Последние публикации

21 Май 2018
На Камчатке, упав с погрузчика, погиб сотрудник рыбзавода
21 Май 2018
Океанрыбфлот: 50 лет на промысле
21 Май 2018
Приморские рыбаки увеличили вылов камбалы и трески
21 Май 2018
ФАС выступает против «исторического принципа» в рыбной отрасли
21 Май 2018
О причинах приостановления оформления партии живых лобстеров
21 Май 2018
Аквакультуре не хватает необходимой нормативной базы: эксперты
21 Май 2018
Подписано соглашение о социальном партнерстве с представителями рыбопромышленных организаций Магаданской области
21 Май 2018
Крабье царство Дальнего Востока: игроки и позиции - перед лицом «аукционного передела»
21 Май 2018
Профессия рыбака теряет популярность
21 Май 2018
Наиболее выгодно приобретать рыбу мороженую неразделанную на территории Сахалинской и области и Магаданской области
21 Май 2018
Из России не пустили в Украину крупную партию рыбы
21 Май 2018
Более 70% товаров в торговых сетях Подмосковья произведены в России
21 Май 2018
Рыбопереработка в Латвии выживала за счет российского рынка. Какое развитие сегодня?
21 Май 2018
В Москве в рамках "Рыбной недели" пройдет акция "Доброе дело"
21 Май 2018
Миллионы мальков кеты выпустили рыбоводы Приморья
21 Май 2018
Кардиологи рекомендуют есть рыбу для укрепления здоровья сердца
21 Май 2018
Арестован задержанный в Крыму капитан рыболовецкого судна с Украины
21 Май 2018
Сахалинка пострадала во время отдыха на побережье бухты Буруны
21 Май 2018
Томаринские депутаты утвердили отчет о районном бюджете за прошлый год с минимальным количеством вопросов
21 Май 2018
Руководитель регионального агентства по рыболовству рассказал поронайцам о стратегии промысла
21 Май 2018
День в Приморском океанариуме
21 Май 2018
Два грузопассажирских судна для связи с Курилами обойдутся в 4,8 миллиарда рублей
21 Май 2018
"Сахалинэнерго" опубликовало список "Надежных партнеров"
21 Май 2018
6355 тонн мойвы добыли предприятия рыбопромышленного комплекса Сахалинской области в Татарском проливе
21 Май 2018
Главрыбвод выпустит в Неву рекордный объем молоди сёмги в рамках проекта «Северный поток-2»
21 Май 2018
Во втором чтении приняты поправки в закон «Об исключительной экономической зоне России»
21 Май 2018
АзНИИРХ провел в Крыму мастер-класс для молодых ученых и студентов
21 Май 2018
«Бедный Сахалин». Коллеги из ИНОСМИ, поаккуратнее, пожалуйста
21 Май 2018
Электронная ветсертификация может простимулировать появление нелегального рынка продуктов питания
21 Май 2018
Вьетнам увеличил экспорт пангасиуса, несмотря на сокращение поставок в ЕС
21 Май 2018
Рост цен на норвежского атлантического лосося на 19-й неделе продолжился
21 Май 2018
Производство лосося в Чили в 1-м квартале выросло на 24%
21 Май 2018
Исландский промысел в апреле вырос на 30%
18 Май 2018
Строить Жупановскую ГЭС. Которую?
18 Май 2018
Держи корзину шире!
18 Май 2018
Руководитель ВАРПЭ принял участие в доработке законопроекта «о контрсанкциях»
18 Май 2018
Поддержка предприятий аквакультуры
18 Май 2018
В потребительский набор россиян добавят больше рыбы
18 Май 2018
Дальрыбвтуз ознакомил делегацию Фарерских островов с тренажерным комплексом вуза
18 Май 2018
Какое наказание ждет за исполнение зарубежных санкций на территории России
18 Май 2018
Освоение мойвы в Западно-Сахалинской подзоне в 2018 году
18 Май 2018
Минпромторг поддержал концепцию запрета на возврат продуктов
18 Май 2018
Иран и ЕАЭС подписали временное соглашение о зоне свободной торговли
18 Май 2018
Собянин предложил рынкам создать программы лояльности для живущих рядом москвичей
18 Май 2018
Контрсанкции на недружественные действия иностранных государств: подробнее о законопроекте
18 Май 2018
О готовности к переходу на оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде
18 Май 2018
О выявлении реализации морепродукции сомнительного качества
18 Май 2018
Неожиданно: цены замерли в России
18 Май 2018
О пресечении оборота рыбной продукции неподтверждённой безопасности
18 Май 2018
Состоялось первое заседание Общественного совета при Росрыболовстве

Подписка на новости

Точка невозврата

1415
Камчатский край

В Японском море закончилась активная фаза поиска пропавшего судна «Восток» и его экипажа. И вновь, в который раз, мы задаемся вопросом: можно ли избежать подобных трагедий в будущем?

Напомним, что 25 января в Японском море примерно в 110 милях южнее мыса Гамова сработал аварийный радиобуй сахалинского краболова «Восток», на котором находился экипаж из 20 человек. В районе исчезновения судна было найдено несколько предметов с его борта, в том числе два пустых плота. Однако обнаружить «Восток» и людей не удалось.

Активная фаза поиска завершилась 29 января. Спустя еще девять суток Морской спасательно-координационный центр Владивостока прекратил оповещение судов, находившихся в Японском море, о необходимости продолжать поиск.

Между тем на берегу пытаются разобраться, что произошло с «Востоком» и почему. По нехорошей традиции каждые два года на Дальнем Востоке гибнет один краболов, и происходит это в зимние месяцы. Причин, прямых и косвенных, может быть много. Основная - погодные условия: шторма и обледенение.

«Зачем отправлять краболовы в море зимой? Работать в зимних условиях очень тяжело. Краба можно хорошо ловить до середины июня. Пусть краболовы стоят в порту до весны, спасем людей», - написал нам один из читателей после выхода статьи «Последний рейс «Востока». Может быть, и вправду надо запретить крабовый промысел в зимний период?

О специфике и сроках добычи крабов мы говорим с кандидатом биологических наук Андреем Винниковым, который более 20 лет посвятил отраслевой науке (в том числе возглавлял Чукотский филиал ТИНРО-Центра), а сейчас работает директором программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России.

- Андрей Владимирович, какие факторы сегодня определяют сроки добычи крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне?

- В первую очередь биологические. К ним относятся периоды размножения, линьки, миграции, в том числе образования скоплений, которые эффективнее облавливать. Эти же факторы являются основополагающими при определении запретных сроков ведения промысла в отношении к крабам в Правилах рыболовства.

У большинства видов крабов миграционный сезон начинается в весенний период, когда они перемещаются с глубины в более мелководное прибрежье для линьки, нагула и размножения. В этот период скопления крабов не настолько плотные и устойчивые, уловистость крабовых ловушек на них падает. Также происходит перемешивание самок, самцов, молоди на шельфе, что тоже не благоприятствует эффективному промыслу. С позиций рационального рыболовства необходимо приостановить промысел в летне-осенний период, когда происходит нерест у большинства видов.

Второй фактор можно считать технологическим: наиболее высокая наполняемость конечностей крабов мясом обычно наблюдается в осенне-зимний период.

Третья группа факторов - экономические. Промысел может быть эффективным при плотных скоплениях, когда наполняемость мясом конечностей средняя или высокая, когда прошел период размножения, а панцирь краба после линьки стал достаточно твердым. Все это определяет качество продукции, ее стоимость на рынке.

Немаловажна и динамика цен на крабовую продукцию на внешнем рынке. Наиболее высокая цена на варено-мороженого краба обычно перед Новым годом в странах-импортерах АТР.

Таким образом, в силу биологических, технологических и экономических причин осенне-зимние месяцы - наиболее оптимальный период для промысла крабов.

- Есть еще фактор погоды. На ваш взгляд, можно ли разрешить круглогодичный лов краба, чтобы позволить компаниям выбирать сезон промысла, наиболее подходящий им с учетом погодных условий? 

- В качестве ответа приведу цитату из монографии признанных специалистов в биологии крабов и вопросах его промысла Алексея Слизкина (ТИНРО-Центр) и Станислава Сафронова «Промысловые крабы прикамчатских вод» (2000 год): «С 1992 г. произошел сдвиг в сроках добычи до конца года, а с 1994 г. промысел проводится круглогодично. Последнее, на наш взгляд, представляет наибольшую угрозу для нормального воспроизводства популяции. Дело в том, что большое количество ловушек, находящихся в море длительный период года, кроме непосредственно изъятия из популяции части особей оказывает негативное воздействие на поведение и биологическое состояние крабов. Прежде всего у Западной Камчатки, где в популяции постоянно присутствует значительная доля непромысловых крабов (особи менее промысловой меры и самки), в уловах крабовых ловушек нередко преобладают именно такие крабы…»

Да, январь - февраль - сложный период по навигационной обстановке в большинстве промысловых районов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Но он сложен не только для крабового промысла. Аварийные ситуации случаются и на минтаевой путине в Охотском море, которая стартует 1 января, и на ряде других видов промысла.

В целом нужно разграничивать правила рыболовства и правила мореплавания (в том числе для отдельных классов судов). Правила рыболовства не должны включать в себя требования, относящиеся к правилам мореплавания, так как их задача - регламентировать режимы непосредственно промысловой деятельности.

- В какой период шел крабовый промысел в советское время?

- Снова обратимся к монографии «Промысловые крабы прикамчатских вод». В ней говорится, что в конце 1920-1930-х годов промысел начинали в апреле - мае и заканчивали в сентябре. Эти сроки были обусловлены климатическими условиями - зимней стужей и высокой штормовой активностью в море в осенний период, которые существенно затрудняли работу ловцов.

В последующие годы на сроки промысла стали влиять другие факторы. В 1970-е и 1980-е основной вылов и переработку осуществлял Дальморепродукт, который и регулировал свой промысел, как ему было выгодно.

Не буду утверждать, но, возможно, период промысла краба тогда зависел от достаточного количества судов-добытчиков и переработчиков. Краболовы доставляли улов на береговые предприятия и на плавзаводы Дальморепродукта, на которых производились в основном консервы и варено-мороженая продукция. В зимний период большинство судов (в том числе плавзаводы и плавбазы) были задействованы на промысле минтая в Охотском море, а в летний - на промысле сардины иваси и лососей. Можно предположить, что по этим причинам промысел краба сдвигался на другие месяцы.

Не стоит забывать, что промысел камчатского краба в самом продуктивном районе (у западного побережья Камчатки) долгое время был под запретом вследствие сокращения его запасов после японского сетного и тралового промысла. Полностью этот район был открыт для лова краба лишь в конце 1980-х.

В 1990-х с появлением новых предприятий и перестройки крабового промысла изменилась экономика, ловить краба стало выгоднее с начала года. Правила рыболовства, изданные в советское время (последние - в 1989 году), этого не запрещали (в большинстве районов).

- Когда ведут промысел краба в Беринговом море американские рыбаки?

- Правила промысла основных промысловых видов крабов в восточной части Берингова моря (США) также основаны на «биологических принципах» регулирования. Промысел запрещен в периоды миграционной активности крабов, линьки и размножения.

Например, промышленный лов крабов-стригунов опилио и Бэрда на сезон 2017-2018 годов открывается с 15 октября и закрывается (в зависимости от района промысла) 15-31 мая.

Периоды промышленного лова различных видов «королевских крабов» специфичны для многочисленных районов и подрайонов, но в основном они начинаются с конца августа - октября и заканчиваются в январе - феврале.

При этом нужно учитывать жесткое квотирование промысла и контроль за ним. Когда квота на определенный вид выбрана полностью, его промысел незамедлительно прекращают. Определение квоты происходит с учетом создаваемого промыслового усилия (количества краболовов и выставляемого ими количества ловушек), а также состояния объекта лова - численности промзапаса (промысловых самцов). Соответственно, промысловый период может быть или уменьшен, или увеличен по времени.

- У вас большой опыт морских экспедиций. Вы побывали во всех дальневосточных морях. Довелось ли вам попадать в зимние шторма? Как вы считаете, в чем главная причина таких несчастных случаев, как исчезновение «Востока»? 

- Что касается «Востока», будем надеяться на лучшее. Если рассматривать самую неблагоприятную версию, то судно, скорее всего, стало жертвой стечения обстоятельств. На переходе оно попало в шторм с перепадом температуры. Возможно, обледенело и потеряло остойчивость. При этом отмечу, что подобное может произойти с любым судном, а не только с краболовом.

В 1995 году я работал на судне, которое также следовало через Японское море из порта Кореи во Владивосток. Попали в шторм. Резкий перепад температуры, сильный штормовой ветер сделали свое дело: судно буквально на глазах стало покрываться глыбами льда. Обкалывать лед никто и не собирался, так как штормовые волны перехлестывали палубу судна. На палубе слой льда был местами более 50 сантиметров. Благо до Владивостока добрались на четвертый день и благополучно.

Есть такое понятие «борьба за живучесть судна». Лучше, конечно, где-нибудь спрятаться и переждать непогоду, но до этого места еще и добежать надо. В определенный момент капитан или вахтенный штурман должны принять решение, что предпринять, чтобы спасти судно и экипаж. Момент этот определить достаточно сложно, особенно в штормовых условиях. Если и судно исправно, и все отлаженно работает, то где эта критическая точка отсчета? А ведь судно может исчезнуть с поверхности моря за считанные минуты. Может быть, в большинстве таких случаев все-таки виноват пресловутый «человеческий фактор»?

Кирилл Маренин 

Рыбак Камчатки


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Май   <  2018 г.