Последние публикации

8 Авг 2022
Продажи форели и лосося из Норвегии продолжают ставит рекорды
8 Авг 2022
Экспорт тунца из Вьетнама во Францию вырос на 203% за 7 месяцев
8 Авг 2022
Цены на чилийский лосось незначительно изменились на 29-й неделе
8 Авг 2022
Крупнейшее в Китае судно для аквакультуры ищет инвесторов
8 Авг 2022
Южнокорейский экспорт продукции из сурими в июне 2022 года
8 Авг 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 02.08.22
8 Авг 2022
Цены экспорта норвежского живого королевского краба в июне были высокими
8 Авг 2022
Поставки норвежской охлажденной сайды в июне были менее активны
8 Авг 2022
На Сахалине реализуют 400 тонн рыбы по сниженным ценам в 2022 году
8 Авг 2022
Проект нового парка культуры и отдыха в Приморье согласован Росрыболовством
8 Авг 2022
ВАРПЭ сформировала позицию по проекту новых правил выдачи разрешений на вылов
8 Авг 2022
Фильм о кругосветной экспедиции парусника Росрыболовства «Под парусами фрегата «Паллада» получил приз кинофестиваля «Человек и море»
8 Авг 2022
О контроле за качеством и безопасностью рыбы и морепродуктов по итогам 1 полугодия 2022 года
8 Авг 2022
Директор ВНИРО посетил ЧукотНИО
8 Авг 2022
Андрей Здетоветский: «Наши усилия не прошли даром»
8 Авг 2022
Прокуратура не нашла оснований для проверки «Корякгеолдобычи»
8 Авг 2022
На реке Карымшина задержаны браконьеры с баграми
8 Авг 2022
Им сверху видно все: сотрудники ФГБУ «Главрыбвод» помогают отслеживать браконьеров с высоты птичьего полета
8 Авг 2022
Рыбоохрана задержала с поличным ловцов лосося
8 Авг 2022
Утверждён план развития Северного морского пути на период до 2035 года
8 Авг 2022
Более 103 тысяч тонн лососей выловили камчатские рыбаки в ходе путины
8 Авг 2022
На Камчатке растет объем рыбопродукции глубокой переработки
8 Авг 2022
Отечественные рыбоводы и марифермеры нарастили производство продукции на 2,2% — почти до 216 тыс. тонн
8 Авг 2022
В России растет производство семги, форели, осетров и морепродуктов
8 Авг 2022
Отказ Росрыболовства сократить длину ставных неводов на северо-востоке Сахалина привел к опустошению нерестовых рек
5 Авг 2022
Кремлевская сказка
5 Авг 2022
Цены на креветки стабилизируются по всей Индонезии
5 Авг 2022
Рекордные результаты норвежского экспорта морепродуктов продолжаются
5 Авг 2022
Может ли аквакультура удовлетворить спрос Китая на продукты питания?
5 Авг 2022
Рынок креветок пострадает до конца года
5 Авг 2022
Экспорт крабов ЖСО из Норвегии в июне сильно замедлился
5 Авг 2022
Перспективы взаимодействия Камчатки и Китая обсудили Владимир Солодов и генконсул КНР во Владивостоке Пяо Янфань
5 Авг 2022
Рыбаков Дальнего Востока поддержала сенатор Российской Федерации Людмила Талабаева
5 Авг 2022
Аналитическая записка ВНИРО о ходе лососевой путины на Дальнем Востоке к 1 августа 2022
5 Авг 2022
СК начал доследственную проверку по факту возгорания на рыболовном траулере в Петербурге
5 Авг 2022
Состоялась рабочая встреча с участием Хабаровского отдела ФГБУ «НЦБРП по вопросам безопасности рыбной продукции, экспортируемой в КНР
5 Авг 2022
Барк «Седов» возвращается в порт Калининград
5 Авг 2022
Инвесторы сматывают удочки
5 Авг 2022
АзНИИРХ участвует в разработке технологий/рецептур отечественного производства кормов для аквакультуры, внося вклад в импортозамещение
5 Авг 2022
ФАС сократила до одного дня срок выдачи предостережений, в том числе за публичные необоснованные прогнозы о росте цен
5 Авг 2022
Инфляция, растущие расходы заставляют вьетнамских фермеров, выращивающих пангасиус, не решаться на создание прудов
5 Авг 2022
В Николаевском районе возбуждено уголовное дело о незаконной добыче водных биологических ресурсов с причинением особо крупного ущерба
5 Авг 2022
Грузовики усыпали Стародубское вонючими рыбьими головами
5 Авг 2022
Судостроение продолжает развиваться в Приморье
5 Авг 2022
Сахалинские рыбаки просят разрешения изымать рыбу из рек
5 Авг 2022
В России растет производство рыбной продукции, в том числе глубокой переработки
5 Авг 2022
Российский рыбный экспорт увеличился в цене в том числе за счет роста поставок филе
5 Авг 2022
Стартовал конкурс журналистского мастерства FishCorr
4 Авг 2022
120 тонн рыбы без маркировки, 844 килограмма икры было обнаружено в цеху организации, занимающейся промышленным рыболовством
4 Авг 2022
В реки Хабаровского края резидент ТОР выпустил тысячи мальков кеты

Подписка на новости

Транспортировка икры - путь к разорению?

3637
Эксклюзив

В настоящее время сложилась такая судебная практика, по которой транспортная компания, перевозящая генеральные грузы и не причастная к вылову живой рыбы, но принявшая на борт судна изготовленную из уловов водных биоресурсов соленую зернистую икру или иную переработанную пищевую рыбную продукцию не только привлекается к административной ответственности за нарушение правил рыболовства в виде многотысячного штрафа, но, в последующем - к дополнительному взысканию многомиллионного ущерба, якобы причиненного водным биоресурсам в виде незаконного вылова.

Приведу примеры: 20 июня 2019 года Камчатский краевой суд Камчатского края за бездокументарную приемку на транспортное судно икры зернистой соленой, с последующей транспортировкой, хранением и выгрузкой в морском порту взыскал с компании «Восток Транс» ущерб, причиненный, по мнению суда, водным биологическим ресурсам в размере более 17 млн рублей; 16 июля 2019 года за перевозку на транспортном судне икры зернистой без оформления приемо-сдаточных документов икры соленой горбуши взыскал с общества с ограниченной ответственностью “Нерей” ущерб, как причиненный водным биологическим ресурсам, в размере более 24 млн рублей;

26 февраля 2020 года Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края взыскал с одного из предпринимателей Камчатки, при его непричастности к вылову живой рыбы ущерб как причиненный водным биоресурсам бездокументарной приемкой и перевозкой на транспортном судне без соленой зернистой икры в размере более 4 млн рублей.

14 января 2021 года этот же городской суд за бездокументарную транспортировку икры лососевых видов рыб в кубоконтейнерах, иной соленой и мороженой рыбопродукции взыскал с ООО «Терминал флот» ущерб в размере более 8 млн. рублей.

15 января 2021 года городской суд взыскал с оного из индивидуальных предпринимателей Камчатки за ущерб, причиненный водным биоресурсам в результате незаконной приемки на судно и последующей транспортировки продукции из водных биоресурсов (икры соленой зернистой дальневосточных лососевых рыб) в размере более 30 млн рублей.

Из вышеназванных судебных актов невозможно уяснить, какие именно вредные конкретные последствия для живой рыбы, находящейся естественной среде обитания возникли от транспортировки солёной икры, изготовленной из рыбы, погибшей до того, как из нее была изготовлена рыбная продукция, каким именно образом бездокументарная приемка, хранение и перевозка на судне соленой икры причинила ущерб живой рыбе, к вылову которой транспортные компании и индивидуальные предприниматели не причастны. Также не понятно, каким образом бездокументарная приемка и транспортировка переработанной пищевой продукции могла причинить ущерб живой рыбе, утратившей свое биологическое существование до того, как продукция из нее была погружена на судно.

Поскольку икра соленая, вырабатывается из погибшей рыбы, то очевидно, что причинить ущерб живой рыбе, транспортировкой соленой икры невозможно.

Ущерб может причиняться только живой рыбе такими действиями как незаконное изъятие её из естественной среды обитания (в запрещенные сроки, в неразрешенном месте, и запрещенными орудиями лова), либо неправомерное уничтожение рыбы, или причинение иных негативных последствий живой рыбе, т.е. действиями к которым транспортное судно с очевидностью не причастно.

По моему мнению, судебные инстанции не увидели очевидного, а именного того, что транспортировкой соленой рыбопродукции невозможно причинить ущерб живой рыбе, находящейся в естественной свободе и в естественной среде обитания.

Логика судебных решений сводится к тому, что бездокументарная транспортировка икры соленой якобы является “рыболовством”, и нарушение правил рыболовства в части транспортировки якобы влечет причинение ущерба водным биоресурсам.

Вместе с тем, полагаю, что современным законодательством России определено, что рыболовство не включает в себя транспортировку соленой икры, поскольку рыболовство завершается выработкой рыбной продукции, или доставкой на берег уловов, либо (в предусмотренных законом случаях) рыбной продукции в живом, свежем или охлажденном виде. Поскольку транспортные суда ни к одному из этих процессов не причастны, а соленая икра не может быть в силу закона отнесена к рыбной продукции в живом, свежем, либо замороженном виде, то очевидно, что у судебных инстанций не имелось правовых оснований признавать перевозку соленой икры либо иной переработанной рыбной продукции рыболовством с причинением ущерба живой рыбе, которая погибла до того, как изготовленная из нее соленая рыбная продукция попала на судно.

Смотрите сами, впервой статье ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов сказано”: “Водные биологические ресурсы (ВБР) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. В этой же статье определено, что «добыча водных биоресурсов» - это процесс их изъятия из естественной среды обитания, а «уловы водных биоресурсов» - водные биоресурсы, извлеченные (выловленные) из среды обитания

В Данной норме права также определено, что:

«рыболовство» - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (пункт 9);

«промышленное рыболовство» - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов (!!!) водных биоресурсов, производству (!!!) на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции (!!!) из этих водных биоресурсов (пункт 10.1).

Из буквального содержания этих норм следует, что в них нет ни слова о том, что приемка, хранение и транспортировка рыбной продукции является рыболовством.

Огульное утверждение том, что рыболовство и промышленное рыболовство включает в себя приемку, хранение и транспортировку соленой рыбной продукции, по моему мнению, является недопустимым расширительным и произвольным толкованием этих норм права.

Единственной нормой права, включающей в себя транспортировку рыбной продукции является п. 10.1 ч.1. ст. 1 Закона о рыболовстве который определяет что «прибрежное рыболовство это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов (!!!) водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом (!!!), и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде

Данная норма права в силу её отсылочного характера только в том случае считает транспортировку рыбной продукции прибрежным рыболовством, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрена длишь в том случае, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено Законом рыболовстве».

Такая норма, разрешающая выработку рыбной продукции в законе есть.

Это пункт 5 ст. 20 Закона о рыболовстве.

Вместе с тем из этого пункта следует, что на судах рыбопромыслового флота допускается изготовление не любой рыбной продукции, а только находящейся в живом, свежем и охлажденном виде, к коим соленая рыбная продукция не является.

Более того из содержания статей 34, 35 этого же Закона для транспортировки на судне рыбопродукции не требуется получения каких-либо разрешений.

Поскольку икра соленая зернистая лососевых пород рыб не является продукций в живом свежем или охлажденном виде, то в силу закона её транспортировка не является и прибрежным рыболовством.

Согласно требований статьи 2 Кодекса торгового мореплавания такая транспортировка является осуществлением торгового мореплавания в виде перевозки грузов и товаров.

Получается, что вопреки названым императивным нормам права, суды ошибочно приравняли «добычу» живой рыбы к бездокументарной «транспортировке» соленой икры и переработанной рыбной продукции и ошибочно признали ее рыболовством.

В связи с чем привлечение компаний сначала административной, а затем к гражданско-правовой вряд ли можно считать правильным. С наложением штрафа, как и со взысканием ущерба согласиться нельзя, поскольку в настоящее время транспортировка соленой икры законом не отнесена ни к рыболовству, ни к добыче (вылову) живой рыбы.

Если следовать этой судебной логике, то любое лицо “можно” привлечь к ответственности за покупку рыбы на рынке и её перевозку до собственного холодильника. Хоть это абсурдно, но именно так. Покупая соленую икру, вы не требуете на нее документацию: просто платите деньги, несете в машину, везёте домой и помещаете в холодильник. Фактически, делаете то же самое, что и транспортные компании и индивидуальные предпринимателе, которых за это штрафуют и взыскивают с них многомиллионные ущербы.

Если доходить до полного абсурда, то и деревянный шкаф или стол в Интернете уже не купишь. Ведь документации и разрешений на добытые природные ресурсы – деревья вырубленные для изготовления товара, у продавцов на “Авито”, нет. По логике судебных инстанций получается, что вы без приемо-сдаточных документов транспортируете домой продукцию из незаконно вырубленного леса. Этим причиняете ущерб живым деревьям. Следовательно, вы должны быть не только административно наказаны, но и дополнительно, с вас подлежит взысканию ущерб за незаконную вырубку леса.

И сколько бы вы не говорили о том, что к порубке леса вы не причастны, что деревья погибли до того, как вы погрузили в свой автомобиль деревянный стол или шкаф изготовленные вещи вы лишь транспортировали и что этими действиями нельзя причинить ущерб ранее кем-то (а не вами) вырубленному лесу, суды вас «не услышат», а скажут, что ваши доводы основаны на неверном понимании норм права и дважды накажут, и по полной программе не только оштрафуют, но и дополнительно взыщут ущерб за порубку деревьев (к которой вы не причастны), Звучит как бред, но, в последнее время, с подобным, читая судебную практику, сталкиваюсь всё чаще.

Такая «путаница» дорого обходится компаниям и индивидуальным предпринимателям. Сейчас, к примеру за перевозку без документов соленой икры горбуши весом 25 кг взыскивается ущерб превышающий 1 миллион рублей. И это несмотря на то, что к вылову живой рыбы никто из них не причастен. Ущерб взыскивают, независимо от того, что за такую перевозку ранее уже был наложен многотысячный административный штраф.

Полагаю, что дело здесь не в юридической путанице, и не в юридических коллизиях, а в ошибочном и неправомерном приравнивании судебными инстанциями понятий «транспортировка» рыбопродукции и «добыча» живой рыбы, и произвольном, неограниченном распространением понятия «рыболовства» на транспортировку соленой рыбной продукции, которая Законом о рыболовстве не регулируется. Представляется, что подобная судебная практика не только противоречит публичным интересам нашего государства, принципу законности осуществления правосудия, но существенно осложняет и ограничивает и без того трудную экономическую деятельность предприятий осуществляющих и индивидуальных предпринимателей осуществляющих достаточно трудную и опасную деятельность по перевозке грузов на побережье Камчатки и доставку различных видов снабжения в удаленные населенные пункты, недоступные для других видов транспорта. Такое правоприменение не только ощутимо ударяет по карману транспортных компаний и рыболовецких предприятий, но и, по-моему, мнению, неправомерно лишает их собственности, при отсутствии к тому законных оснований.

В ситуации экономически неэффективной лососёвой путины 2020 года, и необходимости несения компаниями значительных дополнительных расходов, связанных с пандемией корона вируса, подобные. Подобные ошибочные, по моему мнению, судебные решения могут повлечь финансовый крах транспортных компаний.

В связи с чем считаю необходимым привлечь внимание рыбаков, рыболовецких, транспортных компаний, общественности, государственных органов к данной теме, чтобы путем гласного обсуждения, коллективных обращений изменить сложившуюся судебную практику и исключить вынесение подобных решений, которые, лишают компании собственности, ставят их на грань разорения.

Василий Сабиров, адвокат


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Август   <  2022 г.