Последние публикации

26 Апр 2017
Из-за нереста производители риса на севере Дагестана могут столкнуться с проблемой нехватки воды
26 Апр 2017
Минэкономразвития ведет работу по подготовке перечня видов контроля и надзора
26 Апр 2017
Питающиеся пластиком гусеницы помогут в борьбе с мусором
26 Апр 2017
Итоги круглого стола «Русские Курилы и Япония»
26 Апр 2017
В Баренцевом море крабы стали «частной собственностью» двух граждан
26 Апр 2017
Вологодская область: ферму по разведению форели предложили построить в Харовском районе
26 Апр 2017
Вьетнамский экспорт креветок в январе-феврале незначительно снизился
26 Апр 2017
Исландский промысел в марте показал уверенный рост
26 Апр 2017
Цены на атлантического лосося немного выросли в Шотландии, но снизились в Норвегии
26 Апр 2017
Почти два центнера браконьерских осетровых обнаружено в ходе досмотра автомашины в Дагестане
26 Апр 2017
Россия и Норвегия обсудили направления сотрудничества на площадке крупнейшей отраслевой выставки
26 Апр 2017
Российские рыбопромышленники вдвое увеличили представительство на Seafood Expo Global в Брюсселе
26 Апр 2017
Рыбаками Курганской области добыто более 452 тонн водных биоресурсов с начала года
26 Апр 2017
Дальний Восток готовится к красной путине
26 Апр 2017
Общественность ознакомили с прогнозом ОДУ в Дальневосточном бассейне на 2018 год
25 Апр 2017
АО "Мурманский морской рыбный порт": ветеран рыбного порта пожелал младшим коллегам бесперебойной работы
25 Апр 2017
Использование иностранных работников в составе экипажей судов рыбопромыслового флота
25 Апр 2017
Показатели контрольно-надзорной деятельности Сахалино-Курильского ТУ ФАР
25 Апр 2017
О внесении изменения в план искусственного воспроизводства водных биоресурсов в Сахалинской области в 2017 году
25 Апр 2017
Освоение мойвы в Западно-Сахалинской подзоне в 2017 году
25 Апр 2017
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 16-я неделя 2017 г
25 Апр 2017
Экспорт норвежского лосося 10.04.17-16.04.17
25 Апр 2017
Предложение ставриды на токийском рынке Цукидзи вдвое отстает от прошлогоднего уровня
25 Апр 2017
Вьетнам увеличил продажи головоногих моллюсков
25 Апр 2017
Канада вдвое увеличила квоту на вылов снежного краба в заливе Святого Лаврентия
25 Апр 2017
Вьетнамский экспорт тунца восстановился после спада в январе ​
25 Апр 2017
Вынесен приговор бывшему руководителю ООО «Островной Рыбокомбинат»
25 Апр 2017
33 минтаевых несчастья
25 Апр 2017
Рост добычи мойвы в феврале удержал рыбный промысел Исландии от резкого спада
25 Апр 2017
Росрыболовством подготовлены методические рекомендации по опломбированию ТСК
25 Апр 2017
Почти 5 тыс. посетителей побывало на борту «Крузенштерна» в Калининграде
25 Апр 2017
Сотрудники ВНИРО рассказали о мероприятиях по сохранению осетровых на Международном экономическом форуме «Каспийский диалог-2017»
25 Апр 2017
Современные проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса обсудили молодые ученые во ВНИРО
25 Апр 2017
Правительством утвержден перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых вводится квота на инвестиционные цели
25 Апр 2017
«Открытие» границы для российских рыбаков должно повлечь снижение стоимости рыбы
24 Апр 2017
Краболова освободили из-под ареста в Приморье
24 Апр 2017
О запрете ввоза 39 тонн замороженной рыбы в Краснодар
24 Апр 2017
Ульяновские полицейские пытались получить взятку за партию мороженой рыбы
24 Апр 2017
В Хабаровске котёл для "губернаторской" ухи прошёл испытание огнём
24 Апр 2017
Минпромторг предлагает обязать получателей господдержки экспортировать часть продукции
24 Апр 2017
Квоты под берег
24 Апр 2017
Взаимное влияние человека и океана в фокусе внимания PICES
24 Апр 2017
Из-за высоких уловов подешевели селёдка и минтай
24 Апр 2017
Почти 190 тысяч тонн лосося планируется добыть на Камчатке в период путины 2017 года
24 Апр 2017
Рыбная отрасль Приморья переживает золотой век
24 Апр 2017
Угроза разрушения системы подготовки кадров
24 Апр 2017
Вторая книга цикла «Севрыба»
24 Апр 2017
Рыбоводные заводы Хабаровского края приступили к выпуску молоди тихоокеанских лососей
24 Апр 2017
Стратегия развития морских портовых терминалов в действии: первые шаги на Камчатке
24 Апр 2017
ПИНРО принял участие в объединенном пленуме РАН «Трофические взаимодействия в водных экосистемах»

Подписка на новости

Ложь, грабёж и провокация

543
Камчатский край

Считается, что наш рыбацкий флот – под надежным контролем, что государство знает о местонахождении каждого российского судна и каждой выловленной тонне. Но есть и другое мнение: система контроля за морским промыслом лишь создает видимость работы, провоцируя рыбаков на обман и воровство

К истории вопроса

До 2000 года в России главным инструментом контроля за деятельностью рыболовного флота были ССД – судовые суточные донесения. Капитан по радиосвязи передавал ССД на берег, сообщая в них итоги промысла, район нахождения судна.

«Все прекрасно понимали, что фактическая ситуация часто отличается от нарисованной в отчетах. Это касалось как информации о вылове и выпуске продукции, так и местоположения судна, – вспоминает Александр Кужим, начальник Камчатской государственной морской инспекции погранслужбы в 1998–2001 годах. – Конечно, существовали формы и методы контроля, которые мы использовали для установления истины. Но это было гораздо сложнее, чем сегодня. Приходилось для выяснения конкретного вопроса командировать людей в море, в другие города Дальнего Востока».

В конце 1990-х руководство страны приняло решение создать систему мониторинга рыболовства, включив в нее спутниковое позиционирование судов. Камчатский центр связи и мониторинга (КЦСМ), созданный на базе Рыбрадиоцентра, стал одним из двух первых предприятий этой системы (второй появился в Мурманске). Возглавил центр Виктор Резников. Его заместителем стал Игорь Проценко, старший научный сотрудник ВНИЭРХ, который был направлен на Дальний Восток из Москвы для организации мониторинга.

«Наша система начала работать уже в январе 2000 года, – вспоминает Игорь Проценко. – Дополнив практику подачи ССД спутниковым позиционированием, мы сделали контроль более точным и жестким».

Контроль за местонахождением флота обеспечивают технические средства контроля (ТСК), которые передают с борта судна на спутники его координаты. На первых порах в качестве ТСК разрешили использовать спутниковые станции Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), которые к тому времени уже стояли на судах.

«Это было не ошибкой, а продуманным переходным периодом, – говорит Игорь Проценко. – Не заставляя рыбаков покупать дополнительную технику, мы без особых затрат всему научились на аппаратуре ГМССБ, поняли, куда двигаться дальше».

У станций ГМССБ, если их использовать как ТСК, есть один недостаток – порты для подключения внешних источников передачи данных. Для ГМССБ это оправданно. Допустим, судно терпит бедствие, а GPS, встроенный в станцию, вышел из строя. Тогда экипаж, используя внешний порт станции, передает координаты с другого устройства или вводит их вручную.

Но для ТСК это недопустимо. Ведь если экипаж имеет возможность корректировать информацию, которая идет в эфир, это открывает путь для подлога.

«До определенного времени никто не думал всерьез подделывать данные в промышленных масштабах, – говорит Игорь Проценко. – Просто любопытствовали, делали попытки, попадались, пробовали еще».

Тогда это не считали проблемой, ведь использование аппаратуры ГМССБ для целей мониторинга рассматривалось как временное.

В 2006 году Резникова изгнали из КЦСМ, а Проценко ушел преподавать в университет. Почему так случилось – разговор отдельный. В центре (да и во всей системе мониторинга) началась многолетняя кадровая и реорганизационная чехарда. Проблема взломов ТСК отошла на десятый план.

Симулянты и симуляторы

Как сказано выше, изначально было разрешено использовать станции ГМССБ как ТСК только на переходный период. Далее предполагалось заменить их аппаратурой, созданной специально для морского мониторинга. Однако оборудование, которое предназначено для ГМССБ или охранного оповещения, до сих пор применяется в качестве ТСК.

«Когда эти станции завозят в Россию, их сертифицируют как оборудование, отвечающее за безопасность мореплавания. Затем технические центры ставят на них версию программного обеспечения, которая отвечает требованиям отраслевой системы мониторинга. Это все равно, что купить за границей пассажирский автобус, а потом в России на полсалона поставить емкость для топлива, чтобы возить и пассажиров, и бензин, гарантируя, что это не угрожает безопасности людей», – говорит Владимир Головин, гендиректор ООО «Век Камчатка плюс» (предприятие занимается судовым радионавигационным оборудованием).

Во время нашего разговора Владимир Головин включил GPS-плоттер, чтобы показать, как работает симулятор.

Симулятор – это программа, которая может имитировать на большинстве навигационного оборудования процесс движения судна. Если такое устройство через внешний порт подключить к ТСК, то оператор центра мониторинга увидит не реальные координаты, а их симуляцию. Значит, судно сможет бесконтрольно вести промысел в районе, где это запрещено, или швартоваться в море к другому судну для неучтенного перегруза продукции.

«Аналогичные программы существуют и для персональных компьютеров. За основу берется программа-тренажер, которую используют для обучения судоводителей. Последние 10 лет симуляторы совершенствовались. Теперь они могут имитировать не просто передвижение флота, но и, например, постановку орудий лова, меняя скорость судна, изображая его рысканье. Разрабатывают такие программы целые компании, которые не скрывают род своих занятий», – говорит Владимир Головин.

Пока мы беседуем, наш виртуальный корабль продолжает движение по экрану. Если бы эти данные шли через ТСК в центр мониторинга, там бы решили, что я и мой собеседник находимся уже далеко от берегов Петропавловска.

Когда станция используется одновременно для мониторинга и для ГМССБ, возникает еще проблема. Если экипаж взламывает ТСК и гонит в эфир «дезу», то ГМССБ тоже начинает работать от ложных координат. Это значит, что в случае катастрофы капитан, нажав аварийную кнопку, отправит на берег сигнал с фальшивыми координатами (на переключение системы в нормальный режим просто не останется времени). И тот, кто поспешит на спасение рыбаков, будет искать их не там, где они находятся на самом деле.

За последние годы было несколько случаев гибели судов, когда от них не поступал сигнал бедствия. Считается, что экипажи не успели попросить о помощи (хотя технически это занимает несколько секунд). А может, дело в том, что в момент крушения на судне работал симулятор и капитан не стал жать аварийную кнопку, понимая бесполезность этого действия?

Кому мешал «Аргос»?

Технические средства контроля, которые с 2000 года работали на российском рыболовном флоте, завязаны на две спутниковые системы: Инмарсат (оператор – британская компания Inmarsat plc) и «Аргос» (оператор – французская компания CLS).

«Первые маяки «Аргос», которые мы стали применять в начале 2000-х, координаты судов давали с погрешностью. Но когда появилась модель MAR-GE, все проблемы спутникового позиционирования были практически решены. Я всегда ожидал прихода в мониторинг оборудования российского производителя и инициировал переход на российскую спутниковую платформу. Образцом могла бы послужить система «Аргос», – вспоминает Игорь Проценко.

Маяк MAR-GE использует две системы определения координат, которые дополняют друг друга, – GPS и эффект Доплера. Этот эффект мы проходили в школе: если источник звука и слушатель движутся друг относительно друга, частота звука, воспринимаемого слушателем, меняется. Подделать такой сигнал нереально. Это сделало передатчики системы «Аргос» наиболее достоверными.

История сохранила письмо Центра системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС) от 20 января 2012 года, в котором эта организация, ставшая головным предприятием мониторинга рыболовства, советовала рыбакам в качестве ТСК именно радиомаяки «Аргос».

Спустя три года все резко изменилось. В декабре 2015-го замруководителя Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Пётр Савчук своим письмом (которое не являлось официальным приказом или распоряжением) объявил «Аргос» вне закона. Рыбаков обязали в течение года заменить все маяки этой системы (они были установлены почти на тысяче судов) другой аппаратурой.

ФАР и ЦСМС (а это одна структура) называют главной причиной отсутствие разрешения Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении полосы частот для «Аргоса» в целях мониторинга рыболовства. Чиновники намекают на вину французов. Но виноват не французский оператор, а российский пользователь системы – ЦСМС. Именно он должен был давным-давно обратиться в ГКРЧ и получить необходимое разрешение. Почему этого не было сделано вовремя? Есть ли здесь умысел?

Одни считают, что решение по «Аргосу» – это наш ответ французам за «Мистрали». По мнению других, свою роль сыграл рост курса евро (контракт с CLS был валютным). Но если бы все было так, мы бы полностью отказались от услуг этой системы. А ведь она продолжает работать в России: в экологическом мониторинге, в метеорологии. Ее убрали только из рыболовства, где «принципиальность» «Аргоса» была кому-то поперек горла.

«Прекращение сотрудничества с ФГБУ «ЦСМС», а главное – те обстоятельства, при которых сотрудничество было прекращено, не может не повлиять на отношение CLS к российским партнерам, – говорит представитель этой компании в нашей стране Александр Сальман. – После таких событий трудно продолжать придерживаться принципа взаимодействия с российскими заказчиками на основе полного доверия. Но не следует забывать и о положительных примерах. Десятки российских организаций являются нашими многолетними партнерами, использующими услуги CLS в разных областях. Мы планируем продолжать с ними взаимодействие».

В списках не значился

1 января 2017 года вступил в силу приказ минсельхоза № 294, утвердивший новый перечень технических средств контроля, которые разрешено использовать на российском рыбном флоте. Предыдущий был утвержден приказом ФАР № 50 в 2008-м.

В новом списке уже нет «Аргоса». В нем 14 станций Инмарсат и одна российская новинка – станция «Гонец». Как говорят специалисты, видевшие «Гонец», по качеству деталей и сборки он пока на уровне радиокружка при Доме пионеров. Все его плюсы и минусы еще предстоит оценить на практике. Что касается предложенного оборудования Инмарсат, там есть достойные модели. Например, JUE-95VM.

«Японская фирма JRC спроектировала ее именно как средство контроля за местоположением судна. 10 лет назад JRC бесплатно предоставила нам две станции и предложила взломать. Тому, кто взломает, была обещана постоянная работа в Японии. Мы бились не один день, разобрали аппараты полностью, однако не смогли их обмануть», – вспоминает Владимир Головин.

В 2008 году станция JUE-95VM попала в приказ ФАР № 50. Но использовать ее оказалось невозможно, так как в документе был неверно указан номер версии программного обеспечения.

«Как нам объяснили, якобы кто-то в ФАР случайно ошибся в одной цифре при подготовке приказа, а исправлять было поздно, так как документ уже прошел регистрацию в минюсте. В это верилось с трудом», – говорит Владимир Головин.

JUE-95VM включена и в новый приказ № 294. В этот раз номер ПО указан верно. К слову, у этой станции тоже есть внешний порт, однако он защищен: при попытке подключить к станции симулятор она передает в эфир специальный код.

«Еще когда готовился приказ № 50, JRC прислала в Россию два конфиденциальных письма с кодами. Одно – в адрес нашей компании, другое – в адрес ФАР. Мы письмо сохранили. Сохранило ли свой экземпляр федеральное агентство, не уверен», – говорит мой собеседник.

Но какой бы надежной ни была модель JUE-95VM, никто не заставляет судовладельцев покупать именно ее. И станции «Аргос» никто покупать не заставлял. Хотите обмануть систему? Легко! Покупайте аппараты попроще и подешевле. Благо ФАР и минсельхоз предлагают богатый выбор.

Карт-бланш для браконьера

Когда изучаешь перечни ТСК, утвержденные в России в 2008 и 2017 годах, возникает подозрение, что их цель – защита интересов не государства, а некоторых рыболовных компаний и некоторых производителей судовой аппаратуры. По-иному не объяснишь тот факт, что наиболее надежную технику под разными предлогами не дают использовать. Зато без проблем допускают к эксплуатации в качестве ТСК оборудование, у которого в саму конструкцию заложена возможность умышленного искажения координат.

Пытаться сейчас защитить такие станции от взлома – все равно что тушить пожар, когда все уже сгорело. Это я – про готовящийся проект методических рекомендаций по опломбированию ТСК. Его разработчики полагают, что можно закрыть несанкционированный доступ экипажей к ТСК, опечатав приборы максимальным количеством пломб. Но, как мне признались в одной рыболовной фирме, хороший спец всегда найдет, как подключить симулятор к ныне разрешенным ТСК, не повредив ни одной пломбы. А система выстраивается так, что контролеры станут проверять только наличие пломб. Взломана станция или нет, никого по-настоящему волновать не будет. Зато выдача пломб и пломбирование уже превращаются в отдельный бизнес, который принесет кому-то миллионы.

Другим ошибочным решением можно считать попытки приспособить под цели мониторинга автоматизированную идентификационную систему (АИС). АИС создана для решения совершенно иных задач – для навигационной безопасности. К этому оборудованию подключается множество внешних устройств, что дает возможность корректировать данные, которые передаются на берег. Использовать его как ТСК весьма рискованно.

Рыбакам будто специально дают карт-бланш на уход от контроля государства. От такого предложения трудно отказаться. Времена сейчас тяжелые, левые доходы лишними не будут. Кроме того, надо компенсировать вынужденные затраты по замене радиомаяков «Аргос» (по некоторым оценкам, эта замена стоила рыбному бизнесу до 280 млн рублей).

Надо признать, что ФАР и минсельхоз своим новаторством в сфере мониторинга бросили густую тень на рыбную отрасль. Эта тень накрыла даже тех, кто хочет работать честно. Ведь логика у государственного контроля и надзора проста: если у тебя есть возможность обмануть и украсть, ты уже преступник. Но как быть с тем, что эту возможность рыбакам дает само государство, провоцируя их на обман и грабеж?

Рыбак Камчатки


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Апрель   <  2017 г.