Последние публикации

13 Ноя 2018
Рада поддержала расширение зоны контроля Украины в Черном море
13 Ноя 2018
Неладно что-то в рыбном королевстве…
13 Ноя 2018
За время "Путины-2018" на Сахалине изъяли 20 тонн лососевой икры
13 Ноя 2018
Поклонская призвала Киев перестать использовать крымчан, как заложников
13 Ноя 2018
Кабмин поручил изучить вопрос унификации информсистем прослеживаемости продуктов
13 Ноя 2018
АНОНС: Руководитель Росрыболовства проведет на Камчатке совещание по итогам рекордной лососевой путины
13 Ноя 2018
Стоимость импорта креветок в США продолжает снижаться
13 Ноя 2018
Норвежский экспорт трески в октябре значительно сократился
13 Ноя 2018
29-30 ноября в Москве пройдет III Всероссийская конференция «Российское форелеводство»
13 Ноя 2018
Браконьерство подорожало: в России увеличены таксы для исчисления ущерба, нанесенного водным биоресурсам
13 Ноя 2018
Об обращении Мурманской областной Думы
13 Ноя 2018
Китайские перспективы российского экспорта оценили в Циндао
13 Ноя 2018
Ученые России и Японии обменялись оценками запасов трансграничных запасов водных биоресурсов
13 Ноя 2018
Власти и судовладелец обещают помощь семьям моряков, пропавших во время кораблекрушения на Камчатке
13 Ноя 2018
За несколько минут до трагедии: последние фотографии с борта тонущего сухогруза «Анатолий Крашенинников»
13 Ноя 2018
Объем производства аквакультуры в России за 9 месяцев вырос на 6% – до 150 тыс. тонн
12 Ноя 2018
Прокуратура обвинила связанную с «Камшатом» фирму в незаконной ловле рыбы
12 Ноя 2018
На Камчатке спасли катер, который уносило в Тихий океан
12 Ноя 2018
В Японии задержали российский морозильный траулер
12 Ноя 2018
Информация с промысла сардин, сайры и скумбрии
12 Ноя 2018
"Нацрыбресурс" открывает первый на Камчатке магазин "Доступная рыба"
12 Ноя 2018
Тихоокеанская рыбопромышленная компания начала строительство нового судна
12 Ноя 2018
С рыбой все будет Севморпутем
12 Ноя 2018
На Камчатке задержано 14 тонн нелегальной красной рыбы
12 Ноя 2018
«От поля до прилавка»: как Медведев поручил контролировать все продукты
12 Ноя 2018
Научное сообщество PICES отметило вклад российских специалистов в исследования океана
12 Ноя 2018
Госдума приняла закон, запрещающий торговым сетям возвращать продукты поставщикам
12 Ноя 2018
Красноярские ученые обнаружили самую полезную в мире рыбу
12 Ноя 2018
Владелец прокомментировал попытку продать судно «Норд» на Украине
12 Ноя 2018
Ашан и Роскачество провели дегустации красной икры в магазинах сети
12 Ноя 2018
Псковская продукция вновь вошла в число «100 лучших товаров России»
12 Ноя 2018
За килограмм незаконной лососевой икры браконьерам придется платить 27, 4 тысячи рублей
12 Ноя 2018
План по закладке лососевой икры на Сахалине и Курилах выполнен на 107 процентов
12 Ноя 2018
Цены на норвежского лосося на 44-й неделе пошли вверх
12 Ноя 2018
Чилийский лосось немного подорожал на американском рынке
12 Ноя 2018
Американские импортеры увеличивают закупки атлантического лосося
12 Ноя 2018
Крымские консервы вошли в рейтинг Роскачества
12 Ноя 2018
Профессия – рыбак: как добывают барабулю у берегов Крымского полуострова
11 Ноя 2018
Жаберным сетям - НЕТ!
9 Ноя 2018
Бунт на корабле
9 Ноя 2018
Заявление президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева
9 Ноя 2018
Депутаты Мурманской областной Думы выступили в защиту рыбаков
9 Ноя 2018
«Ассоциация добытчиков минтая» не направляла никаких жалоб в ФАС на инициативу Кожемяко и предлагает поддержку
9 Ноя 2018
О дополнительных мерах по дальнейшему развитию рыбоводческой отрасли
9 Ноя 2018
Прокуратура признала законным возбуждение уголовного дела по факту незаконного вылова водных биологических ресурсов
9 Ноя 2018
Отправкой живых устриц и крабов в регионы России будет заниматься резидент свободного порта
9 Ноя 2018
В Южноуральске начали производить африканского сома
9 Ноя 2018
Приморцы ответили противникам снижения цен на рыбу, которые сидят в Москве
9 Ноя 2018
Ямальские предприятия готовятся к зимнему промыслу
9 Ноя 2018
Владимир Нагорный: «Повторения аукционной лихорадки не хотим»

Подписка на новости

Точка невозврата

1809
Камчатский край

В Японском море закончилась активная фаза поиска пропавшего судна «Восток» и его экипажа. И вновь, в который раз, мы задаемся вопросом: можно ли избежать подобных трагедий в будущем?

Напомним, что 25 января в Японском море примерно в 110 милях южнее мыса Гамова сработал аварийный радиобуй сахалинского краболова «Восток», на котором находился экипаж из 20 человек. В районе исчезновения судна было найдено несколько предметов с его борта, в том числе два пустых плота. Однако обнаружить «Восток» и людей не удалось.

Активная фаза поиска завершилась 29 января. Спустя еще девять суток Морской спасательно-координационный центр Владивостока прекратил оповещение судов, находившихся в Японском море, о необходимости продолжать поиск.

Между тем на берегу пытаются разобраться, что произошло с «Востоком» и почему. По нехорошей традиции каждые два года на Дальнем Востоке гибнет один краболов, и происходит это в зимние месяцы. Причин, прямых и косвенных, может быть много. Основная - погодные условия: шторма и обледенение.

«Зачем отправлять краболовы в море зимой? Работать в зимних условиях очень тяжело. Краба можно хорошо ловить до середины июня. Пусть краболовы стоят в порту до весны, спасем людей», - написал нам один из читателей после выхода статьи «Последний рейс «Востока». Может быть, и вправду надо запретить крабовый промысел в зимний период?

О специфике и сроках добычи крабов мы говорим с кандидатом биологических наук Андреем Винниковым, который более 20 лет посвятил отраслевой науке (в том числе возглавлял Чукотский филиал ТИНРО-Центра), а сейчас работает директором программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России.

- Андрей Владимирович, какие факторы сегодня определяют сроки добычи крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне?

- В первую очередь биологические. К ним относятся периоды размножения, линьки, миграции, в том числе образования скоплений, которые эффективнее облавливать. Эти же факторы являются основополагающими при определении запретных сроков ведения промысла в отношении к крабам в Правилах рыболовства.

У большинства видов крабов миграционный сезон начинается в весенний период, когда они перемещаются с глубины в более мелководное прибрежье для линьки, нагула и размножения. В этот период скопления крабов не настолько плотные и устойчивые, уловистость крабовых ловушек на них падает. Также происходит перемешивание самок, самцов, молоди на шельфе, что тоже не благоприятствует эффективному промыслу. С позиций рационального рыболовства необходимо приостановить промысел в летне-осенний период, когда происходит нерест у большинства видов.

Второй фактор можно считать технологическим: наиболее высокая наполняемость конечностей крабов мясом обычно наблюдается в осенне-зимний период.

Третья группа факторов - экономические. Промысел может быть эффективным при плотных скоплениях, когда наполняемость мясом конечностей средняя или высокая, когда прошел период размножения, а панцирь краба после линьки стал достаточно твердым. Все это определяет качество продукции, ее стоимость на рынке.

Немаловажна и динамика цен на крабовую продукцию на внешнем рынке. Наиболее высокая цена на варено-мороженого краба обычно перед Новым годом в странах-импортерах АТР.

Таким образом, в силу биологических, технологических и экономических причин осенне-зимние месяцы - наиболее оптимальный период для промысла крабов.

- Есть еще фактор погоды. На ваш взгляд, можно ли разрешить круглогодичный лов краба, чтобы позволить компаниям выбирать сезон промысла, наиболее подходящий им с учетом погодных условий? 

- В качестве ответа приведу цитату из монографии признанных специалистов в биологии крабов и вопросах его промысла Алексея Слизкина (ТИНРО-Центр) и Станислава Сафронова «Промысловые крабы прикамчатских вод» (2000 год): «С 1992 г. произошел сдвиг в сроках добычи до конца года, а с 1994 г. промысел проводится круглогодично. Последнее, на наш взгляд, представляет наибольшую угрозу для нормального воспроизводства популяции. Дело в том, что большое количество ловушек, находящихся в море длительный период года, кроме непосредственно изъятия из популяции части особей оказывает негативное воздействие на поведение и биологическое состояние крабов. Прежде всего у Западной Камчатки, где в популяции постоянно присутствует значительная доля непромысловых крабов (особи менее промысловой меры и самки), в уловах крабовых ловушек нередко преобладают именно такие крабы…»

Да, январь - февраль - сложный период по навигационной обстановке в большинстве промысловых районов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Но он сложен не только для крабового промысла. Аварийные ситуации случаются и на минтаевой путине в Охотском море, которая стартует 1 января, и на ряде других видов промысла.

В целом нужно разграничивать правила рыболовства и правила мореплавания (в том числе для отдельных классов судов). Правила рыболовства не должны включать в себя требования, относящиеся к правилам мореплавания, так как их задача - регламентировать режимы непосредственно промысловой деятельности.

- В какой период шел крабовый промысел в советское время?

- Снова обратимся к монографии «Промысловые крабы прикамчатских вод». В ней говорится, что в конце 1920-1930-х годов промысел начинали в апреле - мае и заканчивали в сентябре. Эти сроки были обусловлены климатическими условиями - зимней стужей и высокой штормовой активностью в море в осенний период, которые существенно затрудняли работу ловцов.

В последующие годы на сроки промысла стали влиять другие факторы. В 1970-е и 1980-е основной вылов и переработку осуществлял Дальморепродукт, который и регулировал свой промысел, как ему было выгодно.

Не буду утверждать, но, возможно, период промысла краба тогда зависел от достаточного количества судов-добытчиков и переработчиков. Краболовы доставляли улов на береговые предприятия и на плавзаводы Дальморепродукта, на которых производились в основном консервы и варено-мороженая продукция. В зимний период большинство судов (в том числе плавзаводы и плавбазы) были задействованы на промысле минтая в Охотском море, а в летний - на промысле сардины иваси и лососей. Можно предположить, что по этим причинам промысел краба сдвигался на другие месяцы.

Не стоит забывать, что промысел камчатского краба в самом продуктивном районе (у западного побережья Камчатки) долгое время был под запретом вследствие сокращения его запасов после японского сетного и тралового промысла. Полностью этот район был открыт для лова краба лишь в конце 1980-х.

В 1990-х с появлением новых предприятий и перестройки крабового промысла изменилась экономика, ловить краба стало выгоднее с начала года. Правила рыболовства, изданные в советское время (последние - в 1989 году), этого не запрещали (в большинстве районов).

- Когда ведут промысел краба в Беринговом море американские рыбаки?

- Правила промысла основных промысловых видов крабов в восточной части Берингова моря (США) также основаны на «биологических принципах» регулирования. Промысел запрещен в периоды миграционной активности крабов, линьки и размножения.

Например, промышленный лов крабов-стригунов опилио и Бэрда на сезон 2017-2018 годов открывается с 15 октября и закрывается (в зависимости от района промысла) 15-31 мая.

Периоды промышленного лова различных видов «королевских крабов» специфичны для многочисленных районов и подрайонов, но в основном они начинаются с конца августа - октября и заканчиваются в январе - феврале.

При этом нужно учитывать жесткое квотирование промысла и контроль за ним. Когда квота на определенный вид выбрана полностью, его промысел незамедлительно прекращают. Определение квоты происходит с учетом создаваемого промыслового усилия (количества краболовов и выставляемого ими количества ловушек), а также состояния объекта лова - численности промзапаса (промысловых самцов). Соответственно, промысловый период может быть или уменьшен, или увеличен по времени.

- У вас большой опыт морских экспедиций. Вы побывали во всех дальневосточных морях. Довелось ли вам попадать в зимние шторма? Как вы считаете, в чем главная причина таких несчастных случаев, как исчезновение «Востока»? 

- Что касается «Востока», будем надеяться на лучшее. Если рассматривать самую неблагоприятную версию, то судно, скорее всего, стало жертвой стечения обстоятельств. На переходе оно попало в шторм с перепадом температуры. Возможно, обледенело и потеряло остойчивость. При этом отмечу, что подобное может произойти с любым судном, а не только с краболовом.

В 1995 году я работал на судне, которое также следовало через Японское море из порта Кореи во Владивосток. Попали в шторм. Резкий перепад температуры, сильный штормовой ветер сделали свое дело: судно буквально на глазах стало покрываться глыбами льда. Обкалывать лед никто и не собирался, так как штормовые волны перехлестывали палубу судна. На палубе слой льда был местами более 50 сантиметров. Благо до Владивостока добрались на четвертый день и благополучно.

Есть такое понятие «борьба за живучесть судна». Лучше, конечно, где-нибудь спрятаться и переждать непогоду, но до этого места еще и добежать надо. В определенный момент капитан или вахтенный штурман должны принять решение, что предпринять, чтобы спасти судно и экипаж. Момент этот определить достаточно сложно, особенно в штормовых условиях. Если и судно исправно, и все отлаженно работает, то где эта критическая точка отсчета? А ведь судно может исчезнуть с поверхности моря за считанные минуты. Может быть, в большинстве таких случаев все-таки виноват пресловутый «человеческий фактор»?

Кирилл Маренин 

Рыбак Камчатки


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Ноябрь   <  2018 г.