Последние публикации

22 Янв 2021
Забудет ли минтай дорогу в Китай?
22 Янв 2021
В Байкальске планируется создать Международный центр водных ресурсов
22 Янв 2021
Псковский рыбопромысловый комплекс Залита продан за 1,99 млн рублей
22 Янв 2021
Суд обязал мэрию Новосибирска взять на баланс коллектор, из которого загрязнялась река
22 Янв 2021
Дальневосточные деликатесы представлены на выставке в Тюмени
22 Янв 2021
В 2020 году из Приморского края в 22 страны экспортировано более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов
22 Янв 2021
В Краснодарском крае нарастили производство мидий и устриц
22 Янв 2021
Британская Benchmark Genetics стала поставщиком икринок на китайскую лососевую ферму
22 Янв 2021
Ущерб природе от действий «Липецкоблводоканала» рассчитают после 27 января
22 Янв 2021
За транспортировку партии мороженой рыбы и рыбной продукции с нарушением ветеринарного законодательства юридическому лицу вынесено предупреждение
22 Янв 2021
23 января во Владивостоке пройдёт фестиваль «Народная рыбалка»
22 Янв 2021
Китай стремится усилить свое влияние на прилегающих морях
22 Янв 2021
Китай выпустил «Белую книгу» о стратегии развития международного сотрудничества
22 Янв 2021
ГК «Русский Краб» сообщает об итогах производственной деятельности за 2020 год
22 Янв 2021
Росрыболовство: Поставки российской рыбы в Китай практически прекращены
22 Янв 2021
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 17 января 2021 года
22 Янв 2021
Александр Козлов обсудил с главой Приморья меры по сохранению экологии края
22 Янв 2021
На Сахалине возможен рост поставок уловов из Охотского моря
22 Янв 2021
Производитель «альтернативных морепродуктов» BlueNalu привлёк $60 млн — компания готовится к выходу на рынок
22 Янв 2021
Сахалинские рыбаки испугались за судьбу нерпы-путешественника
22 Янв 2021
Инфляция в Сахалинской области по итогам 2020 года составила 5%
22 Янв 2021
На территории Усть-Большерецкого и Соболевского районов расширены границы ТОР «Камчатка»
22 Янв 2021
Судодостроительная корпорация
22 Янв 2021
Построить 14 заводов: Трутнев вернет рыбу дальневосточникам
22 Янв 2021
Шри-Ланка призывает к совместному патрулированию для решения рыболовных проблем с Индией
22 Янв 2021
48,5 тонны северной креветки добыто в Татарском проливе
22 Янв 2021
Опубликована программа международной научной конференция «Тихоокеанские лососи ХХI»
22 Янв 2021
За 2020 год российские рыбаки подали более 2,5 тысяч судовых суточных донесений в электронном виде
22 Янв 2021
Китайские запреты убивают российскую рыбную отрасль
22 Янв 2021
В День российского студенчества состоится открытие Регионального чемпионата Московской области «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia
22 Янв 2021
На Камчатке в конце года заметно подорожали подсолнечное масло, икра и рыба
21 Янв 2021
В Невельске почтили память рыбаков, погибших в Беринговом море в 1965 году
21 Янв 2021
Губернатор Лимаренко в Невельске попробовал стать штурманом
21 Янв 2021
Под рыбную промышленность Мурмана снова подводят «мину»
21 Янв 2021
Россия и Япония обсуждают новую концепцию торгово-экономического сотрудничества на Дальнем Востоке и в Арктике
21 Янв 2021
Юрий Трутнев: большая часть рыбной продукции должна перерабатываться на территории нашей страны
21 Янв 2021
С начала 2021 года семь предпринимателей заключили договоры на промышленный вылов рыбы без выделения рыболовных участков
21 Янв 2021
Проведены исследования образцов икры форели
21 Янв 2021
Фестиваль «Народная рыбалка» соберет участников со всего Приморья
21 Янв 2021
Россельхознадзор реализовал возможность автоматического оформления электронных ветеринарных сертификато
21 Янв 2021
На Ямале увеличены квоты на традиционное рыболовство
21 Янв 2021
24,5 тыс. тонн рыбы и морепродуктов добыли сахалинские предприятия с начала года
21 Янв 2021
Резиденты ТОР запускают на Дальнем Востоке мощности для хранения более 4,7 тыс. тонн рыбы
21 Янв 2021
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
21 Янв 2021
В Калининград собираются доставлять на переработку дальневосточного лосося
21 Янв 2021
Камбоджа вводит запрет на импорт ряда морепродуктов для поддержки отечественной аквакультуры
21 Янв 2021
Краболовы Калифорнии наконец договорились о ценах
21 Янв 2021
Мурманские рыбаки не освоили 5 тысяч тонн квоты
21 Янв 2021
Китайская девелоперская компания будет строить рыболовный порт в Брунее
21 Янв 2021
В Приморье выявлено хранение крупной партии скумбрии с нарушением температурного режима в толще рыбы

Подписка на новости

Так кто же отмечает 100-летие тралового лова: АТФ или МТФ?

2626
Эксклюзив

На одном из рыбных сайтов Дальнего Востока была размещена «новость», точнее ложная (фейковая) информация, заместителя директора рыболовного холдинга «Норебо» С. Сенникова о том, что 29 июня 2020 года Мурманский траловый флот (МТФ), а он в настоящее время входит в упомянутый холдинг, отмечает свое столетие.

Одновременно в эту же дату заместитель Министра сельского хозяйства-руководитель Росрыболовства И. Шестаков официально поздравил со знаменательной датой – столетием коллектив Архангельского тралового флота (АТФ) разместив это на сайте Росрыболовства. Особо руководитель отрасли в своем послании подчеркнул, что «С этого дня мы, по традиции, отсчитываем историю современного тралового флота нашей страны». Вроде все ясно. Именно АТФ отмечает 100-летие отечественного тралового лова в Баренцевом море, да и в стране. Причем здесь МТФ при все мое уважении к прошлым заслугам мурманчан-тралфлотовцев. Тем не мение ложная информация С. Сениковым вброшена (вероятно по молодости и незнанию истории этого вопроса), она тиражируется другими псевдознатоками рыбной отрасли. В этой связи ветераны АТФ попросили меня дать исчерпывающую информацию по данному с бородой вопросу. Почему с бородой? Да потому, что он нет-нет и ранее возникал: «Кто первый в траловых делах на Севере – АТФ или МТФ?».

Действительно дажев книге «История Мурманского тралового флота 1920-1970», изданная в 1973году солидными авторами д.и.н. А.А. Киселевым и А.И Краснобаевым в завуалированной форме первенство отдается МТФ. Молчали спокойные мудрые поморы, руководители в прошлом АТФ снисходительно улыбались, с нас не убавится. Но с их молчаливого согласия историю просто взяли и начали переписывать, что, согласитесь, несправедливою.

Подошло 100-летие Архангельскому траловому флоту и старые рыбаки, капитаны-ветераны возмутились заявлениям коллег из Мурманска. Тем более, там умудрились развалить и распродать свои могучие некогда флоты: МТФ, Севрыбхолодфлот, Мурманрыбпром, Промразведку… А архангельские рыбаки – сумели сохранить свой тралфлот и, вопреки всему, – не дали растащить! Только спустя годы по решению правительства Д. Медведева АТФ, без согласия коллектива, был продан и стал частным предприятием, но сохранил свое наименование, историю и традиции. Он-АТФ-, как и прежде лицо и марка поморско-рыбацкого Архангельска.

Но рано или поздно – историческая правда и справедливость – должны быть восстановлены!

Всё не так просто, как считает интервьюируемый представитель «Норебо» Сенников!Очень вольно он позволяет себе утверждать, что тралфлот зародился в Мурманске 29 июля 1920 года, когда «в 3 часа ночи из устья Северной Двины в первый промысловый рейс вышел РТ-30».

Во-первых, номер траулера при первом отходе был Т-30, а не РТ-30.

Во-вторых, имя «Лучинский», ему было присвоено только в 7 апреля 1921 года решением 11-го заседания Коллегии Областьрыбы, в виде исключения – после гибели член Архгубкома РКП(б), революционера и поэта Чумбарова-Лучинского. Остальные траулеры получили названия рыб, за что и были прозваны «рыбья флотилия»: «Треска», «Пикша», «Окунь» и т.д.(см. газету «Известия» Архгубисполкома и Губкома № 337 от 12.04.21 г. – В.Л.).

В-третьих, траулер принадлежал Архангельской «Областьрыбе». Да и элементарно, где устье реки Северная Двина в Мурманске? Там река Кола с Кольским заливом. Знать надо и географию, прежде, чем выставлять себя знатоком истории тралового лова Севера России.

В-четвёртых, Кольский уезд (полуостров)был введён в состав Архангельской губернии ещё Петром Первым в 1708 году. В 1905 году населения там было 10645 человек: в основном саамы, лопари, немного норвежцев и русских. Романов-на-Мурмане основан 04.10.1916 года, после Февральской революции переименован в Мурманск. 13 июня 1921 года Декретом ВЦИК (статья № 367) – уезд выведен из состава Архгубернии и образована Мурманская губерния (область). МТФ, в принципе там не было и не могло быть!

В-пятых, Беломорские поморы – жители Зимнего, Летнего, Онежского, Мезенского, Кемского берегов Белого моря имели на побережье Мурмана более 60 рыбацких становищ, куда они прибывали на тресковый промысел ранней весной и вели его до осени. В летний период до 4000–4500 человек вели его на шняках, ёлах, карбасах, кочах – количеством до 1170 единиц. Решением правительства в 1841 году были открыты морские учебные заведения – шкиперские курсы в Архангельске и Кеми, а во второй половине XIXоткрыты мореходные штурманские и шкиперские классы в Патракеевке, Онеге, Кушереке, Сумском Посаде.

Охладите свой пыл господа новые «рыбопромышленники», переделыватели истории!

Напомнювсё по порядку, как зарождался Архангельский траловый флот.(Кого интересует история рыбной отрасли на Севере дореволюционного периода, организация промысла, съезды поморов-рыбаков и прочее – читайте мою книгу «Архангельский траловый флот», тома IV иV, цикла «ВРПО «Севрыба», серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР», г. Архангельск, 2020 г., ЛИЦ «Лоция» – В.Л.).

После прошедшей Первой мировой войны, двух революций, гражданской войны и интервенции в стране была разруха, болезни и голод. Большевики, чтобы избежать массовых волнений и голодных бунтов, приняли решение: накормить народ. 10 февраля 1920 года, предчувствуя скорое бегство интервентов из Архангельска, президиум Архгубсовнархоза на своём заседании в Вологде, постановил: «Ввиду ближайшего освобождения Архангельска, развития рыбозверинных океанских, морских, речных и озёрных промыслов считать делом первостепенной важности и соответствующую подготовку признать целесообразной и своевременной теперь же»(ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 2, л. 56).

26 февраля 1920 года вышел Декрет СНК за подписью председателя – В.Ульянова (Ленина) и управляющего делами – В. Бонч-Бруевича, предусматривавший реорганизацию Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности молодой республики Советов и создании Беломорско-Мурманского областного управления «Областьрыба», подчинявшегося Москве.

В подчинении «Областьрыбы» были уездные управления: Архангельское, Печорское и другие. 14 июля 1920 года созданы Мурманское и Кемское.

После бегства интервентов в марте в Архангельск прибывает зампредседателя ВСНХ А. Ломов, его задача – помочь в становлении и управлении народным хозяйством губернии. 9 марта Архгубсовнархоз с представителями ВСНХ (Реввоенсовет, Губревком, Губпродком, Наркомат внешней торговли, Главснабарм и др.) принимает решение: «национализировать все частные предприятия по рыбозвериным промыслам…» (ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 2, л. 9).

10 марта 1920 года выходит постановление Архгубсовнархоза и Губпродкома, подписанное И. Яунозолиным и зампредседателя ВСНХ А. Ломовым:

«1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества и капиталистические товарищества, занимающиеся добычей и обработкой рыбы, звериных промыслов, со всеми их активами объявляются собственностью РСФСР и передаются в ведение Беломорскому Управлению в порядке особой инструкции, каковую поручается выработать Архгубсовнархозу в кратчайший срок».

2. Все учреждения и организации, занимающиеся рыбными и морскими звериными промыслами, переходят в ведение Беломорского Управления и становятся техническим аппаратом, приводящим в исполнение все решения и постановления последнего…

Коллгегии немедленно приступить к исполнению своих обязанностей» (ГААО,

ф. 150, оп. 3, д. 2, л. 13).

В этот же день приказом СНК в Архангельске создана «Областьрыба».

19 марта Архгубревком издаёт приказ № 51, повторяющий текст постановления от 10.03.20 г. С этой даты начинается отсчёт истории Архангельского тралового флота (АТФ0.

Во вновь созданное Управление вошли: верфь, 13 траулеров, ледокол, 3 парохода, 13 парусных судов, 3 баржи, 19 мотоботов, 17 рыбацких факторий на побережье, 10 домов, кузница, 6 салотопенных заводов, холодильник, котельная и другое имущество. Во главе «Областьрыбы» стоит коллегия из 3 человек во главе с Михаилом Державиным. Постановлением Губсовнаркома № 21 от 19 марта 1920 года и решением Областьрыбы на 8-й версте от города создана промбаза «Фактория» (ранее она принадлежала купцу Беззубикову). В архиве имеются акты передачи имущества. В структуре происходят постоянные изменения: с 1921 года оно стало называться Беломорско-Печорским, а с мая – Архобластьрыба.

19 марта комиссия Главрыбы в Москве, принимая во внимание важность рыбозвериных промыслов выделило на орграсходы 3 млн. руб. и 50 млн. на закупку снабжения за границей, ремонт и постройку судов.

25 марта в созданной Областьрыбе утверждена структура из 6 отделов: финансово-счётный, снабжения, оперативный, научно-технический, технико-строительный, заготовительный. В составе оперативного отдела был подотдел тралового лова, исполнявший функции управления тралфлота, им руководил И.П. Бурков – известный капитан-помор. В связи с тяжёлой обстановкой по ремонту траулеров и подготовкой к выходу в море – ему были даны особые полномочия, вплоть до привлечения силовых структур. Из армии демобилизовали рыбаков-поморов, а 600 человек освобождены от призыва и подчинены Буркову.

Благодаря коллективным усилиям власти (В.И. Ленина), посланникам большевиков: А.И Ломову, М.С Кедрову и северянам-руководителям: В.Д. Некрасову, Ф.Д. Гашеву, К.А. Голенищеву, Н.М. Кузнецову, И.В. Боговому, М.К. Державину, В.С. Гринеру, И.П. Буркову созданы промысловая база и траловый флот в Архангельске. Активное участие принимал в подготовке кораблей плавсостав: капитаны Пётр и Иосиф Кононовы, Д.А. Бурков, П.Ф. Хохлин, А.М. Овчинников; штурманы И.Н. Демидов, А.И. Антуфьев, М.П. Неклюдов; механики-соломбальцы Н.П. Петров, В.А. Преден, С.Е. Кондратьев, Н.М. Порцель; тралмейстер Ф.Е. Шамалуев и его ученики Я.И. Дементьев, Н.П. Амосов, А.Д. Махилев и сотни других людей. Они делали всё, чтобы к началу навигации траулеры вышли на промысел в Баренцово море.

Первый траулер Т-30 вышел на промысел в Баренцево море из Архангельска 29 июня 1920 года под командованием Микеля Андреевича Викмана, считавшегося опытным промысловиком. В составе экипажа из 23 человек были его малолетние сын Ян – юнга и дочь Элика – прислуга. Судовые роли сохранились. Траулер сделал два рейса, потом капитан с семьёй уехал на родину в Латвию, а судно передал старпому Гансу Каску.

Вторым траулером, вышедшим в море был Т-39 (капитан Ф.М. Михов). За ними вышли траулеры: Т-37, Т-28, Т-25, Т-29, Т-26, Т-35. И все выходили из Архангеьска. Следует сказать, что экипажи судов набирали капитаны, а состояли они в основном из поморов. Некоторые специалисты (штурманы, механики) были прибалтийцами, а кочегарами были даже китайцы (они в судовых ролях траулеров).

С окончанием промысла и началом ледостава в Белом море и на реке Двине,

траулеры встали на межнавигационный ремонт и в следующую навигацию вышли в мае под флагами судов ФРП РСФСР, утверждённых ВЦИКом (ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 414, л. 59).

Страна испытывала огромную нехватку продовольствия. По личному указанию В.И. Ленина зимой того же года организована первая пробная зверобойная экспедиция на парусно-моторном судне «Песец». Добыто 3353 экземпляров разного зверя, общим весом 5275 пудов. Стоимость добытого 486 тыс. рублей. Шкуры шли на экспорт, жир – на изготовление мыла (для борьбы с эпидемиями), а мясо – на изготовление колбасы (М. Державин «Летопись Севера», № 4). Руководил экспедицией В.Д. Некрасов.

Ударно поработали архангельские рыбаки в 1921 году, добыто за 40 рейсов траулерами более 126 тыс. пудов рыбы (ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 1, л. 347). В 1922 году промысел расширялся за счёт северо-западных районов вдоль побережья Мурмана: Лумбовских островов, Харлова, Русского, Териберки. Руководитель промыслов В.С. Гринер создал первую промысловую карту, которая ежегодно пополнялась информацией капитанов. В мае все суда выходили под новыми номерами и названиями: РТ-25 «Сайда» (к-н Н.И. Новожилов), РТ-26 «Треска» (к-н С.П. Леонтьев), РТ-27 «Окунь» (к-н М.В. Михеев), РТ-28 «Камбала»… За 65 рейсов добыто 222,5 тыс. пудов. Траулеры были разных типов и тоннажа, автономность плавания по запасам угля. Запас воды ограничен, не было бань. Каюты были у капитана и стармеха, остальные жили в кубрике.

Начиная с 1921 производится модернизация и расширение цехов мехмастерской на Фактории, а позже и расширение рыбокомбината.

В.И. Ленин лично заботился о рыбаках Архангельска. В книге приведены дословно его телеграммы. Например, телеграмма от 30 апреля 1921 года сообщает о том, что рыбакам выделен большой премиальный фонд из мануфактуры, посуды, продовольствия (чай, сахар, махорка, спички) и прочего. Подписался Председатель Совета Труда и Обороны, В. Ульянов.

Закупается качественный каменный уголь. Флот пополняется новыми кораблями с радиостанциями. В 1923 году Архтралфлот имеет 17 траулеров, вылов на один траулер за лето 170 тонн. В 1924 году в каждом из 88 рейсов добыто по 80-90 тонн. На собрании капитанов предложено опробовать траловый лов в зимнее время. Поздней осенью 1924 года 4 траулера впервые вышли из Архангельска на зимнюю путину: «Щука», к-н Я.И. Богданов; «Макрель», к-н Н.П. Костин; «Налим», к-н П.Ф. Хохлин; «Форель», к-н А.М. Овчинников. Одновременно была обследована северная часть моря. Несмотря на шторма, зимние рейсы оказались рентабельными. В мае происходит реорганизация «Областьрыбы» в Севгосрыбтрест.

В 1925 году впервые траулер «Форель» (к-н И.П. Бурков) доставил в Англию экспортную продукцию.

27 июня 1926 года на бюро Архгубкома ВКП(б) заслушан отчёт начальника СГРТ И.А. Мурашова (ГААО, ф. 147, д.6, л.28), где говорилось о необходимости увеличения добычи рыбы, в том числе за счёт зимнего лова. Это дало толчок к строительству базы в Кольском заливе. Неоднократно выезжал в Мурманск Иван Мурашов и выбирал место для порта. В этом же году в июне по указанию Правительства приступили к строительству базы на Варничной сопке. В конце ноября 1926 года из Архангельска с помощью ледоколов вывели 16 траулеров и они ушли в Мурманск. Круглогодичная работа увеличила количество рейсов и соответственно вылов рыбы. Суда базировались на Мурманск и Александровск (Полярный). Вместе с кораблями туда перешло большинство рыбаков-поморов.

Издан Декрет СНК об улучшении продовольственного снабжения рыбаков Севера. После В.И. Ленина этим занимался нарком РХ А.И. Микоян, который курировал все вопросы закупки и завоза снабжения, стройматериалов, продовольствия и т.д.

Однако ещё три года, до 1929 года, в летний период корабли приходили в Архангельск для выгрузки и получения снабжения. В Мурманске шло строительство базы и были большие простои траулеров. Управление флота было полностью передано в Мурманск в 1928 году. В Мурманск первый траулер под выгрузку пришёл 7 ноября 1927 года – в день 10-й годовщины Октября. С 1929 года в Архангельске остался только маломерный флот прибрежного лова.

В эти годы неоднократно менялась структура управления СГРТ. В 1927 году в Ленинграде на Северной верфи заложена целая серия новых траулеров. С 1930 года руководство Архангельской области неоднократно ставило вопрос воссоздания флота, обращаясь в Правительство и лично к наркому А.И. Микояну. Только29 августа 1931 года произошла новая реорганизация Севгосрыбтреста – он разделяется на Севтралтрест и Мургосрыбтрест. Траловый флот вернулся в Архангельск в 1932 году.

Здесь стоит отметить, что в 1929 году Архангельск посетила делегация акционерного Камчатского общества для ознакомления с работой в море. Специалисты были приглашены на Камчатку и 10 рыбаков во главе с капитаном Я.А. Постниковым уехали туда. Так что поморы-рыбаки – не только стояли у истоков Мурманского тралфлота, но и помогали в становлении тралового лова на Дальневосточном бассейне страны.

Стоит добавить, что в 1966 году, когда образовывалась Севастопольская база океанического лова, туда были приглашены для работы северяне – поморы-рыбаки. Например: капитан АТФ, Герой Соцтруда Н.З. Веселков, вышедший на пенсию, но ещё проработавший там до 75 лет! Другой капитан (архангельский помор), орденоносец МТФ С.И. Антуфьев и другие. Ещё один известный капитан-флагман АТФ, орденоносец В.А. Анхимов в 1978 году вышел на пенсию, но ещё 12 лет трудился в «Керчьрыбпроме».

Теперь можно подвести черту, а читателю самому делать вывод: когда Мурманскому траловому флоту отмечать своё 100-летие? Мне судить, является ли «Норебо» правопреемником МТФ, сложно. История МТФ началась в конце 1926 года, а никак не в 1920 году. Это факт подтверждённый!

АО «Архангельский траловый флот» является правопреемником госпредприятия АТФ, которое по праву считает свое рождение в марте 1920 года в Архангельске. И мы – поморы-рыбаки Севера свою историю чтим и не позволимее искажать и красть.

И в завершении позволю напомнить слова великого Александра Сергеевича Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».

09.07.2020 г.

Честь имею! Капитан дальнего плавания АТФ со стажем работы в отрасли 54 года, Почётный работник рыбного хозяйства России, член Русского географического общества и Вологодского Союза писателей-краеведов, Владимир Лупачев.


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 <  Январь   <  2021 г.