Последние публикации

6 Окт 2022
Рыба в малом масштабе
6 Окт 2022
Рыбу посчитают по улову
6 Окт 2022
Дальневосточная транспортная прокуратура направила в суд уголовное дело в отношении 5 лиц, обвиняемых в истязании членов экипажа морского судна
6 Окт 2022
Матвиенко предостерегла Росрыболовство от продавливания поправок об инвестквотах
6 Окт 2022
Владимир Солодов: «Считаю это направление приоритетным»
6 Окт 2022
Рыбаки сматывают удочки
6 Окт 2022
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заявил о перспективах аквакультуры и обновлении рыболовецкого флота в рамках агропромышленной выставки «Золотая осень»
6 Окт 2022
На Дону проводят проверку по факту незаконного вылова 12 тонн рыбы
6 Окт 2022
Управлением Россельхознадзора в Ростовской области с помощью ФГИС «Меркурий» выявлены фантомные площадки по обороту рыбной продукции
6 Окт 2022
Крабов ловят, а суда не строят
6 Окт 2022
В Подмосковье открылась 24-я агропромышленная выставка «Золотая осень»
5 Окт 2022
Цены на лосось в Норвегии вырастут на 40-й неделе
5 Окт 2022
Южнокорейский импорт минтаевой икры в августе 2022 года
5 Окт 2022
При перевозке и хранении партии лососевой ястычной икры из Камчатского края выявлено нарушение Единых ветеринарно-санитарных требований
5 Окт 2022
В Приморье и на Сахалине проконтролирован экспорт 460 партий рыбы и морепродуктов
5 Окт 2022
Камчатский филиал ФГБУ «НЦБРП» продолжает активную работу в целях обеспечения безопасности и качества пищевой и рыбной продукции
5 Окт 2022
О 100 % освоении общего допустимого улова палтуса белокорого в Петропавловско-Командроской подзоне
5 Окт 2022
Камчатские депутаты не поддерживают законопроект о "второй волне" инвестквот
5 Окт 2022
Разработанные наукой промысловые технологии способствуют успешному проведению килечной путины на Каспии
5 Окт 2022
Российские ученые разработают методику определения метилртути в рыбной продукции
5 Окт 2022
Как исследуют рыбу на остатки ветпрепаратов в референс-лаборатории ФГБУ "НЦБРП"
5 Окт 2022
Ученые исследовали популяции семги и кумжи в бассейнах Ладожского озера и Финского залива
5 Окт 2022
Мужчины незаконно заготовили икры более чем на 300 тысяч рублей на Сахалине
5 Окт 2022
Семьям мобилизованных на Сахалине раздадут по 5 кг рыбы
5 Окт 2022
На Сахалине пограничники задержали браконьеров с икрой на 20 млн рублей
5 Окт 2022
Россия и Абхазия обсуждают вопросы развития промысла в Черном море
5 Окт 2022
Пелагическая путина: вылов иваси и скумбрии превысил 154 тыс. тонн
4 Окт 2022
Руководитель Мурманского рыбного порта оштрафован за незаконное предпринимательство
4 Окт 2022
Несмотря на рост доходов отрасли, инвестиционная активность в ней неравномерна – ВАРПЭ
4 Окт 2022
О проведении совместного российско-китайского контроля за исполнением сторонами Правил рыболовства в пограничных водах рек Амур и Уссури
4 Окт 2022
Нацрыббезопасность проанализировало риски поставок небезопасной рыбной продукции по данным за сентябрь 2022 года
4 Окт 2022
Кабмин ввел ответный запрет на грузовые автоперевозки по России для некоторых стран
4 Окт 2022
В Германии назвали причиной гибели рыбы в Одере «цветение водорослей»
4 Окт 2022
Рыбный порт Владивостока обзаведётся новым активом?
4 Окт 2022
На Курильском озере учёные впервые увидели формирование нерестовых гнёзд нерки с высоты птичьего полёта
4 Окт 2022
Поиски золота обернулись многомиллиардным ущербом природе
4 Окт 2022
На Камчатке усилят работу по продвижению рыбопродукции на внутренний рынок
4 Окт 2022
Получи КАМбаллы за макулатуру
4 Окт 2022
Бутерброд падает маркой вниз
4 Окт 2022
Главное по итогам подписания договоров о включении новых территорий в состав России
4 Окт 2022
Для рыбаков-любителей откроют новые участки
4 Окт 2022
Завершено десятилетие экосистемного мониторинга Авачинской губы
4 Окт 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
4 Окт 2022
Внимание: взвесь!
3 Окт 2022
Рыбоперерабатывающий завод в Анадыре запустит новый резидент ТОР «Чукотка»
3 Окт 2022
Минэкономразвития считает возможной доработку законопроекта о втором этапе инвестиционных квот
3 Окт 2022
Отмечена необходимость доработки правительственного законопроекта о втором этапе инвестквот в сфере рыболовства
3 Окт 2022
Герман Зверев попросил главу Коллегии ЕЭК поддержать предложения рыбаков по поправкам в Таможенный Кодекс ЕАЭС
3 Окт 2022
В Дагестане выловили более 19 тыс. тонн рыбы с начала года
3 Окт 2022
В Волгограде изучат проблемы нереста в экспедиции по Цимлянскому водохранилищу

Подписка на новости

Валентин Балашов: Губернаторы рыбных регионов пошли к президенту

2726
Эксклюзив

Очередной «реформаторский» год в рыбной отрасли России начался весело, со словами: ««А» и «Б» сидели на трубе – какой длины должны быть рыболовные суда», «что лучше - завод или пароход», «а если прибавить завод к пароходу - что тогда получится», «какой процент соотношения между охлажденной и замороженной рыбой лучше», «что бы сделать с моллюсками и прочими водными беспозвоночными», «какими бы еще объектами «инвестиций» напоследок нагрузить крабов под очередной аукционный передел», «холодильники и транспортные суда – это интересно», «заводы по посадочному материалу – это мысль», «рефрижераторные контейнеры – нет это не по нашему ведомству». Так и просится - а может снасти?Производство канатов, линей, веревок – тоже тема.

Вне всякой конкуренции классика – «почему Паниковскому дают 4%».

Федеральное агентство подготовило для Минсельхоза России проект поправок в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ (далее – Закон «О рыболовстве»). Чтобы жизнь не казалась скучной, предлагается внести очередные принципиальные изменения в условия сырьевого обеспечения предприятий рыбного хозяйства.

В этой связи большинство профессиональных объединений высказывают несогласие с позицией отраслевого регулятора с 2023 года дополнительно перераспределить права пользования значительной частью водных биоресурсов между субъектами предпринимательской деятельности. С хозяйственной точки зрения, сначала нужно довести до конца начатое в 2018 году – построить на отечественных верфях рыболовные суда, значительную часть из которых верфи даже не начинали делать.

У властей приморских территорий свое особое мнение о «перестройке» в системообразующей отрасли. Интересно - важный для приморских регионов Севера и Дальнего Востока законопроект официально не был направлен в эти субъекты Российской Федерации. Действительно, а зачем он им?

Позиция Совета Федерации

В течении 2021 года в палате регионов Федерального Собрания тема рыбного хозяйства и выполнения ранее принятых государственных решений по реформированию данной сферы экономической деятельности обсуждалась неоднократно. Поэтому прежде, чем рассматривать очередные поправки к Закону «О рыболовстве», влияющие на доступ предприятий к сырью (водные биоресурсы) профильный Комитет Совета Федерации обратился к Счетной палате проверить предварительные итоги отраслевых преобразований, проводимых в течение последних четырех лет. А именно, практическую реализацию механизма «инвестиционных» квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Почему проверка

Не вызывает сомнений целесообразность инвестиционной повестки. В то же время очевидно, что при подготовке государственных решений необходимо соблюдать установленные государством правила.

В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации проекты актов должны содержать прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Для этого предусмотрена подготовка финансово-экономического обоснования проектов государственных актов.

Как сказано в правительственном регламенте, финансово-экономическое обоснование представляет собой описание экономического эффекта от реализации проекта акта, основывается на финансовом, экономическом и (или) статистическом анализе текущей ситуации по решениям, предлагаемым к принятию, прогнозе экономических и иных последствий реализации таких решений, содержит оценку влияния (в том числе косвенного) реализации проекта акта на доходы и расходы соответствующего бюджета (включая региональные) бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, включает расчеты в денежном выражении (в тыс. руб.).

Рыбные чиновники и их финансово-экономическое обоснование

«В соответствии с экспертной оценкой, данной согласно предварительным итогам первого этапа, прогнозируется, что введение данного механизма (второй этап) позволит достигнуть следующих финансово-экономических и социально значимых результатов:».

Далее в материалах к законопроекту «о втором этапе» перечислены в штуках будущие рыбопромысловые суда, подсчитана сумма от продажи на аукционах прав на добычу (вылов) определенных видов водных биоресурсов и обозначен размер частных «инвестиций» на строительство «инвестиционных» объектов. Заявлено также количество дополнительных рабочих мест (именно «дополнительных») исходя из 140 единиц в среднем на один объект «инвестиций». Вот, в общем-то, и все.

Последняя цифра в профессиональной среде вызывает изумление дважды. Первое. Почему 140? Второе. Объемы ежегодных общих допустимых уловов (лимиты) на добычу (вылов) водных биоресурсов принципиально меняться не могут, сырьевого ресурса в морях значительно больше не станет, чиновники декларируют задачу повышения эффективности отрасли - один новый производственный объект взамен двух-трех действующих. Тогда о каких дополнительных рабочих местах идет речь? Непонятно.

Вопросы архитекторам «второго этапа» рыбной реформы

1.     Какая организация являлась экспертом, давшим оценку, так называемому, «первому этапу» изменений условий работы предприятий рыбного хозяйства?Существует ли официальное экспертное заключение о предварительных итогах реализации механизма «инвестиционных» квот и о влиянии данного механизма на финансово-экономическое состояние рыбной отрасли приморских субъектов Российской Федерации?

В последние четыре года под участие в реформе часть субъектов хозяйственной деятельности в сфере рыболовства оформила долгосрочных кредитов суммарно почти на 400 млрд. рублей. Значительно выросли затраты на погашение и обслуживание дополнительно взятых заимствований. С этой долговой нагрузкой отрасль продолжает работать. Существует ли анализ, отразился ли рост общих отраслевых затрат в ценах на рыбную продукцию на внутреннем рынке и на уровень душевого потребления рыбы в стране?

2.     Где расчет экономического эффекта (в рублях) от реализации предлагаемого акта «о втором этапе» использования механизма «инвестиционных» квот, основанного, как сказано в правительственном регламенте, на финансовом, экономическом и (или) статистическом анализе текущей ситуации? Где прогноз экономических (в рублях) и иных последствий исполнения предлагаемых решений («второй этап»), включая социально-экономические последствия для приморских субъектов Российской Федерации?

Согласно пояснительной записке под «второй этап» реформы предприятия-участники погони за «инвестиционными» квотами возьмут в долг еще почти 500 млрд рублей. А это суммарно с «первым этапом» без малого один триллион рублей долгов (с банковскими процентами 1,3-1,4 трлн руб.).

Есть ли у отраслевого регулятора ответ на вопрос: как чудовищная для небольшой отрасли пищевой промышленности дополнительная долговая нагрузка отразится на внутреннем рыбном рынке и на доходах региональных бюджетов, включая поступления от налога на прибыль предприятий рыбного хозяйства.

Один регион уже «крякнул», упав в 2021 году по налогу на прибыль с «рыбы» с 1 млрд. рублей до 20 миллионов. Другой увидел «дыру» в региональных бюджетных доходах от ухода «квот на рыбу и крабов» бизнесу соседней губернии. Третий задумался о перспективе потери региональных бюджетных доходов от планируемых к повышению ставок сборов за пользование объектами водных биоресурсов.

Губернаторы рыбных регионов пошли к президенту.

В этой связи еще вопрос отраслевому регулятору: делались ли запросы в приморские субъекты Российской Федерации о динамике регионального бюджетного дохода на прибыль предприятий рыбного хозяйства с 2018 по 2021 годы – в период проведения отраслевых «реформ».

В пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании ответов на эти вопросы нет.

Следует помнить, что заявленная чиновниками в 2016 году в обеих палатах Федеральном Собрании идеология рыбной «перестройки» - повышение эффективности рыбного хозяйства. А это явление из области экономического материализма, оно отражается в государственных отчетах - в цифрах, в рублях.

По прошествии четырех лет реализации реформы рыбной отрасли на основе данных органов статистики до сих пор невозможно сделать вывод об эффективности предлагаемых решений, об их положительной социально-экономической направленности для рыбного хозяйства страны, для внутреннего рыбного рынка и для экономик приморских территорий, где на предприятиях отрасли трудятся десятки тысяч россиян, живущих в районах Севера и Дальнего Востока (10 субъектов Российской Федерации).

Отдельные объекты проверки

Учитывая то, что речь идет о федеральной собственности (водные биологические ресурсы), прежде, чем рассматривать очередные законодательные инициативы, специальные органы проведут контрольные мероприятия по проверке предварительных итогов реформы рыбной отрасли. Сделают анализ отраслевой экономической эффективности от работы введенных в эксплуатацию в 2020 году некоторых «инвестиционных» объектов, под которые организациям частной собственности в качестве меры государственной поддержки были безвозмездно переданы в пользование с 2021 года на 15 лет федеральные природные ресурсы («инвестиционные» квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов).

В частности, речь идет о береговых рыбзаводах. Почти все эти объекты «инвестиций» построены - 21 рыбзавод. Год отработали. Можно смотреть:

- какова годовая суммарная максимальная мощность производства рыбной продукции (тыс. тонн) высокой степени разделки и (или) переработки на указанных заводах, которым на 2021 год государством были предоставлены «инвестиционные» квоты;

- сколько и какой продукции (тыс. тонн) с высокой степенью разделки и (или) переработки суммарно и по отдельности, по регионам произвели в 2021 году данные «инвестиционные» объекты;

- сколько дополнительных рабочих мест создано на «инвестиционных» заводах, которым на 2021 год государством были предоставлены «инвестиционные» квоты;

- какой объем НДФЛ был уплачен за работников этих заводов в региональные бюджеты по итогам 2021 года;

Информация о производственной мощности «инвестиционных» объектов есть в соответствующих постановлениях правительства и в договорах государства с частными компаниями по каждому типу «инвестиционного» объекта. Остальные цифры - это обязательные для хозяйствующих субъектов регулярные отчетные данные, которые находятся в органах статистики, в таможенной и налоговой службах.

Цена вопроса - главное в этой истории

По завершении начатых четыре года назад «преобразований» рыбного хозяйства, между бизнес-структурами частной собственности будут перераспределены права пользования значительной частью федеральной собственности (часть рыночно-ликвидных видов водных биоресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации ирайонов действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства). Рыночная цена вопроса - 1.9 трлн рублей (в текущих ценах готовой продукции по отчетным данным ФТС в 15-летнем договорном периоде). Это даже по мировым меркам величина колоссальная.

И вдруг, всего через четыре года, не выполнив изначально озвученных идей (по строительству рыболовного флота на отечественных верфях исполнение задуманного от силы 10%), предлагается снова подправить Закон «О рыболовстве» и внимание - в 2023 году переделить между предпринимателями еще одну «огромную порцию» квот на добычу (вылов) рыночно-ликвидных видов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации – размером уже в 2 трлн. рублей. Что это?

Вопрос принципиальный

В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ с целью осуществления аудита реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации подотчетный Федеральному Собранию высший орган внешнего государственного аудита (контроля) совместно с контрольно-счетными палатами Мурманской области, Архангельской области, Камчатского края и Хабаровского края с апреля 2022 года начнет проверку рыбного хозяйства страны. Как сказано в государственном документе, проверку в части «оценки эффективности использования промысловых запасов водных биологических ресурсов и средств федерального бюджета, направленных в 2017-2021 годах и истекшем периоде 2022 года на стимулирование строительства рыбопромысловых судов и береговых объектов. По результатам контрольных мероприятий будет дана комплексная оценка влияния применяемого механизма «инвестиционных» квот на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных комплексов».

Руководителям профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания передана официальная бумага с рекомендацией не рассматривать законопроект «о втором этапе реформ в рыбном хозяйстве» до окончания проверки Счетной палаты.

В связи с этим событием, со стороны некоторых лиц, как и ожидалось, уже раздаются реплики о том, что проверка ни на что не повлияет, и еще до окончания контрольных мероприятий и опубликования результатов, правительство внесет в Государственную Думу резонансный законопроект. Более того, депутаты примут закон в трех чтениях до окончания проверки Счетной палаты. Как уверенно заявляют «менеджеры перестройки», - все уже решено там, «наверху».

В завершении материала хочется сказать, что на самом деле в рыбной индустрии наивных людей нет, все с самого начала этой истории понимают - что происходит, и как управляется эта ситуация. Поэтому, примут этот закон до окончания проверки Счетной палаты или нет – это теперь вопрос не только про «рыбу, моллюсков или крабов», это вопрос принципиальный, и в известном смысле ответ на него будет во многом показательным.


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Октябрь   <  2022 г.