Последние публикации

22 Июн 2018
Рыбаков подводят под статью
22 Июн 2018
Сахалинские пограничники провели встречу с корейскими рыбопромысловыми компаниями
22 Июн 2018
На Сахалине за неделю браконьеров оштрафовали на 139 тысяч рублей
22 Июн 2018
Добыт рекомендованный объем мойвы в Восточно-Сахалинской подзоне
22 Июн 2018
Около 406 тонн зубастой корюшки добыли предприятия Сахалинской области
22 Июн 2018
Предпринимателям Ногликского района рассказали о системе "Меркурий"
22 Июн 2018
Более 500 тыс. личинок сига выпущено в реки Печорского бассейна в компенсационных целях
22 Июн 2018
«Лососевая путина-2018»: рыбоохрана Камчатки ежедневно докладывает о результатах рейдов
22 Июн 2018
Утверждены перечни заявителей для расчета и закрепления долей квот водных биоресурсов в Северном бассейне
22 Июн 2018
Совет Федерации поддержал меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей водных биоресурсов и диких животных
22 Июн 2018
Внесены изменения в Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»
22 Июн 2018
На Дальнем Востоке вышла в свет книга о дальневосточном трепанге
21 Июн 2018
В Курильском районе подвели итоги малой путины
21 Июн 2018
Троих сахалинцев поймали на незаконной добыче тайменя в заливе Набиль
21 Июн 2018
Крупнейший рыбопромышленник Томаринского района продает "доступную горбушу" по 150 рублей за килограмм
21 Июн 2018
Более 16 тыс. посетителей побывало на борту «Крузенштерна» во время стоянки в Бордо
21 Июн 2018
Cектор рыболовства в Восточной Европе стремится получить доступ к высокодоходному международному рынку
21 Июн 2018
Российские пользователи к 20 июня добыли 2,2 млн тонн водных биоресурсов
21 Июн 2018
Фрегат «Паллада» примет участие в Дальневосточной регате учебных парусников
21 Июн 2018
Внимание: водоохранная зона
21 Июн 2018
Главрыбвод провел самый масштабный выпуск миноги за всю историю ее воспроизводства
21 Июн 2018
Законопроект о сохранении экосистем Ладоги и Онеги приобретает все большую актуальность
20 Июн 2018
«Не теряю веры в справедливость»
20 Июн 2018
Американский импорт морепродуктов в январе-апреле 2018 г
20 Июн 2018
Частная охрана может поставить крест на широкомасштабном марикультурном пиратстве
20 Июн 2018
21 июня состоится заседание Общественного совета при Росрыболовстве
20 Июн 2018
Промысел лососевых на Амуре под пристальным вниманием всех контролирующих и силовых структур
20 Июн 2018
Сахалин, будь нам добрым соседом!
20 Июн 2018
Побочный эффект рекордного улова
20 Июн 2018
Каньяма-сан: «В Японии, как и в России, краб – дорогой деликатес»
20 Июн 2018
«Мы шли и делали»
20 Июн 2018
Живая вода
20 Июн 2018
Глава ВАРПЭ Герман Зверев: «Непродуманное внедрение электронной ветсертификации вынудит рыбаков нарушать закон»
20 Июн 2018
Более 160 тонн тихоокеанских лососей добыли предприятия Сахалинской области с начала путины
20 Июн 2018
Поронайский муниципалитет присвоил статус участников проекта "Региональный продукт" 11 торговым точкам
20 Июн 2018
В устье холмской реки Чеховки выпустили 700 тысяч мальков кеты
20 Июн 2018
Туристические организации Дальнего Востока получили право обнулить налоговую ставку
20 Июн 2018
На пост рыбоохраны на Камчатке напали браконьеры
20 Июн 2018
Росрыболовство предлагает установить ответственность субъектов России за нарушения при осуществлении переданных им полномочий в сфере рыболовства и аквакультуры
19 Июн 2018
Более 1 млрд личинок пеляди, муксуна и чира выпущены в водоемы Югры для подращивания
19 Июн 2018
Продолжается снижение розничных цен на мороженую рыбу
19 Июн 2018
Определены сроки и места добычи тихоокеанских лососей в Сахалинской области
19 Июн 2018
С начала года в Сахалинской области выявлено 666 нарушений законодательства в области рыболовства
19 Июн 2018
Утверждены правила определения границ рыболовных участков
19 Июн 2018
Барк «Седов» отправился в регатный рейс
19 Июн 2018
Замор сельди в заливе Пильтун на Сахалине может быть вызван нехваткой кислорода из-за ледовой обстановки
19 Июн 2018
Единый стенд рыбохозяйственной науки будет представлен на II Международном рыбопромышленном форуме
19 Июн 2018
Власти Китая ликвидировали очередной канал контрабанды морепродуктов
19 Июн 2018
ICES рекомендует значительно увеличить квоты на вылов исландской пикши и сайды
19 Июн 2018
Аквакультура будет драйвером новозеландского экспорта морепродуктов

Подписка на новости

Море – мой чародей (часть 3)

833
Камчатский край

Что представляла собой работа и жизнь членов экипажей БМРТ в течение 5-6 месяцев промыслового рейса.

Я начал работать механиком в Управлении океанического рыболовства Камчатки в конце 1960-х годов. Это было время, когда на Камчатку перегнали с Николаевского судостроительного завода около десятка больших морозильных траулеров (БМРТ) проект 394 типа «Маяковский» (головное судно серии), которые начал строить этот завод. Они имели маломощный главный двигатель и могли заморозить в сутки всего 30-35 тонн рыбы. Уже в начале 1970-х рыбопромысловый флот страны стал пополняться БМРТ нового поколения типа «Мыс Орехова». Они имели более мощный двигатель по сравнению с судами типа «Маяковский» и могли заморозить в сутки до 85-90 тонн рыбы.

А в конце семидесятых годов для рыбопромыслового флота страны Николаевский судостроительный завод стал производить большие автономные морозильные тральщики (БАТМ) проекта «Пулковский меридиан». Эти суда по водоизмещению были в два раза больше прежних больших траулеров (до семи тысяч тонн), могли одновременно выбирать трал с моря и в тоже время осуществлять постановку нового трала, причем в их трюмах могло разместиться свыше тысячи тонн мороженной рыбной продукции. В это же время для флота стали поставлять мощные траулеры судоверфи германского города Штральзунд.

Кроме того, рыбопромысловый флот страны имел крупные плавучие базы, на которых в океане вырабатывались различные консервы. Мороженную рыбную продукцию с мест промысла в порты страны доставляли крупнотоннажные транспортные рефрижераторы. До начала девяностых годов прошлого века Советский Союз был мировым лидером по вылову морских ресурсов. В 1989 году СССР вышел на первое место в мире по вылову рыбы, добыв 11 миллионов тонн морепродуктов. Более 10% этого объема добывали экипажи УОР Камчатки.

Мне удивительно повезло, ибо каждый рейс — это не только работа и приключения, большие или малые, но и общение с уникальными людьми, многие из которых на долгие годы оставались моими добрыми товарищами. Каждый сделанный мною рейс оставлял в душе неизгладимый след.

Вот несколько событий, произошедших во время моей работы механиком на БМРТ «Союз-4». В июле 1970 года, когда траулер вел промысел возле Гавайских островов и намотал на винт куток трала, я, сделав 5 спусков под воду, освободил винт от кутка. В мае 1971 года на борту траулера в течение двух часов находились космонавты СССР В.Шаталов и А. Елисеев, которые в 1969 году совершили стыковку космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»! В этом же году по моим чертежам и под моим руководством на траулере было установлено технологическое оборудование и филетировочные станки для выпуска в сутки 20-25 тонн филе хека.

Работа на БМРТ «Мыс Обручева» – это дважды лучшие показатели года среди экипажей в Дальрыбе и один раз в Министерстве рыбного хозяйства СССР! На мои последние два рейса на БМРТ «Иван Малякин» пришлись ремонт судна в Перу и работа на промысле хека в Советско-американской компании возле берегов США и Канады.

Успешной работе в каждом из сделанных мною рейсов видимо способствовало то, что на этих судах были опытнейшие капитаны и старший командный состав, которые тщательно подбирали экипаж. Попасть на эти суда механику, штурману или траловому мастеру, не знающему и не любящему свою специальность, лентяю и выпивохе было просто невозможно. В результате тщательного подбора кадров в течение очень короткого времени экипаж становился мощным монолитом, который успешно совершал рейс, выполнял и перевыполнял рейсовые планы. На этих судах люди работали по принципу «один за всех и все за одного». Он был негласным правилом для всего экипажа.

Кто работал на БМРТ, хорошо знает, какой бедой для экипажа во время промысла была поломка главной шестерни лебедки выемки трала. В таком случае члены машинной команды делали все возможное и невозможное для исправления поломки (иногда сутки, а бывало — и двое). При этом члены машинной команды, отстоявшие вахту, приходили на кормовую палубу и помогали товарищам.

С того момента, когда траулер покидал порт и отправлялся в район предстоящего промысла, у всех членов экипажа начинался совершенно иной уклад жизни, который значительно отличался от режима людей, работавших на берегу. Во-первых, почти каждый член экипажа два раза в сутки стоял вахту на своем рабочем месте. Во-вторых, в течение пяти месяцев (иногда шести) ни у кого из членов экипажа не было ни выходных, ни праздников. Целью любого экипажа была добыча рыбы, и чем больше экипаж ее выловил, тем больше у каждого члена экипажа, соответственно, был заработок.

Но нередко на промысле бывали случаи, когда члены экипажа, узнав о том, что на палубе оказался очередной куток трала, в котором было 70 тонн рыбы, недовольно качали головами. Это происходило, когда на протяжении нескольких месяцев работы на борту судна постоянно находилось 90-100 тонн рыбы, которую нужно было день и ночь обрабатывать. Приходил в район промысла рефрижератор, мороженая продукция перегружалась на него в течение двух суток, а члены экипажа молили Всевышнего о том, чтобы на борту несколько дней отсутствовала рыба и можно было передохнуть. Но часто эти молитвы не действовали, и рыбная эпопея продолжалась.

По правилам техники безопасности осуществлять траление рыбы можно было при волнении моря не выше 4,5 баллов. Но нередко в районе промысла на протяжении месяца ежедневно был шторм силою в 6-7 баллов. И сама жизнь (природа) заставляла экипаж работать в этих условиях, при этом никто из членов экипажа не роптал.

Перед рейсом специализированное отделение областного кинопроката доставляло на борт судна 30-40 кинофильмов, которые только что появились в кинотеатрах. «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни», «Трембита», «Иван Васильевич меняет профессию» были для моряков-рыбаков в течение десятилетия культовыми фильмами, каждый из членов экипажа смотрел их несчетное количество раз. Очень часто на промысле происходил обмен фильмами с экипажами других судов, а бывало, что обмен фильмов происходил между советскими, польскими и болгарскими экипажами.

Если экипаж судна работал на траверзе берегов Канады-США, то судовые радисты настраивали телевизоры на прием канадских и американских телеканалов. Для просмотров ковбойских фильмов, спортивных программ, передач о животном мире знание языка не было нужным. При длительном пребывании в иностранном порту представители зарубежных фирм, которые обслуживали советские команды (кратковременный ремонт, доставка продуктов питания, работа в совместных компаниях), организовывали для членов экипажа различные экскурсии.

Нужно сказать о том, что на флоте была четко организована доставка в район промысла почты (писем и газет), которую привозили суда, приходившие в район промысла.

Продолжение следует.

На фото: На марках конверта спецгашения — подписи космонавтов В.Шаталова и А.Елисеева, летавших на космическом корабле «Союз-4». В честь этого полета был назван БМРТ «Союз-4», на котором Валентин Чарник сделал пять рейсов.

Рыбак Качатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Август  >     <  2017 г.  >