Последние публикации

22 Янв 2021
Забудет ли минтай дорогу в Китай?
22 Янв 2021
В Байкальске планируется создать Международный центр водных ресурсов
22 Янв 2021
Псковский рыбопромысловый комплекс Залита продан за 1,99 млн рублей
22 Янв 2021
Суд обязал мэрию Новосибирска взять на баланс коллектор, из которого загрязнялась река
22 Янв 2021
Дальневосточные деликатесы представлены на выставке в Тюмени
22 Янв 2021
В 2020 году из Приморского края в 22 страны экспортировано более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов
22 Янв 2021
В Краснодарском крае нарастили производство мидий и устриц
22 Янв 2021
Британская Benchmark Genetics стала поставщиком икринок на китайскую лососевую ферму
22 Янв 2021
Ущерб природе от действий «Липецкоблводоканала» рассчитают после 27 января
22 Янв 2021
За транспортировку партии мороженой рыбы и рыбной продукции с нарушением ветеринарного законодательства юридическому лицу вынесено предупреждение
22 Янв 2021
23 января во Владивостоке пройдёт фестиваль «Народная рыбалка»
22 Янв 2021
Китай стремится усилить свое влияние на прилегающих морях
22 Янв 2021
Китай выпустил «Белую книгу» о стратегии развития международного сотрудничества
22 Янв 2021
ГК «Русский Краб» сообщает об итогах производственной деятельности за 2020 год
22 Янв 2021
Росрыболовство: Поставки российской рыбы в Китай практически прекращены
22 Янв 2021
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 17 января 2021 года
22 Янв 2021
Александр Козлов обсудил с главой Приморья меры по сохранению экологии края
22 Янв 2021
На Сахалине возможен рост поставок уловов из Охотского моря
22 Янв 2021
Производитель «альтернативных морепродуктов» BlueNalu привлёк $60 млн — компания готовится к выходу на рынок
22 Янв 2021
Сахалинские рыбаки испугались за судьбу нерпы-путешественника
22 Янв 2021
Инфляция в Сахалинской области по итогам 2020 года составила 5%
22 Янв 2021
На территории Усть-Большерецкого и Соболевского районов расширены границы ТОР «Камчатка»
22 Янв 2021
Судодостроительная корпорация
22 Янв 2021
Построить 14 заводов: Трутнев вернет рыбу дальневосточникам
22 Янв 2021
Шри-Ланка призывает к совместному патрулированию для решения рыболовных проблем с Индией
22 Янв 2021
48,5 тонны северной креветки добыто в Татарском проливе
22 Янв 2021
Опубликована программа международной научной конференция «Тихоокеанские лососи ХХI»
22 Янв 2021
За 2020 год российские рыбаки подали более 2,5 тысяч судовых суточных донесений в электронном виде
22 Янв 2021
Китайские запреты убивают российскую рыбную отрасль
22 Янв 2021
В День российского студенчества состоится открытие Регионального чемпионата Московской области «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia
22 Янв 2021
На Камчатке в конце года заметно подорожали подсолнечное масло, икра и рыба
21 Янв 2021
В Невельске почтили память рыбаков, погибших в Беринговом море в 1965 году
21 Янв 2021
Губернатор Лимаренко в Невельске попробовал стать штурманом
21 Янв 2021
Под рыбную промышленность Мурмана снова подводят «мину»
21 Янв 2021
Россия и Япония обсуждают новую концепцию торгово-экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике
21 Янв 2021
Юрий Трутнев: большая часть рыбной продукции должна перерабатываться на территории нашей страны
21 Янв 2021
С начала 2021 года семь предпринимателей заключили договоры на промышленный вылов рыбы без выделения рыболовных участков
21 Янв 2021
Проведены исследования образцов икры форели
21 Янв 2021
Фестиваль «Народная рыбалка» соберет участников со всего Приморья
21 Янв 2021
Россельхознадзор реализовал возможность автоматического оформления электронных ветеринарных сертификато
21 Янв 2021
На Ямале увеличены квоты на традиционное рыболовство
21 Янв 2021
24,5 тыс. тонн рыбы и морепродуктов добыли сахалинские предприятия с начала года
21 Янв 2021
Резиденты ТОР запускают на Дальнем Востоке мощности для хранения более 4,7 тыс. тонн рыбы
21 Янв 2021
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
21 Янв 2021
В Калининград собираются доставлять на переработку дальневосточного лосося
21 Янв 2021
Камбоджа вводит запрет на импорт ряда морепродуктов для поддержки отечественной аквакультуры
21 Янв 2021
Краболовы Калифорнии наконец договорились о ценах
21 Янв 2021
Мурманские рыбаки не освоили 5 тысяч тонн квоты
21 Янв 2021
Китайская девелоперская компания будет строить рыболовный порт в Брунее
21 Янв 2021
В Приморье выявлено хранение крупной партии скумбрии с нарушением температурного режима в толще рыбы

Подписка на новости

Забытые страницы рыболовной дипломатии. Архангельские поморы основатели отечественного тралового лова в России

2128
Эксклюзив

В этом году исполнилось 100 лет отечественному промышленному траловому лову в Баренцевом море, основу которого в 1920 г. заложили рыбаки-поморы Архангельской губернии. Эта дата отмечается и как рождение одного из старейших в Советском Союзе Архангельского тралового флота (АТФ), ранее государственного предприятия – родоначальника промышленного тралового лова не только в Северном бассейне, но и во всей стране. Основываясь на опыте поморов-архангельцев и для того, чтобы использовать для базирования флота незамерзающий Кольский залив, был создан в СССР другой крупнейший в мире государственный Мурманский траловый флот (МТФ), который также считает своим днем рождения 19 июня 1920 г., хотя фактически и юридически был создан позже, чем АТФ.

Приватизация государственного МТФ в современной России была осуществлена в 1994 году. Он стал публичным акционерным обществом ПАО с сохранением исторического наименования – «Мурманский траловый флот (МТФ)» и местонахождением в г. Мурманск.

Государственный же АТФ, по решению Правительства Российской Федерации только в 2014 году был преобразован, одним из последних, оставшихся в рыбной отрасли госпредприятий, в частное акционерное общество АО с сохранением исторического наименования – «Архангельский траловый флот (АТФ)» и местонахождением в г. Архангельск.

Тем не менее, дискуссия между МТФ и АТФ о том, кто является родоначальником отечественного тралового лова, продолжается и в настоящее время, хотя исторические факты (о них ниже) на стороне АТФ,

Два ведущих в России траловых флота Северного бассейна положили начало промышленному траловому лову, а также траловым рыболовным флотам в Дальневосточном, Западном и Азово-Черноморском бассейнах Советского Союза.

Значение этого события для отечественного морского и океанического рыболовства трудно переоценить, о чем свидетельствуют следующие факты. Траловый лов донными, разноглубинными тралами становится для отечественного морского рыболовства основным способом лова большинства массовых объектов промысла не только в морях, прилегающих к побережью России, но и в отдаленных районах Мирового океана, вплоть до вод Антарктики. Среди объектов тралового промысла, прежде всего, – треска, пикша, палтус, окунь, мойва, сельдь, минтай, скумбрия, ставрида, иваси, сардина, макрурусы, нототения, ледяная рыба, сквама и многих других.

Именно вылов тралами в Советском Союзе составлял почти 90% от годового улова в 10,5-11,3 млн тонн. В современной России из годового вылова в 4,2-5,2 млн т на траловый лов также приходится не менее 95%.

Становлению промышленного отечественного тралового лова предшествовали исследования, проведенные в Баренцевом море в 1899-1908 годах под руководством известного ученого Н.М. Книповича на специально построенном для этого научно-исследовательском судне «Андрей Первозванный», который был приспособлен вести опытный лов рыбы оттер-тралом.

Сам Н.М. Книпович так видел основную задачу своих исследований в Баренцевом море: «Впервые явилась возможность поставить в одном из наших морей (в Баренцевом море – пояснение автора) исследования в интересах промыслового дела…».

Первые же траления, выполненные «Андреем Первозванным» в районе Варангер-фьорде, на Кильдинской, Канинской банках доказали возможность вести промышленный лов трески, пикши, камбалы, окуня тралами вдали от прибрежных вод Мурмана, где традиционно в весенне-летне-осенний период поморы-архангельцы осуществляли сезонный облов трески, пикши и сайды ярусами. Проведенные учеными исследования позволили подтвердить возможность вести круглогодичный траловый промысел не только в южных районах Баренцева моря, но и на западе вплоть до острова Медвежий и архипелага Шпицберген.

Выводы научной экспедиции Н.М. Книповича привлекли внимание отдельных русских рыбопромышленников. Среди них первым, взявшимся за освоение тралового лова в Баренцевом море, был архангельский помор Николай Лукич Копытов, который в 1906-1908 годах провел промысел на зафрактованных у норвежцев траулерах «Эрлинг» и «Николай». Несмотря на скромные результаты работы этих первых рейсов, проведенных без всякой поддержки царского правительства, Н.Л. Копытов убедился в будущем тралового лова в Баренцевом море. Он, в частности, так оценивал свое предназначение в траловом деле: «Сообщая сведения, полученные как из своих личных опытов, так полученных от русских и иностранных промышленников, я буду бесконечно рад, если они принесут впоследствии промышленникам хоть бы малую толику пользы или, может быть, послужат материалом для научного объяснения миграции мурманско-канинских промысловых рыб».

В последующем промышленный траловый лов взялся организовать известный предприниматель Карл Юрьевич Спаде, который создал в 1910 г., при поддержке финансовых частных прибалтийских кругов, фирму «Русские северные морские промыслы К.С. Спаде – траловый лов и рыбная торговля» (далее по тексту «Спаде» – пояснение автора). Приобретя в Англии старый траулер и назвав его «Север», подняв русский флаг, он начали промысел на Кильдинской банке. Позже к нему присоединился и второй траулер этой фирмы – «Восток». В первый совместный промысловый рейс оба траулера выловили около 491 т рыбы, но при доставке ее в Петербург одно из судов потерпело аварию. Сезон 1910 г. оказался в целом для «Спаде» неудачным, он понес значительные убытки, что чуть не погубило все дело.

Однако в сезон 1911 г. промысел вел только один траулер «Восток» и выловил 524 т рыбы, тем самым принеся прибыль и уверенность в будущем тралового лова. Это привлекло в фирму новых инвесторов, что позволило К.Ю. Спаде приобрести еще два траулера – «Запад» и «Восток». Таким образом, траловая флотилия «Спаде», состоящая из 4 судов, удачно вела траловый лов в 1912 и вплоть по первую половину 1914 года. Для доставки выловленной рыбы из районов лова в Архангельск фирма использовала баржу «Онега», что дало возможность траулерам увеличивать промысловое время непосредственно на лову, и, как следствие, добиваться большего вылова на судно.

Планы «Спаде» и его партнеров на перспективу были, по тем временам, да и по нынешним российско-капиталистическим, грандиозные. Ставилась задача довести свой траловый флот для промысла рыбы в Баренцевом море в ближайшие годы до 50 единиц. Если бы не начавшаяся Первая мировая война и затем интервенция, революция, гражданская война на Севере, то при осуществлении планов фирмы «Спаде» она бала бы мировым траловым лидером в мире. Но этого не произошло. Получив в августе 1914 г. предписание от властей о начале Первой мировой войны и следовании траулеров с промысла в становище Порчниху, что расположена в одной из бухт мурманского побережья, фирма «Спаде» по существу прекратила свою практическую рыбопромысловую деятельность.

В 1919 г. в Архангельске рыбопромышленники фирмы «Беззубиков и сыновья» вместе с местным отделением Центросоюза взяли в аренду 12 старых минных тральщиков английской постройки, которые решили отремонтировать и переоборудовать для тралового лова рыбы в Баренцевом море. Но это начинание закончилось провалом. Только отдельные переоборудованные траулеры сделали короткие рейсы, не принесшие успеха по целому ряду организационных причин. В результате, осенью 1919 г. все 12 арендованных траулеров остались без топлива и стали на прикол в становищах побережья Мурмана – в Порчнихе и Порт-Владимире .

Весной 1920 года, после окончания англо-французско-американской интервенции и изгнания с Севера белогвардейцев, что способствовало установлению здесь власти большевиков, началась ускоренная организация, при активном содействии первых руководителей страны, государственного тралового лова в Баренцевом море.

Особое внимание советская власть уделяла и такому традиционному для поморов промыслу как добыча тюленей в Белом море. В апреле 1920 г., почти сразу же после установления Советской власти, в Архангельске было создано Беломорско-Мурманское областное управление рыбных и звериных промыслов, которое приняло одно из первых своих решений это о выходе 1 февраля 1921 года из Архангельска в Белое море первой советскойзверобойной экспедиции. В ее составе, наряду со зверобойными шхунами, были включены и суда ледокольного класса: «В. Русанов», «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Полярный». В ходе промысла было добыто 43720 голов гренландского тюленя, а прибыль экспедиции составила почти 400 тыс. руб. в золотой валюте. Этот успех архангельцев позволило еще и потеснить норвежских зверобоев, которые, пользуясь вседозволенностью в годы интервенции и гражданской войны, безраздельно бракорньерничали на зверобойном промысле тюленей.

Следует особо подчеркнуть, что Советская власть, рассматривала рыбу, продукты зверобойного промысла, да и в целом и рыбную отрасль как важную составляющую по обеспечению населения продуктами питания первой необходимости.

Так председатель Правительства России В.И. Ленин за период с октября 1917 года по январь 1924 года – всего за каких-то 6 лет – оставил до сотни записок, телеграмм, писем, распоряжений, постановлений, касающихся развития рыбного хозяйства страны. Добавьте сюда многочисленные встречи и деловые обсуждения текущих практических вопросов с учеными, руководителями отрасли и с представителями с мест. Отсюда становится очевидным, какую колоссальную организаторскую работу проделал первый руководитель страны Советов для того, чтобы вывести ее из кризиса, который был в то время, как следствие революционных потрясений, так и гражданской войны.

Придавая важность рыбной отрасли в обеспечении населения продовольствием, В.И. Ленин, как Председатель Правительства РСФСР, принимает ряд важных управленческих решений. Среди них подписанный 31 мая 1921 года декрет Совета Народных Комиссаров «О рыбной промышленности и рыболовстве» – создание Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности России – «Главрыба». В последующем именно «Главрыба» стала основой будущего Комиссариата рыбной промышленности, а затем и соответствующего Министерство рыбной промышленности, которое было переименовано в Министерство рыбного хозяйства успешно функционировввшего вплоть до 1992 года.

Наряду с организационными и управленческими мерами, принимается ряд нормативных актов по защите отечественного рыболовства и зверобойного промысла от хищнического иностранного промысла, а также о научном обеспечении северного рыболовства. Среди них подписанный 24 мая 1920 года В.И. Лениным «Декрет об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море»; 10 марта 1921 г. – «Декрет об образовании Плавучего морского научного института», прямым преемником, которого является «ПИНРО» имени Н.М. Книповича, расположенный в городе-герое Мурманске и который в 2021 г. отметит свое 100-летие. При участии В.И. Ленина был принят и целый ряд других важных решений, способствующих развитию рыболовства на севере России.

Большое внимание В.И. Ленин уделял внешнеэкономическим связям в области рыболовства и, прежде всего, на Севере, особенно с Норвегией. При этом вождь революции не упускал из своего поля зрения и такой важный вопрос, как значение архипелага Шпицберген и добыча на нем угля советскими шахтерами для нужд рыболовных судов, ведущих промысел рыбы в Баренцевом море. С этой целью 29 июля 1920 г. было принято и подписано Председателем Совета Народных Комисаров В. Ульяновым (Лениным) Постановление Совета Народных Комиссаров о проведении соответствующих переговоров о закреплении за Советским правительством угольных шахт на Шпицбергене .

В другом случае председатель Правительства, узнав о том, что задерживается отъезд российской делегации в Норвегию для закупки рыболовного оборудования, потребовал разъяснений от Наркомвнешторга.

Большое значение В.И. Ленин придавал развитию промышленного рыболовства в Архангельске и требовал от своего аппарата своевременного поступления к нему информации об этом. По этому случаю и было сделано Лениным широко известное высказывание: «Обращаю внимание на сугубую важность рыбного дела и быстрой передачи телеграмм по этому делу».

Особое значение для развития рыболовства на севере России имели подписанные Лениным Постановления СТО от 30 марта 1921 г. о закупке для рыбаков Севера орудий лова, промыслового оборудования и постройке на Мурманском побережье жилищ для рыбаков. Далее, уже Постановлением СТО от 29 апреля 1921 года, выделяется 1 млн 100 тыс. рублей золотом на срочную закупку судов для ведения промысла в Баренцевом и Белом морях. В это же время по указанию Правительства РСФСР в Норвегию была направлена делегация «Главрыбы» для закупки первой партии моторных ботов для Мурманского района. Известны и документально подтверждены и такие факты, как личное указание В.И. Ленина об организации зверобойной экспедиции в Белое море на парусно-моторной шхуне «Песец» и о премиальном специальном фонде для архангельских рыбаков.

Все это способствовало ускоренной организации тралового лова в Баренцевом море. Так, уже 10 марта 1920 г. издаётся постановление президиума Архгубсовнархоза и Губпродкома которым:

«1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества и капиталистические товарищества, занимающиеся добычей и обработкой рыбных, звериных промыслов, со всеми их активами объявляются собственностью РСФСР и передаются в ведение Беломорскому управлению в порядке особой инструкции, которую поручается выработать Аркгубсовнархозу в кратчайший срок.

2. Все учреждения и организации, занимающиеся рыбным и морским звериными промыслами, переходят в ведение Беломорского Управления и становятся техническим аппаратом, приводящим в исполнение все решения и постановления последнего…».

В развитии принятых решений, приказом Совета народных комиссаров в Архангельске создается специальное Беломорско-Мурманское Управление рыбных и звериных промыслов при Архангельском губернском совете народного хозяйства – «Областьрыба». В ее состав вошли все национализированные траловые суда, фирмы и предприятия. А это – 13 траулеров, ледокол, 3 парохода, 13 парусных судов, 3 баржи, 19 мотоботов, 17 рыболовецких факторий на беломорском и мурманском побережьях, верфь в Архангельске, 10 домов, холодильник, кузница, котельные и прочие имущества .

Все это и стало с 19 марта 1920 г. основой будущего Архангельского тралового флота. Днем же его рождения, по поморской традиции, считается 29 июня 1920 года, когда в 3 часа утра траулер Т-30, под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана, отошел от стенки причала в порту Фактории г. Архангельск. В последующем за ним вышли на промысел и остальные суда, которые получили наименование как РТ и по названию рыб Баренцева моря. Флотилию архангерогодцы так и именовали «рыбная», за исключением вышедшего первым Т-30, который в поледующем стал РТ-30 «Лучинский». Ему присвоено имя погибшего под Кронштадтом члена Архангельского губкома РКП (б) делегата Xсъезда партии Ф.С. Чумбарова-Лучинского.

Первые суда ушли в свой первый рейс под командованием известных капитанов-поморов:

РТ-25 «Сайда» - капитан Н.И. Новожилов
РТ-26 «Треска» - капитан С.П. Леонтьев
РТ-27 «Окунь» - капитан М.В. Михеев
РТ-28 «Камбала» - капитан С.Д. Копытов
РТ-29 «Навага» - капитан А.П. Новожилов
РТ-30 «Лучинский» - капитаны М.А. Викман и Г.Я. Каск
РТ-32 «Кумжа» - капитан Г.А. Шлыков
РТ-35 «Пикша» - капитан П.П. Катц
РТ-37 «Палтус» - капитан М.К. Моисеев
РТ-39 «Зубатка» - капитан Ф.М. Михов
РТ-40 «Скат» - капитан А.М. Овчинников
РТ-42 «Пинагор» - капитан Г.А. Епифанов2

Портом приписки всех первых траловых судов являлся Архангельск. Да и капитаны этих судов почти все из поморов – жители Архангельской губернии.

Так начиналось в Советской России становление промышленного тралового лова в Баренцевом море. В первые годы, при базировании на замерзающем в зимний период порту Архангельск, траловые суда находились на промысле не более 5-6 месяцев и их суммарный вылов за год был небольшим и колебался в пределах 4343-7806 тонн. С перебазированием же в 1924-1925 гг. промыслового тралового флота в незамерзающий порт Мурманск их годовой суммарный вылов начал возрастать. И уже в 1926 г. он превысил уровень в 20000 тонн. Это побудило «Областьрыбу» ускорить строительство специального Рыбного порта в Мурманске. В те годы происходили и спады промысла по самым разным причинам как организационным, так и ввиду осваивания новых районов промысла в Баренцевом море.

В последующем, Приказом Народного Комиссара Снабжения Союза ССР от 2 апреля 1932 г. за № 215, подписанного А.И. Микояном, который в советское время постоянно курировал рыбную отрасль, создается «…в составе «Севтралтреста» Управление тралового флота с концентрацией в нем всего руководства и обслуживания тралфлота…». Этот исторический документ и следует рассматривать, как основополагающий относительно образование специализированного государственного Мурманского тралового флот (МТФ), основой которого стали рыбопромысловые траулеры и кадры (капитаны, тралмейстера, рыбаки) Архангельского тралового флота. Такая реорганизация способствовала улучшению работы тралового флота на промысле и его обслуживанию в портах Мурманска и Архангельска, а также в становищах вдоль мурманского побережья и Кольского залива. К тому же, 16 января 1938 года Приказом №40 Наркома пищевой промышленности СССР А.И. Микояна создается рыбопромысловая разведка при тресте «Мурманрыба», в задачу которой входит обеспечение промыслового флота сырьевой базой, а также поиск и открытие новых районов и объектов тралового лова. Все это позволило АТФ уже в предвоенный 1939 г. довести вылов рыбы почти до 38,0 тыс. тонн и МТФ- 210,5 тыс. тонн.

В годы Великой Отечественной войны многие рыболовные траулеры АТФ и МТФ вошли в состав Северного Военно-Морского флота и несли свою вахту в Баренцевом и Белом морях. В сражениях погибли десятки тысяч рыбаков, 31 траулер были потоплены. Рыбаки и в этих условиях продолжали траловый промысел в Баренцевом море, снабжая рыбой население Мурманска и Архангельска, а также Красную Армию и Северный Военно-Морской флот. Потери рыбной промышленности во время Великой Отечественной войны были огромные. Как писал Министр рыбной промышленности А.А. Ишков в 1946 году: «Рыбная промышленность, как и все хозяйство нашей страны, выдержала тягчайшие испытания небывалой в истории человечества войны. Это стоило нам больших потерь…От вражеской бомбежки В Мурманском порту вышел из эксплуатации ряд предприятий и почти разрушен жилой фонд. Рыболовный флот потерял 29% самоходных и 10% несамоходных судов. По некоторым массовым типам судов потери особенно велики: вышли из строя 28% сейнеров,38% мотоневодников и мотолодок, 80% мотоботов, 87% сетеподъемников, 30% подчалков и т. д.».

После окончания Великой Отечественной войны траловый лов в Северном бассейне начал восстанавливаться и расширяться за счет получения более современных рыбопромысловых судов и освоения новых районов и объектов промысла за пределами Баренцева моря – в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике, и затем – в водах западной Африки, в ЮВТО, вплоть до Антарктики.

Траловые флоты Северного бассейна – Архангельский и Мурманский – действительно в советское время стали крупнейшими в мире государственными рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями. Большая часть их вылова шла на внутренний рынок страны, для обеспечения населения качественной и разнообразной рыбной продукцией.

В свои лучшие годы, а это были 70-80 годы ХХ века, вылов МТФ достигал почти 870 тыс. т, а АТФ -240 тыс. т в год (Рис.1.). Более 95% всей рыбная продукция, выработанная из этого сырья, шла, исходя из определенных советским правительством директив, на внутренний рынок страны для обеспечения собственного населения.

Своим ускоренным развитием и наращиванием вылов МТФ в советский период по сравнению с АТФ было обусловлено не только географическим его расположением в незамерзающем Кольском заливе г. Мурманска, но и целенаправленной рыболовной политикой Правительства СССР и Минрыбхоза СССР. Ставилась задача создать за Полярным кругом, именно в г. Мурманске, мощную продовольственную базу основой, которой должно быть морское и океаническое рыболовство с тем, чтобы снабжать рыбной продукцией, прежде всего европейскую часть Советского Союза и Северный Военно-Морской флот. Для выполнения этой задачи МТФ пополнялся в опережающем порядке, по сравнению с АТФ, новыми рыбопромысловыми судами тралового лова. Такая стратегия, как показали результаты работы МТФ, полностью себя оправдала, и город Мурманск заслуженно в Советском Союзе считался РЫБНОЙ СТОЛИЦЕЙ ЗАПОЛЯРЬЯ. Об этом свидетельствуют и данные о вылове рыбы за послевоенный период и до развала СССР представленного на нижеследующем рисунке. В сумме МТФ и АТФ вылавливали в лучшие свои годы до 1,0 мил. т рыбы. И все это – траловый способ лов, основа которого при советской власти была заложена поморами Архангельска.

121020201.jpg

Для сравнения в настоящее время частные компании ПАО МТФ вылавливает всего около 150 тыс. т, АО АТФ и того меньше – 80 тыс. т морских живых ресурсов в год. Основной задачей частных акционерных обществ, как и всех остальных, осуществляющих свою деятельность в рыбной отрасли капиталистической России является, исходя из российского законодательства, извлечение максимальной прибыли. В этой связи значительная часть вырабатываемой ими рыбной продукции - до 60-70% экспортируется в различные страны Европы, Азии, США и Африки.

Свой многолетний траловый опыт поморы-северяне щедро делили с рыбаками других бассейнов, что позволило ускоренно развивать промышленный траловый лов, прежде всего, в Дальневосточных морях.

С переходом России к рыночной экономике значение промышленного тралового лова остается по-прежнему востребовано как в Северном, так и Дальневосточном, Западном и Азово-Черноморском бассейнах. В этой связи модернизация и обновление рыбопромыслового флота осуществляется с перспективой на сохранение достигнутых отечественных успехов в траловом промысле, как в советское время, так и с учетом развития техники тралового лова и совершенствования конструкции донных и разноглубинных тралов в последние года.

Отмечая 100 летие тралового промысла в России, мы отдаем дань уважения архангельским поморам, ветеранам Архангельского тралового флота – пионерам этого поистине универсального способа лова, ставшего основным в морском рыболовстве России.

11.10.2020 года
В.К. Зиланов, член Научно экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Январь   <  2021 г.