Последние публикации

24 Фев 2018
Скандал навстречу съезду
22 Фев 2018
В Правительство направлен пакет поправок к перечню объектов для прибрежного рыболовства
22 Фев 2018
В 2017 году сахалинские рыбопромышленники добыли на 1396 тонн корюшки меньше, чем им разрешили
22 Фев 2018
Международный дальневосточный морской салон — 2018 пройдет во Владивостоке
22 Фев 2018
В Правительство направлен пакет поправок к перечню объектов для прибрежного рыболовства
22 Фев 2018
Ловись, «золотая» рыбка
22 Фев 2018
Российские рыбаки осваивают глубоководный промысел
22 Фев 2018
Морской обмен: Курсанты будут проходить практику на парусниках Росрыболовства и Морской академии Гдыни
22 Фев 2018
Более 13 млн икринок пеляди и 2 млн икринок омуля подготовят для зарыбления водоемов Иркутской области
22 Фев 2018
Утверждено положение о Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций Росрыболовства
22 Фев 2018
Данные торгов на оптовом рынке Цукидзи (Токио, Япония) 26.01.18. - 01.02.18
22 Фев 2018
Атлантический лосось в Норвегии на 5-й неделе года подешевел
22 Фев 2018
Норвегия увеличила экспорт сельди, но сократила продажи скумбрии
22 Фев 2018
Данные о ценах рыбного аукциона Портленда 09.02.2018-15.02.2018
22 Фев 2018
Поставки китайской тиляпии в США продолжают сокращаться
22 Фев 2018
Китай вводит запрет на рыбную ловлю в Хуанхэ
22 Фев 2018
Перуанский экспорт рыбной продукции в 2017 году вырос почти на 32%
22 Фев 2018
Оборот рыбной отрасли в 2018 году может вырасти до 320-325 млрд
22 Фев 2018
Размышления к Съезду: совпадут ли ожидания властей и рыбаков на Съезде?
21 Фев 2018
О возврате инспекторами Управления Россельхознадзора 28 тонн сардинеллы в Мавританию
21 Фев 2018
О попытке ввоза в Свердловскую область 112 кг красной икры с грубым нарушением ветзаконодательства
21 Фев 2018
СахНИРО изучает уловы рыбаков-любителей
21 Фев 2018
Сахалинская программа стимулирования жилстроя показала низкую эффективность
21 Фев 2018
С начала года сахалинские браконьеры получили штрафы на сумму 267 тысяч рублей
21 Фев 2018
Лосось на Сахалине и Курилах стал на 40% недоступнее
21 Фев 2018
Более 1100 тонн наваги добыли подледными ловушками компании западного Сахалина
21 Фев 2018
В 2017 году сахалинские рыбопромышленники добыли на 676 тонн кукумарии больше, чем в 2016
21 Фев 2018
Охотоморская путина: рыбаки добыли более 343 тыс. тонн минтая
21 Фев 2018
На парусниках «Седов» и «Крузенштерн» идут плановые ремонтные работы
21 Фев 2018
В Томской области создано собственное генетически чистое маточное стадо сибирского осетра
21 Фев 2018
В Мурманске пройдет семинар по внедрению Портала Отраслевой системы мониторинга
21 Фев 2018
Росрыболовство предлагает жителям Бурятии вместо добычи и переработки омуля заняться восстановлением его запасов
21 Фев 2018
В Подмосковье реализуют проект по строительству кластера индустриальной аквакультуры
21 Фев 2018
О мужестве отчаянных парней
21 Фев 2018
Проректор АГТУ Сергей Бастрыкин стал финалистом конкурса «Лидеры России» и получил образовательный грант
21 Фев 2018
К борьбе с браконьерством на Амуре активно подключается общественность
21 Фев 2018
Ученые предлагают осваивать новые ценные объекты промысла – глубоко зарывающиеся моллюски
21 Фев 2018
Дальневосточный совет по промысловому прогнозированию: в 2019 году вылов на Дальнем Востоке может составить 4 млн тонн
21 Фев 2018
Точка невозврата
21 Фев 2018
В 2018 году впервые с 1989 года будут выполнены съемки глубоководной части Охотского моря
21 Фев 2018
Как «чиновники-коммерсанты» агропромышленного комплекса России совмещают приятное с полезным. Часть 2
21 Фев 2018
На Шикотане появится современный рыбоперерабатывающий завод
21 Фев 2018
В Москве открылась XVIII сессия Смешанной Российско-Исландской комиссии по рыбному хозяйству
21 Фев 2018
О понятиях «рыбное хозяйство» и «рыбохозяйственный комплекс»
21 Фев 2018
Уточняется возможный ущерб водным биоресурсам при разливе нефтепродуктов в Ангару
21 Фев 2018
Михаил Иваник провел совещание по итогам работы отрасли в Азово-Черноморском бассейне в 2017 году
21 Фев 2018
Более половины жителей Владивостока считают, что рост цен ра рыбу вызван накрутками посредников
20 Фев 2018
Приморские СМИ спекулируют на теме пропавшего судна «Восток»
20 Фев 2018
Теперь мы знаем их в лицо
20 Фев 2018
Перспективы дальневосточного промысла обсудили в ТИНРО-Центре на совете по промысловому прогнозированию

Подписка на новости

Дело рук утопающих

938
Камчатский край

Завершилась минтаевая путина – самая масштабная промысловая экспедиция российских рыбаков и одна их самых рискованных. Шторма и ледовая обстановка повышали вероятность чрезвычайных ситуаций. Как всегда, в случае ЧС рыбаки могли рассчитывать только на себя и своих товарищей

Спасайся, кто может

«В Охотском море треть времени года свирепствуют штормовые ветра. Туманы на нем стоят 100–160 дней в году, – говорит Владимир Нагорный, председатель приморской краевой организации работников рыбного хозяйства. – Снегопады продолжаются до 20 дней. Суровые климатические условия дополняются тяжелыми ледовыми условиями: почти все море покрывается дрейфующим льдом. Высота волн зимой достигает 16 метров. Практически по всей акватории Охотского моря с декабря по февраль происходит очень быстрое обледенение судов – более 6 сантиметров за час».

В таких экстремальных условиях приходится работать минтаевой экспедиции, насчитывающей до 300 рыбопромысловых судов, на которых трудятся свыше 10 тысяч членов экипажей. Количество судов в пик экспедиции достигает 150 единиц, на которых трудится до 9 тысяч человек. В советское время наш рыбак мог быть уверен: государство заботится о его безопасности. А сейчас?

«Сейчас спасательный флот Дальневосточного рыбопромыслового бассейна не в лучшем состоянии. Нередко из-за больших расстояний помощь аварийным судам оказывалась не спасателями, которые просто не успевали прийти на помощь, а другими рыболовными судами», – говорит Елена Казанцева, председатель камчатской организации рыбацкого профсоюза.

Эти слова подтверждает капитан СРТМ «Герои Даманского» Вячеслав Косаченко (к слову, «Герои Даманского» принимали участие в спасении экипажа траулера «Дальний Восток» два года назад).

«В советское время в каждом районе промысла было всегда по два-три спасательных судна. Сейчас дежурит только один спасатель на весь флот. Находится он либо на рейде в Петропавловске, либо в бухте Русской, либо на рейде Северо-Курильска. А когда ты работаешь под Магаданом, до него – трое суток на полном ходу при хорошей погоде. И он, естественно, никуда не успеет, если что. Вспомните ту же «Кольскую» (плавучая буровая установка «Кольская» затонула в 2011 году во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина, тогда погибло 53 человека. – Авт.). Мы на судне узнали быстрее о том, что она утонула, чем сработал морской спасательный центр», – говорит капитан.

Силы на исходе?

Задачи по спасению в море на Дальнем Востоке выполняют два ведомства. Одно из них – ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», которое владеет основными единицами спасательных судов. На Камчатке оно имеет филиал в виде службы по освидетельствованию систем управления безопасностью рыбопромыслового флота. Другое ведомство – ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», которое также владеет филиалами на Дальнем Востоке. Первое подчиняется Федеральному агентству по рыболовству, второе – Федеральному агентству морского и речного транспорта (это структура минтранса).

Как рассказал Вячеслав Шипилов, и. о. директора камчатского филиала «Морспасслужбы Росморречфлота», в задачи филиала не входит дежурство в районах промысла.

«Для этих целей привлекаются силы филиалов Приморского и Сахалинского регионов. Наш филиал несет готовность к поисково-спасательным работам в Авачинском заливе, к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов. В целом, поиском и спасением занимается весь Тихоокеанский флот, включая пограничные службы и другие структуры. При возникновении ЧС мы прилагаем совместные усилия для устранения проблем. В Приморском регионе морская спасательная служба имеет большие спасательные суда. В нашем распоряжении лишь небольшой спасательный буксир «Гроза», реновация которого проводилась в 2015 году, а также водолазный катер ВРД-10 и спасательный катер «Ларн-1», который пришел на Камчатку в прошлом году. В 2017 году мы ожидаем пополнение, новый спасательный быстроходный катер-бонопостановщик «Капитан Мишин». Морспасслужба набирает силу, строятся большие спасательные суда с назначением на Дальний Восток», – говорит Вячеслав Георгиевич.

Суда, которыми владеет филиал на данный момент, имеют ограниченный район плавания и работают в пределах Авачинского залива. Поэтому помочь рыбакам, работающим на промысле далеко за границами залива, они не в силах.

В прошлом году на расширенном видеосовещании Росрыболовства с приглашением представителей других ведомств обсуждался вопрос об объединении спасательных сил с передачей аварийно-спасательного флота Минтрансу России, что вызвало опасения рыбацкой общественности. Сейчас эта инициатива снята с повестки дня. Но главный вопрос не в том, в чьих руках находится спасательный флот, а в том, может ли он выполнять свои функции – спасать жизни моряков.

Добровольные спасатели в принудительном порядке

Бесспорно, при возникновении ЧС в первые часы на помощь попавшим в беду должны спешить все, кто оказался рядом. Но уже по крайней мере на вторые сутки на смену добровольцам обязаны прийти силы государства. Однако мы этого не видим. Между тем проблема перестала быть сугубо российской. Она уже отразилась на наших международных обязательствах по оказанию помощи терпящим бедствие. Вспомним гибель корейского траулера «Орион-501» в российской части Берингова моря в декабре 2014 года, унесшей более 50 жизней.

ЧП произошло 1 декабря. 4 декабря в центре управления кризисными ситуациями главного управления МЧС по Камчатскому краю состоялось совещание с участием иностранных дипломатов, на котором обсудили ход спасательной операции. Иностранцы удивленно переглянулись, когда прозвучала информация о том, что «спасатели» просят отпустить их из района поисков. Наши зарубежные гости просто не поняли, что речь идет о добровольных спасателях – рыбаках, которых сдернули с промысла на несколько суток, а государственные спасатели так и не появились на месте ЧП.

В апреле 2015 года в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток», на борту которого также находились иностранные рыбаки. Счет жертв опять пошел на десятки жизней.

После «Дальнего Востока» в спасательных структурах вроде бы пошла какая-то «движуха». Росрыболовство стало создавать штабы при своих территориальных управлениях «для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации с судами на море». Хотя такие штабы уже существуют в виде морских спасательных центров и подцентров при администрациях капитанов портов. Например, морской спасательный подцентр камчатского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки». Изменилось ли что-то в работе администрации нашего порта в плане контроля безопасности на камчатских судах?

Свою оценку ситуации с обеспечением безопасности мореплавания в целом на Дальнем Востоке дал начальник спасательного подцентра Артур Рец.

«Суда Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ нам хорошо помогают. Без них мы не могли бы полноценно действовать. В случае ЧС только на их поддержку мы можем рассчитывать. Конечно, хотелось бы, чтобы ситуация складывалась лучше. Сейчас, наконец, начали строить большие спасательные суда. Ими снабжают в первую очередь Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток и Сахалин. До нас они пока не дошли», – говорит он.

Есть и хорошие новости. Благодаря недавним поправкам в Воздушный кодекс теперь наши моряки в случае ЧС могут надеяться на помощь со стороны Росавиации.

Держи меня, соломинка, держи

Что об этой проблеме думают в краевом правительстве? Вот такой комментарий мы получили в министерстве рыбного хозяйства региона.

«К сожалению, комментировать ситуацию с аварийно-спасательным флотом наше министерство не может, поскольку это компетенция федеральных исполнительных органов. Да, мы всегда были обеспокоены этой проблемой и много лет пытались донести нашу обеспокоенность до руководителей Росрыболовства. Предлагалось поднять этот вопрос на заседании президиума Госсовета в 2015 году наряду с проблемами плачевного состояния отечественной рыбохозяйственной науки, отсутствием промысловой разведки, проблематикой традиционного рыболовства. К сожалению, мы не нашли отклика. Сейчас там заняты в основном инвестиционными квотами», – сказал Владимир Давыдов заместитель министра рыбного хозяйства, начальник отдела по рыболовству.

Что же посоветовать рыбакам в сложившейся ситуации? Берегите себя и помните: спасение утопающих – прежде всего, дело рук самих утопающих.

Рыбак Камчатки


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
 <  Февраль   <  2018 г.