Последние публикации

22 Авг 2017
На набережной острова Русский растут «Улицы Дальнего Востока»
22 Авг 2017
В Китае надеются, что «рыбное» место КНДР займут товары из Приморья
22 Авг 2017
Потерявший ход траулер «Хугинн» буксируют в порт Мурманска
22 Авг 2017
В Северо-Западном теруправлении Росрыболовства состоялось первое межведомственное совещание
22 Авг 2017
Сахалинские пограничники задержали членов двух браконьерских групп
22 Авг 2017
Сахалинские экологи: рыбоводный завод "Лесной" лишает Очепуху нерестового стада горбуши
22 Авг 2017
На Сахалине и Курилах добыто более 19 тысяч тонн лососей
22 Авг 2017
На Сахалине начинается кетовая путина
22 Авг 2017
«Ростех» прибило к берегу
22 Авг 2017
Уловы лосося на Камчатке превзошли все ожидания
22 Авг 2017
Гибель гребешка в Приморье из-за ЧС компенсируют из федерального бюджета
22 Авг 2017
Около 400 экспертов со всего мира соберутся на Тихоокеанской морской конференции в Приморье
22 Авг 2017
В Приморье после 15-летнего перерыва возобновится промысел крабов
22 Авг 2017
В Хабаровском крае у браконьеров изъято 170 кг лососевых рыб и 100 кг красной икры
22 Авг 2017
Между предприятиями рыбной отрасли Севастополя в августе распределены 20 млн рублей
22 Авг 2017
Шестаков: Обсуждаются контракты на строительство 40 рыбопромысловых судов
21 Авг 2017
На прибрежной полосе в Кроноцком заливе сотрудники ПУ ФСБ России обнаружили тайник
21 Авг 2017
Рыбаки Сахалина и Курил готовы к кетовой путине
21 Авг 2017
Кижуч на Сахалине возьмут в сентябре
21 Авг 2017
Курильские рыбаки будут работать в особом режиме
21 Авг 2017
Активистку Гринпис России задержали в Норвегии
21 Авг 2017
На выезде из Мурманска в лесу свалены мешки с остатками камчатских крабов
21 Авг 2017
Горбуша по 36 рублей появилась в магазинах Николаевского района
21 Авг 2017
Новые резиденты ТОР и СПВ займутся глубокой переработкой рыбы и «умной» утилизацией автомобилей
21 Авг 2017
В Сахалинской области разрешили вылавливать рыбу на единственном РУЗе
21 Авг 2017
Первое предупреждение
21 Авг 2017
Рыболовы не вернулись со встречи с пограничниками
21 Авг 2017
Илья Шестаков: На стадии обсуждения находятся контракты на строительство более 40 рыбопромысловых судов
21 Авг 2017
Замдиректора ВНИРО Олег Булатов назначен представителем России в нескольких международных организациях в области рыболовства
21 Авг 2017
Принята резолюция по итогам Всероссийской конференции по безопасности мореплавания рыбопромысловых судов
21 Авг 2017
Отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения
21 Авг 2017
Верховный суд РФ принял к рассмотрению иск об отмене принятой недавно нормы о минимальном ежегодном изъятии объектов аквакультуры в подзоне Приморье
18 Авг 2017
Россия и Япония провели консультации по совместной деятельности на Курилах
18 Авг 2017
Рыбе нужен холод
18 Авг 2017
Россельхознадзор обнаружил мышьяк в форели из Китая
18 Авг 2017
Китай отменил запрет на рыбную ловлю в спорных водах Южно-Китайского моря
18 Авг 2017
В Красноярском крае сотрудники транспортной полиции пресекли факты нарушений правил рыболовства
18 Авг 2017
Дальневосточные спасатели проводят учения по добыче осьминогов в Приморье?
18 Авг 2017
В Баренцевом море дрейфует судно «Хугинн»
18 Авг 2017
Водоемы Вологодской области зарыбили молодью стерляди
18 Авг 2017
В Сочи сожгли крупную партию рыбы из Армении
18 Авг 2017
Николай Фёдоров: после запрета дрифтерного лова экспортная стоимость рыбы выросла
18 Авг 2017
Горбуша хороша, да цена кусачая. Многим островитянам «доступная рыба» не по карману
18 Авг 2017
Глава Росрыболовства заявил об урегулировании конфликта с РПЦ из-за здания ВНИРО
18 Авг 2017
В Норвегии выразили готовность возобновить поставки семги в Россию
18 Авг 2017
Жители Бурятии выступили за запрет использования моторных лодок в период нереста омуля
18 Авг 2017
Утверждена деловая программа Международного рыбопромышленного форума
18 Авг 2017
Потребительские цены на рыбу с начала года выросли на 6%
18 Авг 2017
Илья Шестаков: Форум задаст новый формат общения в рыбной отрасли
18 Авг 2017
2016 год для норвежской аквакультуры оказался «золотым», однако на горизонте сгущаются тучи

Подписка на новости

Дело рук утопающих

726
Камчатский край

Завершилась минтаевая путина – самая масштабная промысловая экспедиция российских рыбаков и одна их самых рискованных. Шторма и ледовая обстановка повышали вероятность чрезвычайных ситуаций. Как всегда, в случае ЧС рыбаки могли рассчитывать только на себя и своих товарищей

Спасайся, кто может

«В Охотском море треть времени года свирепствуют штормовые ветра. Туманы на нем стоят 100–160 дней в году, – говорит Владимир Нагорный, председатель приморской краевой организации работников рыбного хозяйства. – Снегопады продолжаются до 20 дней. Суровые климатические условия дополняются тяжелыми ледовыми условиями: почти все море покрывается дрейфующим льдом. Высота волн зимой достигает 16 метров. Практически по всей акватории Охотского моря с декабря по февраль происходит очень быстрое обледенение судов – более 6 сантиметров за час».

В таких экстремальных условиях приходится работать минтаевой экспедиции, насчитывающей до 300 рыбопромысловых судов, на которых трудятся свыше 10 тысяч членов экипажей. Количество судов в пик экспедиции достигает 150 единиц, на которых трудится до 9 тысяч человек. В советское время наш рыбак мог быть уверен: государство заботится о его безопасности. А сейчас?

«Сейчас спасательный флот Дальневосточного рыбопромыслового бассейна не в лучшем состоянии. Нередко из-за больших расстояний помощь аварийным судам оказывалась не спасателями, которые просто не успевали прийти на помощь, а другими рыболовными судами», – говорит Елена Казанцева, председатель камчатской организации рыбацкого профсоюза.

Эти слова подтверждает капитан СРТМ «Герои Даманского» Вячеслав Косаченко (к слову, «Герои Даманского» принимали участие в спасении экипажа траулера «Дальний Восток» два года назад).

«В советское время в каждом районе промысла было всегда по два-три спасательных судна. Сейчас дежурит только один спасатель на весь флот. Находится он либо на рейде в Петропавловске, либо в бухте Русской, либо на рейде Северо-Курильска. А когда ты работаешь под Магаданом, до него – трое суток на полном ходу при хорошей погоде. И он, естественно, никуда не успеет, если что. Вспомните ту же «Кольскую» (плавучая буровая установка «Кольская» затонула в 2011 году во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина, тогда погибло 53 человека. – Авт.). Мы на судне узнали быстрее о том, что она утонула, чем сработал морской спасательный центр», – говорит капитан.

Силы на исходе?

Задачи по спасению в море на Дальнем Востоке выполняют два ведомства. Одно из них – ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», которое владеет основными единицами спасательных судов. На Камчатке оно имеет филиал в виде службы по освидетельствованию систем управления безопасностью рыбопромыслового флота. Другое ведомство – ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», которое также владеет филиалами на Дальнем Востоке. Первое подчиняется Федеральному агентству по рыболовству, второе – Федеральному агентству морского и речного транспорта (это структура минтранса).

Как рассказал Вячеслав Шипилов, и. о. директора камчатского филиала «Морспасслужбы Росморречфлота», в задачи филиала не входит дежурство в районах промысла.

«Для этих целей привлекаются силы филиалов Приморского и Сахалинского регионов. Наш филиал несет готовность к поисково-спасательным работам в Авачинском заливе, к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов. В целом, поиском и спасением занимается весь Тихоокеанский флот, включая пограничные службы и другие структуры. При возникновении ЧС мы прилагаем совместные усилия для устранения проблем. В Приморском регионе морская спасательная служба имеет большие спасательные суда. В нашем распоряжении лишь небольшой спасательный буксир «Гроза», реновация которого проводилась в 2015 году, а также водолазный катер ВРД-10 и спасательный катер «Ларн-1», который пришел на Камчатку в прошлом году. В 2017 году мы ожидаем пополнение, новый спасательный быстроходный катер-бонопостановщик «Капитан Мишин». Морспасслужба набирает силу, строятся большие спасательные суда с назначением на Дальний Восток», – говорит Вячеслав Георгиевич.

Суда, которыми владеет филиал на данный момент, имеют ограниченный район плавания и работают в пределах Авачинского залива. Поэтому помочь рыбакам, работающим на промысле далеко за границами залива, они не в силах.

В прошлом году на расширенном видеосовещании Росрыболовства с приглашением представителей других ведомств обсуждался вопрос об объединении спасательных сил с передачей аварийно-спасательного флота Минтрансу России, что вызвало опасения рыбацкой общественности. Сейчас эта инициатива снята с повестки дня. Но главный вопрос не в том, в чьих руках находится спасательный флот, а в том, может ли он выполнять свои функции – спасать жизни моряков.

Добровольные спасатели в принудительном порядке

Бесспорно, при возникновении ЧС в первые часы на помощь попавшим в беду должны спешить все, кто оказался рядом. Но уже по крайней мере на вторые сутки на смену добровольцам обязаны прийти силы государства. Однако мы этого не видим. Между тем проблема перестала быть сугубо российской. Она уже отразилась на наших международных обязательствах по оказанию помощи терпящим бедствие. Вспомним гибель корейского траулера «Орион-501» в российской части Берингова моря в декабре 2014 года, унесшей более 50 жизней.

ЧП произошло 1 декабря. 4 декабря в центре управления кризисными ситуациями главного управления МЧС по Камчатскому краю состоялось совещание с участием иностранных дипломатов, на котором обсудили ход спасательной операции. Иностранцы удивленно переглянулись, когда прозвучала информация о том, что «спасатели» просят отпустить их из района поисков. Наши зарубежные гости просто не поняли, что речь идет о добровольных спасателях – рыбаках, которых сдернули с промысла на несколько суток, а государственные спасатели так и не появились на месте ЧП.

В апреле 2015 года в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток», на борту которого также находились иностранные рыбаки. Счет жертв опять пошел на десятки жизней.

После «Дальнего Востока» в спасательных структурах вроде бы пошла какая-то «движуха». Росрыболовство стало создавать штабы при своих территориальных управлениях «для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации с судами на море». Хотя такие штабы уже существуют в виде морских спасательных центров и подцентров при администрациях капитанов портов. Например, морской спасательный подцентр камчатского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки». Изменилось ли что-то в работе администрации нашего порта в плане контроля безопасности на камчатских судах?

Свою оценку ситуации с обеспечением безопасности мореплавания в целом на Дальнем Востоке дал начальник спасательного подцентра Артур Рец.

«Суда Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ нам хорошо помогают. Без них мы не могли бы полноценно действовать. В случае ЧС только на их поддержку мы можем рассчитывать. Конечно, хотелось бы, чтобы ситуация складывалась лучше. Сейчас, наконец, начали строить большие спасательные суда. Ими снабжают в первую очередь Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток и Сахалин. До нас они пока не дошли», – говорит он.

Есть и хорошие новости. Благодаря недавним поправкам в Воздушный кодекс теперь наши моряки в случае ЧС могут надеяться на помощь со стороны Росавиации.

Держи меня, соломинка, держи

Что об этой проблеме думают в краевом правительстве? Вот такой комментарий мы получили в министерстве рыбного хозяйства региона.

«К сожалению, комментировать ситуацию с аварийно-спасательным флотом наше министерство не может, поскольку это компетенция федеральных исполнительных органов. Да, мы всегда были обеспокоены этой проблемой и много лет пытались донести нашу обеспокоенность до руководителей Росрыболовства. Предлагалось поднять этот вопрос на заседании президиума Госсовета в 2015 году наряду с проблемами плачевного состояния отечественной рыбохозяйственной науки, отсутствием промысловой разведки, проблематикой традиционного рыболовства. К сожалению, мы не нашли отклика. Сейчас там заняты в основном инвестиционными квотами», – сказал Владимир Давыдов заместитель министра рыбного хозяйства, начальник отдела по рыболовству.

Что же посоветовать рыбакам в сложившейся ситуации? Берегите себя и помните: спасение утопающих – прежде всего, дело рук самих утопающих.

Рыбак Камчатки


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Август   <  2017 г.