Последние публикации

20 Июл 2018
Почему так в России гудят рыбаки
20 Июл 2018
Полицию просят «принять эффективные меры» по борьбе с браконьерами на Камчатке
20 Июл 2018
На Камчатке у водителя машины изъяли более 400 кг браконьерской рыбы
20 Июл 2018
В Смирныховском районе стартовала выдача путевок рыболовам-любителям
20 Июл 2018
Россельхознадзор идет навстречу российским экспортерам
20 Июл 2018
Промышленные объекты компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» могли быть причастны к гибели сельди в заливе Пильтун
20 Июл 2018
Владивосток готовится встречать первые в этом году уловы иваси и скумбрии
20 Июл 2018
Российская нерка для японского рынка в этом году стала дороже
20 Июл 2018
Американский экспорт снежного краба в мае вырос почти на 30%
20 Июл 2018
США увеличили экспорт горбуши более чем вдвое
19 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
19 Июл 2018
20 июля на Северной верфи состоится церемония закладки ярусолова для рыбаков Карелии
19 Июл 2018
Специалисты обсудили критерии оценки эффективности лососевых рыбзаводов на Дальнем Востоке
19 Июл 2018
Состоялся первый электронный аукцион по аквакультурным участкам: цена лота выросла в 22 раза – до 15,2 млн рублей
19 Июл 2018
Завершается работа по созданию проекта ветеринарных правил для рыбоводов
19 Июл 2018
Лососевая путина: к берегам Камчатки начались массовые подходы горбуши
19 Июл 2018
Виктор Черепов, вице-президент РСПП: «Отмена «исторического принципа» в рыбной отрасли – это поворотный момент, который затрагивает экономику всей страны.
19 Июл 2018
75 кг икры изъято у браконьеров на западе Камчатки
19 Июл 2018
Будьте как дома
19 Июл 2018
На реке Быстрой задержано трое браконьеров
19 Июл 2018
Сетной бизнес
18 Июл 2018
Баренцевоморское медведевское «кошмаривание» рыбаков
18 Июл 2018
Пелагическая путина: общий вылов достиг 7,7 тыс. тонн, что в 5 раз превышает уровень прошлого года
18 Июл 2018
Барк «Крузенштерн»: Из Свиноустья в Эсбьерг на парусную регату
18 Июл 2018
ВАРПЭ рассматривает вопрос о проведении Всероссийской чрезвычайной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников

Подписка на новости

«Волна Иваси». Готовы ли к ней рыбаки Дальнего Востока?

1301
Камчатский край
Председатель краевого союза родовых семейных рыболовецких общин «Кизвизвэч» Яна Ермилина подготовила аналитический материал, посвященный проблеме реанимации промысла дальневосточных сардин (сельдь-иваси) на Камчатке.  
Для справки, Яна Ермилина коренная жительница Камчатки. Ее семья тесно связана с морем - отец ходит в море более 43 лет, муж работает в море рефмехаником, старший сын тоже рефмеханик, а младший сын учится в КГТУ на судомеханика и тоже планирует связать свою жизнь с морем.
 
«Важнейшая промысловая рыба.
В конце 1980-х годов мировые уловы достигали 5,4 млн.тонн. После многолетнего отсутствия дальневосточная сардина (сельдь-иваси) возвращается к берегам Камчатки. Этот вид рыб уже около 20 лет не появлялся у западного побережья острова в связи со значительным сокращением численности после 1990–1991 годов.
По мнению специалистов, обнаружение дальневосточной сардины у берегов Камчатского края этой осенью можно рассматривать как первые признаки некоторого роста численности этой рыбы. По какой-то причине ее косяки проходят раз в 30 лет, вот тогда и идет ее массовый вылов, т. е. рыба появляется циклически, и следующий цикл ожидается в 2020-е годы (японцы занимаются определением ее появления). Собранные материалы позволяют науке обосновать увеличение возможного вылова. Тем не менее, очевидно, что уже в ближайшем будущем необходимо будет проводить специализированные съемки для получения более полной информации о состоянии популяции этого объекта и перспективах промысла. Конечно же, при выделении на решение этих задач соответствующего финансирования и заинтересованности рыбаков.
А когда-то промысел иваси считался «золотым». Одним из лидеров в добыче этой рыбы были камчатские рыбаки. Объединенный среднетоннажный флот УПФ КМПО (позднее преобразованного в акционерное общество «Акрос») начал осваивать промысел иваси в 1976 году. Коллектив сумел освоить его в кратчайшие сроки, а закупочная цена на этот объект (до 50 руб. за центнер) позволила значительно улучшить прибыльность добычи. Начав учиться промыслу у сахалинцев, рыбаки объединенного флота скоро обогнали своих учителей.
Флотилия была большая: работало по 200–300 судов: РСы, большие и маленькие СТРы, СРТМы. Среди них – около 15 судов объединенного флота УПФ КМПО. Для облова иваси применяли кошельковые невода, другие предприятия облавливали ее и тралом. Ловили в японской зоне, в районе Сахалина, Приморья, Южных Курил.
Лучше всего иваси ловилась на восходе и заходе солнца. Но чаще ловили ее круглые сутки. Часть судов ходили на промысел иваси круглый год, часть – только летом: начинали зимой в Охотском море на минтае, а летом переходили или на сайру, или на иваси. Часть судов необходимо было держать на промысле иваси и зимой, чтобы они отслеживали, где находятся скопления этой рыбы. Зимой приходилось идти в зону Северной Кореи, где начинался промысел. Там уловы были слабенькие, по 10–30 тонн за замет. Чтобы выловить много рыбы, приходилось чаще делать заметы. Когда же иваси переходила в японскую зону, здесь скопления были больше и уловы повыше.
Флотилия была большая, и нужно было всегда держаться за флотом, отслеживать информацию, следить за передвижениями скоплений, оперативно переходить туда, где были лучшие уловы. Хорошо ловили те, кто лучше ориентировался в промысле иваси. Многое зависело от мастерства капитанов и опыта акустиков. И такие капитаны, наработавшие за много лет опыт и навыки в промысле иваси, были.
Сейчас, во-первых, нет соответствующего добывающего флота – часть списали, а то, что осталось, переоборудовали под другие виды промыслов. Во-вторых, стоимость одного кошелькового невода, которым ловили иваси в 90-е годы, велика. Кто при наличии достаточной сырьевой базы станет вкладывать деньги в такую рыбалку? И, наконец, кадровая причина. Нет кадров - «кошелькистов», способных вести такой промысел. Скорее всего, современный промысел иваси будет ориентирован на прибрежный лов, в том числе и ставными неводами летом и осенью, в период нагула этой рыбы, когда она сама будет заходить в невода.
Выловленная рыба достигает величины более 16 см. На плавбазах, куда сдавали уловы, делали из иваси консервы, пресервы, которые можно было найти в магазинах, – дефицитом они не были. До сих пор в заливе Петра Великого и на побережье северного Приморья сохранились бетонные чаны для засолки дальневосточной сардины.
Думаю, этот промысел был очень важным. Ведь минтай в то время стоил недорого, и прибыль от реализации продукции из него была небольшой. Иваси была гораздо дороже и облавливалась в большом количестве. Поэтому для любого предприятия этот промысел был очень выгодным. Команда выражала огромный интерес и азарт, т.к. была и материальная сторона – когда вылавливали тонн 200–300 и сразу сдавали на плавбазу, заработок на пай у каждого моряка приличный появлялся. Можно было 1 000 руб. за день заработать, а тогда это были серьезные деньги. К сожалению, в 1992 году промысел этого «золотого» объекта полностью прекратился. А рыба была денежная, давала большую прибыль предприятию. В дальнейшем пришлось переходить на другие виды – минтай, треску, сайру, камбалу, но таких доходов уже не было. После ухода иваси вспомнили, что в море так же водятся камбала, навага, минтай, терпуг. Однако теперь доминирующее положение занимали: камбала - 9,0 тыс. т, минтай - 5,0 тыс. т, около 4,0 тыс. т приходилось на сельдь, 2,5 тыс. т - на навагу и около 3,0 тыс. т - на другие виды рыб: корюшку, красноперку, мойву, терпуг. Соответственно при промысле иваси в бюджет поступали приличные отчисления в виде налогов.
Сейчас самая большая проблема будет в отсутствии плавбаз, крупнотонажного флота. В то время их было до 40 в экспедиции, каждая принимала от 200 до 1 000 тонн. И даже при этом их мощностей на приемке не хватало, когда иваси было много. Проблема была не поймать иваси, а сдать. Сейчас же плавбаз практически нет!
- Готовы ли рыбаки и промышленность Дальневосточного региона в целом и Камчатка в частности к волне прихода иваси?
К приходу иваси, надо готовиться заранее! Предстоит большая организационная работа, поскольку промысел придется начинать с нуля. Конечно, учитывая масштабы добычи 80-х годов, опыт накоплен огромный. Это касается и способов лова, и производства продукции. Однако воспользоваться этим богатым опытом крайне сложно – слишком большие изменения произошли в рыбном хозяйстве, мировом рыболовстве и отечественной экономике.
- В нынешних условиях главный вопрос связан с рынком: какую продукцию выносить на рынок?
Пресервы, как и соленая продукция, в больших объемах в перспективе уже не будут представлять серьезного интереса для внутреннего и тем более внешнего рынков. К тому же, в отличие от 80-х годов, большой вылов иваси с лихвой покрывает потребности в сырье для производства такой продукции. В данной ситуации, скорее, более полезен международный опыт, в частности японский. Во время пика вылова иваси (около 3 млн. тонн) японцы направляли большую часть сырья на производство кормовой муки и жира – продуктов, роль которых в современном рыбном хозяйстве постоянно растет. Стремительно развивающаяся мировая аквакультура требует соответствующих объемов кормов, основой которых служит рыбная мука. Цены на муку на мировом рынке имеют тенденцию к росту, поэтому в плане экономики производства мука успешно конкурирует с пищевой рыбной продукцией. Возможная ориентация на производство муки снимет высокие требования к качеству сырья, существовавшие при производстве пресервов и консервов. Иваси очень нежная рыба, легко деформируется при облове, что служит ограничением к ее траловому промыслу. Можно предположить, что таких ограничений уже не будет.
Надо отметить, что «пришествие» иваси реально повлияет на решение таких масштабных рыбохозяйственных проблем, как увеличение поставок рыбопродукции на внутренний рынок и развитие береговой переработки. В отличие от основных объектов промысла – минтая, трески, лососей, – направленных на рынки стран Юго-Восточной Азии, иваси будет облавливаться рыбаками этих стран, скорее всего в больших объемах, чем российскими из-за отсутствия рыбодобывающего флота, прибрежной переработки и т.д. Это южная рыба, и ее экспорт проблематичен. Поскольку часть вылова, возможно, и большая, будет обеспечиваться прибрежным, более дешевым, промыслом, вполне реально рассчитывать на относительно дешевую, а значит и более доступную для отечественного потребителя продукцию.
Подход иваси к берегам, по опыту прошлых лет, несомненно, оживит прибрежное рыболовство, в первую очередь Камчатского края, и позволит загрузить перерабатывающие предприятия свежим, незамороженным сырьем.
Иваси требует специфичного промыслового оборудования, которого нет у многих пользователей. Однако, когда будут известны объемы, предприятия смогут решить, будут ли они обзаводиться кошельковыми орудиями лова и новыми судами».
 

Яна Ермилина


Информ 24
 

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.