Последние публикации

18 Июл 2018
Барк «Крузенштерн»: Из Свиноустья в Эсбьерг на парусную регату
18 Июл 2018
ВАРПЭ рассматривает вопрос о проведении Всероссийской чрезвычайной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
18 Июл 2018
В заливе Анива началась лососевая путина
18 Июл 2018
Ученые отслеживают с воздуха подходы лососей в реку Амур
18 Июл 2018
Фрегат «Паллада» будет задействован в культурной программе Морского салона во Владивостоке
18 Июл 2018
Михаил Иваник провел заседание межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России
18 Июл 2018
Ученые спрогнозировали ход развития пелагической путины: рекомендовано освоить 415 тыс. тонн скумбрии, сардины и сайры
18 Июл 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 06.07.2018-12.07.2018
18 Июл 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 27-я неделя 2018 г
18 Июл 2018
Экспорт норвежского лосося 02.07.18-08.07.18
18 Июл 2018
Цены на сардины и скумбрию на японском рынке растут на фоне снижения поставок
18 Июл 2018
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 28-я неделя 2018 г
17 Июл 2018
Компании Поронайского района вышли в лидеры по добыче горбуши
17 Июл 2018
ФАО представила обзорный доклад о состоянии мирового рыболовства и аквакультуры
17 Июл 2018
В заливе Анива пропала лодка с одним человеком на борту
17 Июл 2018
ВНИРО приглашает молодых ученых на очно-заочную конференцию
17 Июл 2018
Илья Шестаков посетил с рабочим визитом Бангладеш
17 Июл 2018
ВАРПЭ обратилась в Государственную Думу с просьбой приостановить рассмотрение поправок в закон «О государственной границе Российской Федерации»
17 Июл 2018
В Крыму снят сезонный запрет на лов раков
17 Июл 2018
Экспорт морепродуктов из Южной Кореи: 1-22 недели 2018 г
17 Июл 2018
Китайские супермаркеты стали указывать место происхождения лосося
17 Июл 2018
Британские потребители стали есть меньше морепродуктов, но платить за них больше
17 Июл 2018
Аляска стремится удвоить экспорт минтая и лосося в Бразилию
16 Июл 2018
Идущему покорится дорога!
16 Июл 2018
Мурманские рыбопромысловые компании выступают против отмены «исторического принципа» распределения квот
16 Июл 2018
Рыбаки запротестовали гудком
16 Июл 2018
Передел рыбной отрасли грозит массовыми сокращениями работников
16 Июл 2018
В районе села Ясноморского сахалинец на самодельном плоту вышел в море и пропал
16 Июл 2018
Первый улов кижуча взяли рыбаки Северных Курил
16 Июл 2018
Сахалин и Хоккайдо обсудили совместное противодействие незаконному промыслу краба в российских и японских водах
16 Июл 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
16 Июл 2018
Глава Росрыболовства вручил ведомственные награды руководителям рыбопромышленных предприятий
16 Июл 2018
Россия добилась выгодных условий ведения промысла пелагических рыб в Конвенционном районе
16 Июл 2018
На первом заседании рабочей группы по проблемным вопросам внедрения ГИС «Меркурий» даны разъяснения по процедуре выгрузки рыбы в порту
16 Июл 2018
Камчатские браконьеры недовольны работой рыбоохраны
13 Июл 2018
Рыбной промышленности на Камчатке устроили колыбель
13 Июл 2018
Сахалинские рыболовы укоротят невода
13 Июл 2018
На Сахалине будут судить бывшего председателя рыбколхоза имени Ленина, который в течение года не платил зарплату работникам
13 Июл 2018
На Шикотане разрешена добыча горбуши рыбаками-любителями
13 Июл 2018
Студенты Дальрыбвтуза отправились на лососевую путину
13 Июл 2018
Из Калининградского морского рыбного порта барк «Крузенштерн» отправится в свой очередной рейс
13 Июл 2018
Цены на чилийского лосося в США и Бразилии продолжают снижаться
13 Июл 2018
Норвегия рассчитывает резко увеличить поставки лосося в Китай
13 Июл 2018
Норвежский атлантический лосось на 27-й неделе незначительно вырос в цене
13 Июл 2018
В приказ Минсельхоза по оформлению ветдокументов внесены нужные для аквакультуры изменения
13 Июл 2018
Экипажи рыбопромысловых судов: аукционы на вылов краба «убьют» рыбную отрасль и обанкротят предприятия
13 Июл 2018
Отраслевой ВУЗ Росрыболовства ждет новых студентов
12 Июл 2018
Вылов горбуши на Сахалине и Курилах в эту путину может в два раза превысить прогнозы
12 Июл 2018
998 нарушений выявили сотрудники рыбоохраны в Сахалинской области с начала года
12 Июл 2018
Вылов водных биоресурсов увеличился на 0,5% – до 2,53 млн тонн

Подписка на новости

Держи пар, Михалыч!

966
Камчатский край

Сначала с Виктором Пополитовым я познакомилась заочно, когда 12-летняя Дарина, талантливая художница из изостудии «Колибри», принесла на занятие фотографию и с гордостью сказала: «Это мой дед, старший механик». Потом девочка нарисовала прекрасный портрет, который занял второе место в краевом заочном конкурсе рисунка «Звезда рыбака», прошедшем весной этого года

Пока Дарина работала над картиной, я многое узнала о ветеране рыбной промышленности Викторе Михайловиче: всю жизнь на флоте, очень любит Камчатку, исходил ее на лыжах вдоль и поперек, сейчас заядлый дачник. С портрета девочки на зрителя смотрит суровый морской волк, а на встречу пришел человек с прекрасным чувством юмора, лукавыми смеющимися глазами, огромным опытом и запасом морских историй.

На флоте «дед» – это прозвище для старшего механика, оно подчеркивает возраст, в котором человек обычно подходит к этой должности. А вот кочегара, моториста, а потом уже и старшего механика Пополитова коллеги всегда звали просто Михалыч. Кто в теме, знает: такое обращение – знак особого уважения, своеобразная оценка профессионализма, душевных качеств человека, проверенных морем. Если ты вредный, тебя назовут как угодно, но не так доверчиво, по-родственному.

Арбузы с атомного полигона

– Довоенного выпуска, родился в 39-м году в Амурской области, вешу 75 кг, рост 170 см – вот, если коротко, моя биография, – начал с шутки свой рассказ Виктор Михайлович. Вскоре старший механик поведал и более развернутую историю трудового пути длиною в 55 лет.

Натура истинного технаря начала проявляться в детстве. Даже на рыбалке, когда юный Витя с вечера расставлял вдоль берега 150 удочек, до рассвета проверял каждую и собирал урожай, пока не проснулись пескари и не съели всю наживку. После школы поступал в речное училище, но провалился из-за своей самонадеянности. Успел поработать слесарем-сантехником, отучился на тракториста, трудился на лесозаготовке. Не мудрено, что с таким опытом попал прямиком в танковую роту. Служил в Приморье, на Курилах, Сахалине. И вроде бы уже пора домой, но вмешался Карибский кризис, и Виктора на два года забросили на атомный полигон под Семипалатинск: надо было обучить молодых, дело пахло Третьей мировой. А демобилизация, сказали, подождет.

Неподалеку располагался космодром. Как запускали в космос Гагарина, служивые не видели: это держалось в секрете. Зато хорошо запомнился взлет Титова. Не менее отчетливо в памяти засели испытания атомной бомбы…

«Однажды наш отряд бурил штольню и закладывал заряд в гору размером с сопку Мишенную, – рассказывает Виктор Михайлович. – Потом нас увезли за 13 км от этого места. Видели, как гора приподнялась и осела, пламя вырвалось наверх».

Вскоре солдаты вернулись в казарму всего в двух километрах от взрыва, вставили окна и стали служить дальше. О радиации тогда никто не задумывался, хотя некоторых ребят увозили с белокровием. Разрешили посадить арбузы. В здешней жаре они поспевали как на дрожжах. Вкусные, ешь – не хочу. Однажды на полигон прикатила комиссия, походила вокруг арбузов со счетчиком Гейгера, тот весело потрещал, и комиссия… уехала.

– Может, на здоровье что и отразилось, но никто не проверял, – делится Пополитов. – После ликвидации на Чернобыльской АЭС, на полигоне Новой Земли, где уже и водородную бомбу испытывали, людям льготы давали. А нам как-то и не положено было…

Все началось с «Эскимоса»

После армии Виктор Михайлович отправил документы в мореходное училище Петропавловска-Камчатского. Приехав в 1962 году на полуостров, первым делом прокатился через весь город на автобусе за 15 копеек, а для верности, чтобы лучше запомнить, и пешком прошел. На «баночке» у причала еще стояли старинные паровые траулеры, которые в море уже не ходили. В памяти осталось название только одного из них – «Топорок».

В училище Виктор поступил легко: в армии отлично подтянул математику, перерешал вдоль и поперек весь учебник, а потому экзамены сдавал, как говорится, за себя и за того парня, переклеивая фото в документах. Впрочем, уже со второго курса его показательно изгнали за нарушение дисциплины. Не подчинился офицеру и не посчитал нужным извиниться. Но это нисколько не остановило пытливого юношу, обожавшего разнообразные механизмы, – заочное обучение никто не отменял.

Пока учился, освоил профессию кочегара на плавбазе «Эскимос». Кто такой кочегар, работающий с твердым топливом? Это человек, который энергично кидает в топку уголь, чтобы поднять пары, тем самым приводя в движение паровую машину. То есть представитель отдельной, очень уважаемой касты, от которого зависит скорость парохода. Обычные люди стояли вахту в режиме 4 через 8, а кочегарам разрешалось отдыхать 12 часов. В шторм в машинное отделение регулярно звонили из капитанской рубки и просили держать пар. Порой после такой вахты Виктор Пополитов снимал куртку (без нее нельзя, жар очень сильный, обжигает), а та, насквозь просоленная потом, стояла колом…

Пополитов vsпомполит

Мореходное училище наш герой окончил механиком и на долгие годы связал свою жизнь с Управлением тралового флота Камчатрыбпрома (УТРФ). Думаю, и сейчас, закрыв глаза, Виктор Михайлович с легкостью в мельчайших подробностях увидит двигатели пароходов, на которых ему довелось поработать. Один рейс на пассажирском «Гоголе», переданном мореходке для прохождения практики, потом угольщики: старичок- «Миджинский» 1906 года постройки, плавбазы «Орочон», «Эскимос», «Якут», «Северный полюс». Позже паровики на мазуте – плавбазы «Чукотка» и «Советская Камчатка». За ними дизельные.

К примеру, в 1959-м Тралфлот обзавелся судном японской постройки «Ламут», которое было показано на выставке в Ленинграде. Ремонтировать его Виктор Михайлович ходил в Японию. Работал на первом на Камчатке БМРТ «Браслав» мотористом, хотя этой профессии практически не учился. В то время стармех мог взять и без образования, просто увидев, как человек работает. Кстати, на «Браславе» у Виктора Пополитова произошел конфликт с помполитом, который настаивал на его списании. Но старший механик Яков Картожинский решил иначе: «Я на судно принимаю мотористов, а не белоручек. Он меня устраивает, пусть работает».

Виктор Михайлович принимал с перегона плавбазы проекта B-69 «Советская Бурятия» и «Комсомольск-на-Амуре». На них дорос до старшего механика.

«Эх, рановато списали одни из лучших дизельных судов для переработки рыбы, – считает он. – Почему у нас подолгу держались пароходы? Да ведь на них трудились одни и те же люди, которые любили судно, как дом родной, заботились о нем».

Свою компанию Виктор Пополитов по праву считает одной из самых лучших и уважаемых на Дальнем Востоке. Когда пароходы Тралфлота стояли на ремонте во Владивостоке или в Находке, наш механик получал от капитана чековую книжку и отправлялся по учреждениям закупать необходимое оборудование. Если средств не хватало, необходимые запчасти выписывали без проблем, услышав название УТРФ. Знали, что предприятию можно доверять: обязательно оплатит.

Рейсы тогда были длинные, по 9–12 месяцев без захода в порт. То отправлялись на север до Анадыря, под самые американские берега вдоль Алеутской гряды, то бороздили Ангарский пролив, Японское, Охотское, Берингово моря. И хотя в механической службе юмористические ситуации на работе не приветствовались (такие у механиков чреваты серьезными последствиями), без шуток в море не проживешь.

«Вот был такой случай. Стояли в Японии на ремонте, – рассказывает Виктор Михайлович. – Я в машине чистил и красил гидрофор из пульверизатора. Замотался весь, одни глаза видны. Только в СССР нитроэмалью пользовались, а в Японии большое многообразие красок. Если уж белая, то такая яркая, что синевой отдает. Мельчайшие капельки краски на кончиках ресниц равномерно осели. Женщины наши, когда это увидели, у них даже глаза загорелись: «Михалыч, где взял такую краску?» «Да в местных магазинах тушь продается. Как же вы не видели?» – отвечаю. «Где такой магазин, скажи!» – не унимались они, пока я не признался, что пошутил».

Вареный подшипник в масле

«Когда пришла плавбаза «Комсомольск-на-Амуре», – вспоминает Виктор Пополитов, – мы со стармехом Нагаслаевым, заслуженным в УТРФ человеком, принимали свою главную машину, дизельное хозяйство, механическую часть. А электрики во главе со старшим – обладателем двух высших образований, специалистом высокого класса – свою. Я тогда был третьим механиком, отвечал за вспомогательный двигатель. Однажды, месяцев через пять работы «Комсомольска», проводил профилактический осмотр, проверял раскеп…»

Тут Виктор Михайлович быстренько рассказал о работе коленчатого вала. Да так, что я сразу представила его во всей красе подшипников, колен, статора и прочих деталей. В этом сложном механизме он заметил признаки неполадки.

«Генератор ломает вал, похоже, подшипник рассыпался, – предупредил начальство Пополитов. – «Не может такого быть, – фыркнул старший электромеханик. – Плавбаза новая!» Мол, какой-то третий механик делает такие заявления! Дело дошло до скандала. «Давайте вскроем, – говорю. – Если я неправ, высчитайте с меня всю установку». Вскрыли. Оказалось, моя правда. Что делать? Решили исправлять. Выстлал я матрасы и телогрейки, улегся подгонять детали. В банке из-под селедки на электроплитке сварили подшипник в кипящем масле, приложили к охлажденному валу. Устранили и другие неполадки. Никто нам особых наград за это, понятно, не дал, от управления случай и вовсе скрыли. Правда, спустя много лет при встрече электромеханик попросил прощения за то, что кричал на меня. Понял: остались бы без дизеля, пришлось бы гнать пароход в порт, экипаж лишился бы работы и зарплаты.

На подвахты машинная команда ходила по желанию, а оно случалось редко. На минтае «рвали» печень. Ведро печени «нарвешь» – 10 рублей. Неплохо. Ведь мы тогда 300–400 рублей в месяц зарабатывали. А если 3–4 ведра набрать? Кстати, про печень. Бывало, завернем ее в фольгу или в бумагу, перчику туда же добавим и положим на паровые трубы. На камбузе наберем хлеба. Получается вкусный, ароматный ужин. Соберемся на вахте – мотористы и электрики – и пируем.

Однажды ко мне обратился второй механик одного из СРТМ, обслуживавших плавбазу: стучит, давление масла падает. Взял я своих мотористов, разобрали, обнаружили запущенную поломку, вызванную, видимо, заводским браком. «Если меня притащат на буксире в порт, диплома лишат, моя ведь недоработка…» – испугался второй механик. «Пойдешь сам на семи цилиндрах», – говорю. Подшаманили немного, и… механик отделался лишь выговором. Вот как важна в море команда, а вот халатности оно не терпит».

Плавбазы свои Виктор Михайлович знал от носа до кормы и всегда стремился поработать с мощными дизелями. Когда приходил на пароход, интересовался, как он устроен. Что-то свое придумывал, изобретал и очень любил свою работу, а еще психологию: порой незаметно руководил всей командой, тихонько подсказывая, как лучше сделать. Одному коллеге, много лет просидевшему в управлении, однажды пришлось идти в море. Он очень волновался, не знал, как строить отношения с людьми в новых условиях. «Тебя будутуважать, если ты хорошо знаешь свою работу, – просто сказал ему герой нашей истории. – Главное – никогда не надо стесняться спрашивать, советоваться. В море важно все. Иногда неожиданная идея становится самой верной».

Всегда на ходу

На берегу у Виктора Михайловича подрастал сынишка, и примерно в 1979 году супруга Жанна Романовна (телеграфист УТРФ, которая много лет связывала суда на промысле), сказала «хватит, пора завязывать с морем, мне нужна помощь». Устала за 15 лет от долгих разлук.

Так Виктор Михайлович перешел в портофлот. Сначала стоял на «мертвом» якоре на заправщике «Батуми». Когда судно списали, старший механик перешел на знаменитый лоцманский катер – 109 портнадзора под руководством капитана порта Каплюка. Именно ЛК-109, известный тем, что всегда был на ходу, изобразила внучка Дарина на своей картине. Команда катера была готова менять диски, поднимать редуктор, в общем, не считаясь со временем, устранять любую поломку, лишь бы к утру ничего не мешало властям порта идти и оформлять приход-выход судов. По инициативе Виктора Пополитова охлаждение двигателя включили в систему. Таким образом, сердце ЛК-109 подогревалось теплой водой и находилось в постоянной готовности.

Он и сейчас трудится, а Виктор Михайлович, отдав портофлоту 26 лет своих знаний и умений, уже пять, как на пенсии. Теперь с не меньшей любовью он заботится на даче о любимых огурцах и помидорах всевозможных сортов. Выращивает из семечек, холит и лелеет. В этом году дал себе зарок обеспечить урожай ко Дню защиты детей. Первого числа взяли первую пятерку! Не зря Виктор Пополитов с 70-х носит гордое звание – победитель соцсоревнований. Есть в его арсенале и две дорогие сердцу награды – «Ветеран рыбной промышленности» и «300 лет Российскому флоту». А сын продолжает династию: трудится программистом в «Акросе».

Беречь рыбацкие традиции

За 55 лет, проведенных на Камчатке, Виктор Михайлович узнал и полюбил этот край. С первых месяцев весны, захватив рюкзак, отправлялся на лыжах в поход на 2–3 недели, преодолевая по 800 км пути. Вместе с товарищами, знаменитыми коллегами по УТРФ – электромехаником Затолокой, главным инженером Ярошевским, первый стармехом первого на Камчатке БАТМа Картожинским, известным механиком Дулиным – не раз бывал он в Долине гейзеров, на источниках, далеких перевалах. Маршруты разрабатывали сами. Газеты писали о рыбаках-путешественниках. Жаль, компания распалась. Кто-то уехал с Камчатки, кто-то ушел совсем. Больше не собираются вместе прославленные рыбаки УТРФ.

– Что бы вы сказали читателям «Рыбака Камчатки» и всем жителям нашего рыбацкого полуострова в преддверии сразу двух праздников – 10-летия края и Дня рыбака?» – спросила я Виктора Михайловича, прежде чем отпустить на дачу вместе с внучкой Дариной.

– Очень хочется, чтобы в Камчатском крае не пропадали славные рыбацкие традиции. Сейчас ведь как? Ушли люди с флота, и все, о них забыли. А ведь это те, кто отдал силы и лучшие годы жизни работе в море, благодаря кому край развивается. Желаю, чтобы на Камчатке всегда уважали своих ветеранов рыбной промышленности, чаще приглашали на День рыбака и другие праздники.

Дарья КОЖЕМЯКА

Рыбак Камчатки



Держи пар, Михалыч!

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Июль   <  2018 г.