Последние публикации

24 Сен 2021
Вячеслав Зиланов: «Рыбная отрасль России пойдет с молотка: всего за 200 млрд рублей»
24 Сен 2021
На Камчатке браконьерская бригада попалась на вылове крупной партии лосося
24 Сен 2021
За хранение и транспортировку партии минтая с нарушением температурного режима юридическому лицу вынесено предупреждение
24 Сен 2021
На Камчатку пришел земснаряд из КНР для работ в бухте Бечевинская
24 Сен 2021
Итоги Седьмой сессии Российско-Абхазской комиссии по рыбному хозяйству
24 Сен 2021
Наказание неизбежно!
24 Сен 2021
Житель Комсомольска-на-Амуре получил условный срок за добычу краснокнижного осетра
24 Сен 2021
Виталий Мазнинов побывал на новом рыбзаводе в поселке Новомихайловском
24 Сен 2021
Экспорт мороженых молок, печени и икры из Норвегии сильно замедлился в августе
24 Сен 2021
Экспорт ставриды из Норвегии в августе полностью остановился
24 Сен 2021
Палтусовый экспорт США на 75 % состоит из поставок гренландского палтуса
24 Сен 2021
В Хабаровском крае у троих россиян изъяли более 100 кг черной икры
24 Сен 2021
Хакатон по борьбе с незаконным выловом ВБР пройдет в Ростове-на-Дону
24 Сен 2021
ЦСМС подвел итоги участия в рыбопромышленном форуме
24 Сен 2021
Итоги лососевой путины 2021 года подвели в Магаданской области
24 Сен 2021
Пусть никто не уйдёт обиженным
24 Сен 2021
Затонувшие на Байкале сети продолжают «фантомный промысел»
24 Сен 2021
Большая норильская экспедиция СО РАН не нашла изменений в рыбе озера Пясино
24 Сен 2021
В отношении пятерых таможенников в Приморье возбудили уголовные дела о взяточничестве
23 Сен 2021
Краевой экологический фестиваль "Море жизни" пройдёт на Халактырском пляже
23 Сен 2021
Камчатские пограничники добились взыскания с сахалинского судовладельца 9 млн рублей за браконьерский промысел
23 Сен 2021
К 2030 году в России будут перерабатывать 80 процентов улова
23 Сен 2021
Рыбакам юга России разрешили увеличить добычу шпрота
23 Сен 2021
В Псковской области 14 тонн форели «не доплыли» до московского получателя
23 Сен 2021
Лососёвая путина завершилась на Камчатке
23 Сен 2021
Минприроды и Всемирный фонд дикой природы (WWF) подписали соглашение о сотрудничестве
23 Сен 2021
В Хабаровском крае осужден гражданин за незаконное приобретение и контрабанду рыбы осетровых пород
23 Сен 2021
Вступает в силу запрет на вывоз из России морских млекопитающих
23 Сен 2021
В аэропорту Волгограда задержали пассажира с чемоданом черной икры
23 Сен 2021
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
23 Сен 2021
За вылов свыше 10 экземпляров незаконно добытого лосося предусмотрена уголовная ответственность
23 Сен 2021
Илья Шестаков посетил рыбоперерабатывающие предприятия на Курильских островах Итуруп и Шикотан
23 Сен 2021
Требования стран-экспортеров, предъявляемые к подконтрольной продукции из водных биоресурсов
23 Сен 2021
Новые ветправила Минсельхоза навредят сахалинским рыбакам. "Автоматически оказываются нарушителями"
23 Сен 2021
Все по протоколу: в сахалинские реки не пускают рыбу
23 Сен 2021
Росрыболовство: на Дальнем Востоке завершается лососевая путина, уловы идут на внутренний рынок
22 Сен 2021
Основной объём экспорта нерки из США приходится на Канаду, Корею и Японию
22 Сен 2021
Беларусь продолжает оставаться основным рынком сбыта свежей фермерской форели из Норвегии, опережая Евросоюз и США
22 Сен 2021
Норвегия увеличила поставки в Китай мороженой аквакультурной форели на 40 % за 8 месяцев
22 Сен 2021
Пресноводные моллюски Южных Курил попали под пристальное внимание ученых
22 Сен 2021
За прошедшую неделю в Приморье и на Сахалине проконтролировано более 35 тыс. т экспортируемой продукции водного промысла
22 Сен 2021
В мороженой треске из Камчатского края выявлены бактерии группы кишечной палочки и другие нарушения
22 Сен 2021
Правительство поддержало повышение ставок сбора для рыбодобывающих компаний
22 Сен 2021
Европейские рыбаки недоплачивают налог на топливо
22 Сен 2021
Росприроднадзор игнорирует госполитику диверсификации развития марикультуры на ДВ
22 Сен 2021
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 28 июня 2021 г. № 395
22 Сен 2021
Росрыболовство развивает зарубежные образовательные проекты
22 Сен 2021
Бедоносец в потёмках
22 Сен 2021
Улов воблы за последние сто лет сократился более чем в 100 раз
22 Сен 2021
Сотрудники ГК "Русский Краб" очистили от мусора побережье Амурского залива

Подписка на новости

Забытые страницы рыболовной дипломатии. Архангельские поморы основатели отечественного тралового лова в России

4336
Эксклюзив

В этом году исполнилось 100 лет отечественному промышленному траловому лову в Баренцевом море, основу которого в 1920 г. заложили рыбаки-поморы Архангельской губернии. Эта дата отмечается и как рождение одного из старейших в Советском Союзе Архангельского тралового флота (АТФ), ранее государственного предприятия – родоначальника промышленного тралового лова не только в Северном бассейне, но и во всей стране. Основываясь на опыте поморов-архангельцев и для того, чтобы использовать для базирования флота незамерзающий Кольский залив, был создан в СССР другой крупнейший в мире государственный Мурманский траловый флот (МТФ), который также считает своим днем рождения 19 июня 1920 г., хотя фактически и юридически был создан позже, чем АТФ.

Приватизация государственного МТФ в современной России была осуществлена в 1994 году. Он стал публичным акционерным обществом ПАО с сохранением исторического наименования – «Мурманский траловый флот (МТФ)» и местонахождением в г. Мурманск.

Государственный же АТФ, по решению Правительства Российской Федерации только в 2014 году был преобразован, одним из последних, оставшихся в рыбной отрасли госпредприятий, в частное акционерное общество АО с сохранением исторического наименования – «Архангельский траловый флот (АТФ)» и местонахождением в г. Архангельск.

Тем не менее, дискуссия между МТФ и АТФ о том, кто является родоначальником отечественного тралового лова, продолжается и в настоящее время, хотя исторические факты (о них ниже) на стороне АТФ,

Два ведущих в России траловых флота Северного бассейна положили начало промышленному траловому лову, а также траловым рыболовным флотам в Дальневосточном, Западном и Азово-Черноморском бассейнах Советского Союза.

Значение этого события для отечественного морского и океанического рыболовства трудно переоценить, о чем свидетельствуют следующие факты. Траловый лов донными, разноглубинными тралами становится для отечественного морского рыболовства основным способом лова большинства массовых объектов промысла не только в морях, прилегающих к побережью России, но и в отдаленных районах Мирового океана, вплоть до вод Антарктики. Среди объектов тралового промысла, прежде всего, – треска, пикша, палтус, окунь, мойва, сельдь, минтай, скумбрия, ставрида, иваси, сардина, макрурусы, нототения, ледяная рыба, сквама и многих других.

Именно вылов тралами в Советском Союзе составлял почти 90% от годового улова в 10,5-11,3 млн тонн. В современной России из годового вылова в 4,2-5,2 млн т на траловый лов также приходится не менее 95%.

Становлению промышленного отечественного тралового лова предшествовали исследования, проведенные в Баренцевом море в 1899-1908 годах под руководством известного ученого Н.М. Книповича на специально построенном для этого научно-исследовательском судне «Андрей Первозванный», который был приспособлен вести опытный лов рыбы оттер-тралом.

Сам Н.М. Книпович так видел основную задачу своих исследований в Баренцевом море: «Впервые явилась возможность поставить в одном из наших морей (в Баренцевом море – пояснение автора) исследования в интересах промыслового дела…».

Первые же траления, выполненные «Андреем Первозванным» в районе Варангер-фьорде, на Кильдинской, Канинской банках доказали возможность вести промышленный лов трески, пикши, камбалы, окуня тралами вдали от прибрежных вод Мурмана, где традиционно в весенне-летне-осенний период поморы-архангельцы осуществляли сезонный облов трески, пикши и сайды ярусами. Проведенные учеными исследования позволили подтвердить возможность вести круглогодичный траловый промысел не только в южных районах Баренцева моря, но и на западе вплоть до острова Медвежий и архипелага Шпицберген.

Выводы научной экспедиции Н.М. Книповича привлекли внимание отдельных русских рыбопромышленников. Среди них первым, взявшимся за освоение тралового лова в Баренцевом море, был архангельский помор Николай Лукич Копытов, который в 1906-1908 годах провел промысел на зафрактованных у норвежцев траулерах «Эрлинг» и «Николай». Несмотря на скромные результаты работы этих первых рейсов, проведенных без всякой поддержки царского правительства, Н.Л. Копытов убедился в будущем тралового лова в Баренцевом море. Он, в частности, так оценивал свое предназначение в траловом деле: «Сообщая сведения, полученные как из своих личных опытов, так полученных от русских и иностранных промышленников, я буду бесконечно рад, если они принесут впоследствии промышленникам хоть бы малую толику пользы или, может быть, послужат материалом для научного объяснения миграции мурманско-канинских промысловых рыб».

В последующем промышленный траловый лов взялся организовать известный предприниматель Карл Юрьевич Спаде, который создал в 1910 г., при поддержке финансовых частных прибалтийских кругов, фирму «Русские северные морские промыслы К.С. Спаде – траловый лов и рыбная торговля» (далее по тексту «Спаде» – пояснение автора). Приобретя в Англии старый траулер и назвав его «Север», подняв русский флаг, он начали промысел на Кильдинской банке. Позже к нему присоединился и второй траулер этой фирмы – «Восток». В первый совместный промысловый рейс оба траулера выловили около 491 т рыбы, но при доставке ее в Петербург одно из судов потерпело аварию. Сезон 1910 г. оказался в целом для «Спаде» неудачным, он понес значительные убытки, что чуть не погубило все дело.

Однако в сезон 1911 г. промысел вел только один траулер «Восток» и выловил 524 т рыбы, тем самым принеся прибыль и уверенность в будущем тралового лова. Это привлекло в фирму новых инвесторов, что позволило К.Ю. Спаде приобрести еще два траулера – «Запад» и «Восток». Таким образом, траловая флотилия «Спаде», состоящая из 4 судов, удачно вела траловый лов в 1912 и вплоть по первую половину 1914 года. Для доставки выловленной рыбы из районов лова в Архангельск фирма использовала баржу «Онега», что дало возможность траулерам увеличивать промысловое время непосредственно на лову, и, как следствие, добиваться большего вылова на судно.

Планы «Спаде» и его партнеров на перспективу были, по тем временам, да и по нынешним российско-капиталистическим, грандиозные. Ставилась задача довести свой траловый флот для промысла рыбы в Баренцевом море в ближайшие годы до 50 единиц. Если бы не начавшаяся Первая мировая война и затем интервенция, революция, гражданская война на Севере, то при осуществлении планов фирмы «Спаде» она бала бы мировым траловым лидером в мире. Но этого не произошло. Получив в августе 1914 г. предписание от властей о начале Первой мировой войны и следовании траулеров с промысла в становище Порчниху, что расположена в одной из бухт мурманского побережья, фирма «Спаде» по существу прекратила свою практическую рыбопромысловую деятельность.

В 1919 г. в Архангельске рыбопромышленники фирмы «Беззубиков и сыновья» вместе с местным отделением Центросоюза взяли в аренду 12 старых минных тральщиков английской постройки, которые решили отремонтировать и переоборудовать для тралового лова рыбы в Баренцевом море. Но это начинание закончилось провалом. Только отдельные переоборудованные траулеры сделали короткие рейсы, не принесшие успеха по целому ряду организационных причин. В результате, осенью 1919 г. все 12 арендованных траулеров остались без топлива и стали на прикол в становищах побережья Мурмана – в Порчнихе и Порт-Владимире .

Весной 1920 года, после окончания англо-французско-американской интервенции и изгнания с Севера белогвардейцев, что способствовало установлению здесь власти большевиков, началась ускоренная организация, при активном содействии первых руководителей страны, государственного тралового лова в Баренцевом море.

Особое внимание советская власть уделяла и такому традиционному для поморов промыслу как добыча тюленей в Белом море. В апреле 1920 г., почти сразу же после установления Советской власти, в Архангельске было создано Беломорско-Мурманское областное управление рыбных и звериных промыслов, которое приняло одно из первых своих решений это о выходе 1 февраля 1921 года из Архангельска в Белое море первой советскойзверобойной экспедиции. В ее составе, наряду со зверобойными шхунами, были включены и суда ледокольного класса: «В. Русанов», «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Полярный». В ходе промысла было добыто 43720 голов гренландского тюленя, а прибыль экспедиции составила почти 400 тыс. руб. в золотой валюте. Этот успех архангельцев позволило еще и потеснить норвежских зверобоев, которые, пользуясь вседозволенностью в годы интервенции и гражданской войны, безраздельно бракорньерничали на зверобойном промысле тюленей.

Следует особо подчеркнуть, что Советская власть, рассматривала рыбу, продукты зверобойного промысла, да и в целом и рыбную отрасль как важную составляющую по обеспечению населения продуктами питания первой необходимости.

Так председатель Правительства России В.И. Ленин за период с октября 1917 года по январь 1924 года – всего за каких-то 6 лет – оставил до сотни записок, телеграмм, писем, распоряжений, постановлений, касающихся развития рыбного хозяйства страны. Добавьте сюда многочисленные встречи и деловые обсуждения текущих практических вопросов с учеными, руководителями отрасли и с представителями с мест. Отсюда становится очевидным, какую колоссальную организаторскую работу проделал первый руководитель страны Советов для того, чтобы вывести ее из кризиса, который был в то время, как следствие революционных потрясений, так и гражданской войны.

Придавая важность рыбной отрасли в обеспечении населения продовольствием, В.И. Ленин, как Председатель Правительства РСФСР, принимает ряд важных управленческих решений. Среди них подписанный 31 мая 1921 года декрет Совета Народных Комиссаров «О рыбной промышленности и рыболовстве» – создание Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности России – «Главрыба». В последующем именно «Главрыба» стала основой будущего Комиссариата рыбной промышленности, а затем и соответствующего Министерство рыбной промышленности, которое было переименовано в Министерство рыбного хозяйства успешно функционировввшего вплоть до 1992 года.

Наряду с организационными и управленческими мерами, принимается ряд нормативных актов по защите отечественного рыболовства и зверобойного промысла от хищнического иностранного промысла, а также о научном обеспечении северного рыболовства. Среди них подписанный 24 мая 1920 года В.И. Лениным «Декрет об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море»; 10 марта 1921 г. – «Декрет об образовании Плавучего морского научного института», прямым преемником, которого является «ПИНРО» имени Н.М. Книповича, расположенный в городе-герое Мурманске и который в 2021 г. отметит свое 100-летие. При участии В.И. Ленина был принят и целый ряд других важных решений, способствующих развитию рыболовства на севере России.

Большое внимание В.И. Ленин уделял внешнеэкономическим связям в области рыболовства и, прежде всего, на Севере, особенно с Норвегией. При этом вождь революции не упускал из своего поля зрения и такой важный вопрос, как значение архипелага Шпицберген и добыча на нем угля советскими шахтерами для нужд рыболовных судов, ведущих промысел рыбы в Баренцевом море. С этой целью 29 июля 1920 г. было принято и подписано Председателем Совета Народных Комисаров В. Ульяновым (Лениным) Постановление Совета Народных Комиссаров о проведении соответствующих переговоров о закреплении за Советским правительством угольных шахт на Шпицбергене .

В другом случае председатель Правительства, узнав о том, что задерживается отъезд российской делегации в Норвегию для закупки рыболовного оборудования, потребовал разъяснений от Наркомвнешторга.

Большое значение В.И. Ленин придавал развитию промышленного рыболовства в Архангельске и требовал от своего аппарата своевременного поступления к нему информации об этом. По этому случаю и было сделано Лениным широко известное высказывание: «Обращаю внимание на сугубую важность рыбного дела и быстрой передачи телеграмм по этому делу».

Особое значение для развития рыболовства на севере России имели подписанные Лениным Постановления СТО от 30 марта 1921 г. о закупке для рыбаков Севера орудий лова, промыслового оборудования и постройке на Мурманском побережье жилищ для рыбаков. Далее, уже Постановлением СТО от 29 апреля 1921 года, выделяется 1 млн 100 тыс. рублей золотом на срочную закупку судов для ведения промысла в Баренцевом и Белом морях. В это же время по указанию Правительства РСФСР в Норвегию была направлена делегация «Главрыбы» для закупки первой партии моторных ботов для Мурманского района. Известны и документально подтверждены и такие факты, как личное указание В.И. Ленина об организации зверобойной экспедиции в Белое море на парусно-моторной шхуне «Песец» и о премиальном специальном фонде для архангельских рыбаков.

Все это способствовало ускоренной организации тралового лова в Баренцевом море. Так, уже 10 марта 1920 г. издаётся постановление президиума Архгубсовнархоза и Губпродкома которым:

«1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества и капиталистические товарищества, занимающиеся добычей и обработкой рыбных, звериных промыслов, со всеми их активами объявляются собственностью РСФСР и передаются в ведение Беломорскому управлению в порядке особой инструкции, которую поручается выработать Аркгубсовнархозу в кратчайший срок.

2. Все учреждения и организации, занимающиеся рыбным и морским звериными промыслами, переходят в ведение Беломорского Управления и становятся техническим аппаратом, приводящим в исполнение все решения и постановления последнего…».

В развитии принятых решений, приказом Совета народных комиссаров в Архангельске создается специальное Беломорско-Мурманское Управление рыбных и звериных промыслов при Архангельском губернском совете народного хозяйства – «Областьрыба». В ее состав вошли все национализированные траловые суда, фирмы и предприятия. А это – 13 траулеров, ледокол, 3 парохода, 13 парусных судов, 3 баржи, 19 мотоботов, 17 рыболовецких факторий на беломорском и мурманском побережьях, верфь в Архангельске, 10 домов, холодильник, кузница, котельные и прочие имущества .

Все это и стало с 19 марта 1920 г. основой будущего Архангельского тралового флота. Днем же его рождения, по поморской традиции, считается 29 июня 1920 года, когда в 3 часа утра траулер Т-30, под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана, отошел от стенки причала в порту Фактории г. Архангельск. В последующем за ним вышли на промысел и остальные суда, которые получили наименование как РТ и по названию рыб Баренцева моря. Флотилию архангерогодцы так и именовали «рыбная», за исключением вышедшего первым Т-30, который в поледующем стал РТ-30 «Лучинский». Ему присвоено имя погибшего под Кронштадтом члена Архангельского губкома РКП (б) делегата Xсъезда партии Ф.С. Чумбарова-Лучинского.

Первые суда ушли в свой первый рейс под командованием известных капитанов-поморов:

РТ-25 «Сайда» - капитан Н.И. Новожилов
РТ-26 «Треска» - капитан С.П. Леонтьев
РТ-27 «Окунь» - капитан М.В. Михеев
РТ-28 «Камбала» - капитан С.Д. Копытов
РТ-29 «Навага» - капитан А.П. Новожилов
РТ-30 «Лучинский» - капитаны М.А. Викман и Г.Я. Каск
РТ-32 «Кумжа» - капитан Г.А. Шлыков
РТ-35 «Пикша» - капитан П.П. Катц
РТ-37 «Палтус» - капитан М.К. Моисеев
РТ-39 «Зубатка» - капитан Ф.М. Михов
РТ-40 «Скат» - капитан А.М. Овчинников
РТ-42 «Пинагор» - капитан Г.А. Епифанов2

Портом приписки всех первых траловых судов являлся Архангельск. Да и капитаны этих судов почти все из поморов – жители Архангельской губернии.

Так начиналось в Советской России становление промышленного тралового лова в Баренцевом море. В первые годы, при базировании на замерзающем в зимний период порту Архангельск, траловые суда находились на промысле не более 5-6 месяцев и их суммарный вылов за год был небольшим и колебался в пределах 4343-7806 тонн. С перебазированием же в 1924-1925 гг. промыслового тралового флота в незамерзающий порт Мурманск их годовой суммарный вылов начал возрастать. И уже в 1926 г. он превысил уровень в 20000 тонн. Это побудило «Областьрыбу» ускорить строительство специального Рыбного порта в Мурманске. В те годы происходили и спады промысла по самым разным причинам как организационным, так и ввиду осваивания новых районов промысла в Баренцевом море.

В последующем, Приказом Народного Комиссара Снабжения Союза ССР от 2 апреля 1932 г. за № 215, подписанного А.И. Микояном, который в советское время постоянно курировал рыбную отрасль, создается «…в составе «Севтралтреста» Управление тралового флота с концентрацией в нем всего руководства и обслуживания тралфлота…». Этот исторический документ и следует рассматривать, как основополагающий относительно образование специализированного государственного Мурманского тралового флот (МТФ), основой которого стали рыбопромысловые траулеры и кадры (капитаны, тралмейстера, рыбаки) Архангельского тралового флота. Такая реорганизация способствовала улучшению работы тралового флота на промысле и его обслуживанию в портах Мурманска и Архангельска, а также в становищах вдоль мурманского побережья и Кольского залива. К тому же, 16 января 1938 года Приказом №40 Наркома пищевой промышленности СССР А.И. Микояна создается рыбопромысловая разведка при тресте «Мурманрыба», в задачу которой входит обеспечение промыслового флота сырьевой базой, а также поиск и открытие новых районов и объектов тралового лова. Все это позволило АТФ уже в предвоенный 1939 г. довести вылов рыбы почти до 38,0 тыс. тонн и МТФ- 210,5 тыс. тонн.

В годы Великой Отечественной войны многие рыболовные траулеры АТФ и МТФ вошли в состав Северного Военно-Морского флота и несли свою вахту в Баренцевом и Белом морях. В сражениях погибли десятки тысяч рыбаков, 31 траулер были потоплены. Рыбаки и в этих условиях продолжали траловый промысел в Баренцевом море, снабжая рыбой население Мурманска и Архангельска, а также Красную Армию и Северный Военно-Морской флот. Потери рыбной промышленности во время Великой Отечественной войны были огромные. Как писал Министр рыбной промышленности А.А. Ишков в 1946 году: «Рыбная промышленность, как и все хозяйство нашей страны, выдержала тягчайшие испытания небывалой в истории человечества войны. Это стоило нам больших потерь…От вражеской бомбежки В Мурманском порту вышел из эксплуатации ряд предприятий и почти разрушен жилой фонд. Рыболовный флот потерял 29% самоходных и 10% несамоходных судов. По некоторым массовым типам судов потери особенно велики: вышли из строя 28% сейнеров,38% мотоневодников и мотолодок, 80% мотоботов, 87% сетеподъемников, 30% подчалков и т. д.».

После окончания Великой Отечественной войны траловый лов в Северном бассейне начал восстанавливаться и расширяться за счет получения более современных рыбопромысловых судов и освоения новых районов и объектов промысла за пределами Баренцева моря – в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике, и затем – в водах западной Африки, в ЮВТО, вплоть до Антарктики.

Траловые флоты Северного бассейна – Архангельский и Мурманский – действительно в советское время стали крупнейшими в мире государственными рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями. Большая часть их вылова шла на внутренний рынок страны, для обеспечения населения качественной и разнообразной рыбной продукцией.

В свои лучшие годы, а это были 70-80 годы ХХ века, вылов МТФ достигал почти 870 тыс. т, а АТФ -240 тыс. т в год (Рис.1.). Более 95% всей рыбная продукция, выработанная из этого сырья, шла, исходя из определенных советским правительством директив, на внутренний рынок страны для обеспечения собственного населения.

Своим ускоренным развитием и наращиванием вылов МТФ в советский период по сравнению с АТФ было обусловлено не только географическим его расположением в незамерзающем Кольском заливе г. Мурманска, но и целенаправленной рыболовной политикой Правительства СССР и Минрыбхоза СССР. Ставилась задача создать за Полярным кругом, именно в г. Мурманске, мощную продовольственную базу основой, которой должно быть морское и океаническое рыболовство с тем, чтобы снабжать рыбной продукцией, прежде всего европейскую часть Советского Союза и Северный Военно-Морской флот. Для выполнения этой задачи МТФ пополнялся в опережающем порядке, по сравнению с АТФ, новыми рыбопромысловыми судами тралового лова. Такая стратегия, как показали результаты работы МТФ, полностью себя оправдала, и город Мурманск заслуженно в Советском Союзе считался РЫБНОЙ СТОЛИЦЕЙ ЗАПОЛЯРЬЯ. Об этом свидетельствуют и данные о вылове рыбы за послевоенный период и до развала СССР представленного на нижеследующем рисунке. В сумме МТФ и АТФ вылавливали в лучшие свои годы до 1,0 мил. т рыбы. И все это – траловый способ лов, основа которого при советской власти была заложена поморами Архангельска.

121020201.jpg

Для сравнения в настоящее время частные компании ПАО МТФ вылавливает всего около 150 тыс. т, АО АТФ и того меньше – 80 тыс. т морских живых ресурсов в год. Основной задачей частных акционерных обществ, как и всех остальных, осуществляющих свою деятельность в рыбной отрасли капиталистической России является, исходя из российского законодательства, извлечение максимальной прибыли. В этой связи значительная часть вырабатываемой ими рыбной продукции - до 60-70% экспортируется в различные страны Европы, Азии, США и Африки.

Свой многолетний траловый опыт поморы-северяне щедро делили с рыбаками других бассейнов, что позволило ускоренно развивать промышленный траловый лов, прежде всего, в Дальневосточных морях.

С переходом России к рыночной экономике значение промышленного тралового лова остается по-прежнему востребовано как в Северном, так и Дальневосточном, Западном и Азово-Черноморском бассейнах. В этой связи модернизация и обновление рыбопромыслового флота осуществляется с перспективой на сохранение достигнутых отечественных успехов в траловом промысле, как в советское время, так и с учетом развития техники тралового лова и совершенствования конструкции донных и разноглубинных тралов в последние года.

Отмечая 100 летие тралового промысла в России, мы отдаем дань уважения архангельским поморам, ветеранам Архангельского тралового флота – пионерам этого поистине универсального способа лова, ставшего основным в морском рыболовстве России.

11.10.2020 года
В.К. Зиланов, член Научно экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 <  Сентябрь   <  2021 г.