Последние публикации

18 Июл 2018
Баренцевоморское медведевское «кошмаривание» рыбаков
18 Июл 2018
Пелагическая путина: общий вылов достиг 7,7 тыс. тонн, что в 5 раз превышает уровень прошлого года
18 Июл 2018
Барк «Крузенштерн»: Из Свиноустья в Эсбьерг на парусную регату
18 Июл 2018
ВАРПЭ рассматривает вопрос о проведении Всероссийской чрезвычайной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода
13 Июл 2018
На Сахалине будут судить бывшего председателя рыбколхоза имени Ленина, который в течение года не платил зарплату работникам
13 Июл 2018
На Шикотане разрешена добыча горбуши рыбаками-любителями
13 Июл 2018
Студенты Дальрыбвтуза отправились на лососевую путину
13 Июл 2018
Из Калининградского морского рыбного порта барк «Крузенштерн» отправится в свой очередной рейс
13 Июл 2018
Цены на чилийского лосося в США и Бразилии продолжают снижаться
13 Июл 2018
Норвегия рассчитывает резко увеличить поставки лосося в Китай
13 Июл 2018
Норвежский атлантический лосось на 27-й неделе незначительно вырос в цене
13 Июл 2018
В приказ Минсельхоза по оформлению ветдокументов внесены нужные для аквакультуры изменения
13 Июл 2018
Экипажи рыбопромысловых судов: аукционы на вылов краба «убьют» рыбную отрасль и обанкротят предприятия
13 Июл 2018
Отраслевой ВУЗ Росрыболовства ждет новых студентов
12 Июл 2018
Вылов горбуши на Сахалине и Курилах в эту путину может в два раза превысить прогнозы

Подписка на новости

Морской закон: почему в «Океанрыбфлоте» его знают на отлично

1593
Камчатский край

Кадры решают все. Что именно кроется за этой крылатой фразой? Об этом точно знает начальник кадровой службы АО «Океанрыбфлот» Сергей Коргун. Шутка ли - 36 лет на предприятии, из которых 28 лет в море - от матроса до помощника капитана по производству. Уж он точно знает изнутри всю работу слаженного механизма предприятия с 50-летней историей и, кажется, видит насквозь каждого, кто приходит сюда с намерением работать в компании.

Сегодня мы беседуем с Сергеем Владимировичем о плавсоставе. О людях, которые в составе экипажей судов каждый год на несколько месяцев уходят в море и от работы которых во многом зависит и экономика всего предприятия, и качество выпускаемой продукции, и репутация компании, и многое другое

- Серей Владимирович, и в ту пору, когда мы знали «Океанрыбфлот» еще Базой океанического рыболовства, сокращенно называя его БОРом, и сейчас все флотские люди знают, что на судах компании всегда соблюдалась и соблюдается строгая дисциплина и субординация, граничащие с военной. Это всегда несколько отличало суда «Океанрыбфлота»…

- Строго говоря, это не может считаться отличием. Это скорее норма. Ведь работа, поведение и выстраивание взаимоотношений на судах регулируются одним документом - уставом службы на рыбопромысловом флоте, который утвержден приказом Комитета РФ по рыболовству. Этот документ предписывает и регламентирует все требования к работникам, выстраивает субординацию и внутренние взаимоотношения членов экипажа. Никто ни на одном судне ничего не додумывает сам.

- Вы же знаете, как у нас бывает: часто строгость принятых законов смягчается их невыполнением (шутка). Есть компании, где все не так уж и строго, хотя они тоже заняты промышленным рыболовством. Но флот «Океанрыбфлота» никогда не ослаблял требования к работникам. Почему?

- Возможно, тот, кто пренебрегает требованиями устава, просто не знает о том, что его пункты и статьи написаны кровью и ценой жизней моряков и рыбаков. Настоящий флотский человек совершенно четко знает, что как только ты перестаешь чтить устав и соблюдать то, что в нем прописано, обязательно случится какая-нибудь неприятность. И хорошо, если все обойдется мелкими, незначительными неприятностями! Но зачастую именно пренебрежение дисциплиной и требованиями устава приводит к тяжелым последствиям. Было дело, что у нас на флоте гибли люди (это не секрет), были случаи получения достаточно серьезных травм. Было и так, что полностью готовые к выходу в море суда за несколько часов до выхода горели, получали поломки и вынуждены были простаивать в порту до устранения последствий… Все это, как правило, было следствием нарушения каких-то правил. Тот, кто хоть раз стал свидетелем или участником таких событий, уже вряд ли будет пренебрегать уставом. Если бы «Океанрыбфлот» игнорировал его требования, неизвестно, прошли бы мы этот славный полувековой путь.

А устав действительно суров, и требования его многогранны от строжайшего запрета употребления на рабочих местах алкоголя и наркотических веществ до соблюдения всех инструкций и техники безопасности при работе с любыми механизмами и полного подчинения вышестоящему члену экипажа, руководителю.

- Допустим, приходит к вам новый работник, не военный и на рыбацком флоте не работал… Не знает этих требований и правил, но хочет работать. Что с ним делать?

- Никто из новых работников не приходит к нам «чистым листом». У каждого на руках обязательно имеется комплект документов, среди которых медицинские, дающие ему допуск к работе в рядах плавсостава и свидетельство о прохождении первоначального обучения на право занимать в экипаже определенную должность, даже если он идет работать матросом обработки. Проходя это обучение, человек получает начальную подготовку по борьбе за живучесть судна, по вопросам транспортной безопасности и инструктажа, сдает квалификационный экзамен и только потом приходит к нам. А здесь мы у него эти базовые знания проверяем и освежаем. Как только работник оформляется в кадровой службе, мы отправляем его на вводный инструктаж по охране труда, потом его ждет первичный инструктаж, а затем инструктаж на рабочем месте и т. д. Человек постоянно находится в состоянии получения, повторения и пополнения этих знаний. Плюс ко всему для плавсостава периодически проводятся плановые занятия, а если что-то случается на судне, то еще и внеплановые с разбором случившейся ситуации. Таким образом, соблюдение правил оттачивается до автоматизма.

- Раньше в компании было учебное судно «Капитан Редкокаша». На его борту были очень интересные условия для занятий с плавсоставом. Сейчас его нет. Что стало альтернативой?

- Одно время был береговой учебно-тренажерный центр в Петропавловске. В прошлом году он прекратил свою работу, но сейчас новый создают на базе КамчатГТУ. Есть Учебно-курсовой комбинат Камчатского края, есть морской энергетический колледж. Учиться всегда есть где. Командиры проходят достаточно серьезное обучение каждые пять лет. Это делается и для того, чтобы подтвердить свою квалификацию и соответствие должности, и для того, чтобы двигаться вперед и вверх по службе.

- Вот видите, рыбацкий флот - не военный, а старших на нем все-таки принято называть командирами, а их работу службой. Это тоже, наверное, дисциплинирует. Скажите, трудно продвигаться вперед? Можно ли на рыбацком судне стать капитаном, не пройдя нижестоящих должностей?

- Неопытного человека никто и никогда не отправит в море капитаном, вручив ему больше ста человеческих душ экипажа и дорогостоящее судно с промысловым оборудованием. Это невозможно! Это же не праздничный парад! Случайных людей среди наших флотских командиров нет. А передвижение по карьерной лестнице происходит при условии желания самого человека и его успехов в работе. Плюс к этому - характеристик и замечания вышестоящего руководителя перед руководством компании. Если капитан или старпом видят, что их подчиненный 4-й, 3-й или второй помощник капитана справляется со своими обязанностями на отлично и проявляет интерес к тому, что делают вышестоящие командиры, значит он способен двигаться дальше. Почему бы ему не дать такую возможность? Силком толкать наверх того, кого устраивает одна занимаемая им должность, никто не будет. Но только тот, кто хочет в командиры и ничего для этого не делает, тоже наверх не пройдет. На флоте ведь каждый человек на виду, и оценивают его по поступкам, знаниям…

- Ну вот знаешь ты на пять теорию, все инструкции наизусть, можешь сам провести инструктаж, знаешь и соблюдаешь субординацию, пришел работать в «Океанрыбфлот» всерьез и надолго. Но! Не умеешь искать рыбу, ловить ее, обрабатывать… Кто тебя всему этому научит?

- А это уже преемственность поколений и передача опыта от старших и опытных младшим. Разберем ситуацию на примере судоводителя. Если на судно попадает молодой штурман (4-й помощник капитана), что он видит в первую очередь? Работу старпома и капитана, опытных рыбаков, которые ищут рыбу и облавливают ее - ставят трал, ведут его… Становясь третьим помощником, он уже сам включается в эту работу под их руководством. Вот так и набирается опыт. Став старпомом, он уже все это делает самостоятельно и начинает учить молодых. Все это становление происходит годами: набивается рука, приобретается чутье, накапливается опыт и совершенствуются навыки. Так, лет за 10 получается настоящий рыбак, который при желании уже может стать и капитаном. Точно так же проходят свой путь становления и механики, и траловые мастера, и мастера обработки. Приходит молодой салага, который не знает, как рыбу в ячейки рыбообрабатывающей машины укладывать - головой налево или направо, брюхом кверху или на бочок. Всегда есть смена плавсостава, и всегда есть те, кто пришел в первый раз. И, конечно, тот, кто работает давно, объясняет и показывает все на пальцах этим новичкам. Этим традициям десятки лет, и они будут всегда, потому что ни одно учебное заведение тебя этому не научит, нет таких тренажеров… Все идет от простого к сложному, от старшего к младшему. Теория без практики мертва. На нашем флоте этот процесс бесконечен. И, конечно, честь и хвала тем работникам, которые, пусть иногда и с крепким соленым словцом, но очень доходчиво учат молодых настоящей работе. Потому что это во многом обеспечивает выход качественной продукции в хорошем объеме, а значит, и хороший заработок.

- Сколько сейчас плавсостава работает на предприятии?

- Около трех тысяч человек. Единовременно в море находится около 1 500 человек. 14 судов с экипажами почти в сто человек каждый. Плюс транспортный флот - пять судов с экипажами по 25 человек. Плюс резерв порядка 900 человек и курсанты, которых мы принимаем на прохождение практики. Уже шесть лет у нас проходят практику курсанты почти всех учебных заведений страны, причем не только рыбной промышленности, но и транспортного флота.

- С ними, наверное, особенно сложно?

- Мы это называем в шутку «добро пожаловать во взрослую жизнь». Здесь двоек и пятерок не ставят, родителей не вызывают, лентяев не терпят - это мы говорим курсантам сразу. Или ты работаешь и зарабатываешь, или ты ленишься и остаешься с тем, что заслужил. Все строго и по-взрослому.

Мы уже добились того, что учебные заведения, с которыми у нас устоялись отношения (Санкт-Петербургский рыбопромышленный колледж, Астраханский рыбопромышленный колледж, астраханский филиал ВГАВТ, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Каспийский институт морского и речного транспорта и другие), зная наши требования, заранее проводят с курсантами работу так, что ребята знают, что их ждет в «Океанрыбфлоте». Они морально подготовлены, поэтому среди них почти не бывает отказников или тех, кто позорил бы свое училище.

Желающих пройти практику именно у нас в год бывает свыше 900 человек, а взять мы можем только 150. Поэтому к нам отбирают лучших.

- Откуда так много желающих? Наш «Океанрыбфлот» стал лучшей базой практики в стране?

- Это результат работы компании. Если сначала мы курсантов завлекали к себе на практику, но родители и преподаватели опасались отправлять учащихся за тридевять земель, то теперь ребята, которые здесь уже отработали и вернулись в свои училища, привезли с собой не только мнение об «Океанрыбфлоте», но и весомый аргумент в виде заработка. Так пошла обратная волна информации, став лучшей агитацией. За шесть лет работы с нами Санкт-Петербургский рыбопромышленный колледж от хронического недобора курсантов перешел к тому, что сейчас у них конкурс на морские специальности 6 человек на место. Потому что и курсанты, и их родители знают, что, поступив в этот колледж и пройдя практику у нас, курсант имеет возможность получить не только диплом об окончании учебного заведения и хороший для материка заработок, но и самое главное - рабочий диплом. А он уже выдается на базе теории и практики и дает право получения работы на флоте в любой точке мира.

- Интересно, что вы тесно сотрудничаете с учебными заведениями других городов. А как же наш КамчатГТУ?

 

- Раскачали мы и его, хотя это было не просто. После новогодних каникул ушел в море наш транспорт и увез с собой 7 практикантов из КамчатГТУ. Проблема организации плавательной практики была в том, что сроки формирования экипажей и экспедиций у нас опираются на природный фактор, который не поддается регулированию, и правила рыболовства. А КамчатГТУ формирует свои учебные планы по своим соображениям. В итоге получалось так, что курсанты КамчатГТУ во время формирования экспедиции сдавали сессию, а потому не могли попасть к нам на практику. Сессия заканчивалась, начиналась практика, а флот уже укомплектован и вышел в море. Сейчас КамчатГТУ организовал учебный процесс так, что сессию курсанты могут сдать досрочно.

- Ребята приезжают, проходят практику, уезжают. А потом возвращаются работать?

- Конечно. Оканчивают училище, служат в армии и возвращаются. Желающих вернуться достаточно много, 50-60%, но принимаем мы не всех, а по потребности компании. Поэтому и здесь мы имеем возможность выбрать лучших.

- То есть, кадровый голод в прошлом?

- В целом сейчас его нет, но и не в его отсутствии цель нашей работы. Специалисты должны быть лучшими - вот это главное. К этому мы стремимся. Не просто заполнить кадрами вакансии (это не так уж сложно), а найти тех, кто будет квалифицирован, с желанием совершенствоваться, работать на общий результат и быть интересным для компании на перспективу. Возможность выбора есть - и это хорошо.

- Есть еще один аспект, пройти мимо которого невозможно. И даже самая высокая квалификация специалистов не позволит этого сделать. Судно в море, на борту около ста человек, несколько месяцев одни и те же лица, ежедневая работа… В чьих руках моральный климат экипажа? К кому можно пойти и «поплакаться в жилетку», если уж совсем невмоготу?

 

- Несколько месяцев в море - это, конечно, не просто. Поэтому среди моряков и рыбаков, повторю, нет случайных людей. Хотя это все равно проще, чем служба в армии. Территорию воинской части не покинешь, иначе - ты дезертир. А на судне можно, например, отказаться от работы и, как бы это ни было неприятно для работодателя, он обязан доставить тебя на берег. Право на репатриацию и эвакуацию предусмотрено законодательством. Такие случаи бывают.

Другое дело, что, если экипаж работает достаточно долго и в целом становится слаженным, он сам отторгает тех, кто мешает эффективно работать и мирно жить. Избавляется, как от инородного тела, от людей случайных, не вписывающихся в него, ленивых, конфликтных, агрессивных… Случается, что такие люди списываются прямо в рейсе либо дорабатывают до конца рейса и больше не возвращаются в коллектив. Это такой естественный отбор, который регулирует моральный климат в экипаже.

Ну а если кому-то в экипаже становится совсем тяжело, то, конечно, такой человек не остается наедине со своими проблемами. Можно прийти «поплакаться» к доктору, можно к старпому и в самом крайнем случае - к капитану. Капитан отвечает за все, в том числе за моральное состояние экипажа. Он выслушает, разберется в ситуации, посоветует что-то. Еще раз объясняю, что в море один за всех и все за одного. Повар накормил чем-то некачественным - слег экипаж; рулевой совершил неправильный маневр - потеряли или порвали трал; механик не досмотрел за одним из узлов механизма или агрегатом - судно потеряло ход… Примеров может быть много. Суть их одна - мера ответственности каждого человека определяет успех всей команды, а значит, и всей компании. Все отвечают за то, как работает один, и от работы одного зависит общий результат. Таков морской закон. И права на ошибки здесь нет ни у кого, потому что море их не прощает.

Беседовала Светлана Соловьёва

Рыбак Камчатки

 


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.