Последние публикации

5 Июн 2020
Рыбаки на грани бунта
5 Июн 2020
Импорт пикши в США в 1 квартале снизился на 4 процента
5 Июн 2020
Запасы необходимых товаров у ретейлеров будут снижаться
5 Июн 2020
Прогноз промысла пелагических рыб (сайра, сардина, скумбрия) в 2020 году
5 Июн 2020
Оперативная информация и прогноз промысловой обстановки на промысле трески
5 Июн 2020
В водоемы Новосибирской области выпустили пелядь и белого амура
5 Июн 2020
Две тонны «Нашей рыбы» в Мурманске раскупили за пять дней
5 Июн 2020
Мурманский траулер заплатил Норвегии штраф в 10 000 $
5 Июн 2020
Крымские аквафермеры впервые планируют начать поставки устриц и мидий в Турцию
5 Июн 2020
Россельхознадзор по Санкт-Петербургу проконтролировал ввоз 1 900 тонн рыбы
5 Июн 2020
Восстановление популяции осетра – в числе приоритетов реализации нацпроекта «Экология» в Югре
5 Июн 2020
ТОР «Надеждинская» получит дальнейшее развитие
5 Июн 2020
Проезд по спецразрешениям на территорию пунктов пропуска в Приморье запущен в тестовом режиме
5 Июн 2020
В Астраханской области полицейские изъяли почти 23 тонны немаркированной рыбной продукции
5 Июн 2020
Совещание по вопросу доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные и северо-западные регионы России Северным морским путём
5 Июн 2020
«Крузенштерн» завершил трансатлантическую экспедицию в порту Калининграда
5 Июн 2020
«Паллада» ошвартовалась в родном порту
5 Июн 2020
Ограничения в летней рыбалке в Крыму
5 Июн 2020
Второй супертраулер для «Океанрыбфлота»
5 Июн 2020
Обращение к рыбопромышленным компаниям Камчатского края
4 Июн 2020
Рост импорта креветок в Китай
4 Июн 2020
В Норвегии используют лососевый жир для лечения коронавируса
4 Июн 2020
Объемы и цены на осьминога на рынке Токио в апреле 2020 года
4 Июн 2020
Экспорт прочего краба ЖСО из Норвегии сократился за 4 месяца на 52 % за счёт Франции и Великобритании
4 Июн 2020
Мониторинговые исследования на озерах Вологодской области
4 Июн 2020
История и динамика промысловых рыб в северных морях России
4 Июн 2020
Результаты ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и продукции марикультуры за май 2020 года
4 Июн 2020
Современное состояние водных биоресурсов в заливе Терпения исследуют "СахНИРО" и "ТИНРО"
4 Июн 2020
В водоемы Новосибирской области выпущено 59 млн единиц молоди ценных видов рыб
4 Июн 2020
С начала 2020 года из Республики Бурятия экспортировано более 10 тыс. тонн животноводческой продукции
4 Июн 2020
С 25-31 мая в РФ импортировали более 25 тысяч тонн поднадзорной продукции
4 Июн 2020
Программа кредитования под 2% для поддержки предприятий запускается в России
4 Июн 2020
Кабмин подготовил общенациональный план восстановления экономики
4 Июн 2020
Агростартап: Форелевый бизнес на селе
4 Июн 2020
За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина направлены на экспорт 550 партий рыбной продукции
4 Июн 2020
Валентин Балашов: доисторический норматив ПДК мышьяка в рыбе идет к Президенту России
4 Июн 2020
В Приморском крае с начала года оформлено более 17 миллионов электронных ветеринарных сопроводительных документов
4 Июн 2020
Сахалинские КМНС рыбу без заявок не получат
4 Июн 2020
Как прибыль предприятия не падает с небес, так же – многомиллиардные убытки по лоцманской деятельности являются результатом деятельности каких-то конкретных лиц
4 Июн 2020
Онлайн-трансляция встречи парусников Росрыболовства из кругосветной экспедиции
4 Июн 2020
К 3 июня российские рыбаки добыли около 2,2 млн тонн – на 5,5% больше уровня 2019 года
4 Июн 2020
Герман Зверев: общенациональный план действий обеспечивает «второе дыхание» регуляторной гильотине
4 Июн 2020
Владимир Солодов: все вахтовые работники должны соблюдать обязательную изоляцию
4 Июн 2020
Взрыв на мотоботе
3 Июн 2020
Объём импорта минтая в США снизился на 23 процента
3 Июн 2020
Вьетнам пытается предупредить проникновение в страну нового вируса креветок
3 Июн 2020
85 000 рыб погибли на разрушенной чилийской лососевой ферме
3 Июн 2020
Управлением Россельхознадзора в Ленинградской области оформлены документы на экспортные поставки 167 тонн рыбы в Эстонию
3 Июн 2020
Южносахалинцам напоминают о продаже рыбной продукции по доступной цене
3 Июн 2020
Первый улов рыбы-лапши взят на западном Сахалине

Подписка на новости

Тревожные Думские торжества

3011
Эксклюзив

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 17 декабря 2019 года прошла научно-практическая Конференция: «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее по тексту «Конференция» – Автор). Конференция была организована по инициативе рыбаков – ВАРПЭ и Комитета Госдумы по аграрным вопросам.

В ее работе приняли участие депутаты, сенаторы Федерального Собрания, представители федеральных, региональных органов власти, союзов, ассоциаций рыбаков, специалисты рыбной отрасли и ученые.

Открывая Конференцию, председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы академик РАН и РАСН, д. с. н., профессор В.И. Кашин отметил важность для рыбной отрасли принятого в 2004 году Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее по тексту Закон 2004 года - Автор) и привел убедительные факты его положительного влияния на развитие отрасли.

Выступивший на Конференции заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – Руководитель Федерального агентства по рыболовству к.э.н. И.В. Шестаков, также подтвердил важность Закона 2004 года для рыбохозяйственного комплекса. Но не преминул подчеркнуть, что решением Президиума Госсовета от 2015 года в него были внесены серьезные поправки, меняющие принципиальную суть многих положений Закона. Такие, например, поправки, как введение «инвестиционных квот - квот под киль» для стимулирования строительства рыболовных судов на российских верфях и строительства береговых рыбоперерабатывающих фабрик. По мнению И. Шестакова все эти поправки позволят рыбакам построить 43 судна, а также 25 береговых фабрик для переработки рыбы. А затем первый руководитель Росрыболоства, для кого Закон о рыболовстве должен был служить как капитану судна штурвал, начал в буквальном смысле хоронить Закон, пятнадцатилетие которого отмечалось на Конференции – он напрямую высказался за необходимость процесса кардинального изменения базового законодательства. Эти изменения, по его мнению, должны способствовать увеличению отдачи ОТ тонны улова, ОТ объемов воспроизводства водных биоресурсов, ОТ развития аквакультуры (выделено мной - Автор) и по другим направлениям.

Практически все выступающие в один голос говорили о том, что вносимые во времена Шестакова поправки в Закон о рыболовстве ведут к колоссальным материальным потерям и направлены на разрушение рыбной отрасли.

Но ни Кашин, ни Шестаков в своих выступлениях даже не упомянули о том, что против внесения поправок в Закон 2004 года, касающихся «инвестиционных квот-квот под киль» и «аукционов на квоты краба в воде» выступило все союзы, ассоциации, объединения рыбаков и исполнительные органы власти приморских регионов. Не была ими доведено до сведения участников Конференции и информация о том, кто являлся истинными инициаторами этих «новаций», направленных на передел рыбной отрасли. Не получен был и ответ на вопрос, куда пошли «выжитые» из рыбацких предприятий, занимающихся промыслом краба, более 120 млд. рублей?

Не услышали представители рыбацкой общественности ответа на свой вопрос заместителю Министра сельского хозяйств – Руководителю Федерального агентства о рыболовстве И. Шестакову во имя чего и для кого введены инициированные Росрыболовством по чьей-то олигархической прихоти упомянутые выше поправки в Закон 2004 года?

Не объяснил он рыбацкой общественности и какова главная цель деятельности того, что является в его понимании «рыбохозяйственным комплексом» (об этом термине ниже в моих тезисах – Автор).

Обеспечивать работой российские судоверфи? Ведь по существу создана добровольно-принудительная система финансирования рыбаками отечественных судостроителей.

Увеличение экспорта рыбы и рыбопродукции? Но это ведет к уменьшению поставок рыбопродукции на внутренний рынок и как следствие к росту ее розничных цен.

Словом, вопросов к штабу отрасли после выступления его руководителя только прибавились.

Другую оценку положению дел в отрасли, в отличие от И. Шестакова, дал в своем кратком выступлении лидер ЛДПР, депутат Госдумы В.В. Жириновский. Отметив большое значение рыбной отрасли в обеспечении рыбой и рыбопродукцией населения страны, он посетовал, что мало, по существа ее почти нет, свежей и качественной рыбы в продаже. Да и цены высокие. Управление такой огромной и сложной отраслью незначительным по своим возможностям Агентством при Министерстве сельского хозяйства не позволяют ему, в силу ограниченности функций и низкого статуса, решать задачи рыбаков на самом высоком – государственном – уровне. Надо, подчеркнул В. Жириновский, создать Министерства рыбного хозяйства.

От регионов, союзов, ассоциаций, объединений рыбаков, специалистов и ученых, участвующих в Конференции и пожелавших высказаться, заявилось почти 30 человек. Выступило всего 10. Но и они были ограничены временными рамками – не более 5 минут. Все представители рыбацких бассейновых объединений и федерального уровня – Союза рыболовецких колхозов и ВАРПЭ отметили положительное значение для отрасли Закона 2004 года и необходимости сохранения его основ в будущем. Особо настаивали выступающие на сохранение «исторического принципа», неизменности действия его на период уже заключенных договоров и не допущении «аукционов на квоты в воде» для рыбных объектов. Были высказаны и ряд других предложений, касающихся чрезмерного контроля на промысле и в море, взаимоотношений с пограничной, таможенной службой и другие. Не осталось без внимания рыбаков и предложение ФАС, которое касается повального проведения аукционов на все водные биоресурсы каждые 3 года. К сожалению, руководства ФАС, хотя и приглашалось на Конференцию, но не пожелало принять в ней участия и вступить в прямой диалог с рыбацкой общественностью. Видимо, как и прежде, ФАС приверженный своей «аукционной идей» продолжит ее лоббирование через правительство, возглавляемое Д.А. Медведевым.

Свои предложения рыбаки, а часть из них были переданы в письменном виде, просили включить в Рекомендации Конференции. На это председательствующий В.И. Кашин заверил, что доработка Рекомендаций будет осуществлена с участием представителей рыбаков.

Но суть не в рыбацких рекомендациях: они имеют значение только в одном случае – КОГДА К НИМ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ, КОГДА В НИХ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ.

Весьма показательно, что Заместитель Минсельхоза-Руководитель Росрыболоства И.В. Шестаков от заключительного слова отказался.

И это симптом: рыбацкие чаяния снова будут выброшены за борт корабля, который называется рыбной отраслью России.

Поэтому торжества по поводу пятнадцатилетия Закона о рыболовстве по своему финалу больше походили на похороны, точнее на тождественные его проводы…

19.12 2019 года
В.К. Зиланов

Р.S. Как приложение к данному тесту привожу тезисы моего выступления, которое не удалось полностью представить на Конференции ввиду ограниченности моего выступления 3 минутами.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» ОТ 2004 ГОДА ДЛЯ СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА: ПРОШЛОЕ И БУДУЩИЕ

(Тезисы)

В.К. Зиланов, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, профессор, заслуженный работник рыбного хозяйства России

Прежде, чем изложить тезисы моего доклада, позволю обратить внимание участников Конференции, что в ее наименовании использовано выражение «рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации». И это подается якобы в связке с 15-летием Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов от 30 декабря 2004 года.

Однако в п.20 ст.1 Закона 2004 года определено единственное понятие отрасли как: «Рыбное хозяйства – вид деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (выделено автором)». Ни в одной из статей Закона 2004 года нет упоминаний или ссылок на словосочетание «рыбохозяйственный комплекс», как нет и его определения в других законодательных актах Российской Федерации. В этой связи, полагаю наименование самой темы Конференции должно соответствовать основным понятиям, определенным Законом 2004 года. Именно это и используется в моем выступлении.

Принятие Федерального Закона 2004 года было вызвано необходимостью предотвратить дальнейшее разрушение под влиянием введенных ранее Правительством Российской Федерации аукционов на квоты водных биоресурсов в воде, как рыбных запасов, так и самого рыболовства. Аукционная система привела к росту браконьерства, теневой экономике, падению вылова, потреблению рыбы и рыбной продукцией населением страны, зависимостью рыболовных российских компаний от иностранного капитала. Все это привело, наряду с другими факторами, к глубокому кризису рыбной отрасли.

Разработка Закона 2004 года велась в тесном взаимодействии с депутатами Государственной Думы, с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с представителями общественных неправительственных союзов, ассоциаций рыбной отрасли, специалистами и учеными в данной области. Такой подход позволил выработать соответствующие нормативно правовые нормы, которые, при применении их на практике, вывели рыбную отрасль за сравнительно короткий период из глубокого кризиса и придали ей вектор развития.

За 15-летний период действия Закона 2004 года увеличился вылов, производство пищевой рыбной продукции, потребление рыбы и рыбной продукцией населением страны. Улучшились экономические показатели рыбной отрасли, возросли налоговые поступления от деятельности отрасли, как на региональном, так и федеральном уровнях. Было предотвращено разрушение рыбных и иных водных биоресурсов. Ликвидировано браконьерство и создана система мониторинга за запасами биоресурсов и рыболовством, как в районах промысла, так и в портах.

191220191.jpg

Закон 2004 года впервые в нашей стране ввел систему наделения пользователей квотами на вылов по «историческому принципу» и на долгосрочной основе – вначале на 5 лет, затем на 10 лет. Такой подход законодателей сделал систему наделения пользователей квотами на вылов прозрачной, исключающей влияние чиновников и кого-либо от вмешательства в этот процесс. Впервые в новой России рыбный бизнес перестал быть зависимым, по крайне мере, по этому, важнейшему вопросу, от госчиновников разного уровня.

Бизнес, поверив в долгосрочный характер такого законодательства, приступил к модернизации и обновлению основных производственных фондов и прежде всего рыболовных судов. Это наглядно видно на результатах деятельности предприятий, фирм, компаний Северного бассейна, который ведет свою рыбопромысловую деятельность, в отличие от других бассейнов, например Дальневосточного, в основном в 200-мильных зонах иностранных государств по соответствующим межправительственным соглашениям и в открытых водах Мирового океана. Последнее требует прозрачности национального рыболовства и следования его законодательству не только страны флага судна, но и законодательству государства, допускающей наш флот в свою 200- мильную зону, а так же мерам регулирования рыболовства в открытом море, определяемые международными межправительственными организациями.

В Закон 2004 год за 15-летний период его применения было внесено более 30 поправок. Ряд из них был объективным и исходил из практики применения отдельных его положений и необходимости их совершенствования. Другие, по моему мнению, - субъективные плоды «творчества» чиновников федерального уровня, а их около 20, и все они внесены в 2016 - 2019 годах. Анализ последних показывает, что они ведут к пересмотру и изменению основ концепции Закона 2004 года. Прежде всего, это касается пересмотра «исторического принципа» и возвращения к не оправдавшим себя на практике «аукционам на квоты вылова в воде» и введением «инвестиционных квот - квоты под киль» для строительства рыболовных судов на российских верфях, а так же строительства рыбоперерабатывающих береговых фабрик.

Анализ этих «новаций» показывает, что они ведут к очередному вхождению рыбной отрасли в стагнацию и затем, если не будут приняты соответствующие меры, к ее застою и к очередному кризису. Уже в настоящее время, пока только введены первоначальные меры реализации «новаций», отрасль отреагировала на них снижением поставок рыбы и рыбопродукции на внутренний рынок, ростом цен на рыбу и рыбопродукцию и, как следствие, снижением потребления рыбной продукции населением страны.

191220192.jpg

191220192_1.jpg

В создавшихся условиях и в целях предотвращения «вползания» рыбной отрасли в кризис необходимо отменить внесенные поправки в Закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов 2004 года, касающиеся «аукционов на квоты в воде», «инвестиционных квот» и платности за пользование рыбными ресурсами. Таких положений нет ни в одном из действующих законов в странах с развитым рыболовством и рыночными отношениями, с которыми мы конкурируем за сырьевые ресурсы, в том числе и на мировых рынках. Последнее ведет еще и к снижению нашей конкурентоспособности.

Все это стало возможным ввиду продолжающего кризиса по управлению отраслью на федеральном уровне. Низким статусом Федерального агентства по рыболовству, ограниченностью его функций и подчиненность Министерству сельского хозяйства. Такая система управления рыбным хозяйством, как показала практика, не оправдала себя. Как и ранее считаю, следует, учитывая значение рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности населения страны и международными особенностями при промысле в морях и океанах, создать Министерство рыбного хозяйств России со всеми соответствующим, для его надлежащей деятельности, функциями.

191220193.jpg

Признать ошибочным принятие решений по изменению базовых основ Закона 2004 года без учета мнений рыболовной общественности и органов власти приморских субъектов Российской Федерации. Внести по данному вопросу соответствующие поправки в Закон 2004 года, включая наделения приморских субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов.

Поддерживаю предложения в проект Резолюции, внесенные в ходе выступивших до меня представителей союзов, ассоциаций, объединений рыбаков. Настаиваю и на включении в проект Резолюции и высказанных мною предложений.

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
 <  Июнь   <  2020 г.