Последние публикации

4 Июл 2020
С Днем рыбака. С прадником!
4 Июл 2020
С праздником, рыбацкий Севастополь!
3 Июл 2020
Расширены меры господдержки рыбоводства Краснодарского края
3 Июл 2020
Экспорт гребешка из Норвегии серьезно снизился по объёму и стоимости
3 Июл 2020
Стоимость экспорта норвежских мидий с начала года упала более чем в 3 раза по стоимости
3 Июл 2020
Канада учреждает целевой фонд в 62,5 млн долларов для восстановления рыбоперерабатывающих предприятий
3 Июл 2020
Норвежский экспорт морского окуня и синекорого палтуса в Китай и Японию в мае 2020 года
3 Июл 2020
Верфи Петербурга в 2020 году спустят на воду два рыболовецких судна и три военных корабля
3 Июл 2020
Россельхознадзор и АО «ГЛОНАСС» приступили к практической фазе эксперимента по сквозному контролю температурного режима при транспортировке скоропортящихся грузов
3 Июл 2020
АтлантНИРО продолжает экспедиционные исследования в Балтийском море
3 Июл 2020
Сахалинские рыбаки обратились к президенту
3 Июл 2020
Состояние вынужденной беспомощности
3 Июл 2020
В Ростовской области активизируют работу по сохранению и восстановлению водных биологических ресурсов
3 Июл 2020
Россельхознадзором пресечена транспортировка почти 38 тонн мороженой сельди с нарушением температурного режима
3 Июл 2020
Правительство Приморья поможет предприятиям ОПК увеличить выпуск гражданской продукции
3 Июл 2020
Одна из крупнейших рыбодобывающих компаний Приморья сменила гендиректора
3 Июл 2020
Снятый с мели в Норвежском море российский траулер "Кокшайск" доставили в Тромсе на ремонт
3 Июл 2020
В Международном аэропорту Владивосток открылся новый рыбный магазин
3 Июл 2020
В Приморье капитан заплатит 1,7 миллиона рублей за незаконный лов краба
3 Июл 2020
Морской бой на приморской земле
3 Июл 2020
«Металлические традиции» угрожают приморскому судостроению
3 Июл 2020
Мурманский траловый флот отмечает 100-летие
3 Июл 2020
Мурманский траловый флот отмечает 100-летие
3 Июл 2020
О результатах рыбоохранных мероприятий в рамках операции «Весенний нерест»
3 Июл 2020
К 22 июня российские рыбаки добыли около 2,5 млн тонн водных биоресурсов – на 8,4% больше уровня 2019 года
3 Июл 2020
Чего скрывает Глеб Франк?
2 Июл 2020
Японский импорт рыбы и моллюсков в мае 2020 года
2 Июл 2020
Крупнейший в мире краб продан на аукционе в Ишиномаки (Япония)
2 Июл 2020
Экспорт креветок из Норвегии снизился на 28 процентов за 5 месяцев
2 Июл 2020
Норвежская устрица не пользуется особым спросом в мире
2 Июл 2020
Вниманию руководителей предприятий рыбохозяйственного комплекса Камчатского края
2 Июл 2020
ФАС России актуализирует состав экспертного совета по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса
2 Июл 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 319 партий рыбной продукции
2 Июл 2020
Стратегия развития рыбной отрасли Камчатки должна учитывать её вес в экономике
2 Июл 2020
На Ставрополье выращивают африканского клариевого сома
2 Июл 2020
Дмитрий Артюхов оценил возможности нового судна для рыбной промышленности Ямала
2 Июл 2020
Росрыболовство поддерживает субсидирование перевозок рыбы из ДФО по Севморпути
2 Июл 2020
Герман Зверев: в 2020 году дальневосточники могут добыть около 400 тысяч тонн лосося
2 Июл 2020
Путин: инфляция в России составит 4%
2 Июл 2020
В крупной партии конечностей краба выявлены нарушения
2 Июл 2020
Рыбаки Магадана смогут легально продавать свои уловы
2 Июл 2020
Число нарушений в рыболовстве Свердловской области за полгода достигло показателя 2019 г.
2 Июл 2020
Два крупных бизнес-проекта по переработке рыбы в Мурманской области получат поддержку
2 Июл 2020
В Ленобласти Россельхознадзором выдано постановление об уничтожении потенциально небезопасной корюшки
2 Июл 2020
"Доступная рыба" ещё не доплыла до Хабаровска
2 Июл 2020
Браконьеры на сегодня являются одной из самых больших бед для рыбного хозяйства
2 Июл 2020
Герман Зверев: эффективность и влияние рабочих групп по реализации механизма «регуляторной гильотины» растет
2 Июл 2020
Аукционные инициативы ФАС могут коснуться аквакультурщиков
2 Июл 2020
В Азовском море вводится нерестовый запрет на лов креветок
2 Июл 2020
В 1 квартале дальневосточный трепанг экспортировался только в Китай

Подписка на новости

Были такие мастера. Памяти Ивана Федоровича Андреюка

267
Эксклюзив

10 июня 1967 года. Порт Петропавловск-Камчатского. Причал Мехзавода. Первым корпусом стоит БМРТ «Борис Горинский», вторым, только что пришедший с перегона БМРТ «Алексей Махалин».

На палубе обоих судов кипит работа, оба готовятся в рейсы, только «Борис Горинский» во второй, а «Алексей Махалин» в первый.

На промысловой палубе «Бориса Горинского» разложены части тралов: крылья, кутки отдельно, верхние и нижние подборы, связки кухтылей, бобинцев, груза – все требует внимательного глаза старшего тралового мастера и его помощников. Чуть в стороне собрались матросы траловых вахт, собранных старпомом В.А. Войцехом из присланных из отдела кадров группы курсантов ПКМУ, только что выпущенных из своих стен, будущих судоводителей, которым ещё предстоит добрать ценз матросом на первый рабочий диплом. В этой группе 19 летних мореходов и мы с Васей Ялсыковым, которых определили в вахту сменного тралмастера Николая Дея, тоже выпускника, но Дальбырвтуза.

Но вот наш мастер зовет нас, мы рассаживаемся на куклы дели, кутки и собираемся слушать. Вперед выступает высокий худощавый человек и представляется: Андреюк Иван, затем чуть поперхнулся, обвёл нас глазами и закончил- Федорович – помощник капитана по промыслу, в общем старший тралмастер, начальник промысловой части БМРТ. Несмотря на то, что ему было не более 30 лет, говорил он спокойно, внятно и своими словами: «Промысловая палуба БМРТ – самое опасное место на судне, при подъеме или спуске трала, самого траления, на палубе практически нет безопасного места, поэтому расстановка людей по местам при промысловых операциях имеет огромное значение и должна выполняться матросами неукоснительно. За это отвечает сменный мастер. Предупреждаю, что, если матрос нарушает это правило постоянно, – с палубы изгоняется !!!». Что-то кольнуло в этом последнем слове, многие зашушукались. Иван Федорович продолжал: «Каска – её ношение обязательно, работать без брезентовых рукавиц – запрещается. Трогать руками вытравляемые ваера, тем более садиться на ваера – категорически запрещено! И наказание – самое жесткое».

Так впервые на БМРТ мы получали вводные инструктажи по технике безопасности и навсегда нам запало уважение к мастерам, которые отвечали за нас, наши жизни, перед нашими родителями, организацией, страной, понимая, что очень скоро мы будем сами отвечать за целые экипажи.

Иван Федорович ещё минут 10 отвечал на наши вопросы и закончил, тряхнув копной черных как смоль волос.

Наш сменный тралмастер был старше нас лет на 5-7 и тоже это был его первый рейс. Он был этническим корейцем, красивый, спортивный, стройный парень, всегда улыбался и мы сразу подружились, но на промысловой палубе он был старший, и мы никогда не позволяли нарушения субординации. Николай рассказал, что перед получением назначения в отделе добычи УТРФ, ему подсказали пойти к толковому старшему тралмастеру – Андреюку И.Ф. Он в УТРФ с 1960 года, сразу после армии, работал недолго матросом, сразу выбрав профессию промрыбака и поступил в УКК, затем заочно закончил Моррыбтехникум и стал тралмастером СРТ-300 УТРФ. Но вот в декабре 1961 приходит первый БМРТ «Браслав» и Иван Федорович попадает сменным мастером к капитан-директору Сотникову Николаю Владимировичу – эти три «Браславских» рейса закалили его и уже к 1967 году его можно было считать лучшим и опытным старшим тралмастером БМРТ. К моменту образования Океанрыбфлота 01.04.1968 – вместе с Г.В. Мещеряковым, его можно считать основателем океанического флота Камчатки.

15.06.1967 мы вышли в рейс и двинулись к 4-му Курильскому проливу на промысел красного окуня. Окуня было много, поднимали по 20-25 тонн. На каждый спуск (постановку) трала, а особенно на подъем, Иван Федорович поднимался сам и вовремя, никого за ним не посылали. Он определял сам по работе траловой лебедки. Он тщательно всегда обращал внимание на расстановку людей и даже малейших нарушений не допускал. Вскоре произошел случай, который навсегда заставил нас вести себя на палубе очень внимательно.

При выборке трала, когда уже заканчивали выливку улова и перехватывали стропом куток, лопнула скоба и палец скобы полетел в сторону кормовой рубки, где обычно собираются свободные от вахт (отдыхающие) моряки. Там стоял капитан Боброво Константин Васильевич -- палец попадает ему в часы на левой руке, рикошетит и на излете ударяется в грудь, в область сердца. Капитан присел, но вскоре моряки отвели его в каюту, объявили доктора. В конечном итоге все обошлось ушибом, но уходя с Курил на Алеутскую гряду, по пути судно зашло на рейд Петропавловска и заменили капитана. Пришел новый капитан Арестов Алексей Михайлович. Этот несчастный случай, как бы продемонстрировал, как можно, совершенно, вроде, случайно, получить травму и остаться калекой или вообще расстаться с жизнью.

Мы были на переходе в район промысла и, конечно, занимались сборкой новых тралов. Грунта на Алеутах каменистые и придется ставить тралы прицельно. В этом Иван Федорович был мастер, опыт «Браслава» хорошо помогал готовить орудия лова.

Самое примечательное было то, что Иван Федорович выбрал один из «карманов» рыбных с левого борта и будучи по натуре новатором, как мы говорили «кройки и шитья», он использовал карман для починки, кройки, усовершенствования отдельных узлов тралов, подготовки новых. Наша вахта длилась 8 часов, а он «мудрил» в своем кармане, при этом одним глазом следил за работой смены, при этом была ли хорошая погода, или снег с дождем, он всегда был одет легко: свитер и куртка, на голове копна. Мы уходили со смены, ужинали, смотрели кино, а перед сном заглядывала на палубу, а Иван Федорович продолжал «колдовать». Только в конце рейса в ноябре, работая в районе острова Унимак, наш сменный Николай Дей пояснил нам, что все «мудрости» Ивана Федоровича эти полгода были направлены на то, чтобы никогда траулер не простаивал из-за неготовности тралов, их выверенной геометрии, скосов, порывов. А главное, за весь рейс кроме лопнувшей скобы на Курилах не было даже маленького несчастного случая. Все это благодаря умелому руководству старшего тралмастера, его манере быть на виду и одновременно не мешать сменным, лишь изредка делая кое какие замечания.

После постановки трала или на небольших переходах мы с удовольствием просились в «Карман» Ивана Федоровича, помогая держать подбору или пласть и часто брали иглички и зашивали вдруг обнаруженную дырку в сетном полотне. Он был немногословен и мы, матросы, часто понимали его кивок, взгляд.

Эти полгода на не всегда устойчивой промысловой палубе БМРТ, под постоянным наблюдением Ивана Федоровича и Николая Ивановича надолго остались в памяти молодого рвущегося по карьерной лестнице вверх, к своей мечте – штурмана. Благотворное внимание, которым нас окружил Андреюк И.Ф., Дей Николай Иванович на палубе БМРТ, останется в памяти как пример целеустремленности, безграничной щедрости морской души, преданности выбранному пути, веры в то, что промысловая удача соткана из таких мельчайших поступков и действий вокруг тебя и тебя самого.

Гораздо позже, поднимаясь по капитанской лестнице на мостик плавбазы «Советская Бурятия», я часто вспоминал чуть сгорбленную фигуру Андреюка И.Ф. в «кармане», которая невзирая на погоду, отмахиваясь от дождей или снега копной черных густых волос, продолжала «колдовать» над «теорией упругой нити», заставляя её делать улов весомей.

Повторюсь что для меня в то время он олицетворял силу духа, упорство, упрямство – главное преданность, однажды выбранному пути.

Жизненный путь промрыбака Андреюка И.Ф., его отношение к флоту, предприятию в течение 60 лет, заслуживает скрупулезного изучения и использования в воспитательных целях молодых российских рыбаков.

Сейчас, узнав об его уходе их жизни, я горд, что знал этого человека не понаслышке, а видел его на промысловой палубе, был с ним рядом. Его влияние на формирование моего отношения к флоту бесспорно.

Его, однажды выбранная линия жизни, не дала ни единого сбоя за 60 лет. Разве это не пример?

Иван Федорович! – Вы всегда останетесь в памяти нашего и последующих поколений российских рыбаков, в наших рыбацких летописях, это нужно молодым рыбакам.

А.Н. Якунин, Капитан Дальнего Плавания


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Июль   <  2020 г.