Последние публикации

21 Ноя 2017
Руководитель Росрыболовства провел рабочую встречу с рыбопромышленниками Северо-Запада
21 Ноя 2017
Для рыбопромышленного комплекса России разработана автоматизированная система отраслевых вакансий
21 Ноя 2017
Центр передовых технологий использования белков поможет решить проблему вторичного сырья в рыбопереработке
21 Ноя 2017
По итогам аукциона в Росрыболовстве в госказну поступит более 303 млн рублей
21 Ноя 2017
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 октября 2016 г. № 676
21 Ноя 2017
Запрет дрифтерного лова: аргументы за и против
21 Ноя 2017
Из-за чего ушел на дно «Дальний Восток»
21 Ноя 2017
ООО «Оха» наказали за промысел в природном заказнике
21 Ноя 2017
В Приморье изъято полтонны креветки без документов
21 Ноя 2017
Жителей Приморья могли накормить опасными деликатесами
21 Ноя 2017
Четыре сахалинские компании получат в качестве господдержки почти 300 миллионов рублей
21 Ноя 2017
Прокуратура не позволила браконьеру из Долинского района избежать наказания
21 Ноя 2017
Сахалинцы могут продолжать звонить на горячую линию по вопросам коррупции в агентстве по рыболовству
21 Ноя 2017
Американский импорт креветок в январе-сентябре 2017 года
21 Ноя 2017
Американский импорт атлантического лосося в январе-сентябре 2017 года
21 Ноя 2017
Американский импорт морепродуктов в январе-сентябре 2017 года
21 Ноя 2017
Россия и Намибия могут разработать комплексный план развития сотрудничества в торгово-экономической сфере
21 Ноя 2017
Экспорт основных видов морепродуктов из Южной Кореи: 1 – 44 неделя 2017 г
21 Ноя 2017
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи на ключевые рынки: 1-44-я неделя 2017 г
21 Ноя 2017
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1 - 44-я неделя 2017 г
20 Ноя 2017
Пограничники задержали троих сахалинцев, незаконно добывших 100 килограммов корюшки
20 Ноя 2017
Сахалинское правительство окажет поддержку четырем инвестиционным проектам
20 Ноя 2017
В Томари после ремонта открыли городскую ярмарку
20 Ноя 2017
Сахалинские власти: местное лососеводство извращено
20 Ноя 2017
На Командорах найден скелет вымершей морской коровы Стеллера
20 Ноя 2017
В Госдуме озабочены резким "взлетом" цены на красную икру в канун Нового Года
20 Ноя 2017
ВНИРО проводит семинар: «Вопросы применения технических регламентов при производстве пищевой рыбной продукции» (08.12.2017)
20 Ноя 2017
Илья Шестаков: Калининградский морской рыбный порт развивается в позитивном направлении
20 Ноя 2017
Росрыболовство совместно с Правительством Калининградской области доработает проект создания рыбного кластера в регионе
20 Ноя 2017
До 3,5 тыс. тонн каспийской кильки планируют ежегодно добывать рыбаки Дагестана
20 Ноя 2017
В Калининграде спущен на воду первый траулер-сейнер для камчатских рыбаков
20 Ноя 2017
Василий Соколов принял участие в заседании Межправительственной Российско-Намибийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству
20 Ноя 2017
Почему в Российской Федерации тормозится развитие артемиеводства
20 Ноя 2017
Рыбаками Крыма добыто более 524 тонн барабули и свыше 1,7 тыс. тонн ставриды
20 Ноя 2017
Дама бубён варила бульон, или рыбаки в стране … чудес?!
20 Ноя 2017
Андрей Космин назначен представителем России в Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море и Межправкомиссии по рыболовству в Чудском, Теплом и Псковском озерах
20 Ноя 2017
Оптовые цены на морепродукты (сырец) во Вьетнаме 03.11.17 – 09.11.17
20 Ноя 2017
Россия и Белоруссия обсудили вопросы охраны и рационального использования водных биоресурсов на трансграничных водоемах
20 Ноя 2017
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда
20 Ноя 2017
Чилийский лосось снижается в цене на ключевых рынках
20 Ноя 2017
Исландские рыбаки в октябре увеличили объем вылова на 40%
20 Ноя 2017
Чилийский экспорт форели на спаде
20 Ноя 2017
Данные о розничных ценах на морепродукты в Японии в августе 2017
17 Ноя 2017
Кому полкило икры за 27 594 рубля?
17 Ноя 2017
В Смоленской области началось производство черной икры
17 Ноя 2017
Власти Дагестана создадут комиссию по вопросам обеспечения региона собственной рыбой
17 Ноя 2017
Рыбоводы Минеральных Вод выловят на 70 тонн рыбы меньше из-за последствий паводка
17 Ноя 2017
Вынесен приговор по уголовному делу о загрязнения реки Цна на территории Сампурского района и гибели в ней рыбы
17 Ноя 2017
Развитие отечественной аквакультуры предложили простимулировать господдержкой на страхование
17 Ноя 2017
АНОНС: 21 ноября 2017 года состоится очередное заседание Общественного совета при Росрыболовстве

Подписка на новости

Держи пар, Михалыч!

552
Камчатский край

Сначала с Виктором Пополитовым я познакомилась заочно, когда 12-летняя Дарина, талантливая художница из изостудии «Колибри», принесла на занятие фотографию и с гордостью сказала: «Это мой дед, старший механик». Потом девочка нарисовала прекрасный портрет, который занял второе место в краевом заочном конкурсе рисунка «Звезда рыбака», прошедшем весной этого года

Пока Дарина работала над картиной, я многое узнала о ветеране рыбной промышленности Викторе Михайловиче: всю жизнь на флоте, очень любит Камчатку, исходил ее на лыжах вдоль и поперек, сейчас заядлый дачник. С портрета девочки на зрителя смотрит суровый морской волк, а на встречу пришел человек с прекрасным чувством юмора, лукавыми смеющимися глазами, огромным опытом и запасом морских историй.

На флоте «дед» – это прозвище для старшего механика, оно подчеркивает возраст, в котором человек обычно подходит к этой должности. А вот кочегара, моториста, а потом уже и старшего механика Пополитова коллеги всегда звали просто Михалыч. Кто в теме, знает: такое обращение – знак особого уважения, своеобразная оценка профессионализма, душевных качеств человека, проверенных морем. Если ты вредный, тебя назовут как угодно, но не так доверчиво, по-родственному.

Арбузы с атомного полигона

– Довоенного выпуска, родился в 39-м году в Амурской области, вешу 75 кг, рост 170 см – вот, если коротко, моя биография, – начал с шутки свой рассказ Виктор Михайлович. Вскоре старший механик поведал и более развернутую историю трудового пути длиною в 55 лет.

Натура истинного технаря начала проявляться в детстве. Даже на рыбалке, когда юный Витя с вечера расставлял вдоль берега 150 удочек, до рассвета проверял каждую и собирал урожай, пока не проснулись пескари и не съели всю наживку. После школы поступал в речное училище, но провалился из-за своей самонадеянности. Успел поработать слесарем-сантехником, отучился на тракториста, трудился на лесозаготовке. Не мудрено, что с таким опытом попал прямиком в танковую роту. Служил в Приморье, на Курилах, Сахалине. И вроде бы уже пора домой, но вмешался Карибский кризис, и Виктора на два года забросили на атомный полигон под Семипалатинск: надо было обучить молодых, дело пахло Третьей мировой. А демобилизация, сказали, подождет.

Неподалеку располагался космодром. Как запускали в космос Гагарина, служивые не видели: это держалось в секрете. Зато хорошо запомнился взлет Титова. Не менее отчетливо в памяти засели испытания атомной бомбы…

«Однажды наш отряд бурил штольню и закладывал заряд в гору размером с сопку Мишенную, – рассказывает Виктор Михайлович. – Потом нас увезли за 13 км от этого места. Видели, как гора приподнялась и осела, пламя вырвалось наверх».

Вскоре солдаты вернулись в казарму всего в двух километрах от взрыва, вставили окна и стали служить дальше. О радиации тогда никто не задумывался, хотя некоторых ребят увозили с белокровием. Разрешили посадить арбузы. В здешней жаре они поспевали как на дрожжах. Вкусные, ешь – не хочу. Однажды на полигон прикатила комиссия, походила вокруг арбузов со счетчиком Гейгера, тот весело потрещал, и комиссия… уехала.

– Может, на здоровье что и отразилось, но никто не проверял, – делится Пополитов. – После ликвидации на Чернобыльской АЭС, на полигоне Новой Земли, где уже и водородную бомбу испытывали, людям льготы давали. А нам как-то и не положено было…

Все началось с «Эскимоса»

После армии Виктор Михайлович отправил документы в мореходное училище Петропавловска-Камчатского. Приехав в 1962 году на полуостров, первым делом прокатился через весь город на автобусе за 15 копеек, а для верности, чтобы лучше запомнить, и пешком прошел. На «баночке» у причала еще стояли старинные паровые траулеры, которые в море уже не ходили. В памяти осталось название только одного из них – «Топорок».

В училище Виктор поступил легко: в армии отлично подтянул математику, перерешал вдоль и поперек весь учебник, а потому экзамены сдавал, как говорится, за себя и за того парня, переклеивая фото в документах. Впрочем, уже со второго курса его показательно изгнали за нарушение дисциплины. Не подчинился офицеру и не посчитал нужным извиниться. Но это нисколько не остановило пытливого юношу, обожавшего разнообразные механизмы, – заочное обучение никто не отменял.

Пока учился, освоил профессию кочегара на плавбазе «Эскимос». Кто такой кочегар, работающий с твердым топливом? Это человек, который энергично кидает в топку уголь, чтобы поднять пары, тем самым приводя в движение паровую машину. То есть представитель отдельной, очень уважаемой касты, от которого зависит скорость парохода. Обычные люди стояли вахту в режиме 4 через 8, а кочегарам разрешалось отдыхать 12 часов. В шторм в машинное отделение регулярно звонили из капитанской рубки и просили держать пар. Порой после такой вахты Виктор Пополитов снимал куртку (без нее нельзя, жар очень сильный, обжигает), а та, насквозь просоленная потом, стояла колом…

Пополитов vsпомполит

Мореходное училище наш герой окончил механиком и на долгие годы связал свою жизнь с Управлением тралового флота Камчатрыбпрома (УТРФ). Думаю, и сейчас, закрыв глаза, Виктор Михайлович с легкостью в мельчайших подробностях увидит двигатели пароходов, на которых ему довелось поработать. Один рейс на пассажирском «Гоголе», переданном мореходке для прохождения практики, потом угольщики: старичок- «Миджинский» 1906 года постройки, плавбазы «Орочон», «Эскимос», «Якут», «Северный полюс». Позже паровики на мазуте – плавбазы «Чукотка» и «Советская Камчатка». За ними дизельные.

К примеру, в 1959-м Тралфлот обзавелся судном японской постройки «Ламут», которое было показано на выставке в Ленинграде. Ремонтировать его Виктор Михайлович ходил в Японию. Работал на первом на Камчатке БМРТ «Браслав» мотористом, хотя этой профессии практически не учился. В то время стармех мог взять и без образования, просто увидев, как человек работает. Кстати, на «Браславе» у Виктора Пополитова произошел конфликт с помполитом, который настаивал на его списании. Но старший механик Яков Картожинский решил иначе: «Я на судно принимаю мотористов, а не белоручек. Он меня устраивает, пусть работает».

Виктор Михайлович принимал с перегона плавбазы проекта B-69 «Советская Бурятия» и «Комсомольск-на-Амуре». На них дорос до старшего механика.

«Эх, рановато списали одни из лучших дизельных судов для переработки рыбы, – считает он. – Почему у нас подолгу держались пароходы? Да ведь на них трудились одни и те же люди, которые любили судно, как дом родной, заботились о нем».

Свою компанию Виктор Пополитов по праву считает одной из самых лучших и уважаемых на Дальнем Востоке. Когда пароходы Тралфлота стояли на ремонте во Владивостоке или в Находке, наш механик получал от капитана чековую книжку и отправлялся по учреждениям закупать необходимое оборудование. Если средств не хватало, необходимые запчасти выписывали без проблем, услышав название УТРФ. Знали, что предприятию можно доверять: обязательно оплатит.

Рейсы тогда были длинные, по 9–12 месяцев без захода в порт. То отправлялись на север до Анадыря, под самые американские берега вдоль Алеутской гряды, то бороздили Ангарский пролив, Японское, Охотское, Берингово моря. И хотя в механической службе юмористические ситуации на работе не приветствовались (такие у механиков чреваты серьезными последствиями), без шуток в море не проживешь.

«Вот был такой случай. Стояли в Японии на ремонте, – рассказывает Виктор Михайлович. – Я в машине чистил и красил гидрофор из пульверизатора. Замотался весь, одни глаза видны. Только в СССР нитроэмалью пользовались, а в Японии большое многообразие красок. Если уж белая, то такая яркая, что синевой отдает. Мельчайшие капельки краски на кончиках ресниц равномерно осели. Женщины наши, когда это увидели, у них даже глаза загорелись: «Михалыч, где взял такую краску?» «Да в местных магазинах тушь продается. Как же вы не видели?» – отвечаю. «Где такой магазин, скажи!» – не унимались они, пока я не признался, что пошутил».

Вареный подшипник в масле

«Когда пришла плавбаза «Комсомольск-на-Амуре», – вспоминает Виктор Пополитов, – мы со стармехом Нагаслаевым, заслуженным в УТРФ человеком, принимали свою главную машину, дизельное хозяйство, механическую часть. А электрики во главе со старшим – обладателем двух высших образований, специалистом высокого класса – свою. Я тогда был третьим механиком, отвечал за вспомогательный двигатель. Однажды, месяцев через пять работы «Комсомольска», проводил профилактический осмотр, проверял раскеп…»

Тут Виктор Михайлович быстренько рассказал о работе коленчатого вала. Да так, что я сразу представила его во всей красе подшипников, колен, статора и прочих деталей. В этом сложном механизме он заметил признаки неполадки.

«Генератор ломает вал, похоже, подшипник рассыпался, – предупредил начальство Пополитов. – «Не может такого быть, – фыркнул старший электромеханик. – Плавбаза новая!» Мол, какой-то третий механик делает такие заявления! Дело дошло до скандала. «Давайте вскроем, – говорю. – Если я неправ, высчитайте с меня всю установку». Вскрыли. Оказалось, моя правда. Что делать? Решили исправлять. Выстлал я матрасы и телогрейки, улегся подгонять детали. В банке из-под селедки на электроплитке сварили подшипник в кипящем масле, приложили к охлажденному валу. Устранили и другие неполадки. Никто нам особых наград за это, понятно, не дал, от управления случай и вовсе скрыли. Правда, спустя много лет при встрече электромеханик попросил прощения за то, что кричал на меня. Понял: остались бы без дизеля, пришлось бы гнать пароход в порт, экипаж лишился бы работы и зарплаты.

На подвахты машинная команда ходила по желанию, а оно случалось редко. На минтае «рвали» печень. Ведро печени «нарвешь» – 10 рублей. Неплохо. Ведь мы тогда 300–400 рублей в месяц зарабатывали. А если 3–4 ведра набрать? Кстати, про печень. Бывало, завернем ее в фольгу или в бумагу, перчику туда же добавим и положим на паровые трубы. На камбузе наберем хлеба. Получается вкусный, ароматный ужин. Соберемся на вахте – мотористы и электрики – и пируем.

Однажды ко мне обратился второй механик одного из СРТМ, обслуживавших плавбазу: стучит, давление масла падает. Взял я своих мотористов, разобрали, обнаружили запущенную поломку, вызванную, видимо, заводским браком. «Если меня притащат на буксире в порт, диплома лишат, моя ведь недоработка…» – испугался второй механик. «Пойдешь сам на семи цилиндрах», – говорю. Подшаманили немного, и… механик отделался лишь выговором. Вот как важна в море команда, а вот халатности оно не терпит».

Плавбазы свои Виктор Михайлович знал от носа до кормы и всегда стремился поработать с мощными дизелями. Когда приходил на пароход, интересовался, как он устроен. Что-то свое придумывал, изобретал и очень любил свою работу, а еще психологию: порой незаметно руководил всей командой, тихонько подсказывая, как лучше сделать. Одному коллеге, много лет просидевшему в управлении, однажды пришлось идти в море. Он очень волновался, не знал, как строить отношения с людьми в новых условиях. «Тебя будутуважать, если ты хорошо знаешь свою работу, – просто сказал ему герой нашей истории. – Главное – никогда не надо стесняться спрашивать, советоваться. В море важно все. Иногда неожиданная идея становится самой верной».

Всегда на ходу

На берегу у Виктора Михайловича подрастал сынишка, и примерно в 1979 году супруга Жанна Романовна (телеграфист УТРФ, которая много лет связывала суда на промысле), сказала «хватит, пора завязывать с морем, мне нужна помощь». Устала за 15 лет от долгих разлук.

Так Виктор Михайлович перешел в портофлот. Сначала стоял на «мертвом» якоре на заправщике «Батуми». Когда судно списали, старший механик перешел на знаменитый лоцманский катер – 109 портнадзора под руководством капитана порта Каплюка. Именно ЛК-109, известный тем, что всегда был на ходу, изобразила внучка Дарина на своей картине. Команда катера была готова менять диски, поднимать редуктор, в общем, не считаясь со временем, устранять любую поломку, лишь бы к утру ничего не мешало властям порта идти и оформлять приход-выход судов. По инициативе Виктора Пополитова охлаждение двигателя включили в систему. Таким образом, сердце ЛК-109 подогревалось теплой водой и находилось в постоянной готовности.

Он и сейчас трудится, а Виктор Михайлович, отдав портофлоту 26 лет своих знаний и умений, уже пять, как на пенсии. Теперь с не меньшей любовью он заботится на даче о любимых огурцах и помидорах всевозможных сортов. Выращивает из семечек, холит и лелеет. В этом году дал себе зарок обеспечить урожай ко Дню защиты детей. Первого числа взяли первую пятерку! Не зря Виктор Пополитов с 70-х носит гордое звание – победитель соцсоревнований. Есть в его арсенале и две дорогие сердцу награды – «Ветеран рыбной промышленности» и «300 лет Российскому флоту». А сын продолжает династию: трудится программистом в «Акросе».

Беречь рыбацкие традиции

За 55 лет, проведенных на Камчатке, Виктор Михайлович узнал и полюбил этот край. С первых месяцев весны, захватив рюкзак, отправлялся на лыжах в поход на 2–3 недели, преодолевая по 800 км пути. Вместе с товарищами, знаменитыми коллегами по УТРФ – электромехаником Затолокой, главным инженером Ярошевским, первый стармехом первого на Камчатке БАТМа Картожинским, известным механиком Дулиным – не раз бывал он в Долине гейзеров, на источниках, далеких перевалах. Маршруты разрабатывали сами. Газеты писали о рыбаках-путешественниках. Жаль, компания распалась. Кто-то уехал с Камчатки, кто-то ушел совсем. Больше не собираются вместе прославленные рыбаки УТРФ.

– Что бы вы сказали читателям «Рыбака Камчатки» и всем жителям нашего рыбацкого полуострова в преддверии сразу двух праздников – 10-летия края и Дня рыбака?» – спросила я Виктора Михайловича, прежде чем отпустить на дачу вместе с внучкой Дариной.

– Очень хочется, чтобы в Камчатском крае не пропадали славные рыбацкие традиции. Сейчас ведь как? Ушли люди с флота, и все, о них забыли. А ведь это те, кто отдал силы и лучшие годы жизни работе в море, благодаря кому край развивается. Желаю, чтобы на Камчатке всегда уважали своих ветеранов рыбной промышленности, чаще приглашали на День рыбака и другие праздники.

Дарья КОЖЕМЯКА

Рыбак Камчатки



Держи пар, Михалыч!

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 <  Ноябрь   <  2017 г.