Последние публикации

2 Дек 2020
Вылов пелагических видов рыб стал рекордным за последние 20 лет
2 Дек 2020
Налоги со всеми потрохами
1 Дек 2020
Трагедия Камчатки: по ком звонит колокол?
1 Дек 2020
Трагедия Камчатки в иллюстрациях
1 Дек 2020
Россельхознадзор приостановил оформление партии икры форели
1 Дек 2020
В результате анализа ФГИС «Меркурий» выявлено поступление в Москву 20 тонн краба неизвестного происхождения
1 Дек 2020
Оптовые цены на мороженую рыбу демонстрируют тенденцию к снижению
1 Дек 2020
Росрыболовство проведет аукцион по программе инвестквот
1 Дек 2020
Власти Уханя начали расследование после обнаружения коронавируса на импортной продукции
1 Дек 2020
Водоканал предупредил, что через свою территорию к лежбищу сивучей никого не пустит
1 Дек 2020
Фильм про камчатского лосося «Нерка. Рыба красная» выходит в широкий прокат
1 Дек 2020
Признаки роста промысла тихоокеанского палтуса в 2021 году
1 Дек 2020
MSC призывает ВТО прекратить субсидирование вредного рыболовства
1 Дек 2020
В Хабаровском филиале НИИ рыбного хозяйства подвели предварительные итоги большой Амурской экспедиции
1 Дек 2020
Предварительные результаты пелагической путины
1 Дек 2020
Керченский государственный морской технологический университет проводит профессиональное обучение
1 Дек 2020
В Калининграде состоялось заседание Балтийского научно-промыслового совета Западного рыбохозяйственного бассейна
1 Дек 2020
С начала года Управлением Россельхознадзора проведен ветконтроль более 31 тыс. тонн мидий и креветок
1 Дек 2020
Хваленая система "Меркурий" позволяет браконьерам легализовывать уловы
1 Дек 2020
В Сахалинской области добыли на 10 тысяч тонн лососевых меньше, чем в прошлом году
1 Дек 2020
Актуальные проблемы рыбной отрасли
1 Дек 2020
Более тысячи тонн наваги выловили рыбаки Приморья
1 Дек 2020
Причалы Моховой готовятся к работе
1 Дек 2020
«Рыбная» стратегия получила социальный ориентир
1 Дек 2020
В Мьянме запущен проект «умного» совместного управления рыбными запасами
1 Дек 2020
РФ не будет перераспределять потоки экспорта рыбы из-за задержки отгрузки в портах Китая
1 Дек 2020
Вьетнам призвали усилить борьбу c ННН-промыслом
1 Дек 2020
Горбуша и «глухарь»
30 Ноя 2020
Сахалинские рыбаки с новой надеждой ждут оснований для законности своих станов
30 Ноя 2020
Смена эпох в море и на берегу: Калининградскому Рыбакколхозсоюзу 60 лет
30 Ноя 2020
После аварии в Норильске запасы рыбы придётся восстанавливать 18 лет
30 Ноя 2020
Депутат Козлов: вслед за крабовыми квотами
30 Ноя 2020
Операция «Тонкий лёд»
30 Ноя 2020
Российские верфи строят 56 рыболовных судов, сообщил Долгов
30 Ноя 2020
Тайны рыболовной дипломатии: от Ишкова до Шестакова. Аргентинское футбольно-рыболовное танго
30 Ноя 2020
Подписано новое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко
30 Ноя 2020
На Буссе рыбы нет: сахалинцы нашли причину плохого клева в неблагоприятной фазе Луны
30 Ноя 2020
Калифорния вводит новые правила на вылов данженеского краба
30 Ноя 2020
Трагедия Камчатки: у каждого своя правда
30 Ноя 2020
Директор камчатского рыбзавода попал под следствие
30 Ноя 2020
В Астрахани обсудили весенний паводок следующего года и прогнозы по популяции рыб
30 Ноя 2020
В США наблюдается крупнейший с 60-х годов «красный прилив»
30 Ноя 2020
Последнее китайское предубеждение
30 Ноя 2020
Первая серия траулеров по программе инвестквот сдана заказчику
30 Ноя 2020
Суда — браконьеры не допустят в российские порты
30 Ноя 2020
Барк «Седов» завершил уникальную экспедицию
30 Ноя 2020
Тюльку гонят со стола
30 Ноя 2020
Браконьера, выловившего осетров на 4 млн руб., приговорили к обязательным работам
27 Ноя 2020
Икорного короля взяли за жабры
27 Ноя 2020
Придорожная торговля рыбой и икрой попала под санкции

Подписка на новости

Были такие мастера. Памяти Ивана Федоровича Андреюка

1836
Эксклюзив

10 июня 1967 года. Порт Петропавловск-Камчатского. Причал Мехзавода. Первым корпусом стоит БМРТ «Борис Горинский», вторым, только что пришедший с перегона БМРТ «Алексей Махалин».

На палубе обоих судов кипит работа, оба готовятся в рейсы, только «Борис Горинский» во второй, а «Алексей Махалин» в первый.

На промысловой палубе «Бориса Горинского» разложены части тралов: крылья, кутки отдельно, верхние и нижние подборы, связки кухтылей, бобинцев, груза – все требует внимательного глаза старшего тралового мастера и его помощников. Чуть в стороне собрались матросы траловых вахт, собранных старпомом В.А. Войцехом из присланных из отдела кадров группы курсантов ПКМУ, только что выпущенных из своих стен, будущих судоводителей, которым ещё предстоит добрать ценз матросом на первый рабочий диплом. В этой группе 19 летних мореходов и мы с Васей Ялсыковым, которых определили в вахту сменного тралмастера Николая Дея, тоже выпускника, но Дальбырвтуза.

Но вот наш мастер зовет нас, мы рассаживаемся на куклы дели, кутки и собираемся слушать. Вперед выступает высокий худощавый человек и представляется: Андреюк Иван, затем чуть поперхнулся, обвёл нас глазами и закончил- Федорович – помощник капитана по промыслу, в общем старший тралмастер, начальник промысловой части БМРТ. Несмотря на то, что ему было не более 30 лет, говорил он спокойно, внятно и своими словами: «Промысловая палуба БМРТ – самое опасное место на судне, при подъеме или спуске трала, самого траления, на палубе практически нет безопасного места, поэтому расстановка людей по местам при промысловых операциях имеет огромное значение и должна выполняться матросами неукоснительно. За это отвечает сменный мастер. Предупреждаю, что, если матрос нарушает это правило постоянно, – с палубы изгоняется !!!». Что-то кольнуло в этом последнем слове, многие зашушукались. Иван Федорович продолжал: «Каска – её ношение обязательно, работать без брезентовых рукавиц – запрещается. Трогать руками вытравляемые ваера, тем более садиться на ваера – категорически запрещено! И наказание – самое жесткое».

Так впервые на БМРТ мы получали вводные инструктажи по технике безопасности и навсегда нам запало уважение к мастерам, которые отвечали за нас, наши жизни, перед нашими родителями, организацией, страной, понимая, что очень скоро мы будем сами отвечать за целые экипажи.

Иван Федорович ещё минут 10 отвечал на наши вопросы и закончил, тряхнув копной черных как смоль волос.

Наш сменный тралмастер был старше нас лет на 5-7 и тоже это был его первый рейс. Он был этническим корейцем, красивый, спортивный, стройный парень, всегда улыбался и мы сразу подружились, но на промысловой палубе он был старший, и мы никогда не позволяли нарушения субординации. Николай рассказал, что перед получением назначения в отделе добычи УТРФ, ему подсказали пойти к толковому старшему тралмастеру – Андреюку И.Ф. Он в УТРФ с 1960 года, сразу после армии, работал недолго матросом, сразу выбрав профессию промрыбака и поступил в УКК, затем заочно закончил Моррыбтехникум и стал тралмастером СРТ-300 УТРФ. Но вот в декабре 1961 приходит первый БМРТ «Браслав» и Иван Федорович попадает сменным мастером к капитан-директору Сотникову Николаю Владимировичу – эти три «Браславских» рейса закалили его и уже к 1967 году его можно было считать лучшим и опытным старшим тралмастером БМРТ. К моменту образования Океанрыбфлота 01.04.1968 – вместе с Г.В. Мещеряковым, его можно считать основателем океанического флота Камчатки.

15.06.1967 мы вышли в рейс и двинулись к 4-му Курильскому проливу на промысел красного окуня. Окуня было много, поднимали по 20-25 тонн. На каждый спуск (постановку) трала, а особенно на подъем, Иван Федорович поднимался сам и вовремя, никого за ним не посылали. Он определял сам по работе траловой лебедки. Он тщательно всегда обращал внимание на расстановку людей и даже малейших нарушений не допускал. Вскоре произошел случай, который навсегда заставил нас вести себя на палубе очень внимательно.

При выборке трала, когда уже заканчивали выливку улова и перехватывали стропом куток, лопнула скоба и палец скобы полетел в сторону кормовой рубки, где обычно собираются свободные от вахт (отдыхающие) моряки. Там стоял капитан Боброво Константин Васильевич -- палец попадает ему в часы на левой руке, рикошетит и на излете ударяется в грудь, в область сердца. Капитан присел, но вскоре моряки отвели его в каюту, объявили доктора. В конечном итоге все обошлось ушибом, но уходя с Курил на Алеутскую гряду, по пути судно зашло на рейд Петропавловска и заменили капитана. Пришел новый капитан Арестов Алексей Михайлович. Этот несчастный случай, как бы продемонстрировал, как можно, совершенно, вроде, случайно, получить травму и остаться калекой или вообще расстаться с жизнью.

Мы были на переходе в район промысла и, конечно, занимались сборкой новых тралов. Грунта на Алеутах каменистые и придется ставить тралы прицельно. В этом Иван Федорович был мастер, опыт «Браслава» хорошо помогал готовить орудия лова.

Самое примечательное было то, что Иван Федорович выбрал один из «карманов» рыбных с левого борта и будучи по натуре новатором, как мы говорили «кройки и шитья», он использовал карман для починки, кройки, усовершенствования отдельных узлов тралов, подготовки новых. Наша вахта длилась 8 часов, а он «мудрил» в своем кармане, при этом одним глазом следил за работой смены, при этом была ли хорошая погода, или снег с дождем, он всегда был одет легко: свитер и куртка, на голове копна. Мы уходили со смены, ужинали, смотрели кино, а перед сном заглядывала на палубу, а Иван Федорович продолжал «колдовать». Только в конце рейса в ноябре, работая в районе острова Унимак, наш сменный Николай Дей пояснил нам, что все «мудрости» Ивана Федоровича эти полгода были направлены на то, чтобы никогда траулер не простаивал из-за неготовности тралов, их выверенной геометрии, скосов, порывов. А главное, за весь рейс кроме лопнувшей скобы на Курилах не было даже маленького несчастного случая. Все это благодаря умелому руководству старшего тралмастера, его манере быть на виду и одновременно не мешать сменным, лишь изредка делая кое какие замечания.

После постановки трала или на небольших переходах мы с удовольствием просились в «Карман» Ивана Федоровича, помогая держать подбору или пласть и часто брали иглички и зашивали вдруг обнаруженную дырку в сетном полотне. Он был немногословен и мы, матросы, часто понимали его кивок, взгляд.

Эти полгода на не всегда устойчивой промысловой палубе БМРТ, под постоянным наблюдением Ивана Федоровича и Николая Ивановича надолго остались в памяти молодого рвущегося по карьерной лестнице вверх, к своей мечте – штурмана. Благотворное внимание, которым нас окружил Андреюк И.Ф., Дей Николай Иванович на палубе БМРТ, останется в памяти как пример целеустремленности, безграничной щедрости морской души, преданности выбранному пути, веры в то, что промысловая удача соткана из таких мельчайших поступков и действий вокруг тебя и тебя самого.

Гораздо позже, поднимаясь по капитанской лестнице на мостик плавбазы «Советская Бурятия», я часто вспоминал чуть сгорбленную фигуру Андреюка И.Ф. в «кармане», которая невзирая на погоду, отмахиваясь от дождей или снега копной черных густых волос, продолжала «колдовать» над «теорией упругой нити», заставляя её делать улов весомей.

Повторюсь что для меня в то время он олицетворял силу духа, упорство, упрямство – главное преданность, однажды выбранному пути.

Жизненный путь промрыбака Андреюка И.Ф., его отношение к флоту, предприятию в течение 60 лет, заслуживает скрупулезного изучения и использования в воспитательных целях молодых российских рыбаков.

Сейчас, узнав об его уходе их жизни, я горд, что знал этого человека не понаслышке, а видел его на промысловой палубе, был с ним рядом. Его влияние на формирование моего отношения к флоту бесспорно.

Его, однажды выбранная линия жизни, не дала ни единого сбоя за 60 лет. Разве это не пример?

Иван Федорович! – Вы всегда останетесь в памяти нашего и последующих поколений российских рыбаков, в наших рыбацких летописях, это нужно молодым рыбакам.

А.Н. Якунин, Капитан Дальнего Плавания


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Декабрь   <  2020 г.