Последние публикации

27 Ноя 2020
Икорного короля взяли за жабры
27 Ноя 2020
Придорожная торговля рыбой и икрой попала под санкции
27 Ноя 2020
Итоги контрольно-надзорной деятельности в период лососевой путины 2020 года.
27 Ноя 2020
В поисках точки опоры
27 Ноя 2020
Мурманская компания увеличит производство филе рыбы за счет постройки траулера в 2022 году
27 Ноя 2020
О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота
27 Ноя 2020
Цена экспорта филе выращенной трески из Норвегии продолжает расти при снижении уровня поставок
27 Ноя 2020
О задержании 3526 кг рыбы без ветеринарных сопроводительных документов
27 Ноя 2020
В Мьянме запущен проект «умного» совместного управления рыбными запасами
27 Ноя 2020
Подводные технологии помогут бороться с незаконным промыслом в Австралии
27 Ноя 2020
Под сомнительный треск льда на озере Буссе собралось не меньше сотни рыбаков
27 Ноя 2020
2 тонны рыбы-лапши зашло в сети сахалинских добытчиков
27 Ноя 2020
Как прошел нерестовый период?
27 Ноя 2020
В Челябинске подвели итоги рыбоохранной работы и наградили инспекторов
27 Ноя 2020
Более 50 тысяч сеголеток черного амура выпустили в озера Песьво и Удомля Тверской области
27 Ноя 2020
За январь-октябрь 2020 года объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов вырос на 7%
26 Ноя 2020
Почти 40 тыс. мальков черноморского лосося выпустили в реку Мзымта в Сочи
26 Ноя 2020
На Сахалине рыбаки массово проваливаются под лед озера Буссе в погоне за корюшкой
26 Ноя 2020
На Ямале впервые создадут цех по производству рыбной муки
26 Ноя 2020
На Вологодчине выращено более 600 тонн товарной рыбы
26 Ноя 2020
Предприятиям-экспортёрам на Камчатке планируют возмещать часть затрат на доставку экспортной продукции
26 Ноя 2020
403 тонны углохвостой креветки добыли сахалинские рыбаки
26 Ноя 2020
Ожидается, что в этом году вьетнамский экспорт пангасиуса вырастет до 1,5 млрд долл. США
26 Ноя 2020
Партия икры морского ежа из Мурманска направлена на промышленную переработку
26 Ноя 2020
Спрос на норвежскую мороженую скумбрию вырос на 19 процентов
26 Ноя 2020
Датская AKVA заключила крупную сделку по проекту аквакультуры лосося в Китае
26 Ноя 2020
В Северо-Охотоморской подзоне убили на 34 морских зайца больше, чем было можно
26 Ноя 2020
Двое охинцев выудили на реке Булкунар 517 тушек горбуши и кеты
26 Ноя 2020
Три новых причала введут в эксплуатацию в мае следующего года
26 Ноя 2020
На 23 ноября российские рыбаки добыли свыше 4,5 млн тонн водных биоресурсов
26 Ноя 2020
Суды встают на защиту прав рыбоводных хозяйств
26 Ноя 2020
На водоемах УрФО инспекторами рыбоохраны за неделю выявлено более 70 нарушений
25 Ноя 2020
Трутнев: Конфликта между рыбаками и бизнесом на Дальнем Востоке нет
25 Ноя 2020
Более 600 кг черной икры задержали на трассе в Иркутской области
25 Ноя 2020
Промысловые компании Сахалина начали реализовывать свежую рыбу по доступной цене
25 Ноя 2020
«Вкусы России»: поддержим камчатскую продукцию!
25 Ноя 2020
Красный прилив
25 Ноя 2020
Сахалин поддержал инициативу по закрытию российских портов для судов-браконьеров
25 Ноя 2020
Тонну курильского минтая не выпустили из Омской области в Казахстан
25 Ноя 2020
Власти Удмуртии до 2025 года планируют вложить почти 350 млн рублей в производство рыбы
25 Ноя 2020
Восстановить прибрежный промысел
25 Ноя 2020
Еще двум компаниям из Мурманской области одобрены заявки на получение статуса резидента Арктической зоны РФ
25 Ноя 2020
Российская рыбопродукция ждет согласования ветсертификатов с Египтом
25 Ноя 2020
Организована проверка по факту происшествия с рыболовецкими судами в Баренцевом море
25 Ноя 2020
Трагедия реки Камчатки
25 Ноя 2020
Проект Роспотребнадзора о новых требованиях к маркировке продуктов раскритиковали
25 Ноя 2020
Путин подписал закон об упрощении возврата НДС при экспорте рыбы
25 Ноя 2020
Омуля в Байкале все больше, но до разрешения рыбной ловли еще далеко
25 Ноя 2020
Россия и Республика Беларусь обсудили вопросы охраны и рационального использования водных биоресурсов
25 Ноя 2020
Вылов пелагических видов рыб на 96% превышает показатели прошлого года

Подписка на новости

Тревожные Думские торжества

3865
Эксклюзив

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 17 декабря 2019 года прошла научно-практическая Конференция: «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее по тексту «Конференция» – Автор). Конференция была организована по инициативе рыбаков – ВАРПЭ и Комитета Госдумы по аграрным вопросам.

В ее работе приняли участие депутаты, сенаторы Федерального Собрания, представители федеральных, региональных органов власти, союзов, ассоциаций рыбаков, специалисты рыбной отрасли и ученые.

Открывая Конференцию, председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы академик РАН и РАСН, д. с. н., профессор В.И. Кашин отметил важность для рыбной отрасли принятого в 2004 году Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее по тексту Закон 2004 года - Автор) и привел убедительные факты его положительного влияния на развитие отрасли.

Выступивший на Конференции заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – Руководитель Федерального агентства по рыболовству к.э.н. И.В. Шестаков, также подтвердил важность Закона 2004 года для рыбохозяйственного комплекса. Но не преминул подчеркнуть, что решением Президиума Госсовета от 2015 года в него были внесены серьезные поправки, меняющие принципиальную суть многих положений Закона. Такие, например, поправки, как введение «инвестиционных квот - квот под киль» для стимулирования строительства рыболовных судов на российских верфях и строительства береговых рыбоперерабатывающих фабрик. По мнению И. Шестакова все эти поправки позволят рыбакам построить 43 судна, а также 25 береговых фабрик для переработки рыбы. А затем первый руководитель Росрыболоства, для кого Закон о рыболовстве должен был служить как капитану судна штурвал, начал в буквальном смысле хоронить Закон, пятнадцатилетие которого отмечалось на Конференции – он напрямую высказался за необходимость процесса кардинального изменения базового законодательства. Эти изменения, по его мнению, должны способствовать увеличению отдачи ОТ тонны улова, ОТ объемов воспроизводства водных биоресурсов, ОТ развития аквакультуры (выделено мной - Автор) и по другим направлениям.

Практически все выступающие в один голос говорили о том, что вносимые во времена Шестакова поправки в Закон о рыболовстве ведут к колоссальным материальным потерям и направлены на разрушение рыбной отрасли.

Но ни Кашин, ни Шестаков в своих выступлениях даже не упомянули о том, что против внесения поправок в Закон 2004 года, касающихся «инвестиционных квот-квот под киль» и «аукционов на квоты краба в воде» выступило все союзы, ассоциации, объединения рыбаков и исполнительные органы власти приморских регионов. Не была ими доведено до сведения участников Конференции и информация о том, кто являлся истинными инициаторами этих «новаций», направленных на передел рыбной отрасли. Не получен был и ответ на вопрос, куда пошли «выжитые» из рыбацких предприятий, занимающихся промыслом краба, более 120 млд. рублей?

Не услышали представители рыбацкой общественности ответа на свой вопрос заместителю Министра сельского хозяйств – Руководителю Федерального агентства о рыболовстве И. Шестакову во имя чего и для кого введены инициированные Росрыболовством по чьей-то олигархической прихоти упомянутые выше поправки в Закон 2004 года?

Не объяснил он рыбацкой общественности и какова главная цель деятельности того, что является в его понимании «рыбохозяйственным комплексом» (об этом термине ниже в моих тезисах – Автор).

Обеспечивать работой российские судоверфи? Ведь по существу создана добровольно-принудительная система финансирования рыбаками отечественных судостроителей.

Увеличение экспорта рыбы и рыбопродукции? Но это ведет к уменьшению поставок рыбопродукции на внутренний рынок и как следствие к росту ее розничных цен.

Словом, вопросов к штабу отрасли после выступления его руководителя только прибавились.

Другую оценку положению дел в отрасли, в отличие от И. Шестакова, дал в своем кратком выступлении лидер ЛДПР, депутат Госдумы В.В. Жириновский. Отметив большое значение рыбной отрасли в обеспечении рыбой и рыбопродукцией населения страны, он посетовал, что мало, по существа ее почти нет, свежей и качественной рыбы в продаже. Да и цены высокие. Управление такой огромной и сложной отраслью незначительным по своим возможностям Агентством при Министерстве сельского хозяйства не позволяют ему, в силу ограниченности функций и низкого статуса, решать задачи рыбаков на самом высоком – государственном – уровне. Надо, подчеркнул В. Жириновский, создать Министерства рыбного хозяйства.

От регионов, союзов, ассоциаций, объединений рыбаков, специалистов и ученых, участвующих в Конференции и пожелавших высказаться, заявилось почти 30 человек. Выступило всего 10. Но и они были ограничены временными рамками – не более 5 минут. Все представители рыбацких бассейновых объединений и федерального уровня – Союза рыболовецких колхозов и ВАРПЭ отметили положительное значение для отрасли Закона 2004 года и необходимости сохранения его основ в будущем. Особо настаивали выступающие на сохранение «исторического принципа», неизменности действия его на период уже заключенных договоров и не допущении «аукционов на квоты в воде» для рыбных объектов. Были высказаны и ряд других предложений, касающихся чрезмерного контроля на промысле и в море, взаимоотношений с пограничной, таможенной службой и другие. Не осталось без внимания рыбаков и предложение ФАС, которое касается повального проведения аукционов на все водные биоресурсы каждые 3 года. К сожалению, руководства ФАС, хотя и приглашалось на Конференцию, но не пожелало принять в ней участия и вступить в прямой диалог с рыбацкой общественностью. Видимо, как и прежде, ФАС приверженный своей «аукционной идей» продолжит ее лоббирование через правительство, возглавляемое Д.А. Медведевым.

Свои предложения рыбаки, а часть из них были переданы в письменном виде, просили включить в Рекомендации Конференции. На это председательствующий В.И. Кашин заверил, что доработка Рекомендаций будет осуществлена с участием представителей рыбаков.

Но суть не в рыбацких рекомендациях: они имеют значение только в одном случае – КОГДА К НИМ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ, КОГДА В НИХ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ.

Весьма показательно, что Заместитель Минсельхоза-Руководитель Росрыболоства И.В. Шестаков от заключительного слова отказался.

И это симптом: рыбацкие чаяния снова будут выброшены за борт корабля, который называется рыбной отраслью России.

Поэтому торжества по поводу пятнадцатилетия Закона о рыболовстве по своему финалу больше походили на похороны, точнее на тождественные его проводы…

19.12 2019 года
В.К. Зиланов

Р.S. Как приложение к данному тесту привожу тезисы моего выступления, которое не удалось полностью представить на Конференции ввиду ограниченности моего выступления 3 минутами.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ» ОТ 2004 ГОДА ДЛЯ СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА: ПРОШЛОЕ И БУДУЩИЕ

(Тезисы)

В.К. Зиланов, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, профессор, заслуженный работник рыбного хозяйства России

Прежде, чем изложить тезисы моего доклада, позволю обратить внимание участников Конференции, что в ее наименовании использовано выражение «рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации». И это подается якобы в связке с 15-летием Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов от 30 декабря 2004 года.

Однако в п.20 ст.1 Закона 2004 года определено единственное понятие отрасли как: «Рыбное хозяйства – вид деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (выделено автором)». Ни в одной из статей Закона 2004 года нет упоминаний или ссылок на словосочетание «рыбохозяйственный комплекс», как нет и его определения в других законодательных актах Российской Федерации. В этой связи, полагаю наименование самой темы Конференции должно соответствовать основным понятиям, определенным Законом 2004 года. Именно это и используется в моем выступлении.

Принятие Федерального Закона 2004 года было вызвано необходимостью предотвратить дальнейшее разрушение под влиянием введенных ранее Правительством Российской Федерации аукционов на квоты водных биоресурсов в воде, как рыбных запасов, так и самого рыболовства. Аукционная система привела к росту браконьерства, теневой экономике, падению вылова, потреблению рыбы и рыбной продукцией населением страны, зависимостью рыболовных российских компаний от иностранного капитала. Все это привело, наряду с другими факторами, к глубокому кризису рыбной отрасли.

Разработка Закона 2004 года велась в тесном взаимодействии с депутатами Государственной Думы, с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с представителями общественных неправительственных союзов, ассоциаций рыбной отрасли, специалистами и учеными в данной области. Такой подход позволил выработать соответствующие нормативно правовые нормы, которые, при применении их на практике, вывели рыбную отрасль за сравнительно короткий период из глубокого кризиса и придали ей вектор развития.

За 15-летний период действия Закона 2004 года увеличился вылов, производство пищевой рыбной продукции, потребление рыбы и рыбной продукцией населением страны. Улучшились экономические показатели рыбной отрасли, возросли налоговые поступления от деятельности отрасли, как на региональном, так и федеральном уровнях. Было предотвращено разрушение рыбных и иных водных биоресурсов. Ликвидировано браконьерство и создана система мониторинга за запасами биоресурсов и рыболовством, как в районах промысла, так и в портах.

191220191.jpg

Закон 2004 года впервые в нашей стране ввел систему наделения пользователей квотами на вылов по «историческому принципу» и на долгосрочной основе – вначале на 5 лет, затем на 10 лет. Такой подход законодателей сделал систему наделения пользователей квотами на вылов прозрачной, исключающей влияние чиновников и кого-либо от вмешательства в этот процесс. Впервые в новой России рыбный бизнес перестал быть зависимым, по крайне мере, по этому, важнейшему вопросу, от госчиновников разного уровня.

Бизнес, поверив в долгосрочный характер такого законодательства, приступил к модернизации и обновлению основных производственных фондов и прежде всего рыболовных судов. Это наглядно видно на результатах деятельности предприятий, фирм, компаний Северного бассейна, который ведет свою рыбопромысловую деятельность, в отличие от других бассейнов, например Дальневосточного, в основном в 200-мильных зонах иностранных государств по соответствующим межправительственным соглашениям и в открытых водах Мирового океана. Последнее требует прозрачности национального рыболовства и следования его законодательству не только страны флага судна, но и законодательству государства, допускающей наш флот в свою 200- мильную зону, а так же мерам регулирования рыболовства в открытом море, определяемые международными межправительственными организациями.

В Закон 2004 год за 15-летний период его применения было внесено более 30 поправок. Ряд из них был объективным и исходил из практики применения отдельных его положений и необходимости их совершенствования. Другие, по моему мнению, - субъективные плоды «творчества» чиновников федерального уровня, а их около 20, и все они внесены в 2016 - 2019 годах. Анализ последних показывает, что они ведут к пересмотру и изменению основ концепции Закона 2004 года. Прежде всего, это касается пересмотра «исторического принципа» и возвращения к не оправдавшим себя на практике «аукционам на квоты вылова в воде» и введением «инвестиционных квот - квоты под киль» для строительства рыболовных судов на российских верфях, а так же строительства рыбоперерабатывающих береговых фабрик.

Анализ этих «новаций» показывает, что они ведут к очередному вхождению рыбной отрасли в стагнацию и затем, если не будут приняты соответствующие меры, к ее застою и к очередному кризису. Уже в настоящее время, пока только введены первоначальные меры реализации «новаций», отрасль отреагировала на них снижением поставок рыбы и рыбопродукции на внутренний рынок, ростом цен на рыбу и рыбопродукцию и, как следствие, снижением потребления рыбной продукции населением страны.

191220192.jpg

191220192_1.jpg

В создавшихся условиях и в целях предотвращения «вползания» рыбной отрасли в кризис необходимо отменить внесенные поправки в Закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов 2004 года, касающиеся «аукционов на квоты в воде», «инвестиционных квот» и платности за пользование рыбными ресурсами. Таких положений нет ни в одном из действующих законов в странах с развитым рыболовством и рыночными отношениями, с которыми мы конкурируем за сырьевые ресурсы, в том числе и на мировых рынках. Последнее ведет еще и к снижению нашей конкурентоспособности.

Все это стало возможным ввиду продолжающего кризиса по управлению отраслью на федеральном уровне. Низким статусом Федерального агентства по рыболовству, ограниченностью его функций и подчиненность Министерству сельского хозяйства. Такая система управления рыбным хозяйством, как показала практика, не оправдала себя. Как и ранее считаю, следует, учитывая значение рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности населения страны и международными особенностями при промысле в морях и океанах, создать Министерство рыбного хозяйств России со всеми соответствующим, для его надлежащей деятельности, функциями.

191220193.jpg

Признать ошибочным принятие решений по изменению базовых основ Закона 2004 года без учета мнений рыболовной общественности и органов власти приморских субъектов Российской Федерации. Внести по данному вопросу соответствующие поправки в Закон 2004 года, включая наделения приморских субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов.

Поддерживаю предложения в проект Резолюции, внесенные в ходе выступивших до меня представителей союзов, ассоциаций, объединений рыбаков. Настаиваю и на включении в проект Резолюции и высказанных мною предложений.

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Ноябрь   <  2020 г.