Последние публикации

22 Фев 2018
Международный дальневосточный морской салон — 2018 пройдет во Владивостоке
22 Фев 2018
В Правительство направлен пакет поправок к перечню объектов для прибрежного рыболовства
22 Фев 2018
Ловись, «золотая» рыбка
22 Фев 2018
Российские рыбаки осваивают глубоководный промысел
22 Фев 2018
Морской обмен: Курсанты будут проходить практику на парусниках Росрыболовства и Морской академии Гдыни
22 Фев 2018
Более 13 млн икринок пеляди и 2 млн икринок омуля подготовят для зарыбления водоемов Иркутской области
22 Фев 2018
Утверждено положение о Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций Росрыболовства
22 Фев 2018
Данные торгов на оптовом рынке Цукидзи (Токио, Япония) 26.01.18. - 01.02.18
22 Фев 2018
Атлантический лосось в Норвегии на 5-й неделе года подешевел
22 Фев 2018
Норвегия увеличила экспорт сельди, но сократила продажи скумбрии
22 Фев 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 09.02.2018-15.02.2018
22 Фев 2018
Поставки китайской тиляпии в США продолжают сокращаться
22 Фев 2018
Китай вводит запрет на рыбную ловлю в Хуанхэ
22 Фев 2018
Перуанский экспорт рыбной продукции в 2017 году вырос почти на 32%
22 Фев 2018
Оборот рыбной отрасли в 2018 году может вырасти до 320-325 млрд
22 Фев 2018
Размышления к Съезду: совпадут ли ожидания властей и рыбаков на Съезде?
21 Фев 2018
О возврате инспекторами Управления Россельхознадзора 28 тонн сардинеллы в Мавританию
21 Фев 2018
О попытке ввоза в Свердловскую область 112 кг красной икры с грубым нарушением ветзаконодательства
21 Фев 2018
СахНИРО изучает уловы рыбаков-любителей
21 Фев 2018
Сахалинская программа стимулирования жилстроя показала низкую эффективность
21 Фев 2018
С начала года сахалинские браконьеры получили штрафы на сумму 267 тысяч рублей
21 Фев 2018
Лосось на Сахалине и Курилах стал на 40% недоступнее
21 Фев 2018
Более 1100 тонн наваги добыли подледными ловушками компании западного Сахалина
21 Фев 2018
В 2017 году сахалинские рыбопромышленники добыли на 676 тонн кукумарии больше, чем в 2016
21 Фев 2018
Охотоморская путина: рыбаки добыли более 343 тыс. тонн минтая
21 Фев 2018
На парусниках «Седов» и «Крузенштерн» идут плановые ремонтные работы
21 Фев 2018
В Томской области создано собственное генетически чистое маточное стадо сибирского осетра
21 Фев 2018
В Мурманске пройдет семинар по внедрению Портала Отраслевой системы мониторинга
21 Фев 2018
Росрыболовство предлагает жителям Бурятии вместо добычи и переработки омуля заняться восстановлением его запасов
21 Фев 2018
В Подмосковье реализуют проект по строительству кластера индустриальной аквакультуры
21 Фев 2018
О мужестве отчаянных парней
21 Фев 2018
Проректор АГТУ Сергей Бастрыкин стал финалистом конкурса «Лидеры России» и получил образовательный грант
21 Фев 2018
К борьбе с браконьерством на Амуре активно подключается общественность
21 Фев 2018
Ученые предлагают осваивать новые ценные объекты промысла – глубоко зарывающиеся моллюски
21 Фев 2018
Дальневосточный совет по промысловому прогнозированию: в 2019 году вылов на Дальнем Востоке может составить 4 млн тонн
21 Фев 2018
Точка невозврата
21 Фев 2018
В 2018 году впервые с 1989 года будут выполнены съемки глубоководной части Охотского моря
21 Фев 2018
Как «чиновники-коммерсанты» агропромышленного комплекса России совмещают приятное с полезным. Часть 2
21 Фев 2018
На Шикотане появится современный рыбоперерабатывающий завод
21 Фев 2018
В Москве открылась XVIII сессия Смешанной Российско-Исландской комиссии по рыбному хозяйству
21 Фев 2018
О понятиях «рыбное хозяйство» и «рыбохозяйственный комплекс»
21 Фев 2018
Уточняется возможный ущерб водным биоресурсам при разливе нефтепродуктов в Ангару
21 Фев 2018
Михаил Иваник провел совещание по итогам работы отрасли в Азово-Черноморском бассейне в 2017 году
21 Фев 2018
Более половины жителей Владивостока считают, что рост цен ра рыбу вызван накрутками посредников
20 Фев 2018
Приморские СМИ спекулируют на теме пропавшего судна «Восток»
20 Фев 2018
Теперь мы знаем их в лицо
20 Фев 2018
Перспективы дальневосточного промысла обсудили в ТИНРО-Центре на совете по промысловому прогнозированию
20 Фев 2018
ВС РФ: глазированную мороженую рыбу вразвес нужно продавать без учета веса ледяной глазури
20 Фев 2018
Более 2000 тонн трубача добыли рыбаки Сахалинской области в ушедшем году
20 Фев 2018
Узбекистан: На развитие рыбной отрасли в Бухарской области выделят 100 млрд сумов

Подписка на новости

Море – мой чародей (часть 3)

540
Камчатский край

Что представляла собой работа и жизнь членов экипажей БМРТ в течение 5-6 месяцев промыслового рейса.

Я начал работать механиком в Управлении океанического рыболовства Камчатки в конце 1960-х годов. Это было время, когда на Камчатку перегнали с Николаевского судостроительного завода около десятка больших морозильных траулеров (БМРТ) проект 394 типа «Маяковский» (головное судно серии), которые начал строить этот завод. Они имели маломощный главный двигатель и могли заморозить в сутки всего 30-35 тонн рыбы. Уже в начале 1970-х рыбопромысловый флот страны стал пополняться БМРТ нового поколения типа «Мыс Орехова». Они имели более мощный двигатель по сравнению с судами типа «Маяковский» и могли заморозить в сутки до 85-90 тонн рыбы.

А в конце семидесятых годов для рыбопромыслового флота страны Николаевский судостроительный завод стал производить большие автономные морозильные тральщики (БАТМ) проекта «Пулковский меридиан». Эти суда по водоизмещению были в два раза больше прежних больших траулеров (до семи тысяч тонн), могли одновременно выбирать трал с моря и в тоже время осуществлять постановку нового трала, причем в их трюмах могло разместиться свыше тысячи тонн мороженной рыбной продукции. В это же время для флота стали поставлять мощные траулеры судоверфи германского города Штральзунд.

Кроме того, рыбопромысловый флот страны имел крупные плавучие базы, на которых в океане вырабатывались различные консервы. Мороженную рыбную продукцию с мест промысла в порты страны доставляли крупнотоннажные транспортные рефрижераторы. До начала девяностых годов прошлого века Советский Союз был мировым лидером по вылову морских ресурсов. В 1989 году СССР вышел на первое место в мире по вылову рыбы, добыв 11 миллионов тонн морепродуктов. Более 10% этого объема добывали экипажи УОР Камчатки.

Мне удивительно повезло, ибо каждый рейс — это не только работа и приключения, большие или малые, но и общение с уникальными людьми, многие из которых на долгие годы оставались моими добрыми товарищами. Каждый сделанный мною рейс оставлял в душе неизгладимый след.

Вот несколько событий, произошедших во время моей работы механиком на БМРТ «Союз-4». В июле 1970 года, когда траулер вел промысел возле Гавайских островов и намотал на винт куток трала, я, сделав 5 спусков под воду, освободил винт от кутка. В мае 1971 года на борту траулера в течение двух часов находились космонавты СССР В.Шаталов и А. Елисеев, которые в 1969 году совершили стыковку космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»! В этом же году по моим чертежам и под моим руководством на траулере было установлено технологическое оборудование и филетировочные станки для выпуска в сутки 20-25 тонн филе хека.

Работа на БМРТ «Мыс Обручева» – это дважды лучшие показатели года среди экипажей в Дальрыбе и один раз в Министерстве рыбного хозяйства СССР! На мои последние два рейса на БМРТ «Иван Малякин» пришлись ремонт судна в Перу и работа на промысле хека в Советско-американской компании возле берегов США и Канады.

Успешной работе в каждом из сделанных мною рейсов видимо способствовало то, что на этих судах были опытнейшие капитаны и старший командный состав, которые тщательно подбирали экипаж. Попасть на эти суда механику, штурману или траловому мастеру, не знающему и не любящему свою специальность, лентяю и выпивохе было просто невозможно. В результате тщательного подбора кадров в течение очень короткого времени экипаж становился мощным монолитом, который успешно совершал рейс, выполнял и перевыполнял рейсовые планы. На этих судах люди работали по принципу «один за всех и все за одного». Он был негласным правилом для всего экипажа.

Кто работал на БМРТ, хорошо знает, какой бедой для экипажа во время промысла была поломка главной шестерни лебедки выемки трала. В таком случае члены машинной команды делали все возможное и невозможное для исправления поломки (иногда сутки, а бывало — и двое). При этом члены машинной команды, отстоявшие вахту, приходили на кормовую палубу и помогали товарищам.

С того момента, когда траулер покидал порт и отправлялся в район предстоящего промысла, у всех членов экипажа начинался совершенно иной уклад жизни, который значительно отличался от режима людей, работавших на берегу. Во-первых, почти каждый член экипажа два раза в сутки стоял вахту на своем рабочем месте. Во-вторых, в течение пяти месяцев (иногда шести) ни у кого из членов экипажа не было ни выходных, ни праздников. Целью любого экипажа была добыча рыбы, и чем больше экипаж ее выловил, тем больше у каждого члена экипажа, соответственно, был заработок.

Но нередко на промысле бывали случаи, когда члены экипажа, узнав о том, что на палубе оказался очередной куток трала, в котором было 70 тонн рыбы, недовольно качали головами. Это происходило, когда на протяжении нескольких месяцев работы на борту судна постоянно находилось 90-100 тонн рыбы, которую нужно было день и ночь обрабатывать. Приходил в район промысла рефрижератор, мороженая продукция перегружалась на него в течение двух суток, а члены экипажа молили Всевышнего о том, чтобы на борту несколько дней отсутствовала рыба и можно было передохнуть. Но часто эти молитвы не действовали, и рыбная эпопея продолжалась.

По правилам техники безопасности осуществлять траление рыбы можно было при волнении моря не выше 4,5 баллов. Но нередко в районе промысла на протяжении месяца ежедневно был шторм силою в 6-7 баллов. И сама жизнь (природа) заставляла экипаж работать в этих условиях, при этом никто из членов экипажа не роптал.

Перед рейсом специализированное отделение областного кинопроката доставляло на борт судна 30-40 кинофильмов, которые только что появились в кинотеатрах. «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни», «Трембита», «Иван Васильевич меняет профессию» были для моряков-рыбаков в течение десятилетия культовыми фильмами, каждый из членов экипажа смотрел их несчетное количество раз. Очень часто на промысле происходил обмен фильмами с экипажами других судов, а бывало, что обмен фильмов происходил между советскими, польскими и болгарскими экипажами.

Если экипаж судна работал на траверзе берегов Канады-США, то судовые радисты настраивали телевизоры на прием канадских и американских телеканалов. Для просмотров ковбойских фильмов, спортивных программ, передач о животном мире знание языка не было нужным. При длительном пребывании в иностранном порту представители зарубежных фирм, которые обслуживали советские команды (кратковременный ремонт, доставка продуктов питания, работа в совместных компаниях), организовывали для членов экипажа различные экскурсии.

Нужно сказать о том, что на флоте была четко организована доставка в район промысла почты (писем и газет), которую привозили суда, приходившие в район промысла.

Продолжение следует.

На фото: На марках конверта спецгашения — подписи космонавтов В.Шаталова и А.Елисеева, летавших на космическом корабле «Союз-4». В честь этого полета был назван БМРТ «Союз-4», на котором Валентин Чарник сделал пять рейсов.

Рыбак Качатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Сентябрь  >     <  2016 г.  >