Генпрокуратура РФ опротестует противоречащие законодательству положения порядка деятельности анадромных комиссий
В октябре 2019 года в Генеральную прокуратуру Российской Федерации было направлено заявление, в котором я просил проверить законность установления приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08 апреля 2013 г. № 170 (далее – приказ № 170) и утверждаемым им Порядком деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (далее соответственно – Порядок, Комиссия) ограничений на участие в деятельности Комиссии, а также в принимаемых ею решениях иным научным организациям, не находящимся в ведении Федерального агентства по рыболовству, а также соответствие приказа № 170 и утверждаемого им Порядка нормам статей 29.1. и 21 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве). В чем именно заключалось нарушение законодательства. В настоящее время пунктом 8 вышеуказанного Порядка установлено, что в состав Комиссии должны входить исключительно представители научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства. Кроме того, пунктом 2, а также иными положениями Порядка предусматривается, что Комиссия осуществляет взаимодействие с научными организациями, находящимися в ведении Росрыболовства. Согласно части 2 статьи 29.1. Закона о рыболовстве, в состав вышеуказанной Комиссии входят представители научных организаций. Частью 2 статьи 21 Закона о рыболовстве установлено, что рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется научными организациями на основании ежегодных планов проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов, решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, а также выданных указанным организациям в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешений на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов. Также, пунктом 1 Положения об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 921, установлено, что рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях может осуществляться любыми научными организациями, а не только находящимися в ведении Росрыболовства. Таким образом, законодательство о рыболовстве, а также изданные в его реализацию нормативные правовые акты, уже определили, что в работе вышеуказанной Комиссии могут участвовать представители любой научной организации, а не только находящихся в ведении Росрыболовства. Закон о рыболовстве не содержит норм, согласно которым федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, устанавливающие ограничения на участие в работе вышеприведенной Комиссии других лиц или организаций. В тоже время, регулятор отрасли приказом № 170 необоснованно установил ограничение на участие в работе Комиссии представителей других научных организаций, не находящихся в ведении Росрыболовства, но занимающихся, в том числе, изучением анадромных видов рыб, чем нарушим законодательство. Следует отметить, что еще в августе 2018 года, мною в Минсельхоз России направлялось заключение по результатам независимой антикоррупицонной экспертизы приказа № 170 (приложение 1), в котором указывались вышеуказанные возможные коррупционные риски, содержащиеся в утвержденном приказом № 170 Порядке, однако регулятор отрасли не принял во внимание предложения независимого эксперта. Позиция Минсельхоза России заключалась в следующем: «В соответствии со статьей 29.1 Закона о рыболовстве и Положением о Минсельхозе России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, полномочия по утверждению порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб и ее состава отнесены к компетенции Минсельхоза России. На основании указанных актов Минсельхозом России издан приказ, который в установленном порядке зарегистрирован Минюстом России. Приказом в соответствии со статьей 29.1 Закона о рыболовстве определен круг лиц, которые могут входить в состав комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. Основными целями деятельности федеральных государственных бюджетных научных учреждений, находящихся в ведении Росрыболовства, являются комплексное изучение водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе для проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов, оценки запасов видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, разработки мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Данные организации имеют многолетний опыт проведения научных изысканий в сфере рыболовства, обеспечивают преемственность результатов научных исследований и вырабатываемых на их основе мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Учитывая изложенное, представители научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, обоснованно включаются в состав комиссий, а представляемые такими организациями научные материалы являются одним из оснований для принятия комиссией решений по регулированию рыболовства анадромных видов рыб.». Учитывая позицию Минсельхоза России, было принято решение обратиться в Генпрокуратуру РФ с вышеуказанным заявлением. В ходе проверки вышеуказанного Порядка по моему заявлению, был получен ответ из Генеральной прокуратуры РФ от 19.12.2019 г. за № 74/3-267-2014 (приложение 2) из которого следовало, что Генпрокуратурой РФ были установлены противоречия федеральному законодательству положений пунктов 8 и 9 Порядка в части круга научных организаций, входящих в состав комиссий по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. В целях устранения выявленных нарушений закона на указанные положения Порядка подготовлен протест. Создавшаяся ситуация ставит под сомнение легитимность составов анадромных комиссий, сформированных ранее в соответствии с вышеуказанным Порядком. В связи с чем, возникает вопрос к регулятору отрасли Минсельхозу России допустившему такое нарушение, как создавшаяся ситуация сможет отразиться на решениях, уже принятых такими комиссиями!?
Булатов Станислав Александрович, |