«Скорпион»: случайна ли трагедия?
Сначала несколько слов об этом судне: «Средний рыболовный морозильный траулер «Скорпион» стал головным судном проекта 1701. Серия из двух судов данного проекта создаётся на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области в рамках госпрограммы инвестиционных квот. Программа, также называемая «квоты под киль», подразумевает выделение квоты на вылов биоресурсов в обмен на постройку судна на российской верфи. Заказчиком серии выступает мурманская группа компаний «ФЭСТ». Контракт на головное судно заключен с АО «Эридан» (История постройки одного судна). И далее: «Пройдёмся по основным этапам создания нашего героя. Закладка траулера «Скорпион» под заводским номером 414 состоялась 27 декабря 2017 года. Откровенно говоря, название «Скорпион» больше соответствует имени боевого корабля. Однако таково было желание заказчика, видимо, решившего, что «атакующее» имя промысловому судну не повредит. Формирование корпуса и насыщение основным оборудованием происходило в новом эллинге «Пеллы». Вот так выглядел наш герой в апреле 2019 года, за три месяца до следующего этапа строительства. Самым ярким и красочным событием при строительстве судна является спуск на воду. «Скорпион» попробовал воду Невы 10 июля 2019 года. Церемония прошла в день открытия рыбопромышленного форума, поэтому в спуске участвовали такие высокопоставленные гости, как министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев и его заместитель, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков». «Спуск на воду является также хорошей возможностью изучить некоторые технические параметры судна. Траулер проекта 1701 имеет длину 61 м, ширину — 14 м, водоизмещение — 3130 тонн. Расчётная осадка составляет 5,9 м, скорость — 13,5 узлов. Экипаж насчитывает 38 человек. Судно оснащено главным двигателем Wartsila 6L32 мощностью 3480 кВт. Крутящий момент через редуктор и гребной вал передаётся на винт регулируемого шага в насадке. В носовой части предусмотрено подруливающее устройство туннельного типа. Вскоре на траулере «Скорпион» появится рыбофабрика. Она сможет выпускать потрошёную и филетированную рыбу, а также кормовой фарш и ликвидные рыбные отходы. Заморозка переработанной рыбы будет производиться в горизонтальных и вертикальных морозильных аппаратах. Для хранения готовой продукции предусмотрен морозильный трюм объёмом 1200 куб. м. Напоследок немного о стоимости. Как известно, постройка нового судна — удовольствие не из самых доступных. Точная стоимость «Скорпиона» не раскрывается, однако известно, что для строительства двух траулеров проекта 1701 для группы «ФЭСТ» были открыты две кредитные линии общим объёмом 47 млн евро. С учётом этих цифр понятно, что заказчик максимально заинтересован в своевременной сдаче траулера и скорейшем начале промысла. Пока всё идёт по плану. Заключительные этапы строительства — испытания и передача судна заказчику — запланированы на третий квартал 2020 года» (там же). А 30 марта 2021 года в Интернете появляется статья со зловещим названием: «Проклятый борт: траулер «Скорпион» рухнул на причал в Ленобласти, пропали двое рабочих»: «На судостроительном заводе «Пелла» в Отрадном Ленинградской области 30 марта произошло ЧП: морозильный траулер «Скорпион», находившийся в процессе достройки, завалился набок, когда его проверяли на устойчивость.
Это испытание проводилось путем кренования — перемещения груза от одного борта к другому. Для кренования обычно используются залитые бетоном металлические кубы весом по 6,5 тонны каждый. «Да, что-то пошло не так. Сейчас главное — разобраться и принять правильное решение», — сказал журналистам заместитель генерального директора по перспективному развитию судостроительного завода Илья Вайсман». «Что-то пошло не так…»… «Думали как лучше, а получилось, как всегда». «Понадеялись на русское «авось»…»… Вероятно, будет еще много разных «соображений» на счет этой аварии и последующей вслед за ней трагедии. Но вот и другая информация из этого же источника: «Осведомленные источники рассказали, что это уже не первое подобное происшествие на «Пелле»: ранее там уже случался такой же инцидент с развесовкой при креновании, и тогда один из рабочих получил перелом ноги. По предварительным данным, нынешние испытания «Скорпиона» на устойчивость проводились два дня, но вчера перед кренованием всех рабочих предварительно вывели с судна, а сегодня — нет». А вот и пугающие подробности: «Представители рыболовной компании подтвердили журналистам, что с приемом «Скорпиона» возникли сложности, поэтому он был возвращен на достройку. Очередная его передача «ФЭСТу» и ввод в эксплуатацию планировались на середину нынешнего года. Группа «ФЭСТ» заказала «Пелле» два таких траулера в рамках распределения инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. Второй морозильный траулер — «Лев» — был торжественно спущен на воду в октябре 2019 года». Напоминаю, что статья была названа «Проклятый борт…»: вероятно, автор предполагал, что над этим бортом, точнее судном, нависло какое-то проклятие, почему со «Скорпионом» случается одна беда за другой. Интернет переполнен фото- и видео с места аварии и трагедии. Хозяева судна не простые рыбопромышленники: группа ФЭСТ объединяет российские АО «Феникс», АО «Эридан», АО «Стрелец», АО «Таурус». Суда компаний ведут промысел в Баренцевом и Норвежском морях. ФЭСТ выпускает свою продукцию под брендами Eurofish и «Рыбное меню». За церемонией спуска судна на воду в 2019 году наблюдал сам министр сельского хозяйства господин Патрушев. Казалось, все звезды благополучия сошлись на небосводе. И вот, на тебе… «Что-то пошло не так…», – заявляет один из главных судостроителей. Что-то – в первую очередь БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, приведшая к трагедии. Не так – все те риски, связанные с отечественным судостроением, в условиях тотального правительственного давления с одной стороны, чтобы оправдать инвестиционный проект «квоты под киль», и, с другой, -- не готовность отечественного судостроения к «мирным» целям – строительству безобидного рыболовецкого флота. И в этом, очевидно, и заключается то самое проклятие, на которое намекает нам автор одной из статей об аварии «Скорпиона». Сергей Вахрин |