Последние публикации

26 Мар 2019
Действуем по закону или по желанию?
26 Мар 2019
Обращение к Ассоциациям и рыбопромышленным компаниям Дальнего Востока
25 Мар 2019
Губернатор Владимир Илюхин: «Мы продолжим оказывать необходимую помощь камчатским рыбопромышленникам по обновлению рыбопромыслового флота, в том числе ориентируясь на судостроительные мощности Дальнего Востока»
25 Мар 2019
Суд признал вылов косаток в 2018 году незаконным
25 Мар 2019
Более 50 рыбопромысловых участков в Ростовской области переданы в пользование на конкурсной основе
25 Мар 2019
О продукции, не соответствующей обязательным требованиям
25 Мар 2019
Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства о кругосветной экспедиции парусных судов Росрыболовства
25 Мар 2019
Идет регистрация на Конференцию о предотвращении ННН-промысла в Арктике
25 Мар 2019
В Николаевске-на-Амуре за незаконный вылов водных биологических ресурсов суд назначил меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа
25 Мар 2019
Дальневосточная квота
25 Мар 2019
Власти Приморья, ученые и коммерсанты подписали соглашение по "китовой тюрьме"
25 Мар 2019
Почти в два раза увеличится господдержка рыбохозяйственного комплекса Ростовской области в текущем году
25 Мар 2019
«АзНИИРХ» консультирует рыболовов-любителей по правилам рыболовства
25 Мар 2019
Общественный совет рассмотрел проект Декларации целей и задач Росрыболовства на 2019 год
25 Мар 2019
Более 75 тонн наваги и минтая не попадут в Рязань из Приморья
25 Мар 2019
Росрыболовство не исключает провокаций, аналогичных задержанию Украиной сейнера "Норд"
25 Мар 2019
Росрыболовство намерено отсрочить введение системы "Гонец" до конца года
25 Мар 2019
В Артеме пресечено хранение и переработка небезопасной рыбной продукции
25 Мар 2019
Аквафермер незаконно перекрыл доступ к морю и возместил ущерб земле на 13 миллионов
25 Мар 2019
В Мурманске выявили браконьерский цех с крабом
25 Мар 2019
Производство товарной рыбы в Мурманской области выросло в 1,5 раза
25 Мар 2019
Губернатор Мурманской области проведет брифинг на фоне слухов об отставке
25 Мар 2019
Вниманию инвесторов: 4-й этап заявочной кампании по предоставлению инвестквот продлится до 30 июня
25 Мар 2019
На Крымском полуострове отпраздновали пятилетие Крымской весны
22 Мар 2019
Крабовое лобби штурмует Госдуму
22 Мар 2019
Решение по незаконному пересечению Госграницы РФ
22 Мар 2019
Решение по браконьеру
22 Мар 2019
WWF и Гринпис: с 1 июля Россия начнет терять защитные леса и рыбные ресурсы
22 Мар 2019
Росрыболовство добивается первоочередного оформления на таможне судовых запчастей
22 Мар 2019
Корюшковая путина на Амуре может быть сорвана
22 Мар 2019
«Рыбная конференция обошла самые злободневные темы»
22 Мар 2019
Современный комплекс по добыче и переработке водных биоресурсов создается в Советско-Гаванском районе
22 Мар 2019
Суда на выбор
22 Мар 2019
Экспорт против импорта: экономическая реальность ДФО за 20 лет
22 Мар 2019
54 тонны китайской скумбрии прибыли в Санкт-Петербург с нарушением ветеринарно-санитарных правил
22 Мар 2019
Чукотка за год увеличила экспорт морепродуктов более чем в два раза
22 Мар 2019
На головной траулер проекта КМТ02 для «Норд Пилигрим» закупается оборудование
22 Мар 2019
Минтруд предложит новую потребкорзину весной 2020 года
22 Мар 2019
Путин провел встречу с врио главы Мурманской области Андреем Чибисом
22 Мар 2019
Андрей Чибис назначен врио губернатора Мурманской области
22 Мар 2019
Россельхознадзор уже с 2020 года может в полном объеме получить полномочия по ветнадзору
22 Мар 2019
В Республике Карелия образован экспертный общественный совет по вопросам развития аквакультуры
22 Мар 2019
Исландские компании готовы инвестировать в судостроение, судоремонт и рыбопереработку в России
22 Мар 2019
Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года
22 Мар 2019
Юрий Трутнев дал старт научной экспедиции «Трансарктика-2019»
21 Мар 2019
Крупная партия наваги задержана в Приморье
21 Мар 2019
Во Владивостоке выявлена реализация небезопасных морепродуктов в одном из торговых павильонов
21 Мар 2019
Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка распределения квот добычи крабов
21 Мар 2019
В Москве рассмотрят вопрос о выделении допфинансирования для судостроительных заводов Хабаровского края
21 Мар 2019
В Приморье откроют два крупных рыбоперерабатывающих завода

Подписка на новости

Морской закон: почему в «Океанрыбфлоте» его знают на отлично

2124
Камчатский край

Кадры решают все. Что именно кроется за этой крылатой фразой? Об этом точно знает начальник кадровой службы АО «Океанрыбфлот» Сергей Коргун. Шутка ли - 36 лет на предприятии, из которых 28 лет в море - от матроса до помощника капитана по производству. Уж он точно знает изнутри всю работу слаженного механизма предприятия с 50-летней историей и, кажется, видит насквозь каждого, кто приходит сюда с намерением работать в компании.

Сегодня мы беседуем с Сергеем Владимировичем о плавсоставе. О людях, которые в составе экипажей судов каждый год на несколько месяцев уходят в море и от работы которых во многом зависит и экономика всего предприятия, и качество выпускаемой продукции, и репутация компании, и многое другое

- Серей Владимирович, и в ту пору, когда мы знали «Океанрыбфлот» еще Базой океанического рыболовства, сокращенно называя его БОРом, и сейчас все флотские люди знают, что на судах компании всегда соблюдалась и соблюдается строгая дисциплина и субординация, граничащие с военной. Это всегда несколько отличало суда «Океанрыбфлота»…

- Строго говоря, это не может считаться отличием. Это скорее норма. Ведь работа, поведение и выстраивание взаимоотношений на судах регулируются одним документом - уставом службы на рыбопромысловом флоте, который утвержден приказом Комитета РФ по рыболовству. Этот документ предписывает и регламентирует все требования к работникам, выстраивает субординацию и внутренние взаимоотношения членов экипажа. Никто ни на одном судне ничего не додумывает сам.

- Вы же знаете, как у нас бывает: часто строгость принятых законов смягчается их невыполнением (шутка). Есть компании, где все не так уж и строго, хотя они тоже заняты промышленным рыболовством. Но флот «Океанрыбфлота» никогда не ослаблял требования к работникам. Почему?

- Возможно, тот, кто пренебрегает требованиями устава, просто не знает о том, что его пункты и статьи написаны кровью и ценой жизней моряков и рыбаков. Настоящий флотский человек совершенно четко знает, что как только ты перестаешь чтить устав и соблюдать то, что в нем прописано, обязательно случится какая-нибудь неприятность. И хорошо, если все обойдется мелкими, незначительными неприятностями! Но зачастую именно пренебрежение дисциплиной и требованиями устава приводит к тяжелым последствиям. Было дело, что у нас на флоте гибли люди (это не секрет), были случаи получения достаточно серьезных травм. Было и так, что полностью готовые к выходу в море суда за несколько часов до выхода горели, получали поломки и вынуждены были простаивать в порту до устранения последствий… Все это, как правило, было следствием нарушения каких-то правил. Тот, кто хоть раз стал свидетелем или участником таких событий, уже вряд ли будет пренебрегать уставом. Если бы «Океанрыбфлот» игнорировал его требования, неизвестно, прошли бы мы этот славный полувековой путь.

А устав действительно суров, и требования его многогранны от строжайшего запрета употребления на рабочих местах алкоголя и наркотических веществ до соблюдения всех инструкций и техники безопасности при работе с любыми механизмами и полного подчинения вышестоящему члену экипажа, руководителю.

- Допустим, приходит к вам новый работник, не военный и на рыбацком флоте не работал… Не знает этих требований и правил, но хочет работать. Что с ним делать?

- Никто из новых работников не приходит к нам «чистым листом». У каждого на руках обязательно имеется комплект документов, среди которых медицинские, дающие ему допуск к работе в рядах плавсостава и свидетельство о прохождении первоначального обучения на право занимать в экипаже определенную должность, даже если он идет работать матросом обработки. Проходя это обучение, человек получает начальную подготовку по борьбе за живучесть судна, по вопросам транспортной безопасности и инструктажа, сдает квалификационный экзамен и только потом приходит к нам. А здесь мы у него эти базовые знания проверяем и освежаем. Как только работник оформляется в кадровой службе, мы отправляем его на вводный инструктаж по охране труда, потом его ждет первичный инструктаж, а затем инструктаж на рабочем месте и т. д. Человек постоянно находится в состоянии получения, повторения и пополнения этих знаний. Плюс ко всему для плавсостава периодически проводятся плановые занятия, а если что-то случается на судне, то еще и внеплановые с разбором случившейся ситуации. Таким образом, соблюдение правил оттачивается до автоматизма.

- Раньше в компании было учебное судно «Капитан Редкокаша». На его борту были очень интересные условия для занятий с плавсоставом. Сейчас его нет. Что стало альтернативой?

- Одно время был береговой учебно-тренажерный центр в Петропавловске. В прошлом году он прекратил свою работу, но сейчас новый создают на базе КамчатГТУ. Есть Учебно-курсовой комбинат Камчатского края, есть морской энергетический колледж. Учиться всегда есть где. Командиры проходят достаточно серьезное обучение каждые пять лет. Это делается и для того, чтобы подтвердить свою квалификацию и соответствие должности, и для того, чтобы двигаться вперед и вверх по службе.

- Вот видите, рыбацкий флот - не военный, а старших на нем все-таки принято называть командирами, а их работу службой. Это тоже, наверное, дисциплинирует. Скажите, трудно продвигаться вперед? Можно ли на рыбацком судне стать капитаном, не пройдя нижестоящих должностей?

- Неопытного человека никто и никогда не отправит в море капитаном, вручив ему больше ста человеческих душ экипажа и дорогостоящее судно с промысловым оборудованием. Это невозможно! Это же не праздничный парад! Случайных людей среди наших флотских командиров нет. А передвижение по карьерной лестнице происходит при условии желания самого человека и его успехов в работе. Плюс к этому - характеристик и замечания вышестоящего руководителя перед руководством компании. Если капитан или старпом видят, что их подчиненный 4-й, 3-й или второй помощник капитана справляется со своими обязанностями на отлично и проявляет интерес к тому, что делают вышестоящие командиры, значит он способен двигаться дальше. Почему бы ему не дать такую возможность? Силком толкать наверх того, кого устраивает одна занимаемая им должность, никто не будет. Но только тот, кто хочет в командиры и ничего для этого не делает, тоже наверх не пройдет. На флоте ведь каждый человек на виду, и оценивают его по поступкам, знаниям…

- Ну вот знаешь ты на пять теорию, все инструкции наизусть, можешь сам провести инструктаж, знаешь и соблюдаешь субординацию, пришел работать в «Океанрыбфлот» всерьез и надолго. Но! Не умеешь искать рыбу, ловить ее, обрабатывать… Кто тебя всему этому научит?

- А это уже преемственность поколений и передача опыта от старших и опытных младшим. Разберем ситуацию на примере судоводителя. Если на судно попадает молодой штурман (4-й помощник капитана), что он видит в первую очередь? Работу старпома и капитана, опытных рыбаков, которые ищут рыбу и облавливают ее - ставят трал, ведут его… Становясь третьим помощником, он уже сам включается в эту работу под их руководством. Вот так и набирается опыт. Став старпомом, он уже все это делает самостоятельно и начинает учить молодых. Все это становление происходит годами: набивается рука, приобретается чутье, накапливается опыт и совершенствуются навыки. Так, лет за 10 получается настоящий рыбак, который при желании уже может стать и капитаном. Точно так же проходят свой путь становления и механики, и траловые мастера, и мастера обработки. Приходит молодой салага, который не знает, как рыбу в ячейки рыбообрабатывающей машины укладывать - головой налево или направо, брюхом кверху или на бочок. Всегда есть смена плавсостава, и всегда есть те, кто пришел в первый раз. И, конечно, тот, кто работает давно, объясняет и показывает все на пальцах этим новичкам. Этим традициям десятки лет, и они будут всегда, потому что ни одно учебное заведение тебя этому не научит, нет таких тренажеров… Все идет от простого к сложному, от старшего к младшему. Теория без практики мертва. На нашем флоте этот процесс бесконечен. И, конечно, честь и хвала тем работникам, которые, пусть иногда и с крепким соленым словцом, но очень доходчиво учат молодых настоящей работе. Потому что это во многом обеспечивает выход качественной продукции в хорошем объеме, а значит, и хороший заработок.

- Сколько сейчас плавсостава работает на предприятии?

- Около трех тысяч человек. Единовременно в море находится около 1 500 человек. 14 судов с экипажами почти в сто человек каждый. Плюс транспортный флот - пять судов с экипажами по 25 человек. Плюс резерв порядка 900 человек и курсанты, которых мы принимаем на прохождение практики. Уже шесть лет у нас проходят практику курсанты почти всех учебных заведений страны, причем не только рыбной промышленности, но и транспортного флота.

- С ними, наверное, особенно сложно?

- Мы это называем в шутку «добро пожаловать во взрослую жизнь». Здесь двоек и пятерок не ставят, родителей не вызывают, лентяев не терпят - это мы говорим курсантам сразу. Или ты работаешь и зарабатываешь, или ты ленишься и остаешься с тем, что заслужил. Все строго и по-взрослому.

Мы уже добились того, что учебные заведения, с которыми у нас устоялись отношения (Санкт-Петербургский рыбопромышленный колледж, Астраханский рыбопромышленный колледж, астраханский филиал ВГАВТ, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Каспийский институт морского и речного транспорта и другие), зная наши требования, заранее проводят с курсантами работу так, что ребята знают, что их ждет в «Океанрыбфлоте». Они морально подготовлены, поэтому среди них почти не бывает отказников или тех, кто позорил бы свое училище.

Желающих пройти практику именно у нас в год бывает свыше 900 человек, а взять мы можем только 150. Поэтому к нам отбирают лучших.

- Откуда так много желающих? Наш «Океанрыбфлот» стал лучшей базой практики в стране?

- Это результат работы компании. Если сначала мы курсантов завлекали к себе на практику, но родители и преподаватели опасались отправлять учащихся за тридевять земель, то теперь ребята, которые здесь уже отработали и вернулись в свои училища, привезли с собой не только мнение об «Океанрыбфлоте», но и весомый аргумент в виде заработка. Так пошла обратная волна информации, став лучшей агитацией. За шесть лет работы с нами Санкт-Петербургский рыбопромышленный колледж от хронического недобора курсантов перешел к тому, что сейчас у них конкурс на морские специальности 6 человек на место. Потому что и курсанты, и их родители знают, что, поступив в этот колледж и пройдя практику у нас, курсант имеет возможность получить не только диплом об окончании учебного заведения и хороший для материка заработок, но и самое главное - рабочий диплом. А он уже выдается на базе теории и практики и дает право получения работы на флоте в любой точке мира.

- Интересно, что вы тесно сотрудничаете с учебными заведениями других городов. А как же наш КамчатГТУ?

 

- Раскачали мы и его, хотя это было не просто. После новогодних каникул ушел в море наш транспорт и увез с собой 7 практикантов из КамчатГТУ. Проблема организации плавательной практики была в том, что сроки формирования экипажей и экспедиций у нас опираются на природный фактор, который не поддается регулированию, и правила рыболовства. А КамчатГТУ формирует свои учебные планы по своим соображениям. В итоге получалось так, что курсанты КамчатГТУ во время формирования экспедиции сдавали сессию, а потому не могли попасть к нам на практику. Сессия заканчивалась, начиналась практика, а флот уже укомплектован и вышел в море. Сейчас КамчатГТУ организовал учебный процесс так, что сессию курсанты могут сдать досрочно.

- Ребята приезжают, проходят практику, уезжают. А потом возвращаются работать?

- Конечно. Оканчивают училище, служат в армии и возвращаются. Желающих вернуться достаточно много, 50-60%, но принимаем мы не всех, а по потребности компании. Поэтому и здесь мы имеем возможность выбрать лучших.

- То есть, кадровый голод в прошлом?

- В целом сейчас его нет, но и не в его отсутствии цель нашей работы. Специалисты должны быть лучшими - вот это главное. К этому мы стремимся. Не просто заполнить кадрами вакансии (это не так уж сложно), а найти тех, кто будет квалифицирован, с желанием совершенствоваться, работать на общий результат и быть интересным для компании на перспективу. Возможность выбора есть - и это хорошо.

- Есть еще один аспект, пройти мимо которого невозможно. И даже самая высокая квалификация специалистов не позволит этого сделать. Судно в море, на борту около ста человек, несколько месяцев одни и те же лица, ежедневая работа… В чьих руках моральный климат экипажа? К кому можно пойти и «поплакаться в жилетку», если уж совсем невмоготу?

 

- Несколько месяцев в море - это, конечно, не просто. Поэтому среди моряков и рыбаков, повторю, нет случайных людей. Хотя это все равно проще, чем служба в армии. Территорию воинской части не покинешь, иначе - ты дезертир. А на судне можно, например, отказаться от работы и, как бы это ни было неприятно для работодателя, он обязан доставить тебя на берег. Право на репатриацию и эвакуацию предусмотрено законодательством. Такие случаи бывают.

Другое дело, что, если экипаж работает достаточно долго и в целом становится слаженным, он сам отторгает тех, кто мешает эффективно работать и мирно жить. Избавляется, как от инородного тела, от людей случайных, не вписывающихся в него, ленивых, конфликтных, агрессивных… Случается, что такие люди списываются прямо в рейсе либо дорабатывают до конца рейса и больше не возвращаются в коллектив. Это такой естественный отбор, который регулирует моральный климат в экипаже.

Ну а если кому-то в экипаже становится совсем тяжело, то, конечно, такой человек не остается наедине со своими проблемами. Можно прийти «поплакаться» к доктору, можно к старпому и в самом крайнем случае - к капитану. Капитан отвечает за все, в том числе за моральное состояние экипажа. Он выслушает, разберется в ситуации, посоветует что-то. Еще раз объясняю, что в море один за всех и все за одного. Повар накормил чем-то некачественным - слег экипаж; рулевой совершил неправильный маневр - потеряли или порвали трал; механик не досмотрел за одним из узлов механизма или агрегатом - судно потеряло ход… Примеров может быть много. Суть их одна - мера ответственности каждого человека определяет успех всей команды, а значит, и всей компании. Все отвечают за то, как работает один, и от работы одного зависит общий результат. Таков морской закон. И права на ошибки здесь нет ни у кого, потому что море их не прощает.

Беседовала Светлана Соловьёва

Рыбак Камчатки

 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Март   <  2019 г.