Последние публикации

23 Май 2018
Сложный промысел. Как повернуть российского рыбака к потребителю
23 Май 2018
Госдума приняла закон о контрсанкциях
23 Май 2018
Рыба подешевела в Приморье
23 Май 2018
Во ВНИРО прошли заседания научно-консультативных советов по камбаловым рыбам и тихоокеанской сельди
23 Май 2018
Судно компании «Сфера-Марин» задержано близ Вилючинска за незаконный лов рыбы
23 Май 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
23 Май 2018
«Доброфлот» сэкономит на горючем с помощью интернета вещей
23 Май 2018
«Крузенштерн» принял участие в праздновании Дня конституции Норвегии
23 Май 2018
На рынке Красноярска рыбоохраной пресечен незаконный оборот ценных видов рыбы
23 Май 2018
В Хабаровске проходит 26-я сессия НПАФК
23 Май 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 19-я неделя 2018 г
23 Май 2018
Чилийская лососевая промышленность догнала норвежскую
23 Май 2018
Фанерно-бумажный патриотизм чиновников Кремля, или Почему Россия не празднует День победы над Японией
23 Май 2018
Вьетнам увеличивает продажи кальмара и осьминога в Россию
23 Май 2018
Сезон добычи лосося на Аляске начался с высоких цен
22 Май 2018
Откуда чавыча? Из леса, вестимо
22 Май 2018
1 июня – час Ч
22 Май 2018
О выявлении нарушений температурного режима при транспортировке партии рыбы в Астраханской области
22 Май 2018
Американский экспорт морепродуктов в январе-марте 2018 г
22 Май 2018
Американский импорт атлантического лосося в январе-марте 2018 г
22 Май 2018
Американский импорт креветок в январе-марте 2018 г
22 Май 2018
Ученые приступили к оценке запасов Черного моря для прогнозов вылова на следующие два года
22 Май 2018
Дальрыбвтуз планирует сотрудничество с Китаем по выращиванию трепанга
22 Май 2018
Рыбные ряды: Обзор ценовой ситуации в оптовом звене на 21 мая
22 Май 2018
В Севастополе состоялось совещание по вопросам безопасности мореплавания рыбопромыслового флота в местах ведения промысла
22 Май 2018
Участники общего собрания Всероссийской ассоциации рыбопромышленников обсудят приоритетные вопросы отрасли
22 Май 2018
О представителях России в Совете Организации по сохранению североатлантического лосося
22 Май 2018
Минсельхоз Карелии предлагает субсидии аквакультурным предприятиям
22 Май 2018
Астраханские фермеры строят крупный бизнес
22 Май 2018
Томские инженеры начали производство кондиционера для рыб
22 Май 2018
О предстоящем проведении в Москве круглого стола по вопросу ЭВС в системе «Меркурий»
22 Май 2018
Сахалинка пострадала во время отдыха на побережье бухты Буруны
22 Май 2018
Более 800 тыс. личинок щуки выпущено в водные объекты Новгородской области
22 Май 2018
Росрыболовство: дальневосточные регионы готовы к проведению «красной» путины 2018 года
22 Май 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 11.05.2018-17.05.2018
22 Май 2018
Экспорт норвежского лосося 07.05.18-13.05.18
22 Май 2018
Цены на скумбрию на японском рынке продолжили рост
22 Май 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 20-я неделя 2018 г
21 Май 2018
На Камчатке, упав с погрузчика, погиб сотрудник рыбзавода
21 Май 2018
Океанрыбфлот: 50 лет на промысле
21 Май 2018
Приморские рыбаки увеличили вылов камбалы и трески
21 Май 2018
ФАС выступает против «исторического принципа» в рыбной отрасли
21 Май 2018
О причинах приостановления оформления партии живых лобстеров
21 Май 2018
Аквакультуре не хватает необходимой нормативной базы: эксперты
21 Май 2018
Подписано соглашение о социальном партнерстве с представителями рыбопромышленных организаций Магаданской области
21 Май 2018
Крабье царство Дальнего Востока: игроки и позиции - перед лицом «аукционного передела»
21 Май 2018
Профессия рыбака теряет популярность
21 Май 2018
Наиболее выгодно приобретать рыбу мороженую неразделанную на территории Сахалинской и области и Магаданской области
21 Май 2018
Из России не пустили в Украину крупную партию рыбы
21 Май 2018
Более 70% товаров в торговых сетях Подмосковья произведены в России

Подписка на новости

Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры

787
Камчатский край
«Командорский» – самый большой морской заповедник в России, рекордсмен по количеству морских млекопитающих, и единственный, где охраняют не только животных, но и… людей. Чем живёт уникальный край сегодня, за что он так любим его жителями и что тормозит развитие туризма на островах? East Russia побеседовала с заместителем директора по науке заповедника Евгением Мамаевым.

«Для начала я расскажу вам о любви. Я попал на Командоры, точнее, сначала на Камчатку сразу после окончания факультета охотоведения Кировского сельскохозяйственного института, в 1989-м, моя специальность - морские млекопитающие. В 1991-ом году я приехал на остров Медный, и с первого взгляда полюбил эти скалы с желтым лишайником, эти туманы, которые опускаются, закрывая остров полностью, и ты идешь, как в мультике про ёжика и медвежонка, и не видишь вытянутой руки. Эти крики чаек, шум прибоя, рёв с лежбища, заунывные крики песцов. С первых же дней я понял, что это мой остров, что тут я себя прекрасно чувствую, тут чистый фон, и ни геомагнитные бури, ни инфразвук меня больше не беспокоят. Только заканчивался полевой сезон в конце августа – начале сентября, я уезжал на материк, но меня сразу магнитом тянуло обратно. Сердце щемило, и через месяц начинался зуд такой: вернуться бы обратно, пройтись по этим тропам, лежбищам. Вот и получается, что морскими млекопитающими, тюленями, каланами и китообразными на Командорах я занимаюсь всю сознательную жизнь. В 2000-м году я закончил аспирантуру МГУ им. Ломоносова. 

Когда живешь здесь, в таких аскетичных условиях, понимаешь, что человеку многого-то и не надо. Достаточно куска хлеба, заварки, сахара, соли, крупы. Мы же, когда живем в полях, обходимся минимумом продуктов. Иногда хочется шоколадку, пирожное, каких-то изысков. Уезжаешь в отпуск, объедаешься, и снова начинает тянуть туда, где этого нет.

С финансированием у нас всё нормально, Минприроды нас поддерживает, тем более в год экологии, тут против истины не погрешу. Но у нас очень тяжелая транспортная составляющая. Чтобы всё завезти на острова, нужно выкладывать двойную цену.  Доставка идёт с Петропавловска-Камчатского судами. Есть небольшие накатные баржи, которые могут причаливать к мелководью, откидывать аппарель, по которой на пирс выезжает техника. Ходят «Сосновка», «Василий Завойко» от компании «Камчаттрансфлот». У них определенного расписания нет. Это связано с загрузкой по факту и погодой. Зимой суда ходят, конечно, реже. Иногда раз в месяц, иногда раз в два месяца. И зимой бывает, что продукты в магазинах заканчиваются, ничего кроме соли и соуса на прилавках нет. Мы шутим иногда у себя в соцсетях, что как бы не менялось время, но на Командорах всё остаётся по-старому. Стабильность!»

Средства от браконьерства

«В нашем заповеднике работают 10 инспекторов на 3 млн га территории, такую же площадь занимает, например, Бельгия. Основная круглогодичная работа проводится на острове Беринга, потому что остров Медный труднодоступен и населения там нет. Основные виды правонарушений в нашей практике – это незаконная рыбалка на лососей, нерку, горбушу и кижуча, но такие случаи редки. Это обусловлено труднодосягаемостью наших заповедных земель.

Заповедник сложный по территориальному делению. Северная часть острова Беринга является хозяйственной и заповедник не регулирует природопользование. Контролировать можем, но не отслеживаем моменты, связанные с выдачей квот и так далее. А вот южная часть делится на две зоны: это закрытая и буферная, где разрешено природопользование, где заповедник может разрешать лов рыбы по разрешенным лимитам исходя из популяции рыб, где сбор грибов и дикоросов разрешен. При открытии заповедника даже в устанавливающих документах было сказано, что он создан не только для сохранения дикой природы в ее естественном состоянии, но и для сохранения традиционного образа жизни алеутов. По последней переписи 2010 года в селе Никольском проживает 600 человек, половина из них – представители этой малой народности.

Поскольку наша территория является местом компактного проживания коренного малочисленного народа, алеутов, по законодательству РФ они могут ловить рыбу где, когда и в каком им надо количестве. То есть прямо на территории заповедника, вы где-нибудь про такое слышали? Браконьерство как таковое у нас невозможно, потому что вот он, представитель коренного малочисленного этноса, подошел к берегу реки и ловит. Предоставляет документы, но мы их итак всех знаем в лицо.

Периодически среди жителей возникают разговоры, вот, мол, каланов добывают, но мы регулярно патрулируем свою территорию, никаких объективных свидетельств нет. Вот представьте: калан весит около 50 килограммов, и если кто-то где-то добыл одного калана, его еще можно спрятать, но если речь о больших браконьерских партиях и поставках, это же где-то трупы закапывать надо, а добывать калана ради меха имеет смысл только зимой. И технически я не представляю, где его можно спрятать. Выбросить в море – но оно же принесёт его обратно.

У нас есть побратим, это Аляскинский морской заказник. У них другая форма охраны, суда спокойно ходят, жители рыбу с берега ловят. Если сравнивать, у них меньше внимания уделяется круглогодичному исследованию морских млекопитающих. И у них, и у нас строгое законодательство, но у нас менее законопослушное население. Большинство людей считает, что соблюдение правил ПДД – это важно, а на соблюдение правил охраны живой природы можно где-то и глаза прикрыть. В свою очередь, коллеги из Америки рассказывали, что у них даже если ты найдешь перо белоголового орлана где-то в лесу, то ни в коем случае не бери его с собой, потому что потом никто даже разбираться не будет, нашел ты его или птицу добыл, выпишут крупный штраф."

Морские парадоксы

«Кроме охраны территории мы занимаемся мониторингом судовой обстановки. У нашего заповедника заключены договоры с компаниями, поставляющими спутниковые данные, и в случае, если акваторию нарушает судно, которое не имеет права здесь находиться, нам приходит сигнал, и дальше с владельцем судна отдел охраны ведет работу, выписывает штрафы.

Но рядом проходят большие судовые пути, и для их сокращения торговые суда, контейнеровозы, сухогрузы и танкеры пересекают акваторию «Командорского», не получив предварительного разрешения. Большинство нарушителей – иностранные суда, ходящие под флагом таких морских держав, как Белиз, Маршалловы и Каймановы острова. Но на них не распространяется наша юрисдикция, мы с ними ничего сделать не можем! Они не имеют представительства в России, соответственно, российское законодательство на них не распространяется. Пограничники с ними могут работать, а мы не можем. Но пограничники тоже этот вопрос не решают, потому что эти суда формально не нарушают границу. Представляете, какой парадокс? Они неприкасаемые. Для того, чтобы мы могли как-то эту ситуацию менять, необходимо работать на уровне международной морской организации, которая занимается установлением запретных районов для гражданского флота по всему миру. Это в ООН может решаться, но точно не на нашем уровне. Подчеркиваю, это огромные торговые, но не браконьерские суда, которые просто стараются пройти по кратчайшему пути. Очевидный ущерб может быть в случае разлива нефтепродуктов, а так они причиняют лишнее беспокойство морским обитателям».

Соотечественникам не по карману?

«Туризм на Командорских островах – одна из больных тем. Это связано с ценами на авиабилеты. Схема такая: если, к примеру, условный москвич захочет посетить Командоры, он летит сначала в Петропавловск-Камчатский, причем ему желательно заранее позаботиться о приобретении билета. На самолете-чебурашке Л-410 посадочных мест всего 12, и на каждый рейс продают 7-8 билетов, все остальные бронируются различными организациями под сотрудников. Шанс купить этот билет есть только в день вылета или за день до вылета, и сделать это через Интернет невозможно. Стоимость 32 тысячи в одну сторону сообщением г.Елизово – с.Никольское, плюс в обратную сторону, в переводе на валюту получается тысяча долларов. Расстояние 600 км в одну сторону. Люди летают дешевле в Латинскую Америку, чем к нам на Командоры! Авиаперевозчик объясняет это тем, что очень высокие аэропортовские сборы для этих компаний, и обслуживание маленького аэропорта в Никольском круглый год обходится в кругленькую сумму. При этом по российскому законодательству в аэропорту должен быть полный штат сотрудников, потому там работает большое количество людей, и каждому нужно платить зарплату. А на севере они не маленькие, и понятно, что компания вынуждена нести такую социальную нагрузку. Летают самолеты 3 раза в неделю летом, и по 2 самолета осенью до Нового года; с 1 января по одному рейсу в неделю и так где-то до апреля. Для жителей Камчатского края тариф 13 тысяч рублей, он субсидируется краем. А для тех, кто хочет прилететь, как турист, чтобы увидеть всю эту красоту, в плане бюджета это получается очень кучеряво.

Есть территории, которые сильно распиарены, которые на слуху, Галапагосские острова все знают, в России популярны «Кавказский», «Кроноцкий», «Алтайский» заповедники, все они территориально легкодоступны. А есть, например, заповедники «Путоранский» на Таймыре, «Печоро-Илычский» в республике Коми, про них знают существенно меньше людей, так как туда сложно попасть. Нацпарк «Русская Арктика», с одной стороны, на слуху, а с другой, – его больше посещают иностранцы. Недавно читали, что миллион рублей стоит круиз в этот национальный парк.

У нас самый большой морской заповедник в стране, плюс нигде нет такого видового разнообразия морских млекопитающих. С другой стороны, в "Командорском" сложная логистика, и более-менее регулярно заходят только иностранные большие суда.  Австралийцы, немцы, японцы, чуть реже американцы. Китайцев нет, русских единицы. В нашей акватории лайнеры находятся 1-2 дня. Экскурсии ведем с конца весны до начала осени по 10 туристическим маршрутам. По территории, по акватории, можно и китов посмотреть, и пейзажи, на острове Беринга мы закончили в этом году сборку 5 домиков-кордонов, в которых могут не только работники заповедника останавливаться по профессиональной надобности, но и туристы. Но рельеф сложный, где-то приходится по камням взбираться. А основу туристов составляют пожилые люди, им такое противопоказано, потому в наших ближайших  планах – обустройство лестниц.

В 2017 году на Командорах 4 раза швартовались приписанные к Багамским островам круизные лайнеры "Bremen" и "Silver Discoverer"с 512 иностранцами на борту. Приписанный к порту Владивостока "Профессор Хромов" привозил на экскурсии еще 166 человек. На острове Беринга туристы видели шумные гаремы северного морского котика, каланов, качающихся на полях морской капусты, игры юных китов.

Сейчас, в сентябре идет пролет мигрирующих птиц, куликов и гусеобразных, которых у нас до 20 видов. Детёныши калана появляются круглый год, летом они качаются на волнах в морских водорослях, а с конца сентября начинают выходить для ночевки на берег. В этом году мы доделали экотропу на Северо-Западном лежбище, самом близком к человеческому жилью, установили аншлаги. Есть смотровые площадки, с которых до Нового года можно следить за каланом, северным морским котиком, сивучем, антуром. В часе езды на снегоходе от острова Беринга можно увидеть зимующих гусей. До закрытия навигации в ноябре предлагаем туристам морские прогулки на современных вместительных катерах, есть спутниковая связь, радары. Регулярно можно наблюдать горбатого кита, который здесь самый массовый, косатку, белокрылую морскую свинью, кашалота, северного плавуна (а его мало где в России можно увидеть), малого полосатика, финвала, также заплывают серые и японские киты.

На острове Беринга в красивых бухтах уже стоят бревенчатые избы, небольшие, но очень уютные, с печками. На острове Топорков обустроена туристическая площадка, сейчас в планах поставить там информационные аншлаги, с таким расчетом, чтобы это не мешало птицам, но в тоже время было полезно в плане информации для туристов. На будущее хотим организовать подобное на необитаемом острове Медном, где всё сильно обветшало, там дома – наследие промысловых времён, 30-80-х годов. Основной интерес Медный представляет для научных групп, но в нём скрыт и большой туристический потенциал.

В наших планах увеличение штата, сейчас нужны инспекторы, ихтиолог и геолог. На части кордонов уже стоят спутниковые тарелки, проведен Интернет. Вполне может приехать семейная пара, вести хозяйство и жить. Мы заключаем контракты на два года, в этом случае сотрудники успевают отработать те затраты, которые несет заповедник. За пару месяцев – ну никак. Через нас прошло много людей, которым казалось, что им подходят Командоры, но, оказавшись на месте они понимают, что здесь надо не только цветочки нюхать и ахать, глядя на эти красоты. Хотя климат у нас не настолько суровый, как, например, на острове Врангеля, где пурги, вьюги, бураны бесконечные. Зима у нас мягкая, можно сказать, европейская.

Но, как бы там ни было, во многом мы остаёмся белым пятном на карте мира. За 275 лет, которые прошли с момента открытия Командорских островов, сколько ученых здесь не перебывало, сколько экспедиций не было, а как начинаешь подводить итоги, собирать материал по какой-то группе животных, оказывается, что еще много пробелов. За последние годы мы отметили 10 новых видов птиц. Когда здесь работали ихтиологи из МГУ, они открыли новый вид рыб – малоротую корюшку, никто не знал, что она, оказывается, нерестится в наших водоемах. Энтомологи регулярно делают открытия и первоописания уже эндемичных видов, которые не водятся больше нигде в мире. Это настоящие открытия, которые, возможно, ждут кого-то из вас. Говорят, некоторым на Командорах удаётся найти и самого себя».

Справка:
Командорские острова названы в честь открывшего их в 1741 году мореплавателя Витуса Беринга, завершившего здесь свой жизненный путь. Место смешения русской и алеутской культур, Командоры имеют огромный потенциал для развития северного туризма. Находятся на самой западной части Алеутской вулканической дуги, это мостик между двумя великими континентами — Азией и Северной Америкой. Входят в состав Алеутского района Камчатского края.

Заповедник «Командорский» основан 23 апреля 1993 года постановлением правительства, подписанным В.Черномырдиным. Наивысшая точка — гора Стеллера (755 м). Площадь 3 648 679 га, из которых 3 463 300 га — морская акватория. «Командорский» расположен на архипелаге из 4-х крупных островов – Беринга, Медный, Топорков и Арий Камень – и более 60 мелких в юго-западной части Берингова моря Тихого океана.

В 2002 году заповедник был включен во Всемирную сеть биосферных резерватов в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». «Командорский» уникален, здесь обитает 21 вид китообразных, 10 видов ластоногих и калан, то есть без малого все виды, представленные в Северной Пацифике.

Елена Вертянкина

ИА Восток России


Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры
Заповедник «Командорский»: любовь, браконьеры и круизные лайнеры

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Май   <  2018 г.