Последние публикации

15 Ноя 2018
В Хабаровском крае 35 маломерных судов не проходили освидетельствование на годность к плаванию
15 Ноя 2018
Новый резидент ТОР «Камчатка» инвестирует 224 млн руб. в модернизацию рыбзавода
15 Ноя 2018
Рыбохозяйственные предприятия Сахалинской области получают существенную поддержку от государства
15 Ноя 2018
Совет Федерации: Значение рыбохозяйственном науки в развитии отрасли только увеличивается
15 Ноя 2018
Илья Шестаков провел оперативное совещание
15 Ноя 2018
Штаб охотоморской путины: рыбаки освоили более 1 млн тонн минтая и сельди
15 Ноя 2018
В Астрахани обсудили проблемные вопросы искусственного воспроизводства Юга России
15 Ноя 2018
В ходе аукциона распределены доли инвестквоты для строительства 4 рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке
15 Ноя 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 02.11.2018-`08.11.2018
15 Ноя 2018
Экспорт норвежского лосося 29.10.18-04.11.18
15 Ноя 2018
Рост цен на сардины на японском рынке продолжился
15 Ноя 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 45-я неделя 2018 г
15 Ноя 2018
Как удар молотком
14 Ноя 2018
Власти Гоа запретили ввоз рыбы
14 Ноя 2018
В Севастополе создана рабочая группа по развитию отрасли марикультуры
14 Ноя 2018
Рекордные за последние 5 лет уловы горбуши взяли в 2018 году рыбаки Сахалинской области
14 Ноя 2018
АНОНС: 13 ноября в 18.00 состоится интервью Ильи Шестакова на телеканале ОТР
14 Ноя 2018
Путин поручил Медведеву оценить реальную налоговую нагрузку на россиян
14 Ноя 2018
Уловы сардины иваси, скумбрии и сайры растут: добыто более 126 тыс. тонн
14 Ноя 2018
Вне зоны действия сети
14 Ноя 2018
В космических сетях
14 Ноя 2018
Народная дипломатия дает уроки для Путина и Абэ
14 Ноя 2018
Река Камчатка: взлеты и падения
14 Ноя 2018
В Сибири создали средство спасения рек от экологических катастроф
14 Ноя 2018
Слово юбиляру
14 Ноя 2018
Можно было обойтись без запрета на вылов байкальского омуля
14 Ноя 2018
Как удар молотком
14 Ноя 2018
Цены на рыбу в супермаркетах Приморья снизились на 15-30%
14 Ноя 2018
Центр поддержки экспортной деятельности поможет вывести сахалинскую продукцию на международный рынок
14 Ноя 2018
Сотрудники природоохраны в Сахалинской области должны получать больше, считают депутаты
14 Ноя 2018
Дмитровский рыбохозяйственный институт вошел в ТОП-10 лучших учреждений среднего профобразования Подмосковья
13 Ноя 2018
Рада поддержала расширение зоны контроля Украины в Черном море
13 Ноя 2018
Неладно что-то в рыбном королевстве…
13 Ноя 2018
За время "Путины-2018" на Сахалине изъяли 20 тонн лососевой икры
13 Ноя 2018
Поклонская призвала Киев перестать использовать крымчан, как заложников
13 Ноя 2018
Кабмин поручил изучить вопрос унификации информсистем прослеживаемости продуктов
13 Ноя 2018
АНОНС: Руководитель Росрыболовства проведет на Камчатке совещание по итогам рекордной лососевой путины
13 Ноя 2018
Стоимость импорта креветок в США продолжает снижаться
13 Ноя 2018
Норвежский экспорт трески в октябре значительно сократился
13 Ноя 2018
29-30 ноября в Москве пройдет III Всероссийская конференция «Российское форелеводство»
13 Ноя 2018
Браконьерство подорожало: в России увеличены таксы для исчисления ущерба, нанесенного водным биоресурсам
13 Ноя 2018
Об обращении Мурманской областной Думы
13 Ноя 2018
Китайские перспективы российского экспорта оценили в Циндао
13 Ноя 2018
Ученые России и Японии обменялись оценками запасов трансграничных запасов водных биоресурсов
13 Ноя 2018
Власти и судовладелец обещают помощь семьям моряков, пропавших во время кораблекрушения на Камчатке
13 Ноя 2018
За несколько минут до трагедии: последние фотографии с борта тонущего сухогруза «Анатолий Крашенинников»
13 Ноя 2018
Объем производства аквакультуры в России за 9 месяцев вырос на 6% – до 150 тыс. тонн
12 Ноя 2018
Прокуратура обвинила связанную с «Камшатом» фирму в незаконной ловле рыбы
12 Ноя 2018
На Камчатке спасли катер, который уносило в Тихий океан
12 Ноя 2018
В Японии задержали российский морозильный траулер

Подписка на новости

«Мы шли и делали»

889
Камчатский край

В мае завершился очередной конкурс «Лучший по профессии» в рыбной отрасли, который ежегодно организует министерство рыбного хозяйства края. По доброй традиции мы знакомим наших читателей с его победителями. Наш первый герой в этом году – Валерий Сёмин, заместитель начальника службы промрыболовства Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина

Валерий Фёдорович с трудом согласился на встречу. В просторном кабинете он один среди несчетного количества документов. Коллеги в отпуске, а в самом разгаре красная путина. Дел невпроворот. Не сводя глаз с монитора компьютера, он делится своим негодованием:

– Знаете, нашим молодым специалистам предлагал участвовать в конкурсе.

– Не хотят?

– Боятся…

– Чего?

– Ответственности. Говорят, «опозорюсь, и все узнают». Как могут про тебя узнать, если ты ничего не выиграл? Несерьезно…

Валерий Сёмин – лучший мастер добычи. 34 года работает в колхозе им. Ленина, 33 – ходил в море. Работал на 4 СТРах – «Снежный», «Лопатино», «Святогор» и «Савелово». А еще был наставником для многих подопечных.

«Я столько людей отучил, что они уже учат тех, кто к нам приходит сегодня», – говорит он.

Правда, молодые люди неохотно идут в море. Замначальника сетует на дефицит кадров и текучку.

«Бывает, у нас списываются перед рейсом. Я даже представить себе не мог, чтобы вот так взять и списаться. Товарищей подводить неудобно. Что бы ни происходило в семье – собирался и шел. А сейчас это нормально. Парню 35 лет, а его жена не пускает», – негодует мой собеседник.

Родом из Гукова

Валерий Фёдорович никогда не сопротивлялся обстоятельствам и позволял судьбе вести себя по задуманной дороге. Даже когда после морского училища его отправили из солнечного Ростова-на-Дону на Дальний Восток. 31 марта 1979 года – день, который он запомнил на всю жизнь.

«Приземляюсь в Артёме, еду на автобусе в Южно-Морской.Выхожу в кожаном плаще, с тростью и в шляпе. На меня смотрят косо: «Парень, ты куда приехал? Не надо здесь выпендриваться». Деревня. Но я не растерялся: «Специалист. Родина позвала развивать отрасль на местах». Так началась моя дальневосточная жизнь», – вспоминает он.

После производственной практики в Севастополе, где курсантом ходил на современных БАТМах, старенькие РС-300 Базы сейнерного флота имени Ш.Г. Надибаидзе казались средневековьем. Но у него и в мыслях не было отказаться от работы и улететь обратно.

«Мы шли и делали. Никакой рефлексии», – повторяет Сёмин.

Куда собирается сын, родители узнали за несколько дней до отъезда из родного города Гуково Ростовской области. Он в шутку сказал, что летит в Южно-Морской, что находится на Азовском море. Но отец увидел билеты до Владивостока и стал задавать вопросы. Пришлось сказать правду.

«Мама узнала только в день моего вылета. Конечно, у нее шок. Но я настаивал, что так надо. Тогда было не принято жаловаться», – рассказывает Валерий Фёдорович.

К слову, родители хотели для сына более благородную профессию и никак не видели его в роли моряка. Сам он мечтал податься в летчики или подводники, но его не взяли по состоянию здоровья.

«В детстве, играя в хоккей, получил травму. Нос до сих пор плохо дышит», – разводит руками Валерий Фёдорович.

Так дорога его привела в мореходное училище. Хотел поступать на механика, но судьба упорствовала и здесь: набор закрыли. Тогда он пошел учиться на мастера добычи.

«Мне казалось, что работа механика – самая что ни на есть мужская. Но, когда я впервые оказался на палубе, понял – вот это мужская работа», – вспоминает мой собеседник.

В Южно-Морском наш герой встретил свою будущую жену. Любимая оказалась с Камчатки. Так судьба привела его на наш полуостров.

Молодой специалист устроился в колхоз им. Ленина старшим мастером добычи.

Палубная психология

Мастер добычи – одна из самых опасных профессий на флоте. И не менее ответственная, чем профессия капитана. Все операции матросы выполняют на палубе: настраивают орудия лова, выбирают, чинят. Если рыбалка не ладится, в этом, как правило, виноват старший мастер добычи. Его обязанности не заканчиваются на том, чтобы просто отладить процесс.

«Умение организовать слаженную работу с матросами и капитаном – на вес золота. В целом, работа всех специалистов на судне важна. Нужно сделать так, чтобы тебя понимали с полуслова. А еще уметь разбираться в людях. Как только на человека посмотрел, сразу определил, какую операцию ему можно доверить. Когда всех вот так расставил, настроил орудия лова, остается только поддерживать», – объясняет Валерий Фёдорович.

«Все ли рейсы были у вас удачные с точки зрения улова?» – спрашиваю я. Тут собеседник переводит взгляд с монитора на меня.

«Удача заключается в том, чтобы вернуться домой всем экипажем. Да, за мою практику все удачные. Я видел капитанов, которые теряли людей. Это остается внутри на всю жизнь. Сегодня заработал, завтра нет, а с этим ходишь всегда», – говорит он.

Правильный психологический настрой в период рейса невероятно важен. Самое тяжелое для каждого члена экипажа – понять, что в случае чего близким никак не помочь.

«Спустя 20 дней после выхода начинается «брожение умов». Бывает, люди ломаются. Важно увидеть, когда человек на грани. Например, молодые ребята первый раз в море. Спустя время мимо одного проходишь, а он сидит и смотрит задумчиво. Спрашиваешь, все ли нормально, а он просит списать, иначе за борт бросится. Начинаешь с ним беседу потихоньку, издалека. И всё. Сейчас вот капитанами работают, а могли уйти или погибнуть», – вспоминает Валерий Фёдорович.

Случалось, что человека подрывала обычная морская болезнь. Особенно если с характером северной стихии молодой человек сталкивался впервые.

«Укачивало, я брал банку соленых огурцов, сухари и шел к нему в каюту. Разговаривал, хоть мне и оставалось спать 6 часов. Работали 8 через 8. Смотрю, отпустило парня, можно идти к себе. А человек работать начинал», – продолжает мой собеседник.

Спустя годы Валерий Сёмин встречает своих подопечных в порту или в городе. Они вспоминают эти разговоры и удивляются, почему старший мастер в момент их слабости не бросал равнодушное «списывайтесь».

«Мне казалось, я за них отвечаю. Взял человека у матери или жены – нужно его вернуть. Не вернул – плохо. У меня даже были разногласия с капитанами насчет этого. Говорили: «Что ты как в детском саду? Выгони его, и все». Как выгонишь, если у него семья? Я списывал людей, но по делу», – говорит Валерий Фёдорович.

Больше всех наш герой уважает именно матросов. Принято считать, что матрос – просто работник, которого легко заменить. Но Валерий Сёмин убежден, что только мозолистыми руками этих трудяг и зарабатываются деньги в море.

«Поэтому, когда у человека психологическая разгерметизация, надо помогать, приходить к нему в каюту и разговаривать. Ко мне тоже приходили. И я был за это благодарен», – вспоминает он.

«Я ненадолго, родная»

Все это может не сработать, если нет поддержки на берегу. Жена моряка должна это понимать. И если удается найти взаимопонимание в семье – это 70% успеха в работе. Все хорошее и теплое, чем моряка наполняет семья, помогает пережить рейс. А по возвращении важно снова наполниться этим теплым и нежным. Но это только одна сторона медали. Жена моряка в нужный момент должна сказать свое твердое «надо».

«Если супруга скажет сидеть рядом, это нянька. Мужик должен быть подальше от дома. Плохо, холодно, страшно – ничего. Мир не без добрых людей», – считает мой собеседник.

Не каждая готова брать на себя такую ответственность: дети, дом и полное одиночество. Если женщина все-таки решила стать спутницей моряка, она святая, считает Сёмин.

«Я думал, что, когда в семье родится ребенок, я уйду на берег. Но не смог. Тогда сказал жене: «Я ненадолго, родная. Раз-два – и буду дома». Когда человека любишь, его бережешь. Она меня всегда понимала и поддерживала. Я горжусь только своей семьей. Больше ничем. А работа – это просто работа», – объясняет Валерий Фёдорович.

Рыбак Камчатки 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Ноябрь   <  2018 г.