Последние публикации

18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода
13 Июл 2018
На Сахалине будут судить бывшего председателя рыбколхоза имени Ленина, который в течение года не платил зарплату работникам
13 Июл 2018
На Шикотане разрешена добыча горбуши рыбаками-любителями
13 Июл 2018
Студенты Дальрыбвтуза отправились на лососевую путину
13 Июл 2018
Из Калининградского морского рыбного порта барк «Крузенштерн» отправится в свой очередной рейс
13 Июл 2018
Цены на чилийского лосося в США и Бразилии продолжают снижаться
13 Июл 2018
Норвегия рассчитывает резко увеличить поставки лосося в Китай
13 Июл 2018
Норвежский атлантический лосось на 27-й неделе незначительно вырос в цене
13 Июл 2018
В приказ Минсельхоза по оформлению ветдокументов внесены нужные для аквакультуры изменения
13 Июл 2018
Экипажи рыбопромысловых судов: аукционы на вылов краба «убьют» рыбную отрасль и обанкротят предприятия
13 Июл 2018
Отраслевой ВУЗ Росрыболовства ждет новых студентов
12 Июл 2018
Вылов горбуши на Сахалине и Курилах в эту путину может в два раза превысить прогнозы
12 Июл 2018
998 нарушений выявили сотрудники рыбоохраны в Сахалинской области с начала года
12 Июл 2018
Вылов водных биоресурсов увеличился на 0,5% – до 2,53 млн тонн
12 Июл 2018
Международная выставка рыбной индустрии в Петербурге увеличится на 60% – до 13 тыс. кв. метров
12 Июл 2018
Рыбоохраной и Росгвардией изъято около 200 кг незаконно добытой нерестовой рыбы в Бурятии

Подписка на новости

Дали пистолет и вертись, как хочешь

954
Камчатский край

В сфере контроля за рыболовством появилось новое действующее лицо – транспортная полиция. Этот грозный орган действует жестко и беспощадно. Порой даже чересчур.

В июне 2017 года МРС-225 компании «Сокра» вел промысел в Авачинском заливе. У него было разрешение на добычу камбалы снюрреводом. Когда сотрудники транспортной полиции высадились на судно 29 июня, то обнаружили на нем помимо законно добытой рыбы еще около 200 штук краба и 10 кг крабового мяса. Это послужило основанием для возбуждения уголовного дела в отношении капитана.

Снюрреводом краба не ловят. То есть, о его целенаправленной добыче речь не идет. Скорее всего, краб попал в снюрревод случайно. Это предусмотрено правилами рыболовства как прилов. По тем же правилам краб, попавший в прилов, должен быть незамедлительно возвращен в море. В нашем случае экипаж не выполнил этого требования. Может, не успели. Может, кто-то из рыбаков решил оставить часть краба и заготовить себе крабового мяса. Такие «самозаготовки» — явление в экипажах нередкое. И капитаны, и судовладельцы с ним борются по мере сил. Но искоренить его полностью невозможно.

Когда на судне нашли крабов, оно по требованию полиции вернулось в Петропавловск. Краб был изъят. Дальше никто не препятствовал экипажу вернуться на промысел. Причин удерживать судно в порту вроде бы не имелось. МРС продолжил работать уже с другим капитаном (с прежним фирма попрощалась).

Почти три недели судно никто не трогал. Но 18 июля МРС был чуть ли не взят на абордаж в море сотрудниками транспортной полиции, которые снова отвели его в Петропавловск. Как заявили полицейские представителям «Сокры», судно изъято, его использование запрещено. При этом никаких процессуальных документов и уведомлений в адрес фирмы не поступало.

Дальше – больше. Транспортная полиция потребовала от капитана порта и дежурного по рейду не выпускать МРС в море. Когда законность этого требования была поставлена под сомнение, полицейские явились на МРС и сняли с него радиолокационное оборудование. Причем «сняли» — очень мягкое слово для произошедшего. Аппаратуру не демонтировали, а просто вырвали с корнем. Понятно, что ни локатор, ни эхолот следствию не нужны. Как вещественные доказательства эти приборы бесполезны. Забрав их, полиция преследовала одну цель – любой ценой удерживать МРС в порту.

Задержание судна было узаконено позже, 25 июля, когда Елизовский районный суд удовлетворил ходатайство дознавателя об аресте этого имущества: якобы во избежание его утраты, для обеспечения возмещения ущерба. Хотя всем понятно, что МРС за границу не убежит. А если он нужен как гарантия погашения ущерба, то почему предложение «Сокры» внести на депозит полиции нужную сумму было отклонено?

В то же время начались следственные действия в офисе судовладельца. Транспортная полиция стала изымать там документы: бухгалтерские, кадровые. Причем изымалась документация не только ООО РПЗ «Сокра», но и его соседа по офису — ООО «Сфера Марин».

Заметим в скобках, что главная задача транспортной полиции –обеспечение безопасности населения на транспорте. Но, видимо, там решили показать, что тоже умеют расследовать громкие дела. Пусть крабов не 200 тонн, а 200 штук, но все же – валютоемкий ресурс!

Я не оправдываю рыбаков. Нарушение правил действительно было. За него предусмотрена ответственность. Если полиция докажет, что виноват капитан, пусть ответит. Если часть вины лежит на фирме, пусть она платит штраф. Так должно быть по закону. Но на практике все выглядит иначе. Еще ничья вина не доказана, а уже множество людей несут наказание. Причем наказание явно несправедливое и несоразмерное.

Ущерб по уголовному делу составляет 225 450 рублей. Вынужденный простой МРС и берегового завода, на который это судно доставляло улов для переработки, обходится фирме в 500– 800 тысяч рублей ежедневно. Экипаж МРС (8 человек) и коллектив завода (50 человек) остались без работы. За что?

Кстати, при обнаружении неучтенного живого краба на судне сотрудники правоохранительных органов обязаны выпустить его в естественную среду обитания и таким образом предотвратить ущерб водным биоресурсам. Но на МРС-225 было не так. По словам членов экипажа, полицейские просто сгребли живых крабов в мешок и увезли. Так что, еще вопрос – кто нанес ущерб: рыбаки или силовики.

Ни одно рыбное предприятие не застраховано от нарушений. Правовое поле в сфере рыболовства как минное: один неверный шаг и — ты уже «враг народа». Крупный бизнес сумел выстроить защиту. Он создал влиятельные ассоциации, которые могут постоять за его интересы. В итоге силовые наезды на большие компании стали реже. Но ведь проверяющим надо кого-то «стричь». Получается, что средний и малый бизнес брошен им на растерзание?

ООО РПЗ «Сокра» — предприятие прибрежного рыболовства, которое развивает все направления этого промысла: и береговую переработку, и собственную торговую сеть. Создано 300 рабочих мест. Магазины компании под маркой «41 регион», включая «Океан», хорошо известны нашим землякам. Есть контракты с зарубежными партнерами на поставку рыбной продукции, есть проект нового завода, который планируется воплотить в жизнь на Камчатке совместно с южно-корейским инвестором. Но в любой момент может прийти человек в погонах и парализовать всю работу по каким-то не рациональным причинам. Как в анекдоте: «дали пистолет и вертись, как хочешь». И нет на него никакой управы. Можно ли в таких условиях развивать предприятие, привлекать инвестиции?

За свою 20-летнюю историю «Сокра» пережила наезды, налеты и набеги, казалось бы, всех, кого можно: от Роспотребнадзора до СОБРа. Но остается еще много желающих выкручивать руки рыбакам. Например, транспортная полиция. Кто следующий? ГИБДД?

Так совпало, что в день, когда на МРС нашли крабов, в Хабаровске прошло заседание коллегии Генпрокуратуры и Министерства по развитию Дальнего Востока. Речь шла о необходимости снижать административные барьеры, которые мешают развитию бизнеса, тормозят важные инвестиционные проекты. А спустя несколько дней премьер Дмитрий Медведев при обсуждении реформы контрольной и надзорной деятельности призвал «перестроить принцип «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнерского и сервисного отношения к бизнесу».

Но все это пока теория. В реальной жизни перед бизнесом растут не просто административные барьеры, а непрошибаемые стены.

P. S.

В прошлом номере мы рассказали о новом судне колхоза им В. И. Ленина «Громобой». Такие среднетоннажники (их относят к наливному типу) спроектированы специально для доставки рыбы на берег. При этом они сохраняют свежесть сырца, а их промысловой мощности могут позавидовать даже большие траулеры. Кто-то считает, что это будущее прибрежного рыболовства. Может быть. Но не у нас.

Если МРСик, который возит на берег по 15 тонн рыбы, может создать своему владельцу проблемы, о которых сказано выше, то какие беды ждут владельцев более крупных судов? Представьте, что судно типа «Громобоя» везет на берег 300 тонн, а на его борту при проверке находят лишние килограммы (при желании их всегда найдут!) и ставят судно под арест на неопределенный срок. Для фирмы это станет катастрофой, началом банкротства.

Наверное, с колхозом им. В. И. Ленина так не поступят. Все-таки градообразующее предприятие с мировым именем. Но фирму поменьше не пощадят. Поэтому вряд ли другие камчатские компании, которые ведут прибрежное рыболовство, станут покупать такой флот. Ведь они знают, какие риски ждут их на берегу. И даже обещанная прибавка к квотам для прибрежников в виде коэффициента 1,2 не компенсирует этот риск.

К слову, намерение упростить прибрежный промысел, похоже, отложено в долгий ящик. В частности, предлагалось разрешить вести учет добытой рыбы и определять видовой состав улова не на судне, как сейчас, а на берегу после доставки рыбы в места выгрузки, что гораздо легче. На сей счет есть и поручение Президента, и решение правительственной комиссии под председательством Аркадия Дворковича. Но Федеральное агентство по рыболовству после совещания у зам. руководителя этого ведомства Петра Савчука 7 июня 2017 года решило распространить упомянутые изменения только на те водные биоресурсы, на которые общий допустимый улов не установлен. Причины и цели этого решения не вполне ясны.

Напомним, что после 2018 года исчезнет такое понятие, как прибрежное рыболовство. Будет единое промысловое пространство. Каждая компания получит право самой решать, доставлять ли уловы для переработки на территорию своих регионов. И если береговой контроль продолжит муштровать рыбаков, если правила по учету улова не станут проще, то большинство компаний, работающих сегодня на родной берег, попрощаются с ним навсегда.

Кирилл МАРЕНИН

Рыбак Камчатки




Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.