Последние публикации

20 Май 2022
Ох, уж эти сказочники…
20 Май 2022
Абонент временно недоступен
20 Май 2022
Представь, что это сайра
20 Май 2022
Об участии в научно-исследовательском проекте-симпозиуме "Проблемы реализации национальных проектов Российской Федерации"
20 Май 2022
Около 100 рейдовых групп будут бороться с браконьерским ловом лососей на Камчатке
20 Май 2022
Экспорт морепродуктов из Перу падает
20 Май 2022
Импорт свежего лосося в Южную Корею упал на 24%
20 Май 2022
Объём экспорта королевского краба из США едва превысил 90 тонн за первый квартал
20 Май 2022
«Санта Бремор» приостановила поставки в Россию
20 Май 2022
Промысловики Ладоги привезли 10 тонн корюшки на фестиваль в Ленобласти
20 Май 2022
Законодательная основа социальной стабильности в рыбной отрасли
20 Май 2022
Владморрыбпорт принял участие в международной выставке ТрансРоссия 2022
20 Май 2022
Итоги салачной путины в Калининградском (Вислинском) заливе в 2022 году
20 Май 2022
В Приморье запустили новый холодильный комплекс
20 Май 2022
Глава Росрыболовства провел заседание оперативного штаба по работе рыбохозяйственного комплекса
20 Май 2022
В Псковской области за 4 месяца 2022 года осуществлен ветеринарный контроль более 600 тонн экспортируемой из РФ рыбной продукции
20 Май 2022
«Мираторг» займется импортозамещением кормов для ценных пород рыб
20 Май 2022
Приемная кампания в вузы и колледжи Росрыболовства стартует с 1 июня 2022 года
19 Май 2022
Муж-рыбопромышленник макаровского депутата заработал 600 миллионов рублей
19 Май 2022
Американским консультантам по морепродуктам запретили работать с россиянами
19 Май 2022
Юрий Трутнев: сохранять природу Камчатки – общая задача всех россиян
19 Май 2022
В Усть-Камчатске стартовала путина! Правда, пока не лососевая
19 Май 2022
11 камчатских предприятий примут участие в конкурсе «Знак качества XXI века» в Москве
19 Май 2022
Александр Прибылов назначен на должность временно исполняющего обязанности начальника рыбоохраны на территории Ярославской и Вологодской областях (Череповецкий район)
19 Май 2022
ЕС выявил проблемы с безопасностью экспорта рыбной продукции из Хорватии
19 Май 2022
Законопроект по экопроцедурам нейтрализует поручение Трутнева по госэкоэкспертизе в марикультуре
19 Май 2022
Субсидии на строительство краболовов на верфях Дальнего Востока будут увеличены до 28% от суммы затрат
19 Май 2022
Комитет Госдумы по аграрным вопросам единогласно поддержал законопроект об ЭПЖ для рассмотрения во втором чтении
19 Май 2022
В Чувашской Республике будет разработан порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на выловленную рыбу
19 Май 2022
На Сахалине рыбоводы Главрыбвода восстанавливают популяцию тайменя
19 Май 2022
«Цифровизация» рыбной отрасли получит законодательную основу
18 Май 2022
Летайте самолетами аэрофлота!
18 Май 2022
Проект "Рыбовед"
18 Май 2022
Рыбакам-любителям объявили объемы
18 Май 2022
На Камчатке отмечен растущий спрос на специалистов в области экологии
18 Май 2022
Перу планирует увеличить производство аквакультурного гребешка
18 Май 2022
Корея существенно увеличила закупки минтая из России
18 Май 2022
Японский импорт угольной рыбы в марте 2022 года
18 Май 2022
РЖД увеличили перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморья на 19% в январе-апреле
18 Май 2022
Абрамченко потребовала снизить зависимость рыбной отрасли РФ от импорта
18 Май 2022
Улов связанных сторон
18 Май 2022
Шлифовка законодательства об инвестиционных квотах продолжается
18 Май 2022
Будущее российского рыбного рынка – в повестке «Недели Российского Ритейла»
18 Май 2022
Нововведения в ФЗ «Об экологической экспертизе» грозят остановкой промысла и застоем марикультуры
18 Май 2022
Производство мидий и устриц в Краснодарском крае в I кв. выросло в 9 раз
18 Май 2022
В Башкортостане подписали Соглашение с 12 резидентом ОЭЗ «Алга»
18 Май 2022
Мало жести: Росрыболовство доложило о нехватке сырья для консервных банок
18 Май 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
18 Май 2022
В Вологде возбудили дело по факту массовой гибели рыбы в реке
18 Май 2022
На международной ассамблее «Каспийский диалог» обсудили состояние рыбных запасов и меры сохранения экосистемы Каспия

Подписка на новости

В помощь Илье Шестакову!

1540
Эксклюзив

Известно, что Федеральная антимонопольная служба, Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин и другие ведомства раскритиковали законопроект по переделу рынка рыбы и крабов. В целесообразности продолжения в ближайшие годы «революционных реформ» рыбной отрасли и дальнейшего изменения законодательства о рыболовстве усомнились многие. В отсрасли вообще, пожалуй, не осталось сторонников авантюрного передела, естественно, исключая Русскую рыбопромышленную компанию Глеба Франка, собственно, по чьей инициативе и был затеян весь передел. Первые горькие плоды этой революции уже начали пожинать. Все помнят крайне негативный отзыв Счётной палаты РФ о проведённых Росрыболовством аукционах три года назад. Не были осуществлены идеи, заложенные в лозунгах инициаторов передела в отрасли, не появились новые игроки, не развили, а подорвали малый и средний бизнес, уменьшилось, а не увеличилось количество новых рабочих мест, не произошло увеличение потребления и удешевления рыбной продукции, программа судостроения по сути сорвана. Хуже того, уже возникли негативные последствия первого этапа программы, которые в дальнейшем еще более усугубятся.

А вот Росрыболовство в письме по оценке новых поправок в рыболовное законодательство пишет: «провести объективную оценку… на данном этапе не представляется возможным».

Что ж в дополнение к уже изложенному комплексу отзывов и оценок предложим свежий, от 18.01.2022 очень квалифицированный анализ «ОПОРЫ РОССИИ».

Пользуйтесь, Илья Васильевич!

Александр Савельев,
руководитель Информационного агентства по рыболовству

* * *

Директору Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России А.Г. Литваку

Уважаемый Александр Геннадьевич!

Минсельхозом России подготовлен и размещён на федеральном портале regulation.gov.ru в рамках оценки регулирующего воздействия проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части повышения эффективности распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (ID проекта: 02/04/11-21/00122915). Законопроект предусматривает проведение нового этапа программы инвестиционных квот, в рамках которого планируется изъять у предприятий и перераспределить под инвестиционные обязательства 100% общего допустимого улова (далее – ОДУ) морского гребешка, трубача, морского ежа и трепанга, оставшиеся 50% ОДУ крабов и 24% ОДУ вылова прочих видов водных биоресурсов, по которым уже предоставлены инвестиционные квоты в рамках I этапа программы.

В текущей редакции законопроект приведёт к перераспределению долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, принадлежащих малым и средним предприятиям рыбной отрасли, в пользу крупных рыбодобывающих компаний. Реализация положений законопроекта приведет к снижению финансовой устойчивости и банкротству малых и средних предприятий отрасли, ведущих промысел крабов, моллюсков и иглокожих в рамках «исторической» квоты, которую предложено изъять в полном объёме. На Дальнем Востоке прекратят свою деятельность 34 предприятия, осуществляющих добычу (вылов) 43 тыс. тонн крабов исключительно по «исторической» квоте, потеряют работу свыше 500 человек, занятых на этих предприятиях. Производственного ресурса для ведения деятельности также лишатся 62 предприятия, осуществляющие добычу (вылов) порядка 25 тыс. тонн моллюсков и иглокожих.

С учётом того, что законопроект устанавливает основополагающие принципы проведения нового этапа программы инвестиционных квот, любые вносимые в него изменения будут иметь существенный характер, окажут значительное влияние на финансовую устойчивость малых и средних предприятий.

Законопроекту присвоена высокая степень регулирующего воздействия, что в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. No 1318) предоставляет Минэкономразвития России право организовать публичные консультации по законопроекту в целях подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

Уважаемый Александр Геннадьевич, с учётом исключительной важности законопроекта прошу Вас организовать публичные консультации с привлечением «ОПОРЫ РОССИИ» при поступлении законопроекта в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

Приложение: позиция «ОПОРЫ РОССИИ» по законопроекту, на 10 л.

Исполнительный директор А.Н. Шубин.

ПОЗИЦИЯ «ОПОРЫ РОССИИ»по проекту федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»(ID проекта: 02/04/11-21/00122915)

Проект федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (ID проекта: 02/04/11-21/00122915), которым устанавливается концептуальная рамка проведения II этапа программы инвестиционных квот.

1. В соответствии с пунктом «г» части 4 статьи 1 законопроекта выделяется дополнительная квота добычи (вылова) водных биоресурсов для строительства береговых перерабатывающих заводов и судов рыбопромыслового флота. При этом выделение дополнительной квоты для строительства рыбопромыслового флота, согласно части 4 статьи 2 (с учетом наличия в законопроекте ошибок в нумерации положений), предполагается до 1 января 2023 г.

Необходимо отметить, что с 2018 года по настоящее время заключено 55 договоров на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 – для Дальневосточного и 25 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объёмом инвестиций около 187,7 млрд рублей. Из реализуемых проектов по строительству рыбопромысловых судов построено и сдано заказчику лишь 5 судов (3 судна для Камчатского края и по 1 судну для Мурманской и Архангельской областей). На стадии строительства на верфях находятся 32 судна. Строительство 18 судов до сих пор не начато.

Сейчас в строительстве задействовано 6 верфей, где в разной степени готовности находится 33 судна, 20 из которых спущены на воду. Еще 17 проектов ждут освобождения стапельных мест на заводах. При этом по строящимся судам наблюдается отставание от графиков строительства от 6 месяцев до 2 лет. Завершить строительство флота по утвержденным инвестпроектам Росрыболовство рассчитывает в 2025 г.

Руководители судостроительных верфей и ОАО «Объединенная судостроительная компания» среди основных причин отставания от графиков строительства отмечают следующие:

недостаток стапельных мест и нехватка квалифицированных кадров, что не позволяет выполнять большее количество заказов одновременно;

задержка (а в некоторых случаях отказ в связи с экономическими санкциями) поставок импортных комплектующих по ранее заключённым контрактам с иностранными субподрядчиками;

невозможность приезда иностранных специалистов для проведения пусконаладочных работ и ходовых испытаний в связи с ограничительными мерами, вызванными пандемией коронавирусной инфекции;

неудовлетворительное финансовое состояние верфей, которое приводит к необходимости «перекрывать» строительство головных судов авансовыми платежами за другие заказы.

Все перечисленные проблемы сохранятся в период до 2025 года.

В связи с задержкой строительства судов, предприятия вынуждены продолжать промысел действующими судами и нести расходы по строительству новых, отвлекать финансовые средства из выручки предприятий на реализацию инвестиционных проектов, обслуживание кредиторской задолженности, оплату банковских гарантий и процентов за их обслуживание суммы на обслуживание кредитов и банковских гарантий. По оценке Сбербанка России, озвученной на ВЭФ-2021, более 2/3 привлеченных в рамках I этапа программы инвестквот средств составляют средства Сбербанка России, предоставленные в виде кредитов инвесторам. По оценке экспертов «ОПОРЫ РОССИИ», указанные расходы предприятий в составляют около 90-95 млрд рублей в год. Таким образом, срок окупаемости инвестиционных проектов увеличивается,

В связи с тем, что ввод в эксплуатацию рыбопромысловых судов значительно отстает от первоначально намеченных сроков, строительство 28 судов ещё не начато, а расширение программы строительства судов ограничено возможностями судостроительных верфей, эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» предлагают следующее изменение в законопроекте.

С учетом нарушения нумерации положений в представленной редакции законопроекта для реализации указанного выше предложения необходимо часть 4 статьи 2 законопроекта изложить в следующей редакции:

«4. Положения пункта «г» части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона в отношении инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота применяются с 1 января 2026 года.».

2. В соответствии с пунктом «б» части 5 статьи 1 законопроекта величина части общего допустимого улова (далее – ОДУ) крабов для инвестиционных целей должна равняться разности ОДУ краба и суммы частей ОДУ, распределённых применительно ко всем видам квотам кроме промышленной и прибрежной.

Таким образом, в законопроекте предлагается перераспределить историческую часть промышленной и прибрежной квоты добычи (вылова) крабов под инвестиционные квоты. Согласно части 2 статьи 2 законопроекта данное положение вступает в силу с 01.01.2023 г., то есть аукционы по предоставлению оставшихся крабовых инвестиционных квот должны состояться до 2023 г.

Квоты на добычу крабов в инвестиционных целях предоставляются путем заключения договоров, в рамках которых в срок не более 5 лет должны быть построен на территории Российской Федерации суда-краболовы. В настоящее время заключено 40 контрактов на строительство судов-краболовов (среднетоннажных судов длиной свыше 50 м). Объём инвестиционных обязательств составил порядка 60 млрд рублей.

На текущий момент построено и сдано лишь 1 судно, на стадии строительства на верфях находятся 24 судна (15 судов на верфях Дальнего Востока). Строительство 15 краболовов еще не начато. Судостроительные верфи сталкиваются с описанными выше проблемами при строительстве, поэтому ввод в эксплуатацию всех краболовов ожидается не ранее 2026 года.

С учетом того, что главным и во многих случаях единственным источником инвестиций в строительство судов-краболовов являются промышленные квоты, закреплённые за предприятиями, распределение их на аукционах в 2022 году поставит под угрозу обязательства предприятий по строительству судов.

Необходимо отметить, что ФАС России признала нецелесообразность проведения второй волны крабовых аукционов в ближайшую пятилетку, исключив из Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 гг. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. No 2424-р.) мероприятия по регулированию рыбной отрасли, в том числе положения, касающиеся замены исторического принципа на аукционный.

В настоящем законопроекте предусмотрена защита инвесторов I этапа программы инвестиционных квот: абзацем пятым пункта «г» части 4 статьи 1 законопроекта предложено выделить 4 % общего допустимого объёма добычи (вылова) минтая и сельди для наделения инвесторов I этапа. Однако законопроект не предусматривает защиту инвесторов состоявшихся крабовых аукционов.

С учетом изложенного «ОПОРА РОССИИ» считает целесообразным отложить проведение аукционов по распределению исторической части квоты добычи (вылова) краба до 2035 года.

Для этого предлагается из части 2 статьи 2 законопроекта слова «пункт «б» части 5» исключить, статью 2 законопроекта дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Пункт «б» части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2035 года».

3. В части 6 статьи 1 законопроекта предложено с 1 января 2023 года распределить 100 % квоты добычи (вылова) морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепанга под инвестиционные обязательства.

Для добычи (вылова) морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепанга используются малотоннажные и среднетоннажные суда. В качестве орудий лова используются драги, ловушки и водолазный способ. Общий объём моллюсков, предлагаемых к распределению на инвестиционные квоты, составляет около 25 тысяч тонн. Данные виды промысла способно осуществлять любое маломерное судно, которых достаточно в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

Специализированные суда для этих целей не требуются. При этом ОДУ по морским гребешкам и трубачам снижается (-10% по отношению к 2021 году). Небольшой объём квот и нестабильность ОДУ указанных видов указывают им на нецелесообразность перевода указанных объектов из промышленных исторических квот в инвестиционные квоты. В настоящее время, действующими правовыми актами Правительства Российской Федерации уже определен 31 тип объектов инвестиций. Для ресурсного обеспечения определено только на Дальневосточном бассейне более 90 видов водных биоресурсов в различных районах промысла, в отношении которых выделяются инвестиционные квоты. Эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» считают данное количество водных биоресурсов достаточным для решения задач по обновлению рыбопромыслового флота и развитию береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры.

Более 2/3 объёма данных видов водных биоресурсов, предлагаемых к включению в инвестиционные, аукционные квоты, добываются градо- и посёлкообразующими предприятиями, расположенными на Курильских островах и осуществляющими их глубокую переработку (морские гребешки) или доставку потребителям в живом или охлаждённом виде (морские ежи, трепанг) исходя из рыночной конъюнктуры. АО «Северо-Курильская база сейнерного флота» (о. Парамушир), АО «Курильский рыбак» (о. Итуруп), АО «Крабозаводское» (о. Шикотан), АО «Южно-Курильский рыбокомбинат» (о. Кунашир) за последние 5 лет инвестировали свыше 25 млрд руб. в обновление добывающего флота, строительство береговых подрабатывающих производств, холодильников, портовой и логистической инфраструктуры на Курильских островах.

«Исторический принцип» закрепления квот добычи биоресурсов за предприятиями Курильских островов согласуется с приоритетами Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. No 2464-р.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 июля 2019 года No398-СФ «О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса» Правительству Российской Федерации было рекомендовано обеспечить сохранение действующего механизма предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в отношении которых выделены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с главой 8 Федерального закона от 20 декабря 2004 года No 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятым 10 апреля 2019 года при рассмотрении в третьем чтении Федерального закона No 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», Правительству Российской Федерации было рекомендовано в течение 2019 года обеспечить принятие решения, предусматривающего сохранение действующего механизма предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением крабов), в отношении которых выделены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Необходимо также отметить, что в сводном отчёте по законопроекту указано, что законопроект разработан в соответствии с абзацем 3 пункта 2 раздела VI Протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 4 февраля 2021 г. No 1 и пунктом 1 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева. Однако в указанных протоколах отсутствует поручение о выделение квот добычи (вылова) морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепанга на инвестиционные цели. Таким образом, предложение по перераспределению 100 % квот добычи (вылова) указанных видов водных биоресурсов под инвестиционные квоты до окончания действия договоров, уже заключённых с пользователями, подготовлено Минсельхозом России и Росрыболовством в инициативном порядке, что не нашло отражение в сводном отчёте.

Помимо этого, в разделе 1.6 сводного отчёта к законопроекту указано, что предлагаемое регулирование направлено на повышение эффективности использования водных биоресурсов, в отношении которых уже выделена инвестиционная квота. По морским гребешкам, трубачам, морским ежам и трепангам ранее инвестквоты не выделялись. Следовательно, данное положение не соответствует целям законопроекта, заявленным разработчиком.

В целях соблюдения прав пользователей, с которыми в настоящее время заключены договоры о закреплении квот добычи (вылова) водных биоресурсов сроком на 15 лет и которые осуществили на территории Курильских островов Сахалинской области долгосрочные инвестиции в развитие производственной базы по добыче и глубокой переработке водных биоресурсов, «ОПОРА РОССИИ» считает нецелесообразным проведение аукционов на право заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепанга для инвестиционных целей.

Для этого из законопроекта необходимо исключить пункт «в» части 2, пункт «в» части 3, пункт «а» части 4, пункт 6, абзац третий пункта «б» части 7, пункт «д» части 8 (пункт «д» части 6 в неверной нумерации законопроекта), часть 11 (часть 9 в неверной нумерации законопроекта), часть 12 (часть 10 в неверной нумерации законопроекта), а статью 2 – привести в соответствие с указанными изменениями.

4. «ОПОРА РОССИИ» в целом отмечает несогласованность отдельных положений законопроекта, которая ведёт к невозможности однозначного трактования (а в некоторых случаях и в целом идентификации) отдельных норм и, следовательно, не позволяет в полной мере оценить потенциальное воздействие отдельных положений законопроекта в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия.

4.1. Проект содержит многочисленные ошибки в нумерации положений. Так, нарушена нумерация положений после части 7 статьи 1 законопроекта, так как за частью 7 вновь следует часть 7 и так далее. В части 1 статьи 1 законопроекта отсутствует пункт «б», на который установлена ссылка в части 4 статьи 2 законопроекта. В связи с этим не представляется возможным установить, по каким положениям в статье 2 законопроекта предлагается установить отложенный срок вступления в силу (1 января 2023 г.), и какие предложения вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования законопроекта. Например, в представленной редакции законопроекта статья 1 имеет две части 6, следовательно, неясно, для какой из частей 6 статьи 1 установлен срок вступления в силу с 1 января 2023 года в соответствии с частью 3 статьи 2 законопроекта.

4.2. В законопроекте используется неверная, с точки зрения рыбохозяйственной науки, терминология.

Так, частью 6 законопроекта в Закон о рыболовстве вводится статья 29.5 «Добыча (вылов) морских гребешков, трубачей, морских ежей серых, морских ежей черных, трепангов в инвестиционных целях». Согласно части 1 проектируемой статьи 29.5 Закона о рыболовстве морские гребешки, трубачи, морские ежи и трепанги в совокупности приравниваются к моллюскам, что неверно. Морские ежи относятся к другому классу – иглокожие. Необходимо учитывать, что раскрытие обозначения «моллюски» вводится только в проектируемой статье 29.5 Закона о рыболовстве, а отдельные положения о «моллюсках» без отсылки к данной статье устанавливаются ранее в тексте Закона о рыболовстве (например, частью 1 статьи 1 законопроекта дополняется статья 13 Закона о рыболовстве).

«ОПОРА РОССИИ» предлагает заменить обозначение морских гребешков, трубачей, морских ежей серых, морских ежей черных, трепангов на «моллюски, иглокожие».

5. В финансово-экономическом обосновании (далее – ФЭО) к законопроекту уже представлена оценка совокупных затрат участников II этапа программы инвестиционных квот на приобретение долей квот и реализацию инвестиционных проектов – 310 млрд рублей. Следовательно, инвестиционные объекты и их количество, а также стоимость лотов на аукционе в перспективе разработчиком уже определены, в противном случае в ФЭО представлена необоснованная оценка затрат предприятий на реализацию инвестиционных проектов.

В то же время необходимо отметить, что по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева, состоявшегося 17 ноября 2021 г., было поручено до 20 декабря проработать в рамках подготовки условий II этапа программы инвестквот следующие вопросы (Протокол от 17 ноября 2021 г. No ЮТ-П11-81пр):

Минсельхозу России, Минпромторгу России, Минвостокразвития России, Росрыболовству и ФАС России – вопросы установления минимальной мощности рыбоперерабатывающих заводов, стимулирования строительства мало- и среднетоннажного рыбопромыслового флота;

Росрыболовству, Минвостокразвития России – вопрос целесообразности строительства крупнотоннажных рыбопромысловых судов.

Таким образом, сами инвестиционные объекты, под которые планируется выделить инвестиционную квоту, еще не определены.

В ФЭО к законопроекту также представлена прогнозная оценка привлеченных участниками II этапа программы кредитных и заёмных средств в размере 248 млрд рублей, тем не менее не указаны вводные данные, на которых базируется данная оценка.

При подготовке прогноза затрат предприятий необходимо учитывать высокую закредитованность отрасли: согласно данным Росстата, на конец 2020 года кредиторская задолженность предприятий по виду экономической деятельности «рыболовство, рыбоводство» составила 132,5 млрд рублей. При этом в связи с последствиями влияния на рынок пандемии covid-19 выручка предприятий отрасли снизилась со 134,2 млрд рублей по итогам 2019 года до 112,2 млрд рублей по итогам 2020 года (на 22 млрд рублей – 16,39 %).

В связи с этим «ОПОРА РОССИИ» указывает на необходимость раскрытия структуры затрат предприятий рыбохозяйственного комплекса, представив видение Минсельхоза России по типам инвестиционных объектов, которые предлагается построить, и их количеству, на основе которого разработчиком было подготовлено ФЭО, а также раскрытия структуры затрат предприятий для участия в аукционах, а также на необходимость представить подтвержденных кредитными организациями данных, на основе которых подготовлен прогноз суммы кредитных средств, которые будут привлечены при реализации II этапа программы.

6. Необходимо отметить, что при размещении законопроекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru допущены нарушения требований, регламентирующих подготовку проектов нормативных правовых актов, в том числе в части содержания сводного отчёта, к которому имеются существенные замечания.

6.1. В сводном отчёте не указана проблема, на решение которой направлены положения законопроекта. В разделах 1.4 и 3.1 отчёта указаны лишь ссылки на положения Закона о рыболовстве в части бассейновых правил рыболовства, которые не относятся к предмету регулирования законопроекта, и мнение разработчика о позитивных последствиях принятия законопроекта. Необходимо отметить, что неуместные ссылки на эти же положение Закона о рыболовстве присутствуют также в разделах 1.5 (основание для разработки проекта акта), 1.7 (краткое описание предлагаемого способа регулирования), 3.1 (описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, условий и факторов ее существования), 3.4 (описание условий, при которых проблема может быть решена в целом без вмешательства со стороны государства) сводного отчёта.

Ввиду отсутствия обозначенной проблемы в сводном отчёте отсутствует оценка негативных эффектов, возникающие в связи с наличием проблемы (раздел 3.2).

6.2. В сводном отчёте представлена недостоверная информация в части оснований для разработки законопроекта. Так, согласно разделу 1.5 сводного отчёта, одним из оснований законопроекта является часть 2 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. No 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве). В части 2 указанной статьи установлено, что «правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна». В то же время законопроект не затрагивает бассейновые правила рыболовства и не является нормативным правовым актом, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Таким образом, указанное положение Закона о рыболовстве не применимо в качестве основания для разработки данного законопроекта.

Помимо этого, в разделе 1.5 сводного отчёта не представлены реквизиты протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева, на который ссылается разработчик, что также не позволяет соотнести основание разработки законопроекта с положениями, содержащимися в нём.

Помимо этого, в поручениях Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко, на которые ссылается разработчик, отсутствует поручение разработать проект изменений в Закон о рыболовстве в целях продолжения программы инвестиционных квот. Согласно абзацу третьему пункта 2 раздела VI Протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 4 февраля 2021 г. No 1 Минсельхозу России и Росрыболовству поручено лишь проработать целесообразность внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения общих допустимых уловов водных биоресурсов и доложить до 10 марта 2021 г. в Правительство Российской Федерации. С учетом того, что в сопроводительных материалах к законопроекту, размещённых на портале regulation.gov.ru отсутствует анализ, проведенный Минсельхозом России и Росрыболовством, а также ссылка решение Правительства Российской Федерации, принятое по итогам ознакомления с указанным анализом, считаем недопустимым указание данного поручения в качестве основания для разработки законопроекта. Аналогично поручение по разработке законопроекта отсутствует и в поручениях заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе Ю.П. Трутнева, данных по итогам совещаний в феврале и ноябре 2021 г. (Протокол от 9 февраля 2021 г. No ЮТ-П47-2пр и Протокол от 17 ноября 2021 г. No ЮТ- П11-81пр).

Также выше было отмечено, что в поручениях заместителей Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко и Ю.П. Трутнева, указанных в сводном отчёте в качестве основания для законопроекта, отсутствует поручение о выделении квот добычи (вылова) морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепанга на инвестиционные цели. Таким образом, часть существенных положений законопроекта, ведущих изъятию у законных пользователей и перераспределению водного ресурса в объёме свыше 80 тыс. тонн стоимостью около 30 млрд рублей, подготовлено Минсельхозом России и Росрыболовством в инициативном порядке без какого-либо обоснования.

6.3. В сводном отчёте не раскрыты цели регулирования. Так, в разделе 1.6 сводного отчёта указано, что предлагаемое регулирование направлено на повышение эффективности использования водных биоресурсов, в отношении которых инвестиционная выделена квота, путём предоставления указанных квот на соответствующие рыбопромысловые года.

6.4. В отдельных разделах сводного отчёта речь идёт о не о законопроекте, а о проекте постановления Правительства Российской Федерации, то есть неверно указан разрабатываемый проект нормативного правового акта.

6.5. Анализ международного опыта в разделе 4.1 сводного отчёта не представлен.

6.6. В разделе 7.1 сводного отчёта неверно оценено количество участников отношений – более 50 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таком образом, разработчиком не учтены пользователи, у которых изымут часть водных биоресурсов под инвестиционные квоты. Помимо этого, указанная оценка искусственно ограничивает потенциальное количество участников аукционов, на которых планируется распределить крабов, моллюсков и иглокожих в соответствии с законопроектом. По мнению экспертов «ОПОРЫ РОССИИ», под новое регулирование попадают все рыбодобывающие предприятия.

6.7. В сводном отчёте говорится лишь о поступлении дополнительных доходах в бюджет Российской Федерации (без указания прогнозных оценок) в случае принятия законопроекта. Тем не менее в сводном отчёте не сказано о потерях для региональных бюджетов в случае изменения регистрации предприятий по добыче (вылову) крабов и моллюсков в результате проведения аукционов, а также в результате сокращения ресурсной базы действующих предприятий и прекращения их деятельности.

По оценкам экспертов «ОПОРЫ РОССИИ», в случае выделения дополнительно 20 % ОДУ под инвестквоту в рамках реализации II этапа программы на инвестиционные цели суммарная «историческая» квота добычи (вылова) минтая и сельди снизится с 2 288 тыс. тонн до 1 399 тыс. тонн (на 36,45 % по сравнению с 2021 годом) по сравнению с 2021 годом: по минтаю – с 1,859 млн тонн до 1,172 млн тонн (на 37 %), по сельди – с 342 тыс. тонн до 227 тыс. тонн (на 34 %).

Все представленные выше замечания свидетельствуют о нарушении разработчиком пункта 15 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. No 1318) при подготовке сводного отчёта.

6.8. С учётом того, что для рассмотрения в Правительство Российской Федерации законопроекты представляются вместе с пояснительными записками согласно абзацу третьему пункта 84 Регламента Правительства Российской Федерации (утв. постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. No 260), «ОПОРА РОССИИ» считает целесообразным и необходимым разместить для общественного обсуждения также пояснительную записку к законопроекту.

7. Законопроектом предложены концептуальные положения II этапа программы инвестквот, в то время как основные условия II этапа, такие как доли квоты добычи (вылова) отдельных водных биоресурсов в отдельных районах добычи, условия договоров предоставления квот добычи (вылова) водных биоресурсов, а также требования к инвестиционным объектам будут установлены актами Правительства Российской Федерации.

В связи с этим, а также с учетом изложенного выше «ОПОРА РОССИИ» обращает внимание на необходимость рассмотрения законопроекта совместно с пояснительной запиской и проектами нормативных правовых актов, разработанных во исполнение его положений, а также повторного размещения доработанных законопроекта и сводного отчёта для общественного обсуждения до направления законопроекта в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Май   <  2022 г.