Рыбный узел Медведева: развяжет или разрубит его Мишустин?
«Как корабль назовешь, так он и поплывет» Капитан Врунгель Всем известно с детства это крылатое высказывание капитана Врунгеля, которое не раз подтверждалось и на практике. И не только в названии кораблей, но и предприятий и даже целых отраслей. Пример тому – наша рыбная отрасль. Почти более двух сотен лет она в разные политико-экономические периоды всегда имела конкретные наименования: рыболовство, рыбоводство, рыбная промышленность, рыбное хозяйство. Из самого наименования видно ее предназначение – ловить, разводить, перерабатывать и обеспечивать населения страны рыбой и рыбопродукцией. И осуществлялось все это тружениками рыбной отрасли весьма достойно – грех жаловаться. Но вот те раз – наступили нынешние времена! За последнее пятилетие существования Правительства Российской Федерации во главе с председателем Д.А. Медведевым с легкой руки федеральных чиновников от «рыбы» – а это Министерство сельского хозяйства (далее по тексту Минсельхоз) и Федеральное агентство Российской Федерации по рыболовству (далее по тексту Росрыболовство), – как неожиданно появилось вместо понятия «рыбное хозяйство», замысловатое словосочетание «рыбохозяйственный комплекс». Что под этим термином имеется в виду? И для чего потребовалось это нововведение?? Никаких разъяснений от правительственных и «рыбных» чиновников вплоть до 26 ноября 2019 года (об этом ниже) по этому понятию не было. Но, несмотря на это, термин «рыбохозяйственный комплекс» начал гулять по разным распорядительным письмам и даже актам Правительства Российской Федерации, Минсельхоза и Росрыболовства. Более того, неожиданно и общественная рыбацкая организация федерального уровня – ВАРПЭ, подстраиваясь под «рыбное» начальство, взяла под козырек этот термин и провела даже IV Всероссийский съезд работников «рыбохозяйственного комплекса». Ранее, предыдущие I-III съезды, именовались съездами «рыбного хозяйства». Зачем ВАРПЭ пошла на столь очевидную необоснованную подмену «рыбного хозяйства» на «рыбохозяйственный комплекс»? Полагаю, только с одной целью – быть рядом и следовать курсу (даже абсурдному курсу!) «рыбного» начальства. Все это осуществлялось, несмотря на то, что законодательно еще в 2004 году было закреплено определение: «Рыбное хозяйство – виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» (п.20 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). Именно этим определением и должны руководствоваться как Правительство Российской Федерации, так и подчиненные ему министерства, службы и агентства при разработке различных распорядительных и подзаконных актов, касающихся рыбной отрасли. Так это и было до 2013-2014 годов. Добавим к этому, что и в положении о полномочиях Минсельхоза тоже закреплен термин «рыбное хозяйство», а в положении о Росрыболовстве термин «рыболовство» определён, как составная часть «рыбного хозяйства». Ни в одном из этих двух документов нет даже упоминания о «рыбохозяйственном комплексе». И это оправдано, поскольку в приведенном выше законодательстве, закреплен именно термин «рыбное хозяйство» и то, что в него входит. Видимо, понимая значительные терминологические противоречия, способные привести к серьёзным правовым последствиям с подменой наименования управляемого на федеральном уровне и законодательно закрепленного термина «рыбного хозяйства» на «рыбохозяйственный комплекс», без определения сущности последнего, председатель Правительство РФ Д.А. Медведев своим Распоряжением от 26 ноября 2019 года №2798 дает все же, пусть и запоздалое, определение термина «рыбохозяйственный комплекс». Под ним понимается набор разных видов производственной деятельности. От добычи, переработки, хранения, оптовой торговли рыбной продукцией, управление терминалами портов до охраны, отраслевой системы мониторинга, научной деятельности и подготовки кадров и т. д. Подробнее в декабре 2019 и январе 2020 годах все это анализировалось в ряде статей, включая и мою, размещенные на сайте ФИШКАМЧАТКА. Управлять этим разнонаправленным по своей деятельности «рыбохозяйственным комплексом» поручено тем же распоряжением Медведева от 26 ноября 2019 года Федеральному агентству Российской Федерации по рыболовстве с наделением его рядом дополнительных функций. Последние функции пока еще не утверждены. То есть и «комплекса» в понимании Медведева пока еще нет. Но тогда вновь возникает вопрос: «Тогда какого же рожна нужно было все это городить?» Какова конечная цель? Полагаю, что все это было задумано не столько в целях развития самой отрасли, сколько в целях повышения значимости аппарата Росрыболовства и его руководителя И.В. Шестакова посредством искусственного придания этому аппарату «новых», не свойственных в современных условиях рыбному хозяйству, функций. Если это так, то тогда Росрыболовство со всеми дополнительными функциями по управлению «рыбохозяйственным комплексом» вполне логично следует отсоединить от Минсельхоза и подчинить его непосредственно Правительству РФ, а его руководителя возвести в ранг – члена правительства. Опыт подсказывает, что готовилась такая административно-кадровая рокитровка. Однако неожиданно-ожидаемо правительство Д.А. Медведева подало в отставку и все его наследие, включая и преобразования «рыбного хозяйства» в «рыбохозяйственный комплекс», перешло к новому Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину. Будет ли он со всем этим разбираться сам или махнет на «рыбу» рукой? И пусть, дескать, со всем этим занимается новый зампред правительства куратор сельского и рыбного хозяйства В.В. Абрамченко совместно с «непотопляемыми» Д.Н. Патрушевым и И.В. Шестаковым. Такой вариант не исключен. Вместе с тем, буквально на днях, появились новые обстоятельства, относящиеся к данному вопросу. Это вышедший Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21января 2020 года №20 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». В нем реализация положений, касающихся обеспечения населения страны рыбой и рыбопродуктами, возлагается, опять же, на «рыбное хозяйство». Этот термин упоминается в тексте Указа 15 раз в тех местах, где ставятся задачи по обеспечению рыбной продукцией населения страны. Ни разу по тексту Указа не упоминается «рыбохозяйственный комплекс». И это вполне оправдано с учетом соответствующих положений «Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» за № 166-ФЗ от 26 ноября 2004 года. Это дополнительное новое обстоятельство, на мой взгляд, должно поставить перед Председателем Правительства РФ М.В. Мишустиным задачу о рассмотрении и разрешении противоречия в закреплении понятий «рыбное хозяйство» и «рыбохозяйственный комплекс», порождающие серьёзные правовые последствий и принять единственно верное решение следовать букве закона – именовать отрасль «рыбное хозяйство» и привести в соответствии с этим термином все подзаконные акты. Либо, в противном случае, внести поправку в Закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», касающегося «рыбохозяйственного комплекса». Но не исключаю и третьего варианта – при той неразберихе и отсутствии в аппарате Правительства страны специалистов, разбирающихся в проблемах рыбной отрасли, чиновники все спустят, выражаясь народным сленгом, «на тормозах». Ну и бог с ними, – возразит мне читатель, в том числе и практик-рыбник, – и всеми их заморочками на федеральном уровне по наименованию-переименованию рыбной отрасли – лишь бы не мешали работать. И трудно не согласиться – ведь весьма сильна и не раз оправдала себя в обыденной жизни пословица: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь». Согласен. Но в государевых делах, поверьте мне, человеку, который проработал в аппарате Министерства рыбного хозяйства СССР в ранге заместителя министра, даже ничтожное (на первый взгляд) изменение наименования той или иной отрасли может привести к резкому усилению ее роли в государстве, либо к ее ослаблению, вплоть до полной ликвидации. Так что и в этом вопросе общественные союзам, ассоциациям, объединениям рыбаков, рыбопромышленников и рыбопереработчиков, а также органам исполнительной, законодательной власти приморских регионов надо иметь определенную позицию, опирающуюся на действующее законодательство. В противном случае – опираясь на факты последовательного разрушения исторического принципа распределения водных биологических ресурсов, введения инвестиционных квот, рассчитанных первоначально на одного конкретного квотополучателя, введение крабовых аукционов и других мер аппарата Росрыболовства, направленных на дестабилизацию рыбной отрасли и передел ее ресурсной базы – мы можем ожидать, что и эти терминологические нововведения обернутся для кого-то в отрасли очередным крахом… Опыт подсказывает…
В. Зиланов, |