Последние публикации

22 Фев 2018
Международный дальневосточный морской салон — 2018 пройдет во Владивостоке
22 Фев 2018
В Правительство направлен пакет поправок к перечню объектов для прибрежного рыболовства
22 Фев 2018
Ловись, «золотая» рыбка
22 Фев 2018
Российские рыбаки осваивают глубоководный промысел
22 Фев 2018
Морской обмен: Курсанты будут проходить практику на парусниках Росрыболовства и Морской академии Гдыни
22 Фев 2018
Более 13 млн икринок пеляди и 2 млн икринок омуля подготовят для зарыбления водоемов Иркутской области
22 Фев 2018
Утверждено положение о Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций Росрыболовства
22 Фев 2018
Данные торгов на оптовом рынке Цукидзи (Токио, Япония) 26.01.18. - 01.02.18
22 Фев 2018
Атлантический лосось в Норвегии на 5-й неделе года подешевел
22 Фев 2018
Норвегия увеличила экспорт сельди, но сократила продажи скумбрии
22 Фев 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 09.02.2018-15.02.2018
22 Фев 2018
Поставки китайской тиляпии в США продолжают сокращаться
22 Фев 2018
Китай вводит запрет на рыбную ловлю в Хуанхэ
22 Фев 2018
Перуанский экспорт рыбной продукции в 2017 году вырос почти на 32%
22 Фев 2018
Оборот рыбной отрасли в 2018 году может вырасти до 320-325 млрд
22 Фев 2018
Размышления к Съезду: совпадут ли ожидания властей и рыбаков на Съезде?
21 Фев 2018
О возврате инспекторами Управления Россельхознадзора 28 тонн сардинеллы в Мавританию
21 Фев 2018
О попытке ввоза в Свердловскую область 112 кг красной икры с грубым нарушением ветзаконодательства
21 Фев 2018
СахНИРО изучает уловы рыбаков-любителей
21 Фев 2018
Сахалинская программа стимулирования жилстроя показала низкую эффективность
21 Фев 2018
С начала года сахалинские браконьеры получили штрафы на сумму 267 тысяч рублей
21 Фев 2018
Лосось на Сахалине и Курилах стал на 40% недоступнее
21 Фев 2018
Более 1100 тонн наваги добыли подледными ловушками компании западного Сахалина
21 Фев 2018
В 2017 году сахалинские рыбопромышленники добыли на 676 тонн кукумарии больше, чем в 2016
21 Фев 2018
Охотоморская путина: рыбаки добыли более 343 тыс. тонн минтая
21 Фев 2018
На парусниках «Седов» и «Крузенштерн» идут плановые ремонтные работы
21 Фев 2018
В Томской области создано собственное генетически чистое маточное стадо сибирского осетра
21 Фев 2018
В Мурманске пройдет семинар по внедрению Портала Отраслевой системы мониторинга
21 Фев 2018
Росрыболовство предлагает жителям Бурятии вместо добычи и переработки омуля заняться восстановлением его запасов
21 Фев 2018
В Подмосковье реализуют проект по строительству кластера индустриальной аквакультуры
21 Фев 2018
О мужестве отчаянных парней
21 Фев 2018
Проректор АГТУ Сергей Бастрыкин стал финалистом конкурса «Лидеры России» и получил образовательный грант
21 Фев 2018
К борьбе с браконьерством на Амуре активно подключается общественность
21 Фев 2018
Ученые предлагают осваивать новые ценные объекты промысла – глубоко зарывающиеся моллюски
21 Фев 2018
Дальневосточный совет по промысловому прогнозированию: в 2019 году вылов на Дальнем Востоке может составить 4 млн тонн
21 Фев 2018
Точка невозврата
21 Фев 2018
В 2018 году впервые с 1989 года будут выполнены съемки глубоководной части Охотского моря
21 Фев 2018
Как «чиновники-коммерсанты» агропромышленного комплекса России совмещают приятное с полезным. Часть 2
21 Фев 2018
На Шикотане появится современный рыбоперерабатывающий завод
21 Фев 2018
В Москве открылась XVIII сессия Смешанной Российско-Исландской комиссии по рыбному хозяйству
21 Фев 2018
О понятиях «рыбное хозяйство» и «рыбохозяйственный комплекс»
21 Фев 2018
Уточняется возможный ущерб водным биоресурсам при разливе нефтепродуктов в Ангару
21 Фев 2018
Михаил Иваник провел совещание по итогам работы отрасли в Азово-Черноморском бассейне в 2017 году
21 Фев 2018
Более половины жителей Владивостока считают, что рост цен ра рыбу вызван накрутками посредников
20 Фев 2018
Приморские СМИ спекулируют на теме пропавшего судна «Восток»
20 Фев 2018
Теперь мы знаем их в лицо
20 Фев 2018
Перспективы дальневосточного промысла обсудили в ТИНРО-Центре на совете по промысловому прогнозированию
20 Фев 2018
ВС РФ: глазированную мороженую рыбу вразвес нужно продавать без учета веса ледяной глазури
20 Фев 2018
Более 2000 тонн трубача добыли рыбаки Сахалинской области в ушедшем году
20 Фев 2018
Узбекистан: На развитие рыбной отрасли в Бухарской области выделят 100 млрд сумов

Подписка на новости

Евгений Новоселов: «Судьба предприятия зависит от коллектива»

331
Камчатский край

1 апреля 1968 года начальник Камчатрыбпрома Василий Калёнов издал приказ, согласно которому было организовано Управление океанического рыболовства. Так началась история одного из наиболее крупных, значимых и уважаемых рыболовецких предприятий нашей страны – «Океанрыбфлота».

Предлагаем вашему вниманию беседу корреспондента газеты «Рыбак Камчатки» с генеральным директором ПАО «Океанрыбфлот» Евгением Новосёловым.

– Евгений Аликович, «Океанрыбфлот» – одна из немногих рыбацких компаний, созданных в советское время, которая выжила в 1990-х и продолжает развитие. В чем его секрет? Почему такие организации, как УТРФ, не выстояли, ведь все оказались в равных условиях, когда СССР прекратил существование?

– Судьба предприятия зависит в первую очередь от коллектива. «Океанрыбфлоту» повезло, что в те годы здесь работали люди, которые не дали его разорить. Во главе компании тогда стоял Валерий Викторович Топчий. Ему и его команде пришлось очень тяжело. Адаптация к новым реалиям шла болезненно. Все прежние планы, наработки, методы управления быстро устаревали. Флот был нацелен на работу в Мировом океане, но наше присутствие там сокращалось. Квот не хватало. Большие автономные траулеры шли в море с правом выловить лишь по 1,5 тысячи тонн минтая за рейс. Считаю, что выжить компания смогла только благодаря умелому руководству и выдержке рыбаков.

Важно было не только сохранить предприятие, но и создать возможности для его развития. И это уже заслуга новых акционеров, которые пришли в компанию в 2002 году. Это был очередной переломный момент для отрасли. От распределения рыбных ресурсов государство перешло к их продаже. Нужно было покупать квоты на аукционах, одновременно ремонтируя флот, техническое состояние которого достигло критической отметки. И та, и другая задачи требовали больших финансовых затрат. Акционерам пришлось многим рискнуть, чтобы найти эти средства. В результате была проведена модернизация судов. Они получили второе дыхание. Например, БАТМ «Иртышск» когда-то выходил в море с одним работающим двигателем из двух, его готовили к продаже в качестве металлолома. А теперь он – один из наших лучших добытчиков.

Когда в Охотском море началась минтаевая экспедиция 2003 года, квота на каждое судно составила примерно 6 тысяч тонн минтая. Некоторые капитаны к тому времени уже отвыкли от таких объемов. «Океанрыбфлот» стал наращивать добычу и переработку. Теперь вылов в 10 тысяч тонн за рейс для наших экипажей – уже норма.

Когда в 2003 году рыбацкие предприятия получили ресурс на пять лет, исходя из своей промысловой истории, появились стабильность, ясная перспектива. В 2008 году квоты были закреплены за предприятиями по историческому принципу на 10-летний период. Это послужило стимулом для дальнейшего роста отрасли, для инвестиций. За 10 лет сделано немало. Сегодня «Океанрыбфлот» добывает порядка 290 тысяч тонн водных биоресурсов ежегодно, если считать также вылов и переработку в партнерстве с другими компаниями. В 1990-х такие цифры показались бы нереальными.

Скоро предстоит очередное наделение ресурсами рыбопромышленных предприятий. Надеемся, что государство сохранит правила, по которым отрасль живет и развивается сегодня.

– Несмотря на перемены, которые произошли за четверть века, «Океанрыбфлот» остался верен многим традициям. На ваших судах с советских лет поддерживается почти военная дисциплина. Это дань уважения прошлому либо производственная необходимость?

– Без дисциплины флота быть не может. Человек, далекий от морской профессии, даже не представляет, насколько серьезную подготовку проходит моряк перед промысловой экспедицией. Кроме основных документов, подтверждающих квалификацию, в обязательном порядке требуются медицинская книжка, сертификаты, подтверждающие начальную подготовку по вопросам безопасности, удостоверение личности моряка. Также постоянно проводится инструктаж по технике безопасности. Он включает несколько этапов – от пожарной безопасности до правил поведения на воде в случае ЧС, все это необходимо знать, ведь море не любит легкомысленного отношения к себе. Моряки в рейсе во всех ситуациях должны действовать как единый, хорошо отлаженный механизм – и во время работы, и в случае непредвиденных ситуаций. Для нас главное – жизнь и здоровье людей, безопасность мореплавания и безаварийная работа в море. Так было и будет всегда.

– Вы наверняка слышали такой упрек в адрес вашего предприятия: мол, зарабатываете исключительно поставками сырца за границу, не развиваете глубокую переработку, игнорируете нужды отечественного потребителя. Есть ли здесь доля истины?

– Я с этим не могу согласиться. У нас нет ни возможности, ни необходимости создавать береговую переработку. С тем набором ресурсов, который рассредоточен в разных районах промысла, причем значительно удаленных от порта Петропавловска-Камчатского, нам не подходит этот вид деятельности. 70 процентов нашего вылова – минтай. Перерабатывать его на берегу экономически не эффективно. Мы развиваем переработку в море, производим на судах большой ассортимент продукции (прежде всего, филейную группу). На протяжении последних 4 лет наращиваем ее поставки на внутренний рынок. Начинали с 500 тонн, хотя и на такой небольшой объем было трудно найти покупателя по всей России. Сильную конкуренцию нам составляла продукция из Китая, которая была дешевле, но значительно хуже нашей: она была буквально напичкана фосфатами, глазурью и веществами, удерживающими влагу, что дает дополнительный вес и снижает качество продукта. Более того, китайские производители делали филе из нашего замороженного сырца, и это уже был продукт вторичной заморозки, что тоже сказывалось на качестве конечного продукта.

Потом российские покупатели распробовали и по достоинству оценили наш продукт, так как он соответствует всем требованиям и по вкусу, и по качеству. В 2017 году «Океанрыбфлот» поставил на внутренний рынок порядка 17 тысяч тонн филе минтая и сельди, кальмара. Этот показатель продолжает расти.

– Все бы хорошо, но цена кусается. Почему-то водные биоресурсы, которые добываются на Камчатке, стоят здесь порой дороже, чем в столице.

– К сожалению, не мы определяем розничные цены. Что касается Камчатки, мы отдаем нашу продукцию в местные торговые сети с 20-процентной скидкой. Если бы они добавили эти 20 процентов к своей цене, то и сами бы получали нормальный доход, и наша продукция была бы по карману всем камчатцам. Но посредники умножают цену чуть ли не в три раза. Например, мы отдаем им кальмара по 160–180 рублей за килограмм, а они продают его по 400–460 рублей. Я сам хожу по магазинам и удивляюсь такой ценовой политике. Мы добываем в море, перерабатываем на судовых заводах сырец, привозим на берег готовый продукт, отдаем по приемлемой цене, но в магазине наш товар становится «золотым». Свои торговые точки открыть мы не можем: для этого у нас не настолько широкий ассортимент. В магазине должен быть широкий выбор, 50–60 позиций. А если продавать в рознице только филе минтая или филе кальмара, то бизнеса не получится.

– Недавно российские СМИ сообщили о намерении «Океанрыбфлота» приобрести две приморские компании «Дальинторг» и «Огни Востока». Что даст вашему предприятию эта сделка?

– Сделка уже состоялась. «Дальинторг» и «Огни Востока» находятся в процессе присоединения к «Океанрыбфлоту». Их квоты увеличат ресурсную базу нашего предприятия и всей рыбацкой Камчатки примерно на 26 тысяч тонн. Это позволит создать на нашем флоте до ста новых рабочих мест.

Сделка решила проблему нехватки квот на вылов минтая и сельди Охотского моря, которую ранее испытывал «Океанрыбфлот». Теперь мы сможем более рационально распределить силы между Охотским и Беринговым морями.

– У многих «Океанрыбфлот» ассоциируется, прежде всего, с большими автономными траулерами советской постройки. Сегодня это ваша главная ударная сила, но их ресурс не вечен. Что придет им на смену?

– Все наши суда регулярно проходят ремонт, переоборудование. Они соответствуют всем требованиям безопасности мореплавания и охраны труда. Но их ремонт обходится все дороже. Эффективность этого флота уже не так высока, как хотелось бы. Пришло время его обновлять. По заказу нашей компании одно из проектных бюро разрабатывает проект нового судна с учетом рекомендаций и опыта наших специалистов, работающих на промысле. Это будет крупнотоннажник, чуть больше БАТМа и с большей эффективностью. Когда проектная документация будет полностью готова, объявим тендер на строительство. Через 2–3 года получим первые суда нового типа. Посмотрим, как они покажут себя в работе, после чего продолжим программу обновления флота.

– Вопрос в том, кто будет работать на этих судах. Количество камчатцев, работающих в рыбной отрасли полуострова, падает. Приходится привлекать трудовую силу из других регионов. Насколько это серьезная проблема?

– Действительно, на флот приходит все меньше камчатцев. Когда я учился в нашей «мореходке», на практику ежегодно отправлялось по 150 человек. В конце 2017 года к нам на практику пришло всего лишь 13 студентов. Но несмотря на избыток высококвалифицированных специалистов, желающих пойти в минтаевую экспедицию на наших траулерах; несмотря на то, что это самый благоприятный по заработку период, когда на флоте вакансий практически не остается, мы все же взяли в рейс всех курсантов. Ведь нужно думать о будущем, готовить смену, им где-то нужно на практике постигать искусство судовождения, изучать вживую механизмы судна. У нас и так кадровая проблема вызывает беспокойство. Речь не только о нехватке рабочих рук. Современная техника требует специалистов более высокого уровня, чем тот, который предлагает сегодня рынок труда.

Как я уже сказал, по нашему заказу разрабатывается новый проект судов. Проектант предложил нам полностью безвахтенное обслуживание машинного отделения. Мы не решились пойти на это, потому что такой класс автоматики требует специалистов очень высокой квалификации, а найти их трудно. Но я не считаю ситуацию безнадежной. Сегодня среди тех, кто учится морским специальностям, среди наших практикантов есть талантливые энергичные ребята. Будем делать все, чтобы привлечь их в нашу компанию. Надеюсь, они продолжат ее историю.

Вопросы задавал Сергей Николаев

rybak.kam-kray.ru


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
 <  Февраль   <  2018 г.