Последние публикации

29 Июн 2022
Санкции в отношении российского минтая открывают новые двери в ЕС для вьетнамских производителей пангасиуса
29 Июн 2022
Добытчики минтая и хека говорят, что рост цен отстает от роста затрат
29 Июн 2022
Продажа лосося на рынках Токио в мае 2022 года
29 Июн 2022
Норвежский экспорт свежего хека в мае был очень активным
29 Июн 2022
Мурманские рыбаки - в числе лидеров рейтинга по зарплатам в различных отраслях
29 Июн 2022
Экспортёров рыбной продукции в Хабаровском крае становится всё больше
29 Июн 2022
Сахалинец с лодкой в машине заявил полиции, что купил 96 лососей на берегу
29 Июн 2022
За незаконный вылов водных биологических ресурсов перед судом предстанет житель Анивского района
29 Июн 2022
США намерены пресекать импорт незаконно выловленных морепродуктов
29 Июн 2022
Контрабанду стратегически важных биоресурсов почти на 2 млрд рублей выявила Владивостокская таможня
29 Июн 2022
В Хабаровске возбуждено уголовное дело по факту незаконных добычи, хранения и перевозки водных биологических ресурсов
29 Июн 2022
Глава ФАС: Мы никуда не денемся - придем и все проверим
29 Июн 2022
Житель Камчатки пытался дать взятку за то, чтобы у него не изъяли икру
29 Июн 2022
Уникальное предложение для абитуриентов от компании «Океанрыбфлот»!
29 Июн 2022
Атомный контейнеровоз «Севморпуть» отправился на Камчатку
29 Июн 2022
Вниманию руководителей предприятий рыбохозяйственного комплекса Камчатского края
29 Июн 2022
Камчатские судоремонтные предприятия получат поддержку от Фонда развития промышленности
29 Июн 2022
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
29 Июн 2022
Красная путина-2022: темпы вылова лососевых на Дальнем Востоке более чем в два раза опережают аналогичный четный 2020 год – добыто 11,7 тыс. тонн
29 Июн 2022
Президент России Владимир Путин подписал закон о ведении электронного рыболовного журнала и выдаче цифровых разрешений на вылов водных биологических ресурсов
28 Июн 2022
На пути к Вере, Надежде, Любови
28 Июн 2022
К приготовлению блюд для «Камчатского меню» приступили участники проекта «Гастрокэмп Камчатка – 2022»
28 Июн 2022
Как это было: «причальный» рэкет
28 Июн 2022
Норвегия в одностороннем порядке установила квоту на вылов скумбрии на 2022 год
28 Июн 2022
Минсельхоз США закупил треску, пикшу, минтай и камбалу на $52 млн
28 Июн 2022
Цены на чилийский лосось на 23-й неделе 2022 года
28 Июн 2022
Росрыболовство вырывает крабов из клешней загадочной фирмы
28 Июн 2022
Экспорт фермерского гольца из Норвегии продолжает расти
28 Июн 2022
Экспорт охлажденного филе форели из Норвегии идет активно несмотря на рост цен
28 Июн 2022
Первый сейнер проекта 04130 планируют спустить на воду в ноябре 2022
28 Июн 2022
В Гастелловку выпустят 13 миллионов мальков кеты
28 Июн 2022
Сахалинский областной суд готов рассмотреть апелляцию по делу Быстрова
28 Июн 2022
На Сахалине поймали с поличным крабовых браконьеров
28 Июн 2022
Учёными ВНИРО проведены исследования покатной молоди тихоокеанских лососей в Тауйской губе
28 Июн 2022
Росприроднадзор проверит свинокомплекс Великолукского агрохолдинга в связи с замором рыбы
28 Июн 2022
Внимание, конкурс на право заключения договора пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства
28 Июн 2022
Камчатские судоремонтные предприятия получат поддержку от Фонда развития промышленности
28 Июн 2022
Почти 250 путёвок камчатские рыболовы-любители приобрели через «Госуслуги41»
28 Июн 2022
Сотрудники Смоленской таможни пресекли контрабанду крупной партии рыбной продукции
28 Июн 2022
Юрий Трутнев провёл заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики
28 Июн 2022
Экскурсии по центру города и дегустация морепродуктов ждёт жителей Камчатки на День рыбака
28 Июн 2022
Рыбные ряды: основные виды рыбной продукции в оптовом звене продолжают дешеветь
28 Июн 2022
Росрыболовство создаст межрегиональную рабочую группу для координации рыбоохраны в бассейне реки Печора
27 Июн 2022
Экспортные цены на норвежскую рыбопродукцию на торгах 23.06.22
27 Июн 2022
ЕС одобрил помощь для сектора морепродуктов, пострадавшего от российско-украинского конфликта
27 Июн 2022
Правительство Канады продлило лицензии лососевым фермам Британской Колумбии на два года
27 Июн 2022
Экспорт вьетнамского тунца в Канаду резко вырос
27 Июн 2022
Китайские военные опять испугали японских рыбаков
27 Июн 2022
ЦСС сопровождает строительство завода по производству рыбных деликатесов
27 Июн 2022
Представители ФГБУ «НЦБРП» примут участие в выездном заседании Правления Росрыбхоза

Подписка на новости

Любительское рыболовство: продать нельзя оставить

2367
Эксклюзив

В 2021 году Правительство Российской Федерации включило рассмотрение закона о любительском лове в перечень приоритетных. В июле глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что окончательный вариант законопроекта будет выработан в течение трех месяцев. Но на днях выяснилось, что правительство отклонило законопроект, предусматривающий возможность продажи уловов рыбаками-любителями и отправило его на доработку.

Основная претензия: ни в законопроекте, ни в сопроводительных документах не раскрыт механизм прослеживаемости оборота уловов рыбаков-любителей, что может способствовать легализации браконьерских уловов.

О том, что инициатива ведомства может стать еще одной крышей для браконьеров, говорят и рыбопромышленники Сахалина с Камчаткой, и силовики.

Вопрос, почему нормативные документы, регулирующие рыболовство или решения ведомства и созданных им комиссий плохо работают, мы обсуждали в СМИ в далеком 2009 году. На берегу моря теперь сидит новое поколение «бабушек» и продолжает ожидать кого-то из семьи с уловом. Для них ничего не изменилось, разве что прибрежье изрядно оскудело да браконьерство из неприличного и осуждаемого всеми явления стало массовым бизнесом, на который власть смотрит с легкой укоризной, а существенная часть населения с нарастающим ожиданием.

Браконьерство и «бабушки» - люди, не сумевшие встроиться в новую экономику - это серьезная проблема не только для приморских провинций, но и для континентальной части страны.

Оставлять без внимания ее нельзя, у Росрыболовства - не сложилось.

Зачем разрешать то, что не запрещено?

Из статьи 10 ч. 3 Закона о рыболовстве: граждане и юридические лица приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством при условии, что вылов осуществлялся в соответствии с порядком, установленным законом. Статья 209 ГК РФ устанавливает, что право собственности может быть ограничено законом. Закона, ограничивающего право гражданина на отчуждение улова в российском законодательстве, нет, и это проверено судами разных уровней в десятках тысяч уголовных и административных производств.

По сути, предложения Росрыболовства - это не разрешение продавать улов гражданам, а запрещение на продажу улова тем, кто не имеет рыболовного билета. Не доведенное до логического завершения в предоставленном пакете документов.

Первое, вопросы ограничения прав собственности - полномочия тех, кому придется гасить возникшие в связи с запретами конфликты – федеральным и региональным властям, но, никак не структуры, всего лишь оказывающей ряд государственных услуг населению, но желающей поучаствовать везде.

Второе, как и ограничение права собственности, так и улов после его выгрузки, а тем более производство, оборот и реализация продукции - не входят в полномочия ведомства. В этой части полномочия ограничены установлением норм выхода готовой продукции из сырья, что уже является существенным ограничением для изготовления продукции нетрадиционного ассортимента и контролем за переданными субъектам федерации полномочиями (места выгрузки).

И третье, вариантов решения этой задачи несколько, при этом модели, пригодные для Сахалина или Мурманской области, затормозят начавшуюся в Карелии и Ленинградской области систематизацию «любительского» промысла рынком товарной аквакультуры. Для Черноморского побережья (регионы «Исламского кредита») любые методики, пригодные для страны, станут абсурдными, а для глубинки – недостаточными (разрывы в сотовой сети придется покрывать почтовыми голубями, азбукой Морзе или просто не замечать происходящего).

Вышеперечисленное не позволяет несколькими строками в ведомственном законодательстве построить общую для всей страны экономическую модель любительского рыболовства. Продолжение работы в этом направлении родит утопию с очевидным финалом.

Сломать и заново построить? Граничные условия

Упомянутый «Исламский кредит» - это своего рода касса взаимопомощи тейпа или клана, в который отчисляют от каждой успешной сделки или операции. Для Сахалина это становится все более актуальным, и с диаспорами необходимо работать, эту особенность вполне можно капитализировать с пользой для всех жителей. Пока разница между реальными и налогооблагаемыми доходами, которая, и это дело времени, всегда перетекает в криминал. Так сказать, дополнительный налог к установленным государством. В этом формате он серьезно конкурирует с легальной экономикой, а в некоторых муниципалитетах уже стал опорой браконьерства.

Те, кто видел местные рыбные рынки, знает - во многих регионах это не фон, а солидная часть оборота.

Следующее. Ответственность власти по определению, если власть не отвечает даже за себя, чего требовать от других? И здесь перемена мест слагаемых результата не изменит.

Первое, власть не несет никакой ответственности за принимаемые решения, даже если они нанесли невосполнимый ущерб общественной собственности.

Возьмем сахалинские РУЗы. Ущерб очевиден, но не попытки прокуратуры, антимонопольщиков и судов привели к прекращению их установки на диких реках. Это результат договоренностей между рыбным бизнесом и населением острова и существенного сокращения подходов горбуши. Правительство области лишь поучаствовало в формализации этих процессов.

Протоколы заседаний комиссии по анадромным, переписка областного правительства и сводки с митингов это показывают. Приказом о порядке работы региональных комиссий по анадромным Росрыболовство сняло все возможные претензии к себе. Кто-то чего-то говорил, потом голосовали и подписали итоги голосования. Виноватых, то есть персонально ответственных за нанесенный ущерб нет.

Второе, регламенты проверок рыбохозяйственных предприятий нарушают 8 статью Конституции. Все формы собственности равны и защищаются государством.

С момента попадания в орудие лова – улов становится частной собственностью при условии, что добыча ведется в соответствии с законом о рыболовстве. Суда-добытчики, переработчики и транспорт – частная собственность. Формализация перехода улова из общественной в частную собственность, а часто и отчуждение частной собственности совершается в соответствии с КТМ и законом о рыболовстве на территории Российской Федерации, если государство флага не меняется.

ФПС выполняет две функции – охрана государственной границы и охрана водных биологических ресурсов, имеющих различные правовые основания и методы охраны. Упуская, что именно они несут ответственность за охрану частной собственности. В этой конфигурации регламенты направлены на пресечение, но никак не на охрану собственности. Что общественной, что частной. Весельная лодка с грузом наркотиков или государственных тайн обслуживается ровно также, как собственник улова, добывший его на законных основаниях.

Дальше - веселее

- Проверки хоздеятельности на территории Российской Федерации (согласуйте план проверок с прокурором, если внеплановая, обоснуйте у него же - на берегу это работает, в море игнорируется);

- проверки трюмов, сетеснастных и документации (это обыск – постановление следователя, достаточные основания и право на адвоката при обыске);

- проверки жилых помещений (и это обыск, постановление следователя о неотложных мерах с последующим утверждением решения следователя в суде, собственник помещений или его представитель имеют право на адвоката);

- изъятие документации (выемка - процессуальное действие, УПК - хорошая книжка).

Кто такие наблюдатели на судах? Если представители общества потребителей, экологов или сертификаторы – понятно, но представители государства - это мелочь в кармане собственника посчитать.

На местных рыбных рынках проверяющих больше, поэтому там обхохочешься.

Тот, кто хочет все и сразу, получает ничего и постепенно - эта фраза Жванецкого, кажется, подходит для ситуации с продажей любительских уловов и не только. Если нет нормы закона, получается, и соблюдать нечего? Добровольно никто не продаст дешевле или качественнее, а тем более никто не откажется от левой рыбы.

Сломать устаревшее, неэффективное и явно небезопасное легко, а что будет вместо этого? Тот же хаос, только в профиль. Простое решение – воскресить товарища Берию. Это точно проще. Другие решения требуют работы, времени и заинтересованности участников. Они всегда сложны в исполнении.

Оптимально запустить новую систему параллельно сложившемуся порядку. Какое-то время они будут сосуществовать. Если новое эффективнее и надежнее, остатки сократятся до небольшого фона.

Начало - это в любом случае локальный эксперимент, на базе которого можно просчитать необходимые институциональные изменения, риски и последствия, как положительные, так и отрицательные. И по мере готовности присоединять к нему новые субъекты федерации и прибрежное рыболовство.

Потенциал и управление ресурсами, граничные условия

Эксперимент не должен провоцировать население и бизнес на нарушение общего порядка. В то же время, на нем необходимо отработать институты не только любительской рыбалки, но прибрежного рыболовства. И самое основное – обеспечить прослеживаемость улова, а рынки - гарантиями качества и безопасности. Поэтому оптимум, если говорить об «Исламском кредите», – это Адыгея. Там любительская рыбалка – лишь фон, да и население не так избаловано бюджетом. Как и в любом, распластанном по карте субъекте континентальной России (Пенза, Псков или Пермь). Карелия с приладожскими районами Ленобласти, центр товарной аквакультуры страны, и остров Сахалин, оставшийся без большой рыбы, но с хорошим потенциалом прибрежки. Северо-запад, добротная наука и Скандинавия, да и МГУ рядом. Интеграция в системы мониторинга рыболовства, налогообложения, контроля качества и безопасности - обязательное условие. Экосистема Сбербанка и Госуслуги - оптимальные платформы, они государственные или с государственным участием.

Если говорить о Сахалине, то научный потенциал СахГУ в онлайне с Санкт-Петербургом, с его Лабораторией экономики стран Восточной Азии и не заштампованными юристами, вполне обеспечат исследовательскую и институциональную часть. Экоситема Сбербанка удовлетворяет потребностям эксперимента, он присутствует во всех регионах. В перечисленных субъектах научный потенциал и необходимые институты присутствуют. Плюс для Сахалина: здесь не забыли эксперимент 2015-16 годов.

Приморье. Столичные регионы – это исключение, а не правило, они сильнее и подомнут под свои интересы остальные регионы.

Мурманск. У нас трудно отличить рыбака-любителя от браконьера, там - промышленника от любителя. Слияние более плотное, чем между любителями и браконьерами. Регион очень интересный и перспективный в плане прибрежки.

Камчатка такая же. Если крупные рыбопромышленники этих регионов поучаствуют в ответственности за результаты эксперимента, там все пройдет менее конфликтно и масштабнее. И на Сахалине, и в Карелии без участия крупного рыбного бизнеса, как говорят, телега не поедет, но его роль в этих регионах не будет определяющей.    

Сегодня актуальна потребность в модернизации управления и учета потоков рыбы и морепродуктов от улова до розницы: здесь ФПС и надзоры. В сухопутных субъектах – Росрыболовство – учет вылова. На выходе Роспотребнадзор, таможня, инспекции, и это не полный круг, а лишь определяющие структуры.

Росрыболовство – ресурсы и учет: объем вылова, запретные сроки, районы, орудия лова и промысловые объекты. Экономистов там нет, есть аукционисты и бизнес - менеджеры.

Остальное - президент, правительство, регионы, муниципалитеты, наука и бизнес с населением, плюс СМИ - все должно делаться публично.

Формы контроля – цифровые платформы, участвующие в эксперименте. Внешний контроль для сравнения и внесения поправок в протоколы взаимодействия участников.

Вспоминая сахалинский эксперимент

Те задачи, которые мы ставили в исследовательской части эксперимента по легализации и регламентации условий рыболовства в шестимильной зоне, выполнены, и результаты могут быть использованы в работе. Организация лова гражданами, логистика, оборот улова, реализация на местном рынке и изучение возможности расширения рынка за счет межрегиональной и международной торговли. Возможности использования ресурсов Сбербанка, его экосистема пять лет назад только создавалась, в учете вылова и контроле за оборотом и качеством товаров. Со Сбером же отрабатывались возможности принципиального сокращения издержек промысла и логистики за счет кооперации участников процесса.

Времена изменились – появились агрегаторы и шеринги, все можно взять в пользование.

Говоря об итогах эксперимента по систематизации промыслов и увеличению общественной полезности рыболовства у берегов Сахалина - в прикладной его части реализация уперлась в потолок. Обеспечение прослеживаемости улова, качества и безопасности товара, увеличение ассортимента и снижение цены товаров из уловов граждан и мелкотоварных производителей в существующей нормативной базе и правоприменительной практике оказалось невозможным. «Три хвоста» горбуши стали неотличимы от наваги и браконьерства, «Доступную рыбу» можно улучшить, и это делается на плечах рыбопромышленников силами областных минторга, агентства по рыболовству и муниципалитетов. Хотя, надо признать, торговый потенциал сахалинского рынка в этой части раскрыт едва ли на треть, но принципиальных изменений в этом дискурсе искать бесполезно. Как, впрочем, и для всей отрасли.

О предпочтительных сценариях

Ситуация зависит от направления, в котором будет двигаться федеральный центр в этой части. Разрозненные эксперименты в различных регионах не имеют смысла, проблема не в регионах, а в отсутствии в стране необходимых институтов. Именно это и нужно отрабатывать, как говорил один из руководителей отрасли, «сформировать дорогу от лодки до глотки» для всей страны. Что касается сценариев, их необходимо обсуждать и утверждать выбранные.

Если по максимуму использовать имеющиеся в государстве и регионах возможности, то начало будет стартапом с финансированием на венчурных основаниях, с участием государства как генерального заказчика.

У нас появилось «второе государство», общение с которым гораздо комфортнее. Оно не подвержено российским бедам - коррупции, необязательности, боязни самостоятельных решений и, самое главное, бумагу в нем невозможно положить под сукно. Стола, бумаги и сейфа с печатями нет. К тому же гарантирует мгновенное получение результата. «Цифра» позволяет делать то, что в обычном порядке сложно реализуемо и безумно затратно.

Госуслуги, экосистема Сбербанка, позволяющие альтернативным способом, исключающим возможность субъективного влияния решать государственные задачи контроля вылова, оборота и качества продукции, налогообложения и т.д. Одновременно существенно снижая издержки, покрываемые за счет бюджета на эти государственные услуги, минимизируя коррупционные риски и давая возможность менее конфликтного решения проблем с правоохранительными органами. Госуслуги - штраф и протокол за превышение скорости, неправильно начисленный налог (вопрос решается, не вставая с дивана, сам пробовал и другим рекомендую).

Если система выявила менее значительные административные нарушения, можно уплатить штраф быстро и за полцены, или долго, но за полную цену с пеней и приставами. Банк, видящий не только доходы и расходы, но и коммерческую ситуацию в её развитии, вполне может посчитать выгодным для себя решить не только проблему со штрафом, но и с бытовыми и производственными проблемами по льготным условиям. Плюс бонусы за каждую операцию.

Составные экоситемы Сбера - агрегаторы, каршеринг и прочие шеринги, смарт-контракты, к примеру, позволяют существенно снизить издержки на основные фонды. Не надо покупать в собственность, можно взять в пользование или заказать услугу. И все опции в одном смартфоне, и, что самое важное, они уже работают. Адаптировать под локальную модель достаточно просто, все системы развивающиеся, с хорошим потенциалом, системами разработки необходимых программных продуктов и воспроизводства талантов.

Если мы рассчитываем встроиться в мировой несырьевой рынок на хороших условиях, других вариантов нет. Это наиболее перспективная платформа, с которой можно начинать моделировать эксперимент.

«От улова до конечного потребителя»

Плюсы работы в таком формате: на этапе обсуждения вовлекаются необходимые цифровые, научные, административные и бизнес-ресурсы, адаптация моделей и участников, принятие необходимых решений в режиме реального времени. При запуске - включение в программу эксперимента значительной части населения регионов и возможность корректировок в протоколах взаимодействия. Эксперимент продолжительностью от полугода до года, более длительный срок - топтание на месте.

По запуску эксперимента можно в том же составе готовить концепцию прибрежного рыболовства. И в ходе его обкатывать необходимые институты.

При заинтересованности сторон на этапе окончания эксперимента – изменения в законодательстве и регламенты. Прибрежка и его народная часть – любительская рыбалка – с местными рынками (а это и рынок сырца для переработки) неразделимы. При всем этом мы не сломаем того, что уже работает.

Программа в смартфоне – один клик - фиксация улова, второй – переход права собственности на улов агрегатору, третий – опт, розница или переработка, и так до конечного потребителя.

Какой смысл в рыболовном билете и регистрации в налоговой, если для большинства граждан продажа улова - не работа, а возможность приработка? Установил программу и высветился сразу во всех профильных ведомствах и службах. Слукавил - удалили без права восстановления. Многие опции, позволяющие не тратить время на преодоление административных барьеров, могут решить ряд вопросов крупного бизнеса. Снижение издержек собственности - это больше для граждан и малого бизнеса.

Все сказанное – всего лишь один из многообразия возможных вариантов развития прибрежки и его составной части рыболовства гражданами. Здесь то, что считаю существенным, у многих другие представления о теме. Предложение основано на многолетнем опыте работы в Сахалинской области и некотором знании региональных особенностей рыболовства в стране и мире. Принцип «кто кого перемолчит» не решает ни одной проблемы - надо прокачивать модели всем, кто видит в этом интерес.

Сахалин может, если захочет, дать фору другим субъектам РФ по многим вопросам на начальном этапе. А дальше - работа на результат, и у каждого он свой.

Игорь Быстров, экономист, к. э. н., Сахалин

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 <  Июнь   <  2022 г.