Последние публикации

5 Авг 2021
Макаровские полицейские поймали браконьера с шестью килограммами икры
5 Авг 2021
Судебные приключения сахалинских нивхов: победа в апелляции и спасение от банкротства
5 Авг 2021
Отрасль ждёт смена принципа
5 Авг 2021
Экспорт ГК «Русский Краб» в I полугодии вырос на 35%
5 Авг 2021
В США расширяется производство генетически модифицированного лосося
5 Авг 2021
Гигантский переработчик креветок отправился из Китая в первый рейс
5 Авг 2021
Добыча креветок в Мексиканском заливе приближается к рекордно низкому уровню
5 Авг 2021
Рестораны США исключают из меню крабов, омаров и другие морепродукты из-за слишком высоких цен
5 Авг 2021
Египет намерен запретить иностранным рыболовным судам заходить в его территориальные воды
5 Авг 2021
Основной объём экспорта нерки из США приходится на Канаду и Германию
5 Авг 2021
Экспорт королевского краба из США идёт в этом году на невысоком уровне
5 Авг 2021
Свыше 11 млн рублей ущерба нанесли браконьеры, осуществлявшие вылов лосося в проходной день
5 Авг 2021
На реке Большая задержан браконьер, нанесший ущерб ВБР на сумму более 155 тысяч рублей
5 Авг 2021
Свежий лосось для жителей области поставляют рыбопромышленные предприятия
5 Авг 2021
Озера юга Тюменской области под контролем науки
5 Авг 2021
На территории Невельского городского округа на Сахалине произвели выпуск личинки серого морского ежа
5 Авг 2021
Завод в Умбе принял на переработку 30 тонн рыбы от жителей
4 Авг 2021
Репортаж с рыбацкого прибрежья
4 Авг 2021
«Паллада» всё ближе к Камчатке
4 Авг 2021
Нейросеть помогает в очистке Охотского моря
4 Авг 2021
Путина 2021: идём на рекорд!
4 Авг 2021
Новые технологии на промысле лосося
4 Авг 2021
Рыбакам предложат отечественный широкополосный доступ к сети Интернет
4 Авг 2021
Минтая на прилавках станет больше
4 Авг 2021
В Конгрессе США представили доклад об утечке коронавируса из лаборатории
4 Авг 2021
За прошедшую неделю в Приморье и на Сахалине проконтролировано более 10 тыс. т экспортируемой продукции водного промысла
4 Авг 2021
Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в июле проведено 34 документарных обследования объектов на право экспорта
4 Авг 2021
Сахалинским представителям КМНС нужно позаботиться о заготовке рыбы
4 Авг 2021
Свежемороженая горбуша не соответствует органолептическим показателям качества продукции
4 Авг 2021
Камчатской ветеринарной лабораторией выявлена икра, не соответствующая требованиям по микробиологическим показателям
4 Авг 2021
По подозрению в коррупционных преступлениях задержан бывший начальник УМВД по Камчатскому краю
4 Авг 2021
Большая норильская экспедиция оценит состояние кормовой базы для рыб в озере Пясино
4 Авг 2021
В Хабаровском крае возбуждено уголовное дело
4 Авг 2021
За неделю в Иркутской области досмотрено при внутрироссийских перевозках более 946 кг рыбы и морепродуктов
4 Авг 2021
Победители флешмоба «Вспомни о своей первой и/или лучшей рыбалке»
4 Авг 2021
Итоги научного рейса по лососям: новые данные подтвердили появление суперурожайного поколения охотоморской горбуши
4 Авг 2021
Новый траулер «Баренцево море» пришел в Мурманск после первого рейса
4 Авг 2021
Лососевая путина вошла в активную стадию: прирост вылова за неделю составил около 120 тыс. тонн
4 Авг 2021
На рынках Петропавловска с начала путины подешевела красная икра
4 Авг 2021
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 01 августа 2021 года
3 Авг 2021
Рыбный союз прогнозирует снижение цен на минтай
3 Авг 2021
В «Школе защитников природы» стартовала практика
3 Авг 2021
Замдиректора рыболовецкой компании на Камчатке заплатит 4 млн за незаконную добычу кречетов
3 Авг 2021
Учёные исследуют морские тайны горбуши
3 Авг 2021
Икра с молотка: в России будут развивать «рыбные биржи»
3 Авг 2021
Комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб Чукотки выделила дополнительные объемы горбуши
3 Авг 2021
В Магаданской области рыболовы-любители смогут купить путевки
3 Авг 2021
Наука следит за нерестом тихоокеанской сельди
3 Авг 2021
Устрицы атакуют Олимпиаду в Токио
3 Авг 2021
Владимир Солодов поручил усилить контроль за незаконным сбросом рыбных отходов

Подписка на новости

Были такие мастера. Памяти Ивана Федоровича Андреюка

2302
Эксклюзив

10 июня 1967 года. Порт Петропавловск-Камчатского. Причал Мехзавода. Первым корпусом стоит БМРТ «Борис Горинский», вторым, только что пришедший с перегона БМРТ «Алексей Махалин».

На палубе обоих судов кипит работа, оба готовятся в рейсы, только «Борис Горинский» во второй, а «Алексей Махалин» в первый.

На промысловой палубе «Бориса Горинского» разложены части тралов: крылья, кутки отдельно, верхние и нижние подборы, связки кухтылей, бобинцев, груза – все требует внимательного глаза старшего тралового мастера и его помощников. Чуть в стороне собрались матросы траловых вахт, собранных старпомом В.А. Войцехом из присланных из отдела кадров группы курсантов ПКМУ, только что выпущенных из своих стен, будущих судоводителей, которым ещё предстоит добрать ценз матросом на первый рабочий диплом. В этой группе 19 летних мореходов и мы с Васей Ялсыковым, которых определили в вахту сменного тралмастера Николая Дея, тоже выпускника, но Дальбырвтуза.

Но вот наш мастер зовет нас, мы рассаживаемся на куклы дели, кутки и собираемся слушать. Вперед выступает высокий худощавый человек и представляется: Андреюк Иван, затем чуть поперхнулся, обвёл нас глазами и закончил- Федорович – помощник капитана по промыслу, в общем старший тралмастер, начальник промысловой части БМРТ. Несмотря на то, что ему было не более 30 лет, говорил он спокойно, внятно и своими словами: «Промысловая палуба БМРТ – самое опасное место на судне, при подъеме или спуске трала, самого траления, на палубе практически нет безопасного места, поэтому расстановка людей по местам при промысловых операциях имеет огромное значение и должна выполняться матросами неукоснительно. За это отвечает сменный мастер. Предупреждаю, что, если матрос нарушает это правило постоянно, – с палубы изгоняется !!!». Что-то кольнуло в этом последнем слове, многие зашушукались. Иван Федорович продолжал: «Каска – её ношение обязательно, работать без брезентовых рукавиц – запрещается. Трогать руками вытравляемые ваера, тем более садиться на ваера – категорически запрещено! И наказание – самое жесткое».

Так впервые на БМРТ мы получали вводные инструктажи по технике безопасности и навсегда нам запало уважение к мастерам, которые отвечали за нас, наши жизни, перед нашими родителями, организацией, страной, понимая, что очень скоро мы будем сами отвечать за целые экипажи.

Иван Федорович ещё минут 10 отвечал на наши вопросы и закончил, тряхнув копной черных как смоль волос.

Наш сменный тралмастер был старше нас лет на 5-7 и тоже это был его первый рейс. Он был этническим корейцем, красивый, спортивный, стройный парень, всегда улыбался и мы сразу подружились, но на промысловой палубе он был старший, и мы никогда не позволяли нарушения субординации. Николай рассказал, что перед получением назначения в отделе добычи УТРФ, ему подсказали пойти к толковому старшему тралмастеру – Андреюку И.Ф. Он в УТРФ с 1960 года, сразу после армии, работал недолго матросом, сразу выбрав профессию промрыбака и поступил в УКК, затем заочно закончил Моррыбтехникум и стал тралмастером СРТ-300 УТРФ. Но вот в декабре 1961 приходит первый БМРТ «Браслав» и Иван Федорович попадает сменным мастером к капитан-директору Сотникову Николаю Владимировичу – эти три «Браславских» рейса закалили его и уже к 1967 году его можно было считать лучшим и опытным старшим тралмастером БМРТ. К моменту образования Океанрыбфлота 01.04.1968 – вместе с Г.В. Мещеряковым, его можно считать основателем океанического флота Камчатки.

15.06.1967 мы вышли в рейс и двинулись к 4-му Курильскому проливу на промысел красного окуня. Окуня было много, поднимали по 20-25 тонн. На каждый спуск (постановку) трала, а особенно на подъем, Иван Федорович поднимался сам и вовремя, никого за ним не посылали. Он определял сам по работе траловой лебедки. Он тщательно всегда обращал внимание на расстановку людей и даже малейших нарушений не допускал. Вскоре произошел случай, который навсегда заставил нас вести себя на палубе очень внимательно.

При выборке трала, когда уже заканчивали выливку улова и перехватывали стропом куток, лопнула скоба и палец скобы полетел в сторону кормовой рубки, где обычно собираются свободные от вахт (отдыхающие) моряки. Там стоял капитан Боброво Константин Васильевич -- палец попадает ему в часы на левой руке, рикошетит и на излете ударяется в грудь, в область сердца. Капитан присел, но вскоре моряки отвели его в каюту, объявили доктора. В конечном итоге все обошлось ушибом, но уходя с Курил на Алеутскую гряду, по пути судно зашло на рейд Петропавловска и заменили капитана. Пришел новый капитан Арестов Алексей Михайлович. Этот несчастный случай, как бы продемонстрировал, как можно, совершенно, вроде, случайно, получить травму и остаться калекой или вообще расстаться с жизнью.

Мы были на переходе в район промысла и, конечно, занимались сборкой новых тралов. Грунта на Алеутах каменистые и придется ставить тралы прицельно. В этом Иван Федорович был мастер, опыт «Браслава» хорошо помогал готовить орудия лова.

Самое примечательное было то, что Иван Федорович выбрал один из «карманов» рыбных с левого борта и будучи по натуре новатором, как мы говорили «кройки и шитья», он использовал карман для починки, кройки, усовершенствования отдельных узлов тралов, подготовки новых. Наша вахта длилась 8 часов, а он «мудрил» в своем кармане, при этом одним глазом следил за работой смены, при этом была ли хорошая погода, или снег с дождем, он всегда был одет легко: свитер и куртка, на голове копна. Мы уходили со смены, ужинали, смотрели кино, а перед сном заглядывала на палубу, а Иван Федорович продолжал «колдовать». Только в конце рейса в ноябре, работая в районе острова Унимак, наш сменный Николай Дей пояснил нам, что все «мудрости» Ивана Федоровича эти полгода были направлены на то, чтобы никогда траулер не простаивал из-за неготовности тралов, их выверенной геометрии, скосов, порывов. А главное, за весь рейс кроме лопнувшей скобы на Курилах не было даже маленького несчастного случая. Все это благодаря умелому руководству старшего тралмастера, его манере быть на виду и одновременно не мешать сменным, лишь изредка делая кое какие замечания.

После постановки трала или на небольших переходах мы с удовольствием просились в «Карман» Ивана Федоровича, помогая держать подбору или пласть и часто брали иглички и зашивали вдруг обнаруженную дырку в сетном полотне. Он был немногословен и мы, матросы, часто понимали его кивок, взгляд.

Эти полгода на не всегда устойчивой промысловой палубе БМРТ, под постоянным наблюдением Ивана Федоровича и Николая Ивановича надолго остались в памяти молодого рвущегося по карьерной лестнице вверх, к своей мечте – штурмана. Благотворное внимание, которым нас окружил Андреюк И.Ф., Дей Николай Иванович на палубе БМРТ, останется в памяти как пример целеустремленности, безграничной щедрости морской души, преданности выбранному пути, веры в то, что промысловая удача соткана из таких мельчайших поступков и действий вокруг тебя и тебя самого.

Гораздо позже, поднимаясь по капитанской лестнице на мостик плавбазы «Советская Бурятия», я часто вспоминал чуть сгорбленную фигуру Андреюка И.Ф. в «кармане», которая невзирая на погоду, отмахиваясь от дождей или снега копной черных густых волос, продолжала «колдовать» над «теорией упругой нити», заставляя её делать улов весомей.

Повторюсь что для меня в то время он олицетворял силу духа, упорство, упрямство – главное преданность, однажды выбранному пути.

Жизненный путь промрыбака Андреюка И.Ф., его отношение к флоту, предприятию в течение 60 лет, заслуживает скрупулезного изучения и использования в воспитательных целях молодых российских рыбаков.

Сейчас, узнав об его уходе их жизни, я горд, что знал этого человека не понаслышке, а видел его на промысловой палубе, был с ним рядом. Его влияние на формирование моего отношения к флоту бесспорно.

Его, однажды выбранная линия жизни, не дала ни единого сбоя за 60 лет. Разве это не пример?

Иван Федорович! – Вы всегда останетесь в памяти нашего и последующих поколений российских рыбаков, в наших рыбацких летописях, это нужно молодым рыбакам.

А.Н. Якунин, Капитан Дальнего Плавания


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Август   <  2021 г.