Последние публикации

23 Май 2017
Балтийский морской форум стартовал в Калининграде
23 Май 2017
Перепутал креветку с треской: Норвежский траулер «Remøy» заплатит многомиллионный штаф
23 Май 2017
Какой штраф положен за незаконную рыбалку в Волгоградской области?
23 Май 2017
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 20-я неделя 2017 г
23 Май 2017
Кто и от кого спасает российского лосося?
23 Май 2017
Продажи морепродуктов в Японии снизились на фоне слабого спроса
23 Май 2017
Экспорт норвежского лосося 08.05.17-14.05.17
23 Май 2017
На Камчатке к рыболовецкому траулеру «Капитан Чернов» подошел «Суворовец»
23 Май 2017
Ловить тихоокеанских лососей на Северных Курилах будут с 15 июня по 31 августа
23 Май 2017
На Камчатке пройдёт расширенное заседание рыбохозяйственного совета
23 Май 2017
ЕЭК готова способствовать развитию аквакультуры в странах ЕАЭС
23 Май 2017
Более 800 млн мальков выпустят в естественную среду на Сахалине и Курилах
23 Май 2017
Ловись корюшка большая и маленькая
23 Май 2017
Тюменские рыбоводы выпустили в озера рекордное количество рыбной молоди
23 Май 2017
"Идём на иваси" - стратегический рейс "Доброфлота"
23 Май 2017
В Хабаровском крае полиция изъяла у браконьеров более 2,5 тонн осетровых рыб
23 Май 2017
Сахалинское правительство ищет нового руководителя агентства по рыболовству
23 Май 2017
Крупнейший в мире плавзавод «Всеволод Сибирцев» ушел в рейс после модернизации
23 Май 2017
В Приморье определились с датой международного конгресса рыбаков
23 Май 2017
Крабовые аукционы пополнят госбюджет на 23 млрд рублей
23 Май 2017
В МГУ прошла первая всероссийская конференция по аквакультуре
22 Май 2017
Лососевая путина 2017: как остановить браконьерство на реках Дальнего Востока
22 Май 2017
Причины пожара на территории рыбоперерабатывающего предприятия в Хабаровские устанавливаются сотрудниками МЧС России
22 Май 2017
Специальный интернет-сервис для вылова рыбы разработают на Дальнем Востоке
22 Май 2017
Лососевая путина на Камчатке стартует 1 июня
22 Май 2017
В первом квартале вьетнамские рыбаки добыли 5 846 тонн тунца
22 Май 2017
Во Вьетнаме стабилизируются цены на пангасиуса ​
22 Май 2017
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 19-я неделя 2017 г
22 Май 2017
Рыбоводы Бурятии бьют тревогу: Через 10 лет байкальского омуля может не стать
22 Май 2017
Около 2 тонн морепродуктов, перекупленных у приморцев, собирались нелегально вывезти в Китай
22 Май 2017
Природоохранная прокуратура выявила 227 нарушений законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов
22 Май 2017
На Сахалине активизировались охотники за крабом
22 Май 2017
Лососевая путина на Северных Курилах начнется 15 июня
22 Май 2017
Пётр Савчук: Владивосток ещё проявит себя как площадка для отрасли
22 Май 2017
Рыбаки просят Госдуму разрешить продажу улова
22 Май 2017
Непрофильные грузы станут «соломинкой» для рыбного порта Мурманска
22 Май 2017
Зная историю рода, можно узнать и собственную судьбу
22 Май 2017
3,5 центнера лосося и трески не попали на столы Петербуржцев
22 Май 2017
В регионе есть возможности для разработки новых эффективных технологий переработки рыбы
22 Май 2017
Приморский рыбохозяйственный совет стал фигурантом проверки УФАС по Приморскому краю
22 Май 2017
Директор ВНИРО Кирилл Колончин представил отраслевому сообществу инновационные форматы развития российской аквакультуры
22 Май 2017
Аквакультурный рост
22 Май 2017
Рыбинское водохранилище пополнили 130 тыс. мальков щуки
22 Май 2017
НАФО модернизируется в соответствии с принципами экосистемного подхода
22 Май 2017
К сентябрю планируется разработать программу развития рыбного хозяйства в Каспийском бассейне
22 Май 2017
В Минсельхозе состоялось заседание межведомственной рабочей группы по ликвидации нелегального промысла
22 Май 2017
Репродукционный комплекс осетроводства на Каспии планируется запустить уже в этом году
22 Май 2017
Инициативу мурманчан обсуждают в Госдуме
19 Май 2017
Экипаж рыболовецкого траулера, горящего у берегов Камчатки, эвакуирован
19 Май 2017
Приморье производит рыбной продукции больше, чем может потребить

Подписка на новости

Дело рук утопающих

424
Камчатский край

Завершилась минтаевая путина – самая масштабная промысловая экспедиция российских рыбаков и одна их самых рискованных. Шторма и ледовая обстановка повышали вероятность чрезвычайных ситуаций. Как всегда, в случае ЧС рыбаки могли рассчитывать только на себя и своих товарищей

Спасайся, кто может

«В Охотском море треть времени года свирепствуют штормовые ветра. Туманы на нем стоят 100–160 дней в году, – говорит Владимир Нагорный, председатель приморской краевой организации работников рыбного хозяйства. – Снегопады продолжаются до 20 дней. Суровые климатические условия дополняются тяжелыми ледовыми условиями: почти все море покрывается дрейфующим льдом. Высота волн зимой достигает 16 метров. Практически по всей акватории Охотского моря с декабря по февраль происходит очень быстрое обледенение судов – более 6 сантиметров за час».

В таких экстремальных условиях приходится работать минтаевой экспедиции, насчитывающей до 300 рыбопромысловых судов, на которых трудятся свыше 10 тысяч членов экипажей. Количество судов в пик экспедиции достигает 150 единиц, на которых трудится до 9 тысяч человек. В советское время наш рыбак мог быть уверен: государство заботится о его безопасности. А сейчас?

«Сейчас спасательный флот Дальневосточного рыбопромыслового бассейна не в лучшем состоянии. Нередко из-за больших расстояний помощь аварийным судам оказывалась не спасателями, которые просто не успевали прийти на помощь, а другими рыболовными судами», – говорит Елена Казанцева, председатель камчатской организации рыбацкого профсоюза.

Эти слова подтверждает капитан СРТМ «Герои Даманского» Вячеслав Косаченко (к слову, «Герои Даманского» принимали участие в спасении экипажа траулера «Дальний Восток» два года назад).

«В советское время в каждом районе промысла было всегда по два-три спасательных судна. Сейчас дежурит только один спасатель на весь флот. Находится он либо на рейде в Петропавловске, либо в бухте Русской, либо на рейде Северо-Курильска. А когда ты работаешь под Магаданом, до него – трое суток на полном ходу при хорошей погоде. И он, естественно, никуда не успеет, если что. Вспомните ту же «Кольскую» (плавучая буровая установка «Кольская» затонула в 2011 году во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина, тогда погибло 53 человека. – Авт.). Мы на судне узнали быстрее о том, что она утонула, чем сработал морской спасательный центр», – говорит капитан.

Силы на исходе?

Задачи по спасению в море на Дальнем Востоке выполняют два ведомства. Одно из них – ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», которое владеет основными единицами спасательных судов. На Камчатке оно имеет филиал в виде службы по освидетельствованию систем управления безопасностью рыбопромыслового флота. Другое ведомство – ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», которое также владеет филиалами на Дальнем Востоке. Первое подчиняется Федеральному агентству по рыболовству, второе – Федеральному агентству морского и речного транспорта (это структура минтранса).

Как рассказал Вячеслав Шипилов, и. о. директора камчатского филиала «Морспасслужбы Росморречфлота», в задачи филиала не входит дежурство в районах промысла.

«Для этих целей привлекаются силы филиалов Приморского и Сахалинского регионов. Наш филиал несет готовность к поисково-спасательным работам в Авачинском заливе, к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов. В целом, поиском и спасением занимается весь Тихоокеанский флот, включая пограничные службы и другие структуры. При возникновении ЧС мы прилагаем совместные усилия для устранения проблем. В Приморском регионе морская спасательная служба имеет большие спасательные суда. В нашем распоряжении лишь небольшой спасательный буксир «Гроза», реновация которого проводилась в 2015 году, а также водолазный катер ВРД-10 и спасательный катер «Ларн-1», который пришел на Камчатку в прошлом году. В 2017 году мы ожидаем пополнение, новый спасательный быстроходный катер-бонопостановщик «Капитан Мишин». Морспасслужба набирает силу, строятся большие спасательные суда с назначением на Дальний Восток», – говорит Вячеслав Георгиевич.

Суда, которыми владеет филиал на данный момент, имеют ограниченный район плавания и работают в пределах Авачинского залива. Поэтому помочь рыбакам, работающим на промысле далеко за границами залива, они не в силах.

В прошлом году на расширенном видеосовещании Росрыболовства с приглашением представителей других ведомств обсуждался вопрос об объединении спасательных сил с передачей аварийно-спасательного флота Минтрансу России, что вызвало опасения рыбацкой общественности. Сейчас эта инициатива снята с повестки дня. Но главный вопрос не в том, в чьих руках находится спасательный флот, а в том, может ли он выполнять свои функции – спасать жизни моряков.

Добровольные спасатели в принудительном порядке

Бесспорно, при возникновении ЧС в первые часы на помощь попавшим в беду должны спешить все, кто оказался рядом. Но уже по крайней мере на вторые сутки на смену добровольцам обязаны прийти силы государства. Однако мы этого не видим. Между тем проблема перестала быть сугубо российской. Она уже отразилась на наших международных обязательствах по оказанию помощи терпящим бедствие. Вспомним гибель корейского траулера «Орион-501» в российской части Берингова моря в декабре 2014 года, унесшей более 50 жизней.

ЧП произошло 1 декабря. 4 декабря в центре управления кризисными ситуациями главного управления МЧС по Камчатскому краю состоялось совещание с участием иностранных дипломатов, на котором обсудили ход спасательной операции. Иностранцы удивленно переглянулись, когда прозвучала информация о том, что «спасатели» просят отпустить их из района поисков. Наши зарубежные гости просто не поняли, что речь идет о добровольных спасателях – рыбаках, которых сдернули с промысла на несколько суток, а государственные спасатели так и не появились на месте ЧП.

В апреле 2015 года в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток», на борту которого также находились иностранные рыбаки. Счет жертв опять пошел на десятки жизней.

После «Дальнего Востока» в спасательных структурах вроде бы пошла какая-то «движуха». Росрыболовство стало создавать штабы при своих территориальных управлениях «для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации с судами на море». Хотя такие штабы уже существуют в виде морских спасательных центров и подцентров при администрациях капитанов портов. Например, морской спасательный подцентр камчатского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки». Изменилось ли что-то в работе администрации нашего порта в плане контроля безопасности на камчатских судах?

Свою оценку ситуации с обеспечением безопасности мореплавания в целом на Дальнем Востоке дал начальник спасательного подцентра Артур Рец.

«Суда Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ нам хорошо помогают. Без них мы не могли бы полноценно действовать. В случае ЧС только на их поддержку мы можем рассчитывать. Конечно, хотелось бы, чтобы ситуация складывалась лучше. Сейчас, наконец, начали строить большие спасательные суда. Ими снабжают в первую очередь Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток и Сахалин. До нас они пока не дошли», – говорит он.

Есть и хорошие новости. Благодаря недавним поправкам в Воздушный кодекс теперь наши моряки в случае ЧС могут надеяться на помощь со стороны Росавиации.

Держи меня, соломинка, держи

Что об этой проблеме думают в краевом правительстве? Вот такой комментарий мы получили в министерстве рыбного хозяйства региона.

«К сожалению, комментировать ситуацию с аварийно-спасательным флотом наше министерство не может, поскольку это компетенция федеральных исполнительных органов. Да, мы всегда были обеспокоены этой проблемой и много лет пытались донести нашу обеспокоенность до руководителей Росрыболовства. Предлагалось поднять этот вопрос на заседании президиума Госсовета в 2015 году наряду с проблемами плачевного состояния отечественной рыбохозяйственной науки, отсутствием промысловой разведки, проблематикой традиционного рыболовства. К сожалению, мы не нашли отклика. Сейчас там заняты в основном инвестиционными квотами», – сказал Владимир Давыдов заместитель министра рыбного хозяйства, начальник отдела по рыболовству.

Что же посоветовать рыбакам в сложившейся ситуации? Берегите себя и помните: спасение утопающих – прежде всего, дело рук самих утопающих.

Рыбак Камчатки


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Май   <  2017 г.