Последние публикации

23 Ноя 2017
Сахалинцы могут помочь пострадавшим морским животным
23 Ноя 2017
Приморье потеряло крупнейшую рыбопромышленную компанию «Ролиз» (АО «Норебо Холдинг»)
23 Ноя 2017
В порту Мурманска горел рыболовный траулер «Одиссей-1»
23 Ноя 2017
Общественный совет при Росрыболовстве: исторический принцип – залог дальнейшего развития и модернизации отрасли
23 Ноя 2017
Ученые АтлантНИРО завершили первый этап научно-исследовательской экспедиции в зоне Марокко
23 Ноя 2017
Россия и Литва согласуют ОДУ на 2018 год для основных промысловых объектов Куршского залива
23 Ноя 2017
за неполный 2017 год на Ямале добыто 9 тысяч тонн рыбы
23 Ноя 2017
Российские рыбаки нарастили вылов на 2,5% к уровню рекордного прошлого года – добыто более 4,3 млн тонн
23 Ноя 2017
Норвежские ученые рекомендуют размораживать треску в воде
23 Ноя 2017
Ложь во спасение. Когда из жидкого теста полуправды пекутся горячие пирожки лжи
23 Ноя 2017
Дефицит осенней кеты и сайры заставляет Японию искать необычные альтернативы
23 Ноя 2017
Аргентинские креветки дорожают на фоне высокого спроса в Китае и США
22 Ноя 2017
«Страна рыбы и рыбоедов» готовится к официальному открытию
22 Ноя 2017
Цена на красную икру должна регулироваться рыночными механизмами
22 Ноя 2017
На Сахалине вынесен приговор по уголовному делу о гибели 69 человек во время крушения в акватории Охотского моря БАТМ «Дальний Восток»
22 Ноя 2017
Мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%
22 Ноя 2017
Квоты добычи водных биоресурсов во внутренних водных объектах будут распределяться между субъектами по Правилам
22 Ноя 2017
Утвержден перечень видов для промышленного и прибрежного рыболовства
22 Ноя 2017
Новое научно-исследовательское судно АзНИИРХа вышло в первый рейс
22 Ноя 2017
Освоение скумбрии приближается к пятикратному превышению уровня 2016 года
22 Ноя 2017
Новогодние гадания на квоты
22 Ноя 2017
Возвращайся, лосось!
22 Ноя 2017
Будут и горбуша, и горбушка
22 Ноя 2017
Тятя! Тятя! Наши сети … запретили
22 Ноя 2017
В Баку начала работу первая сессия Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря
22 Ноя 2017
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 45-я неделя 2017 г
22 Ноя 2017
Цены на сайру на японском рынке превышают прошлогодний уровень на 25%
22 Ноя 2017
Экспорт норвежского лосося 06.11.17-12.11.17
22 Ноя 2017
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 46-я неделя 2017 г
21 Ноя 2017
Руководитель Росрыболовства провел рабочую встречу с рыбопромышленниками Северо-Запада
21 Ноя 2017
Для рыбопромышленного комплекса России разработана автоматизированная система отраслевых вакансий
21 Ноя 2017
Центр передовых технологий использования белков поможет решить проблему вторичного сырья в рыбопереработке
21 Ноя 2017
По итогам аукциона в Росрыболовстве в госказну поступит более 303 млн рублей
21 Ноя 2017
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 октября 2016 г. № 676
21 Ноя 2017
Запрет дрифтерного лова: аргументы за и против
21 Ноя 2017
Из-за чего ушел на дно «Дальний Восток»
21 Ноя 2017
ООО «Оха» наказали за промысел в природном заказнике
21 Ноя 2017
В Приморье изъято полтонны креветки без документов
21 Ноя 2017
Жителей Приморья могли накормить опасными деликатесами
21 Ноя 2017
Четыре сахалинские компании получат в качестве господдержки почти 300 миллионов рублей
21 Ноя 2017
Прокуратура не позволила браконьеру из Долинского района избежать наказания
21 Ноя 2017
Сахалинцы могут продолжать звонить на горячую линию по вопросам коррупции в агентстве по рыболовству
21 Ноя 2017
Американский импорт креветок в январе-сентябре 2017 года
21 Ноя 2017
Американский импорт атлантического лосося в январе-сентябре 2017 года
21 Ноя 2017
Американский импорт морепродуктов в январе-сентябре 2017 года
21 Ноя 2017
Россия и Намибия могут разработать комплексный план развития сотрудничества в торгово-экономической сфере
21 Ноя 2017
Экспорт основных видов морепродуктов из Южной Кореи: 1 – 44 неделя 2017 г
21 Ноя 2017
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи на ключевые рынки: 1-44-я неделя 2017 г
21 Ноя 2017
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1 - 44-я неделя 2017 г
20 Ноя 2017
Пограничники задержали троих сахалинцев, незаконно добывших 100 килограммов корюшки

Подписка на новости

Новые жертвы моря: кто виноват?

595
Камчатский край

9 августа у берегов Камчатки погибли люди, вышедшие в море на катере. Увы, такие ЧП здесь не редкость. Но в этот раз происшествие вызвало особенно сильный резонанс в краевом центре. Одни верят в вину пограничников. Другие – винят самих рыбаков. А может, причина трагедии глубже, чем мы предполагаем?

Восстанавливаем хронику событий

Для начала постараемся соединить разрозненные данные, которые стали достоянием гласности официальным и неофициальным путем. Получается примерно такая картина. Рано утром 9 августа с одного из пирсов (район ЖБФ) в море вышел катер «Мицубиси». На его борту находились трое: Роман Клименко, Валерий и Дмитрий Дворцовы.

Экипаж катера не поставил в известность о своем походе ни одну из государственных служб, которые регламентируют плавание в Авачинской губе и на подходах к ней. Хотя эта обязанность распространяется и на маломерные лодки, и на катера.

Роман Клименко оставил лишь запись в журнале на вахте пирса. В ней он указал в качестве района плавания бухту Русская.

Примерно в 6 утра в районе мыса Западный (около бухты Треуголка) катер был остановлен двумя катерами Пограничного управления ФСБ по Восточному арктическому району. С одного из них на «Мицубиси» перешел инспектор. Между ним и гражданскими лицами разгорелся конфликт. По словам пограничников, инспектор нашел сети, заподозрил браконьерство и пытался начать разбирательство.

Дальше произошло намеренное столкновение катеров. По одной версии, когда инспектор вернулся на свой катер, тот стал таранить гражданский. По версии погранслужбы, рыбаки напали на инспектора и сами протаранили пограничников, уходя от преследования. В качестве доказательства нам предъявлены уголовное дело, которое возбуждено Следственным комитетом по факту применения насилия в отношении представителя власти, и вмятина у пограничного катера сбоку (ведь боком не таранят, а таранят в бок).

Лично я не вижу ни одной причины, по которой пограничники пошли бы на таран. Ведь если водитель катера таранит другой катер в море вдали от берега, он ведь и своей жизнью рискует тоже. Ради чего? Как признают сами пограничники, на рыбацком катере рыбы не было. Была только сетка. А это едва-едва тянет на крошечный штраф. Значит, пограничник решил стать камикадзе, положив на алтарь и свою голову, и головы своих товарищей, а также дорогостоящее казенное имущество в виде катера (за которое он несет материальную ответственность), только ради того, чтобы взыскать с рыбаков в лучшем случае пару тысяч рублей?

Другой вопрос: почему рыбаки подались в бега, если кому-то из них грозил всего лишь небольшой штраф? Тем не менее, гражданский катер, получив повреждения, скрылся. Но не в сторону берега, что в его ситуации было бы самым безопасным, а в противоположном направлении. Однако пограничники то ли не стали его преследовать, то ли не смогли догнать. Не открою военной тайны, если скажу, что на Камчатке пограничные катера уступают по мощности и скорости иным рыбацким катеркам из пластика.

В 7.30 Роман Клименко позвонил своему знакомому Фазелю Г. и сообщил, что находится примерно в 36 км от выхода в Авачинскую губу, глубина под судном около километра, на борт поступает вода. Клименко успел сообщить свои координаты. Фазель Г. отправился на своей лодке на помощь.

Вот что он рассказал журналистам: «В течение всего времени, что я шел к ним, я с ними созванивался. Вроде держались на воде. Потом часов в 10 утра я крайний раз с ними связался, они были очень далеко. Он мне сказал: «Фазель, мы тонем, не успеваем вычерпывать воду. Водооткачивающее оборудование не справляется». После чего он ушел со связи. Я пришел в координаты, не нашел ни одного следа».

Подчеркнем, все это произошло 9 августа. Но только 11 августа в МЧС обратился знакомый пропавших и сообщил, что они не вернулись домой. Началась поисковая операция. Спустя несколько дней были найдены тела 47-летнего Романа Клименко и 23-летнего Дмитрия Дворцова. Валерий Дворцов пока числится пропавшим без вести.

Вопросы

Произошедшее – большая трагедия. Люди приняли жуткую смерть. Семьи скорбят, друзья негодуют. И множество вопросов повисло в воздухе.

Часть этих вопросов – к пограничникам. Почему они не сообщили об инциденте гражданским береговым службам? Неважно, кто кого таранил. Важно, что катер, получив повреждения, стал уходить в сторону океана. Разве это не повод для беспокойства?

За три недели до этого происшествия, 19 июля, в Авачинской губе прошли учения спасателей с участием всех ведомств, способных оказать помощь терпящим бедствие. Принимал в них участие и катер пограничного управления. Отрабатывались совместные действия, обмен информацией. Неужели все было зря?

Не меньше вопросов и к погибшим, а также к их товарищу. Почему они всеми силами старались избежать внимания любых государственных структур, включая даже спасательные? Вышли в море – никого из них не предупредили. Стали тонуть – предпочли сделать звонок другу, но не в МЧС. А друг тоже хорош. Получив сообщение, не стал просить помощи у спасслужб, а сам пошел на выручку. Пришел на место, никого не обнаружил и, опять же, не стал бить тревогу.

Как утверждал Фазель Г., тонувший катер выходил на связь с 7.30 до 10 часов утра. За это время можно было организовать полноценную и профессиональную спасательную операцию (тем более, что координаты были известны). Но МЧС получило информацию об исчезновении в море людей спустя два дня, слишком поздно.

Виноват «любительский лов»?

Погибшие уже не расскажут свою версию событий, не объяснят нам логику своих поступков. И мы никогда доподлинно не узнаем всех обстоятельств этого ЧП. Одни будут верить в вину пограничников. Другие – обвинять рыбаков, считая их браконьерами. А на мой личный взгляд, изначально виновата социально-экономическая ситуация.

Такие окраины Петропавловска, как районы ЖБФ или СРВ, считаются не самой благополучной частью города. Слабая инфраструктура, туманные перспективы. Зато есть близость к воде. Она подсказала местным, чем себя занять. Занятие оказалось доходным. За несколько лет в городе образовалось большое сообщество, живущее «любительским рыболовством» в Авачинской губе и за его пределами. Почему в кавычках? Потому что статус и законность этого промысла крайне спорны. Тем не менее, он развивается. По городу рассекают фургоны и грузовички со свежим уловом. В мессенджерах, социальных группах, на автобусных остановках – сотни частных объявлений о продаже краба, икры.

Иногда пограничники пытаются проверять рыбацкие катера и лодочные гаражи, изымая орудия лова или морепродукцию. Но в целом власть закрыла на все глаза: ведь народ не требует работы и заботы, сам себе находит пропитание, ну и пусть. В итоге местное население учится жить без власти, игнорируя ее так же, как она игнорирует его проблемы. А когда власть вдруг решает напомнить о себе, получает то, чего сильно боится – протестные настроения. И эти протесты совсем не в духе московских митингов, на которых полиция без труда крутит очкариков и бородатых хипстеров. Тут дело пахнет настоящей махновщиной, когда сотрудник Береговой охраны ФСБ при попытке исполнить свою службу рискует вылететь за борт.

Все это легко прекратить. Старожилы вспоминают, что в советские годы на выходе из Авачинской губы дежурили военный и пограничный корабли, пресекая любое несанкционированное плавание. Но последствия таких мер в наше время непредсказуемы. «Любительский» лов в местной акватории вырос до таких масштабов, что любые попытки обуздать его вызовут в нашем маленьком городе бурную социальную реакцию.

А если эту деятельность нельзя остановить, не пора ли ее легализовать? Ведь ресурсы, судя по всему, это позволяют. Пусть люди официально и без риска идут в море, пусть законно везут улов в город, как в Норвегии или Японии. Пусть создают кооперативы, официальные рабочие места, платят налоги с этого бизнеса, насыщают местный рынок, продают улов в цивильных условиях. Ведь была же попытка в 2015-м продавать живых крабов в магазине «Океан». Кому это мешало?

Но, скорее всего, власть не созрела решать этот вопрос кардинально. Для нее сейчас главное, чтобы страсти, вызванные гибелью рыбаков, поскорее улеглись. А дальше все останется как есть: горожане продолжат, таясь и шифруясь, выходить на промысел и ежегодно пополнять статистику несчастных случаев.

Кирилл МАРЕНИН

На записи с камер слежения от 9 августа видно, как люди собирались в море. Сначала от пирса отошел катер, а потом к нему от того же пирса подошла резиновая лодка, которую затем погрузили на борт. Фото, которое предоставила пресс-служба пограничного управления (оно сделано с пограничного катера 9 августа перед проверкой), подтверждает, что у рыбаков была резиновая лодка. Почему они не воспользовались ей, когда стали тонуть? Еще одна загадка.

Рыбак Камчатки



Новые жертвы моря: кто виноват?
Новые жертвы моря: кто виноват?
Новые жертвы моря: кто виноват?

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Август  >     <  2017 г.