Последние публикации

19 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
19 Июл 2018
20 июля на Северной верфи состоится церемония закладки ярусолова для рыбаков Карелии
19 Июл 2018
Специалисты обсудили критерии оценки эффективности лососевых рыбзаводов на Дальнем Востоке
19 Июл 2018
Состоялся первый электронный аукцион по аквакультурным участкам: цена лота выросла в 22 раза – до 15,2 млн рублей
19 Июл 2018
Завершается работа по созданию проекта ветеринарных правил для рыбоводов
19 Июл 2018
Лососевая путина: к берегам Камчатки начались массовые подходы горбуши
19 Июл 2018
Виктор Черепов, вице-президент РСПП: «Отмена «исторического принципа» в рыбной отрасли – это поворотный момент, который затрагивает экономику всей страны.
19 Июл 2018
75 кг икры изъято у браконьеров на западе Камчатки
19 Июл 2018
Будьте как дома
19 Июл 2018
На реке Быстрой задержано трое браконьеров
19 Июл 2018
Сетной бизнес
18 Июл 2018
Баренцевоморское медведевское «кошмаривание» рыбаков
18 Июл 2018
Пелагическая путина: общий вылов достиг 7,7 тыс. тонн, что в 5 раз превышает уровень прошлого года
18 Июл 2018
Барк «Крузенштерн»: Из Свиноустья в Эсбьерг на парусную регату
18 Июл 2018
ВАРПЭ рассматривает вопрос о проведении Всероссийской чрезвычайной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода

Подписка на новости

Точка невозврата

1627
Камчатский край

В Японском море закончилась активная фаза поиска пропавшего судна «Восток» и его экипажа. И вновь, в который раз, мы задаемся вопросом: можно ли избежать подобных трагедий в будущем?

Напомним, что 25 января в Японском море примерно в 110 милях южнее мыса Гамова сработал аварийный радиобуй сахалинского краболова «Восток», на котором находился экипаж из 20 человек. В районе исчезновения судна было найдено несколько предметов с его борта, в том числе два пустых плота. Однако обнаружить «Восток» и людей не удалось.

Активная фаза поиска завершилась 29 января. Спустя еще девять суток Морской спасательно-координационный центр Владивостока прекратил оповещение судов, находившихся в Японском море, о необходимости продолжать поиск.

Между тем на берегу пытаются разобраться, что произошло с «Востоком» и почему. По нехорошей традиции каждые два года на Дальнем Востоке гибнет один краболов, и происходит это в зимние месяцы. Причин, прямых и косвенных, может быть много. Основная - погодные условия: шторма и обледенение.

«Зачем отправлять краболовы в море зимой? Работать в зимних условиях очень тяжело. Краба можно хорошо ловить до середины июня. Пусть краболовы стоят в порту до весны, спасем людей», - написал нам один из читателей после выхода статьи «Последний рейс «Востока». Может быть, и вправду надо запретить крабовый промысел в зимний период?

О специфике и сроках добычи крабов мы говорим с кандидатом биологических наук Андреем Винниковым, который более 20 лет посвятил отраслевой науке (в том числе возглавлял Чукотский филиал ТИНРО-Центра), а сейчас работает директором программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России.

- Андрей Владимирович, какие факторы сегодня определяют сроки добычи крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне?

- В первую очередь биологические. К ним относятся периоды размножения, линьки, миграции, в том числе образования скоплений, которые эффективнее облавливать. Эти же факторы являются основополагающими при определении запретных сроков ведения промысла в отношении к крабам в Правилах рыболовства.

У большинства видов крабов миграционный сезон начинается в весенний период, когда они перемещаются с глубины в более мелководное прибрежье для линьки, нагула и размножения. В этот период скопления крабов не настолько плотные и устойчивые, уловистость крабовых ловушек на них падает. Также происходит перемешивание самок, самцов, молоди на шельфе, что тоже не благоприятствует эффективному промыслу. С позиций рационального рыболовства необходимо приостановить промысел в летне-осенний период, когда происходит нерест у большинства видов.

Второй фактор можно считать технологическим: наиболее высокая наполняемость конечностей крабов мясом обычно наблюдается в осенне-зимний период.

Третья группа факторов - экономические. Промысел может быть эффективным при плотных скоплениях, когда наполняемость мясом конечностей средняя или высокая, когда прошел период размножения, а панцирь краба после линьки стал достаточно твердым. Все это определяет качество продукции, ее стоимость на рынке.

Немаловажна и динамика цен на крабовую продукцию на внешнем рынке. Наиболее высокая цена на варено-мороженого краба обычно перед Новым годом в странах-импортерах АТР.

Таким образом, в силу биологических, технологических и экономических причин осенне-зимние месяцы - наиболее оптимальный период для промысла крабов.

- Есть еще фактор погоды. На ваш взгляд, можно ли разрешить круглогодичный лов краба, чтобы позволить компаниям выбирать сезон промысла, наиболее подходящий им с учетом погодных условий? 

- В качестве ответа приведу цитату из монографии признанных специалистов в биологии крабов и вопросах его промысла Алексея Слизкина (ТИНРО-Центр) и Станислава Сафронова «Промысловые крабы прикамчатских вод» (2000 год): «С 1992 г. произошел сдвиг в сроках добычи до конца года, а с 1994 г. промысел проводится круглогодично. Последнее, на наш взгляд, представляет наибольшую угрозу для нормального воспроизводства популяции. Дело в том, что большое количество ловушек, находящихся в море длительный период года, кроме непосредственно изъятия из популяции части особей оказывает негативное воздействие на поведение и биологическое состояние крабов. Прежде всего у Западной Камчатки, где в популяции постоянно присутствует значительная доля непромысловых крабов (особи менее промысловой меры и самки), в уловах крабовых ловушек нередко преобладают именно такие крабы…»

Да, январь - февраль - сложный период по навигационной обстановке в большинстве промысловых районов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Но он сложен не только для крабового промысла. Аварийные ситуации случаются и на минтаевой путине в Охотском море, которая стартует 1 января, и на ряде других видов промысла.

В целом нужно разграничивать правила рыболовства и правила мореплавания (в том числе для отдельных классов судов). Правила рыболовства не должны включать в себя требования, относящиеся к правилам мореплавания, так как их задача - регламентировать режимы непосредственно промысловой деятельности.

- В какой период шел крабовый промысел в советское время?

- Снова обратимся к монографии «Промысловые крабы прикамчатских вод». В ней говорится, что в конце 1920-1930-х годов промысел начинали в апреле - мае и заканчивали в сентябре. Эти сроки были обусловлены климатическими условиями - зимней стужей и высокой штормовой активностью в море в осенний период, которые существенно затрудняли работу ловцов.

В последующие годы на сроки промысла стали влиять другие факторы. В 1970-е и 1980-е основной вылов и переработку осуществлял Дальморепродукт, который и регулировал свой промысел, как ему было выгодно.

Не буду утверждать, но, возможно, период промысла краба тогда зависел от достаточного количества судов-добытчиков и переработчиков. Краболовы доставляли улов на береговые предприятия и на плавзаводы Дальморепродукта, на которых производились в основном консервы и варено-мороженая продукция. В зимний период большинство судов (в том числе плавзаводы и плавбазы) были задействованы на промысле минтая в Охотском море, а в летний - на промысле сардины иваси и лососей. Можно предположить, что по этим причинам промысел краба сдвигался на другие месяцы.

Не стоит забывать, что промысел камчатского краба в самом продуктивном районе (у западного побережья Камчатки) долгое время был под запретом вследствие сокращения его запасов после японского сетного и тралового промысла. Полностью этот район был открыт для лова краба лишь в конце 1980-х.

В 1990-х с появлением новых предприятий и перестройки крабового промысла изменилась экономика, ловить краба стало выгоднее с начала года. Правила рыболовства, изданные в советское время (последние - в 1989 году), этого не запрещали (в большинстве районов).

- Когда ведут промысел краба в Беринговом море американские рыбаки?

- Правила промысла основных промысловых видов крабов в восточной части Берингова моря (США) также основаны на «биологических принципах» регулирования. Промысел запрещен в периоды миграционной активности крабов, линьки и размножения.

Например, промышленный лов крабов-стригунов опилио и Бэрда на сезон 2017-2018 годов открывается с 15 октября и закрывается (в зависимости от района промысла) 15-31 мая.

Периоды промышленного лова различных видов «королевских крабов» специфичны для многочисленных районов и подрайонов, но в основном они начинаются с конца августа - октября и заканчиваются в январе - феврале.

При этом нужно учитывать жесткое квотирование промысла и контроль за ним. Когда квота на определенный вид выбрана полностью, его промысел незамедлительно прекращают. Определение квоты происходит с учетом создаваемого промыслового усилия (количества краболовов и выставляемого ими количества ловушек), а также состояния объекта лова - численности промзапаса (промысловых самцов). Соответственно, промысловый период может быть или уменьшен, или увеличен по времени.

- У вас большой опыт морских экспедиций. Вы побывали во всех дальневосточных морях. Довелось ли вам попадать в зимние шторма? Как вы считаете, в чем главная причина таких несчастных случаев, как исчезновение «Востока»? 

- Что касается «Востока», будем надеяться на лучшее. Если рассматривать самую неблагоприятную версию, то судно, скорее всего, стало жертвой стечения обстоятельств. На переходе оно попало в шторм с перепадом температуры. Возможно, обледенело и потеряло остойчивость. При этом отмечу, что подобное может произойти с любым судном, а не только с краболовом.

В 1995 году я работал на судне, которое также следовало через Японское море из порта Кореи во Владивосток. Попали в шторм. Резкий перепад температуры, сильный штормовой ветер сделали свое дело: судно буквально на глазах стало покрываться глыбами льда. Обкалывать лед никто и не собирался, так как штормовые волны перехлестывали палубу судна. На палубе слой льда был местами более 50 сантиметров. Благо до Владивостока добрались на четвертый день и благополучно.

Есть такое понятие «борьба за живучесть судна». Лучше, конечно, где-нибудь спрятаться и переждать непогоду, но до этого места еще и добежать надо. В определенный момент капитан или вахтенный штурман должны принять решение, что предпринять, чтобы спасти судно и экипаж. Момент этот определить достаточно сложно, особенно в штормовых условиях. Если и судно исправно, и все отлаженно работает, то где эта критическая точка отсчета? А ведь судно может исчезнуть с поверхности моря за считанные минуты. Может быть, в большинстве таких случаев все-таки виноват пресловутый «человеческий фактор»?

Кирилл Маренин 

Рыбак Камчатки


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.