Последние публикации

24 Май 2018
На рыбоводство Ставрополья направлено 4 млн рублей
24 Май 2018
Руководители отраслевых НИИ обсудили вопросы рыбоводства на Анюйском осетровом заводе
24 Май 2018
В Беломорском районе появятся две фермы по разведению мидий и три завода по переработке рыбы
24 Май 2018
Родные моряков с судна "Восток" требуют честного расследования трагедии и компенсаций
24 Май 2018
Промысел мойвы на западном побережье Сахалина прекращен
24 Май 2018
Сахалинцам сообщают об участках для любительской рыбалки в Анивском районе
24 Май 2018
В Восточно-Сахалинской подзоне окончен промышленный лов тихоокеанской сельди
24 Май 2018
Китаец выловил под Хабаровском калугу чудовищных размеров
24 Май 2018
Эксперты рассказали, почему на прилавках России не хватает морской рыбы поделиться
24 Май 2018
О членах правительства и членистоногих
24 Май 2018
Все представители КМНС Магаданской области могут воспользоваться своим законным правом на традиционное природопользование и традиционный лов
24 Май 2018
Не вышли лицом
24 Май 2018
Хороша страна Болгария: быть рыбаком здесь проще и теплее
24 Май 2018
В Акмолинской области ведется работа по повышению продуктивности и качества продукции аквакультуры
24 Май 2018
В Роспотребнадзоре Башкирии посчитали икру с червяками безопасной для здоровья
24 Май 2018
Администрации Президента РФ презентовали техвозможности рыборазводного завода ХМАО
24 Май 2018
Пути развития электроэнергетики Сахалина и Курил обсудили в областном центре
24 Май 2018
Минвостока и агентство по развитию человеческого капитала задумались над законностью сбора дикоросов
24 Май 2018
Воспитанники холмской мореходки участвуют в чемпионате WorldSkills по морским компетенциям
24 Май 2018
Водолазов для оценки запасов водных биоресурсов наймут на Сахалине
24 Май 2018
Добыча тихоокеанских лососей начнется на Дальнем Востоке 1 июня
24 Май 2018
Илья Шестаков: Необходимо принимать согласованные меры по сохранению биоразнообразия Арктики
24 Май 2018
О вылове водных биоресурсов российскими пользователями
24 Май 2018
Впервые за 20 лет ученые провели исследования запасов азиатской зубастой корюшки в Амуре
24 Май 2018
Рыбу уводят из Приморья на север
24 Май 2018
Аквакультура пропишется в заповедной воде
24 Май 2018
В реку Гур Амурского бассейна в рамках госзадания выпущено более 2 млн молоди кеты
23 Май 2018
Сложный промысел. Как повернуть российского рыбака к потребителю
23 Май 2018
Госдума приняла закон о контрсанкциях
23 Май 2018
Рыба подешевела в Приморье
23 Май 2018
Во ВНИРО прошли заседания научно-консультативных советов по камбаловым рыбам и тихоокеанской сельди
23 Май 2018
Судно компании «Сфера-Марин» задержано близ Вилючинска за незаконный лов рыбы
23 Май 2018
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 26 сентября 2017 г. № 648
23 Май 2018
«Доброфлот» сэкономит на горючем с помощью интернета вещей
23 Май 2018
«Крузенштерн» принял участие в праздновании Дня конституции Норвегии
23 Май 2018
На рынке Красноярска рыбоохраной пресечен незаконный оборот ценных видов рыбы
23 Май 2018
В Хабаровске проходит 26-я сессия НПАФК
23 Май 2018
Цены на отдельные виды рыбной продукции в Китае: 19-я неделя 2018 г
23 Май 2018
Чилийская лососевая промышленность догнала норвежскую
23 Май 2018
Фанерно-бумажный патриотизм чиновников Кремля, или Почему Россия не празднует День победы над Японией
23 Май 2018
Вьетнам увеличивает продажи кальмара и осьминога в Россию
23 Май 2018
Сезон добычи лосося на Аляске начался с высоких цен
22 Май 2018
Откуда чавыча? Из леса, вестимо
22 Май 2018
1 июня – час Ч
22 Май 2018
О выявлении нарушений температурного режима при транспортировке партии рыбы в Астраханской области
22 Май 2018
Американский экспорт морепродуктов в январе-марте 2018 г
22 Май 2018
Американский импорт атлантического лосося в январе-марте 2018 г
22 Май 2018
Американский импорт креветок в январе-марте 2018 г
22 Май 2018
Ученые приступили к оценке запасов Черного моря для прогнозов вылова на следующие два года
22 Май 2018
Дальрыбвтуз планирует сотрудничество с Китаем по выращиванию трепанга

Подписка на новости

Деликатес из глубины

1691
Камчатский край
Камчатский край остается лидером по добыче водных биоресурсов не только на Дальнем Востоке, но и в Российской Федерации в целом. По данным Росрыболовства, общий улов всех российских рыбопромышленников по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 4,4 млн тонн. Почти миллион тонн в этой доле - вылов камчатских рыбаков.
ПАО «Океанрыбфлот» по объемам добычи занимает лидирующие позиции, его доля в общем выпуске рыбо- и морепродукции - более 22%. А из сырца, добытого по собственным квотам, в количестве 275 тысяч тонн, компанией произведено 28% от общего вылова. Таким образом, «Океанрыбфлот» в очередной раз подтвердил не на словах, а на деле репутацию ведущего рыбопромышленного предприятия России и флагмана камчатской рыбной отрасли и Дальневосточного федерального округа

Весь флот «Океанрыбфлота» за последние годы прошел модернизацию.

Традиционно компания добывает минтай, сельдь и кальмар. Районы лова - это Берингово море (минтай, кальмар, сельдь), Охотское море (минтай, сельдь), Северные Курилы (кальмар). Во время лососевой путины несколько траулеров уходят в дальние районы полуострова на переработку красной рыбы в помощь прибрежным рыбодобывающим компаниям. Основным видом промысла является минтай - почти 200 тысяч тонн ежегодно, вторая по объемам добычи - сельдь, более 50 тысяч, и замыкает тройку лидеров кальмар - около 16 тысяч тонн в год. Кальмар - продукт деликатесный, но ловить и перерабатывать его гораздо сложнее, чем другие виды биоресурсов. В конце года компания выбирает последние квоты на этот вид добычи, и в основном районе промысла - возле Северных Курил - трудится 3 из 14 траулеров «Океанрыбфлота».

БМРТ «Московская Олимпиада» - старейший пароход компании, но, как и многие суда, недавно прошел полную модернизацию и готов послужить еще десяток лет, до новой смены.

«На двух траулерах «Океанрыбфлота» - БМРТ «Бакланово» и нашей «Олимпиаде» - установлено специальное оборудование для производства филе кальмара, - говорит помощник капитана по производству БМРТ «Московская Олимпиада» Сергей БАЛОВНЕВ, - на судовом заводе мы можем выпускать до 5 тонн качественного и вкусного филе кальмара первичной заморозки. Главный акцент сделан именно на выпуске такого филе, на него большой спрос в нашей стране, потому что это - готовая продукция, чистое филе, произведенное в районе промысла. Можно сказать: со дна океана сразу на сковородку. Еще мы производим тушку кальмара, а также щупальцы и плавники, из них потом на берегу делают консервы».

Филе кальмара, произведенное на судовых заводах «Океанрыбфлота», действительно, пользуется большой популярностью и реализуется на российском рынке на сто процентов. Компания способна полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, а при необходимости - реализовывать филе кальмара за границей. Кальмар - любимый и популярный продукт во многих странах. Правда, моряки утверждают, что этот вид промысла не так приятен, как лов минтая или сельди. Дело в том, что моллюск сам по себе агрессивен: жидкость, которую он выпускает из чернильного мешка, быстро разъедает спецодежду - перчатки и фартуки служат рыбообработчикам меньше месяца.

Но главная сложность в том, что зоны его обитания сложно определить. Стаю минтая или сельди вычислить гораздо проще. Как говорит Сергей Баловнев, кальмар непредсказуем - появляется ниоткуда и исчезает в никуда. А если говорить о Северных Курилах, там процесс лова еще труднее и опаснее: добыча ведется донным тралом на большой глубине, скалистое дно, внезапные пустоты и гигантские расщелины не раз пожирали орудия лова, порой исчезали целые тралы, потому в этих районах промысла работают самые опытные моряки под командованием самых опытных капитанов.

Константин ОГНЕВОЙ в рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот» трудится 28 лет, сразу после окончания мореходного училища в 1988 году он устроился матросом добычи, добросовестно работал и упорно, но не спеша шел по карьерной лестнице.

Уже 10 лет он является капитан-директором и гордится своей работой. Называет себя настоящим патриотом компании: в его трудовой книжке указано только одно место работы, и менять его он не собирается. Свою любовь к «Океанрыбфлоту» он объясняет просто: «Здесь все спокойно. Спокойно работаем, осваиваем квоты. Отношение к людям здесь превосходное - требовательное, но при этом уважительное, поэтому здесь себя чувствуешь важным, значимым человеком, и если выполнил, а лучше - перевыполнил норму, гордишься собой и душа радуется. И снабжение в компании самое лучшее на Дальнем Востоке. Читаешь иногда: то в какой-то компании пароход ушел без топлива в рейс, то где-то аварийно-спасательное оборудование не проверили вовремя, и оно подвело… У нас это даже представить невозможно! В нашей компании строгое отношение к технике безопасности. Чтобы мы ушли в море неукомплектованными, не проверив оборудование - никогда такого не бывает, все продумано, просчитано, всюду строгий контроль и внимание. Такова политика компании: безопасность мореплавания на первом месте. Все, что для этого нужно, делается, денег на этом не экономят. Так и должно быть, море беспечности не прощает».

Константин Николаевич не считает себя самым лучшим капитаном компании. Он уверен, что все капитаны «Океанрыбфлота» - самые лучшие. И с ним трудно не согласиться: за несколько лет мы бывали в разных экспедициях на разных судах предприятия, и всегда отмечали уникальную в наше время интеллигентность, безукоризненную вежливость, порядочность и безупречный внешний вид высшего командного состава компании. Всегда возникает ощущение, что ты не на обычном рабочем промысловом судне, а на военном корабле, где подает тебе руку благородный русский офицер. Так что, да, капитаны в «Океанрыбфлоте» - самые лучшие. И по производственным, и по человеческим показателям.

Но вернемся к северокурильской кальмаровой экспедиции. БМРТ «Московская Олимпиада» начал промысел кальмара 1 сентября, к тому времени БМРТ «Бакланово» и БМРТ «Борисов» уже успешно освоили восемь тысяч тонн на двоих. Подоспевшая «Олимпиада» успела добыть тысячу двести тонн до начала осенних штормов. С началом октября штормы случались через сутки, работать стало тяжелее, но промысловые корабли всепогодны, а рыбаки к ярости стихии привыкли, поэтому вылов шел в любых условиях.

Константин Огневой с теплотой говорит о своем траулере: «Корабль универсальный, замечательный, подготовлен к любому виду промысла - и минтай, и сельдь, и кальмар способен переработать. Во время перехода из района промысла на другую рыбу успеваем перестроить завод на новый вид производства. Корабли рабочие, много денег компания в модернизацию вложила, эти траулеры неубиваемые, при хорошем поддержании работать могут долго. Конечно, мы мечтаем о новом флоте, но и этот еще нам послужит. Кстати, в «Океанрыбфлоте» все специалисты - лучшие на Дальнем Востоке: и механики, и радисты, и рыбообработчики. Лучшие, и по-другому быть не может».

Северокурильская кальмаровая экспедиция подходит к концу, тралы уже не заполняются до максимальных объемов, но завод не останавливается. При переработке моллюска много ручного труда: от каждой тушки нужно отделить плавники и щупальцы, уложить ее в шкуросъемную машину, потом достать и отправить в лоток, который затем по конвейеру отправляется на участок упаковки. Полностью автоматизированной машины для производства филе кальмара пока не придумано. Хватает забот и у старшего механика: механизмов много и на палубе, и на заводе, и в самом машинном отделении, и они имеют обыкновение выходить из строя. То подшипник «полетит», то насос сломается.


Игорь Богордаев, старший механик, или по-корабельному «дед», лично контролирует все механизированные процессы. Говорит, пароход находится в рабочем состоянии и после каждого рейса проходит стадии некапитального ремонта.

ПАО «Океанрыбфлот» способно технически поддерживать свой флот самостоятельно. На территории предприятия построена прекрасная база технического обслуживания, причем корпусно-трубопроводный цех отстроен заново и базируется в новом помещении. Все ремонтные работы, кроме доковых, специалисты компании могут делать сами. Это и механика, и радиоэлектроника, и токарные, слесарные, сварочные работы. Недавно «Океанрыбфлот» приобрел в аренду еще два причала и оградительный мол. На этом объекте БМРТ готовят к выходу в рейс, производится техобслуживание. На площадке есть кран и все необходимое оборудование для погрузочно-разгрузочных работ и качественного ремонта. Есть даже система снабжения водой с подогревом, т. е. любая низкая температура судам не опасна. БТО «Океанрыбфлота» сегодня самое передовое судоремонтное предприятие в Петропавловске-Камчатском.

Отечественное судостроение только начинает возрождаться, и сейчас спрос опережает предложение. И качественный ремонт на своей территории - это пока самый реальный и наиболее доступный выход из сложившегося положения. После полной модернизации флота большие морозильные рыболовные траулеры смогут работать на должном уровне более 20 лет.

Игорь Александрович с гордостью рассказывает о «золотых руках» и новых успехах компании: «Наши специалисты на берегу и дизели ремонтируют - главную силовую установку, палубные механизмы, трубопроводные механизмы, электротехнический новый цех построили, так что развивается компания, слава богу. Я тут 34 года, с 1982 года работаю и благодарен, что база развивается, не сдается, наперекор всему. Пусть и дальше растет, и новых нам пароходов, и больших уловов. Тем более такие хорошие перспективы у нас. Сейчас молодежь приезжает отличная, ей нравится море, нравится работа. Опыта еще нет, но парни трудолюбивые, усердные, хорошая смена будет нам. Три эпохи - советские годы, перестройку, современные рыночные отношения - я все пережил. Во времена СССР еще молодой был, не задумывался ни о чем. Но знаю, что всегда работа была, много пароходов, заграница. И все равно сейчас интересней. Тогда была плановая экономика, не надо было думать, выполняй план, и все. А сейчас больше самостоятельности, надо самому планировать, отстаивать позиции свои. Но это интересней, есть ответственность, азарт, соревновательный момент. Это очень захватывает».

Как считают на «Московской Олимпиаде», есть настоящие моряки, а есть просто люди, которые ходят в море. Моряка море тянет. Он приходит на берег, и несколько дней может спать, забыв про привычное расписание смен и вахт. Но потом вокруг него начинается непонятная ему береговая суета: магазины, автобусы, какие-то квитанции, людские толпы… и он с тоской начинает поглядывать в сторону моря…

И вот уже близкие раздражают, и устойчивость почвы под ногами совсем не радует. Наконец, наступает день, когда моряк снова уходит в экспедицию. Поверьте, уходит радостно, с нетерпением, с предвкушением новых штормов, невероятных рассветов и соленых брызг на губах. И не важно, кальмар, минтай или сельдь он будет ловить, главное - он снова в море, вдали от городской суеты, в окружении великого океана. Среди таких же моряков, которые его понимают. Но это будет потом. А пока он добывает кальмар на Северных Курилах и мечтает поскорее вернуться на берег, где его ждут любимые люди. Кстати, он очень любит блюда из кальмара. Но кто же их не любит?

Кальмаровая путина 2016 года.

Немного о кальмарах. Кальмар многим по вкусу. Однако его отличают не только замечательные вкусовые качества, но и масса полезных свойств. В кальмаре много легко усвояемого белка, в связи с чем его могут спокойно употреблять в пищу даже дети. Также он может быть рекомендован как одна из составляющих диетического питания. Кальмар является представителем десятиногих головоногих моллюсков. В пищу его употребляли еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древние называли этого моллюска «крылатой рыбой» за его отличную способность плавать, используя щупальца. Его по праву относят к наиболее быстроходным обитателям моря.

По скорости его оставляют позади лишь рыба-меч, тунец, дельфин. Если кальмара преследует крупное морское животное, плывет он с огромной скоростью, иногда выскакивая из воды и пролетая десятки метров по воздуху, после чего снова продолжает свое движение в воде. Всего насчитывается около 200 видов кальмара. Однако не всех из них можно употреблять в пищу. В России получил наибольшее распространение кальмар обыкновенный. Он имеет длину 20-50 см, его вес колеблется в пределах 200-300 г. Жители других стран могут полакомиться и другими видами этого моллюска. В глубинах моря обитает гигантский кальмар, который может достигать длины 20 м. Тело любого кальмара состоит из туловища (мантии) и щупалец. В туловище находятся внутренние органы, а также чернильный мешок. При обороне из мешка выпрыскивается чернильное облако, окутывающее кальмара и сбивающее врага с толку. Под прикрытием этой завесы кальмар покидает поле боя. 

Валентина БОКОВИКОВА.

Журнал "Дальневосточный капитал"


Деликатес из глубины

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Май   <  2018 г.