Последние публикации

13 Дек 2018
Морской порт в Хабаровске откроет Китай для российских фермеров
13 Дек 2018
Более 43 тысяч тонн красной рыбы добыли промысловики края в этом году
13 Дек 2018
Грузопоток по Севморпути увеличился в несколько раз
13 Дек 2018
Пенне с сахалинским крабом попробуют москвичи на Днях Дальнего Востока
13 Дек 2018
Сахалинцы возмущены запретом "Почты России" на пересылку рыбы и красной икры
13 Дек 2018
Владивосток станет столицей дальневосточного федерального округа
13 Дек 2018
Оптовые цены на морепродукты (сырец) во Вьетнаме 30.11.18 – 06.12.18
13 Дек 2018
Высокие цены поддержали норвежский экспорт трески
13 Дек 2018
Цены на креветки на оптовом рынке Тойосу
13 Дек 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 48-я неделя 2018 г
13 Дек 2018
Россия и Гренландия развивают сотрудничество в области рыболовства
13 Дек 2018
Состоялось заседание правкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса
13 Дек 2018
Госдума приняла в третьем чтении законопроект о любительском рыболовстве
13 Дек 2018
На Дальнем Востоке продолжается охотоморская путина: промысел минтая идет с положительной динамикой – добыто более 1 млн тонн
13 Дек 2018
Российские рыбаки идут с опережением прошлогоднего уровня вылова на 6% – освоено более 4,8 млн тонн
13 Дек 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству № 529 от 3 августа 2018 г.
12 Дек 2018
Бунт на катере
12 Дек 2018
Самый обычный год
12 Дек 2018
Ученые обсудят будущее дальневосточного промысла
12 Дек 2018
В Тернейском районе окончено судебное слушание по делу о незаконной добыче водных биологических ресурсов
12 Дек 2018
«Она мертвая!» — продукцию по соцпрограмме «Приморская рыба» проверят на экспертизе после жалоб горожан
12 Дек 2018
Амур истощен: запас лососевых может не восстановиться
12 Дек 2018
Протокол по рыболовству в Азовском море будут подписывать по дипканалам
12 Дек 2018
Куда уходит кижуч, и при чём здесь жаберные сети
12 Дек 2018
Власти Бурятии озаботились судьбой байкальских рыбаков
12 Дек 2018
Исключат ли стерлядь из Красной книги?
12 Дек 2018
Путину о Путине
12 Дек 2018
Новосибирская область по итогам года кратно увеличит экспорт рыбы
12 Дек 2018
ФГУП «Нацрыбресурс» уведомляет о намерении передать в аренду причалы в Петропавловск-Камчатском
12 Дек 2018
Почти 28 тысяч тонн краба добыто у берегов Камчатки
12 Дек 2018
Мониторинг административных барьеров и состояния конкуренции проводится в Камчатском крае
12 Дек 2018
Полтонны красной икры и 4,6 тысячи банок консервов продали сахалинцы на Днях Дальнего Востока в Москве
12 Дек 2018
Госдума приняла во втором чтении законопроект о бесплатном и свободном любительском рыболовстве
12 Дек 2018
Вылов сардины иваси на Дальнем Востоке почти в 4 раза превысил прошлогодний показатель
11 Дек 2018
Проект плана по развитию рыбохозяйственного комплекса разработали в Архангельской области
11 Дек 2018
Запрещен возврат скоропортящихся продуктов поставщикам
11 Дек 2018
Объем господдержки АПК Калининградской области превысил 1,8 млрд рублей в 2018 году
11 Дек 2018
"Сызранский рыбокомбинат № 1" может лишиться доступа к акватории Волги у острова Любви
11 Дек 2018
Работа по восполнению и сохранению рыбных биоресурсов будет усилена.
11 Дек 2018
Росрыболовство не видит предпосылок для отказа от проведения крабовых аукционов
11 Дек 2018
Администрация НАО заключила соглашение о сотрудничестве с рыболовецкими колхозами
11 Дек 2018
Россия и Фарерские острова согласовали лимиты вылова и научную программу на предстоящий год
11 Дек 2018
Инфляция в Адыгее в ноябре составила 0,6%, с начала года - 3,4%
11 Дек 2018
Инфляция в Кемеровской области в ноябре составила 0,5%, с начала года - 3,7%
11 Дек 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды работникам рыбопромышленного комплекса Приморья
11 Дек 2018
Рыбное производство открылось в Можайском округе
11 Дек 2018
"Нашедшему" 400 килограммов осетровых астраханцу грозит до семи лет тюрьмы
11 Дек 2018
Приморье стало удачной экспериментальной площадкой для организации прямых поставок рыбной продукции в розницу
11 Дек 2018
Москалькова объяснила, что мешает обмену капитанов "Норда" и "ЯМК-0041"
11 Дек 2018
Путин назначил Валерия Лимаренко врио губернатора Сахалинской области

Подписка на новости

Быть всегда на высоте

970
Камчатский край

– Здравствуйте, мы из газеты! – эти слова порой открывают самые загадочные двери. В тот день мы пришли в место, где, как в песне «трепал нам кудри ветер высоты», трудятся отважные люди – машинисты портального монтажного крана ПАО «Океанрыбфлот».

Слово «кран» появилось от английского crane – «журавль», а портальный он вовсе не от того, что живет в порту. Просто он установлен на портале – площадке на широко раздвинутых опорах, катающихся по рельсам. Наш «журавль» изготовлен в 80-х. Тогда еще в г. Ленинграде. И по сей день в прекрасном состоянии. Благодаря кому? Сейчас узнаем, ведь под гигантом ростом с 16-этажный дом, уже ждут женщина и двое мужчин

– Не боитесь? – спрашивает нас главный механик Анатолий Сопов. Даже не знаю, что ответить, ведь никогда не взбиралась на такую высоту по крутым, будто корабельным, трапам. Пока вроде не боюсь, но что будет дальше – интрига. Надеваем хозяйственные перчатки – и в путь. С каждым шагом пароходы и буксиры, стоящие у причала, становятся все меньше, а Авачинская губа раскрывается во всем своем великолепии. Ух, вот это работа! Каждый день видеть такое…

Впереди быстро, легко идет Анатолий Григорьевич. Наверняка и с закрытыми глазами смог бы взобраться. На уровне кабины сообщает: «Сейчас выше поднимемся, а потом вернемся сюда». Смотрю по сторонам с опаской, коленки начинают предательски дрожать. Внутри платформы машинного отделения большой зал, где установлены механизмы поворота крановой установки. Здесь «шаманят» слесари, электрики – обеспечивают бесперебойную работу механизмов-долгожителей. Где надо – подтягивают, что надо – смазывают, быстро чинят неисправности. Еще выше, на просторной площадке, расположились лебедки. Высота примерно 20 м. Все равно что гулять по краю семиэтажки. Ветер свистит. Каково же тут в пургу?

– Ну что, лезем дальше? На стрелу? – спрашивает крановщик Владимир Романенко. Присматриваюсь к желтой лестнице, зависшей над пропастью. «Здесь хоть ограждение есть. Мамочки, высота птичьего полета! Но если надо…» – что-то подобное проносится в голове. К счастью, Владимир пошутил, эта лестница для спецов.

– Вы совсем не боитесь высоты? – спрашиваю у наших провожатых. Анатолий Григорьевич работает на кранах лет 30. Ему все ни по чем.

– А мне, помню, в первый раз было не по себе, – вспоминает Владимир. – Но человек ко всему привыкает.

(«А вот к такой красоте привыкнуть трудно, она ведь каждый день разная», – думаю я.)

– Новеньких мы спрашиваем сразу: как высоту переносишь? Если человек боится, оставляем, – рассказывает Анатолий Сопов. – Есть люди, у которых панический страх, такое восхождение организм не воспринимает.

– То есть мы еще ого-го? Смельчаки?

– Вы даже сможете работать крановщиками! – смеется Владимир.

– Ну что, пойдем кататься?

Мы спускаемся в теплую кабину крановщика. На «сцену» выходит Лейла Мавроди, садится в кресло, берется за рычаги.

– Саня, «башмаки» убрал? – звучит ее поставленный голос через громкоговоритель и добавляет в нашу сторону: – Сейчас мы вам сделаем эмоции, проходите!

Комнатка с панорамным остеклением будто парит высоко над землей. Под ногами пропасть.

– Машину кто близко поставил? В мета-алл! – громогласно предупреждает Лейла. И тут же чья-то фигурка спешит отогнать авто от греха подальше. Тень крана, как пришелец, движется по пирсу. Необычно, жутковато и… восхитительно.

– Ну-ка, крутанись хорошо, – предлагает Анатолий Григорьевич, и вот земля уходит из-под ног, открываются новые и новые картины. Это не хуже американских горок, только с опцией перетаскивания грузов. Вон той огромной цепи, к примеру. Кто-то снизу попросил помочь.

– Каска где, дорогой? Надевай скорее! – командует Лейла работнику. Тот слушается.

– Так пойдет?

– Спасибо! – еле слышится снизу.

Туда-сюда, зацепил груз, поднял, повернулся, отпустил, развернулся, зацепил… Снова и снова. Такая она – работа машиниста крана.

Лейла в прошлом крановщик-башенник. Управляли самыми высокими строительными «журавлями». На ветру их шатает как былинки. «Так что вот это для нас велосипед». Камчатские ветра неслабо раскачивают и портальный кран. Если порывы достигают 20 м/сек, работа останавливается.

– Иногда ждем наверху, когда утихнет, – говорит Лейла. – Закрепились внизу, чтобы кран не поехал, и сидим.

– А в кабине тепло, хорошо, – добавляет Анатолий Григорьевич.

– Особенно если захватить с собой кипятильничек, – мечтательно подытоживает Владимир Романенко.

Зимой приходится много копать, скидывать снег с лестниц, ломиком отбивать лед от рельсов.

Наш вопрос, на каком топливе работает кран, вызвал у крановщиков улыбки. «На солярке, – обычно отшучиваются они, – вон шланг за краном ездит, по нему топливо и подается!» Ну откуда нам было знать, что почти все здесь работает на электричестве?

– Это еще что, у меня был случай, – рассказывает Лейла. – Попросила однажды матросов открутить кран от рельсов. Крутили они там, вертели, а потом кричат: «А этот шланг тоже отвинчивать?» «Шланг? Не-ет! Это же кабель!».

– Жалко, трюмы (стоящего слева рефрижератора «Анатолий Ларин») сейчас закрыты, там такая глубина! – переходят на другую тему крановщики. – Когда разгружаешь, кажется, что они бездонные.

Накатавшись, возвращаемся на «парковку». Ощущение, будто покорили вулкан.

– Пойдем, покажу, где мы коня привязываем в стойло, – предлагает Лейла. Это о противоугонных захватах, чтобы ветром кран не угнало.

– Когда стрелой работаем, выброс большой, – поясняет Анатолий Григорьевич. – От центра крана метров 30, а это большая парусность. Здесь многое зависит от службы обслуживания – надежно ли закрепили. Да, у крана, как у любой машины, тоже есть тормоза. Они требуют пристального внимания, регулировки, замены колодок, если это необходимо. Как часто мы это делаем? Существуют специальные документы, регламентирующие частоту осмотра крана.

А теперь в сопровождении местных пушистых псов и чаячьих криков идем в цех. По дороге заглядываем к ребятам из береговой службы. Помимо швартовок они помогают в обслуживании крана. Под шутки-прибаутки делаем общий снимок.

– Иногда приходится работать по ночам. В декабре, когда вернется флот, тут будет весело, – рассказывает начальник пирса Владимир Ерастов. – Вроде причал небольшой, но когда рядом стоят 8–10 судов, а в каждом по сотне членов экипажа, здесь такая суета! Одному надо срочно грузить ремонтные железяки, другому продукты, третьему спасательное снабжение. Это не порт, где переставляешь контейнеры с места на место или грузишь уголь изо дня в день, из года в год. Здесь работа разнообразная, потому тяжелее. Нужно все видеть, слышать, быстро реагировать.

Вот и просторный цех базы технического обслуживания. Чего здесь только не ремонтируют! На верстаках лежат механизмы, требующие вмешательства «доктора». Шумят станки – ваяют новенькую прорезь. И кран свой есть, правда, маленький. А в самом укромном уголке отдыхает кошка – любимица Лейлы Мавроди. Крановщица, заядлая кошатница, тут же рассказывает нам историю: однажды из рейса с одним из экипажей Океанрыбфлота вернулся кот. Большой, толстый. Я его погладила, угостила. Видимо, суровое сердце бывалого моремана растаяло. И Лейла обнаружила его… в кабине крана. Но жить здесь котяра не остался, вскоре снова ушел в море.

– Сейчас крановщики на вес золота, – делится с нами заместитель директора базы технического обслуживания Константин Токарев. – Тяжело найти хороших спецов, хотя на Камчатке этому непростому (даже ювелирному) и хорошо оплачиваемому делу учат. Было бы желание. Мы ждем крановщиков. Главное, чтобы человек был ответственный и устойчивый к стрессам. Ведь при ремонтных работах и когда суда возвращаются в порт, его просто разрывают в течение месяца, а то и больше. Но когда флот уходит, мы людей отпускаем отдохнуть.

И тут мы узнаем, что в свои (внимание!) 79 лет Анатолий Григорьевич едва начал задумываться о пенсии. Я вспоминаю, как легко он поднимается по лестницам… Моему восхищению нет предела. Такими темпами, глядишь, пенсионный возраст в стране повысят до 90 лет!

– Работа ведь на свежем воздухе, – смеется Анатолий Григорьевич. – В 8 утра, а если аврал, то и раньше, крановщик должен быть «на коне». Прежде чем взяться за работу, все проверить на холостом ходу, убедиться, что на рельсах нет ничего постороннего. Обычный рабочий день до 17, порой прямо на кране долго ждем работы. Но чаще задерживаемся, трудимся в выходные. В любое время могут позвонить и вызвать. Советское воспитание не позволяет в тяжелых ситуациях бросить работу. Когда приходят суда, задержки быть не должно! Не всякий выдержит наш режим. Но потом отдыхаем за чашечкой чая и покером.

– Прекрасный коллектив, – вторит Лейла. – Нас мало, но мы в тельняшках! (и ведь да, она действительно в тельняшке). Дружим, поддерживаем друг друга. Кстати, прекрасному полу никаких поблажек, здесь мы не женщины, а крановщики. У меня две официальных специальности и множество неофициальных (композитор, автор стихов и исполнитель собственных песен, полжизни провела на сцене, все побережье объездила с творческим коллективом из с. Каменского, повар ресторана 6-го разряда, мастер пошива изделий из меха, штукатур-маляр, художник-дизайнер). Но здесь, в Океанрыбфлоте, пятый год и очень довольна.

Сейчас траулеры начали возвращаться к родному причалу. А значит, работы у крановщиков опять прибавится.

Дарья КОЖЕМЯКА

P. S. Когда готовился этот материал, одному из его героев – Владимиру Романенко – исполнилось 70 лет. Владимир Иванович, ваши коллеги и «Рыбак Камчатки» поздравляют вас с юбилеем. Желаем вам здоровья и благополучия!

Рыбак Камчатки

Быть всегда на высоте
Быть всегда на высоте
Быть всегда на высоте

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Декабрь   <  2018 г.