Последние публикации

10 Авг 2022
Японский импорт лосося в январе - июне 2022 года
10 Авг 2022
Китайский импорт лосося в июне 2022 года
10 Авг 2022
Состояние молоди судака и тарани в период ее ската из азовских лиманов в море исследовали ученые ВНИРО
10 Авг 2022
Ученые ВНИРО изучают состояние дальневосточных камбал
10 Авг 2022
Ученые ВНИРО отмечают увеличение стерляди в летних траловых уловах в Волге
10 Авг 2022
Лососевые браконьеры пойманы в заповеднике на Камчатке
10 Авг 2022
ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Отберут ли море у провинциальных рыбаков?
10 Авг 2022
За первые 7 месяцев года грузооборот «Мурманского морского рыбного порта» вырос почти на 40%
10 Авг 2022
За незаконный вылов водных биоресурсов нарушитель приговорен к одному году обязательных работ
10 Авг 2022
Показатели работы Московско-Окского территориального управления Росрыболовства с 1 по 8 августа 2022 года
10 Авг 2022
Инспекторским составом рыбоохраны снова задержан браконьер
10 Авг 2022
Рыбные ряды: оптовые цены на рыбную продукцию продолжают снижаться
10 Авг 2022
Вуз Росрыболовства АГТУ стал победителем Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»
10 Авг 2022
Телемедицина для рыбопромыслового флота – оперативная помощь в удаленных и длительных экспедициях
10 Авг 2022
Продукция из свежих уловов лососей отправляется с Дальнего Востока в центральную Россию быстро и большими объемами
9 Авг 2022
По чем лосось?
9 Авг 2022
Рост российского импорта морепродуктов в Южную Корею продолжается
9 Авг 2022
Лосось остается лидером продаж в США, несмотря на инфляцию
9 Авг 2022
Япония увеличила закупки мороженого филе форели из Норвегии
9 Авг 2022
В Новосибирской области компания ввела в оброт 6 млн банок фальсифицированных рыбных консервов
9 Авг 2022
Рыба будет в сохранности, а крупный поселок в Приморье с новым водоводом
9 Авг 2022
Более 18 тонн охлажденного лосося по сниженным ценам реализовали в Сахалинской области
9 Авг 2022
Горбуша занерестилась в Углегорском районе
9 Авг 2022
Сахалинцы освободили сотню морских котиков от пластиковых оков
9 Авг 2022
Браконьера будут судить за незаконный вылов рыбы на юго-востоке Сахалина
9 Авг 2022
О необходимости совершенствования системы управления рыбной отраслью на федеральном уровне
9 Авг 2022
В Иркутском аэропорту при внутрироссийских перевозках проконтролировано более 3 тонн рыбы и морепродуктов
9 Авг 2022
Датский подход по контролю за моллюсками подвергся критике со стороны аудиторов ЕС
9 Авг 2022
Организована проверка бухты Витязь в Приморском крае
9 Авг 2022
С начала 2022 года в порту Санкт-Петербурга Управление Россельхознадзора проконтролировало ввоз 250,5 тыс. тонн животноводческих товаров
9 Авг 2022
Маркировка икры: допдоходы бюджета оцениваются в 3,38 млрд руб.
9 Авг 2022
Глава Камчатки инициировал изменения в закон для привлечения к ответственности перевозчиков браконьерской продукции
9 Авг 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
9 Авг 2022
Ученые собрали данные для оценки запасов кильки в Каспии
9 Авг 2022
Новая разработка студента вуза Росрыболовства стала феноменом среди отечественных мессенджеров
8 Авг 2022
Продажи форели и лосося из Норвегии продолжают ставит рекорды
8 Авг 2022
Экспорт тунца из Вьетнама во Францию вырос на 203% за 7 месяцев
8 Авг 2022
Цены на чилийский лосось незначительно изменились на 29-й неделе
8 Авг 2022
Крупнейшее в Китае судно для аквакультуры ищет инвесторов
8 Авг 2022
Южнокорейский экспорт продукции из сурими в июне 2022 года
8 Авг 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 02.08.22
8 Авг 2022
Цены экспорта норвежского живого королевского краба в июне были высокими
8 Авг 2022
Поставки норвежской охлажденной сайды в июне были менее активны
8 Авг 2022
На Сахалине реализуют 400 тонн рыбы по сниженным ценам в 2022 году
8 Авг 2022
Проект нового парка культуры и отдыха в Приморье согласован Росрыболовством
8 Авг 2022
ВАРПЭ сформировала позицию по проекту новых правил выдачи разрешений на вылов
8 Авг 2022
Фильм о кругосветной экспедиции парусника Росрыболовства «Под парусами фрегата «Паллада» получил приз кинофестиваля «Человек и море»
8 Авг 2022
О контроле за качеством и безопасностью рыбы и морепродуктов по итогам 1 полугодия 2022 года
8 Авг 2022
Директор ВНИРО посетил ЧукотНИО
8 Авг 2022
Андрей Здетоветский: «Наши усилия не прошли даром»

Подписка на новости

Кто ответит за рыбный базар: Минсельхоз, Росрыболовство, Правительство или Кремль?

700
Эксклюзив

На завершающем заседании Рабочей группы, которое состоялось в июне 2015 года под председательством Кожемяко О.Н., в то время губернатора Сахалинской области, рассматривался проект итогового доклада к Президиуму Госсовета Российской Федерации «О развитии рыбохозяйственного комплекса в Российской Федерации».

Однако тон дискуссии на нём задавал не О.Н. Кожемяко, а помощник Президента России И.Е. Левитин, который в то время курировал все вопросы подготовки материалов к предстоящему рыбному заседанию Президиума Госсовета.

Именно И. Левитин неодобрительно отнёсся к единодушному мнению присутствующих на заседании Рабочей группы рыбопромышленников, представителей союзов, ассоциаций, объединений рыбаков, включая ВАРПЭ и профсоюза рыбников, относительно нецелесообразности введения «квот под киль» и «инвестиционных проектов» (далее по тексту - «инвестквоты») для обновления флота. Он же резко «осадил» и представителя объединения судостроительных компаний, который пытался, встав на сторону рыбаков, разъяснить, что верфям необходимо время для подготовки к осуществлению столь масштабного строительства рыболовного флота в России.

На моё разъяснение (выступал, как представитель от ветеранов отрасли) о том, что подобные новации, как «квоты под киль», «инвестквоты» и «аукционы на доли-квоты в воде» не применяются ни в одной стране мира с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством И. Левитин не нашёл аргументов, чтобы это отвергнуть. Вмести с тем, он спросил: «Так что же мы будем записывать в договора на квоты на очередной период? Какие обязательства частные возьмут на себя компаний по обновлению флота?». Ответ был очевиден, что обновление рыбопромыслового флота - это обязанность самих собственников рыбопромысловых компаний и осуществлять его надо с использованием финансово-экономических инструментариев, как это делается во всём мире. И главное здесь - долгосрочные кредиты, желательно под 2-4% годовых, как это осуществляется, например, в Норвегии и в других государствах. Эти соображения остались так же без комментариев представителя Администрации Президента.

Так впервые рыбацкое сообщество выступило с единой точкой зрения на столь ответственном заседании, да ещё и на площадке Администрации Президента (совещание проходило на Старой площади, бывшее здание аппарата ЦК КПСС).

При этом представители рыбаков руководствовались Решением III Съезда работников рыбного хозяйства России. На нем все участники выступили за сохранение «исторического принципа» наделения пользователей долями-квотами на вылов на долгосрочной основе. Этим же решением были отвергнуты, как разрушающие отрасль, такие предложения – «новации» как «квоты под киль» и «аукционы на квоты в воде».

Несмотря на всё это, на самом заседании Президиума Госсовета, прошедшем в октябре 2015 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, хотя и был частично сохранен «исторический принцип», было принято одновременно, по моему мнению, и ошибочное решение по «инвестквотам». При этом представителям объединений рыбаков, как и ВАРПЭ, слово для выступления представлено не было, хотя они присутствовало на нём и желали публично в присутствии Президента высказать свои возражения.

Так и была принята, вопреки мнению рыбацкого сообщества, «новация», получившая наименование «инвестквоты». Суть их известна, и она вот уже вторую пятилетку будоражит не только рыбаков, но и не сходит со страниц СМИ.

Это принудительное, с использованием властными структурами правом распоряжаться водными биоресурсами, обновление собственниками частных компаний своего рыбодобывающего флота только на российских верфях и строительство рыбоперерабатывающих береговых фабрик за счет так называемых «инвестквот» в объёме до 20% от ОДУ. Сохраняются и проводятся ещё и аукционы на доли-квоты вылова водных биоресурсов в воде.

Другими словами, власть отнимает у всех 20% водных биоресурсов и даёт их тем, кто в кильватере инициаторов этой «новой мировой рыболовной политики - новаций». А ими в то время были, да и остаются по сей день, Минсельхоз и Росрыболовство во главе с заместителем Министра – руководителем Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаковым. Справедливости ради всё же отмечу, что последнего, считаю незаслуженно, лишили приставки заместителя Министра. Вероятно, сделано это по двум соображениям:

первое - это обязать И. Шестакова сосредоточить всю работу на проблемах рыбной отрасли в условиях, когда Росрыболовство к своим основным функциям, определенным в Положении о нём и касающимся рыбного хозяйства и рыболовства, ещё и добавляет функции и ответственность в соответствие с решением Правительства РФ за весь так называемый «рыбохозяйственный комплекс»; и

второе, неисключено, что кому то очень хочется возложить всю ответственность за практическую реализацию «новаций» по «инвестквотам» в случае её провала лично на И. Шестакова.

В настоящее время продолжает, осуществляется так называемый Первый этап по «инвестквотам». Промежуточные результаты их известны. Они не вселяют оптимизма.

В строй введено всего 9 судов вместо планируемых 105 (в том числе 64 рыбодобывающих и 41 краболовных). Сроки строительства и ввода в эксплуатацию остальных 96 судов по самым разным причинам сдвинулись почти от двух до пяти лет.

К тому же, как признает и сам И. Шестаков, строим на российских вервях «долго, дорого», но… «очень качественно». Замечу, что относительно качества говорить пока рановато. Практика эксплуатации этих судов покажет их качество. Хотелось, чтобы действительно оно было качественным.

Так рыбная отрасль, благодаря «инвестквотам», стала по существу донором судостроителей, забывая о своей главной задачи – обеспечивать продовольственную безопасность страны, поставляя на внутренний рынок рыбопродукцию с целью её потребления населением в объёме не ниже рекомендуемых Минздравом России норм. А это более 22 кг/чел/год. И не сырца с глазами, жабрами, внутренностями, плавниками и костями, как считает Росстат, а рыбопродукции – мяса рыбы. Фактическое же потребление рыбопродукции в последние годы едва превышает по разным оценкам 12-14 кг/чел/год.

Между тем, на «судьбоносном» заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития рыбного хозяйства, состоявшегося 19 октября 2015 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин, обращаясь ко всем присутствующим, да и ко всему населению страны, особо подчеркнул: «Главная цель нашего заседания – определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией. Решения именно этой задачи как раз люди от нас с вами и ждут».

К сожалению, эта главная целевая установка Президента, как показывает практика последних лет, так и не реализована. Все усилия ответственных за рыбную отрасль были брошены на поиски сомнительных схем по делению квот и осуществления за их счёт строительства флота и рыбоперерабатывающих фабрик. А на принятие мер, способствующих наполнению внутреннего рынка качественной и доступной отечественной рыбопродукцией, времени так и не хватило.

Такой стиль работы и привёл к тому, что первый этап «инвестквот», спустя пятилетие после его запуска, мягко говоря, провален.

Можно списывать этот провал на непредвиденные ковид и санкции, не готовность верфей к строительству современных рыбопромысловых судов, отсутствию отечественных комплектующих и т.д.

Но, вместе с тем, руководство отрасли, да и страны, принимая такое ответственное решение как масштабное обновление частного рыбодобывающего флота на российских верфях за счет общественного природного ресурса – водных биоресурсов, должны были всё просчитать и предусмотреть соответствующие решения при разных обстоятельствах и возможных рисках, включая и политические риски.

Напомню из нашего прошлого отечественного опыта, правда, чуждого сегодняшним властям советского периода, такое близкое к сегодняшнему положению обстоятельство. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века по предложению Министра рыбного хозяйства А.А. Ишкова Правительством СССР было принято решение начать строительство государственного среднетонажного и крупнотоннажного рыболовного флота за рубежом за счёт государственных финансовых средств. Дескать, рыбаки рассчитаются за суда в будущем за счёт поставки своей продукцией на внутренний рынок по ценам, установленным государством.

Одновременно с этим было принято решение ускоренно осваивать Минсудпромом СССР аналогичное строительство таких судов и на отечественных верфях. При этом ставилась задача строить на уровне зарубежных фирм, снижая затраты на их строительство. Так и наши верфи, параллельно со строительством флота за рубежом, начали строить крупнотоннажные рыбопромысловые суда. Да, качество на первых порах было хуже зарубежного, но и это со временем было преодолено. Так и начал пополнятся флот уже и отечественными судами.

Вернёмся к нашим дням. Не завершив Первый этап и не зная его экономическо-социальные последствия, инициаторы «инвествот» ускоренно продвигают и готовят законодательную базу для внедрения Второго этапа «инвестквот» с продолжением очередных крабовых аукционов.

Вновь хотят отнять очередные 20% от ОДУ рыбных ресурсов и оставшихся 50% крабовых квот у законопослушных компаний.

Строить уже предлагают не только рыбопромысловые суда и рыбоперерабатывающие фабрики, но ещё и транспортные суда для перевозки рыбы. И всё это будет частным флотом. Для каких частников транспорта строить собираются? Для своих?

Приехали!

Так завтра можно ожидать, что за счёт рыбных квот начнется строительство шоссейных дорог и мостов. Ведь по ним тоже рыбу возят.

Помню, в бытность ельцинизма служивые Администрации Президента прессовали руководство Роскомрыболовства выделить им квоты на вылов краба для ремонта кремлёвских палат. С трудом тогда отбились от такого натиска и только благодаря Председателю Правительства России В.С. Черномырдину.

Второй этап «инвестквот» рыбацкое сообщество отвергает, как не продуманное и преждевременное, поскольку нет итогов экономико-социальных результатов Первого этапа.

На недавно состоявшемся заседании Общественного Совета при Росрыболовстве большинство его членов выступили против Второго этапа «инвестквот».

Это второй случай с момента запуска «инвестквот», когда рыбопромышленники выступают против навязываемых им Росрыболовством решений по продолжению обновления рыбодобывающего флота посредством механизма «инвестквот».

Однако есть и существенные различия межу мотивами первого и второго протестов. Если в первом случае (2012-2015 гг.) рыбаки выступали против самой идеи «инвестквот», то во втором случае (2020-2022 гг.) - только против сроков осуществления Второго этапа.

Выходит с самой идеей «инвестквот» рыбопромышленники молчаливо согласились? Или склонили головы перед федеральными чиновниками? При этом забыв о Решениях IVСъезда работников рыбохозяйственного комплекса от 26 февраля 2018 года и Конференции работников рыбохозяйственного комплекса от 16 апреля 2019 года.

Со всем этим рыбным базаром придётся всё же предметно разбираться. Кому? Самим рыбаком, созвав очередной Съезд, или федеральным органам? Или ждать, когда этим займутся Минсельхоз с Росрыболовством? А может обратят внимание на этот «рыбный базар» Правительство России или Кремль?

Сегодняшнее противостояние между Росрыболовства и союзами, ассоциациями, объединениями рыбацкого сообщества относительно Второго этапа «инвестквот» - это следствие продолжающего системного кризиса, прежде всего, в управлении рыбной отраслью на федеральном уровне. Так же, как и в тех целевых установках, которым обязаны следовать её руководители с учетом меняющихся сегодня обстоятельств в мировом рыболовстве. Способны ли Минсельхоз и Росрыболовство творчески пересмотреть их? Сомневаюсь. Поскольку такой пересмотр - это признание ими ошибочности в целом курса «инвестквот».

Велика вероятность, что федеральные чиновники, как и прежде, примут решение о проведении Второго этапа «инвестквот», несмотря на возражение рыбацкого сообщества.

Остановить их может только соответствующее решение первых руководителей страны – Председателя Правительства РФ М.В. Мишутина и Президента РФ В.В. Путина. Вновь рыба «стучится» в кремлёвские коридоры. Услышат ли её стук? Время покажет.

22.06.2022 года
В. Зиланов.


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Август   <  2022 г.