Последние публикации

8 Апр 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 358 партий рыбной продукции
8 Апр 2020
Ученые изучают популяцию восточнокамчатского минтая
8 Апр 2020
Профессор экономики Елена Ведута: После пандемии установится новый мир
8 Апр 2020
Еще 338 тонн зубастой корюшки выделено для промысла на Сахалине и Курилах
8 Апр 2020
Сахалинские компании могут добыть еще 1500 тонн наваги в Северо-Охотоморской подзоне
8 Апр 2020
Приморские ученые исследуют рыбные запасы у побережья Южных Курил
8 Апр 2020
Иностранцы как сквозь сети провалились
8 Апр 2020
ФАО зафиксировала снижение мировых цен на продовольствие
8 Апр 2020
Минпромторг уточнил правила работы торговли в условиях пандемии
8 Апр 2020
Переработчики рыбы просят льготные кредиты и снятие эмбарго
8 Апр 2020
Рыбному хозяйству написали план развития до 2030 года
8 Апр 2020
Охотоморская путина: вылов минтая вырос на 6,6% - до 960 тыс. тонн
8 Апр 2020
Нерусская рыбопромышленная компания
7 Апр 2020
Импорт северной путассу в США в этом году уменьшился более чем в 16 раз
7 Апр 2020
Экспорт норвежского лосося 16.03.20 – 22.03.20
7 Апр 2020
Импорт северного одноперого терпуга в США с начала года демонстрирует значительный рост
7 Апр 2020
Вьетнамские экспортеры морепродуктов испытывают трудности из-за COVID-19
7 Апр 2020
Чилийские производители выращенного лосося сокращают производство, чтобы избежать заражения коронавирусом
7 Апр 2020
Норвежский экспорт морского окуня и синекорого палтуса в Китай и Японию в феврале 2020 года
7 Апр 2020
Информация о работе таможенных органов Дальневосточного таможенного управления в период с 4 по 30 апреля 2020 года
7 Апр 2020
Путин принял отставку главы Камчатского края Илюхина. Врио назначен Солодов
7 Апр 2020
Россельхознадзор сообщает об ограничительных мерах в торговле, которые приняты странами в связи с распространением коронавирусной инфекции
7 Апр 2020
В Мурманске начало выгрузку первое незаходное судно
7 Апр 2020
Профсоюзы предложили правительству провести в России национализацию
7 Апр 2020
Ученые изучат популяцию восточнокамчатского минтая
7 Апр 2020
Поздравление руководителя Росрыболовства с Днем рыбоохраны России
7 Апр 2020
Новости кругосветки: на «Палладе» подвели итоги спартакиады
7 Апр 2020
Новости кругосветки: на «Палладе» началась серия лекций и творческих вечеров к 75-летию Победы
7 Апр 2020
Новый вирус: «чувство вины» перед Японией. Чем его лечить?
7 Апр 2020
Что будет с экономикой России к концу выходных
7 Апр 2020
На экспорт из Алтайского края отправлено свыше 82 тонн рыбы и морепродуктов
7 Апр 2020
На экспорт из Новгородской области отправлено 168 тонн рыбы и морепродуктов
7 Апр 2020
Рыбные ряды: в оптовом звене снизились цены на мороженую рыбу
7 Апр 2020
Эпидемия цинизма
6 Апр 2020
В Астраханской области продолжается весенняя путина
6 Апр 2020
В марте на Сахалине оформлено около миллиона электронных ветеринарных сопроводительных документов
6 Апр 2020
Выявлены факты оформления во ФГИС «Меркурий» эВСД на продукцию с истекшим сроком годности
6 Апр 2020
Экспорт устриц из Норвегии за два месяца вырос на 67 процентов
6 Апр 2020
При двукратном росте объема стоимость экспорта лягушек из США упала в 3 раза
6 Апр 2020
Поставки сурими в США выросли более чем в два раза, но снизились в цене
6 Апр 2020
Китайская аквакультура начинает приходить в себя после снятия ограничений из-за коронавируса
6 Апр 2020
Шотландские фермеры, выращивающие устрицы и мидии, нуждаются в денежной помощи
6 Апр 2020
В ходе мониторинга системы «Меркурий» выявлено пять фантомных площадок, зарегистрированных по одному адресу
6 Апр 2020
Рыбная отрасль на рабочей вахте: работают рыбаки, работает Росрыболовство, работает ВАРПЭ
6 Апр 2020
Бизнес браконьеров терпит огромные убытки в Приморье
6 Апр 2020
Минрыбхоз Камчатки обязал рыбные компании отправлять сезонных работников на карантин
6 Апр 2020
Кто будет работать на путине: и на белорыбице, и на предстоящей лососевой путине
6 Апр 2020
Рыбопромышленники настаивают на добыче морского ежа и гребешка в заказнике "Малые Курилы"
6 Апр 2020
Российский экспорт продукции АПК к 2030 году может превысить $45 млрд
6 Апр 2020
Мурманск о мерах против рыбаков из Москвы

Подписка на новости

Продлить инвестиционные квоты до 20 лет

800
Эксклюзив

«Вынужден отметить, что мы уже пожали горький мед,
если можно так сказать, строительства рыболовецких судов»
президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов

В Совете Федерации 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Казалось бы, ну и чего тут особенного, мало ли какие собрания проводят в Москве. А дело все в том, что именно на Севере изначально разворачивалась эта увлекательная и скандальная история.

Пили, ели, веселились

Ровно четыре года назад, 17-18 марта 2016 года в Мурманске по инициативе федеральных министерств и ведомств состоялось событие - первый Международный форум по судостроению и безопасности мореплавания «Флот для рыболовства - новый импульс развития».

Повестка дня форума была стратегическая: обновление рыбопромыслового флота в Российской Федерации. Главный вопрос для обсуждения: способны ли отечественная судостроительная отрасль в тесной кооперации с федеральными министерствами и ведомствами обеспечить в России строительство современного рыбопромыслового флота? В том мероприятии приняли участие представители центральных и региональных органов государственной власти, более ста рыбодобывающих компаний со всей России, десяток отечественных судостроительных предприятий и конструкторских бюро, крупнейшие российские банки и лизинговые компании. Более 450 человек из 18 регионов России и нескольких иностранных государств.

На улице погода была, прямо скажем, не очень, серо и облачно, а в украшенном зале сияло солнце - атмосфера праздника и движения вперед в светлое будущее. В те энергичные дни в мурманской гостинице «Арктика» бурлила жизнь. Как принято по законам жанра, состоялось торжественное подписание ряда каких-то соглашений между судостроительными и рыбопромышленными предприятиями, а также различными уровнями государственной власти. Яркие баннеры, столы, 450 стульев и микрофоны привезли из Москвы. Красиво и солидно, можно было сравнить все происходящее с актом массового бракосочетания.

На форуме, будучи в центре всеобщего внимания, вице-президент по гражданскому судостроению АО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее - ОСК) Евгений Загородний с трибуны смело пообещал опровергнуть тезис о том, что у нас строить дорого. «Мы полагаем, что в условиях стабилизирующейся ситуации и прохождения дна кризиса все обязательства, закрепленные в судостроительных контрактах и гарантиях, которые дает завод-изготовитель и головная компания ОСК, будут выдерживаться», - обнадежил всех товарищ Загородний. Были, конечно, среди присутствующих в зале и другие, основанные на практике российского судостроения, точки зрения, но острые и конкретные вопросы по существу обсуждаемой темы организаторы судьбоносного мероприятия оставляли без ответов, не хотели, наверное, портить себе праздник. Однако, как сегодня выясняется, критики тогда оказались правы, с точностью почти 100%.

Прошло четыре года. Что мы слышим теперь от крупнейшей судостроительной корпорации России?

«Вынужден отметить, что мы уже пожали горький мед, если можно так сказать, строительства рыболовецких судов. Когда несмотря на все наши обращения, несмотря на все наши призывы государство не смогло договориться или заставить, как хотите, рыбаков ограничиться двумя-тремя проектами, чтобы мы по этим проектам строили весь объем рыболовецких судов», - рассказал на пресс-конференции 9 декабря 2019 года президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. По его мнению, в результате каждый пошел в свою сторону. «Проект, во-первых, как всегда, норвежский, как всегда, по «веселым картинкам», как всегда, с затыками в Регистре. Как всегда, с кучей проблем, связанных с тем, что из «веселых картинок» в рабочую документацию все превращается болезненно, с непопаданием в цену, с убытками или с обидами в ту или иную сторону и с вопросами, которые в конечном итоге приводят к тому, что мы вместо того, чтобы сделать три головных судна и после этого построить 30 серийных, имеем на сегодняшний день 16 головных заказов, - пожаловался журналистам президент ОСК. - Это, конечно, ни в какие ворота не лезет».

Кроме этого, руководитель ОСК отдельно подверг критике программу по строительству судов-краболовов. «Из того, что я сейчас слышу, Росрыболовство опять устранилось от этой проблемы. Мол, это не наше дело, идите, с теми, кто ловит, и разговаривайте. Всё опять будет замечательно, всё будет здорово, и заказчик, как всегда, будет прав, но почему-то элементы государственной политики опять останутся за бортом этих краболовных судов», - заявил глава корпорации.

Вот так. Все кругом виноваты. А рыбаки в первую очередь. Главный судостроитель страны вероятно желал бы иметь два-три проекта, регулярные платежи и подневольных молчаливых заказчиков, так ему удобней, чем делать то, что за свои деньги хотят от него независимые частные компании-заказчики гражданского судостроения. С таким подходом не согласились в Совете Федерации, где 12 марта 2020 года прошло совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота». Это, конечно, был не мировой форум судостроения, не тематический праздник, а скорее производственная оперативка по факту какого-нибудь серьезного происшествия. Провел мероприятие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. И это не случайно, кроме высоких государственных постов, которые он занимал в своей жизни, Сергей Герасимович в прошлом начальник производства, главный инженер и генеральный директор крупного завода в Нижнем Новгороде - тему знает. В совещании приняли участие сенаторы, представители Минпромторга России, Минсельхоза России, Росрыболовства, АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Северная верфь», рыбацких отраслевых союзов и ассоциаций.

Подсчитали - прослезились

На практике верфи оказались не готовы к сложным гражданским заказам. В то же самое время, деньги от рыбаков заводы взяли, все что им положено, а получается пока - «флот для рыболовства - в их ворота не лезет». На совещании руководитель одной из самых проблемных верфей откровенно заявил, что финансовое положение завода критическое и попросил поторопиться с реструктуризацией и другими мерами поддержки, в противном случае достраивать суда будет не на что. Когда говорят, что на его предприятии проблема, а у других проблем нет, это означает только то, что все остальные заводы по каким-то своим причинам не афишируют сейчас эти проблемы. Подождем еще полгода, там будет ясно, у кого какие срывы сроков и куда что переносится, - заступился он за репутацию своего предприятия. Вот это откровение так откровение. Действительно, несмотря на более чем высокие цены создания рыбопромысловых судов на отечественных верфях, задержки в строительстве идут по всем российским заводам и составляют от трех месяцев до года и более. А это только по первым судам, заложенным в позапрошлом и прошлом годах, что же будет дальше?

По мнению Сергея Митина, программа строительства судов под инвестквоты может быть сорвана

«Проведенная комплексная работа позволила выявить целый комплекс проблемных вопросов, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота», -заявил сенатор. Среди них он назвал общую ограниченную готовность российских верфей для строительства рыбопромысловых судов, неудовлетворительное финансовое состояние заводов, связанное с долгосрочной банковской задолженностью, не всегда технологическая готовность для строительства этих судов. Отсутствие у верфей собственных конструкторских бюро и как следствие - отсутствие типовых проектов, из которых потенциальные заказчики могли бы выбрать наиболее привлекательные проекты. Ещё одна проблема - нехватка рабочей силы и отсутствие квалифицированных специалистов на территориях, где расположены верфи. «Обозначенные проблемы российских судостроительных заводов и отрасли судостроения в целом делают иностранные судоверфи более привлекательными для рыбопромышленников», - вынужден был констатировать сенатор. «Мы хотим за пять следующих лет построить 78 судов. Не бывает таких чудес, если не принять какие-то сверхординарные меры - организационные, финансовые, экономические, политические. Нужно что-то делать!», - резюмировал Сергей Митин.

Изумляет реакция другой стороны

Федеральные чиновники хладнокровно признают, что верфи столкнулись с затруднениями, но не видят в этом ничего страшного, министерства и ведомства ежеквартально ведут контроль за реализацией инвестиционных проектов и также постоянно фиксируют отставание от графика строительства судов. Несмотря на сложившуюся ситуацию в ОСК экспериментом с рыбаками удовлетворены - не больше и не меньше! «Мы считаем, что программу, которую реализует Росрыболовство, так называемые квоты под киль, надо распространять, расширять. Мы полностью это поддерживаем», - заявил представитель судостроительной корпорации. В ОСК надеются, что в рамках финансового оздоровления оборонки, им помогут.

Вот так, все просто. Да, им-то помогут (деньгами) - они оборонка. А рыбакам что делать в этой ситуации? Они добросовестно оплатили принятые к строительству заказы, а это десятки миллиардов рублей, и что? Принимавший участие в данном мероприятии автор этого материала призвал сенаторов и руководителей федеральных министерств подумать над компенсацией рыбному бизнесу ущерба от сдвигов сроков ввода в эксплуатацию новых судов. Рыбопромышленники выполняют свои обязательства перед верфями в полном объеме, тем не менее очевидно, что имеет место срыв графиков строительства, что влечет за собой перенос сроков ввода в эксплуатацию новых рыболовных судов и освоения ими инвестиционных квот. Это приводит к дополнительной значительной финансовой нагрузке на заказчиков (рыбаков) по обслуживанию многомиллиардных кредитов, взятых в банках на строительство нового флота. В связи с этим было бы справедливо рассмотреть возможность продлить сроки договоров на вылов водных биологических ресурсов в инвестиционных целях с 15 до 20 лет.

Что дальше?

В конце апреля в верхнюю палату Федерального Собрания будет приглашен президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. Расскажет что-нибудь. Хотя, кто его знает? Может быть, как Никита Сергеевич Хрущев, на XXI съезде КПСС («догнать и перегнать») по старой советской традиции продолжит громить ревизионистов, оппортунистов и «примкнувшего к ним Шепилова», за то, что социализм пока не одержал полную и окончательную победу над капитализмом, а возглавляемая им корпорация еще не вступила в период развёрнутого коммунизма.

Для информации

Всего, в ближайшие пять лет для рыбной отрасли по государственной программе «инвестиционных квот» предусмотрено строительство 78 рыбопромысловых судов, из которых 43 – для рыбного промысла (36 судов на предприятиях ОСК), строительство будет осуществляться шестью заводами (4 входят в состав ОСК) и 35 судов-краболовов. По данным Росрыболовства с 2017 года на строительство нового флота рыбопромышленниками уже привлечено 166 млрд рублей. С учетом еще планируемых 11 инвестиционных проектов и 35 краболовов объем инвестиций в обновление флота рыбной промышленности России составит более 240 млрд рублей. Кроме этого, краболовы потратили в 2019 году на аукционах по выкупу крабовых квот 142 млрд рублей.

Это цифры без банковских процентов за кредиты, которые надо возвращать в ближайшие годы. Почти 400 млрд рублей расходов в течение нескольких лет - это для небольшой отрасли экономики нагрузка уже запредельная. Годовой оборот всей рыбной отрасли России составляет менее 350 млрд рублей, ежегодная прибыль рыбохозяйственных организаций - чуть более 100 млрд рублей.

Тем не менее, первые рыбаки пытаются построить новый флот в России.

Валентин Валентинович Балашов - Председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна
17 марта 2020 года, Мурманск


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 <  Апрель   <  2020 г.