Последние публикации

20 Апр 2018
Арестованы рыбаки с жаберными сетями
20 Апр 2018
Ковтун назвала заблуждением мнение, что треска должна стоить дешевле курицы
20 Апр 2018
Максим Воробьев продал 44,7% "Русской рыбопромышленной компании" Глебу Франку
20 Апр 2018
Экипаж "Норда" обеспечен питанием, жильем и юридической поддержкой
20 Апр 2018
Иркутская область увеличит объемы искусственного воспроизводства байкальского омуля
20 Апр 2018
В Вологодской области начался сезон добычи черной икры
20 Апр 2018
В сахалинской прокуратуре поговорили о состоянии законности в сфере добычи водных биоресурсов
20 Апр 2018
10 тысяч тонн гижигинско-камчатской сельди добыла группа сахалинских судов в Охотском море
20 Апр 2018
К побережью Александровск-Сахалинского района подходят скопления мойвы
20 Апр 2018
Почти 480 тонн колючего краба выделено для добычи компаниям Сахалинской области
20 Апр 2018
На Итурупе началась малая путина
20 Апр 2018
Утвержден протокол аукциона от 2-3 апреля по распределению инвестквоты на строительство судов для Северного бассейна и заводов на Дальнем Востоке
20 Апр 2018
Создание современного морского терминала в порту Петропавловск-Камчатский идет по графику
20 Апр 2018
Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук посетил учебно-тренажерный центр КамчатГТУ
20 Апр 2018
Росрыболовством сформирован реестр осетровых хозяйств
20 Апр 2018
Норвежский экспорт снежного краба резко упал
20 Апр 2018
Апрельская рыбалка на Тихой, Халмовитке и Аваче
20 Апр 2018
Норвегия в марте снизила экспорт королевского краба
20 Апр 2018
Цены на норвежского атлантического лосося на 15-й неделе вновь снизились
20 Апр 2018
Поймай удачу на спиннинг!
20 Апр 2018
В США не пустили индийские креветки с сальмонеллой
20 Апр 2018
Круглый стол на тему «Будущее рыбной отрасли: электронные аукционы или «исторический принцип»
20 Апр 2018
Севастопольский и Ялтинский морские порты - в числе лучших российских
19 Апр 2018
Оптовые цены на морепродукты (сырец) во Вьетнаме 30.03.18 – 05.04.18
19 Апр 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Нью-Бэдфорда
19 Апр 2018
Цены на морского ежа на оптовом рынке Цукидзи
19 Апр 2018
Снижение мировых цен беспокоит индийских экспортёров креветки.
19 Апр 2018
На юго-западном побережье Сахалина мойву отпугнул шторм
19 Апр 2018
Предпринимателям Южно-Сахалинска представили нового руководителя департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка
19 Апр 2018
Главы Камчатки и Сахалина обсудили проблемы промысла транзитных лососей в районе Северных Курил
19 Апр 2018
На одном языке: рестораторы включились в программу продвижения русской рыбы
19 Апр 2018
Если значительная часть бизнеса не будет внесена в «Меркурий», в стране может начаться ажиотаж, дефицит и рост продуктовых цен
18 Апр 2018
Предприниматель во Владивостоке попался на реализации потенциально небезопасных морепродуктов
18 Апр 2018
В Тюменской области нарастили производство водных биоресурсов
18 Апр 2018
Массовый ход корюшки в реках Северо-Запада ожидают через неделю-две
18 Апр 2018
Компания из Южной Кореи намерена построить на юге Сахалина судоверфь
18 Апр 2018
Вылов сельди в Охотском море с начала года составил 87,5 тыс. тонн
18 Апр 2018
Нелегальной рыбной продукции закроют доступ в HoReCa
18 Апр 2018
АНОНС: Seafood Expo Global: Руководитель Росрыболовства откроет работу отраслевого стенда на крупнейшей европейской выставке в Брюсселе
18 Апр 2018
На барк «Седов» прибыли курсанты из Ейска
18 Апр 2018
Трансляция онлайн: Круглый стол «Русские рыбные сезоны: формируя вкусы рынка»
18 Апр 2018
Камчатский губернатор поручил усилить меры по противодействию незаконной добыче и обработке водных биоресурсов в период путины 2018 года
18 Апр 2018
Чебаркульский рыбозавод рекомендовали к внесению в Реестр РФ
18 Апр 2018
Губернатор Марина Ковтун приняла председателя КС «Севрыба», почетного гражданина Мурманской области Вячеслава Зиланова по его просьбе
18 Апр 2018
На стройке рыбного рынка в Южно-Сахалинске вспыхнул пожар
18 Апр 2018
Южнокорейская компания хочет построить верфь на Сахалине
18 Апр 2018
Руководители холмских рыбоводных заводов считают несправедливым выход на аукционы на общих основаниях
18 Апр 2018
В Томаринском районе растут объемы добычи мойвы
18 Апр 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 14-я неделя 2018 г
18 Апр 2018
Вьетнам в первом квартале увеличил доходы от экспорта креветок

Подписка на новости

«Удобным» флагам должно стать неудобно в наших водах

649
Камчатский край

– Роман Евгеньевич, основная категория морских браконьеров – шхуны под иностранными («удобными») флагами. Наш суд, как правило, признает их капитанов виновными в незаконной добыче природных ресурсов, превышении полномочий. Нередко их вина остается недоказанной, и они избегают наказания. Почему им не предъявляют обвинение, которое лежит на поверхности, – нарушение госграницы? Ведь эти суда вошли в российские воды без разрешения.

– В отношении обвинений за нарушение законодательства о государственной границе Российской Федерации необходимо отметить, что государственная граница проходит в 12 морских милях от берега, а суда под «удобными» флагами в большинстве случаев задерживаются в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В тех случаях, когда браконьерское судно все же задерживается в пределах 12-мильной зоны, капитан и юридическое лицо привлекаются к административной ответственности. Привлечение членов экипажа задержанных судов к уголовной ответственности за указанное нарушение осуществляется лишь в случае, когда они являются гражданами другого государства, так как в соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Утверждение о том, что вина нарушителей в незаконной добыче природных ресурсов остается недоказанной, является неверным, так как за последние годы судами не было вынесено ни одного оправдательного приговора. Даже в случае задержания судна-нарушителя без водных биоресурсов на борту капитан и юридическое лицо привлекаются к административной ответственности.

– После задержания «подфлажника» нам сообщают, что у него на борту нет технических средств контроля. Значит ли это, что вы не можете зафиксировать заход судна-нарушителя в экономзону России? Если да – то в наши воды также бесконтрольно могут зайти суда с диверсантами и террористами, с оружием и наркотиками на борту?

– Да, так называемые «подфлажники» при входе в исключительную экономическую зону и территориальное море Российской Федерации не имеют на борту технические средства контроля. Более того, при выходе за пределы исключительной экономической зоны государств, где они, как правило, базируются (Южная Корея, КНР, КНДР), данные суда отключают еще и систему обеспечения безопасности в море – АИС, использование которой обязательно на территории большинства иностранных государств. За нарушение правил ее использования там предусмотрены значительные денежные штрафы.

Данная система, к сожалению, не является обязательной для использования в исключительной экономической зоне и в территориальном море Российской Федерации. Несомненно, что оснащение подобного типа судов в обязательном порядке техническими средствами контроля значительно бы повысило эффективность применения сил и средств пограничного управления для пресечения данного вида противоправной деятельности.

В силу объективных причин мы не можем раскрывать формы и методы работы пограничного управления по противодействию «подфлажным» судам, но на примере итогов нашей работы вы можете сами сделать вывод о том, что мы справляемся с этой проблемой и без обязательной установки на эти суда технических средств контроля.

В целом мы видим определенный потенциал в обязательном оснащении иностранных судов, ведущих деятельность в исключительной экономической зоне и территориальном море Российской Федерации, техническими средствами контроля. Однако данный вопрос затрагивает целый ряд аспектов как международного, так и российского законодательства. Полагаем целесообразным обсудить его с рыбацким сообществом ДФО и выработать предложения для направления их в соответствующие органы.

Гипотетически на «подфлажных» судах могут перемещаться через границу запрещенные к обороту на территории Российской Федерации предметы и вещества, но надо отдать должное, что нами пока таких фактов не зафиксировано. При этом данная угроза постоянно нами рассматривается в ходе организации деятельности управления.

Пока что эти суда представляют ярко выраженную угрозу безопасности судоходству, как подтверждение – катастрофа «подфлажного» судна «Адекс», на котором в феврале 2016 года погибли 16 наших соотечественников.

– Не секрет, что реальными хозяевами «подфлажников» являются российские граждане. Арест отдельных судов не подрывает их бизнеса. Неужели нет никакой возможности доказать причастность этих людей к незаконному промыслу? Ведь пока организаторы остаются без наказания, ваша работа по задержанию исполнителей не изменит ситуацию кардинально.

– Да, в большинстве случаев преступный бизнес сформирован и управляется гражданами Российской Федерации, большая часть из которых нам известна. Также нам известно, что инвестирование в организацию незаконного промысла в наших водах (от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов США в год) осуществляют заинтересованные иностранные преступные организации. В интересах деятельности управления мы считаем нецелесообразными огласку их имен на данном этапе. Особенности российского и международного законодательства требуют проведения колоссальной работы по сбору доказательной базы об их участии в преступном процессе и самого главного – тесной международной координации правоохранительных органов. В настоящий момент мы активизируем работу по данной проблематике и активно подключаем к ней наших зарубежных коллег.

Дополнительно хотим отметить, что будем искренне благодарны за любую помощь, оказанную неравнодушными гражданами в вопросе сбора доказательной базы об организованном характере данной преступной деятельности по проблематике ННН-промысла. Сведения могут быть предоставлены как в открытой, так и в конфиденциальной форме. Для этого достаточно позвонить нам по телефону 8 (415-2) 43-94-30 или написать по адресу электронной почты пограничного управления mail@svpubo.ru.

– По вашим оценкам, сколько преступных групп на Дальнем Востоке занимается организацией незаконного промысла краба? Сколько «подфлажников» заходит в зону ответственности вашего управления ежегодно?

– По нашим данным, в настоящее время в зоне ответственности управления действуют 4 устойчивые трансграничные преступные группы, ими в разное время года используется до 10 «подфлажных» судов. Организаторы преступной деятельности тесно координируют ее между собой (как правило, на участке находится одновременно не более 2 «подфлажников»).

– В 2015 году ваше управление применило вертолетную технику для задержания браконьерских шхун в Охотском море, что оказалось более эффективным, чем использование патрульных судов. После чего нелегальные добытчики стали перемещаться в Берингово море, в районы, менее доступные для вертолетов. По вашим данным, какое количество браконьерского флота перешло из Охотского моря в Берингово? Какие ответные меры последуют со стороны вашего управления?

– Да, мы фиксируем смещение основного района обнаружения «подфлажных» судов в акваторию западной части Берингова моря. Полагаем, что руководители преступных групп наивно думают, что здесь у них будут шансы вольготно нарушать природоохранное законодательство. Спешим уведомить их, что подобная тактика действий не останется безнаказанной. Мы уже активизировали работу с 17 районом БОХР США, результатом чего стало обнаружение в январе этого года «подфлажного» судна Virile с крабом на борту.

В результате работы, проделанной пограничным управлением, 22 июня 2017 года Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении собственника судна M/V «Virile», иностранной компании North-cargo-servise-SA (адрес регистрации: Belize City, Belize, P. O. Box 1777, Withfield Tower, third floor, 4792 Coney Drive), судовладелец признан виновным в правонарушении, предусматривающем ответственность по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере стоимости водных биоресурсов 27 377 145,6 рубля с конфискацией промыслового судна M/V «Virile» в доход государства как орудия совершения административного правонарушения.

Как нам известно, лидер организованного преступного сообщества, которому было подконтрольно указанное судно, понес значительные финансовые и репутационные потери.

Пользуясь случаем, выражаем на страницах вашего издания благодарность руководству и личному составу 17 района БОХР США за оказанную поддержку. Без вашей помощи, коллеги, нам бы пришлось значительно труднее. Рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Еще одно «подфлажное» судно «Генезис» в мае 2017 года также было выявлено в акватории Берингова моря вблизи нашей исключительной экономической зоны, однако незаконный груз на его борту отсутствовал. В этот раз оно продолжило свой «мирный» путь, но мы рассчитываем на скорую повторную встречу.

Одним из последних задержанных «подфлажных» судов в Беринговом море стала РШ «SP-101», на которой обнаружено и выпущено в естественную среду обитания более 7 тонн живого краба.

Как вы видите, несмотря на перемещение нелегальных добытчиков водных биологических ресурсов в районы, труднодоступные для вертолетной техники, задержание «подфлажников» происходит регулярно.

– В этом году ваше управление заключило соглашение с Союзом рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, согласно которому рыбацкое сообщество обязалось сообщать вам о «подфлажниках», если таковые появятся в районах промысла. Выполняется ли это обязательство? Существуют ли аналогичные соглашения в других регионах Дальнего Востока?

– Такое соглашение между ПУ ФСБ России по восточному арктическому району и Союзом рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки было заключено, и на сегодняшний день оно действует. Вместе с тем в период действия соглашения информация от рыбопромышленников об обнаружении «подфлажных» судов в зоне ответственности нашего пограничного управления не поступала. О наличии таких соглашений в других регионах Дальнего Востока нам не известно.

– Вашему управлению не раз приходилось задерживать браконьерские суда, которые ранее уже попадали под арест, конфискацию, а затем посредством торгов или договоров аренды возвращались на промысел. Считаете ли вы целесообразным продавать или отдавать в аренду суда (прежде всего «подфлажники»), которые были задержаны и изъяты за браконьерскую деятельность?

– То обстоятельство, что задержанные суда после конфискации возвращаются на промысел, свидетельствует о неэффективности системы торгов. При таких обстоятельствах продажа, а тем более передача в аренду таких судов нецелесообразна.

В ряде стран существует практика безусловной утилизации конфискованных судов. Она является, возможно, более эффективной для борьбы с браконьерством.

– Еще во время вашей службы в Мурманске началась «миграция» краболовного флота с Камчатки в Баренцево море в зону НЕАФК. По вашим оценкам, сколько таких судов пришло работать в Баренцево море? На ваш взгляд, какие условия привлекли их в эти районы? Обмениваетесь ли вы с мурманскими коллегами информацией об этих судах?

– Такая ситуация действительно существовала и была связана с отсутствием каких-либо ограничений по ведению рыболовства в открытой части Баренцева моря. Для работы туда перешли 12 краболовных судов. Разумеется, в целях совершенствования своей работы по охране водных биологических ресурсов мы обмениваемся информацией с мурманскими коллегами.

– В 2016 году ситуация в зоне НЕАФК изменилась. Ее шельф признан российским. А Норвегия перестала признавать квоты на вылов краба, полученные в странах Балтии. Есть ли риск, что это заставит суда типа «Камчатского лосося», «Волка Арктики», «Карлы Фей» вернуться в Охотское море и заняться прежней, не совсем легальной деятельностью?

– Да, ваши предположения верны. Схема воровства краба в акватории Баренцева моря уже не приносит значительного дохода, и ее организаторы решили вернуться в Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн Российской Федерации. Нам известно о перемещении ряда этих судов в порты КНР и Южной Кореи. Часть из них вновь ушла под иностранные флаги. Мы прогнозируем высокую вероятность попыток повторно приступить к расхищению российских природных богатств данными судами и готовы к пресечению таких попыток.

– 1 января 2017 года минсельхоз утвердил новый список технических средств контроля (ТСК), разрешенных к установке на рыболовном флоте. Судя по тому, что погранслужба требует дополнительной пломбировки ТСК во избежание несанкционированного доступа со стороны экипажа, вы не доверяете технике из данного списка и считаете возможным ее взлом. Это верное предположение?

– Вами верно отмечено, что список технических средств контроля, применяемый на судах рыбопромыслового флота, утвержден Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Этим же ведомством определяется и порядок оснащения судов техническими средствами контроля (приказ от 13 июля 2016 г. № 294).

Частью «б» статьи 5 указанного порядка определено, что судовладелец при оснащении судна ТСК обеспечивает защиту от несанкционированного доступа путем опломбирования корпусов блоков ТСК с гарантированным препятствованием вскрытию или подключению дополнительных устройств без нарушения пломб с целью исключения возможности искажения передаваемых данных, указанных в рапорте о позиции судна, изменения идентификаторов и режимов работы ТСК.

Таким образом, необходимость опломбирования ТСК является требованием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а пограничные органы лишь контролируют соблюдение указанного требования пользователями водных биологических ресурсов как одного из условий осуществления рыболовства.

– В прошлом году ваше управление задержало у берегов Камчатки семь судов, которые вели запрещенный дрифтерный лов лосося. Однако квоты на добычу лосося в море никто не отменял. Известно ли вам, вернутся ли на промысел упомянутые суда, какие орудия лова они будут применять?

– Полагаем, что данные суда указанным типом противоправной деятельности больше заниматься не будут. Кроме того, четыре из пяти пока по-прежнему находятся под арестом на период проведения следственных действий. Однако мы располагаем информацией о проработке вопроса возможности ведения дрифтерного промысла с использованием ряда других судов. При этом опять предполагается использовать ситуацию с отсутствием конкретики в описании разрешенных орудий лова в правилах рыболовства. Мы держим этот вопрос под пристальным вниманием.

– В феврале этого года председатель совета директоров компании «Витязь-авто» Игорь Редькин в интервью сайту «Рыба Камчатского края» заявил, что рыболовецкие компании нашего региона, осуществляющие промысел лосося, сдают в субаренду свои рыбопромысловые участки браконьерам, которые таким образом легализуют свой незаконный промысел. По словам Игоря Редькина, «практически весь крупный браконьерский промысел легализовался». Можно ли это расценивать как сообщение о преступлении? Располагаете ли вы информацией о подобной «легализации» браконьерства?

– Нам о такой схеме браконьерства ничего не известно. С юридической точки зрения слова Игоря Редькина невозможно расценивать как сообщение о преступлении, так как в данном высказывании отсутствуют процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления. Если же господин Редькин располагает фактами совершения правонарушений или преступной деятельности, то его прямая обязанность как законопослушного гражданина – сообщить о таких фактах в правоохранительные органы.

– Браконьерством мы обычно считаем промысел, который ведется без разрешения, без квот. Допустим, некая компания лоббирует квоту на тот или иной ресурс, которая превышает его возможности и грозит ему истреблением. Допустим также, что отраслевая наука, которая не всегда объективна в своих решениях, согласовывает такую квоту, после чего флот на законных основаниях выходит на промысел. Можно ли это считать браконьерством?

– С точки зрения действующего законодательства Российской Федерации описанную вами ситуацию нельзя считать браконьерством. Очевидно, что в ней содержатся признаки, позволяющие отнести ее к преступлениям коррупционной направленности, однако оценка правомерности выводов отраслевой науки не входит в круг обязанностей пограничных органов.

Вопросы задавал Кирилл МАРЕНИН

«Рыбак Камчатки»


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Апрель   <  2018 г.