Последние публикации

24 Сен 2020
Хватит врать!!!
24 Сен 2020
Начальник ОМВД России по Елизовскому району взят под стражу
24 Сен 2020
Россельхознадзором приостановлена транспортировка 27 тонн горбуши
24 Сен 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлено на экспорт 378 партий рыбной продукции
24 Сен 2020
Работодателей ждёт новый приказ об иностранцах в экипажах
24 Сен 2020
Вопрос по отмене избыточных требований административного регламента Росприроднадзора был поднят на СРХС
24 Сен 2020
Сахалинская полиция опровергает, что отпустила браконьеров
24 Сен 2020
Туристам и любителям разрешат ловить краба в Мурманской области с августа 2021 года
24 Сен 2020
В нерестилищах и у забойки на реке Тыми кеты все еще нет
24 Сен 2020
И рыбку съесть, и на шею сесть…
24 Сен 2020
Почти 47 тысяч тонн лососевых добыли рыбаки Сахалинской области
24 Сен 2020
Более 75 тыс. мальков сибирского осетра выпустили в Енисей на севере Красноярского края
24 Сен 2020
В акваторию реки Таз выпустили 250 тысяч мальков чира
24 Сен 2020
Российские рыбаки добыли 3,8 млн тонн водных биоресурсов
24 Сен 2020
Очередное заседание Общественного совета при Росрыболовстве состоится 1 октября
24 Сен 2020
О проведении совместного российско-китайского контроля за исполнением сторонами Правил рыболовства в пограничных водах рек Амур и Уссури
24 Сен 2020
Вылов пелагических видов рыб превышает показатели прошлого года на 93%
24 Сен 2020
В Правительство внесен проект закона о введении электронного промыслового журнала и электронных разрешений
24 Сен 2020
Герман Зверев: обвинения южнокорейских СМИ о распространении COVID-19 экипажем МРКТ «Петр I» не обоснованы
23 Сен 2020
Корея существенно сократила импорт сайры
23 Сен 2020
Экспорт креветок из Вьетнама в Южную Корею набирает темпы
23 Сен 2020
Инвестиционная компания Kharis Capital объявляет о новой платформе быстрого питания, чтобы продвинуть «Nordsee’s Go!»
23 Сен 2020
Ученые призывают к незамедлительным действиям в связи с изменением климата, чтобы предотвратить «катастрофический» ущерб мировому рыболовству
23 Сен 2020
Решением Управления Россельхознадзора 25 тонн крабовых палочек запрещены к ввозу в Приморье
23 Сен 2020
В АтлантНИРО рассмотрели вопросы о перспективах вылова и освоения антарктического криля
23 Сен 2020
Тридцатилетнее лососеблудие…
23 Сен 2020
В Приморском крае суд вынес приговор по уголовному делу о нападении иностранных моряков на сотрудников пограничной службы
23 Сен 2020
Архангельские рыбаки получили новый современный траулер
23 Сен 2020
На Сахалине готовятся к ярмарке "Золотая осень"
23 Сен 2020
На реке Ловецкой переполнены нерестилища кеты
23 Сен 2020
Ростовская область возглавляет рейтинг регионов России по экспорту сельхозпродукции
23 Сен 2020
Экспорт крабов с Камчатки за год вырос почти на 22%
23 Сен 2020
Лосось не может пройти на нерест в Поречье
23 Сен 2020
Минтаевая война: скупой платит дважды…
23 Сен 2020
О ввозе оплодотворенной икры форели из Франции на территорию Кемеровской области
23 Сен 2020
Новосибирская область экспортировала более 900 тонн рыбы в страны Европы и Китай
23 Сен 2020
Курганские рыбхозы потеряли 80% продукции
23 Сен 2020
Ростовская АЭС выпустила в Цимлянское водохранилище почти миллион мальков рыбы ценных пород
23 Сен 2020
Сотрудники ВНИРО принимают участие в 81-м рейсе судна РАН «Академик Мстислав Келдыш» в Карское море
23 Сен 2020
Рыболовам разрешили добывать гребешок в Приморском крае
23 Сен 2020
Информация штаба по лососевой путине
23 Сен 2020
Илья Шестаков принял участие в международной онлайн-конференции «Мировой рыбный рынок: международное сотрудничество против пандемии»
23 Сен 2020
Барк «Седов» перешел в самое ледовитое море Арктики – море Лаптевых
22 Сен 2020
Импорт тигровых креветок в Южную Корею снизился на 39% по сравнению с предыдущим годом
22 Сен 2020
Экспорт угольной рыбы из США в Японию, Китай и Гонконг в июле 2020 года
22 Сен 2020
Япония может ввести новые ограничения лова для нескольких видов рыб
22 Сен 2020
США снизили импорт зубастого терпуга практически в 2,7 раза
22 Сен 2020
Китай, Япония, Индонезия и Вьетнам потребляют 89 % экспорта американского снежного краба
22 Сен 2020
В Приморье и на Сахалине с начала сентября выявлено 46 нарушений, допущенных при работе в системе «Меркурий»
22 Сен 2020
Информация центра оперативного прогноза промысла

Подписка на новости

Были такие мастера. Памяти Ивана Федоровича Андреюка

1352
Эксклюзив

10 июня 1967 года. Порт Петропавловск-Камчатского. Причал Мехзавода. Первым корпусом стоит БМРТ «Борис Горинский», вторым, только что пришедший с перегона БМРТ «Алексей Махалин».

На палубе обоих судов кипит работа, оба готовятся в рейсы, только «Борис Горинский» во второй, а «Алексей Махалин» в первый.

На промысловой палубе «Бориса Горинского» разложены части тралов: крылья, кутки отдельно, верхние и нижние подборы, связки кухтылей, бобинцев, груза – все требует внимательного глаза старшего тралового мастера и его помощников. Чуть в стороне собрались матросы траловых вахт, собранных старпомом В.А. Войцехом из присланных из отдела кадров группы курсантов ПКМУ, только что выпущенных из своих стен, будущих судоводителей, которым ещё предстоит добрать ценз матросом на первый рабочий диплом. В этой группе 19 летних мореходов и мы с Васей Ялсыковым, которых определили в вахту сменного тралмастера Николая Дея, тоже выпускника, но Дальбырвтуза.

Но вот наш мастер зовет нас, мы рассаживаемся на куклы дели, кутки и собираемся слушать. Вперед выступает высокий худощавый человек и представляется: Андреюк Иван, затем чуть поперхнулся, обвёл нас глазами и закончил- Федорович – помощник капитана по промыслу, в общем старший тралмастер, начальник промысловой части БМРТ. Несмотря на то, что ему было не более 30 лет, говорил он спокойно, внятно и своими словами: «Промысловая палуба БМРТ – самое опасное место на судне, при подъеме или спуске трала, самого траления, на палубе практически нет безопасного места, поэтому расстановка людей по местам при промысловых операциях имеет огромное значение и должна выполняться матросами неукоснительно. За это отвечает сменный мастер. Предупреждаю, что, если матрос нарушает это правило постоянно, – с палубы изгоняется !!!». Что-то кольнуло в этом последнем слове, многие зашушукались. Иван Федорович продолжал: «Каска – её ношение обязательно, работать без брезентовых рукавиц – запрещается. Трогать руками вытравляемые ваера, тем более садиться на ваера – категорически запрещено! И наказание – самое жесткое».

Так впервые на БМРТ мы получали вводные инструктажи по технике безопасности и навсегда нам запало уважение к мастерам, которые отвечали за нас, наши жизни, перед нашими родителями, организацией, страной, понимая, что очень скоро мы будем сами отвечать за целые экипажи.

Иван Федорович ещё минут 10 отвечал на наши вопросы и закончил, тряхнув копной черных как смоль волос.

Наш сменный тралмастер был старше нас лет на 5-7 и тоже это был его первый рейс. Он был этническим корейцем, красивый, спортивный, стройный парень, всегда улыбался и мы сразу подружились, но на промысловой палубе он был старший, и мы никогда не позволяли нарушения субординации. Николай рассказал, что перед получением назначения в отделе добычи УТРФ, ему подсказали пойти к толковому старшему тралмастеру – Андреюку И.Ф. Он в УТРФ с 1960 года, сразу после армии, работал недолго матросом, сразу выбрав профессию промрыбака и поступил в УКК, затем заочно закончил Моррыбтехникум и стал тралмастером СРТ-300 УТРФ. Но вот в декабре 1961 приходит первый БМРТ «Браслав» и Иван Федорович попадает сменным мастером к капитан-директору Сотникову Николаю Владимировичу – эти три «Браславских» рейса закалили его и уже к 1967 году его можно было считать лучшим и опытным старшим тралмастером БМРТ. К моменту образования Океанрыбфлота 01.04.1968 – вместе с Г.В. Мещеряковым, его можно считать основателем океанического флота Камчатки.

15.06.1967 мы вышли в рейс и двинулись к 4-му Курильскому проливу на промысел красного окуня. Окуня было много, поднимали по 20-25 тонн. На каждый спуск (постановку) трала, а особенно на подъем, Иван Федорович поднимался сам и вовремя, никого за ним не посылали. Он определял сам по работе траловой лебедки. Он тщательно всегда обращал внимание на расстановку людей и даже малейших нарушений не допускал. Вскоре произошел случай, который навсегда заставил нас вести себя на палубе очень внимательно.

При выборке трала, когда уже заканчивали выливку улова и перехватывали стропом куток, лопнула скоба и палец скобы полетел в сторону кормовой рубки, где обычно собираются свободные от вахт (отдыхающие) моряки. Там стоял капитан Боброво Константин Васильевич -- палец попадает ему в часы на левой руке, рикошетит и на излете ударяется в грудь, в область сердца. Капитан присел, но вскоре моряки отвели его в каюту, объявили доктора. В конечном итоге все обошлось ушибом, но уходя с Курил на Алеутскую гряду, по пути судно зашло на рейд Петропавловска и заменили капитана. Пришел новый капитан Арестов Алексей Михайлович. Этот несчастный случай, как бы продемонстрировал, как можно, совершенно, вроде, случайно, получить травму и остаться калекой или вообще расстаться с жизнью.

Мы были на переходе в район промысла и, конечно, занимались сборкой новых тралов. Грунта на Алеутах каменистые и придется ставить тралы прицельно. В этом Иван Федорович был мастер, опыт «Браслава» хорошо помогал готовить орудия лова.

Самое примечательное было то, что Иван Федорович выбрал один из «карманов» рыбных с левого борта и будучи по натуре новатором, как мы говорили «кройки и шитья», он использовал карман для починки, кройки, усовершенствования отдельных узлов тралов, подготовки новых. Наша вахта длилась 8 часов, а он «мудрил» в своем кармане, при этом одним глазом следил за работой смены, при этом была ли хорошая погода, или снег с дождем, он всегда был одет легко: свитер и куртка, на голове копна. Мы уходили со смены, ужинали, смотрели кино, а перед сном заглядывала на палубу, а Иван Федорович продолжал «колдовать». Только в конце рейса в ноябре, работая в районе острова Унимак, наш сменный Николай Дей пояснил нам, что все «мудрости» Ивана Федоровича эти полгода были направлены на то, чтобы никогда траулер не простаивал из-за неготовности тралов, их выверенной геометрии, скосов, порывов. А главное, за весь рейс кроме лопнувшей скобы на Курилах не было даже маленького несчастного случая. Все это благодаря умелому руководству старшего тралмастера, его манере быть на виду и одновременно не мешать сменным, лишь изредка делая кое какие замечания.

После постановки трала или на небольших переходах мы с удовольствием просились в «Карман» Ивана Федоровича, помогая держать подбору или пласть и часто брали иглички и зашивали вдруг обнаруженную дырку в сетном полотне. Он был немногословен и мы, матросы, часто понимали его кивок, взгляд.

Эти полгода на не всегда устойчивой промысловой палубе БМРТ, под постоянным наблюдением Ивана Федоровича и Николая Ивановича надолго остались в памяти молодого рвущегося по карьерной лестнице вверх, к своей мечте – штурмана. Благотворное внимание, которым нас окружил Андреюк И.Ф., Дей Николай Иванович на палубе БМРТ, останется в памяти как пример целеустремленности, безграничной щедрости морской души, преданности выбранному пути, веры в то, что промысловая удача соткана из таких мельчайших поступков и действий вокруг тебя и тебя самого.

Гораздо позже, поднимаясь по капитанской лестнице на мостик плавбазы «Советская Бурятия», я часто вспоминал чуть сгорбленную фигуру Андреюка И.Ф. в «кармане», которая невзирая на погоду, отмахиваясь от дождей или снега копной черных густых волос, продолжала «колдовать» над «теорией упругой нити», заставляя её делать улов весомей.

Повторюсь что для меня в то время он олицетворял силу духа, упорство, упрямство – главное преданность, однажды выбранному пути.

Жизненный путь промрыбака Андреюка И.Ф., его отношение к флоту, предприятию в течение 60 лет, заслуживает скрупулезного изучения и использования в воспитательных целях молодых российских рыбаков.

Сейчас, узнав об его уходе их жизни, я горд, что знал этого человека не понаслышке, а видел его на промысловой палубе, был с ним рядом. Его влияние на формирование моего отношения к флоту бесспорно.

Его, однажды выбранная линия жизни, не дала ни единого сбоя за 60 лет. Разве это не пример?

Иван Федорович! – Вы всегда останетесь в памяти нашего и последующих поколений российских рыбаков, в наших рыбацких летописях, это нужно молодым рыбакам.

А.Н. Якунин, Капитан Дальнего Плавания


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
 <  Сентябрь   <  2020 г.