвергнуть аукционные торги на вылов краба
22 Апр 2019
Из-за противоречия законов сахалинские рыбаки уже 18 дней не могут добывать кукумарию
22 Апр 2019
Ожидается, что горбуша поднимет коммерческий промысел лосося на Аляске в этом сезоне
22 Апр 2019
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу 18.04.2019
22 Апр 2019
Доходы вьетнамских экспортеров пангасиуса в Великобританию растут
22 Апр 2019
В преддверии Пасхи традиционно выросли цены на лосось
22 Апр 2019
В России может появиться новый экологический налог
22 Апр 2019
Тайник с пятью тоннами красной икры нашли на Камчатке
22 Апр 2019
Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» обсудил вопросы развития морских портов Сахалина
22 Апр 2019
Опасная и некачественная икра уничтожена
22 Апр 2019
ГУП «Сахалинская лесная компания» незаконно, но безнаказанно уничтожает нерестилища во время хода лосося
22 Апр 2019
Митин призвал выработать решения по поддержке развития рыболовецкого флота
22 Апр 2019
На Камчатке учрежден ряд новых наград, почетных званий и знаков краевого уровня
22 Апр 2019
Салехардский комбинат расширит производственные мощности к 2020 году
22 Апр 2019
О продукции, не соответствующей обязательным требованиям
22 Апр 2019
Стартовал прием заявок на участие в проекте «Региональный продукт «Доступная рыба»
22 Апр 2019
На водоёмах юга Псковской области пошел снеток
22 Апр 2019
Волгоградский филиал «ВНИРО» принял участие в международной научно-практической конференции
22 Апр 2019
Состоялось предварительное судебное заседание по делу о выпуске косаток и белух
22 Апр 2019
Валентин Балашов: Д.А. Медведев нашёл в море деньги, которые «вращаются»
22 Апр 2019
Охрана особо ценных диких животных
22 Апр 2019
Более 200 килограммов опасной для здоровья мясной и рыбной продукции изъяты в одном из известных дискаунтеров
22 Апр 2019
Разъяснения по соблюдению предприятиями-изготовителями требований технических регламентов
22 Апр 2019
Потеря рабочих мест и разрушение отрасли: Путин должен отвергнуть аукционные торги на вылов краба
22 Апр 2019
Россия и Южная Корея обсуждают вопрос распространения сертификации на все уловы водных биоресурсов
22 Апр 2019
ВНИРО скорректировал ОДУ по морским млекопитающим
19 Апр 2019
«Идите …к краболовам!»
19 Апр 2019
«Феномен Шадрина» в свете принципа Питера
19 Апр 2019
В память о рыбацком писателе
19 Апр 2019
Экспорт ирландских морепродуктов в Азию вырос на 23%
19 Апр 2019
Байкальским межрегиональным природоохранным прокурором оспорен договор пользования рыбоводным участком на реке Ангара
19 Апр 2019
Тихоокеанских креветок начнут выращивать под Петербургом

Подписка на новости

Быть всегда на высоте

2782
Камчатский край

– Здравствуйте, мы из газеты! – эти слова порой открывают самые загадочные двери. В тот день мы пришли в место, где, как в песне «трепал нам кудри ветер высоты», трудятся отважные люди – машинисты портального монтажного крана ПАО «Океанрыбфлот».

Слово «кран» появилось от английского crane – «журавль», а портальный он вовсе не от того, что живет в порту. Просто он установлен на портале – площадке на широко раздвинутых опорах, катающихся по рельсам. Наш «журавль» изготовлен в 80-х. Тогда еще в г. Ленинграде. И по сей день в прекрасном состоянии. Благодаря кому? Сейчас узнаем, ведь под гигантом ростом с 16-этажный дом, уже ждут женщина и двое мужчин

– Не боитесь? – спрашивает нас главный механик Анатолий Сопов. Даже не знаю, что ответить, ведь никогда не взбиралась на такую высоту по крутым, будто корабельным, трапам. Пока вроде не боюсь, но что будет дальше – интрига. Надеваем хозяйственные перчатки – и в путь. С каждым шагом пароходы и буксиры, стоящие у причала, становятся все меньше, а Авачинская губа раскрывается во всем своем великолепии. Ух, вот это работа! Каждый день видеть такое…

Впереди быстро, легко идет Анатолий Григорьевич. Наверняка и с закрытыми глазами смог бы взобраться. На уровне кабины сообщает: «Сейчас выше поднимемся, а потом вернемся сюда». Смотрю по сторонам с опаской, коленки начинают предательски дрожать. Внутри платформы машинного отделения большой зал, где установлены механизмы поворота крановой установки. Здесь «шаманят» слесари, электрики – обеспечивают бесперебойную работу механизмов-долгожителей. Где надо – подтягивают, что надо – смазывают, быстро чинят неисправности. Еще выше, на просторной площадке, расположились лебедки. Высота примерно 20 м. Все равно что гулять по краю семиэтажки. Ветер свистит. Каково же тут в пургу?

– Ну что, лезем дальше? На стрелу? – спрашивает крановщик Владимир Романенко. Присматриваюсь к желтой лестнице, зависшей над пропастью. «Здесь хоть ограждение есть. Мамочки, высота птичьего полета! Но если надо…» – что-то подобное проносится в голове. К счастью, Владимир пошутил, эта лестница для спецов.

– Вы совсем не боитесь высоты? – спрашиваю у наших провожатых. Анатолий Григорьевич работает на кранах лет 30. Ему все ни по чем.

– А мне, помню, в первый раз было не по себе, – вспоминает Владимир. – Но человек ко всему привыкает.

(«А вот к такой красоте привыкнуть трудно, она ведь каждый день разная», – думаю я.)

– Новеньких мы спрашиваем сразу: как высоту переносишь? Если человек боится, оставляем, – рассказывает Анатолий Сопов. – Есть люди, у которых панический страх, такое восхождение организм не воспринимает.

– То есть мы еще ого-го? Смельчаки?

– Вы даже сможете работать крановщиками! – смеется Владимир.

– Ну что, пойдем кататься?

Мы спускаемся в теплую кабину крановщика. На «сцену» выходит Лейла Мавроди, садится в кресло, берется за рычаги.

– Саня, «башмаки» убрал? – звучит ее поставленный голос через громкоговоритель и добавляет в нашу сторону: – Сейчас мы вам сделаем эмоции, проходите!

Комнатка с панорамным остеклением будто парит высоко над землей. Под ногами пропасть.

– Машину кто близко поставил? В мета-алл! – громогласно предупреждает Лейла. И тут же чья-то фигурка спешит отогнать авто от греха подальше. Тень крана, как пришелец, движется по пирсу. Необычно, жутковато и… восхитительно.

– Ну-ка, крутанись хорошо, – предлагает Анатолий Григорьевич, и вот земля уходит из-под ног, открываются новые и новые картины. Это не хуже американских горок, только с опцией перетаскивания грузов. Вон той огромной цепи, к примеру. Кто-то снизу попросил помочь.

– Каска где, дорогой? Надевай скорее! – командует Лейла работнику. Тот слушается.

– Так пойдет?

– Спасибо! – еле слышится снизу.

Туда-сюда, зацепил груз, поднял, повернулся, отпустил, развернулся, зацепил… Снова и снова. Такая она – работа машиниста крана.

Лейла в прошлом крановщик-башенник. Управляли самыми высокими строительными «журавлями». На ветру их шатает как былинки. «Так что вот это для нас велосипед». Камчатские ветра неслабо раскачивают и портальный кран. Если порывы достигают 20 м/сек, работа останавливается.

– Иногда ждем наверху, когда утихнет, – говорит Лейла. – Закрепились внизу, чтобы кран не поехал, и сидим.

– А в кабине тепло, хорошо, – добавляет Анатолий Григорьевич.

– Особенно если захватить с собой кипятильничек, – мечтательно подытоживает Владимир Романенко.

Зимой приходится много копать, скидывать снег с лестниц, ломиком отбивать лед от рельсов.

Наш вопрос, на каком топливе работает кран, вызвал у крановщиков улыбки. «На солярке, – обычно отшучиваются они, – вон шланг за краном ездит, по нему топливо и подается!» Ну откуда нам было знать, что почти все здесь работает на электричестве?

– Это еще что, у меня был случай, – рассказывает Лейла. – Попросила однажды матросов открутить кран от рельсов. Крутили они там, вертели, а потом кричат: «А этот шланг тоже отвинчивать?» «Шланг? Не-ет! Это же кабель!».

– Жалко, трюмы (стоящего слева рефрижератора «Анатолий Ларин») сейчас закрыты, там такая глубина! – переходят на другую тему крановщики. – Когда разгружаешь, кажется, что они бездонные.

Накатавшись, возвращаемся на «парковку». Ощущение, будто покорили вулкан.

– Пойдем, покажу, где мы коня привязываем в стойло, – предлагает Лейла. Это о противоугонных захватах, чтобы ветром кран не угнало.

– Когда стрелой работаем, выброс большой, – поясняет Анатолий Григорьевич. – От центра крана метров 30, а это большая парусность. Здесь многое зависит от службы обслуживания – надежно ли закрепили. Да, у крана, как у любой машины, тоже есть тормоза. Они требуют пристального внимания, регулировки, замены колодок, если это необходимо. Как часто мы это делаем? Существуют специальные документы, регламентирующие частоту осмотра крана.

А теперь в сопровождении местных пушистых псов и чаячьих криков идем в цех. По дороге заглядываем к ребятам из береговой службы. Помимо швартовок они помогают в обслуживании крана. Под шутки-прибаутки делаем общий снимок.

– Иногда приходится работать по ночам. В декабре, когда вернется флот, тут будет весело, – рассказывает начальник пирса Владимир Ерастов. – Вроде причал небольшой, но когда рядом стоят 8–10 судов, а в каждом по сотне членов экипажа, здесь такая суета! Одному надо срочно грузить ремонтные железяки, другому продукты, третьему спасательное снабжение. Это не порт, где переставляешь контейнеры с места на место или грузишь уголь изо дня в день, из года в год. Здесь работа разнообразная, потому тяжелее. Нужно все видеть, слышать, быстро реагировать.

Вот и просторный цех базы технического обслуживания. Чего здесь только не ремонтируют! На верстаках лежат механизмы, требующие вмешательства «доктора». Шумят станки – ваяют новенькую прорезь. И кран свой есть, правда, маленький. А в самом укромном уголке отдыхает кошка – любимица Лейлы Мавроди. Крановщица, заядлая кошатница, тут же рассказывает нам историю: однажды из рейса с одним из экипажей Океанрыбфлота вернулся кот. Большой, толстый. Я его погладила, угостила. Видимо, суровое сердце бывалого моремана растаяло. И Лейла обнаружила его… в кабине крана. Но жить здесь котяра не остался, вскоре снова ушел в море.

– Сейчас крановщики на вес золота, – делится с нами заместитель директора базы технического обслуживания Константин Токарев. – Тяжело найти хороших спецов, хотя на Камчатке этому непростому (даже ювелирному) и хорошо оплачиваемому делу учат. Было бы желание. Мы ждем крановщиков. Главное, чтобы человек был ответственный и устойчивый к стрессам. Ведь при ремонтных работах и когда суда возвращаются в порт, его просто разрывают в течение месяца, а то и больше. Но когда флот уходит, мы людей отпускаем отдохнуть.

И тут мы узнаем, что в свои (внимание!) 79 лет Анатолий Григорьевич едва начал задумываться о пенсии. Я вспоминаю, как легко он поднимается по лестницам… Моему восхищению нет предела. Такими темпами, глядишь, пенсионный возраст в стране повысят до 90 лет!

– Работа ведь на свежем воздухе, – смеется Анатолий Григорьевич. – В 8 утра, а если аврал, то и раньше, крановщик должен быть «на коне». Прежде чем взяться за работу, все проверить на холостом ходу, убедиться, что на рельсах нет ничего постороннего. Обычный рабочий день до 17, порой прямо на кране долго ждем работы. Но чаще задерживаемся, трудимся в выходные. В любое время могут позвонить и вызвать. Советское воспитание не позволяет в тяжелых ситуациях бросить работу. Когда приходят суда, задержки быть не должно! Не всякий выдержит наш режим. Но потом отдыхаем за чашечкой чая и покером.

– Прекрасный коллектив, – вторит Лейла. – Нас мало, но мы в тельняшках! (и ведь да, она действительно в тельняшке). Дружим, поддерживаем друг друга. Кстати, прекрасному полу никаких поблажек, здесь мы не женщины, а крановщики. У меня две официальных специальности и множество неофициальных (композитор, автор стихов и исполнитель собственных песен, полжизни провела на сцене, все побережье объездила с творческим коллективом из с. Каменского, повар ресторана 6-го разряда, мастер пошива изделий из меха, штукатур-маляр, художник-дизайнер). Но здесь, в Океанрыбфлоте, пятый год и очень довольна.

Сейчас траулеры начали возвращаться к родному причалу. А значит, работы у крановщиков опять прибавится.

Дарья КОЖЕМЯКА

P. S. Когда готовился этот материал, одному из его героев – Владимиру Романенко – исполнилось 70 лет. Владимир Иванович, ваши коллеги и «Рыбак Камчатки» поздравляют вас с юбилеем. Желаем вам здоровья и благополучия!

Рыбак Камчатки

Быть всегда на высоте
Быть всегда на высоте
Быть всегда на высоте

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
 <  Апрель   <  2019 г.