Последние публикации

22 Фев 2018
Международный дальневосточный морской салон — 2018 пройдет во Владивостоке
22 Фев 2018
В Правительство направлен пакет поправок к перечню объектов для прибрежного рыболовства
22 Фев 2018
Ловись, «золотая» рыбка
22 Фев 2018
Российские рыбаки осваивают глубоководный промысел
22 Фев 2018
Морской обмен: Курсанты будут проходить практику на парусниках Росрыболовства и Морской академии Гдыни
22 Фев 2018
Более 13 млн икринок пеляди и 2 млн икринок омуля подготовят для зарыбления водоемов Иркутской области
22 Фев 2018
Утверждено положение о Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций Росрыболовства
22 Фев 2018
Данные торгов на оптовом рынке Цукидзи (Токио, Япония) 26.01.18. - 01.02.18
22 Фев 2018
Атлантический лосось в Норвегии на 5-й неделе года подешевел
22 Фев 2018
Норвегия увеличила экспорт сельди, но сократила продажи скумбрии
22 Фев 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 09.02.2018-15.02.2018
22 Фев 2018
Поставки китайской тиляпии в США продолжают сокращаться
22 Фев 2018
Китай вводит запрет на рыбную ловлю в Хуанхэ
22 Фев 2018
Перуанский экспорт рыбной продукции в 2017 году вырос почти на 32%
22 Фев 2018
Оборот рыбной отрасли в 2018 году может вырасти до 320-325 млрд
22 Фев 2018
Размышления к Съезду: совпадут ли ожидания властей и рыбаков на Съезде?
21 Фев 2018
О возврате инспекторами Управления Россельхознадзора 28 тонн сардинеллы в Мавританию
21 Фев 2018
О попытке ввоза в Свердловскую область 112 кг красной икры с грубым нарушением ветзаконодательства
21 Фев 2018
СахНИРО изучает уловы рыбаков-любителей
21 Фев 2018
Сахалинская программа стимулирования жилстроя показала низкую эффективность
21 Фев 2018
С начала года сахалинские браконьеры получили штрафы на сумму 267 тысяч рублей
21 Фев 2018
Лосось на Сахалине и Курилах стал на 40% недоступнее
21 Фев 2018
Более 1100 тонн наваги добыли подледными ловушками компании западного Сахалина
21 Фев 2018
В 2017 году сахалинские рыбопромышленники добыли на 676 тонн кукумарии больше, чем в 2016
21 Фев 2018
Охотоморская путина: рыбаки добыли более 343 тыс. тонн минтая
21 Фев 2018
На парусниках «Седов» и «Крузенштерн» идут плановые ремонтные работы
21 Фев 2018
В Томской области создано собственное генетически чистое маточное стадо сибирского осетра
21 Фев 2018
В Мурманске пройдет семинар по внедрению Портала Отраслевой системы мониторинга
21 Фев 2018
Росрыболовство предлагает жителям Бурятии вместо добычи и переработки омуля заняться восстановлением его запасов
21 Фев 2018
В Подмосковье реализуют проект по строительству кластера индустриальной аквакультуры
21 Фев 2018
О мужестве отчаянных парней
21 Фев 2018
Проректор АГТУ Сергей Бастрыкин стал финалистом конкурса «Лидеры России» и получил образовательный грант
21 Фев 2018
К борьбе с браконьерством на Амуре активно подключается общественность
21 Фев 2018
Ученые предлагают осваивать новые ценные объекты промысла – глубоко зарывающиеся моллюски
21 Фев 2018
Дальневосточный совет по промысловому прогнозированию: в 2019 году вылов на Дальнем Востоке может составить 4 млн тонн
21 Фев 2018
Точка невозврата
21 Фев 2018
В 2018 году впервые с 1989 года будут выполнены съемки глубоководной части Охотского моря
21 Фев 2018
Как «чиновники-коммерсанты» агропромышленного комплекса России совмещают приятное с полезным. Часть 2
21 Фев 2018
На Шикотане появится современный рыбоперерабатывающий завод
21 Фев 2018
В Москве открылась XVIII сессия Смешанной Российско-Исландской комиссии по рыбному хозяйству
21 Фев 2018
О понятиях «рыбное хозяйство» и «рыбохозяйственный комплекс»
21 Фев 2018
Уточняется возможный ущерб водным биоресурсам при разливе нефтепродуктов в Ангару
21 Фев 2018
Михаил Иваник провел совещание по итогам работы отрасли в Азово-Черноморском бассейне в 2017 году
21 Фев 2018
Более половины жителей Владивостока считают, что рост цен ра рыбу вызван накрутками посредников
20 Фев 2018
Приморские СМИ спекулируют на теме пропавшего судна «Восток»
20 Фев 2018
Теперь мы знаем их в лицо
20 Фев 2018
Перспективы дальневосточного промысла обсудили в ТИНРО-Центре на совете по промысловому прогнозированию
20 Фев 2018
ВС РФ: глазированную мороженую рыбу вразвес нужно продавать без учета веса ледяной глазури
20 Фев 2018
Более 2000 тонн трубача добыли рыбаки Сахалинской области в ушедшем году
20 Фев 2018
Узбекистан: На развитие рыбной отрасли в Бухарской области выделят 100 млрд сумов

Подписка на новости

Новые жертвы моря: кто виноват?

686
Камчатский край

9 августа у берегов Камчатки погибли люди, вышедшие в море на катере. Увы, такие ЧП здесь не редкость. Но в этот раз происшествие вызвало особенно сильный резонанс в краевом центре. Одни верят в вину пограничников. Другие – винят самих рыбаков. А может, причина трагедии глубже, чем мы предполагаем?

Восстанавливаем хронику событий

Для начала постараемся соединить разрозненные данные, которые стали достоянием гласности официальным и неофициальным путем. Получается примерно такая картина. Рано утром 9 августа с одного из пирсов (район ЖБФ) в море вышел катер «Мицубиси». На его борту находились трое: Роман Клименко, Валерий и Дмитрий Дворцовы.

Экипаж катера не поставил в известность о своем походе ни одну из государственных служб, которые регламентируют плавание в Авачинской губе и на подходах к ней. Хотя эта обязанность распространяется и на маломерные лодки, и на катера.

Роман Клименко оставил лишь запись в журнале на вахте пирса. В ней он указал в качестве района плавания бухту Русская.

Примерно в 6 утра в районе мыса Западный (около бухты Треуголка) катер был остановлен двумя катерами Пограничного управления ФСБ по Восточному арктическому району. С одного из них на «Мицубиси» перешел инспектор. Между ним и гражданскими лицами разгорелся конфликт. По словам пограничников, инспектор нашел сети, заподозрил браконьерство и пытался начать разбирательство.

Дальше произошло намеренное столкновение катеров. По одной версии, когда инспектор вернулся на свой катер, тот стал таранить гражданский. По версии погранслужбы, рыбаки напали на инспектора и сами протаранили пограничников, уходя от преследования. В качестве доказательства нам предъявлены уголовное дело, которое возбуждено Следственным комитетом по факту применения насилия в отношении представителя власти, и вмятина у пограничного катера сбоку (ведь боком не таранят, а таранят в бок).

Лично я не вижу ни одной причины, по которой пограничники пошли бы на таран. Ведь если водитель катера таранит другой катер в море вдали от берега, он ведь и своей жизнью рискует тоже. Ради чего? Как признают сами пограничники, на рыбацком катере рыбы не было. Была только сетка. А это едва-едва тянет на крошечный штраф. Значит, пограничник решил стать камикадзе, положив на алтарь и свою голову, и головы своих товарищей, а также дорогостоящее казенное имущество в виде катера (за которое он несет материальную ответственность), только ради того, чтобы взыскать с рыбаков в лучшем случае пару тысяч рублей?

Другой вопрос: почему рыбаки подались в бега, если кому-то из них грозил всего лишь небольшой штраф? Тем не менее, гражданский катер, получив повреждения, скрылся. Но не в сторону берега, что в его ситуации было бы самым безопасным, а в противоположном направлении. Однако пограничники то ли не стали его преследовать, то ли не смогли догнать. Не открою военной тайны, если скажу, что на Камчатке пограничные катера уступают по мощности и скорости иным рыбацким катеркам из пластика.

В 7.30 Роман Клименко позвонил своему знакомому Фазелю Г. и сообщил, что находится примерно в 36 км от выхода в Авачинскую губу, глубина под судном около километра, на борт поступает вода. Клименко успел сообщить свои координаты. Фазель Г. отправился на своей лодке на помощь.

Вот что он рассказал журналистам: «В течение всего времени, что я шел к ним, я с ними созванивался. Вроде держались на воде. Потом часов в 10 утра я крайний раз с ними связался, они были очень далеко. Он мне сказал: «Фазель, мы тонем, не успеваем вычерпывать воду. Водооткачивающее оборудование не справляется». После чего он ушел со связи. Я пришел в координаты, не нашел ни одного следа».

Подчеркнем, все это произошло 9 августа. Но только 11 августа в МЧС обратился знакомый пропавших и сообщил, что они не вернулись домой. Началась поисковая операция. Спустя несколько дней были найдены тела 47-летнего Романа Клименко и 23-летнего Дмитрия Дворцова. Валерий Дворцов пока числится пропавшим без вести.

Вопросы

Произошедшее – большая трагедия. Люди приняли жуткую смерть. Семьи скорбят, друзья негодуют. И множество вопросов повисло в воздухе.

Часть этих вопросов – к пограничникам. Почему они не сообщили об инциденте гражданским береговым службам? Неважно, кто кого таранил. Важно, что катер, получив повреждения, стал уходить в сторону океана. Разве это не повод для беспокойства?

За три недели до этого происшествия, 19 июля, в Авачинской губе прошли учения спасателей с участием всех ведомств, способных оказать помощь терпящим бедствие. Принимал в них участие и катер пограничного управления. Отрабатывались совместные действия, обмен информацией. Неужели все было зря?

Не меньше вопросов и к погибшим, а также к их товарищу. Почему они всеми силами старались избежать внимания любых государственных структур, включая даже спасательные? Вышли в море – никого из них не предупредили. Стали тонуть – предпочли сделать звонок другу, но не в МЧС. А друг тоже хорош. Получив сообщение, не стал просить помощи у спасслужб, а сам пошел на выручку. Пришел на место, никого не обнаружил и, опять же, не стал бить тревогу.

Как утверждал Фазель Г., тонувший катер выходил на связь с 7.30 до 10 часов утра. За это время можно было организовать полноценную и профессиональную спасательную операцию (тем более, что координаты были известны). Но МЧС получило информацию об исчезновении в море людей спустя два дня, слишком поздно.

Виноват «любительский лов»?

Погибшие уже не расскажут свою версию событий, не объяснят нам логику своих поступков. И мы никогда доподлинно не узнаем всех обстоятельств этого ЧП. Одни будут верить в вину пограничников. Другие – обвинять рыбаков, считая их браконьерами. А на мой личный взгляд, изначально виновата социально-экономическая ситуация.

Такие окраины Петропавловска, как районы ЖБФ или СРВ, считаются не самой благополучной частью города. Слабая инфраструктура, туманные перспективы. Зато есть близость к воде. Она подсказала местным, чем себя занять. Занятие оказалось доходным. За несколько лет в городе образовалось большое сообщество, живущее «любительским рыболовством» в Авачинской губе и за его пределами. Почему в кавычках? Потому что статус и законность этого промысла крайне спорны. Тем не менее, он развивается. По городу рассекают фургоны и грузовички со свежим уловом. В мессенджерах, социальных группах, на автобусных остановках – сотни частных объявлений о продаже краба, икры.

Иногда пограничники пытаются проверять рыбацкие катера и лодочные гаражи, изымая орудия лова или морепродукцию. Но в целом власть закрыла на все глаза: ведь народ не требует работы и заботы, сам себе находит пропитание, ну и пусть. В итоге местное население учится жить без власти, игнорируя ее так же, как она игнорирует его проблемы. А когда власть вдруг решает напомнить о себе, получает то, чего сильно боится – протестные настроения. И эти протесты совсем не в духе московских митингов, на которых полиция без труда крутит очкариков и бородатых хипстеров. Тут дело пахнет настоящей махновщиной, когда сотрудник Береговой охраны ФСБ при попытке исполнить свою службу рискует вылететь за борт.

Все это легко прекратить. Старожилы вспоминают, что в советские годы на выходе из Авачинской губы дежурили военный и пограничный корабли, пресекая любое несанкционированное плавание. Но последствия таких мер в наше время непредсказуемы. «Любительский» лов в местной акватории вырос до таких масштабов, что любые попытки обуздать его вызовут в нашем маленьком городе бурную социальную реакцию.

А если эту деятельность нельзя остановить, не пора ли ее легализовать? Ведь ресурсы, судя по всему, это позволяют. Пусть люди официально и без риска идут в море, пусть законно везут улов в город, как в Норвегии или Японии. Пусть создают кооперативы, официальные рабочие места, платят налоги с этого бизнеса, насыщают местный рынок, продают улов в цивильных условиях. Ведь была же попытка в 2015-м продавать живых крабов в магазине «Океан». Кому это мешало?

Но, скорее всего, власть не созрела решать этот вопрос кардинально. Для нее сейчас главное, чтобы страсти, вызванные гибелью рыбаков, поскорее улеглись. А дальше все останется как есть: горожане продолжат, таясь и шифруясь, выходить на промысел и ежегодно пополнять статистику несчастных случаев.

Кирилл МАРЕНИН

На записи с камер слежения от 9 августа видно, как люди собирались в море. Сначала от пирса отошел катер, а потом к нему от того же пирса подошла резиновая лодка, которую затем погрузили на борт. Фото, которое предоставила пресс-служба пограничного управления (оно сделано с пограничного катера 9 августа перед проверкой), подтверждает, что у рыбаков была резиновая лодка. Почему они не воспользовались ей, когда стали тонуть? Еще одна загадка.

Рыбак Камчатки



Новые жертвы моря: кто виноват?
Новые жертвы моря: кто виноват?
Новые жертвы моря: кто виноват?

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Август  >     <  2017 г.  >