Последние публикации

7 Авг 2020
Курс Франка
7 Авг 2020
Рыболовецкое предприятие Камчатки построит судно по инвестпрограмме
7 Авг 2020
Горбушу в Южно-Сахалинске и Тымовском продают вдвое дороже, чем в Охе и Смирных
7 Авг 2020
Более 400 тысяч тонн рыбы и морепродуктов экспортировано из Приморья в страны АТР
7 Авг 2020
Иск на 32 млн: рыболовы Приморья проиграли спор с МВД России
7 Авг 2020
Лишняя вахта
7 Авг 2020
Власти Гонконга закрыли два рынка, где были выявлены случаи коронавируса
7 Авг 2020
Власти Китая изъяли продукцию Kaiyang Shijie из-за вспышки коронавируса
7 Авг 2020
Рыболовецкую компанию на Камчатке оштрафовали за мышьяк в 27 тоннах трески
7 Авг 2020
Социальный проект по снижению цен на рыбу запустят в районах Камчатки
7 Авг 2020
Назначен новый руководитель Московско-Окского территориального управления
7 Авг 2020
Росрыболовство: судно «Карелия» прибыло в порт Калининграда
7 Авг 2020
Амурский филиал ФГБУ «Главрыбвод» перевыполнил госзадание по выпуску молоди осетровых на 57%
7 Авг 2020
В губе Малая Волоковая провели засадку 1 млн штук смолта
7 Авг 2020
Паратунский лососёвый завод приступил к закладке икры на инкубацию
7 Авг 2020
3 сентября как день капитуляции РФ
6 Авг 2020
Южноамериканские организации борются с засильем китайского браконьерского флота
6 Авг 2020
Китайский порт Далянь отмечает скачок стоимости импорта
6 Авг 2020
США в этом году нарастили импорт норвежского аквакультурного палтуса, а Евросоюз снизил
6 Авг 2020
Экспорт гребешков из Норвегии снизился на 47 процентов по объёму
6 Авг 2020
В Японии реализуется проект по выращиванию особей находящегося под охраной вида морских коньков
6 Авг 2020
Импорт замороженных осьминогов в ЕС в январе – мае 2020 года
6 Авг 2020
Форелевое хозяйство в Коми возобновило работу после инцидентов с гибелью рыбы
6 Авг 2020
Нефтяники «Самотлорнефтегаза» в реки Сибири выпускают мальков ценных пород рыб
6 Авг 2020
Ученые ВНИРО проводят летний этап обследования состояния водной среды и биоресурсов в районах кубанских гидроэлектростанций
6 Авг 2020
Управление Россельхознадзора в июле провело контроль более 392 тысяч тонн продукции
6 Авг 2020
В Краснодарском водохранилище браконьер выловил 800 рыб на 500 тыс. рублей
6 Авг 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлена на экспорт 341 партия рыбной продукции
6 Авг 2020
На Сахалине планируется развивать аквакультуру
6 Авг 2020
Астраханская область увеличила производство черной икры
6 Авг 2020
Лососевая путина-2020: в Хабаровском и Приморском крае путина идёт по сценарию 2018 года, Чукотка опережает показатели
6 Авг 2020
Анюйский рыбоводный завод пополняет реку Амур молодью осетровых видов рыб
6 Авг 2020
Темп российского вылова на 2,2% опережает прошлогодний: к 5 августа рыбаки добыли почти 3,1 млн тонн
6 Авг 2020
Президент ВАРПЭ назвал инициативу руководства РРПК «криком отчаяния компании, зажатой в кредитные тиски»
6 Авг 2020
Рыбаки-любители всей Камчатки, объединяйтесь!
6 Авг 2020
Наказан устным замечанием
6 Авг 2020
Два капитана
6 Авг 2020
Регулирование по понятиям, как альтернатива законодательству
5 Авг 2020
Канада запускает проект Ocean Aware стоимостью $ 29 млн
5 Авг 2020
Объём экспорта мидий из Норвегии снизился на одну треть, а средняя цена экспорта упала практически наполовину
5 Авг 2020
Экспорт креветок из Норвегии за полгода снизился на 24 процента
5 Авг 2020
Объём импорта в США морского черта в этом году упал практически в 3 раза
5 Авг 2020
Рыбная отрасль Камчатки: ответить на вызов времени
5 Авг 2020
Проект «Камчатская рыба» идёт в районы
5 Авг 2020
Причина не понятна: Минприроды проводит проверку после массовой гибели рыб в Карелии
5 Авг 2020
В заливе Терпения рыбы нет
5 Авг 2020
Подведомственное Россельхознадзору ФГБУ «Нацрыббезопасность» проинспектировало несколько российских судов-поставщиков рыбной продукции в Республику Корея
5 Авг 2020
Россельхознадзор с помощью системы «Меркурий» обнаружил компанию, выпускающая рыбную продукцию неизвестного происхождения
5 Авг 2020
Росрыболовство предлагает упросить административные процедуры при экспорте живого краба
5 Авг 2020
5,5 млрд долл. США составит российский экспорт рыбы и морепродуктов в 2020 году

Подписка на новости

Так кто же отмечает 100-летие тралового лова: АТФ или МТФ?

1253
Эксклюзив

На одном из рыбных сайтов Дальнего Востока была размещена «новость», точнее ложная (фейковая) информация, заместителя директора рыболовного холдинга «Норебо» С. Сенникова о том, что 29 июня 2020 года Мурманский траловый флот (МТФ), а он в настоящее время входит в упомянутый холдинг, отмечает свое столетие.

Одновременно в эту же дату заместитель Министра сельского хозяйства-руководитель Росрыболовства И. Шестаков официально поздравил со знаменательной датой – столетием коллектив Архангельского тралового флота (АТФ) разместив это на сайте Росрыболовства. Особо руководитель отрасли в своем послании подчеркнул, что «С этого дня мы, по традиции, отсчитываем историю современного тралового флота нашей страны». Вроде все ясно. Именно АТФ отмечает 100-летие отечественного тралового лова в Баренцевом море, да и в стране. Причем здесь МТФ при все мое уважении к прошлым заслугам мурманчан-тралфлотовцев. Тем не мение ложная информация С. Сениковым вброшена (вероятно по молодости и незнанию истории этого вопроса), она тиражируется другими псевдознатоками рыбной отрасли. В этой связи ветераны АТФ попросили меня дать исчерпывающую информацию по данному с бородой вопросу. Почему с бородой? Да потому, что он нет-нет и ранее возникал: «Кто первый в траловых делах на Севере – АТФ или МТФ?».

Действительно дажев книге «История Мурманского тралового флота 1920-1970», изданная в 1973году солидными авторами д.и.н. А.А. Киселевым и А.И Краснобаевым в завуалированной форме первенство отдается МТФ. Молчали спокойные мудрые поморы, руководители в прошлом АТФ снисходительно улыбались, с нас не убавится. Но с их молчаливого согласия историю просто взяли и начали переписывать, что, согласитесь, несправедливою.

Подошло 100-летие Архангельскому траловому флоту и старые рыбаки, капитаны-ветераны возмутились заявлениям коллег из Мурманска. Тем более, там умудрились развалить и распродать свои могучие некогда флоты: МТФ, Севрыбхолодфлот, Мурманрыбпром, Промразведку… А архангельские рыбаки – сумели сохранить свой тралфлот и, вопреки всему, – не дали растащить! Только спустя годы по решению правительства Д. Медведева АТФ, без согласия коллектива, был продан и стал частным предприятием, но сохранил свое наименование, историю и традиции. Он-АТФ-, как и прежде лицо и марка поморско-рыбацкого Архангельска.

Но рано или поздно – историческая правда и справедливость – должны быть восстановлены!

Всё не так просто, как считает интервьюируемый представитель «Норебо» Сенников!Очень вольно он позволяет себе утверждать, что тралфлот зародился в Мурманске 29 июля 1920 года, когда «в 3 часа ночи из устья Северной Двины в первый промысловый рейс вышел РТ-30».

Во-первых, номер траулера при первом отходе был Т-30, а не РТ-30.

Во-вторых, имя «Лучинский», ему было присвоено только в 7 апреля 1921 года решением 11-го заседания Коллегии Областьрыбы, в виде исключения – после гибели член Архгубкома РКП(б), революционера и поэта Чумбарова-Лучинского. Остальные траулеры получили названия рыб, за что и были прозваны «рыбья флотилия»: «Треска», «Пикша», «Окунь» и т.д.(см. газету «Известия» Архгубисполкома и Губкома № 337 от 12.04.21 г. – В.Л.).

В-третьих, траулер принадлежал Архангельской «Областьрыбе». Да и элементарно, где устье реки Северная Двина в Мурманске? Там река Кола с Кольским заливом. Знать надо и географию, прежде, чем выставлять себя знатоком истории тралового лова Севера России.

В-четвёртых, Кольский уезд (полуостров)был введён в состав Архангельской губернии ещё Петром Первым в 1708 году. В 1905 году населения там было 10645 человек: в основном саамы, лопари, немного норвежцев и русских. Романов-на-Мурмане основан 04.10.1916 года, после Февральской революции переименован в Мурманск. 13 июня 1921 года Декретом ВЦИК (статья № 367) – уезд выведен из состава Архгубернии и образована Мурманская губерния (область). МТФ, в принципе там не было и не могло быть!

В-пятых, Беломорские поморы – жители Зимнего, Летнего, Онежского, Мезенского, Кемского берегов Белого моря имели на побережье Мурмана более 60 рыбацких становищ, куда они прибывали на тресковый промысел ранней весной и вели его до осени. В летний период до 4000–4500 человек вели его на шняках, ёлах, карбасах, кочах – количеством до 1170 единиц. Решением правительства в 1841 году были открыты морские учебные заведения – шкиперские курсы в Архангельске и Кеми, а во второй половине XIXоткрыты мореходные штурманские и шкиперские классы в Патракеевке, Онеге, Кушереке, Сумском Посаде.

Охладите свой пыл господа новые «рыбопромышленники», переделыватели истории!

Напомнювсё по порядку, как зарождался Архангельский траловый флот.(Кого интересует история рыбной отрасли на Севере дореволюционного периода, организация промысла, съезды поморов-рыбаков и прочее – читайте мою книгу «Архангельский траловый флот», тома IV иV, цикла «ВРПО «Севрыба», серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР», г. Архангельск, 2020 г., ЛИЦ «Лоция» – В.Л.).

После прошедшей Первой мировой войны, двух революций, гражданской войны и интервенции в стране была разруха, болезни и голод. Большевики, чтобы избежать массовых волнений и голодных бунтов, приняли решение: накормить народ. 10 февраля 1920 года, предчувствуя скорое бегство интервентов из Архангельска, президиум Архгубсовнархоза на своём заседании в Вологде, постановил: «Ввиду ближайшего освобождения Архангельска, развития рыбозверинных океанских, морских, речных и озёрных промыслов считать делом первостепенной важности и соответствующую подготовку признать целесообразной и своевременной теперь же»(ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 2, л. 56).

26 февраля 1920 года вышел Декрет СНК за подписью председателя – В.Ульянова (Ленина) и управляющего делами – В. Бонч-Бруевича, предусматривавший реорганизацию Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности молодой республики Советов и создании Беломорско-Мурманского областного управления «Областьрыба», подчинявшегося Москве.

В подчинении «Областьрыбы» были уездные управления: Архангельское, Печорское и другие. 14 июля 1920 года созданы Мурманское и Кемское.

После бегства интервентов в марте в Архангельск прибывает зампредседателя ВСНХ А. Ломов, его задача – помочь в становлении и управлении народным хозяйством губернии. 9 марта Архгубсовнархоз с представителями ВСНХ (Реввоенсовет, Губревком, Губпродком, Наркомат внешней торговли, Главснабарм и др.) принимает решение: «национализировать все частные предприятия по рыбозвериным промыслам…» (ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 2, л. 9).

10 марта 1920 года выходит постановление Архгубсовнархоза и Губпродкома, подписанное И. Яунозолиным и зампредседателя ВСНХ А. Ломовым:

«1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества и капиталистические товарищества, занимающиеся добычей и обработкой рыбы, звериных промыслов, со всеми их активами объявляются собственностью РСФСР и передаются в ведение Беломорскому Управлению в порядке особой инструкции, каковую поручается выработать Архгубсовнархозу в кратчайший срок».

2. Все учреждения и организации, занимающиеся рыбными и морскими звериными промыслами, переходят в ведение Беломорского Управления и становятся техническим аппаратом, приводящим в исполнение все решения и постановления последнего…

Коллгегии немедленно приступить к исполнению своих обязанностей» (ГААО,

ф. 150, оп. 3, д. 2, л. 13).

В этот же день приказом СНК в Архангельске создана «Областьрыба».

19 марта Архгубревком издаёт приказ № 51, повторяющий текст постановления от 10.03.20 г. С этой даты начинается отсчёт истории Архангельского тралового флота (АТФ0.

Во вновь созданное Управление вошли: верфь, 13 траулеров, ледокол, 3 парохода, 13 парусных судов, 3 баржи, 19 мотоботов, 17 рыбацких факторий на побережье, 10 домов, кузница, 6 салотопенных заводов, холодильник, котельная и другое имущество. Во главе «Областьрыбы» стоит коллегия из 3 человек во главе с Михаилом Державиным. Постановлением Губсовнаркома № 21 от 19 марта 1920 года и решением Областьрыбы на 8-й версте от города создана промбаза «Фактория» (ранее она принадлежала купцу Беззубикову). В архиве имеются акты передачи имущества. В структуре происходят постоянные изменения: с 1921 года оно стало называться Беломорско-Печорским, а с мая – Архобластьрыба.

19 марта комиссия Главрыбы в Москве, принимая во внимание важность рыбозвериных промыслов выделило на орграсходы 3 млн. руб. и 50 млн. на закупку снабжения за границей, ремонт и постройку судов.

25 марта в созданной Областьрыбе утверждена структура из 6 отделов: финансово-счётный, снабжения, оперативный, научно-технический, технико-строительный, заготовительный. В составе оперативного отдела был подотдел тралового лова, исполнявший функции управления тралфлота, им руководил И.П. Бурков – известный капитан-помор. В связи с тяжёлой обстановкой по ремонту траулеров и подготовкой к выходу в море – ему были даны особые полномочия, вплоть до привлечения силовых структур. Из армии демобилизовали рыбаков-поморов, а 600 человек освобождены от призыва и подчинены Буркову.

Благодаря коллективным усилиям власти (В.И. Ленина), посланникам большевиков: А.И Ломову, М.С Кедрову и северянам-руководителям: В.Д. Некрасову, Ф.Д. Гашеву, К.А. Голенищеву, Н.М. Кузнецову, И.В. Боговому, М.К. Державину, В.С. Гринеру, И.П. Буркову созданы промысловая база и траловый флот в Архангельске. Активное участие принимал в подготовке кораблей плавсостав: капитаны Пётр и Иосиф Кононовы, Д.А. Бурков, П.Ф. Хохлин, А.М. Овчинников; штурманы И.Н. Демидов, А.И. Антуфьев, М.П. Неклюдов; механики-соломбальцы Н.П. Петров, В.А. Преден, С.Е. Кондратьев, Н.М. Порцель; тралмейстер Ф.Е. Шамалуев и его ученики Я.И. Дементьев, Н.П. Амосов, А.Д. Махилев и сотни других людей. Они делали всё, чтобы к началу навигации траулеры вышли на промысел в Баренцово море.

Первый траулер Т-30 вышел на промысел в Баренцево море из Архангельска 29 июня 1920 года под командованием Микеля Андреевича Викмана, считавшегося опытным промысловиком. В составе экипажа из 23 человек были его малолетние сын Ян – юнга и дочь Элика – прислуга. Судовые роли сохранились. Траулер сделал два рейса, потом капитан с семьёй уехал на родину в Латвию, а судно передал старпому Гансу Каску.

Вторым траулером, вышедшим в море был Т-39 (капитан Ф.М. Михов). За ними вышли траулеры: Т-37, Т-28, Т-25, Т-29, Т-26, Т-35. И все выходили из Архангеьска. Следует сказать, что экипажи судов набирали капитаны, а состояли они в основном из поморов. Некоторые специалисты (штурманы, механики) были прибалтийцами, а кочегарами были даже китайцы (они в судовых ролях траулеров).

С окончанием промысла и началом ледостава в Белом море и на реке Двине,

траулеры встали на межнавигационный ремонт и в следующую навигацию вышли в мае под флагами судов ФРП РСФСР, утверждённых ВЦИКом (ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 414, л. 59).

Страна испытывала огромную нехватку продовольствия. По личному указанию В.И. Ленина зимой того же года организована первая пробная зверобойная экспедиция на парусно-моторном судне «Песец». Добыто 3353 экземпляров разного зверя, общим весом 5275 пудов. Стоимость добытого 486 тыс. рублей. Шкуры шли на экспорт, жир – на изготовление мыла (для борьбы с эпидемиями), а мясо – на изготовление колбасы (М. Державин «Летопись Севера», № 4). Руководил экспедицией В.Д. Некрасов.

Ударно поработали архангельские рыбаки в 1921 году, добыто за 40 рейсов траулерами более 126 тыс. пудов рыбы (ГААО, ф. 150, оп. 3, д. 1, л. 347). В 1922 году промысел расширялся за счёт северо-западных районов вдоль побережья Мурмана: Лумбовских островов, Харлова, Русского, Териберки. Руководитель промыслов В.С. Гринер создал первую промысловую карту, которая ежегодно пополнялась информацией капитанов. В мае все суда выходили под новыми номерами и названиями: РТ-25 «Сайда» (к-н Н.И. Новожилов), РТ-26 «Треска» (к-н С.П. Леонтьев), РТ-27 «Окунь» (к-н М.В. Михеев), РТ-28 «Камбала»… За 65 рейсов добыто 222,5 тыс. пудов. Траулеры были разных типов и тоннажа, автономность плавания по запасам угля. Запас воды ограничен, не было бань. Каюты были у капитана и стармеха, остальные жили в кубрике.

Начиная с 1921 производится модернизация и расширение цехов мехмастерской на Фактории, а позже и расширение рыбокомбината.

В.И. Ленин лично заботился о рыбаках Архангельска. В книге приведены дословно его телеграммы. Например, телеграмма от 30 апреля 1921 года сообщает о том, что рыбакам выделен большой премиальный фонд из мануфактуры, посуды, продовольствия (чай, сахар, махорка, спички) и прочего. Подписался Председатель Совета Труда и Обороны, В. Ульянов.

Закупается качественный каменный уголь. Флот пополняется новыми кораблями с радиостанциями. В 1923 году Архтралфлот имеет 17 траулеров, вылов на один траулер за лето 170 тонн. В 1924 году в каждом из 88 рейсов добыто по 80-90 тонн. На собрании капитанов предложено опробовать траловый лов в зимнее время. Поздней осенью 1924 года 4 траулера впервые вышли из Архангельска на зимнюю путину: «Щука», к-н Я.И. Богданов; «Макрель», к-н Н.П. Костин; «Налим», к-н П.Ф. Хохлин; «Форель», к-н А.М. Овчинников. Одновременно была обследована северная часть моря. Несмотря на шторма, зимние рейсы оказались рентабельными. В мае происходит реорганизация «Областьрыбы» в Севгосрыбтрест.

В 1925 году впервые траулер «Форель» (к-н И.П. Бурков) доставил в Англию экспортную продукцию.

27 июня 1926 года на бюро Архгубкома ВКП(б) заслушан отчёт начальника СГРТ И.А. Мурашова (ГААО, ф. 147, д.6, л.28), где говорилось о необходимости увеличения добычи рыбы, в том числе за счёт зимнего лова. Это дало толчок к строительству базы в Кольском заливе. Неоднократно выезжал в Мурманск Иван Мурашов и выбирал место для порта. В этом же году в июне по указанию Правительства приступили к строительству базы на Варничной сопке. В конце ноября 1926 года из Архангельска с помощью ледоколов вывели 16 траулеров и они ушли в Мурманск. Круглогодичная работа увеличила количество рейсов и соответственно вылов рыбы. Суда базировались на Мурманск и Александровск (Полярный). Вместе с кораблями туда перешло большинство рыбаков-поморов.

Издан Декрет СНК об улучшении продовольственного снабжения рыбаков Севера. После В.И. Ленина этим занимался нарком РХ А.И. Микоян, который курировал все вопросы закупки и завоза снабжения, стройматериалов, продовольствия и т.д.

Однако ещё три года, до 1929 года, в летний период корабли приходили в Архангельск для выгрузки и получения снабжения. В Мурманске шло строительство базы и были большие простои траулеров. Управление флота было полностью передано в Мурманск в 1928 году. В Мурманск первый траулер под выгрузку пришёл 7 ноября 1927 года – в день 10-й годовщины Октября. С 1929 года в Архангельске остался только маломерный флот прибрежного лова.

В эти годы неоднократно менялась структура управления СГРТ. В 1927 году в Ленинграде на Северной верфи заложена целая серия новых траулеров. С 1930 года руководство Архангельской области неоднократно ставило вопрос воссоздания флота, обращаясь в Правительство и лично к наркому А.И. Микояну. Только29 августа 1931 года произошла новая реорганизация Севгосрыбтреста – он разделяется на Севтралтрест и Мургосрыбтрест. Траловый флот вернулся в Архангельск в 1932 году.

Здесь стоит отметить, что в 1929 году Архангельск посетила делегация акционерного Камчатского общества для ознакомления с работой в море. Специалисты были приглашены на Камчатку и 10 рыбаков во главе с капитаном Я.А. Постниковым уехали туда. Так что поморы-рыбаки – не только стояли у истоков Мурманского тралфлота, но и помогали в становлении тралового лова на Дальневосточном бассейне страны.

Стоит добавить, что в 1966 году, когда образовывалась Севастопольская база океанического лова, туда были приглашены для работы северяне – поморы-рыбаки. Например: капитан АТФ, Герой Соцтруда Н.З. Веселков, вышедший на пенсию, но ещё проработавший там до 75 лет! Другой капитан (архангельский помор), орденоносец МТФ С.И. Антуфьев и другие. Ещё один известный капитан-флагман АТФ, орденоносец В.А. Анхимов в 1978 году вышел на пенсию, но ещё 12 лет трудился в «Керчьрыбпроме».

Теперь можно подвести черту, а читателю самому делать вывод: когда Мурманскому траловому флоту отмечать своё 100-летие? Мне судить, является ли «Норебо» правопреемником МТФ, сложно. История МТФ началась в конце 1926 года, а никак не в 1920 году. Это факт подтверждённый!

АО «Архангельский траловый флот» является правопреемником госпредприятия АТФ, которое по праву считает свое рождение в марте 1920 года в Архангельске. И мы – поморы-рыбаки Севера свою историю чтим и не позволимее искажать и красть.

И в завершении позволю напомнить слова великого Александра Сергеевича Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».

09.07.2020 г.

Честь имею! Капитан дальнего плавания АТФ со стажем работы в отрасли 54 года, Почётный работник рыбного хозяйства России, член Русского географического общества и Вологодского Союза писателей-краеведов, Владимир Лупачев.


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
 <  Август   <  2020 г.