Последние публикации

24 Янв 2022
Основной импорт консервированного лосося в США идет из Таиланда, Китая и Чили
24 Янв 2022
В ноябре импорт нерки в США был медленным, составив всего 43 тонны
24 Янв 2022
Экспорт ирландских морепродуктов в Китай несколько восстановился в 2021 году
24 Янв 2022
Продажи морепродуктов на токийском центральном рынке Тойосу 20.01.22
24 Янв 2022
Южная Корея значительно нарастила импорт рыбы из России в прошлом году
24 Янв 2022
К 2030 г. срок эксплуатации более 97% действующих рыбопромысловых судов РФ достигнет 25 лет
24 Янв 2022
Охлажденная норвежская пикша наиболее популярна в этом году на рынках Великобритании и Дании
24 Янв 2022
В китайских портах снова принимают российскую рыбу без упаковки
24 Янв 2022
Прошло экспертное обсуждение федерального проекта «Модернизация и стимулирование развития рыбохозяйственного комплекса»
24 Янв 2022
Турецкая форель «не доплыла» до получателя из Петербурга
24 Янв 2022
На отдаленном российском острове запущено современное производство
24 Янв 2022
Мурманский морской рыбный порт приступил к активной реализации нацпроекта «Производительность труда»
24 Янв 2022
Максим Козлов: доступная навага для рыбопромышленников — не возможность заработать
24 Янв 2022
До 900 тонн сельди в сутки добывают рыбаки Приморья
24 Янв 2022
Начальник тыла Камчатского линейного отдела МВД России на транспорте подозревается в получении взятки
24 Янв 2022
Морской рыбный порт подал крупный иск к мурманскому минэнерго
24 Янв 2022
РК объявляет конкурс в честь своего юбилея!
24 Янв 2022
«Такую я еще не видела»
24 Янв 2022
Вещества из организма окуней помогут победить супербактерии
24 Янв 2022
Промысел водных биоресурсов в Балтике (российская часть) – современное состояние и перспективы
24 Янв 2022
УМВД Камчатки справилось с задачами по борьбе с преступностью и поддержанием правопорядка
24 Янв 2022
Дети войны о войне
21 Янв 2022
Камбала долголетия
21 Янв 2022
В помощь Илье Шестакову!
21 Янв 2022
С начала 2022 года из Приморского края экспортировано более 12 тыс. т рыбопродукции в пять стран мира
21 Янв 2022
Добытчики минтая оценили в $400 млн потери из-за закрытия портов Китая
21 Янв 2022
Море волнуется, ЭОАСР!
21 Янв 2022
Низкие цены на свежую навагу утвердили на Сахалине
21 Янв 2022
Сахалинские рыбаки нацелились на улов больше, чем в прошлом году
21 Янв 2022
Житель Бурятии украл на Сахалине коробку с красной икрой, чтобы съесть
21 Янв 2022
Управлением Россельхознадзора приостановлен ввоз в Приморье партии рыбных полуфабрикатов из Республики Корея
21 Янв 2022
Изъятый из оборота трепанг должен быть утилизирован или уничтожен
21 Янв 2022
Хабаровским КМНС рыбу будет распределять профильный комитет
21 Янв 2022
2 коробки кальмаров и тушку конгрио пытались ввезти в Санкт-Петербург вместе с уругвайским хеком
21 Янв 2022
Началась совместная российско-норвежская многовидовая тралово-акустическая съемка на НИС «Вильнюс»
21 Янв 2022
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по рыболовству от 28 июня 2021 г. № 395
21 Янв 2022
В Псковской области территориальным Управлением Россельхознадзора запрещён ввоз 18,2 тонн жареного филе угря
21 Янв 2022
Проект технического задания по изучению Октябрьской косы подготовлен на Камчатке
21 Янв 2022
Камчатских ребят приглашают принять участие в конкурсе фотографий «Человек. Море. Корабли»
21 Янв 2022
Сахалинские власти договорились с предприятиями о сохранении минимальных цен на свежую навагу
21 Янв 2022
До 56 тысяч тонн увеличилось производство аквакультуры в Приморье. ИТОГИ 2021
21 Янв 2022
Власти Камчатки пытаются решить вопрос с ветеринарами для рыбного хозяйства
20 Янв 2022
Новый траулер за 57 миллионов – детали проекта
20 Янв 2022
Глава Камчатки: нужно довести до результата инициативу по повышенным ставкам сбора за водные биоресурсы
20 Янв 2022
В декабре грузооборот рыбного порта вырос на 97%
20 Янв 2022
Смоленские таможенники пресекли контрабанду филе норвежской форели
20 Янв 2022
Кукушка хвалит петуха?
20 Янв 2022
По итогам ноября импорт дандженесского краба в США увеличился незначительно
20 Янв 2022
Из ритейла вышли в море
20 Янв 2022
Экспорт краба и креветок из Норвегии поставил рекорд в 2021 году

Подписка на новости

Транспортировка икры - путь к разорению?

2993
Эксклюзив

В настоящее время сложилась такая судебная практика, по которой транспортная компания, перевозящая генеральные грузы и не причастная к вылову живой рыбы, но принявшая на борт судна изготовленную из уловов водных биоресурсов соленую зернистую икру или иную переработанную пищевую рыбную продукцию не только привлекается к административной ответственности за нарушение правил рыболовства в виде многотысячного штрафа, но, в последующем - к дополнительному взысканию многомиллионного ущерба, якобы причиненного водным биоресурсам в виде незаконного вылова.

Приведу примеры: 20 июня 2019 года Камчатский краевой суд Камчатского края за бездокументарную приемку на транспортное судно икры зернистой соленой, с последующей транспортировкой, хранением и выгрузкой в морском порту взыскал с компании «Восток Транс» ущерб, причиненный, по мнению суда, водным биологическим ресурсам в размере более 17 млн рублей; 16 июля 2019 года за перевозку на транспортном судне икры зернистой без оформления приемо-сдаточных документов икры соленой горбуши взыскал с общества с ограниченной ответственностью “Нерей” ущерб, как причиненный водным биологическим ресурсам, в размере более 24 млн рублей;

26 февраля 2020 года Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края взыскал с одного из предпринимателей Камчатки, при его непричастности к вылову живой рыбы ущерб как причиненный водным биоресурсам бездокументарной приемкой и перевозкой на транспортном судне без соленой зернистой икры в размере более 4 млн рублей.

14 января 2021 года этот же городской суд за бездокументарную транспортировку икры лососевых видов рыб в кубоконтейнерах, иной соленой и мороженой рыбопродукции взыскал с ООО «Терминал флот» ущерб в размере более 8 млн. рублей.

15 января 2021 года городской суд взыскал с оного из индивидуальных предпринимателей Камчатки за ущерб, причиненный водным биоресурсам в результате незаконной приемки на судно и последующей транспортировки продукции из водных биоресурсов (икры соленой зернистой дальневосточных лососевых рыб) в размере более 30 млн рублей.

Из вышеназванных судебных актов невозможно уяснить, какие именно вредные конкретные последствия для живой рыбы, находящейся естественной среде обитания возникли от транспортировки солёной икры, изготовленной из рыбы, погибшей до того, как из нее была изготовлена рыбная продукция, каким именно образом бездокументарная приемка, хранение и перевозка на судне соленой икры причинила ущерб живой рыбе, к вылову которой транспортные компании и индивидуальные предприниматели не причастны. Также не понятно, каким образом бездокументарная приемка и транспортировка переработанной пищевой продукции могла причинить ущерб живой рыбе, утратившей свое биологическое существование до того, как продукция из нее была погружена на судно.

Поскольку икра соленая, вырабатывается из погибшей рыбы, то очевидно, что причинить ущерб живой рыбе, транспортировкой соленой икры невозможно.

Ущерб может причиняться только живой рыбе такими действиями как незаконное изъятие её из естественной среды обитания (в запрещенные сроки, в неразрешенном месте, и запрещенными орудиями лова), либо неправомерное уничтожение рыбы, или причинение иных негативных последствий живой рыбе, т.е. действиями к которым транспортное судно с очевидностью не причастно.

По моему мнению, судебные инстанции не увидели очевидного, а именного того, что транспортировкой соленой рыбопродукции невозможно причинить ущерб живой рыбе, находящейся в естественной свободе и в естественной среде обитания.

Логика судебных решений сводится к тому, что бездокументарная транспортировка икры соленой якобы является “рыболовством”, и нарушение правил рыболовства в части транспортировки якобы влечет причинение ущерба водным биоресурсам.

Вместе с тем, полагаю, что современным законодательством России определено, что рыболовство не включает в себя транспортировку соленой икры, поскольку рыболовство завершается выработкой рыбной продукции, или доставкой на берег уловов, либо (в предусмотренных законом случаях) рыбной продукции в живом, свежем или охлажденном виде. Поскольку транспортные суда ни к одному из этих процессов не причастны, а соленая икра не может быть в силу закона отнесена к рыбной продукции в живом, свежем, либо замороженном виде, то очевидно, что у судебных инстанций не имелось правовых оснований признавать перевозку соленой икры либо иной переработанной рыбной продукции рыболовством с причинением ущерба живой рыбе, которая погибла до того, как изготовленная из нее соленая рыбная продукция попала на судно.

Смотрите сами, впервой статье ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов сказано”: “Водные биологические ресурсы (ВБР) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. В этой же статье определено, что «добыча водных биоресурсов» - это процесс их изъятия из естественной среды обитания, а «уловы водных биоресурсов» - водные биоресурсы, извлеченные (выловленные) из среды обитания

В Данной норме права также определено, что:

«рыболовство» - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (пункт 9);

«промышленное рыболовство» - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов (!!!) водных биоресурсов, производству (!!!) на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции (!!!) из этих водных биоресурсов (пункт 10.1).

Из буквального содержания этих норм следует, что в них нет ни слова о том, что приемка, хранение и транспортировка рыбной продукции является рыболовством.

Огульное утверждение том, что рыболовство и промышленное рыболовство включает в себя приемку, хранение и транспортировку соленой рыбной продукции, по моему мнению, является недопустимым расширительным и произвольным толкованием этих норм права.

Единственной нормой права, включающей в себя транспортировку рыбной продукции является п. 10.1 ч.1. ст. 1 Закона о рыболовстве который определяет что «прибрежное рыболовство это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов (!!!) водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом (!!!), и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде

Данная норма права в силу её отсылочного характера только в том случае считает транспортировку рыбной продукции прибрежным рыболовством, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрена длишь в том случае, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено Законом рыболовстве».

Такая норма, разрешающая выработку рыбной продукции в законе есть.

Это пункт 5 ст. 20 Закона о рыболовстве.

Вместе с тем из этого пункта следует, что на судах рыбопромыслового флота допускается изготовление не любой рыбной продукции, а только находящейся в живом, свежем и охлажденном виде, к коим соленая рыбная продукция не является.

Более того из содержания статей 34, 35 этого же Закона для транспортировки на судне рыбопродукции не требуется получения каких-либо разрешений.

Поскольку икра соленая зернистая лососевых пород рыб не является продукций в живом свежем или охлажденном виде, то в силу закона её транспортировка не является и прибрежным рыболовством.

Согласно требований статьи 2 Кодекса торгового мореплавания такая транспортировка является осуществлением торгового мореплавания в виде перевозки грузов и товаров.

Получается, что вопреки названым императивным нормам права, суды ошибочно приравняли «добычу» живой рыбы к бездокументарной «транспортировке» соленой икры и переработанной рыбной продукции и ошибочно признали ее рыболовством.

В связи с чем привлечение компаний сначала административной, а затем к гражданско-правовой вряд ли можно считать правильным. С наложением штрафа, как и со взысканием ущерба согласиться нельзя, поскольку в настоящее время транспортировка соленой икры законом не отнесена ни к рыболовству, ни к добыче (вылову) живой рыбы.

Если следовать этой судебной логике, то любое лицо “можно” привлечь к ответственности за покупку рыбы на рынке и её перевозку до собственного холодильника. Хоть это абсурдно, но именно так. Покупая соленую икру, вы не требуете на нее документацию: просто платите деньги, несете в машину, везёте домой и помещаете в холодильник. Фактически, делаете то же самое, что и транспортные компании и индивидуальные предпринимателе, которых за это штрафуют и взыскивают с них многомиллионные ущербы.

Если доходить до полного абсурда, то и деревянный шкаф или стол в Интернете уже не купишь. Ведь документации и разрешений на добытые природные ресурсы – деревья вырубленные для изготовления товара, у продавцов на “Авито”, нет. По логике судебных инстанций получается, что вы без приемо-сдаточных документов транспортируете домой продукцию из незаконно вырубленного леса. Этим причиняете ущерб живым деревьям. Следовательно, вы должны быть не только административно наказаны, но и дополнительно, с вас подлежит взысканию ущерб за незаконную вырубку леса.

И сколько бы вы не говорили о том, что к порубке леса вы не причастны, что деревья погибли до того, как вы погрузили в свой автомобиль деревянный стол или шкаф изготовленные вещи вы лишь транспортировали и что этими действиями нельзя причинить ущерб ранее кем-то (а не вами) вырубленному лесу, суды вас «не услышат», а скажут, что ваши доводы основаны на неверном понимании норм права и дважды накажут, и по полной программе не только оштрафуют, но и дополнительно взыщут ущерб за порубку деревьев (к которой вы не причастны), Звучит как бред, но, в последнее время, с подобным, читая судебную практику, сталкиваюсь всё чаще.

Такая «путаница» дорого обходится компаниям и индивидуальным предпринимателям. Сейчас, к примеру за перевозку без документов соленой икры горбуши весом 25 кг взыскивается ущерб превышающий 1 миллион рублей. И это несмотря на то, что к вылову живой рыбы никто из них не причастен. Ущерб взыскивают, независимо от того, что за такую перевозку ранее уже был наложен многотысячный административный штраф.

Полагаю, что дело здесь не в юридической путанице, и не в юридических коллизиях, а в ошибочном и неправомерном приравнивании судебными инстанциями понятий «транспортировка» рыбопродукции и «добыча» живой рыбы, и произвольном, неограниченном распространением понятия «рыболовства» на транспортировку соленой рыбной продукции, которая Законом о рыболовстве не регулируется. Представляется, что подобная судебная практика не только противоречит публичным интересам нашего государства, принципу законности осуществления правосудия, но существенно осложняет и ограничивает и без того трудную экономическую деятельность предприятий осуществляющих и индивидуальных предпринимателей осуществляющих достаточно трудную и опасную деятельность по перевозке грузов на побережье Камчатки и доставку различных видов снабжения в удаленные населенные пункты, недоступные для других видов транспорта. Такое правоприменение не только ощутимо ударяет по карману транспортных компаний и рыболовецких предприятий, но и, по-моему, мнению, неправомерно лишает их собственности, при отсутствии к тому законных оснований.

В ситуации экономически неэффективной лососёвой путины 2020 года, и необходимости несения компаниями значительных дополнительных расходов, связанных с пандемией корона вируса, подобные. Подобные ошибочные, по моему мнению, судебные решения могут повлечь финансовый крах транспортных компаний.

В связи с чем считаю необходимым привлечь внимание рыбаков, рыболовецких, транспортных компаний, общественности, государственных органов к данной теме, чтобы путем гласного обсуждения, коллективных обращений изменить сложившуюся судебную практику и исключить вынесение подобных решений, которые, лишают компании собственности, ставят их на грань разорения.

Василий Сабиров, адвокат


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Январь   <  2022 г.