Последние публикации

21 Фев 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
21 Фев 2019
Охотоморская путина: добыто более 306 тыс. тонн минтая и 50 тыс. тонн сельди
21 Фев 2019
Камчатский суд установил нарушение прав коренных народов Росрыболовством
21 Фев 2019
Загляните камбале в глаза
21 Фев 2019
ВАРПЭ разоблачает разработчиков нового законопроекта
21 Фев 2019
Глава Росрыболовства принял участие в открытии крупнейшей отраслевой выставки на Африканском континенте
21 Фев 2019
Чисто по-русски: обещанного три года ждут
21 Фев 2019
Главы рыболовных ведомств России и Марокко обсудили заключение нового соглашения о сотрудничестве
21 Фев 2019
Восстановление рыбных запасов Русского Севера обсудили в Петрозаводске
21 Фев 2019
Будни прибрежного лова: аресты, обыски, спецназ
21 Фев 2019
Илья Шестаков: рыболовная политика России основана на принципах устойчивого и ответственного рыболовства
20 Фев 2019
Зампред Макоедов покинул сахалинское правительство
20 Фев 2019
«Газпром нефть» окажет содействие развитию Новопортовского рыбозавода
20 Фев 2019
Об очередном обновлении компонента Меркурий до версии 6.14
20 Фев 2019
"Профессор Кагановский" держит курс в залив Аляска
20 Фев 2019
В Сахалинской области подешевела навага
20 Фев 2019
Навага и минтай – по доступным ценам на «Рыбном рынке» Владивостока
20 Фев 2019
Россия и Марокко согласовали условия промысла на 2019 год
20 Фев 2019
В Калининграде становится больше доступной рыбы
20 Фев 2019
ВНИРО приглашает на VII научно-практическую конференцию молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса»
20 Фев 2019
Росрыболовство предлагает провести масштабную проверку на рынке икры осетровых
20 Фев 2019
Ремонт «Седова» идет по графику
20 Фев 2019
Рыбоводное хозяйство ООО "Кинтизьма" в 2019 году откроет цех по переработке рыбы
20 Фев 2019
Около 4 тысяч тонн наваги уже добыли на Сахалине с начала года
20 Фев 2019
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 08.02.2019-`14.02.2019
20 Фев 2019
Экспорт норвежского лосося 04.02.19-10.02.19
20 Фев 2019
На японском рынке подешевели сардины и скумбрия
20 Фев 2019
Производство аквакультуры в Китае превысило 50 млн тонн
20 Фев 2019
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 7-я неделя 2019 г
20 Фев 2019
Росрыболовство обвинили в дискриминации коренных народов
19 Фев 2019
Вступил в законную силу приговор по делу о незаконном пересечении государственной границы с целью добычи (вылова) водных биологических ресурсов
19 Фев 2019
Штаб предстоящей лососевой путины на Сахалине обновили
19 Фев 2019
В Костромской области увеличиваются объемы реализации товарной рыбы
19 Фев 2019
Процедура ОРВ законопроекта о крабовых аукционах будет проведена после завершения публичных обсуждений
19 Фев 2019
При внесении изменений в Закон о госгранице не было учтено мнение рыбаков, что привело к проблемам в работе рыбопромыслового флота
19 Фев 2019
На Дальнем Востоке увеличивается вылов лососей
19 Фев 2019
На Ярмарках вакансий в Мурманске и Севастополе представят крупнейшие рыбодобывающие компании Дальнего Востока
19 Фев 2019
Отчетная сессия КамчатНИРО: итоги
19 Фев 2019
Зампред Макоедов покинул сахалинское правительство
19 Фев 2019
На Сочинском инвестфоруме губернатор Мурманской области выступила против инициатив Росрыболовства
19 Фев 2019
Норвежский экспорт сельди падает, но продажи скумбрии растут
19 Фев 2019
Американский рынок остается самым важным для чилийского лосося, но продажи в Россию и Китай растут быстрыми темпами
19 Фев 2019
Цены на норвежского лосося на 6-й неделе немного снизились
19 Фев 2019
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 3 августа 2018 г. № 529
19 Фев 2019
Рыбные ряды: обзор оптовых цен с 11 по 17 февраля 2019 года
19 Фев 2019
Рабочая группа в Росрыболовстве обсудила изменения в правила рыболовства для Дальневосточного бассейна
19 Фев 2019
В Агадире открылась 4-я сессия Российско-Марокканской комиссии по рыболовству
19 Фев 2019
Россия, Канада, США, Япония и Корея начали уникальные морские исследования тихоокеанских лососей
19 Фев 2019
Илья Шестаков обсудил с капитанами судов действие новых мер регулирования рыболовства и обстановку на промысле
18 Фев 2019
Руководитель Росрыболовства посетит Королевство Марокко

Подписка на новости

Быть всегда на высоте

2376
Камчатский край

– Здравствуйте, мы из газеты! – эти слова порой открывают самые загадочные двери. В тот день мы пришли в место, где, как в песне «трепал нам кудри ветер высоты», трудятся отважные люди – машинисты портального монтажного крана ПАО «Океанрыбфлот».

Слово «кран» появилось от английского crane – «журавль», а портальный он вовсе не от того, что живет в порту. Просто он установлен на портале – площадке на широко раздвинутых опорах, катающихся по рельсам. Наш «журавль» изготовлен в 80-х. Тогда еще в г. Ленинграде. И по сей день в прекрасном состоянии. Благодаря кому? Сейчас узнаем, ведь под гигантом ростом с 16-этажный дом, уже ждут женщина и двое мужчин

– Не боитесь? – спрашивает нас главный механик Анатолий Сопов. Даже не знаю, что ответить, ведь никогда не взбиралась на такую высоту по крутым, будто корабельным, трапам. Пока вроде не боюсь, но что будет дальше – интрига. Надеваем хозяйственные перчатки – и в путь. С каждым шагом пароходы и буксиры, стоящие у причала, становятся все меньше, а Авачинская губа раскрывается во всем своем великолепии. Ух, вот это работа! Каждый день видеть такое…

Впереди быстро, легко идет Анатолий Григорьевич. Наверняка и с закрытыми глазами смог бы взобраться. На уровне кабины сообщает: «Сейчас выше поднимемся, а потом вернемся сюда». Смотрю по сторонам с опаской, коленки начинают предательски дрожать. Внутри платформы машинного отделения большой зал, где установлены механизмы поворота крановой установки. Здесь «шаманят» слесари, электрики – обеспечивают бесперебойную работу механизмов-долгожителей. Где надо – подтягивают, что надо – смазывают, быстро чинят неисправности. Еще выше, на просторной площадке, расположились лебедки. Высота примерно 20 м. Все равно что гулять по краю семиэтажки. Ветер свистит. Каково же тут в пургу?

– Ну что, лезем дальше? На стрелу? – спрашивает крановщик Владимир Романенко. Присматриваюсь к желтой лестнице, зависшей над пропастью. «Здесь хоть ограждение есть. Мамочки, высота птичьего полета! Но если надо…» – что-то подобное проносится в голове. К счастью, Владимир пошутил, эта лестница для спецов.

– Вы совсем не боитесь высоты? – спрашиваю у наших провожатых. Анатолий Григорьевич работает на кранах лет 30. Ему все ни по чем.

– А мне, помню, в первый раз было не по себе, – вспоминает Владимир. – Но человек ко всему привыкает.

(«А вот к такой красоте привыкнуть трудно, она ведь каждый день разная», – думаю я.)

– Новеньких мы спрашиваем сразу: как высоту переносишь? Если человек боится, оставляем, – рассказывает Анатолий Сопов. – Есть люди, у которых панический страх, такое восхождение организм не воспринимает.

– То есть мы еще ого-го? Смельчаки?

– Вы даже сможете работать крановщиками! – смеется Владимир.

– Ну что, пойдем кататься?

Мы спускаемся в теплую кабину крановщика. На «сцену» выходит Лейла Мавроди, садится в кресло, берется за рычаги.

– Саня, «башмаки» убрал? – звучит ее поставленный голос через громкоговоритель и добавляет в нашу сторону: – Сейчас мы вам сделаем эмоции, проходите!

Комнатка с панорамным остеклением будто парит высоко над землей. Под ногами пропасть.

– Машину кто близко поставил? В мета-алл! – громогласно предупреждает Лейла. И тут же чья-то фигурка спешит отогнать авто от греха подальше. Тень крана, как пришелец, движется по пирсу. Необычно, жутковато и… восхитительно.

– Ну-ка, крутанись хорошо, – предлагает Анатолий Григорьевич, и вот земля уходит из-под ног, открываются новые и новые картины. Это не хуже американских горок, только с опцией перетаскивания грузов. Вон той огромной цепи, к примеру. Кто-то снизу попросил помочь.

– Каска где, дорогой? Надевай скорее! – командует Лейла работнику. Тот слушается.

– Так пойдет?

– Спасибо! – еле слышится снизу.

Туда-сюда, зацепил груз, поднял, повернулся, отпустил, развернулся, зацепил… Снова и снова. Такая она – работа машиниста крана.

Лейла в прошлом крановщик-башенник. Управляли самыми высокими строительными «журавлями». На ветру их шатает как былинки. «Так что вот это для нас велосипед». Камчатские ветра неслабо раскачивают и портальный кран. Если порывы достигают 20 м/сек, работа останавливается.

– Иногда ждем наверху, когда утихнет, – говорит Лейла. – Закрепились внизу, чтобы кран не поехал, и сидим.

– А в кабине тепло, хорошо, – добавляет Анатолий Григорьевич.

– Особенно если захватить с собой кипятильничек, – мечтательно подытоживает Владимир Романенко.

Зимой приходится много копать, скидывать снег с лестниц, ломиком отбивать лед от рельсов.

Наш вопрос, на каком топливе работает кран, вызвал у крановщиков улыбки. «На солярке, – обычно отшучиваются они, – вон шланг за краном ездит, по нему топливо и подается!» Ну откуда нам было знать, что почти все здесь работает на электричестве?

– Это еще что, у меня был случай, – рассказывает Лейла. – Попросила однажды матросов открутить кран от рельсов. Крутили они там, вертели, а потом кричат: «А этот шланг тоже отвинчивать?» «Шланг? Не-ет! Это же кабель!».

– Жалко, трюмы (стоящего слева рефрижератора «Анатолий Ларин») сейчас закрыты, там такая глубина! – переходят на другую тему крановщики. – Когда разгружаешь, кажется, что они бездонные.

Накатавшись, возвращаемся на «парковку». Ощущение, будто покорили вулкан.

– Пойдем, покажу, где мы коня привязываем в стойло, – предлагает Лейла. Это о противоугонных захватах, чтобы ветром кран не угнало.

– Когда стрелой работаем, выброс большой, – поясняет Анатолий Григорьевич. – От центра крана метров 30, а это большая парусность. Здесь многое зависит от службы обслуживания – надежно ли закрепили. Да, у крана, как у любой машины, тоже есть тормоза. Они требуют пристального внимания, регулировки, замены колодок, если это необходимо. Как часто мы это делаем? Существуют специальные документы, регламентирующие частоту осмотра крана.

А теперь в сопровождении местных пушистых псов и чаячьих криков идем в цех. По дороге заглядываем к ребятам из береговой службы. Помимо швартовок они помогают в обслуживании крана. Под шутки-прибаутки делаем общий снимок.

– Иногда приходится работать по ночам. В декабре, когда вернется флот, тут будет весело, – рассказывает начальник пирса Владимир Ерастов. – Вроде причал небольшой, но когда рядом стоят 8–10 судов, а в каждом по сотне членов экипажа, здесь такая суета! Одному надо срочно грузить ремонтные железяки, другому продукты, третьему спасательное снабжение. Это не порт, где переставляешь контейнеры с места на место или грузишь уголь изо дня в день, из года в год. Здесь работа разнообразная, потому тяжелее. Нужно все видеть, слышать, быстро реагировать.

Вот и просторный цех базы технического обслуживания. Чего здесь только не ремонтируют! На верстаках лежат механизмы, требующие вмешательства «доктора». Шумят станки – ваяют новенькую прорезь. И кран свой есть, правда, маленький. А в самом укромном уголке отдыхает кошка – любимица Лейлы Мавроди. Крановщица, заядлая кошатница, тут же рассказывает нам историю: однажды из рейса с одним из экипажей Океанрыбфлота вернулся кот. Большой, толстый. Я его погладила, угостила. Видимо, суровое сердце бывалого моремана растаяло. И Лейла обнаружила его… в кабине крана. Но жить здесь котяра не остался, вскоре снова ушел в море.

– Сейчас крановщики на вес золота, – делится с нами заместитель директора базы технического обслуживания Константин Токарев. – Тяжело найти хороших спецов, хотя на Камчатке этому непростому (даже ювелирному) и хорошо оплачиваемому делу учат. Было бы желание. Мы ждем крановщиков. Главное, чтобы человек был ответственный и устойчивый к стрессам. Ведь при ремонтных работах и когда суда возвращаются в порт, его просто разрывают в течение месяца, а то и больше. Но когда флот уходит, мы людей отпускаем отдохнуть.

И тут мы узнаем, что в свои (внимание!) 79 лет Анатолий Григорьевич едва начал задумываться о пенсии. Я вспоминаю, как легко он поднимается по лестницам… Моему восхищению нет предела. Такими темпами, глядишь, пенсионный возраст в стране повысят до 90 лет!

– Работа ведь на свежем воздухе, – смеется Анатолий Григорьевич. – В 8 утра, а если аврал, то и раньше, крановщик должен быть «на коне». Прежде чем взяться за работу, все проверить на холостом ходу, убедиться, что на рельсах нет ничего постороннего. Обычный рабочий день до 17, порой прямо на кране долго ждем работы. Но чаще задерживаемся, трудимся в выходные. В любое время могут позвонить и вызвать. Советское воспитание не позволяет в тяжелых ситуациях бросить работу. Когда приходят суда, задержки быть не должно! Не всякий выдержит наш режим. Но потом отдыхаем за чашечкой чая и покером.

– Прекрасный коллектив, – вторит Лейла. – Нас мало, но мы в тельняшках! (и ведь да, она действительно в тельняшке). Дружим, поддерживаем друг друга. Кстати, прекрасному полу никаких поблажек, здесь мы не женщины, а крановщики. У меня две официальных специальности и множество неофициальных (композитор, автор стихов и исполнитель собственных песен, полжизни провела на сцене, все побережье объездила с творческим коллективом из с. Каменского, повар ресторана 6-го разряда, мастер пошива изделий из меха, штукатур-маляр, художник-дизайнер). Но здесь, в Океанрыбфлоте, пятый год и очень довольна.

Сейчас траулеры начали возвращаться к родному причалу. А значит, работы у крановщиков опять прибавится.

Дарья КОЖЕМЯКА

P. S. Когда готовился этот материал, одному из его героев – Владимиру Романенко – исполнилось 70 лет. Владимир Иванович, ваши коллеги и «Рыбак Камчатки» поздравляют вас с юбилеем. Желаем вам здоровья и благополучия!

Рыбак Камчатки

Быть всегда на высоте
Быть всегда на высоте
Быть всегда на высоте

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
 <  Февраль   <  2019 г.