Последние публикации

15 Апр 2021
По факту выявленного нарушения в отношении судовладельца – АО «СКБСФ» возбуждено дело
15 Апр 2021
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 25 июня 2020 года № 321
15 Апр 2021
Инвестиционным квотам быть: Долговременную стратегию промысла минтая обсудили в Приморье
15 Апр 2021
Илья Шестаков: Назрела стратегическая потребность отрасли в новых кадрах и новых компетенциях
15 Апр 2021
Наша цель – рациональное природопользование
15 Апр 2021
Камско-Волжский филиал Главрыбвода активно готовится к нерестовой кампании 2021
15 Апр 2021
Карельский филиал Главрыбвода приступил к выпуску молоди лососевых
15 Апр 2021
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 11 апреля 2021 года
15 Апр 2021
Сертификат QR-код
15 Апр 2021
Американская компания BlueNalu планирует в 2022 году вывести на рынок рыбное филе
15 Апр 2021
Что же касается публичных целей и задач Росрыболовства
15 Апр 2021
Сахалинский рыбзавод увеличил мощность благодаря новому морозильному оборудованию
15 Апр 2021
"Преображенская база тралового флота" в 2020 году получила 1,9 млрд рублей прибыли
15 Апр 2021
Росрыболовство заявило о втором этапе программы инвестквот для переработки минтая
15 Апр 2021
Позиция Федерального агентства по рыболовству относительно проекта нового закона об электронных торгах.
15 Апр 2021
Итоги 2020 года и планы развития рыбохозяйственного комплекса
15 Апр 2021
На Камчатке полицейские установили личность подозреваемого в хищении 460 кг рыбопродукции
15 Апр 2021
В Японии разрешили слить в океан очищенную от радиоактивных частиц воду с "Фукусимы-1"
15 Апр 2021
Заводы строятся, траулеры – в уме
15 Апр 2021
"Норникель" к 2026 году создаст туристический кластер рядом с таймырским плато
15 Апр 2021
ФГБУ «НЦБРП» подвело итоги деятельности региональных отделов за первый квартал 2021 года
15 Апр 2021
Кому будет клево
15 Апр 2021
Цены на красную икру бьют рекорды
14 Апр 2021
В Приморье и на Сахалине оформлено 883 ветеринарных сертификата на экспортируемую продукцию водного промысла
14 Апр 2021
В икре производителя из Камчатского края выявлены бактерии группы кишечной палочки и другие нарушения
14 Апр 2021
Госдума доработает проект закона об электронных торгах в рыболовстве
14 Апр 2021
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края проведёт выездной приём граждан в Елизовском районе
14 Апр 2021
Рыболовство и бизнес: кому — рыбу, кому — льготы
14 Апр 2021
Ударим контейнером по рыбакам, и рыбаки спасут Арктику
14 Апр 2021
В Хабаровском крае осуждены организатор и участник преступной группы
14 Апр 2021
Россиянам хотят дать право использовать лесные участки для рыбного хозяйства
14 Апр 2021
Росрыболовство прогнозирует вылов лососей на Камчатке в 2021 году в объеме 359 тыс. тонн
14 Апр 2021
В Курганской области вводится оперативно-профилактическая операция «Нерест»
14 Апр 2021
Штаб Охотоморской путины: вылов тихоокеанской сельди превысил результаты прошлого года на 54,8%
14 Апр 2021
«Отдельные меры по регулированию промысла водных биоресурсов Черного моря в Крыму и Севастополе позволят снизить нагрузку на промысловые объекты»
13 Апр 2021
Владелец «Пятерочки» купил «Много лосося»
13 Апр 2021
Полицейские совместно с пограничниками изъяли у жителя Астраханской области более 2 тонн немаркированных раков
13 Апр 2021
Корабелы Северной верфи готовятся начать затяжку кабеля на головной траулер проекта 170701
13 Апр 2021
Рыбаки недосчитаются красной рыбы на Сахалине
13 Апр 2021
Ученые начали изучать биоразнообразие водоемов через сбор ДНК в воде
13 Апр 2021
Дмитрий Григоренко рассказал о перспективах расширения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольных органов
13 Апр 2021
На Ямале обсудили квоты на традиционное и промышленной рыболовство
13 Апр 2021
СОС с «Порта Мэй»
13 Апр 2021
Глава Росрыболовства проведет во Владивостоке совещание по вопросам промысла минтая и тихоокеанских лососей на долгосрочную перспективу.
13 Апр 2021
В КГТУ открылась конференция «Дни науки – 2021»
13 Апр 2021
За преемственность и устойчивость!
13 Апр 2021
К приходу уйка в Томари готовятся, как к лихим девяностым
13 Апр 2021
СахНИРО нужны водолазы
13 Апр 2021
В Федеральном собрании продолжат согласованную доработку законопроекта об электронных торгах
13 Апр 2021
Приморским гребешком и трепангом заинтересовался крупный федеральный холдинг

Подписка на новости

«Негде охотиться, нет рыбы…»

1179
Эксклюзив

Обзор промысла в море информации за минувшую неделю. 

Судьба иваси

КРУПНЫЕ рыбодобытчики могут отказаться от вылова сардины иваси, самой дешевой в России рыбы, сообщило на этой неделе РБК. Как пишет информагентство, о рисках «крупномасштабных сбоев» в промысле сардины иваси и «значительном» увеличении из-за этого цен на некоторые виды рыбной продукции предупредили дальневосточные компании «Тралфлот» и «Софко», входящие в группу «Сигма Марин Технолоджи». В середине марта гендиректор обеих компаний Владимир Рекасов направил вице-премьеру Виктории Абрамченко письмо, с копией которого ознакомился РБК. Представитель вице-премьера подтвердила поступление письма и уточнила, что оно будет направлено на проработку в профильные ведомства. РБК направил запрос в Росрыболовство и Минсельхоз. Сбои в промысле могут возникнуть в связи с вступлением в силу нового требования о таможенном декларировании так называемых незаходных судов, указано в письме. Речь идет о судах, которые добывают рыбу по российским квотам, но были построены или куплены за рубежом и обслуживаются и ремонтируются в иностранных портах. В конце 2020 года правительство приняло постановление, согласно которому до 1 января 2022 года все суда, произведенные или приобретенные за пределами Евразийского экономического союза и занимающиеся рыболовством в исключительной экономической зоне России, должны пройти таможенное декларирование. Без этого они лишаются права на добычу рыбы по российским квотам. У «Тралфлота» и «Софко» три таких судна - это супертраулеры «Сергей Бочкарев», «Петр I», «Ерофей». Построенные в 1990-е годы в Испании траулеры переоборудовались и модернизировались российскими компаниями, сейчас они самые высокопроизводительные в мире, указывает Рекасов. Каждое судно в год может добывать более 80 тыс. т водных биоресурсов, и около половины добычи приходится на скумбрию и сардину иваси, промысел которой не так давно возобновился.

Сейчас сардина иваси - самая дешевая рыба в России: 1 кг с доставкой до порта Владивостока стоит у рыбаков, по словам Рекасова, 40–45 руб. Для сравнения: 1 кг минтая, который в этом году рекордно подешевел, сейчас стоит на Дальнем Востоке у рыбаков 68 руб., тихоокеанской сельди - 65 руб. Старожилы помнят, что дальневосточная сардина иваси была популярным рыбным брендом в СССР: традиционный новогодний салат «сельдь под шубой» многие готовили именно с добавлением иваси, а не классической сельди. Добыча этой рыбы была на пике в 1980-е годы, а рекорд по вылову был в 1990-м: тогда ее добыли 484,4 тыс. т, но затем иваси ушла от российских берегов. Вылов после 25-летнего перерыва возобновился в 2016 году. По итогам 2020 года иваси добыли 313 тыс. т, оценивала Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ). Иваси ловят далеко от берега в открытом океане, и почти половину улова добывают суда, не прошедшие процедуру таможенного декларирования в российских портах, - в 2020 году они добыли около 158,2 тыс. т, из них принадлежащие «Тралфлоту» и «Софко» траулеры «Петр I» и «Сергей Бочкарев» выловили более 56,6 тыс. т иваси (траулер «Ерофей» был куплен недавно и проходит модернизацию в Китае), пояснил Рекасов в разговоре с РБК. Покупка и модернизация одного траулера обходится примерно в $50 млн, но российские компании не растаможивают суда, потому что тогда им придется заплатить еще 25% сверх этой суммы - таможенную пошлину в размере 5% и НДС в размере 20%. «Мы не против заплатить таможенные пошлины, но проблема в том, что их нужно заплатить единовременно», - указывает Рекасов. Расходы по таможенному декларированию трех судов «Тралфлота» и «Софко» составят не менее 3 млрд руб. Эта сумма, которую необходимо заплатить до конца 2021 года, в два раза превышает совокупную прибыль «Тралфлота» и «Софко» за прошлый год, которая составила 1,5 млрд руб. Расходы по таможенному декларированию судов могут снизить финансовую устойчивость группы, чья прибыль и так, вероятно, снизится в 2021 году из-за нарушения поставок минтая в Китай и которая взяла кредиты на строительство на дальневосточных верфях судов для промысла крабов, указано в письме. Задекларировать иностранные суда так или иначе придется, но, если это нужно будет сделать в 2021 году, компании будут вынуждены отказаться от низкорентабельных видов промысла, то есть иваси, и перейти на добычу более рентабельных биоресурсов, констатирует Рекасов. Сокращение поставок приведет к увеличению отпускной цены иваси: по оценкам эксперта, она может увеличиться на 20–25%.

А вот в группе «Норебо», которая также добывает иваси на Дальнем Востоке, не ожидают сбоев в вылове этой рыбы. Однако замгендиректора компании Сергей Сенников признает, что, если из-за растаможки финансовое состояние конкурирующей компании ухудшится, то, чтобы компенсировать расходы, при выборе квот на вылов рыбы она сделает выбор в пользу того вида, что дает максимальный доход. Сама «Норебо», по собственным данным, в прошлом году выловила не только на Дальнем Востоке, а во всех регионах промысла более 100 тыс. т иваси.

Напомним, ввести трехлетний переходный период для таможенного декларирования так называемых незаходных судов ВАРПЭ просила Михаила Мишустина в этом январе. Единовременные затраты отрасли на декларирование судов ассоциация оценивала в 25 млрд руб., а дополнительные затраты из-за необходимости перехода в российские порты и потери от недолова могут обойтись отрасли еще в 4 млрд руб. В Росрыболовстве ранее с оценкой расходов бизнеса не соглашались: затраты на таможенное оформление 69 судов там оценили в 1,82 млрд руб. В Минсельхозе говорили, что цель новых требований - повысить эффективность рыбохозяйственного комплекса.

Как сообщает ТАСС, реакция Росрыболовства на информацию СМИ о возможном дефиците продукции и повышении цен на иваси последовала. «Объективных причин для сокращения добычи сардины иваси нет», - подчеркнули в ведомстве. Как заявили в Росрыболовстве, в случае отказа одного из добытчиков его место займет другой. К тому же, рыбопромышленники, имеющие «незаходные» суда, были осведомлены о готовящемся постановлении задолго до его вступления в силу и имели достаточно времени для подготовки, добавили в ведомстве…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ закипели денежные страсти в Калининградской области. Как сообщает Klops.ru со ссылкой на BusinessFM Калининград, тамошние производители рыбных консервов подняли цены на свою продукцию на 3-4% из-за удорожания сырья. По словам главы группы компаний «За Родину» Сергея Лютаревича, если год назад килограмм подсолнечного масла обходился рыбоконсервным предприятиям в 53 рубля, то сейчас его стоимость выросла до 120 рублей. Подорожала также томатная паста (+28%). Изменились в большую сторону цены на упаковку - жестяную банку (+20%), а также на электроэнергию (+55%). Калининградская область - рыбный регион, и цена на продукцию из рыбы должна быть адекватной, говорит, в свою очередь, заместитель генерального директора компании «Spar-Калининград» Алексей Елаев. Он пояснил «Business FM Калининград», что ретейлеры понимают, насколько это важный продукт для калининградцев, и стараются не повышать стоимость выше оптовой наценки. «Наши пределы тоже не безграничны. Цена на рыбные консервы должна быть адекватной», - отметил Елаев. Он добавил, что, возможно, усилия правительства Калининградской области по снижению тарифов на электроэнергию, по увеличению мощностей калининградских производителей «каким-то образом позволят сдержать цены».

Стратегия доступности

ВПЕРВЫЕ за последние двенадцать лет камчатская рыболовная общественность получила возможность донести до власти проблемы рекреационного рыболовства, сообщает Кам24. На минувшей неделе был представлен проект Стратегии развития рыбохозяйственной отрасли Камчатского края до 2035 года. Работает над документом авторский коллектив под руководством президента ВАРПЭ Германа Зверева. Руководитель НКО «Камфишинг» Дмитрий Андрусенко, участвовавший в обсуждении стратегии, рассказал о значимости документа, куда отдельным блоком вошло и рекреационное рыболовство. «Фокус нашего внимания - рекреационное рыболовство, а именно любительская и спортивная рыбалка. Тут, безусловно, нужна новая стратегия, необходимо кардинально менять подход. То, что мы имеем на сегодняшний день, вот уже на протяжении 12 лет с момента проведения конкурсов на рыбопромысловые участки, по закону и по правилам рыболовства местный житель или приезжий только обязан, прав у него особо и нет», – отмечает эксперт. С 2008 года наиболее популярные места, которые традиционно использовались населением для добычи водных биоресурсов, были переданы в аренду частным компаниям, которые искусственно разделили единый водный объект на множество участков и тем самым заставляли рыбаков-любителей оплачивать нахождение на водоеме неоднократно. «На этом фоне пришлось вникать и в правила рыболовства, и в законодательство. Мы считаем, что стратегия необходима. Если нет стратегии, то нет вектора, куда двигаться. Нам удалось поучаствовать в обсуждениях благодаря тому, что случай нас свел с руководителем ВАРПЭ, председателем Общественного совета при Росрыболовстве Германом Зверевым. Как оказалось, он наш земляк и родом из Усть-Большерецка. Во многом из-за вмешательства Германа Станиславовича нашей организации получилось донести проблемы любительского рыболовства на уровень Общественной палаты РФ. В свою очередь, руководство Общественной палаты и ВАРПЭ обратили внимание краевых властей и федеральных структур на необходимость взаимодействия с общественными организациями. Без его поддержки было бы еще лет десять топтаний на месте», – подчеркнул представитель рыболовной общественности. Осенью прошлого года в ходе содержательной сессии по обсуждению стратегии, которая была посвящена любительской рыбалке и туризму, участники сошлись во мнении, что сложившуюся систему необходимо менять, поскольку она представляет собой монополизацию водоемов общего пользования, монополизацию национального ресурса. Как отметили участники, необходима прозрачная система формирования стоимости путевок на основе налогового кодекса, в котором закреплены ставки сбора, и выделения объемов водных биоресурсов для ведения любительского и спортивного рыболовства. Необходимы льготные путевки для малозащищенных слоев населения. На данный момент ФГБУ «Главрыбвод» предоставляет льготы только ветеранам Великой Отечественной войны. Кроме того, организация любительского лова ценных пород рыб, а ими являются тихоокеанские лососи, должна полностью быть в государственных руках и строго по лицензиям. Что касается наиболее доступных (менее ценных) видов рыб: гольцов, корюшки – добыча этих видов должна осуществляться свободно в рамках суточной нормы вылова без привязки к какому-либо участку. По твердому убеждению Дмитрия Андрусенко, стратегия должна быть нацелена на доступное рыболовство с соблюдением существующего законодательства.

ДЛЯ ПОСТАВОК рыбы с Дальнего Востока в центр страны федеральный бюджет мог бы выделить субсидии на порожнюю перегонку рефрижераторов в обратном направлении, предложили операторы подвижного состава. Как сообщает Коммерсантъ, эта идея уже поддержана Росрыболовством. Размер компенсаций оценивается до 400 млн руб., что позволит перевезти до 100 тыс. тонн рыбы, скопившейся на Дальнем Востоке из-за закрытия китайского рынка. Рыбаки считают, что всю выгоду от меры получат перевозчики. Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС; объединяет операторов и владельцев рефрижераторного подвижного состава) предложила компенсировать порожнюю перегонку вагонов из центра РФ на Дальний Восток при условии обратной поставки рыбной продукции. Вопрос обсуждался на совещании у главы Росрыболовства Ильи Шестакова на прошлой неделе, рассказали в АСОРПС. По оценкам президента ассоциации Михаила Синева, это позволит поставить на внутренний рынок дополнительно до 100 тыс. тонн рыбы, скопившейся из-за закрытия китайского рынка в конце 2020 года. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев говорит, что на Дальнем Востоке скопилось около 80–90 тыс. тонн рыбной продукции. Как поясняет господин Синев, перегонка пустых вагонов из Центральной России на Дальний Восток обходится в 200 тыс. руб. за контейнер, и операторы не могут себе позволить таких расходов. По его словам, после закрытия китайского рынка рыбопромышленники стали заявлять большие объемы на внутренний рынок, что привело к дисбалансу в логистике. Если раньше в центр условно приезжало 100 вагонов с Дальнего Востока и обратно отправлялось столько же с грузом, то сегодня число рефрижераторов с рыбой выросло, а товара для загрузки всех вагонов на обратный путь нет, рассказывает Михаил Синев. По подсчетам АСОРПС, для перегонки одного порожнего рефрижераторного контейнера может потребоваться 114,5 тыс. руб. компенсации, а для перевозки 100 тыс. тонн рыбной продукции - до 400 млн руб. В Росрыболовстве сообщили, что поддерживают идею субсидирования обратного порожнего перегона рефрижераторов, доставляющих рыбную продукцию с Дальнего Востока. Там считают, что это позволит обеспечить загрузку перерабатывающих предприятий Центральной России. В ОАО РЖД подтвердили факт обсуждения субсидии на возврат порожних рефрижераторных вагонов и контейнеров, подчеркнув, что речь идет не о скидке к тарифу, а о субсидировании перевозок государством. В монополии добавили, что доля транспортной составляющей в цене рыбы при поставках в центр РФ с учетом предоставления рефрижераторного подвижного состава собственником и терминально-экспедиторских услуг не превышает 7,5% при неизменном тарифе за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта, на который в стоимости 1 кг продукции в среднем приходится 2,5%. Таким образом, уровень транспортных затрат не определяющий фактор в итоговой цене рыбы и рыбной продукции, подчеркнули в ОАО РЖД. Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак сомневается, что компенсация порожнего пробега рефрижераторного парка позитивно отразится на поставах рыбной продукции на внутренний рынок и ценах для населения. По его словам, субсидия никак не повлияет на стоимость перевозки рыбы, а средства «осядут» у операторов подвижного состава. Председатель Рыбного союза Александр Панин говорит, что в центре РФ нет недостатка в рыбном сырье. Источник в отрасли добавляет, что дополнительные объемы, которые поступят с Дальнего Востока, можно переработать, но могут возникнуть проблемы со сбытом готовой продукции. Герман Зверев также категорически не поддерживает предложение АСОРПС. По его словам, для получения субсидирования операторы могут заявить самую высокую планку тарифа - летний тариф, который применяется для перевозки красной рыбы. Это никак не поможет стимулировать спрос на внутреннем рынке и не снизит риски рыбопромышленников и оптовых компаний, от которых зависят цены на рыбную продукцию, подчеркивает он. В ВАРПЭ считают, что более эффективной мерой для борьбы с избытком рыбы на Дальнем Востоке станет механизм государственных интервенций по аналогии с теми, что существуют на зерновом рынке.

Олигархи на Севере

«ОЛИГАРХИ должны спасать русский Север за свой счет. Потанина «выставили» на 146 миллиардов. Хватит ли этого, чтобы очистить природу?» - под таким заголовком на минувшей неделе вышел материал в Свободной прессе. Нам эта публикация показалась любопытной, поэтому предлагаем ее и вашему вниманию.

«Средства от рекордного штрафа в размере 146 млрд руб., который «Норникель» уплатил за разлив дизельного топлива в мае 2020 года, должны быть направлены на улучшение экологической ситуации в Норильске и на прилегающих территориях. Об этом заявил президент России Владимир Путин. По его словам эффективно потратить такую большую сумму на улучшение экологии Норильска в короткие сроки не получится, но в долгосрочной перспективе город должен получить эти средства на оздоровление природы. Хватит ли этих денег, чтобы компенсировать причиненный ущерб? И будут ли они потрачены эффективно - мы спросили наших экспертов. 

- В России никогда еще не тратилось столько денег на экологию, и нет никаких оснований верить в то, что такое возможно, - полагает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. - Для подобного утверждения нужно понимать мотивы принимающих решение лиц. Главный мотив всей верхушки - спустить проблему на тормозах, сделать вид, что Норникель наказан (чтобы успокоить общество), ну и под шумок прогнуть Потанина на какие-то свои нужды, а вовсе не на улучшение экологии в месте техногенной катастрофы. Поэтому скорее всего будет так: кинут 3−4 миллиарда мэрии Норильска для устранения самых актуальных, горящих проблем - очистки зараженной акватории и т. п., миллиардов на 10 прогнут Норникель, чтобы он со своей стороны что-то сделал для модернизации своего хозяйства (меры безопасности и пр.). Затем пару миллиардов кинут МинЧС и другим ведомствам, перед которыми будут поставлены различные экологические задачи в регионе. Еще полмиллиарда, не меньше уйдет на черный и белый пиар, нацеленный на то, чтобы замять и заболтать проблему, поощрить непричастных и наказать невиновных. Еще пару миллиардов выпросит себе Минприроды - он же не собирается стоять в стороне. Наконец, Потанину будет предложено бросить миллиардов 10 на поддержку кандидатов от «Единой России» на предстоящих выборах - в связи с чем ему по бумагам засчитают 20… Не нужно забывать, что на этом еще должны заработать юристы с адвокатами и разного рода проверяющие. Половина денег немедленно будет украдена чиновниками, затем в течение года половина оставшейся половины будет распилена исполнителями. Ну и всем проверяющим будут показывать потом одну и ту же лужу, на очистку которой плюс фуршеты для проверяющих якобы потрачено 146 миллиардов. Так будет в ближайшие пару лет. А потом все забудут о том, что поручал Путин… Но хотелось бы ошибиться.

«СП»: - То есть по большей части деньги не будут использованы по назначению? 

- То есть как минимум 80% этой суммы, а скорее всего и более будут использованы не по назначению. Но мы этого никогда не узнаем. В стране начисто отсутствует система контроля за выполнением поручений даже президента, не говоря уже об иных чиновниках.

«СП»: - По-вашему, Норникель легко отделался? Может, нужно было побольше содрать? 

- В каком-то смысле легко. Ведь по уму его нужно после того, что случилось, национализировать. Но власть на это не пойдет. Проще доить предприятия, чем ими управлять.

«СП»: - Все-таки 146 миллиардов сумма серьезная. Можно ли это считать прецедентом? Будут ли других гигантов «выставлять» на деньги в таких же размерах?

- «Выставлять» будут почти всех, за исключением членов семьи. И поводы для этого будут находиться легко - необязательно ждать очередной технологической катастрофы, число которых, кстати, будет нарастать. И цели при этом всякий раз будут разными: от прямого рэкета - «выделить деньги на госпрограммы» - до штрафов за что-нибудь и прямой смены собственников, в том числе - продажи предприятий (того же Норникеля) зарубежным ТНК… Нужно понимать, что в органах управления страной и ее экономикой давно воцарилось беззаконие, и оно может коснуться всех или почти всех.

«СП»: - Добывающая промышленность десятилетиями убивала природу в тех местах - по всему Северу. Но нельзя же ее взять и остановить. А ведь ее работа будет с каждым годом приносить все больше ущерба. Что делать? Проблема нерешаема в принципе?

- Проблема, в принципе, решаема, но при этой власти, не при нынешней системе. Эта система нацелена только на наживу - и в ближайшие годы ее не исправят никакие, даже самые жесткие поручения президента.

- Реакция президента в данном случае, конечно, абсолютно показательная, - считает координатор партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» Андрей Дмитриев. - Почему на «Норильский никель» наложили такой большой штраф? Потому что существует совместный с уважаемыми западными партнерами проект «Арктика» по добыче полезных ископаемых на шельфе и развитию Северного морского пути. И уважаемым западным партнерам экологические катастрофы понравиться не могут, более того - освещение ситуации в мировых СМИ ставит под угрозу его реализацию. А это именно личный, персональный проект президента. То есть Владимир Потанин помешал замыслам Владимира Путина, за то и пострадал финансово. Рвануло бы где-то в другом месте, возможно, и обошлось бы. Причем сейчас Потанин предпринимает активные меры по обелению своего имиджа. Дал вот тут полуторачасовое (!) интервью каналу «Спас», а конкретно главе синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества Владимиру Легойде. Оно изобилует жутчайшими банальностями, типа того, что олигарх - «человек, мечтающий о счастье для себя, для близких, да для всех», и «чем шире круг людей, которых бизнесмен охватит своей заботой, тем лучше». Да уж, охватил заботой северян знатно, залив тундру топливом! А после появились еще и как под копирку написанные статьи в различных СМИ с этой и подобными цитатами…

В целом, можем отметить, что имеем дело с демонстративной поркой на публику. Причем не столько отечественную, сколько западную. Самому существованию и благополучию Потанина, как и других олигархов, это ничуть не угрожает. Заплатил сейчас деньги в бюджет - сдерет потом их со своих же работников. И, разумеется, олигархический характер российской экономики, особенно четко видный в северных регионах, остается таковым, а, значит, новые катастрофы неизбежны. Потому что в погоне за прибылью никто заботиться о тундре, оленях, да и людях не будет. Это же азы, которым еще дедушка Карл Маркс учил, но вот в тысячный раз видим их повторение на практике.

- Опасения, что деньги не будут потрачены по назначению, вполне закономерны, - считает главный редактор портала «ФОРУМ. Мск» Анатолий Баранов. - Собственно, расходование средств, полученных государством от штрафов, в целом не вполне прозрачно. Скажем, в Москве за период самоизоляции размер собранных штрафов резко вырос, но разве перед нами кто-то отчитался, насколько улучшилось финансирование городского хозяйства и по каким статьям? 146 миллиардов рублей - это очень много, по курсу это 2 миллиарда долларов, целое олигархическое состояние. Но рубль с течением времени несет инфляционные потери, так что просто так эти деньги нельзя положить в тумбочку и ждать подходящего момента. То есть говоря просто - эти деньги как-то должны будут работать. Получается, что Потанин беспроцентно кредитует государство на неопределенный срок. И как государство намерено тратить этот кредит? Нам этого не сообщают… Что до того, как эти деньги можно потратить на оздоровление природы в Норильском промышленном районе (именно так это называется), - там точек приложения очень много, десятилетиями природа региона несла ущерб от деятельности человека. Да возьмите хоть Медный завод - если бы меня спросили, как должен выглядеть ад, я бы, наверное, предложил посетить именно этот объект. Не думаю, что системы очистки и регенерации окружающей среды там как-то радикально поменялись с 50-х годов прошлого века, что г-н Потанин много вкладывал в это. Так что наличествует колоссальная «экологическая задолженность» человека перед природой в этом регионе, и надо ее как-то покрывать.

«СП»: - Природу в этом регионе уничтожали и продолжают уничтожать уже почти 100 лет - как только начали добывать и обогащать никель и не только. На всем российском Севере, где ведется добыча золота, алмазов, вольфрама, олова и т. д., картина совершенно аналогичная. Проблема нерешаема в принципе? Можно ли соблюсти баланс между экономическими интересами и экологией?

- Тут есть кажущееся противоречие - уничтожали природу 90 лет, а платить за все должен Потанин, который является собственником Норникеля «всего» 27 лет. Но когда Потанин и Прохоров получали эту колоссальную собственность через залоговый аукцион, они же не ставили вопрос о санации экологического окружения - они бегом вприпрыжку схватили этот «жирный кусок» бывшей государственной собственности, прибыль от которого уже в первый год с лихвой покрыла его аукционную стоимость. Если мне не изменяет память, на аукционе было заплачено порядка 140 миллионов долларов, а прибыль по году была под миллиард. Так что требование покрыть из колоссального «советского наследства» накопившиеся за прежние годы долги, в том числе экологические, справедливо. В этом есть и ответ на ваш вопрос об остальной территории Русского Севера - все эти «Полюс-Золото», «Газпром» и другие должны смириться с тем, что накопленную «экологическую задолженность» им придется покрывать из своей прибыли. И ссылаться на то, что эти проблемы достались им из прошлого, не получится. Согласитесь, во время войны, когда в Норильске добывали вольфрам для танковой брони, и эти танки горели под Вязьмой и Прохоровкой, говорить о покрытии заводом экологического ущерба было, мягко говоря, неуместно. Да и экологические нормы в то время были куда более легкомысленными - человечество еще не накопило должного отрицательного опыта промышленной экологии. Мы и сейчас даже в Москве продолжаем ликвидировать «экологическую задолженность» их прошлого, например, даже в нашем столичном районе Щукино, когда радиоактивные отходы вывозились из Курчатовского центра (когда он еще не носил имени Курчатова), и вываливались буквально прямо за забором. Или даже внутри забора на собственной территории. Норм еще не было, опыта не было.

Что со всем этим делать? Ну, прежде всего, за это надо платить. Граждане уже платят своим здоровьем, на Севере местным жителям негде охотиться, нет рыбы, и негде выпасать оленей. Должны платить и новые собственники. Вероятно, должен возникнуть какой-то экологический налог, который должны платить предприятия, работающие в отдаленных районах Крайнего Севера. Больше все равно платить некому, хотя собственники, наверняка, станут сопротивляться.

Да и не только на Севере эта проблема. От Москвы до самых до окраин проблема варварского использования природных ресурсов стоит очень остро»…

В информационное море с 13 по 19 марта заплывал Борис Максимов

Фото: Петр Ковалев/ТАСС


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Апрель   <  2021 г.