Последние публикации

9 Июл 2020
По предписанию Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской прекращено действие декларации о соответствии рыбной продукции
9 Июл 2020
РФ в январе - июне сократила импорт товаров из дальнего зарубежья на 6%
9 Июл 2020
Вопросы развития рыбной отрасли обсуждены в ходе совещания в режиме ВКС
9 Июл 2020
Мы ее потеряли. Ученые из Австралии сообщили о вымирании редкого вида рыб
9 Июл 2020
«Доступная рыба» - полёт нормальный!
9 Июл 2020
Юрий Трутнев будет контролировать ход разработки Нацпрограммы развития Дальнего Востока
9 Июл 2020
18,5 млн рублей субсидий получат нижегородские рыбхозы
9 Июл 2020
АНО АПИ поддерживает проекты в области марикультуры
9 Июл 2020
Ученые ВНИРО исследуют Балтийское море
9 Июл 2020
Новые горизонты Севморпути
9 Июл 2020
В приморском центре марикультуры проведен нерест трепанга
9 Июл 2020
О ходе лососевой путины на 06.07.2020
9 Июл 2020
Компания в Приморье в течение двух лет планирует собрать около 100 тонн гребешка
9 Июл 2020
Поставщики продуктов не поддались на промоакцию
9 Июл 2020
Патрушев анонсировал спрос на продукцию АПК из России за рубежом из-за коронавируса
9 Июл 2020
Реконструкция рыбного хозяйства началась в городском округе Лотошино
9 Июл 2020
Распределительный центр в Салехарде принимает первые уловы летней путины
9 Июл 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 279 партий рыбной продукции
9 Июл 2020
Добычу рыбы в Дагестане в 2020 году планируют увеличить в 2,5 раза
9 Июл 2020
На гранты в сфере сельского хозяйства претендуют 16 ямальских предприятий
8 Июл 2020
COVID-19 продолжает оказывать негативное воздействие на экспорт пангасиуса из Вьетнама
8 Июл 2020
Продажи кальмаров и каракатиц в Токио в мае 2020 года
8 Июл 2020
В Китае к запуску готова огромная офшорная рыбная ферма
8 Июл 2020
Экспорт мороженого филе форели из Норвегии в 2020 году увеличился 12 %
8 Июл 2020
На Ямале продолжается заявочная кампания по традиционному рыболовству
8 Июл 2020
Любительский лов краба в Мурманской области могут открыть с августа 2021 года
8 Июл 2020
Сергей Данкверт провел переговоры с Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Александром Субботиным
8 Июл 2020
На озере Ниджили созданы искусственные нерестилища для карася
8 Июл 2020
Атлантические тунцы, возможно ли возобновление промысла Россией в современных условиях?
8 Июл 2020
Минздрав прокомментировал ситуацию с карантином рыбообработчиков из Бурятии
8 Июл 2020
Дмитрий Патрушев: Россия может забыть о слове "дефицит" в отношении продуктов питания
8 Июл 2020
«Меркурий» выявил отсутствие прослеживаемости кормовой рыбной муки производства «Южморрыбфлот»
8 Июл 2020
В текущем году часть субсидий на перевозку продукции АПК может оказаться невостребованной
8 Июл 2020
Легенда об алепизавре
8 Июл 2020
Реализация свежей горбуши началась в г. Корсакове
8 Июл 2020
Власти Китая поместили на карантин 95 российских моряков в Даляне
8 Июл 2020
Минсельхоз хочет ограничить вылов корюшки в Дальневосточном бассейне
8 Июл 2020
Прибывшие из Бурятии рыбообработчики объявили голодовку из-за длительной обсервации
8 Июл 2020
Пелядь, щука и карп подрастают в водоемах Тюменской области
8 Июл 2020
Лососевая путина-2020 на Камчатке отстает от прошлогодних показателей
8 Июл 2020
ФАС России фиксирует снижение цен на ряд социально значимых продуктов
8 Июл 2020
«Доступная рыба» – полёт нормальный!
8 Июл 2020
Рыба – есть, а кадры?
8 Июл 2020
Океанрыбфлот: навстречу Дню Рыбака
8 Июл 2020
Отрасль с характером
8 Июл 2020
Памяти Василия Михайловича
7 Июл 2020
Экспорт охлажденного филе форели из Норвегии в 2020 году снизился практически на 40 %
7 Июл 2020
Продажа краба на токийских центральных рыбных рынках в мае 2020 года
7 Июл 2020
Норвежские производители лосося ждут результатов проверки, проведенной китайскими властями
7 Июл 2020
Россельхознадзор о внесении изменений в Решение по регионализации

Подписка на новости

Продлить инвестиционные квоты до 20 лет

2023
Эксклюзив

«Вынужден отметить, что мы уже пожали горький мед,
если можно так сказать, строительства рыболовецких судов»
президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов

В Совете Федерации 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Казалось бы, ну и чего тут особенного, мало ли какие собрания проводят в Москве. А дело все в том, что именно на Севере изначально разворачивалась эта увлекательная и скандальная история.

Пили, ели, веселились

Ровно четыре года назад, 17-18 марта 2016 года в Мурманске по инициативе федеральных министерств и ведомств состоялось событие - первый Международный форум по судостроению и безопасности мореплавания «Флот для рыболовства - новый импульс развития».

Повестка дня форума была стратегическая: обновление рыбопромыслового флота в Российской Федерации. Главный вопрос для обсуждения: способны ли отечественная судостроительная отрасль в тесной кооперации с федеральными министерствами и ведомствами обеспечить в России строительство современного рыбопромыслового флота? В том мероприятии приняли участие представители центральных и региональных органов государственной власти, более ста рыбодобывающих компаний со всей России, десяток отечественных судостроительных предприятий и конструкторских бюро, крупнейшие российские банки и лизинговые компании. Более 450 человек из 18 регионов России и нескольких иностранных государств.

На улице погода была, прямо скажем, не очень, серо и облачно, а в украшенном зале сияло солнце - атмосфера праздника и движения вперед в светлое будущее. В те энергичные дни в мурманской гостинице «Арктика» бурлила жизнь. Как принято по законам жанра, состоялось торжественное подписание ряда каких-то соглашений между судостроительными и рыбопромышленными предприятиями, а также различными уровнями государственной власти. Яркие баннеры, столы, 450 стульев и микрофоны привезли из Москвы. Красиво и солидно, можно было сравнить все происходящее с актом массового бракосочетания.

На форуме, будучи в центре всеобщего внимания, вице-президент по гражданскому судостроению АО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее - ОСК) Евгений Загородний с трибуны смело пообещал опровергнуть тезис о том, что у нас строить дорого. «Мы полагаем, что в условиях стабилизирующейся ситуации и прохождения дна кризиса все обязательства, закрепленные в судостроительных контрактах и гарантиях, которые дает завод-изготовитель и головная компания ОСК, будут выдерживаться», - обнадежил всех товарищ Загородний. Были, конечно, среди присутствующих в зале и другие, основанные на практике российского судостроения, точки зрения, но острые и конкретные вопросы по существу обсуждаемой темы организаторы судьбоносного мероприятия оставляли без ответов, не хотели, наверное, портить себе праздник. Однако, как сегодня выясняется, критики тогда оказались правы, с точностью почти 100%.

Прошло четыре года. Что мы слышим теперь от крупнейшей судостроительной корпорации России?

«Вынужден отметить, что мы уже пожали горький мед, если можно так сказать, строительства рыболовецких судов. Когда несмотря на все наши обращения, несмотря на все наши призывы государство не смогло договориться или заставить, как хотите, рыбаков ограничиться двумя-тремя проектами, чтобы мы по этим проектам строили весь объем рыболовецких судов», - рассказал на пресс-конференции 9 декабря 2019 года президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По его мнению, в результате каждый пошел в свою сторону. «Проект, во-первых, как всегда, норвежский, как всегда, по «веселым картинкам», как всегда, с затыками в Регистре. Как всегда, с кучей проблем, связанных с тем, что из «веселых картинок» в рабочую документацию все превращается болезненно, с непопаданием в цену, с убытками или с обидами в ту или иную сторону и с вопросами, которые в конечном итоге приводят к тому, что мы вместо того, чтобы сделать три головных судна и после этого построить 30 серийных, имеем на сегодняшний день 16 головных заказов, - пожаловался журналистам президент ОСК. - Это, конечно, ни в какие ворота не лезет».

Кроме этого, руководитель ОСК отдельно подверг критике программу по строительству судов-краболовов. «Из того, что я сейчас слышу, Росрыболовство опять устранилось от этой проблемы. Мол, это не наше дело, идите, с теми, кто ловит, и разговаривайте. Всё опять будет замечательно, всё будет здорово, и заказчик, как всегда, будет прав, но почему-то элементы государственной политики опять останутся за бортом этих краболовных судов», - заявил глава корпорации.

Вот так. Все кругом виноваты. А рыбаки в первую очередь. Главный судостроитель страны вероятно желал бы иметь два-три проекта, регулярные платежи и подневольных молчаливых заказчиков, так ему удобней, чем делать то, что за свои деньги хотят от него независимые частные компании-заказчики гражданского судостроения. С таким подходом не согласились в Совете Федерации, где 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Это, конечно, был не мировой форум судостроения, не тематический праздник, а скорее производственная оперативка по факту какого-нибудь серьезного происшествия. Провел мероприятие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. И это не случайно, кроме высоких государственных постов, которые он занимал в своей жизни, Сергей Герасимович в прошлом начальник производства, главный инженер и генеральный директор крупного завода в Нижнем Новгороде - тему знает. В совещании приняли участие сенаторы, представители Минпромторга России, Минсельхоза России, Росрыболовства, АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Северная верфь», рыбацких отраслевых союзов и ассоциаций.

Подсчитали - прослезились

На практике верфи оказались не готовы к сложным гражданским заказам. В то же самое время, деньги от рыбаков заводы взяли, все что им положено, а получается пока - «флот для рыболовства - в их ворота не лезет». На совещании руководитель одной из самых проблемных верфей откровенно заявил, что финансовое положение завода критическое и попросил поторопиться с реструктуризацией и другими мерами поддержки, в противном случае достраивать суда будет не на что. Когда говорят, что на его предприятии проблема, а у других проблем нет, это означает только то, что все остальные заводы по каким-то своим причинам не афишируют сейчас эти проблемы. Подождем еще полгода, там будет ясно, у кого какие срывы сроков и куда что переносится, - заступился он за репутацию своего предприятия. Вот это откровение так откровение. Действительно, несмотря на более чем высокие цены создания рыбопромысловых судов на отечественных верфях, задержки в строительстве идут по всем российским заводам и составляют от трех месяцев до года и более. А это только по первым судам, заложенным в позапрошлом и прошлом годах, что же будет дальше?

По мнению Сергея Митина, программа строительства судов под инвестквоты может быть сорвана

«Проведенная комплексная работа позволила выявить целый комплекс проблемных вопросов, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота», -заявил сенатор. Среди них он назвал общую ограниченную готовность российских верфей для строительства рыбопромысловых судов, неудовлетворительное финансовое состояние заводов, связанное с долгосрочной банковской задолженностью, не всегда технологическая готовность для строительства этих судов. Отсутствие у верфей собственных конструкторских бюро и как следствие - отсутствие типовых проектов, из которых потенциальные заказчики могли бы выбрать наиболее привлекательные проекты. Ещё одна проблема - нехватка рабочей силы и отсутствие квалифицированных специалистов на территориях, где расположены верфи. «Обозначенные проблемы российских судостроительных заводов и отрасли судостроения в целом делают иностранные судоверфи более привлекательными для рыбопромышленников», - вынужден был констатировать сенатор. «Мы хотим за пять следующих лет построить 78 судов. Не бывает таких чудес, если не принять какие-то сверхординарные меры - организационные, финансовые, экономические, политические. Нужно что-то делать!», - резюмировал Сергей Митин.

Изумляет реакция другой стороны

Федеральные чиновники хладнокровно признают, что верфи столкнулись с затруднениями, но не видят в этом ничего страшного, министерства и ведомства ежеквартально ведут контроль за реализацией инвестиционных проектов и также постоянно фиксируют отставание от графика строительства судов. Несмотря на сложившуюся ситуацию в ОСК экспериментом с рыбаками удовлетворены - не больше и не меньше! «Мы считаем, что программу, которую реализует Росрыболовство, так называемые квоты под киль, надо распространять, расширять. Мы полностью это поддерживаем», - заявил представитель судостроительной корпорации. В ОСК надеются, что в рамках финансового оздоровления оборонки, им помогут.

Вот так, все просто. Да, им-то помогут (деньгами) - они оборонка. А рыбакам что делать в этой ситуации? Они добросовестно оплатили принятые к строительству заказы, а это десятки миллиардов рублей, и что? Принимавший участие в данном мероприятии автор этого материала призвал сенаторов и руководителей федеральных министерств подумать над компенсацией рыбному бизнесу ущерба от сдвигов сроков ввода в эксплуатацию новых судов. Рыбопромышленники выполняют свои обязательства перед верфями в полном объеме, тем не менее очевидно, что имеет место срыв графиков строительства, что влечет за собой перенос сроков ввода в эксплуатацию новых рыболовных судов и освоения ими инвестиционных квот. Это приводит к дополнительной значительной финансовой нагрузке на заказчиков (рыбаков) по обслуживанию многомиллиардных кредитов, взятых в банках на строительство нового флота. В связи с этим было бы справедливо рассмотреть возможность продлить сроки договоров на вылов водных биологических ресурсов в инвестиционных целях с 15 до 20 лет.

Что дальше?

В конце апреля в верхнюю палату Федерального Собрания будет приглашен президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. Расскажет что-нибудь. Хотя, кто его знает? Может быть, как Никита Сергеевич Хрущев, на XXI съезде КПСС («догнать и перегнать») по старой советской традиции продолжит громить ревизионистов, оппортунистов и «примкнувшего к ним Шепилова», за то, что социализм пока не одержал полную и окончательную победу над капитализмом, а возглавляемая им корпорация еще не вступила в период развёрнутого коммунизма.

Для информации

Всего, в ближайшие пять лет для рыбной отрасли по государственной программе «инвестиционных квот» предусмотрено строительство 78 рыбопромысловых судов, из которых 43 – для рыбного промысла (36 судов на предприятиях ОСК), строительство будет осуществляться шестью заводами (4 входят в состав ОСК) и 35 судов-краболовов. По данным Росрыболовства с 2017 года на строительство нового флота рыбопромышленниками уже привлечено 166 млрд рублей. С учетом еще планируемых 11 инвестиционных проектов и 35 краболовов объем инвестиций в обновление флота рыбной промышленности России составит более 240 млрд рублей. Кроме этого, краболовы потратили в 2019 году на аукционах по выкупу крабовых квот 142 млрд рублей.

Это цифры без банковских процентов за кредиты, которые надо возвращать в ближайшие годы. Почти 400 млрд рублей расходов в течение нескольких лет - это для небольшой отрасли экономики нагрузка уже запредельная. Годовой оборот всей рыбной отрасли России составляет менее 350 млрд рублей, ежегодная прибыль рыбохозяйственных организаций - чуть более 100 млрд рублей.

Тем не менее, первые рыбаки пытаются построить новый флот в России.

Валентин Валентинович Балашов - Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна
17 марта 2020 года, Мурманск


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Июль   <  2020 г.