Последние публикации

19 Апр 2021
В Оренбургской области начали проверку после обнаружения мертвой рыбы на берегу озера
19 Апр 2021
Валентин Балашов: открытое письмо рыбаков Севера Министерству Арктики
19 Апр 2021
В Росрыболовстве рассказали о новых правилах любительской рыбалки
19 Апр 2021
Эксперты ФГБУ «НЦБРП» и ВГНКИ обсудили вопросы контроля эпизоотической обстановки на аквакультурных предприятиях
19 Апр 2021
Дальневосточные рыбаки (не)поделили улов
19 Апр 2021
Навигация маломерных судов открылась на юге Камчатки
19 Апр 2021
В Приморье производители трепанга и гребешка отказались от субсидий
19 Апр 2021
В заливах Анива и Терпения на Сахалине рекомендовали запретить промысел горбуши
19 Апр 2021
Правительство РФ профинансирует ремонт парусников «Седов» и «Крузенштерн»
19 Апр 2021
Итоги работы рыбоохраны Югры за 1 квартал 2021 года
19 Апр 2021
Инспекторы рыбоохраны в Нижегородской области спасли утопающих
19 Апр 2021
Европейская аквакультура в ближайшие годы может пополниться новым объектом
19 Апр 2021
Власти США дополнительно поддержат рыбаков
19 Апр 2021
Камчатские специалисты следят за ситуацией из-за сброса воды с "Фукусимы-1"
19 Апр 2021
Результаты исследований и прогнозы по вылову
19 Апр 2021
"Гидрострой" в честь своего 30-тилетнего юбилея подвел экономические итоги своей работы.
19 Апр 2021
Общероссийские объемы производства продукции товарной аквакультуры в 2020 году составили 328,6 тысяч тонн
19 Апр 2021
«Мэй-дэй» с «Порта Мэй»
19 Апр 2021
На Камчатских лососевых рыбоводных заводах начались «выпускные»
18 Апр 2021
Караул! Белые пришли – грабют… Красные пришли – грабют…
16 Апр 2021
Кому рыбу, кому льготы
16 Апр 2021
Илья Шестаков: приморская рыба пойдет в обход Китая
16 Апр 2021
Корейцы построят рыбный порт в Приморье за 11,8 миллиардов рублей
16 Апр 2021
Общественный совет при Росрыболовстве утвердил доклад о деятельности агентства в 2020 году
16 Апр 2021
Без бумажной волокиты: В Приморье намерены разрешить реализацию любительского улова
16 Апр 2021
Заседание Правительства (2021 год, №10)
16 Апр 2021
Глава Хабаровского края просит Росрыболовство разрешить любителям ловить рыбу в Амуре
16 Апр 2021
Росрыболовство: ограничение экспорта рыбы в КНР позволило развить новые маршруты поставок
16 Апр 2021
Завершился рейс научного наблюдателя АтлантНИРО на промысле путассу в Северо-Восточной Атлантике
16 Апр 2021
Пограничники изъяли у браконьеров в Приморье более 4 тонн морепродуктов
16 Апр 2021
Рыбаки Дальнего Востока получат 20% инвестиционных квот с 2023 года
16 Апр 2021
Росрыболовство и бизнес-сообщество обсудили трудовой потенциал рыбохозяйственного комплекса
16 Апр 2021
В Москве изъято 320 кг икры осетровых пород
16 Апр 2021
Склады металлолома в Аваче не будут мешать краснокнижным сивучам - губернатор
16 Апр 2021
Илья Шестаков: региональные стратегии по проведению лососевой путины показали свою эффективность
16 Апр 2021
Шаг назад...
15 Апр 2021
По факту выявленного нарушения в отношении судовладельца – АО «СКБСФ» возбуждено дело
15 Апр 2021
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 25 июня 2020 года № 321
15 Апр 2021
Инвестиционным квотам быть: Долговременную стратегию промысла минтая обсудили в Приморье
15 Апр 2021
Илья Шестаков: Назрела стратегическая потребность отрасли в новых кадрах и новых компетенциях
15 Апр 2021
Наша цель – рациональное природопользование
15 Апр 2021
Камско-Волжский филиал Главрыбвода активно готовится к нерестовой кампании 2021
15 Апр 2021
Карельский филиал Главрыбвода приступил к выпуску молоди лососевых
15 Апр 2021
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 11 апреля 2021 года
15 Апр 2021
Сертификат QR-код
15 Апр 2021
Американская компания BlueNalu планирует в 2022 году вывести на рынок рыбное филе
15 Апр 2021
Что же касается публичных целей и задач Росрыболовства
15 Апр 2021
Сахалинский рыбзавод увеличил мощность благодаря новому морозильному оборудованию
15 Апр 2021
"Преображенская база тралового флота" в 2020 году получила 1,9 млрд рублей прибыли
15 Апр 2021
Росрыболовство заявило о втором этапе программы инвестквот для переработки минтая

Подписка на новости

Забытые страницы рыболовной дипломатии. Архангельские поморы основатели отечественного тралового лова в России

3073
Эксклюзив

В этом году исполнилось 100 лет отечественному промышленному траловому лову в Баренцевом море, основу которого в 1920 г. заложили рыбаки-поморы Архангельской губернии. Эта дата отмечается и как рождение одного из старейших в Советском Союзе Архангельского тралового флота (АТФ), ранее государственного предприятия – родоначальника промышленного тралового лова не только в Северном бассейне, но и во всей стране. Основываясь на опыте поморов-архангельцев и для того, чтобы использовать для базирования флота незамерзающий Кольский залив, был создан в СССР другой крупнейший в мире государственный Мурманский траловый флот (МТФ), который также считает своим днем рождения 19 июня 1920 г., хотя фактически и юридически был создан позже, чем АТФ.

Приватизация государственного МТФ в современной России была осуществлена в 1994 году. Он стал публичным акционерным обществом ПАО с сохранением исторического наименования – «Мурманский траловый флот (МТФ)» и местонахождением в г. Мурманск.

Государственный же АТФ, по решению Правительства Российской Федерации только в 2014 году был преобразован, одним из последних, оставшихся в рыбной отрасли госпредприятий, в частное акционерное общество АО с сохранением исторического наименования – «Архангельский траловый флот (АТФ)» и местонахождением в г. Архангельск.

Тем не менее, дискуссия между МТФ и АТФ о том, кто является родоначальником отечественного тралового лова, продолжается и в настоящее время, хотя исторические факты (о них ниже) на стороне АТФ,

Два ведущих в России траловых флота Северного бассейна положили начало промышленному траловому лову, а также траловым рыболовным флотам в Дальневосточном, Западном и Азово-Черноморском бассейнах Советского Союза.

Значение этого события для отечественного морского и океанического рыболовства трудно переоценить, о чем свидетельствуют следующие факты. Траловый лов донными, разноглубинными тралами становится для отечественного морского рыболовства основным способом лова большинства массовых объектов промысла не только в морях, прилегающих к побережью России, но и в отдаленных районах Мирового океана, вплоть до вод Антарктики. Среди объектов тралового промысла, прежде всего, – треска, пикша, палтус, окунь, мойва, сельдь, минтай, скумбрия, ставрида, иваси, сардина, макрурусы, нототения, ледяная рыба, сквама и многих других.

Именно вылов тралами в Советском Союзе составлял почти 90% от годового улова в 10,5-11,3 млн тонн. В современной России из годового вылова в 4,2-5,2 млн т на траловый лов также приходится не менее 95%.

Становлению промышленного отечественного тралового лова предшествовали исследования, проведенные в Баренцевом море в 1899-1908 годах под руководством известного ученого Н.М. Книповича на специально построенном для этого научно-исследовательском судне «Андрей Первозванный», который был приспособлен вести опытный лов рыбы оттер-тралом.

Сам Н.М. Книпович так видел основную задачу своих исследований в Баренцевом море: «Впервые явилась возможность поставить в одном из наших морей (в Баренцевом море – пояснение автора) исследования в интересах промыслового дела…».

Первые же траления, выполненные «Андреем Первозванным» в районе Варангер-фьорде, на Кильдинской, Канинской банках доказали возможность вести промышленный лов трески, пикши, камбалы, окуня тралами вдали от прибрежных вод Мурмана, где традиционно в весенне-летне-осенний период поморы-архангельцы осуществляли сезонный облов трески, пикши и сайды ярусами. Проведенные учеными исследования позволили подтвердить возможность вести круглогодичный траловый промысел не только в южных районах Баренцева моря, но и на западе вплоть до острова Медвежий и архипелага Шпицберген.

Выводы научной экспедиции Н.М. Книповича привлекли внимание отдельных русских рыбопромышленников. Среди них первым, взявшимся за освоение тралового лова в Баренцевом море, был архангельский помор Николай Лукич Копытов, который в 1906-1908 годах провел промысел на зафрактованных у норвежцев траулерах «Эрлинг» и «Николай». Несмотря на скромные результаты работы этих первых рейсов, проведенных без всякой поддержки царского правительства, Н.Л. Копытов убедился в будущем тралового лова в Баренцевом море. Он, в частности, так оценивал свое предназначение в траловом деле: «Сообщая сведения, полученные как из своих личных опытов, так полученных от русских и иностранных промышленников, я буду бесконечно рад, если они принесут впоследствии промышленникам хоть бы малую толику пользы или, может быть, послужат материалом для научного объяснения миграции мурманско-канинских промысловых рыб».

В последующем промышленный траловый лов взялся организовать известный предприниматель Карл Юрьевич Спаде, который создал в 1910 г., при поддержке финансовых частных прибалтийских кругов, фирму «Русские северные морские промыслы К.С. Спаде – траловый лов и рыбная торговля» (далее по тексту «Спаде» – пояснение автора). Приобретя в Англии старый траулер и назвав его «Север», подняв русский флаг, он начали промысел на Кильдинской банке. Позже к нему присоединился и второй траулер этой фирмы – «Восток». В первый совместный промысловый рейс оба траулера выловили около 491 т рыбы, но при доставке ее в Петербург одно из судов потерпело аварию. Сезон 1910 г. оказался в целом для «Спаде» неудачным, он понес значительные убытки, что чуть не погубило все дело.

Однако в сезон 1911 г. промысел вел только один траулер «Восток» и выловил 524 т рыбы, тем самым принеся прибыль и уверенность в будущем тралового лова. Это привлекло в фирму новых инвесторов, что позволило К.Ю. Спаде приобрести еще два траулера – «Запад» и «Восток». Таким образом, траловая флотилия «Спаде», состоящая из 4 судов, удачно вела траловый лов в 1912 и вплоть по первую половину 1914 года. Для доставки выловленной рыбы из районов лова в Архангельск фирма использовала баржу «Онега», что дало возможность траулерам увеличивать промысловое время непосредственно на лову, и, как следствие, добиваться большего вылова на судно.

Планы «Спаде» и его партнеров на перспективу были, по тем временам, да и по нынешним российско-капиталистическим, грандиозные. Ставилась задача довести свой траловый флот для промысла рыбы в Баренцевом море в ближайшие годы до 50 единиц. Если бы не начавшаяся Первая мировая война и затем интервенция, революция, гражданская война на Севере, то при осуществлении планов фирмы «Спаде» она бала бы мировым траловым лидером в мире. Но этого не произошло. Получив в августе 1914 г. предписание от властей о начале Первой мировой войны и следовании траулеров с промысла в становище Порчниху, что расположена в одной из бухт мурманского побережья, фирма «Спаде» по существу прекратила свою практическую рыбопромысловую деятельность.

В 1919 г. в Архангельске рыбопромышленники фирмы «Беззубиков и сыновья» вместе с местным отделением Центросоюза взяли в аренду 12 старых минных тральщиков английской постройки, которые решили отремонтировать и переоборудовать для тралового лова рыбы в Баренцевом море. Но это начинание закончилось провалом. Только отдельные переоборудованные траулеры сделали короткие рейсы, не принесшие успеха по целому ряду организационных причин. В результате, осенью 1919 г. все 12 арендованных траулеров остались без топлива и стали на прикол в становищах побережья Мурмана – в Порчнихе и Порт-Владимире .

Весной 1920 года, после окончания англо-французско-американской интервенции и изгнания с Севера белогвардейцев, что способствовало установлению здесь власти большевиков, началась ускоренная организация, при активном содействии первых руководителей страны, государственного тралового лова в Баренцевом море.

Особое внимание советская власть уделяла и такому традиционному для поморов промыслу как добыча тюленей в Белом море. В апреле 1920 г., почти сразу же после установления Советской власти, в Архангельске было создано Беломорско-Мурманское областное управление рыбных и звериных промыслов, которое приняло одно из первых своих решений это о выходе 1 февраля 1921 года из Архангельска в Белое море первой советскойзверобойной экспедиции. В ее составе, наряду со зверобойными шхунами, были включены и суда ледокольного класса: «В. Русанов», «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Полярный». В ходе промысла было добыто 43720 голов гренландского тюленя, а прибыль экспедиции составила почти 400 тыс. руб. в золотой валюте. Этот успех архангельцев позволило еще и потеснить норвежских зверобоев, которые, пользуясь вседозволенностью в годы интервенции и гражданской войны, безраздельно бракорньерничали на зверобойном промысле тюленей.

Следует особо подчеркнуть, что Советская власть, рассматривала рыбу, продукты зверобойного промысла, да и в целом и рыбную отрасль как важную составляющую по обеспечению населения продуктами питания первой необходимости.

Так председатель Правительства России В.И. Ленин за период с октября 1917 года по январь 1924 года – всего за каких-то 6 лет – оставил до сотни записок, телеграмм, писем, распоряжений, постановлений, касающихся развития рыбного хозяйства страны. Добавьте сюда многочисленные встречи и деловые обсуждения текущих практических вопросов с учеными, руководителями отрасли и с представителями с мест. Отсюда становится очевидным, какую колоссальную организаторскую работу проделал первый руководитель страны Советов для того, чтобы вывести ее из кризиса, который был в то время, как следствие революционных потрясений, так и гражданской войны.

Придавая важность рыбной отрасли в обеспечении населения продовольствием, В.И. Ленин, как Председатель Правительства РСФСР, принимает ряд важных управленческих решений. Среди них подписанный 31 мая 1921 года декрет Совета Народных Комиссаров «О рыбной промышленности и рыболовстве» – создание Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности России – «Главрыба». В последующем именно «Главрыба» стала основой будущего Комиссариата рыбной промышленности, а затем и соответствующего Министерство рыбной промышленности, которое было переименовано в Министерство рыбного хозяйства успешно функционировввшего вплоть до 1992 года.

Наряду с организационными и управленческими мерами, принимается ряд нормативных актов по защите отечественного рыболовства и зверобойного промысла от хищнического иностранного промысла, а также о научном обеспечении северного рыболовства. Среди них подписанный 24 мая 1920 года В.И. Лениным «Декрет об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море»; 10 марта 1921 г. – «Декрет об образовании Плавучего морского научного института», прямым преемником, которого является «ПИНРО» имени Н.М. Книповича, расположенный в городе-герое Мурманске и который в 2021 г. отметит свое 100-летие. При участии В.И. Ленина был принят и целый ряд других важных решений, способствующих развитию рыболовства на севере России.

Большое внимание В.И. Ленин уделял внешнеэкономическим связям в области рыболовства и, прежде всего, на Севере, особенно с Норвегией. При этом вождь революции не упускал из своего поля зрения и такой важный вопрос, как значение архипелага Шпицберген и добыча на нем угля советскими шахтерами для нужд рыболовных судов, ведущих промысел рыбы в Баренцевом море. С этой целью 29 июля 1920 г. было принято и подписано Председателем Совета Народных Комисаров В. Ульяновым (Лениным) Постановление Совета Народных Комиссаров о проведении соответствующих переговоров о закреплении за Советским правительством угольных шахт на Шпицбергене .

В другом случае председатель Правительства, узнав о том, что задерживается отъезд российской делегации в Норвегию для закупки рыболовного оборудования, потребовал разъяснений от Наркомвнешторга.

Большое значение В.И. Ленин придавал развитию промышленного рыболовства в Архангельске и требовал от своего аппарата своевременного поступления к нему информации об этом. По этому случаю и было сделано Лениным широко известное высказывание: «Обращаю внимание на сугубую важность рыбного дела и быстрой передачи телеграмм по этому делу».

Особое значение для развития рыболовства на севере России имели подписанные Лениным Постановления СТО от 30 марта 1921 г. о закупке для рыбаков Севера орудий лова, промыслового оборудования и постройке на Мурманском побережье жилищ для рыбаков. Далее, уже Постановлением СТО от 29 апреля 1921 года, выделяется 1 млн 100 тыс. рублей золотом на срочную закупку судов для ведения промысла в Баренцевом и Белом морях. В это же время по указанию Правительства РСФСР в Норвегию была направлена делегация «Главрыбы» для закупки первой партии моторных ботов для Мурманского района. Известны и документально подтверждены и такие факты, как личное указание В.И. Ленина об организации зверобойной экспедиции в Белое море на парусно-моторной шхуне «Песец» и о премиальном специальном фонде для архангельских рыбаков.

Все это способствовало ускоренной организации тралового лова в Баренцевом море. Так, уже 10 марта 1920 г. издаётся постановление президиума Архгубсовнархоза и Губпродкома которым:

«1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества и капиталистические товарищества, занимающиеся добычей и обработкой рыбных, звериных промыслов, со всеми их активами объявляются собственностью РСФСР и передаются в ведение Беломорскому управлению в порядке особой инструкции, которую поручается выработать Аркгубсовнархозу в кратчайший срок.

2. Все учреждения и организации, занимающиеся рыбным и морским звериными промыслами, переходят в ведение Беломорского Управления и становятся техническим аппаратом, приводящим в исполнение все решения и постановления последнего…».

В развитии принятых решений, приказом Совета народных комиссаров в Архангельске создается специальное Беломорско-Мурманское Управление рыбных и звериных промыслов при Архангельском губернском совете народного хозяйства – «Областьрыба». В ее состав вошли все национализированные траловые суда, фирмы и предприятия. А это – 13 траулеров, ледокол, 3 парохода, 13 парусных судов, 3 баржи, 19 мотоботов, 17 рыболовецких факторий на беломорском и мурманском побережьях, верфь в Архангельске, 10 домов, холодильник, кузница, котельные и прочие имущества .

Все это и стало с 19 марта 1920 г. основой будущего Архангельского тралового флота. Днем же его рождения, по поморской традиции, считается 29 июня 1920 года, когда в 3 часа утра траулер Т-30, под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана, отошел от стенки причала в порту Фактории г. Архангельск. В последующем за ним вышли на промысел и остальные суда, которые получили наименование как РТ и по названию рыб Баренцева моря. Флотилию архангерогодцы так и именовали «рыбная», за исключением вышедшего первым Т-30, который в поледующем стал РТ-30 «Лучинский». Ему присвоено имя погибшего под Кронштадтом члена Архангельского губкома РКП (б) делегата Xсъезда партии Ф.С. Чумбарова-Лучинского.

Первые суда ушли в свой первый рейс под командованием известных капитанов-поморов:

РТ-25 «Сайда» - капитан Н.И. Новожилов
РТ-26 «Треска» - капитан С.П. Леонтьев
РТ-27 «Окунь» - капитан М.В. Михеев
РТ-28 «Камбала» - капитан С.Д. Копытов
РТ-29 «Навага» - капитан А.П. Новожилов
РТ-30 «Лучинский» - капитаны М.А. Викман и Г.Я. Каск
РТ-32 «Кумжа» - капитан Г.А. Шлыков
РТ-35 «Пикша» - капитан П.П. Катц
РТ-37 «Палтус» - капитан М.К. Моисеев
РТ-39 «Зубатка» - капитан Ф.М. Михов
РТ-40 «Скат» - капитан А.М. Овчинников
РТ-42 «Пинагор» - капитан Г.А. Епифанов2

Портом приписки всех первых траловых судов являлся Архангельск. Да и капитаны этих судов почти все из поморов – жители Архангельской губернии.

Так начиналось в Советской России становление промышленного тралового лова в Баренцевом море. В первые годы, при базировании на замерзающем в зимний период порту Архангельск, траловые суда находились на промысле не более 5-6 месяцев и их суммарный вылов за год был небольшим и колебался в пределах 4343-7806 тонн. С перебазированием же в 1924-1925 гг. промыслового тралового флота в незамерзающий порт Мурманск их годовой суммарный вылов начал возрастать. И уже в 1926 г. он превысил уровень в 20000 тонн. Это побудило «Областьрыбу» ускорить строительство специального Рыбного порта в Мурманске. В те годы происходили и спады промысла по самым разным причинам как организационным, так и ввиду осваивания новых районов промысла в Баренцевом море.

В последующем, Приказом Народного Комиссара Снабжения Союза ССР от 2 апреля 1932 г. за № 215, подписанного А.И. Микояном, который в советское время постоянно курировал рыбную отрасль, создается «…в составе «Севтралтреста» Управление тралового флота с концентрацией в нем всего руководства и обслуживания тралфлота…». Этот исторический документ и следует рассматривать, как основополагающий относительно образование специализированного государственного Мурманского тралового флот (МТФ), основой которого стали рыбопромысловые траулеры и кадры (капитаны, тралмейстера, рыбаки) Архангельского тралового флота. Такая реорганизация способствовала улучшению работы тралового флота на промысле и его обслуживанию в портах Мурманска и Архангельска, а также в становищах вдоль мурманского побережья и Кольского залива. К тому же, 16 января 1938 года Приказом №40 Наркома пищевой промышленности СССР А.И. Микояна создается рыбопромысловая разведка при тресте «Мурманрыба», в задачу которой входит обеспечение промыслового флота сырьевой базой, а также поиск и открытие новых районов и объектов тралового лова. Все это позволило АТФ уже в предвоенный 1939 г. довести вылов рыбы почти до 38,0 тыс. тонн и МТФ- 210,5 тыс. тонн.

В годы Великой Отечественной войны многие рыболовные траулеры АТФ и МТФ вошли в состав Северного Военно-Морского флота и несли свою вахту в Баренцевом и Белом морях. В сражениях погибли десятки тысяч рыбаков, 31 траулер были потоплены. Рыбаки и в этих условиях продолжали траловый промысел в Баренцевом море, снабжая рыбой население Мурманска и Архангельска, а также Красную Армию и Северный Военно-Морской флот. Потери рыбной промышленности во время Великой Отечественной войны были огромные. Как писал Министр рыбной промышленности А.А. Ишков в 1946 году: «Рыбная промышленность, как и все хозяйство нашей страны, выдержала тягчайшие испытания небывалой в истории человечества войны. Это стоило нам больших потерь…От вражеской бомбежки В Мурманском порту вышел из эксплуатации ряд предприятий и почти разрушен жилой фонд. Рыболовный флот потерял 29% самоходных и 10% несамоходных судов. По некоторым массовым типам судов потери особенно велики: вышли из строя 28% сейнеров,38% мотоневодников и мотолодок, 80% мотоботов, 87% сетеподъемников, 30% подчалков и т. д.».

После окончания Великой Отечественной войны траловый лов в Северном бассейне начал восстанавливаться и расширяться за счет получения более современных рыбопромысловых судов и освоения новых районов и объектов промысла за пределами Баренцева моря – в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике, и затем – в водах западной Африки, в ЮВТО, вплоть до Антарктики.

Траловые флоты Северного бассейна – Архангельский и Мурманский – действительно в советское время стали крупнейшими в мире государственными рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями. Большая часть их вылова шла на внутренний рынок страны, для обеспечения населения качественной и разнообразной рыбной продукцией.

В свои лучшие годы, а это были 70-80 годы ХХ века, вылов МТФ достигал почти 870 тыс. т, а АТФ -240 тыс. т в год (Рис.1.). Более 95% всей рыбная продукция, выработанная из этого сырья, шла, исходя из определенных советским правительством директив, на внутренний рынок страны для обеспечения собственного населения.

Своим ускоренным развитием и наращиванием вылов МТФ в советский период по сравнению с АТФ было обусловлено не только географическим его расположением в незамерзающем Кольском заливе г. Мурманска, но и целенаправленной рыболовной политикой Правительства СССР и Минрыбхоза СССР. Ставилась задача создать за Полярным кругом, именно в г. Мурманске, мощную продовольственную базу основой, которой должно быть морское и океаническое рыболовство с тем, чтобы снабжать рыбной продукцией, прежде всего европейскую часть Советского Союза и Северный Военно-Морской флот. Для выполнения этой задачи МТФ пополнялся в опережающем порядке, по сравнению с АТФ, новыми рыбопромысловыми судами тралового лова. Такая стратегия, как показали результаты работы МТФ, полностью себя оправдала, и город Мурманск заслуженно в Советском Союзе считался РЫБНОЙ СТОЛИЦЕЙ ЗАПОЛЯРЬЯ. Об этом свидетельствуют и данные о вылове рыбы за послевоенный период и до развала СССР представленного на нижеследующем рисунке. В сумме МТФ и АТФ вылавливали в лучшие свои годы до 1,0 мил. т рыбы. И все это – траловый способ лов, основа которого при советской власти была заложена поморами Архангельска.

121020201.jpg

Для сравнения в настоящее время частные компании ПАО МТФ вылавливает всего около 150 тыс. т, АО АТФ и того меньше – 80 тыс. т морских живых ресурсов в год. Основной задачей частных акционерных обществ, как и всех остальных, осуществляющих свою деятельность в рыбной отрасли капиталистической России является, исходя из российского законодательства, извлечение максимальной прибыли. В этой связи значительная часть вырабатываемой ими рыбной продукции - до 60-70% экспортируется в различные страны Европы, Азии, США и Африки.

Свой многолетний траловый опыт поморы-северяне щедро делили с рыбаками других бассейнов, что позволило ускоренно развивать промышленный траловый лов, прежде всего, в Дальневосточных морях.

С переходом России к рыночной экономике значение промышленного тралового лова остается по-прежнему востребовано как в Северном, так и Дальневосточном, Западном и Азово-Черноморском бассейнах. В этой связи модернизация и обновление рыбопромыслового флота осуществляется с перспективой на сохранение достигнутых отечественных успехов в траловом промысле, как в советское время, так и с учетом развития техники тралового лова и совершенствования конструкции донных и разноглубинных тралов в последние года.

Отмечая 100 летие тралового промысла в России, мы отдаем дань уважения архангельским поморам, ветеранам Архангельского тралового флота – пионерам этого поистине универсального способа лова, ставшего основным в морском рыболовстве России.

11.10.2020 года
В.К. Зиланов, член Научно экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Апрель   <  2021 г.