Последние публикации

26 Мар 2019
Действуем по закону или по желанию?
26 Мар 2019
Обращение к Ассоциациям и рыбопромышленным компаниям Дальнего Востока
25 Мар 2019
Губернатор Владимир Илюхин: «Мы продолжим оказывать необходимую помощь камчатским рыбопромышленникам по обновлению рыбопромыслового флота, в том числе ориентируясь на судостроительные мощности Дальнего Востока»
25 Мар 2019
Суд признал вылов косаток в 2018 году незаконным
25 Мар 2019
Более 50 рыбопромысловых участков в Ростовской области переданы в пользование на конкурсной основе
25 Мар 2019
О продукции, не соответствующей обязательным требованиям
25 Мар 2019
Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства о кругосветной экспедиции парусных судов Росрыболовства
25 Мар 2019
Идет регистрация на Конференцию о предотвращении ННН-промысла в Арктике
25 Мар 2019
В Николаевске-на-Амуре за незаконный вылов водных биологических ресурсов суд назначил меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа
25 Мар 2019
Дальневосточная квота
25 Мар 2019
Власти Приморья, ученые и коммерсанты подписали соглашение по "китовой тюрьме"
25 Мар 2019
Почти в два раза увеличится господдержка рыбохозяйственного комплекса Ростовской области в текущем году
25 Мар 2019
«АзНИИРХ» консультирует рыболовов-любителей по правилам рыболовства
25 Мар 2019
Общественный совет рассмотрел проект Декларации целей и задач Росрыболовства на 2019 год
25 Мар 2019
Более 75 тонн наваги и минтая не попадут в Рязань из Приморья
25 Мар 2019
Росрыболовство не исключает провокаций, аналогичных задержанию Украиной сейнера "Норд"
25 Мар 2019
Росрыболовство намерено отсрочить введение системы "Гонец" до конца года
25 Мар 2019
В Артеме пресечено хранение и переработка небезопасной рыбной продукции
25 Мар 2019
Аквафермер незаконно перекрыл доступ к морю и возместил ущерб земле на 13 миллионов
25 Мар 2019
В Мурманске выявили браконьерский цех с крабом
25 Мар 2019
Производство товарной рыбы в Мурманской области выросло в 1,5 раза
25 Мар 2019
Губернатор Мурманской области проведет брифинг на фоне слухов об отставке
25 Мар 2019
Вниманию инвесторов: 4-й этап заявочной кампании по предоставлению инвестквот продлится до 30 июня
25 Мар 2019
На Крымском полуострове отпраздновали пятилетие Крымской весны
22 Мар 2019
Крабовое лобби штурмует Госдуму
22 Мар 2019
Решение по незаконному пересечению Госграницы РФ
22 Мар 2019
Решение по браконьеру
22 Мар 2019
WWF и Гринпис: с 1 июля Россия начнет терять защитные леса и рыбные ресурсы
22 Мар 2019
Росрыболовство добивается первоочередного оформления на таможне судовых запчастей
22 Мар 2019
Корюшковая путина на Амуре может быть сорвана
22 Мар 2019
«Рыбная конференция обошла самые злободневные темы»
22 Мар 2019
Современный комплекс по добыче и переработке водных биоресурсов создается в Советско-Гаванском районе
22 Мар 2019
Суда на выбор
22 Мар 2019
Экспорт против импорта: экономическая реальность ДФО за 20 лет
22 Мар 2019
54 тонны китайской скумбрии прибыли в Санкт-Петербург с нарушением ветеринарно-санитарных правил
22 Мар 2019
Чукотка за год увеличила экспорт морепродуктов более чем в два раза
22 Мар 2019
На головной траулер проекта КМТ02 для «Норд Пилигрим» закупается оборудование
22 Мар 2019
Минтруд предложит новую потребкорзину весной 2020 года
22 Мар 2019
Путин провел встречу с врио главы Мурманской области Андреем Чибисом
22 Мар 2019
Андрей Чибис назначен врио губернатора Мурманской области
22 Мар 2019
Россельхознадзор уже с 2020 года может в полном объеме получить полномочия по ветнадзору
22 Мар 2019
В Республике Карелия образован экспертный общественный совет по вопросам развития аквакультуры
22 Мар 2019
Исландские компании готовы инвестировать в судостроение, судоремонт и рыбопереработку в России
22 Мар 2019
Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года
22 Мар 2019
Юрий Трутнев дал старт научной экспедиции «Трансарктика-2019»
21 Мар 2019
Крупная партия наваги задержана в Приморье
21 Мар 2019
Во Владивостоке выявлена реализация небезопасных морепродуктов в одном из торговых павильонов
21 Мар 2019
Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка распределения квот добычи крабов
21 Мар 2019
В Москве рассмотрят вопрос о выделении допфинансирования для судостроительных заводов Хабаровского края
21 Мар 2019
В Приморье откроют два крупных рыбоперерабатывающих завода

Подписка на новости

О реках и хозяевах

1798
Камчатский край

В преддверии общероссийского съезда рыбаков ситуация в рыбной отрасли почему-то накалилась, причем сразу по нескольким направлениям.

Кто-то запустил в ряды рыбаков мнение о возможности возврата к аукционной продаже прав на вылов водных биологических ресурсов (ВБР), начав с крабового сегмента. Кто-то и вовсе заговорил о том, что работающий в отрасли исторический принцип наделения предприятий квотами не так уж и хорош. А кто-то предложил всерьез проанализировать возможность закрепления речных рыбопромысловых участков (РПУ) по принципу «одна река - один РПУ». В народе его называют проще и понятнее - «одна река - один хозяин». На Камчатке эти разговоры, естественно, сосредоточились вокруг лососевых РПУ, отдельные пользователи которых, почуяв угрозу потерь, даже обратились в УФАС с жалобами на действия территориального управления Росрыболовства.

Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию руководителя УФАС по Камчатскому краю Ирину СВЕТЛОВУ.

- Ирина Автономовна, почему сейчас вообще возникла эта тема - «одна река - один РПУ - один хозяин»? Откуда у наших добытчиков лосося такая обеспокоенность?

- В декабре прошлого года в Министерстве сельского хозяйства, подразделением которого является Росрыболовство, состоялось заседание рабочей группы по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса. Участие в нем, кстати, принимали и члены Совета Федерации, и представители ФАС России (как раз специалисты системы проведения конкурентных процедур). Рассматривался вопрос о порядке распределения и использования рыбопромысловых участков, а также исполнения условий их получения. Росрыболовству былопоручено до 20 марта провести анализ финансово-экономических показателей деятельности пользователей РПУ, изучив среднесписочный состав работников, объемы уплаченных налогов, показатели вылова и т. д. Росрыболовство, исполняя поручение, начало собирать информацию у рыбопромышленников. Некоторые из них увидели в этом реальную угрозу конкуренции, заговорили о коррупции, обратились в УФАС.

Хотя эта проблема и тема родились не вчера. По поводу наведения порядка в рыбохозяйственной сфере и сфере использования ВБР есть более ранние поручения Президента. Они касались конкретных структур, которые должны были усилить свою работу в этом направлении и прояснить ситуацию: что происходит с освоением ВБР - почему отрасль ловит много, из года в год увеличивает выловы, а на внутренний рынок рыбы и продукции из нее идет все меньше и меньше?

По этому поручению Президента межведомственными группами на Камчатке уже собран большой объем очень интересной информации. Она еще раз подтвердила то, что рыбопромышленникам невыгодно транспортировать рыбу в центральные регионы страны, потому что логистика очень дорогая, срок получения выручки оттягивается порой на неопределенные сроки, а качество теряется. Именно поэтому рынок средней полосы и центрального региона получает дальневосточную рыбу уже «золотой» и неконкурентноспособной (учитывая цену и процент потери качества) относительно поставок той же Норвегии и рыбаков Северного бассейна.

В собранную информацию вошла самая разная фактура - от имеющихся холодильных мощностей Владивостока, состояния рефконтейнерного состава РЖД, тарифов на перевозки до имеющихся у наших рыбаков препятствий для захода в наш порт и оформления в нем продукции. Вплоть до расчетов потери времени, когда рыбацкие суда ждут освобождения фарватера военными кораблями и лодками. Порт ведь у нас двойного назначения - это тоже нельзя забывать. Это частично дает ответ на вечный вопрос: почему рыбу перегружают в море, а не в порту.

- Я так понимаю, что насыщение внутреннего рынка - это лишь одна сторона вопроса. Государство, обсуждая тему рациональности использования того или иного РПУ, озадачилось еще и вопросом экономической отдачи?

- Конечно. Для государства стало очевидным, что объем рыбы, выловленный здесь, дает вовсе не тот экономический результат, на который оно рассчитывает. Поэтому решили посмотреть: сколько ВБР вылавливается на конкретном участке и сколько этот вылов дает налоговой отдачи, сколько участок дает рабочих мест, сколько обеспечивает семей, какое развитие дает территории, на которой находится, и так далее. То есть, посчитать экономическую и социальную ценность участка, сравнить с его реальной экономической отдачей и сделать выводы - рационально ли используется РПУ тем, за кем его закрепило государство на долгосрочный период. В разрезе этого анализа и было поручено просчитать: какие социально-экономические последствия могут наступить, если крупные предприятия станут пользователями крупных же РПУ («одна река - один хозяин»). Изменится ли рынок продукции, будет ли она активнее поставляться на внутренний рынок, станет ли экономика промысла прозрачнее и результативнее? Так что сейчас - это сбор аналитического материала со стороны Росрыболовства.

- Если государство озаботилось такими вопросами, видимо, далеко не все рыбопромышленники, за которыми сейчас закреплены РПУ, используют их рационально и заботятся об их развитии?

- Это как раз то, что лежит в основе возникшего изучения положения дел. Есть масса всевозможных нарушений правил рыболовства на действующих РПУ. И нет, пожалуй, ни одного прецедента, когда бы в течение прошедших 10 лет за нарушение условий использования участка с кем-то из пользователей Росрыболовство в судебном порядке расторгло бы договор. Хотя, когда в 2008 году участки за пользователями закрепляли на 20 лет, расчет был как раз на то, что хозсубъект получит РПУ в долгосрочное пользование и будет полный порядок. Оказалось, что отнюдь не каждый пользователь собирался этот порядок наводить и поддерживать.

- И все-таки рыбопромышленники активно заволновались, когда Росрыболовство стало рассылать им уведомления с просьбами предоставить информацию о возможных последствиях применения принципа «одна река - один хозяин», увидев в этом угрозу укрупнения участков и их потерю из своего пользования. На ваш взгляд, это реальная угроза?

- Договоры с пользователями о закреплении за ними РПУ подписаны сроком на 20 лет. При любых принимаемых решениях закон обратной силы не имеет, поэтому до срока окончания договоров участки останутся за пользователями. Говорить о применении принципа «одна река - один хозяин» значит говорить о том, что меняется сам принцип определения границ РПУ. То есть, как минимум нам придется изменить уже существующий и утвержденный перечень участков. Как это сделать, если по факту в нем перечислены действующие РПУ?

Для того чтобы изменить эту систему и принцип работы РПУ, нужно поменять сразу несколько серьезных документов - ФЗ «О рыболовстве и сохранении ВБР», порядок проведения конкурсов на пользование РПУ и порядок определения границ РПУ. Плюс посмотреть, как это соотнесется с требованиями Гражданского кодекса и какие наступят юридические последствия. Сформировать новую систему по принципу «одна река - один хозяин» в уже существующих правовых конструкциях можно только в том случае, если появляется какой-то новый участок в виде новой реки, на которой ранее никто не работал. Такой участок можно выставлять на конкурс целиком и смотреть, что из этого получится. В рамках существующего перечня этого сделать невозможно.

- Как показывает практика, в нашем государстве возможно все…

- Именно поэтому рыбопромышленники, которые чуют угрозу потери РПУ, уже сейчас ставят вопрос о возможности компенсационных выплат пользователям, которые останутся без участков, и так далее. И это не безосновательно: они имеют право в этом направлении рассуждать и думать, если уж государство задумывается над возможностью изменить принципы закрепления участков. Причем это даже не привязано к окончанию действия договора. Ведь если рыбак пользовался участком нормально, то на следующем этапе проведения конкурентных процедур он будет иметь преференции в виде итогов своей деятельности: он сможет среди критериев отбора показать и объемы вылова, и количество людей, занятых на работе, и мощности. Все это даст ему хорошие баллы, которые могут быть оценены выше, чем предлагаемая денежная сумма за право пользования участком. То есть, у хорошего промышленника сейчас есть перспектива пользования участком не только до 2028 года (по договору), но и далее при перезаключении новых договоров. Поэтому они и начали сейчас активное обсуждение возможных последствий изменения принципов закрепления РПУ.

- Напомните, каков сейчас порядок закрепления РПУ за пользователем.

- Коротко. Допустим, возникает у нас по факту новый рыбопромысловый участок. Вносятся изменения в перечень - участок получает юридический статус. Уполномоченным органом, проводящим конкурентные процедуры, то есть, конкурс, является Росрыболовство, у нас - территориальное управление. Оно издает приказ на каждый конкурс, готовит документацию и формирует конкурсную комиссию (в нее входят представители краевого минрыбхоза, УФАС, Росрыболовства…). Комиссия принимает заявки от пользователей, в которых указаны мощности, список работников, объемы вылова и размер предлагаемой платы за предоставление участка. На новом участке показатели вылова и работников будут нулевыми, поэтому играют роль предлагаемые мощности и размер суммы. Плата предлагается пользователем один раз (это не аукцион, торговля не предусмотрена) и вносится затем в краевой бюджет.

- Тот порядок закрепления участков, который существует сейчас, с точки зрения антимонопольного законодательства ограничивает конкуренцию? 

- На сегодняшний день этот рынок у нас конкурентный и не несет ни для кого никаких ограничений. Перечень РПУ постоянно меняется. С 2008 года в него было внесено уже 19 изменений. Участки исключались из перечня, добавлялись новые, менялись границы каких-то участков из-за изменения природно-климатических условий (намывы, мели, изменения русла и т. д.). По всем новым участкам проводились конкурентные процедуры их закрепления. В законе о рыболовстве и в порядке организации и проведения конкурса на предоставление права использования РПУ (264 постановление) прописан еще и вопрос концентрации РПУ в границах одного муниципального образования. Предельный процентный параметр пользования РПУ одним хозсубьектом или группой лиц - это 35 процентов. Выше уже нельзя: это будет нарушением условий конкуренции. Что такое группа лиц - это все аффилированные друг другу товарищи: муж-директор, жена-учредитель, дети, братья… У нас в крае по муниципальным образованиям такие группы лиц прорисованы. Это крупные предприятия, которые всем известны, продукцию которых мы все видим и знаем. Но работают они в рамках закона и взять в пользование больше 35 процентов участков не могут.

Нам, как антимонопольному ведомству, хотелось бы, чтобы число участников рынка освоения ВБР было больше. Поэтому для нас принцип «одна река - один хозяин» в первую очередь несет за собой укрупнение долей и ограничение конкуренции.

Беседовала Светлана Соловьева

kam-kray.ru


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Март   <  2019 г.