Последние публикации

17 Окт 2017
Приморские рыбаки вышли в море на промысел иваси
17 Окт 2017
Экспорт норвежского лосося 02.10.17-08.10.17
17 Окт 2017
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 41-я неделя 2017 г
17 Окт 2017
До конца года на Дальнем Востоке рыбаки могут добыть ещё 894 тыс. тонн водных биоресурсов
17 Окт 2017
В Черногории начала работу очередная сессия Генеральной Комиссии по рыболовству в Средиземном море
16 Окт 2017
Митинг памяти погибших моряков и рыбаков пройдёт в Петропавловске-Камчатском
16 Окт 2017
В Хабаровске протестуют против массового вылова рыбы в Амуре
16 Окт 2017
На Камчатке могут ограничить применение жаберных сетей
16 Окт 2017
В северных районах Камчатки закрывается навигация маломерных судов
16 Окт 2017
Компания из Тоголезской республики лишится 27 млн. руб. и судна за браконьерство у берегов Камчатки
16 Окт 2017
Грузооборот Мурманского морского рыбного порта за 9 месяцев 2017 года вырос на 13 процентов
16 Окт 2017
Обзор ситуации на рынке рыбы (инфографика)
16 Окт 2017
"Восток-1" совершенствует технологии лова
16 Окт 2017
Экологи предложили в 2018 году закрыть промысел лососевых на юге Сахалина
16 Окт 2017
О запрете транзита замороженного лосося из Норвегии в Казахстан
16 Окт 2017
Производство креветок и раков в Астрахани вырастет до 80 тонн к 2020 году
16 Окт 2017
Цены на красную икру в России выросли на 54%
16 Окт 2017
Попались на крючок. Что нужно знать, чтобы вас не обманули на рыбном рынке?
16 Окт 2017
Норвежские ученые сочли возможным возобновление промысла мойвы в Баренцевом море
16 Окт 2017
Маркировка черной икры и осетровых может быть введена с 2019 года
16 Окт 2017
Осетровая икра и фуа-гра из Мордовии
16 Окт 2017
Минсельхоз опубликовал проект документа о переносе ЭВС на 1 июля 2018 года.
16 Окт 2017
Браконьеры в Усть-Большерецком районе начали охоту на краснокнижную семгу
16 Окт 2017
В реке Набиль начался активный браконьерский промысел краснокнижного сахалинского тайменя
16 Окт 2017
Прощай,горбуша?
16 Окт 2017
Сахалинской рыбе в 2018 году дадут "отдохнуть"
16 Окт 2017
В сети суда по делу Хорошавина заплыл очередной рыбный магнат
16 Окт 2017
Восстанавливать популяции лососевых Сахалин и Москва будут сообща
16 Окт 2017
Хабаровская компания, пытавшаяся скрыть от сахалинских пограничников 10 тонн краба, заплатит 5,1 миллиона рублей штрафа
16 Окт 2017
"Ситуация требует хирургического вмешательства" — на Сахалине выясняют, что не так с лососем
16 Окт 2017
SOS лосось. Часть 2
16 Окт 2017
Общественные слушания по заказнику "Северный" прошли с уникальной для Охи явкой
16 Окт 2017
Осетр, форель и карпы: в Томске в искусственное озеро выпустили рыбу ценных пород
16 Окт 2017
Россия и Норвегия утвердили лимиты вылова трески, пикши и морского окуня
16 Окт 2017
Институт пресноводного рыбного хозяйства Росрыболовства отмечает 85-летний юбилей
16 Окт 2017
Росрыбворовство: проверка на коррупционность чиновников Федерального агентства по рыболовству продолжается
13 Окт 2017
Рыбоохрану будут учить обороняться от браконьеров
13 Окт 2017
Кызылординская область будет поставлять рыбу и мясо в Китай, Иран, Турцию и Россию
13 Окт 2017
Предприятия Санкт-Петербурга готовят к переходу на электронную ветеринарную сертификацию
13 Окт 2017
Военные беспилотники проследят за промыслом рыбы на Курилах
13 Окт 2017
Архангельск готов стать центром обслуживания судов в Северном рыбохозяйственном бассейне
13 Окт 2017
Каждый житель Татарстана употребляет примерно 10,5 кг рыбы в год
13 Окт 2017
Чилийские производители лосося увеличили экспортные доходы
13 Окт 2017
Норвежский экспорт сельди и скумбрии падает
13 Окт 2017
Цены на чилийского лосося в Японии показывают разнонаправленные колебания
13 Окт 2017
Стоимость норвежского экспорта трески в сентябре снизилась
13 Окт 2017
"Норникель" выпустил более 300 тыс. мальков осетра в Енисей
13 Окт 2017
Росрыболовство совместно с приморскими регионами приступило к развитию портовой инфраструктуры
13 Окт 2017
Вода из под колес
13 Окт 2017
Росрыболовство и Татарстан заключили соглашение о взаимодействии в области аквакультуры и рыболовства

Подписка на новости

Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры

262
Камчатский край
«Командорский» – самый большой морской заповедник в России, рекордсмен по количеству морских млекопитающих, и единственный, где охраняют не только животных, но и… людей. Чем живёт уникальный край сегодня, за что он так любим его жителями и что тормозит развитие туризма на островах? East Russia побеседовала с заместителем директора по науке заповедника Евгением Мамаевым.

«Для начала я расскажу вам о любви. Я попал на Командоры, точнее, сначала на Камчатку сразу после окончания факультета охотоведения Кировского сельскохозяйственного института, в 1989-м, моя специальность - морские млекопитающие. В 1991-ом году я приехал на остров Медный, и с первого взгляда полюбил эти скалы с желтым лишайником, эти туманы, которые опускаются, закрывая остров полностью, и ты идешь, как в мультике про ёжика и медвежонка, и не видишь вытянутой руки. Эти крики чаек, шум прибоя, рёв с лежбища, заунывные крики песцов. С первых же дней я понял, что это мой остров, что тут я себя прекрасно чувствую, тут чистый фон, и ни геомагнитные бури, ни инфразвук меня больше не беспокоят. Только заканчивался полевой сезон в конце августа – начале сентября, я уезжал на материк, но меня сразу магнитом тянуло обратно. Сердце щемило, и через месяц начинался зуд такой: вернуться бы обратно, пройтись по этим тропам, лежбищам. Вот и получается, что морскими млекопитающими, тюленями, каланами и китообразными на Командорах я занимаюсь всю сознательную жизнь. В 2000-м году я закончил аспирантуру МГУ им. Ломоносова. 

Когда живешь здесь, в таких аскетичных условиях, понимаешь, что человеку многого-то и не надо. Достаточно куска хлеба, заварки, сахара, соли, крупы. Мы же, когда живем в полях, обходимся минимумом продуктов. Иногда хочется шоколадку, пирожное, каких-то изысков. Уезжаешь в отпуск, объедаешься, и снова начинает тянуть туда, где этого нет.

С финансированием у нас всё нормально, Минприроды нас поддерживает, тем более в год экологии, тут против истины не погрешу. Но у нас очень тяжелая транспортная составляющая. Чтобы всё завезти на острова, нужно выкладывать двойную цену.  Доставка идёт с Петропавловска-Камчатского судами. Есть небольшие накатные баржи, которые могут причаливать к мелководью, откидывать аппарель, по которой на пирс выезжает техника. Ходят «Сосновка», «Василий Завойко» от компании «Камчаттрансфлот». У них определенного расписания нет. Это связано с загрузкой по факту и погодой. Зимой суда ходят, конечно, реже. Иногда раз в месяц, иногда раз в два месяца. И зимой бывает, что продукты в магазинах заканчиваются, ничего кроме соли и соуса на прилавках нет. Мы шутим иногда у себя в соцсетях, что как бы не менялось время, но на Командорах всё остаётся по-старому. Стабильность!»

Средства от браконьерства

«В нашем заповеднике работают 10 инспекторов на 3 млн га территории, такую же площадь занимает, например, Бельгия. Основная круглогодичная работа проводится на острове Беринга, потому что остров Медный труднодоступен и населения там нет. Основные виды правонарушений в нашей практике – это незаконная рыбалка на лососей, нерку, горбушу и кижуча, но такие случаи редки. Это обусловлено труднодосягаемостью наших заповедных земель.

Заповедник сложный по территориальному делению. Северная часть острова Беринга является хозяйственной и заповедник не регулирует природопользование. Контролировать можем, но не отслеживаем моменты, связанные с выдачей квот и так далее. А вот южная часть делится на две зоны: это закрытая и буферная, где разрешено природопользование, где заповедник может разрешать лов рыбы по разрешенным лимитам исходя из популяции рыб, где сбор грибов и дикоросов разрешен. При открытии заповедника даже в устанавливающих документах было сказано, что он создан не только для сохранения дикой природы в ее естественном состоянии, но и для сохранения традиционного образа жизни алеутов. По последней переписи 2010 года в селе Никольском проживает 600 человек, половина из них – представители этой малой народности.

Поскольку наша территория является местом компактного проживания коренного малочисленного народа, алеутов, по законодательству РФ они могут ловить рыбу где, когда и в каком им надо количестве. То есть прямо на территории заповедника, вы где-нибудь про такое слышали? Браконьерство как таковое у нас невозможно, потому что вот он, представитель коренного малочисленного этноса, подошел к берегу реки и ловит. Предоставляет документы, но мы их итак всех знаем в лицо.

Периодически среди жителей возникают разговоры, вот, мол, каланов добывают, но мы регулярно патрулируем свою территорию, никаких объективных свидетельств нет. Вот представьте: калан весит около 50 килограммов, и если кто-то где-то добыл одного калана, его еще можно спрятать, но если речь о больших браконьерских партиях и поставках, это же где-то трупы закапывать надо, а добывать калана ради меха имеет смысл только зимой. И технически я не представляю, где его можно спрятать. Выбросить в море – но оно же принесёт его обратно.

У нас есть побратим, это Аляскинский морской заказник. У них другая форма охраны, суда спокойно ходят, жители рыбу с берега ловят. Если сравнивать, у них меньше внимания уделяется круглогодичному исследованию морских млекопитающих. И у них, и у нас строгое законодательство, но у нас менее законопослушное население. Большинство людей считает, что соблюдение правил ПДД – это важно, а на соблюдение правил охраны живой природы можно где-то и глаза прикрыть. В свою очередь, коллеги из Америки рассказывали, что у них даже если ты найдешь перо белоголового орлана где-то в лесу, то ни в коем случае не бери его с собой, потому что потом никто даже разбираться не будет, нашел ты его или птицу добыл, выпишут крупный штраф."

Морские парадоксы

«Кроме охраны территории мы занимаемся мониторингом судовой обстановки. У нашего заповедника заключены договоры с компаниями, поставляющими спутниковые данные, и в случае, если акваторию нарушает судно, которое не имеет права здесь находиться, нам приходит сигнал, и дальше с владельцем судна отдел охраны ведет работу, выписывает штрафы.

Но рядом проходят большие судовые пути, и для их сокращения торговые суда, контейнеровозы, сухогрузы и танкеры пересекают акваторию «Командорского», не получив предварительного разрешения. Большинство нарушителей – иностранные суда, ходящие под флагом таких морских держав, как Белиз, Маршалловы и Каймановы острова. Но на них не распространяется наша юрисдикция, мы с ними ничего сделать не можем! Они не имеют представительства в России, соответственно, российское законодательство на них не распространяется. Пограничники с ними могут работать, а мы не можем. Но пограничники тоже этот вопрос не решают, потому что эти суда формально не нарушают границу. Представляете, какой парадокс? Они неприкасаемые. Для того, чтобы мы могли как-то эту ситуацию менять, необходимо работать на уровне международной морской организации, которая занимается установлением запретных районов для гражданского флота по всему миру. Это в ООН может решаться, но точно не на нашем уровне. Подчеркиваю, это огромные торговые, но не браконьерские суда, которые просто стараются пройти по кратчайшему пути. Очевидный ущерб может быть в случае разлива нефтепродуктов, а так они причиняют лишнее беспокойство морским обитателям».

Соотечественникам не по карману?

«Туризм на Командорских островах – одна из больных тем. Это связано с ценами на авиабилеты. Схема такая: если, к примеру, условный москвич захочет посетить Командоры, он летит сначала в Петропавловск-Камчатский, причем ему желательно заранее позаботиться о приобретении билета. На самолете-чебурашке Л-410 посадочных мест всего 12, и на каждый рейс продают 7-8 билетов, все остальные бронируются различными организациями под сотрудников. Шанс купить этот билет есть только в день вылета или за день до вылета, и сделать это через Интернет невозможно. Стоимость 32 тысячи в одну сторону сообщением г.Елизово – с.Никольское, плюс в обратную сторону, в переводе на валюту получается тысяча долларов. Расстояние 600 км в одну сторону. Люди летают дешевле в Латинскую Америку, чем к нам на Командоры! Авиаперевозчик объясняет это тем, что очень высокие аэропортовские сборы для этих компаний, и обслуживание маленького аэропорта в Никольском круглый год обходится в кругленькую сумму. При этом по российскому законодательству в аэропорту должен быть полный штат сотрудников, потому там работает большое количество людей, и каждому нужно платить зарплату. А на севере они не маленькие, и понятно, что компания вынуждена нести такую социальную нагрузку. Летают самолеты 3 раза в неделю летом, и по 2 самолета осенью до Нового года; с 1 января по одному рейсу в неделю и так где-то до апреля. Для жителей Камчатского края тариф 13 тысяч рублей, он субсидируется краем. А для тех, кто хочет прилететь, как турист, чтобы увидеть всю эту красоту, в плане бюджета это получается очень кучеряво.

Есть территории, которые сильно распиарены, которые на слуху, Галапагосские острова все знают, в России популярны «Кавказский», «Кроноцкий», «Алтайский» заповедники, все они территориально легкодоступны. А есть, например, заповедники «Путоранский» на Таймыре, «Печоро-Илычский» в республике Коми, про них знают существенно меньше людей, так как туда сложно попасть. Нацпарк «Русская Арктика», с одной стороны, на слуху, а с другой, – его больше посещают иностранцы. Недавно читали, что миллион рублей стоит круиз в этот национальный парк.

У нас самый большой морской заповедник в стране, плюс нигде нет такого видового разнообразия морских млекопитающих. С другой стороны, в "Командорском" сложная логистика, и более-менее регулярно заходят только иностранные большие суда.  Австралийцы, немцы, японцы, чуть реже американцы. Китайцев нет, русских единицы. В нашей акватории лайнеры находятся 1-2 дня. Экскурсии ведем с конца весны до начала осени по 10 туристическим маршрутам. По территории, по акватории, можно и китов посмотреть, и пейзажи, на острове Беринга мы закончили в этом году сборку 5 домиков-кордонов, в которых могут не только работники заповедника останавливаться по профессиональной надобности, но и туристы. Но рельеф сложный, где-то приходится по камням взбираться. А основу туристов составляют пожилые люди, им такое противопоказано, потому в наших ближайших  планах – обустройство лестниц.

В 2017 году на Командорах 4 раза швартовались приписанные к Багамским островам круизные лайнеры "Bremen" и "Silver Discoverer"с 512 иностранцами на борту. Приписанный к порту Владивостока "Профессор Хромов" привозил на экскурсии еще 166 человек. На острове Беринга туристы видели шумные гаремы северного морского котика, каланов, качающихся на полях морской капусты, игры юных китов.

Сейчас, в сентябре идет пролет мигрирующих птиц, куликов и гусеобразных, которых у нас до 20 видов. Детёныши калана появляются круглый год, летом они качаются на волнах в морских водорослях, а с конца сентября начинают выходить для ночевки на берег. В этом году мы доделали экотропу на Северо-Западном лежбище, самом близком к человеческому жилью, установили аншлаги. Есть смотровые площадки, с которых до Нового года можно следить за каланом, северным морским котиком, сивучем, антуром. В часе езды на снегоходе от острова Беринга можно увидеть зимующих гусей. До закрытия навигации в ноябре предлагаем туристам морские прогулки на современных вместительных катерах, есть спутниковая связь, радары. Регулярно можно наблюдать горбатого кита, который здесь самый массовый, косатку, белокрылую морскую свинью, кашалота, северного плавуна (а его мало где в России можно увидеть), малого полосатика, финвала, также заплывают серые и японские киты.

На острове Беринга в красивых бухтах уже стоят бревенчатые избы, небольшие, но очень уютные, с печками. На острове Топорков обустроена туристическая площадка, сейчас в планах поставить там информационные аншлаги, с таким расчетом, чтобы это не мешало птицам, но в тоже время было полезно в плане информации для туристов. На будущее хотим организовать подобное на необитаемом острове Медном, где всё сильно обветшало, там дома – наследие промысловых времён, 30-80-х годов. Основной интерес Медный представляет для научных групп, но в нём скрыт и большой туристический потенциал.

В наших планах увеличение штата, сейчас нужны инспекторы, ихтиолог и геолог. На части кордонов уже стоят спутниковые тарелки, проведен Интернет. Вполне может приехать семейная пара, вести хозяйство и жить. Мы заключаем контракты на два года, в этом случае сотрудники успевают отработать те затраты, которые несет заповедник. За пару месяцев – ну никак. Через нас прошло много людей, которым казалось, что им подходят Командоры, но, оказавшись на месте они понимают, что здесь надо не только цветочки нюхать и ахать, глядя на эти красоты. Хотя климат у нас не настолько суровый, как, например, на острове Врангеля, где пурги, вьюги, бураны бесконечные. Зима у нас мягкая, можно сказать, европейская.

Но, как бы там ни было, во многом мы остаёмся белым пятном на карте мира. За 275 лет, которые прошли с момента открытия Командорских островов, сколько ученых здесь не перебывало, сколько экспедиций не было, а как начинаешь подводить итоги, собирать материал по какой-то группе животных, оказывается, что еще много пробелов. За последние годы мы отметили 10 новых видов птиц. Когда здесь работали ихтиологи из МГУ, они открыли новый вид рыб – малоротую корюшку, никто не знал, что она, оказывается, нерестится в наших водоемах. Энтомологи регулярно делают открытия и первоописания уже эндемичных видов, которые не водятся больше нигде в мире. Это настоящие открытия, которые, возможно, ждут кого-то из вас. Говорят, некоторым на Командорах удаётся найти и самого себя».

Справка:
Командорские острова названы в честь открывшего их в 1741 году мореплавателя Витуса Беринга, завершившего здесь свой жизненный путь. Место смешения русской и алеутской культур, Командоры имеют огромный потенциал для развития северного туризма. Находятся на самой западной части Алеутской вулканической дуги, это мостик между двумя великими континентами — Азией и Северной Америкой. Входят в состав Алеутского района Камчатского края.

Заповедник «Командорский» основан 23 апреля 1993 года постановлением правительства, подписанным В.Черномырдиным. Наивысшая точка — гора Стеллера (755 м). Площадь 3 648 679 га, из которых 3 463 300 га — морская акватория. «Командорский» расположен на архипелаге из 4-х крупных островов – Беринга, Медный, Топорков и Арий Камень – и более 60 мелких в юго-западной части Берингова моря Тихого океана.

В 2002 году заповедник был включен во Всемирную сеть биосферных резерватов в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». «Командорский» уникален, здесь обитает 21 вид китообразных, 10 видов ластоногих и калан, то есть без малого все виды, представленные в Северной Пацифике.

Елена Вертянкина

ИА Восток России


Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Октябрь   <  2017 г.