Куй железо пока…
Как уже отмечалось ранее, разработка законопроекта второго этапа реализации инвестиционных квот была проведена без тщательного анализа их освоения и полученных результатов в первом этапе, что вынуждает рыбопромысловое сообщество, до сей поры, искать варианты его гармонизации с реально сложившимися «паспортными» условиями эксплуатации инвестиционных квот на фоне аналитического альянса отечественного рыбопромыслового бизнеса, приведшего к конечному пониманию о нецелесообразности запуска в производство данного федерального закона и полном его исключении из законодательного оборота рыбохозяйственной отрасли. Что и было озвучено 3 марта на заседании общественного совета при Федеральном Агентстве по рыболовству. А еще месяцем раннее, на предыдущем заседании Общественного совета 3 февраля, Командой Союза рыболовецких колхозов, после глубокого анализа последствий, от запуска данного ФЗ, и с целью предотвращения закрытия и банкротства мелких прибрежных предприятий, колхозов, артелей, был предложен вариант сохранения объемов квот за данными рыбохозяйственными структурами, суть которого сводилась к такому понятию, как «социальная» квота. Но не с точки зрения введения нового юридического термина квоты, как «социальная», а для поддержания жизнедеятельности и стабильности в прибрежных поселениях, обеспечение и развитие социальной инфраструктуры которых находится в непосредственной зависимости от финансово-производственных показателей градо– и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций! И сохранение за ними устоявшихся величин исторически закрепившихся объемов водных биологических ресурсов, и будут обозначены, как социально значимые и остро необходимые для обеспечения и сохранения за ними статуса градо– и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций. В связи с чем эта квота так и интерпретируется, как «социальная». Кошелек…кошелек…Если слегка вернуться к исходному периоду работы первого этапа инвестиционных квот, то нельзя не заметить, что наиболее активно инвестиционный процесс осуществляется в сегменте промысла крабов, где инвестиционные обязательства намертво прикрепились к праву промысла, которое реализовалось на аукционе в объеме половины общих квот вылова крабов. А по итогам аукциона в 2019 году, право на заключение договоров на промысел инвестиционных квот вылова крабов в объеме 34,5 тыс. тонн на Дальневосточном бассейне, получили 18 рыбохозяйственных организаций. И, в соответствии с условиями аукциона, всего для промысла крабов по инвестиционным квотам, должно быть построено 25 краболовных судов. Ну и как и следовало ожидать, права на промысел 10,5 тыс. тонн крабов из общего объема инвестиционных квот вылова крабов, получили компании подконтрольные ГК «Русский краб», входящую в группу РРПК, которая и явилась инициатором крабовой операции. Легкая арифметика: одна РРПК 10,5 тыс. тонн краба, и 18 Дальневосточных рыбохозяйственных организаций 34,5 тыс. тонн краба, 1,9 тыс. тонн краба на один нос, ровно в 5 раз меньше. И в качестве поощрения пострадавшим, при дележе краба, и для стимулирования размещения их заказов на постройку краболовных судов на дальневосточных верфях, предусматривалась субсидия из федерального бюджета в размере 20% на возмещение затрат при строительстве судов. А так же, те организации, которые размещали заказы на постройку краболовных судов на дальневосточных верфях, удостаивались увеличения сроков реализации проектов с 5 до 7 лет. Интенсивно наполняющийся кошелек инициатора крабовой операции, сподвиг его в июле 2020 ковидного года на следующий инновационный шаг, который выразился в его настоятельном и безапелляционном обращении в правительство РФ с предложением по добровольному ими увеличению объемов реализуемых на аукционе прав ведения промысла крабов до 100% общих квот вылова крабов. И как показал экскурс в историю первого этапа, менее прибыльные в сравнении с минтаем и крабами и более ориентированные на внутренний рынок сегменты рыболовства, совершенно не были вовлечены дочками РРПК в инвестиционный процесс. А если посчитать число прогнозируемого новостроя, по сравнению с реально сошедшими со стапелей, в рамках реализации первого этапа, можно просто прослезиться. Да и насмотревшись на зигзаги движения и провала первого этапа, перенеся вживую все эти передряги, издержки бизнеса, да и просто устав от всего этого, становится понятно, почему отечественные рядовые рыбопромышленники однозначно и консолидировано отказались от услуг законопроекта второго этапа реализации инвестиционных квот.
Виктор Кирочкини |