Последние публикации

24 Сен 2018
Золотистый стафилококк, кишечную палочку и плесень нашли в трех партиях красной икры на Сахалине
24 Сен 2018
В Сахалинской области уже выловили более 94 тысяч тонн лососевых
24 Сен 2018
На Камчатке подошла к концу главная рыбалка года – лососевая путина
24 Сен 2018
Экологический фестиваль «Море жизни» состоялся на Камчатке
24 Сен 2018
В ТОР "Южная" на Сахалине включат рыбоперерабатывающие заводы
24 Сен 2018
В южно-сахалинском городском суде состоялось первое заседание по делу о защите косаток
24 Сен 2018
Михаил Котов о цене на рыбу в Магадане: «Вопрос не ко мне, а к перекупщикам»
24 Сен 2018
На Сахалин пытались нелегально ввезти полтонны трубача, палтуса и кижуча
24 Сен 2018
Депутаты вступили в битву за рыбные квоты
24 Сен 2018
Инвестиции в российскую аквакультуру на подъеме
24 Сен 2018
Чилийский лосось продолжает дешеветь на бразильском рынке
24 Сен 2018
Норвежский лосось на 37-й неделе немного снизился в цене
24 Сен 2018
Руководитель Росрыболовства провел совещание по вопросам лососевой путины на Амуре
24 Сен 2018
Василий Соколов провел совещание в Ростове-на-Дону по вопросам развития аквакультуры в южных регионах России
24 Сен 2018
Регистрационная кампания XIII Международного конгресса рыбаков набирает обороты
21 Сен 2018
Главному рыбаку указали на дверь
21 Сен 2018
Крабовые страдания Франка
21 Сен 2018
Американский импорт морепродуктов в январе-июле 2018 г
21 Сен 2018
Американский экспорт морепродуктов в январе-июле 2018 г
21 Сен 2018
Американский импорт атлантического лосося в январе-июле 2018 г
21 Сен 2018
Представители рыбоперерабатывающих компаний Польши приедут на Камчатку
21 Сен 2018
Американский импорт креветок в январе-июле 2018 г
21 Сен 2018
Камчатские рыбаки выловили уже 495 тыс. тонн лососей – свыше 93% от возможного
21 Сен 2018
На реке Сове в Холмском районе продолжается закладка икры кеты в инкубаторы
21 Сен 2018
За 8 месяцев в Сахалинской области зарегистрировано 6,6 тысячи преступлений
21 Сен 2018
За неделю в Охинском районе поймали три группы браконьеров
21 Сен 2018
В ТОР "Курилы" вошел земельный участок под завод для переработки ВБР на Парамушире
21 Сен 2018
Василий Соколов посетил предприятие по выращиванию артемии в Калмыкии
21 Сен 2018
В состав Комиссии по вопросам рыбохозяйственного комплекса внесены изменения
21 Сен 2018
В «ТИНРО-Центре» создали инновационную программу для опознавания скоплений рыб
21 Сен 2018
Илья Шестаков провел встречу с главами международных рыбохозяйственных организаций в рамках МРФ-2018
21 Сен 2018
Росрыболовство 22 октября проведет аукцион на понижение в рамках программы инвестквот
21 Сен 2018
На территории природного парка "Налычево" проведены работы по учету заполняемости нерестилищ тихоокеанским лососем
20 Сен 2018
Чилийский экспорт семги и кижуча вырос, но продажи форели снизились
20 Сен 2018
Рыба молчит, рыбаки говорят. День второй
20 Сен 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 36-я неделя 2018 г
20 Сен 2018
Норвежский экспорт свежей трески продолжает расти
20 Сен 2018
В ходе рыбоохранных мероприятий на Камчатке и Чукотке у браконьеров изъято свыше 400 тонн рыбы и 22 тонны икры
20 Сен 2018
На «Седове» прошли соревнования по перетягиванию каната
20 Сен 2018
Объем вылова водных биоресурсов превысил 3,8 млн тонн
20 Сен 2018
Вылов лососевых на Дальнем Востоке продолжает расти – добыто 635 тыс. тонн
20 Сен 2018
Пелагическая путина: вылов иваси и скумбрии в 3,5 раза превышает прошлогодний показатель
20 Сен 2018
Правительством России одобрен проект Соглашения с Аргентиной о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и аквакультуры
20 Сен 2018
Городской праздник «Русская рыба» в Санкт-Петербурге посетили около 20 тыс. человек
20 Сен 2018
МРФ-2018: Глава Росрыболовства провел встречи с замминистра рыболовства Республики Корея и министром рыбного хозяйства КНДР
20 Сен 2018
МРФ-2018: Россия и Иран отметили потенциал для расширения сотрудничества в сфере науки и ликвидации ННН-промысла на Каспии
19 Сен 2018
Не так ловили
19 Сен 2018
Рыба молчит, рыбаки говорят. День первый
19 Сен 2018
Экологи дали оценку рекордной лососевой путине
19 Сен 2018
РСПП: будущее дальневосточной промышленности зависит от стабильности законодательства о рыболовстве

Подписка на новости

«Мы шли и делали»

811
Камчатский край

В мае завершился очередной конкурс «Лучший по профессии» в рыбной отрасли, который ежегодно организует министерство рыбного хозяйства края. По доброй традиции мы знакомим наших читателей с его победителями. Наш первый герой в этом году – Валерий Сёмин, заместитель начальника службы промрыболовства Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина

Валерий Фёдорович с трудом согласился на встречу. В просторном кабинете он один среди несчетного количества документов. Коллеги в отпуске, а в самом разгаре красная путина. Дел невпроворот. Не сводя глаз с монитора компьютера, он делится своим негодованием:

– Знаете, нашим молодым специалистам предлагал участвовать в конкурсе.

– Не хотят?

– Боятся…

– Чего?

– Ответственности. Говорят, «опозорюсь, и все узнают». Как могут про тебя узнать, если ты ничего не выиграл? Несерьезно…

Валерий Сёмин – лучший мастер добычи. 34 года работает в колхозе им. Ленина, 33 – ходил в море. Работал на 4 СТРах – «Снежный», «Лопатино», «Святогор» и «Савелово». А еще был наставником для многих подопечных.

«Я столько людей отучил, что они уже учат тех, кто к нам приходит сегодня», – говорит он.

Правда, молодые люди неохотно идут в море. Замначальника сетует на дефицит кадров и текучку.

«Бывает, у нас списываются перед рейсом. Я даже представить себе не мог, чтобы вот так взять и списаться. Товарищей подводить неудобно. Что бы ни происходило в семье – собирался и шел. А сейчас это нормально. Парню 35 лет, а его жена не пускает», – негодует мой собеседник.

Родом из Гукова

Валерий Фёдорович никогда не сопротивлялся обстоятельствам и позволял судьбе вести себя по задуманной дороге. Даже когда после морского училища его отправили из солнечного Ростова-на-Дону на Дальний Восток. 31 марта 1979 года – день, который он запомнил на всю жизнь.

«Приземляюсь в Артёме, еду на автобусе в Южно-Морской.Выхожу в кожаном плаще, с тростью и в шляпе. На меня смотрят косо: «Парень, ты куда приехал? Не надо здесь выпендриваться». Деревня. Но я не растерялся: «Специалист. Родина позвала развивать отрасль на местах». Так началась моя дальневосточная жизнь», – вспоминает он.

После производственной практики в Севастополе, где курсантом ходил на современных БАТМах, старенькие РС-300 Базы сейнерного флота имени Ш.Г. Надибаидзе казались средневековьем. Но у него и в мыслях не было отказаться от работы и улететь обратно.

«Мы шли и делали. Никакой рефлексии», – повторяет Сёмин.

Куда собирается сын, родители узнали за несколько дней до отъезда из родного города Гуково Ростовской области. Он в шутку сказал, что летит в Южно-Морской, что находится на Азовском море. Но отец увидел билеты до Владивостока и стал задавать вопросы. Пришлось сказать правду.

«Мама узнала только в день моего вылета. Конечно, у нее шок. Но я настаивал, что так надо. Тогда было не принято жаловаться», – рассказывает Валерий Фёдорович.

К слову, родители хотели для сына более благородную профессию и никак не видели его в роли моряка. Сам он мечтал податься в летчики или подводники, но его не взяли по состоянию здоровья.

«В детстве, играя в хоккей, получил травму. Нос до сих пор плохо дышит», – разводит руками Валерий Фёдорович.

Так дорога его привела в мореходное училище. Хотел поступать на механика, но судьба упорствовала и здесь: набор закрыли. Тогда он пошел учиться на мастера добычи.

«Мне казалось, что работа механика – самая что ни на есть мужская. Но, когда я впервые оказался на палубе, понял – вот это мужская работа», – вспоминает мой собеседник.

В Южно-Морском наш герой встретил свою будущую жену. Любимая оказалась с Камчатки. Так судьба привела его на наш полуостров.

Молодой специалист устроился в колхоз им. Ленина старшим мастером добычи.

Палубная психология

Мастер добычи – одна из самых опасных профессий на флоте. И не менее ответственная, чем профессия капитана. Все операции матросы выполняют на палубе: настраивают орудия лова, выбирают, чинят. Если рыбалка не ладится, в этом, как правило, виноват старший мастер добычи. Его обязанности не заканчиваются на том, чтобы просто отладить процесс.

«Умение организовать слаженную работу с матросами и капитаном – на вес золота. В целом, работа всех специалистов на судне важна. Нужно сделать так, чтобы тебя понимали с полуслова. А еще уметь разбираться в людях. Как только на человека посмотрел, сразу определил, какую операцию ему можно доверить. Когда всех вот так расставил, настроил орудия лова, остается только поддерживать», – объясняет Валерий Фёдорович.

«Все ли рейсы были у вас удачные с точки зрения улова?» – спрашиваю я. Тут собеседник переводит взгляд с монитора на меня.

«Удача заключается в том, чтобы вернуться домой всем экипажем. Да, за мою практику все удачные. Я видел капитанов, которые теряли людей. Это остается внутри на всю жизнь. Сегодня заработал, завтра нет, а с этим ходишь всегда», – говорит он.

Правильный психологический настрой в период рейса невероятно важен. Самое тяжелое для каждого члена экипажа – понять, что в случае чего близким никак не помочь.

«Спустя 20 дней после выхода начинается «брожение умов». Бывает, люди ломаются. Важно увидеть, когда человек на грани. Например, молодые ребята первый раз в море. Спустя время мимо одного проходишь, а он сидит и смотрит задумчиво. Спрашиваешь, все ли нормально, а он просит списать, иначе за борт бросится. Начинаешь с ним беседу потихоньку, издалека. И всё. Сейчас вот капитанами работают, а могли уйти или погибнуть», – вспоминает Валерий Фёдорович.

Случалось, что человека подрывала обычная морская болезнь. Особенно если с характером северной стихии молодой человек сталкивался впервые.

«Укачивало, я брал банку соленых огурцов, сухари и шел к нему в каюту. Разговаривал, хоть мне и оставалось спать 6 часов. Работали 8 через 8. Смотрю, отпустило парня, можно идти к себе. А человек работать начинал», – продолжает мой собеседник.

Спустя годы Валерий Сёмин встречает своих подопечных в порту или в городе. Они вспоминают эти разговоры и удивляются, почему старший мастер в момент их слабости не бросал равнодушное «списывайтесь».

«Мне казалось, я за них отвечаю. Взял человека у матери или жены – нужно его вернуть. Не вернул – плохо. У меня даже были разногласия с капитанами насчет этого. Говорили: «Что ты как в детском саду? Выгони его, и все». Как выгонишь, если у него семья? Я списывал людей, но по делу», – говорит Валерий Фёдорович.

Больше всех наш герой уважает именно матросов. Принято считать, что матрос – просто работник, которого легко заменить. Но Валерий Сёмин убежден, что только мозолистыми руками этих трудяг и зарабатываются деньги в море.

«Поэтому, когда у человека психологическая разгерметизация, надо помогать, приходить к нему в каюту и разговаривать. Ко мне тоже приходили. И я был за это благодарен», – вспоминает он.

«Я ненадолго, родная»

Все это может не сработать, если нет поддержки на берегу. Жена моряка должна это понимать. И если удается найти взаимопонимание в семье – это 70% успеха в работе. Все хорошее и теплое, чем моряка наполняет семья, помогает пережить рейс. А по возвращении важно снова наполниться этим теплым и нежным. Но это только одна сторона медали. Жена моряка в нужный момент должна сказать свое твердое «надо».

«Если супруга скажет сидеть рядом, это нянька. Мужик должен быть подальше от дома. Плохо, холодно, страшно – ничего. Мир не без добрых людей», – считает мой собеседник.

Не каждая готова брать на себя такую ответственность: дети, дом и полное одиночество. Если женщина все-таки решила стать спутницей моряка, она святая, считает Сёмин.

«Я думал, что, когда в семье родится ребенок, я уйду на берег. Но не смог. Тогда сказал жене: «Я ненадолго, родная. Раз-два – и буду дома». Когда человека любишь, его бережешь. Она меня всегда понимала и поддерживала. Я горжусь только своей семьей. Больше ничем. А работа – это просто работа», – объясняет Валерий Фёдорович.

Рыбак Камчатки 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Сентябрь   <  2018 г.