Последние публикации

19 Июл 2018
20 июля на Северной верфи состоится церемония закладки ярусолова для рыбаков Карелии
19 Июл 2018
Специалисты обсудили критерии оценки эффективности лососевых рыбзаводов на Дальнем Востоке
19 Июл 2018
Состоялся первый электронный аукцион по аквакультурным участкам: цена лота выросла в 22 раза – до 15,2 млн рублей
19 Июл 2018
Завершается работа по созданию проекта ветеринарных правил для рыбоводов
19 Июл 2018
Лососевая путина: к берегам Камчатки начались массовые подходы горбуши
19 Июл 2018
Виктор Черепов, вице-президент РСПП: «Отмена «исторического принципа» в рыбной отрасли – это поворотный момент, который затрагивает экономику всей страны.
19 Июл 2018
75 кг икры изъято у браконьеров на западе Камчатки
19 Июл 2018
Будьте как дома
19 Июл 2018
На реке Быстрой задержано трое браконьеров
19 Июл 2018
Сетной бизнес
18 Июл 2018
Баренцевоморское медведевское «кошмаривание» рыбаков
18 Июл 2018
Пелагическая путина: общий вылов достиг 7,7 тыс. тонн, что в 5 раз превышает уровень прошлого года
18 Июл 2018
Барк «Крузенштерн»: Из Свиноустья в Эсбьерг на парусную регату
18 Июл 2018
ВАРПЭ рассматривает вопрос о проведении Всероссийской чрезвычайной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода
13 Июл 2018
На Сахалине будут судить бывшего председателя рыбколхоза имени Ленина, который в течение года не платил зарплату работникам

Подписка на новости

«Мы шли и делали»

470
Камчатский край

В мае завершился очередной конкурс «Лучший по профессии» в рыбной отрасли, который ежегодно организует министерство рыбного хозяйства края. По доброй традиции мы знакомим наших читателей с его победителями. Наш первый герой в этом году – Валерий Сёмин, заместитель начальника службы промрыболовства Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина

Валерий Фёдорович с трудом согласился на встречу. В просторном кабинете он один среди несчетного количества документов. Коллеги в отпуске, а в самом разгаре красная путина. Дел невпроворот. Не сводя глаз с монитора компьютера, он делится своим негодованием:

– Знаете, нашим молодым специалистам предлагал участвовать в конкурсе.

– Не хотят?

– Боятся…

– Чего?

– Ответственности. Говорят, «опозорюсь, и все узнают». Как могут про тебя узнать, если ты ничего не выиграл? Несерьезно…

Валерий Сёмин – лучший мастер добычи. 34 года работает в колхозе им. Ленина, 33 – ходил в море. Работал на 4 СТРах – «Снежный», «Лопатино», «Святогор» и «Савелово». А еще был наставником для многих подопечных.

«Я столько людей отучил, что они уже учат тех, кто к нам приходит сегодня», – говорит он.

Правда, молодые люди неохотно идут в море. Замначальника сетует на дефицит кадров и текучку.

«Бывает, у нас списываются перед рейсом. Я даже представить себе не мог, чтобы вот так взять и списаться. Товарищей подводить неудобно. Что бы ни происходило в семье – собирался и шел. А сейчас это нормально. Парню 35 лет, а его жена не пускает», – негодует мой собеседник.

Родом из Гукова

Валерий Фёдорович никогда не сопротивлялся обстоятельствам и позволял судьбе вести себя по задуманной дороге. Даже когда после морского училища его отправили из солнечного Ростова-на-Дону на Дальний Восток. 31 марта 1979 года – день, который он запомнил на всю жизнь.

«Приземляюсь в Артёме, еду на автобусе в Южно-Морской.Выхожу в кожаном плаще, с тростью и в шляпе. На меня смотрят косо: «Парень, ты куда приехал? Не надо здесь выпендриваться». Деревня. Но я не растерялся: «Специалист. Родина позвала развивать отрасль на местах». Так началась моя дальневосточная жизнь», – вспоминает он.

После производственной практики в Севастополе, где курсантом ходил на современных БАТМах, старенькие РС-300 Базы сейнерного флота имени Ш.Г. Надибаидзе казались средневековьем. Но у него и в мыслях не было отказаться от работы и улететь обратно.

«Мы шли и делали. Никакой рефлексии», – повторяет Сёмин.

Куда собирается сын, родители узнали за несколько дней до отъезда из родного города Гуково Ростовской области. Он в шутку сказал, что летит в Южно-Морской, что находится на Азовском море. Но отец увидел билеты до Владивостока и стал задавать вопросы. Пришлось сказать правду.

«Мама узнала только в день моего вылета. Конечно, у нее шок. Но я настаивал, что так надо. Тогда было не принято жаловаться», – рассказывает Валерий Фёдорович.

К слову, родители хотели для сына более благородную профессию и никак не видели его в роли моряка. Сам он мечтал податься в летчики или подводники, но его не взяли по состоянию здоровья.

«В детстве, играя в хоккей, получил травму. Нос до сих пор плохо дышит», – разводит руками Валерий Фёдорович.

Так дорога его привела в мореходное училище. Хотел поступать на механика, но судьба упорствовала и здесь: набор закрыли. Тогда он пошел учиться на мастера добычи.

«Мне казалось, что работа механика – самая что ни на есть мужская. Но, когда я впервые оказался на палубе, понял – вот это мужская работа», – вспоминает мой собеседник.

В Южно-Морском наш герой встретил свою будущую жену. Любимая оказалась с Камчатки. Так судьба привела его на наш полуостров.

Молодой специалист устроился в колхоз им. Ленина старшим мастером добычи.

Палубная психология

Мастер добычи – одна из самых опасных профессий на флоте. И не менее ответственная, чем профессия капитана. Все операции матросы выполняют на палубе: настраивают орудия лова, выбирают, чинят. Если рыбалка не ладится, в этом, как правило, виноват старший мастер добычи. Его обязанности не заканчиваются на том, чтобы просто отладить процесс.

«Умение организовать слаженную работу с матросами и капитаном – на вес золота. В целом, работа всех специалистов на судне важна. Нужно сделать так, чтобы тебя понимали с полуслова. А еще уметь разбираться в людях. Как только на человека посмотрел, сразу определил, какую операцию ему можно доверить. Когда всех вот так расставил, настроил орудия лова, остается только поддерживать», – объясняет Валерий Фёдорович.

«Все ли рейсы были у вас удачные с точки зрения улова?» – спрашиваю я. Тут собеседник переводит взгляд с монитора на меня.

«Удача заключается в том, чтобы вернуться домой всем экипажем. Да, за мою практику все удачные. Я видел капитанов, которые теряли людей. Это остается внутри на всю жизнь. Сегодня заработал, завтра нет, а с этим ходишь всегда», – говорит он.

Правильный психологический настрой в период рейса невероятно важен. Самое тяжелое для каждого члена экипажа – понять, что в случае чего близким никак не помочь.

«Спустя 20 дней после выхода начинается «брожение умов». Бывает, люди ломаются. Важно увидеть, когда человек на грани. Например, молодые ребята первый раз в море. Спустя время мимо одного проходишь, а он сидит и смотрит задумчиво. Спрашиваешь, все ли нормально, а он просит списать, иначе за борт бросится. Начинаешь с ним беседу потихоньку, издалека. И всё. Сейчас вот капитанами работают, а могли уйти или погибнуть», – вспоминает Валерий Фёдорович.

Случалось, что человека подрывала обычная морская болезнь. Особенно если с характером северной стихии молодой человек сталкивался впервые.

«Укачивало, я брал банку соленых огурцов, сухари и шел к нему в каюту. Разговаривал, хоть мне и оставалось спать 6 часов. Работали 8 через 8. Смотрю, отпустило парня, можно идти к себе. А человек работать начинал», – продолжает мой собеседник.

Спустя годы Валерий Сёмин встречает своих подопечных в порту или в городе. Они вспоминают эти разговоры и удивляются, почему старший мастер в момент их слабости не бросал равнодушное «списывайтесь».

«Мне казалось, я за них отвечаю. Взял человека у матери или жены – нужно его вернуть. Не вернул – плохо. У меня даже были разногласия с капитанами насчет этого. Говорили: «Что ты как в детском саду? Выгони его, и все». Как выгонишь, если у него семья? Я списывал людей, но по делу», – говорит Валерий Фёдорович.

Больше всех наш герой уважает именно матросов. Принято считать, что матрос – просто работник, которого легко заменить. Но Валерий Сёмин убежден, что только мозолистыми руками этих трудяг и зарабатываются деньги в море.

«Поэтому, когда у человека психологическая разгерметизация, надо помогать, приходить к нему в каюту и разговаривать. Ко мне тоже приходили. И я был за это благодарен», – вспоминает он.

«Я ненадолго, родная»

Все это может не сработать, если нет поддержки на берегу. Жена моряка должна это понимать. И если удается найти взаимопонимание в семье – это 70% успеха в работе. Все хорошее и теплое, чем моряка наполняет семья, помогает пережить рейс. А по возвращении важно снова наполниться этим теплым и нежным. Но это только одна сторона медали. Жена моряка в нужный момент должна сказать свое твердое «надо».

«Если супруга скажет сидеть рядом, это нянька. Мужик должен быть подальше от дома. Плохо, холодно, страшно – ничего. Мир не без добрых людей», – считает мой собеседник.

Не каждая готова брать на себя такую ответственность: дети, дом и полное одиночество. Если женщина все-таки решила стать спутницей моряка, она святая, считает Сёмин.

«Я думал, что, когда в семье родится ребенок, я уйду на берег. Но не смог. Тогда сказал жене: «Я ненадолго, родная. Раз-два – и буду дома». Когда человека любишь, его бережешь. Она меня всегда понимала и поддерживала. Я горжусь только своей семьей. Больше ничем. А работа – это просто работа», – объясняет Валерий Фёдорович.

Рыбак Камчатки 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.