Последние публикации

22 Сен 2017
Ударим древесиной по безрыбью!
22 Сен 2017
Парламентарии о рыбе: и ловить сложно и купить негде
22 Сен 2017
Заместитель председателя Госдумы РФ Ольга Епифанова прокомментировала законопроект Правительства о прибрежном рыболовстве
22 Сен 2017
Пограничники, чиновники и рыбаки ДФО впервые провели совместное совещание во Владивостоке
22 Сен 2017
Более 20 тонн «доступной рыбы» привезут в хабаровские магазины до конца недели
22 Сен 2017
Сотрудника природного парка «Иремель» в Башкирии осудили за браконьерство
22 Сен 2017
Губернатор: любительское рыболовство может привлечь туристов в Архангельскую область
22 Сен 2017
Во Владивостоке на конгрессе рыбаков представят передовые технологии
22 Сен 2017
Чилийская делегация познакомилась с научными разработками ВНИРО
22 Сен 2017
Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев провел рабочую встречу с избранным Главой Карелии Артуром Парфенчиковым
22 Сен 2017
Работник рыболовецкой фирмы подозревается в причинении смерти
22 Сен 2017
Сахалинского краба показали вице-премьеру
22 Сен 2017
Рыбаки-любители выйдут на кету в заливе Анива
22 Сен 2017
Иностранец пытался незаконно вывезти 2 кг трепанга с Сахалина
22 Сен 2017
Полиция и Росгвардия продолжают ловить браконьеров на Сахалине
22 Сен 2017
Сахалинские волонтеры обнаружили остатки ставных неводов в месте кормления серых китов на севере острова
22 Сен 2017
Более полумиллиона тонн водных биоресурсов добыли рыбаки Приморья
22 Сен 2017
Создание структуры селекционно-племенной базы для аквакультуры идет по плану
22 Сен 2017
Использование инвестквот для развития отрасли и внедрение электронной ветсертификации обсудили на заседании рыбохозяйственного совета
22 Сен 2017
Росрыболовство 1-3 ноября проведет аукцион по реализации квот в Дальневосточном бассейне и районах действия международных договоров
22 Сен 2017
В Новосибирской области начал работу новый рыбоперерабатывающий завод
22 Сен 2017
С 1 октября вводится запрет на промышленную добычу омуля на Байкале
21 Сен 2017
Наши шпроты лучше рижских
21 Сен 2017
В Лаишевском муниципальном районе РТ дали старт строительству первой очереди рыбоводного комплекса
21 Сен 2017
Кирилл Жаворонков: Безопасность проводимых лоцманами судов в Арктике напрямую влияет на экологическое благополучие региона
21 Сен 2017
Госдума приняла в первом чтении законопроект о прибрежном рыболовстве
21 Сен 2017
Деликатес с двойным гражданством
21 Сен 2017
Технологи ВНИРО приняли участие в ХI Международной научно-практической конференции
21 Сен 2017
Крутинский рыбозавод оснащается оборудованием мощностью переработки 1000 тонн рыбы в год
21 Сен 2017
Ученые: сахалинцы, собиравшие гребешок, могут быть наказаны
21 Сен 2017
На Сахалине тайфун «Талим» разогнал рыбопромысловые суда
21 Сен 2017
SOS лосось: Sakh.com спросил сахалинцев о рыбном кризисе на островах
21 Сен 2017
Выставка позволила увидеть отраслевую науку в новом свете
21 Сен 2017
В Юрге открылся завод по производству форели за 750 млн руб.
21 Сен 2017
Исследователи Северной Пацифики со всего мира соберутся на PICES-2017 во Владивостоке
21 Сен 2017
Вылов российских рыбаков приблизился к 3,7 млн тонн водных биоресурсов
21 Сен 2017
Госдумой в первом чтении приняты поправки в закон о рыболовстве
21 Сен 2017
В рамках Международного рыбопромышленного форума обсудили тему безопасности мореплавания
21 Сен 2017
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 октября 2016 г. № 676
21 Сен 2017
Чилийский кижуч подешевел в Японии, а семга – в Бразилии
20 Сен 2017
Камчатские полицейские пресекли деятельность группы местных жителей, занимавшихся незаконным рыбным промыслом
20 Сен 2017
В Калмыкии в этом году рыбаки планируют получить около пяти тысяч тонн рыбы
20 Сен 2017
Россия уступила Китаю мировое лидерство по производству черной икры
20 Сен 2017
Новый рыбоводческий завод станет местом прохождения практики профильной кафедры КГЭУ
20 Сен 2017
Карелия намерена увеличить объемы аквакультуры в 1,75 раза до 35 тыс. тонн рыбы в год
20 Сен 2017
Тульский Роспотребнадзор проверяет, сколько рыбы в рыбе
20 Сен 2017
Альтернатива бездушию, царящему в Стране Лососей
20 Сен 2017
Рыбу на Камчатке производят в антисанитарных условиях
20 Сен 2017
Владимир Галицын: инвестиционные квоты для Камчатки архиважны
20 Сен 2017
Эксперты обсудят экологические аспекты судоходства в акватории Севморпути

Подписка на новости

Море – мой чародей (часть 3)

359
Камчатский край

Что представляла собой работа и жизнь членов экипажей БМРТ в течение 5-6 месяцев промыслового рейса.

Я начал работать механиком в Управлении океанического рыболовства Камчатки в конце 1960-х годов. Это было время, когда на Камчатку перегнали с Николаевского судостроительного завода около десятка больших морозильных траулеров (БМРТ) проект 394 типа «Маяковский» (головное судно серии), которые начал строить этот завод. Они имели маломощный главный двигатель и могли заморозить в сутки всего 30-35 тонн рыбы. Уже в начале 1970-х рыбопромысловый флот страны стал пополняться БМРТ нового поколения типа «Мыс Орехова». Они имели более мощный двигатель по сравнению с судами типа «Маяковский» и могли заморозить в сутки до 85-90 тонн рыбы.

А в конце семидесятых годов для рыбопромыслового флота страны Николаевский судостроительный завод стал производить большие автономные морозильные тральщики (БАТМ) проекта «Пулковский меридиан». Эти суда по водоизмещению были в два раза больше прежних больших траулеров (до семи тысяч тонн), могли одновременно выбирать трал с моря и в тоже время осуществлять постановку нового трала, причем в их трюмах могло разместиться свыше тысячи тонн мороженной рыбной продукции. В это же время для флота стали поставлять мощные траулеры судоверфи германского города Штральзунд.

Кроме того, рыбопромысловый флот страны имел крупные плавучие базы, на которых в океане вырабатывались различные консервы. Мороженную рыбную продукцию с мест промысла в порты страны доставляли крупнотоннажные транспортные рефрижераторы. До начала девяностых годов прошлого века Советский Союз был мировым лидером по вылову морских ресурсов. В 1989 году СССР вышел на первое место в мире по вылову рыбы, добыв 11 миллионов тонн морепродуктов. Более 10% этого объема добывали экипажи УОР Камчатки.

Мне удивительно повезло, ибо каждый рейс — это не только работа и приключения, большие или малые, но и общение с уникальными людьми, многие из которых на долгие годы оставались моими добрыми товарищами. Каждый сделанный мною рейс оставлял в душе неизгладимый след.

Вот несколько событий, произошедших во время моей работы механиком на БМРТ «Союз-4». В июле 1970 года, когда траулер вел промысел возле Гавайских островов и намотал на винт куток трала, я, сделав 5 спусков под воду, освободил винт от кутка. В мае 1971 года на борту траулера в течение двух часов находились космонавты СССР В.Шаталов и А. Елисеев, которые в 1969 году совершили стыковку космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»! В этом же году по моим чертежам и под моим руководством на траулере было установлено технологическое оборудование и филетировочные станки для выпуска в сутки 20-25 тонн филе хека.

Работа на БМРТ «Мыс Обручева» – это дважды лучшие показатели года среди экипажей в Дальрыбе и один раз в Министерстве рыбного хозяйства СССР! На мои последние два рейса на БМРТ «Иван Малякин» пришлись ремонт судна в Перу и работа на промысле хека в Советско-американской компании возле берегов США и Канады.

Успешной работе в каждом из сделанных мною рейсов видимо способствовало то, что на этих судах были опытнейшие капитаны и старший командный состав, которые тщательно подбирали экипаж. Попасть на эти суда механику, штурману или траловому мастеру, не знающему и не любящему свою специальность, лентяю и выпивохе было просто невозможно. В результате тщательного подбора кадров в течение очень короткого времени экипаж становился мощным монолитом, который успешно совершал рейс, выполнял и перевыполнял рейсовые планы. На этих судах люди работали по принципу «один за всех и все за одного». Он был негласным правилом для всего экипажа.

Кто работал на БМРТ, хорошо знает, какой бедой для экипажа во время промысла была поломка главной шестерни лебедки выемки трала. В таком случае члены машинной команды делали все возможное и невозможное для исправления поломки (иногда сутки, а бывало — и двое). При этом члены машинной команды, отстоявшие вахту, приходили на кормовую палубу и помогали товарищам.

С того момента, когда траулер покидал порт и отправлялся в район предстоящего промысла, у всех членов экипажа начинался совершенно иной уклад жизни, который значительно отличался от режима людей, работавших на берегу. Во-первых, почти каждый член экипажа два раза в сутки стоял вахту на своем рабочем месте. Во-вторых, в течение пяти месяцев (иногда шести) ни у кого из членов экипажа не было ни выходных, ни праздников. Целью любого экипажа была добыча рыбы, и чем больше экипаж ее выловил, тем больше у каждого члена экипажа, соответственно, был заработок.

Но нередко на промысле бывали случаи, когда члены экипажа, узнав о том, что на палубе оказался очередной куток трала, в котором было 70 тонн рыбы, недовольно качали головами. Это происходило, когда на протяжении нескольких месяцев работы на борту судна постоянно находилось 90-100 тонн рыбы, которую нужно было день и ночь обрабатывать. Приходил в район промысла рефрижератор, мороженая продукция перегружалась на него в течение двух суток, а члены экипажа молили Всевышнего о том, чтобы на борту несколько дней отсутствовала рыба и можно было передохнуть. Но часто эти молитвы не действовали, и рыбная эпопея продолжалась.

По правилам техники безопасности осуществлять траление рыбы можно было при волнении моря не выше 4,5 баллов. Но нередко в районе промысла на протяжении месяца ежедневно был шторм силою в 6-7 баллов. И сама жизнь (природа) заставляла экипаж работать в этих условиях, при этом никто из членов экипажа не роптал.

Перед рейсом специализированное отделение областного кинопроката доставляло на борт судна 30-40 кинофильмов, которые только что появились в кинотеатрах. «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни», «Трембита», «Иван Васильевич меняет профессию» были для моряков-рыбаков в течение десятилетия культовыми фильмами, каждый из членов экипажа смотрел их несчетное количество раз. Очень часто на промысле происходил обмен фильмами с экипажами других судов, а бывало, что обмен фильмов происходил между советскими, польскими и болгарскими экипажами.

Если экипаж судна работал на траверзе берегов Канады-США, то судовые радисты настраивали телевизоры на прием канадских и американских телеканалов. Для просмотров ковбойских фильмов, спортивных программ, передач о животном мире знание языка не было нужным. При длительном пребывании в иностранном порту представители зарубежных фирм, которые обслуживали советские команды (кратковременный ремонт, доставка продуктов питания, работа в совместных компаниях), организовывали для членов экипажа различные экскурсии.

Нужно сказать о том, что на флоте была четко организована доставка в район промысла почты (писем и газет), которую привозили суда, приходившие в район промысла.

Продолжение следует.

На фото: На марках конверта спецгашения — подписи космонавтов В.Шаталова и А.Елисеева, летавших на космическом корабле «Союз-4». В честь этого полета был назван БМРТ «Союз-4», на котором Валентин Чарник сделал пять рейсов.

Рыбак Качатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Сентябрь  >     <  2016 г.  >