Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!
Да и на бумаге не было гладко! Эксперты предупреждали, что ни победители крабовых аукционов, ни судостроители не готовы выполнить требования законодательства по локализации производства. О сорванных стройках инвестиционных объектов и судов за последние три года написано немало и о прыгающей стоимости, и о нарушеных графиках, и о регистре, и о судебных разбирательствах, и прочее, и прочее. С краболовами, похоже, будет ещё смешнее. Глеб Франк из Русской рыбопромышленной компании через полгода, точнее сказать, 180 дней должен представить в Росрыболовство контракты с верфями на строительство краболовов. А для этого ему предстоит вслед за разрушением базового исторического принципа наделения квотами российского рыболовного законодательства разломать, как минимум, ещё постановление правительства. Четыре года назад Председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В тексте самого постановления речь идет о критериях подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и о порядке и правилах получения заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Согласно требования к проектам по строительству объектов на территории Российской Федерации для победителей крабовых аукционов, включая сроки их реализации и примерную стоимость (утверждены постановлением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. N 1112) «При строительстве судна должны соблюдаться требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», действующие на начало строительства судна. В приложении к постановлению от 17 июля 2015 г. N 719 есть раздел XVIII «Продукция судостроения», в котором перечислены все возможные типы рыболовных судов, а также работы, узлы и механизмы, которые должны быть изготовлены и/или выполняться в России. Причем предусмотрено поэтапное увеличение локализации производства на российских верфях. Так с 1 января 2020 г. технический проект или проектная документация судна в постройке, рабочая конструкторская документация и технологическая документация должны сопровождаться 3D моделями и предоставляться в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет. По корпусу масса плоскостных и объемных секций (блоков) и материалов (металл, композитные материалы, лакокрасочные материалы), изготовленных на территориях стран - членов Евразийского экономического союза, должна составлять по отношению к массе корпуса судна к 2020 году не менее 50 процентов (к 2022 году не менее 70 процентов, к 2024 году не менее 90 процентов). При монтаже основных систем, должно использоваться оборудование и механизмы, произведенные на территориях стран - членов Евразийского экономического союза (с 1 июня 2020 г. не менее 8 операций и/или узлов из перечня, с 1 июня 2022 г. – не менее 16, а с 1 июня 2024 года – все узлы и операции. То есть, проблемы начинаются с проекта. Эксперты обращают внимание на то, что в настоящее время все суда, строящиеся по инвестквотам, в основном в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, - это иностранные проекты с использованием иностранного комплектующего оборудования и механизмов. Контракты заключены до 2020 года, и положения постановления N 719 их не затрагивают. Современных российских проектов с использованием российских комплектующих нет. На их разработку требуется время, которое в основном будет потрачено на поиск российских, белорусских или казахстанских производителей нужного оборудования. При этом не факт, что таковые будут найдены. Речь идет о судовых двигателях мощностью до 10000 кВт, включая вспомогательные двигатели и генераторы, грузоподъемных механизмах (краны, лебедки и т.д.), оборудовании для маневрирования (винты фиксированного шага, подруливающие устройства, рулевые машины винты регулируемого шага), палубном оборудовании (шпили, брашпили, буксирные и швартовые лебедки), системах вентиляции, пожаротушения, котлах, парогенераторах, навигационном и рыбопоисковом оборудовании и так далее. Проблема не в том, что Глеб Франк не успеет за 180 дней подписать контракты на строительство судов. Проблема в том, что эти суда не начнут строиться до 1 июня 2020 года, то есть, до начала действия постановления N 719, а значит придется решать проблему локализации, как это предусмотрено правительственным документом.
Александр Савельев, |