Последние публикации

29 Июн 2017
Путина-2017: Вылов лососей на Камчатке почти вполовину превышает показатели 2015 года
29 Июн 2017
Ночью в Авачинском заливе задержали катер с сетями и браконьерским лососем
29 Июн 2017
Аналитические материалы ВНИРО о вылове тихоокеанских лососей на 25.06.2017 года
29 Июн 2017
Исландия хотела бы сотрудничать с Калининградом в сфере рыболовства
29 Июн 2017
Профильный комитет Совфеда поддержал закон об аквакультуре
29 Июн 2017
Корейские инвесторы планируют построить рыбопромышленный комплекс в Приморье
29 Июн 2017
От рыбаков Приморья страна ждет иваси
29 Июн 2017
Герман Зверев: избыточные административные барьеры нужно выкорчёвывать
29 Июн 2017
Хабаровские студенты поедут на путину
29 Июн 2017
Траулер ищет, где глубже
29 Июн 2017
Исполнительная власть Хакасии с некоторых пор благоразумно не грозит завалить Сибирь рыбой
29 Июн 2017
Глава Минпромторга оценил долю фальсификата в рыбной продукции до 50%
29 Июн 2017
Рыбаки-любители смогут ловить лосося на западе и востоке Сахалина
29 Июн 2017
Первые уловы: Сахалин – второй в дальневосточной лососевой путине
29 Июн 2017
Сахалинцам сообщают телефоны рыбоохраны
29 Июн 2017
Рыбаки-любители Александровск-Сахалинского района не получат лицензий на лов лосося
29 Июн 2017
В Камчатском крае возбуждено уголовное дело в отношении руководителя общественной экологической организации
29 Июн 2017
Цены в магазине "Океан" (Петропавловск-Камчатский, ул. Тушканова, 6)
29 Июн 2017
Финские пограничники изъяли 250 пиявок, которые хотели ввезти контрабандой из России
29 Июн 2017
В реку Умба выпустили более 3,5 тысяч мальков атлантического лосося
29 Июн 2017
В Приморье любителям японской кухни не дали отведать двести килограммов просроченной икры Маки Масаго
29 Июн 2017
Популяция каланов на Северных Курилах находится в катастрофическом положении
29 Июн 2017
На Дальнем Востоке набирает обороты лососевая путина: опережение к аналогичному 2015 году составляет 43%
29 Июн 2017
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков: «Путь рыбы к потребителю начинается с порта»
29 Июн 2017
С начала лососевой путины рыбоохраной Камчатки у браконьеров изъято почти 4,3 тонны красной рыбы
29 Июн 2017
К концу I полугодия российские рыбаки идут с опережением прошлогоднего показателя вылова на 4%
29 Июн 2017
Горячая линия рыбоохраны: неравнодушные граждане помогли пресечь более 600 нарушений
28 Июн 2017
Общественный мониторинг браконьерства с 19.06.2017 по 25.06.20177
28 Июн 2017
На реке Кола сотни рыбаков пытаются поймать трофейную семгу
28 Июн 2017
Об опасностях, которые таит свежая рыба, рассказал магаданский Роспотребнадзор.
28 Июн 2017
Сахалин к ВЭФ-2017 построит павильон в виде гигантского лосося
28 Июн 2017
Реку Авачу внесли в список мест, где люди почти полностью истребили рыбу
28 Июн 2017
Норвежский экспорт морепродуктов в мае вырос на 13% в стоимости
28 Июн 2017
Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 23-я неделя 2017 г
28 Июн 2017
Цены на скумбрию на японском рынке вновь пошли вверх
28 Июн 2017
Экспорт норвежского лосося 29.05.17-04.06.17
28 Июн 2017
На проведение очередного конгресса рыбаков из бюджета Приморья выделили шесть млн рублей
28 Июн 2017
Росрыболовство: пилотный проект по маркировке черной икры будет запущен до конца 2017 года
28 Июн 2017
ЭПЖ прошел регистрацию в РосПатенте
28 Июн 2017
В Сахалинской области ужесточат меры по охране рыбных ресурсов
28 Июн 2017
В Курганской области с первого июля стартует операция «Артемия»
28 Июн 2017
Новосибирская область стала лидером среди регионов Сибири по производству товарной рыбы
28 Июн 2017
Местную форель, сыры и чай могут попробовать гости Кубка конфедераций в Сочи
28 Июн 2017
Невельчане отпразднуют День рыбака
28 Июн 2017
Рыбаки Северо-Курильска добыли уже более 700 тонн лосося
28 Июн 2017
Для рыбаков-любителей на Байкале установлена суточная норма вылова
28 Июн 2017
На Енисее и в Цимлянском водохранилище установлены ограничения по рыболовству
28 Июн 2017
Рыбоводы Ленинградской области вырастили за 1 квартал 2017 года 3,7 тыс. тонн
28 Июн 2017
Игорь Донцов: Оптимистичные прогнозы на лососевую путину
28 Июн 2017
29 июня в Ростове-на-Дону руководитель Росрыболовства проведет Всероссийское совещание по товарной аквакультуре

Подписка на новости

Деликатес из глубины

1001
Камчатский край
Камчатский край остается лидером по добыче водных биоресурсов не только на Дальнем Востоке, но и в Российской Федерации в целом. По данным Росрыболовства, общий улов всех российских рыбопромышленников по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 4,4 млн тонн. Почти миллион тонн в этой доле - вылов камчатских рыбаков.
ПАО «Океанрыбфлот» по объемам добычи занимает лидирующие позиции, его доля в общем выпуске рыбо- и морепродукции - более 22%. А из сырца, добытого по собственным квотам, в количестве 275 тысяч тонн, компанией произведено 28% от общего вылова. Таким образом, «Океанрыбфлот» в очередной раз подтвердил не на словах, а на деле репутацию ведущего рыбопромышленного предприятия России и флагмана камчатской рыбной отрасли и Дальневосточного федерального округа

Весь флот «Океанрыбфлота» за последние годы прошел модернизацию.

Традиционно компания добывает минтай, сельдь и кальмар. Районы лова - это Берингово море (минтай, кальмар, сельдь), Охотское море (минтай, сельдь), Северные Курилы (кальмар). Во время лососевой путины несколько траулеров уходят в дальние районы полуострова на переработку красной рыбы в помощь прибрежным рыбодобывающим компаниям. Основным видом промысла является минтай - почти 200 тысяч тонн ежегодно, вторая по объемам добычи - сельдь, более 50 тысяч, и замыкает тройку лидеров кальмар - около 16 тысяч тонн в год. Кальмар - продукт деликатесный, но ловить и перерабатывать его гораздо сложнее, чем другие виды биоресурсов. В конце года компания выбирает последние квоты на этот вид добычи, и в основном районе промысла - возле Северных Курил - трудится 3 из 14 траулеров «Океанрыбфлота».

БМРТ «Московская Олимпиада» - старейший пароход компании, но, как и многие суда, недавно прошел полную модернизацию и готов послужить еще десяток лет, до новой смены.

«На двух траулерах «Океанрыбфлота» - БМРТ «Бакланово» и нашей «Олимпиаде» - установлено специальное оборудование для производства филе кальмара, - говорит помощник капитана по производству БМРТ «Московская Олимпиада» Сергей БАЛОВНЕВ, - на судовом заводе мы можем выпускать до 5 тонн качественного и вкусного филе кальмара первичной заморозки. Главный акцент сделан именно на выпуске такого филе, на него большой спрос в нашей стране, потому что это - готовая продукция, чистое филе, произведенное в районе промысла. Можно сказать: со дна океана сразу на сковородку. Еще мы производим тушку кальмара, а также щупальцы и плавники, из них потом на берегу делают консервы».

Филе кальмара, произведенное на судовых заводах «Океанрыбфлота», действительно, пользуется большой популярностью и реализуется на российском рынке на сто процентов. Компания способна полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, а при необходимости - реализовывать филе кальмара за границей. Кальмар - любимый и популярный продукт во многих странах. Правда, моряки утверждают, что этот вид промысла не так приятен, как лов минтая или сельди. Дело в том, что моллюск сам по себе агрессивен: жидкость, которую он выпускает из чернильного мешка, быстро разъедает спецодежду - перчатки и фартуки служат рыбообработчикам меньше месяца.

Но главная сложность в том, что зоны его обитания сложно определить. Стаю минтая или сельди вычислить гораздо проще. Как говорит Сергей Баловнев, кальмар непредсказуем - появляется ниоткуда и исчезает в никуда. А если говорить о Северных Курилах, там процесс лова еще труднее и опаснее: добыча ведется донным тралом на большой глубине, скалистое дно, внезапные пустоты и гигантские расщелины не раз пожирали орудия лова, порой исчезали целые тралы, потому в этих районах промысла работают самые опытные моряки под командованием самых опытных капитанов.

Константин ОГНЕВОЙ в рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот» трудится 28 лет, сразу после окончания мореходного училища в 1988 году он устроился матросом добычи, добросовестно работал и упорно, но не спеша шел по карьерной лестнице.

Уже 10 лет он является капитан-директором и гордится своей работой. Называет себя настоящим патриотом компании: в его трудовой книжке указано только одно место работы, и менять его он не собирается. Свою любовь к «Океанрыбфлоту» он объясняет просто: «Здесь все спокойно. Спокойно работаем, осваиваем квоты. Отношение к людям здесь превосходное - требовательное, но при этом уважительное, поэтому здесь себя чувствуешь важным, значимым человеком, и если выполнил, а лучше - перевыполнил норму, гордишься собой и душа радуется. И снабжение в компании самое лучшее на Дальнем Востоке. Читаешь иногда: то в какой-то компании пароход ушел без топлива в рейс, то где-то аварийно-спасательное оборудование не проверили вовремя, и оно подвело… У нас это даже представить невозможно! В нашей компании строгое отношение к технике безопасности. Чтобы мы ушли в море неукомплектованными, не проверив оборудование - никогда такого не бывает, все продумано, просчитано, всюду строгий контроль и внимание. Такова политика компании: безопасность мореплавания на первом месте. Все, что для этого нужно, делается, денег на этом не экономят. Так и должно быть, море беспечности не прощает».

Константин Николаевич не считает себя самым лучшим капитаном компании. Он уверен, что все капитаны «Океанрыбфлота» - самые лучшие. И с ним трудно не согласиться: за несколько лет мы бывали в разных экспедициях на разных судах предприятия, и всегда отмечали уникальную в наше время интеллигентность, безукоризненную вежливость, порядочность и безупречный внешний вид высшего командного состава компании. Всегда возникает ощущение, что ты не на обычном рабочем промысловом судне, а на военном корабле, где подает тебе руку благородный русский офицер. Так что, да, капитаны в «Океанрыбфлоте» - самые лучшие. И по производственным, и по человеческим показателям.

Но вернемся к северокурильской кальмаровой экспедиции. БМРТ «Московская Олимпиада» начал промысел кальмара 1 сентября, к тому времени БМРТ «Бакланово» и БМРТ «Борисов» уже успешно освоили восемь тысяч тонн на двоих. Подоспевшая «Олимпиада» успела добыть тысячу двести тонн до начала осенних штормов. С началом октября штормы случались через сутки, работать стало тяжелее, но промысловые корабли всепогодны, а рыбаки к ярости стихии привыкли, поэтому вылов шел в любых условиях.

Константин Огневой с теплотой говорит о своем траулере: «Корабль универсальный, замечательный, подготовлен к любому виду промысла - и минтай, и сельдь, и кальмар способен переработать. Во время перехода из района промысла на другую рыбу успеваем перестроить завод на новый вид производства. Корабли рабочие, много денег компания в модернизацию вложила, эти траулеры неубиваемые, при хорошем поддержании работать могут долго. Конечно, мы мечтаем о новом флоте, но и этот еще нам послужит. Кстати, в «Океанрыбфлоте» все специалисты - лучшие на Дальнем Востоке: и механики, и радисты, и рыбообработчики. Лучшие, и по-другому быть не может».

Северокурильская кальмаровая экспедиция подходит к концу, тралы уже не заполняются до максимальных объемов, но завод не останавливается. При переработке моллюска много ручного труда: от каждой тушки нужно отделить плавники и щупальцы, уложить ее в шкуросъемную машину, потом достать и отправить в лоток, который затем по конвейеру отправляется на участок упаковки. Полностью автоматизированной машины для производства филе кальмара пока не придумано. Хватает забот и у старшего механика: механизмов много и на палубе, и на заводе, и в самом машинном отделении, и они имеют обыкновение выходить из строя. То подшипник «полетит», то насос сломается.


Игорь Богордаев, старший механик, или по-корабельному «дед», лично контролирует все механизированные процессы. Говорит, пароход находится в рабочем состоянии и после каждого рейса проходит стадии некапитального ремонта.

ПАО «Океанрыбфлот» способно технически поддерживать свой флот самостоятельно. На территории предприятия построена прекрасная база технического обслуживания, причем корпусно-трубопроводный цех отстроен заново и базируется в новом помещении. Все ремонтные работы, кроме доковых, специалисты компании могут делать сами. Это и механика, и радиоэлектроника, и токарные, слесарные, сварочные работы. Недавно «Океанрыбфлот» приобрел в аренду еще два причала и оградительный мол. На этом объекте БМРТ готовят к выходу в рейс, производится техобслуживание. На площадке есть кран и все необходимое оборудование для погрузочно-разгрузочных работ и качественного ремонта. Есть даже система снабжения водой с подогревом, т. е. любая низкая температура судам не опасна. БТО «Океанрыбфлота» сегодня самое передовое судоремонтное предприятие в Петропавловске-Камчатском.

Отечественное судостроение только начинает возрождаться, и сейчас спрос опережает предложение. И качественный ремонт на своей территории - это пока самый реальный и наиболее доступный выход из сложившегося положения. После полной модернизации флота большие морозильные рыболовные траулеры смогут работать на должном уровне более 20 лет.

Игорь Александрович с гордостью рассказывает о «золотых руках» и новых успехах компании: «Наши специалисты на берегу и дизели ремонтируют - главную силовую установку, палубные механизмы, трубопроводные механизмы, электротехнический новый цех построили, так что развивается компания, слава богу. Я тут 34 года, с 1982 года работаю и благодарен, что база развивается, не сдается, наперекор всему. Пусть и дальше растет, и новых нам пароходов, и больших уловов. Тем более такие хорошие перспективы у нас. Сейчас молодежь приезжает отличная, ей нравится море, нравится работа. Опыта еще нет, но парни трудолюбивые, усердные, хорошая смена будет нам. Три эпохи - советские годы, перестройку, современные рыночные отношения - я все пережил. Во времена СССР еще молодой был, не задумывался ни о чем. Но знаю, что всегда работа была, много пароходов, заграница. И все равно сейчас интересней. Тогда была плановая экономика, не надо было думать, выполняй план, и все. А сейчас больше самостоятельности, надо самому планировать, отстаивать позиции свои. Но это интересней, есть ответственность, азарт, соревновательный момент. Это очень захватывает».

Как считают на «Московской Олимпиаде», есть настоящие моряки, а есть просто люди, которые ходят в море. Моряка море тянет. Он приходит на берег, и несколько дней может спать, забыв про привычное расписание смен и вахт. Но потом вокруг него начинается непонятная ему береговая суета: магазины, автобусы, какие-то квитанции, людские толпы… и он с тоской начинает поглядывать в сторону моря…

И вот уже близкие раздражают, и устойчивость почвы под ногами совсем не радует. Наконец, наступает день, когда моряк снова уходит в экспедицию. Поверьте, уходит радостно, с нетерпением, с предвкушением новых штормов, невероятных рассветов и соленых брызг на губах. И не важно, кальмар, минтай или сельдь он будет ловить, главное - он снова в море, вдали от городской суеты, в окружении великого океана. Среди таких же моряков, которые его понимают. Но это будет потом. А пока он добывает кальмар на Северных Курилах и мечтает поскорее вернуться на берег, где его ждут любимые люди. Кстати, он очень любит блюда из кальмара. Но кто же их не любит?

Кальмаровая путина 2016 года.

Немного о кальмарах. Кальмар многим по вкусу. Однако его отличают не только замечательные вкусовые качества, но и масса полезных свойств. В кальмаре много легко усвояемого белка, в связи с чем его могут спокойно употреблять в пищу даже дети. Также он может быть рекомендован как одна из составляющих диетического питания. Кальмар является представителем десятиногих головоногих моллюсков. В пищу его употребляли еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древние называли этого моллюска «крылатой рыбой» за его отличную способность плавать, используя щупальца. Его по праву относят к наиболее быстроходным обитателям моря.

По скорости его оставляют позади лишь рыба-меч, тунец, дельфин. Если кальмара преследует крупное морское животное, плывет он с огромной скоростью, иногда выскакивая из воды и пролетая десятки метров по воздуху, после чего снова продолжает свое движение в воде. Всего насчитывается около 200 видов кальмара. Однако не всех из них можно употреблять в пищу. В России получил наибольшее распространение кальмар обыкновенный. Он имеет длину 20-50 см, его вес колеблется в пределах 200-300 г. Жители других стран могут полакомиться и другими видами этого моллюска. В глубинах моря обитает гигантский кальмар, который может достигать длины 20 м. Тело любого кальмара состоит из туловища (мантии) и щупалец. В туловище находятся внутренние органы, а также чернильный мешок. При обороне из мешка выпрыскивается чернильное облако, окутывающее кальмара и сбивающее врага с толку. Под прикрытием этой завесы кальмар покидает поле боя. 

Валентина БОКОВИКОВА.

Журнал "Дальневосточный капитал"


Деликатес из глубины

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Июнь   <  2017 г.